История развития медико-социальной экспертизы в постсоветской и современной России Кистенев В. В. , Хуторная Е. В.
1Кистенев Виталий Валентинович /Kistenev Vitalij Valentinovich - кандидат исторических наук, доцент,
кафедра теории и истории культуры, факультет искусствоведения и межкультурной коммуникации,
Белгородский государственный институт искусств и культуры;
2Хуторная Елена Витальевна /Hutornaja Elena Vital'evna - студент, факультет лечебного дела и педиатрии,
Медицинский институт,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: в статье исследована история развития медико-социальной экспертизы в постсоветской и современной России. Определено, что после 2010 г. работа бюро МСЭ строилась в тесном взаимодействии с центрами занятости населения, органами социальной защиты населения, учреждениями
здравоохранения, что позволило добиться эффективных результатов реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов.
Ключевые слова: медико-социальная экспертиза, социальная защита, инвалидность, социальное страхование, реабилитационные центры.
Начало новому, современному этапу развития службы положил Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый 24 ноября 1995 г. В соответствии с ним и принятыми на его основе нормативными правовыми актами на территории России на базе ВТЭК повсеместно стали создаваться бюро МСЭ.
Преобразование врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу было обусловлено переходом государства к рыночной экономике. Изменившиеся экономические условия привели к появлению безработицы, которая повлекла неконкурентоспособность инвалидов при трудоустройстве и стала ее еще более заметной. Это и стало предпосылкой изменения социальной политики в отношении инвалидов [2, с. 83].
С принятием нового законодательства в области социальной защиты инвалидов изменилось не только название службы, но и ее задачи. Раньше практические задачи ВТЭК сводились, в основном, к определению характера нетрудоспособности, установлению группы инвалидности, времени и причин ее наступления и определению трудовой рекомендации.
Эти задачи сохранились у медико-социальной экспертизы и сейчас. Но их число пополнили разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, определение их потребности в различных видах социальной защиты и ряд других мероприятий, направленных на профилактику инвалидности и повышение качества социальной защиты инвалидов. Таким образом, главной задачей медико-социальной экспертизы стало выявление реабилитационного потенциала инвалида и разработка комплекса мероприятий с целью возврата человека к полноценной жизни [5, с. 27].
Изменения коснулись и штата учреждений медико-социальной экспертизы. Наряду с врачами-экспертами участие в освидетельствовании граждан стали принимать специалисты по реабилитации и социальной работе.
Последний этап реорганизации учреждений медико-социальной экспертизы начался в 2008 г., когда в соответствии с указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав), в ведении которого находились учреждения медико-социальной экспертизы, было ликвидировано. Функции упраздняемого Росздрава были переданы Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА России) [1, с. 151].
Согласно Положению о Федеральном медико-биологическом агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве»), ФМБА России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая организацию проведения медико-социальной экспертизы.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. № 295-н был утвержден Административный регламент по проведению медико-социальной экспертизы. Административный регламент по проведению медико-социальной экспертизы - это сводный документ, который обобщает всю нормативно-правовую базу по медико-социальной экспертизе и прописывает общий порядок работы МСЭ простым, четким и доступным языком, что очень важно для граждан, которым непросто ознакомиться со всеми документами, которые регламент объединяет. С его помощью человек будет знать, какие требования избыточны. Административный регламент предусматривает описание последовательности действий не только гражданина, но и специалистов, предоставляющих эту государственную услугу [4, с. 287].
В регламенте впервые были четко прописаны сроки предоставления услуги - после подачи заявления на проведение экспертизы выделено максимум 30 дней. Указан полный перечень необходимых документов при подаче заявления гражданином, а также требования к условиям и организации обслуживания лиц направленных на освидетельствование. Кроме того, подача заявлений, получение направлений и получение решений федеральных государственных учреждений МСЭ может осуществляться в электронном виде посредством Единого портала государственных услуг.
В целях реализации задач, возложенных на медико-социальную экспертизу, работа бюро МСЭ строилась в тесном взаимодействии с центрами занятости населения, органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, отделениями Фонда социального страхования РФ. Это позволило добиться эффективных результатов реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов [3, с. 90].
С 1 января 2005 г. медико-социальная экспертиза была передана в ведение Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, в 2008 г. - в ведение Федерального медико-биологического агентства, в 2012 г. - в ведение Минтруда России. К принципиальным изменениям в задачах, возложенных на службу, это не привело.
Сегодня, как и прежде, деятельность медико-социальной экспертизы осуществляется во взаимодействии с различными организациями, работающими в сфере занятости и обучения инвалидов, с реабилитационными центрами, учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения.
И основной, самой главной целью деятельности этой службы остается разработка мероприятий для создания инвалиду равных с другими гражданами условий участия в жизни общества, поддержанию экономических связей, возможности чувствовать себя полноценным гражданином.
Литература
1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов до 2000 г. и далее. Международные нормы и стандарты, касающиеся проблем инвалидов. - М., 2000.
2. Социальная сфера России: социологический анализ (1990 - 2000 гг.). / Под редакцией В. И. Жукова. - М., 2001.
3. Ушакова Л. Е. Дети-инвалиды в современном обществе. [Электронный ресурс]: Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21994745 (дата обращения:
15.06.2015) .
4. Коновалов Я. С., Лебедев И. В., Чернова О. А. История возникновения и развития домов престарелых и других учреждений призрения в России. [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17388768 (дата обращения:
23.06.2015) .
5. Чернова О. А., Коновалов Я. С., Ильницкий А. Н., Лебедев И. В. Исторические и медико-социальные аспекты пребывания пожилых людей в домах престарелых. [Электронный ресурс]: Современные проблемы науки и образования, 2011. № 6. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17388768 (дата обращения: 20.06.2015).