Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 46-53
УДК 27-9
Диакон Антоний (Косъх Антон Николаевич) Общецерковная аспирантура и докторантура имени святъх равноапостольнъх Кирилла и Мефодия
История развития Китайской Автономной Православной Церкви в период реформ
Ключевые слова: возрождение; Русская Православная Церковь; Китайская Автономная Православная Церковь; Синод; Патриарх; церковная община; китайское православное духовенство; дипломатия; соглашение; Китайская Народная Республика.
Возрождение Китайской Автономной Православной Церкви является одной из важнейших целей и задач для Русской Православной Церкви в XXI веке. В статье предлагается общий обзор истории этого процесса, взаимоотношений между русской церковной и светской властью Китая, мер по нормализации жизни КАПЦ в современный период, описание существующего положения.
О реальной возможности восстановления церкви в Китайской Народной Республике сложно говорить без значимой поддержки со стороны Русской Православной Церкви [1]. Следует учитывать, что полное восстановление работы церковной жизни в российских реалиях проходило долгие годы, поэтому помощь зарубежному православию пришла несколько позже. Главной же задачей и главной помощью со стороны Матери-Церкви — РПЦ является рукоположение епископов и пресвитеров для Китайской Автономной Православной Церкви (сокращенное название КАПЦ).
После «оттепели» в 1980-е годы китайское православие не получило статус официальной религии. На сегодняшний день существование православной веры с привязкой к национальным меньшинствам признается китайским правительством в тех районах, где имеются русские общины (Северо-Восток КНР, Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) и Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ)) [2, с. 116]. Поскольку официально статус православия не признан, места для собраний мирян не организованы и разрозненны.
Китайской Автономной Православной Церкви (КАПЦ), несмотря на большую подготовительную работу, пока не удалось организовать первый Собор. Отец Дионисий Поздняев (настоятель прихода в Гонконге) пояснил данную ситуацию следующим образом: «Об автономности правильнее будет говорить, как о желаемой модели православной Церкви. Ранее существовавшая (середина прошлого века) модель была единственно целесообразной, поскольку после провозглашения КНР русские миссионеры были вынуждены покинуть страну. Православная автономия — именно тот статус, который наиболее предпочтителен для Церкви в КНР» [15].
По мнению китайских ученых, роль православия в китайской культуре чрезвычайно высока в контексте сохранения русских общин и единения всей нации. Важно отметить, что видение проблемы изнутри несколько отличается от позиции, отстаиваемой российскими исследователями: в первом случае делается акцент на интегрирующую роль Православия для эмигрантов из Советского Союза; во втором случае подчеркивается важность миссионерской роли православия [19, с. 233]. Ученые из Китая скептично видят перспективы развития православного христианства, к примеру, китайский философ Линь Юйтан считает, что православие не имеет перспектив развития [10, с. 315].
Сравнительный анализ разных христианских деноминаций показывает, что на территории КНР формирование православной веры не является экспансивным, в сравнении с развитием других ветвей христианства. Агрессивный характер насаждения, присущий протестантизму, у православия отсутствует, причем само вероучение существует скорее локально. Переплетение православной веры, культуры эмигрантов и простых китайцев сформировало своеобразный мир провинции Хэйлунцзян. Данный пример можно рассматривать в качестве успешной северо-восточной модели формирования православия в КНР [19, с. 236]. В отдельных провинциях с местами компактного проживания славянских народов благодаря православной вере культурное наследство их родины сохранено в большей степени. По мнению национальных исследователей, «правильное славление», «благочестие» помогало сохранить устои русской культуры в эмигрантской среде. Ч. Юнван полагал, что православная вера стала для русских своеобразным барьером, препятствующим ассимиляции с ханьцами — коренными представителями народа Китая [24, с. 203]. Другие ученые, например, Лян Чжэ [21, с. 85], отмечали незначительную роль Православия, которое недостаточно позитивно воспринимается в обществе.
Имеются и другие отличия в особенностях формировании китайского православия. Бесспорно, сюда следует отнести локальный характер развития православия. Если проводить аналогию с развитием общин католиков и протестантов, переживающих в нынешних реалиях очевидный расцвет, то общины православных мирян явно ощущают дефицит крепких уз и традиций. «Одна из ключевых проблем, характерных для русской миссии — малочисленность общин и недостаточность ресурсов» [15]. Православие в Китае локализовано, во-первых, приграничными зонами СУАР и АРВМ. На этих территориях проблемы выражены сложнее, чем во внутреннем пространстве, что обусловлено наличием религиозных противоречий и их искусственным нагнетанием во многом из-за активизации националистической пропаганды [23, с. 46].
Второй особенностью формирования китайского православия является отсутствие института православного священства: на сегодняшний день в КНР и специальном административном районе Гонконг только 3 православных священника. Один из последних священников Григорий Чжу скончался в 2000 г. По-прежнему не выбран предстоятель этой Церкви. 17 февраля 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил, что до момента избрания Предстоятеля КАПЦ
духовная работа с верующими будет проводиться Святейшим Патриархом. Глава китайского государства о данном решении был уведомлен весной 1997 года [7].
Митрополит Волоколамский Иларион, обращаясь к верующим, отметил, что даже меньшинство православных верующих, проживающих в КНР, имеет полное право на служение Богу. Верующие, ввиду отсутствия священнослужителей не могут принять участие в богослужении, т.е. теряется возможность жить полноценной христианской жизнью, участвовать в евхаристии. Церковь нуждается в подготовленных священнослужителях, но не может гарантировать получение высшего духовного образования для всех желающих, а запрос на развитие православия в КНР с каждым годом возрастает [9].
С 2003 года храм Петра и Павла в Гонконге возглавил священник Дионисий Позд-няев [16].
9 декабря 2014 года в истории развития православия в Китае произошло знаковое событие: в Хабаровске по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для православного прихода св. апостолов Петра и Павла в Гонконге был рукоположен сначала в диаконы, потом в священники этнический китаец Анатолий Кунг [15].
Результатом работы совместной группы по сотрудничеству в религиозной сфере 17 мая 2015 года стало достигнутое соглашение «о рукоположении в сан священника китайца, получившего образование в РФ». Диакон Александр Юй Ши 4 октября был торжественно рукоположен в храме духовной академии Санкт-Петербурга. Отец Александр стал первым священником, получившим духовное образование в академии и рукоположенным в соответствии с договоренностями, достигнутыми с китайской властью [25].
В КНР религиозная политика сводится к следующему — «самостоятельно избирать и рукополагать». Такой подход существенно затрудняет становление института православия [11]. Негативным фактором влияния на развитие православия выступает отсутствие православной среды как условия появления местного духовенства.
Третьей особенностью становления православия в КНР выступает локальный характер формирования и социальная база. Характерной особенностью для китайских провинций является немногочисленность православных верующих (10—15 тыс. чел). По другим (официальным) оценкам число верующих не превышает 2 тысячи человек [2, с. 116]. По оценкам отца Дионисия, прихожанами православных храмов являются потомки семей от смешанных браков из среды эмигрантов. Учитывая, что деятельность миссионеров и иностранные проповеди в Китае официально не разрешены, можно говорить о существовании объективной тенденции постоянной ассимиляции русского меньшинства коренными китайцами [15].
Православных мирян целесообразно разделить на две группы: 1) русские граждане, временно проживающие на территории Китая, 2) потомки переселенцев из СССР и их дети, рожденные в смешанных браках. Данная категория населения имеет общепризнанный статус национального меньшинства «эцзу», т.е. русских. Принадлежность к этой общности определяется косвенно, на основе так называемой самоидентификации. Весомым критерием идентификации в качестве русских явля-
ется принадлежность к православной вере. Основными местами проживания этой категории китайских граждан являются АРВМ, СУАР и провинции Хэйлунцзян [21, с. 82]. Интересно отметить, что в районе АРВМ русские проживают более компактно. Учитывая сложившиеся реалии, китайское руководство инициировало создание русской национальной волости Шивэй [22]. Православие здесь имеет официальный статус религии для нацменьшинств. Средой распространения религиозных православных традиций считается провинция Хэйлунцзян, СУАР, Трехречье, города Харбин, Пекин, Шанхай, Гонконг и др. [19, с. 231—232].
Благодаря новому курсу китайского правительства удалось возобновить деятельность многих религиозных объединений, однако, по отношению к православию делать оптимистические прогнозы рано. КАПЦ по-прежнему воспринимается как институт российского нацменьшинства, представленного общинами на обособленных китайских территориях. На русское нацменьшинство, как считается, следует и далее распространять политику сохранения культурного многообразия [20, с. 86].
В начале 80-х прошлого века совместными усилиями мирян и представителей духовенства удалось добиться разрешения на реставрацию храмов. В 1986 году восстановлен храм св. Николая в Урумчи (храм до сих пор не освящен из-за отсутствия священнослужителя, молитвы прихожане здесь читают самостоятельно). В 1990 году — храм, посвященный святому Иннокентию Иркутскому в Лабдарине (его освящение было совершено шанхайским священником Михаилом Ваном, 30 августа 2009 г.) [7]. В 1995 году — храм во имя св. Иоанна Предтечи (Хуаншань) [14]. В Кульдже было закончено строительство Свято-Никольского храма (2000 год). Правительство профинансировало возведение храма в Чугучаке.
Позиция китайского руководства в отношении восстановления храмовых объектов свидетельствовала о твердом искоренении ошибок прошлого, хотя масштабы строительства нельзя назвать соизмеримыми (например, из 18 разрушенных в середине ХХ века храмовых объектов Аргуни восстановлен только один).
На сегодняшний день здесь зарегистрированы четыре места религиозного поклонения (храмы в Харбине, Лабдарине, Инине, Урумчи), а также идет формирование церковной общины в Харбине [16].
В 2002 году началась реконструкция Успенского храма в столице Китая. Группа православных верующих обратилась за помощью в Московскую Патриархию. Первые шаги по восстановлению некогда действующего храма были сделаны благодаря содействию МИД РФ. Летом 2009 работы по возрождению Успенского храма были завершены, и сегодня здесь проводятся православные богослужения, однако граждане КНР не могут посещать службы [5].
Отдельно необходимо выделить работу храма св. апостолов Петра и Павла в Гонконге. Храм не функционировал 30 лет, и его деятельность официально была возобновлена с 2008 года. Богослужения стал проводить отец Дионисий. Вскоре из Австралии в храм была доставлена святыня — икона апостолов Петра и Павла, символ преемственности с предыдущим, закрытым православным приходом Гонконга [15].
В течение четырнадцати лет силами прихожан было осуществлено около ста изданий богослужебной, вероучительной, житийной литературы и переводов на ки-
тайский язык книг катехизического характера. На сегодняшний день переводы религиозной литературы в КНР ориентированы исключительно на православных верующих и служат единой цели — восстановлению православной веры на территории Китая. В 2014 году приход Петра и Павла в Гонконге открыл первое китайское православное издательство «China Orthodox Press» [8].
Перед современными миссионерами стоит важная задача — создание адекватных переводов. Весомый вклад в переводы религиозных текстов удалось внести М.В. Румянцевой. Усилиями специалиста в 2008 году был издан «Русско-китайский словарь православной лексики», предложен уникальный метод перевода на один из наиболее сложных восточных языков [18, с. 74].
К уникальным изданиям, публикующим православные тексты, следует отнести «Китайский благовестник», издаваемый РДМ в КНР с 1904 года под названием «Известия Братства Православной Церкви в Китае» [3, с. 80]. Печатный орган РДМ непосредственно связан с организацией миссионерской деятельности в Китае.
Большую роль в развитии российско-китайских отношений продолжают играть уникальные личности, священнослужители, прилагающие много усилий для восстановления православия в КНР.
В данном контексте необходимо выделить роль настоятеля протоиерея Дионисия Поздняева из Гонконга. С 2006 года отец Дионисий проводит богослужения и в других городах КНР, осуществляет переводы православных текстов. На территории генконсульства РФ в Шанхае с 2005 года проводит богослужения священник Алексий Киселевич, священник Александр Юй Ши служит и проповедует в Покровском храме Харбина, отец Сергий Воронин является настоятелем Успенского храма в Пекине.
Отметим вклад в развитие КАПЦ протодиакона Евангела Лу Яфу (скончался в марте 2017 года). Протодиакон многое сделал для становления православия в КНР, особенно для изучения церковнославянской грамоты. В честь упокоения старейшего клирика православия на отпевании были оглашены соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на русском и китайском языках [4]. К категории известных фигур китайского православия также необходимо отнести ныне покойных протоиерея Александр Ду Лифу и священника Григория Чжу, отца Михаила Вана. Личности священнослужителей КНР необходимо воспринимать как весомый фактор возрождения православной веры.
Многие исследователи отмечают, что, учитывая холодное отношение со стороны китайской власти, деятельность православной церкви по многим критериям нельзя назвать успешной. Власти Китая достаточно настороженно воспринимают малейший намек на стороннее влияние, инициируемое РФ в отношении поддержки местного православия. Китайские исследователи полагают, что такая позиция властей не будет способствовать налаживанию добрососедских связей между государствами [21, с. 80]. С другой стороны, возможно, главным объектом Русской Духовной Миссии во все времена являлась не столько миссионерская деятельность, сколько научные исследования и дипломатия [3, с. 80].
За последнее десятилетие духовное образование в семинариях РФ получили десятки учащихся из православной среды КНР, несколько человек данной группы готовятся принять сан священника. Вопрос согласования с китайской властью процедуры начала деятельности священнослужителей, прошедших обучение в России, успешно решался на уровне сформированного Совета при президенте Российской Федерации. Благодаря усилиям двух стран китайские студенты со временем смогут полностью реализовывать своё призвание в качестве православных священнослужителей.
Примером положительного решения вопросов сотрудничества двух стран в сфере культуры можно назвать содействие реконструкции храма св. Александра Невского в городе Ухань, в чем неоценимую помощь оказал Святейший Патриарх во время своего визита в КНР (2013 год) [6]. Попутно были затронуты вопросы жизни современной православной общины в китайской провинции, согласованы подходы в отношении реставрации храмовых комплексов и др. знаковых памятников православия на территории Китая [12]. Необходимо также выделить и успехи в сфере сотрудничества между государственными органами двух стран, благодаря чему стало возможно подписание двух меморандумов о взаимодействии в религиозной сфере. Итоговым результатом достигнутых соглашений стало проведение священнослужителями служб на территории дипломатических консульств КНР [9].
Вскоре состоялся ответный визит делегации Китая по делам религий в резиденцию Святейшего Патриарха Кирилла. Глава китайской делегации отметил, что подобные контакты полезны и способствуют развитию православного учения на территории Китая [12].
Недавняя встреча председателя КНР Си Цзиньпина с Патриархом Кириллом (2015) показала готовность китайской власти идти навстречу в вопросах нахождения консенсуса по многим вопросам, включая разрешение проблем, имеющих место в религиозной сфере [17], поскольку православие сегодня выступает одним из связующих звеньев в развитии культуры между народами РФ и КНР.
Литература
1. Андреева С.Г. Тяньцзинский и Пекинский договоры. Участие Пекинской духовной миссии в их заключении // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы Международной научно-практической конференции. 2011. С. 3.
2. Афонина Л.А. Феномен религиозных объединений в КНР // Азиатско — Тихоокеанский регион: экономика, политика, право.2016. № 4. С. 103-118.
3. Бирюкова К.В. История РДМ в Китае на страницах «Китайского Благовестника» // Вестник Брянского ГУ. 2015. №3. С.80-84.
4.В Шанхае простились со старейшим священнослужителем Китайской Автономной Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата: [сайт]. URL:www.patriarchia.ru/db/text/4830962.html(дата обращения 30.10.2017).
5. В Пекине отметили пятилетие освящения Успенского храма // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей: [сайт]. URL: www.mospat.ru/ru/2014/10/20/news109848/ (дата обращения 31.10.2017).
6. Завершилась реставрация здания Александро-Невского храма в китайском городе Ухань // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей: [сайт]. URL: www.mospat. ru/ru/2015/08/07/news121706/ (дата обращения 31.10.2017).
7. История прихода // Храм святых апостолов Петра и Павла в Гонконге: [сайт]. URL: https:// www.orthodoxy.hk/ru/parish/history_of_parish/ (дата обращения 01.11.2017).
8. Китайская Автономная Православная Церковь // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата: [сайт]. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/1143899. html (дата обращения 31.10.2017).
9. Курто О. И. Современные проблемы православной церкви в Китае // Общество и государство в Китае. 2012. №42.С. 343-355.
10. Линь Ю. Китайцы — моя страна и мой народ // Сюэ Линь. 1995. С. 460.
11. Лукин А.В. Статус китайской автономной православной церкви и перспективы православия в Китае // Аналитические доклады. МГИМО, Выпуск 4 (39). 2013. С. 44.
12. Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с руководителем Государственного управления КНР по делам религий // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей: [сайт]. URL: www.mospat.ru/ru/2014/07/15/news105533/ (дата обращения 31.10.2017).
13. Поздняев Д. прот. Православная церковь в Китае в период проведения политики реформ и открытости // Православие^^ [сайт]. URL:http://www.pravoslavie.ru/38213.html (дата обращения 31.10.2017).
14. Поздняев Д. прот. Православие в Китайской Народной Республике: пути воссоздания религиозной жизни в рамках модели церковной автономии // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата: [сайт]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1327791.html (дата обращения 21.10.2017).
15. Поздняев Д. прот. Православие на китайском языке. Гонконгский священник — о том, как живут православные приходы в коммунистическом Китае // Православие^^ [сайт]. URL: http://www.pravoslavie.ru/95976.html (дата обращения: 31.10.2017).
16. Сборник материалов выставки. Православие в Китае // Благовещенская епархия РПЦ: [сайт]. URL:http://mission.blaginform.ru/pravoslavie-v-kitae (дата обращения: 31.10.2017).
17. Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем китайской народной республики Си Цзиньпином // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей: [сайт]. URL: www.mospat.ru/ru/2015/05/08/news118852/ (дата обращения 31.10.2017).
18. Соколов Н., прот. Современное духовное состояние православия в Китае // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского ГУ. 2009. №19. С.74-76.
19. Фань Ч. Православие в провинции Хэйлунцзян КНР: размышление о будущем и диалог с прошлым // Известия Иркутского ГТУ. - Серия «Политология. Религиоведение».2015. Т. 11. С. 231-237.
20. Цзи C. Религии Китая. Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, 2004. С. 180.
21. Чжэ Л. Православие в контексте современных российско-китайских отношений: взгляды китайских ученых // Вестник РУДН, серия Международные отношения. 2015. № 1. С.79-87.
22. Чжэ Л. Православие «китайских русских» в Трехречье (КНР): некоторые итоги исследований китайских этнологов // Проблемы Дальнего Востока. 2014. №6. С. 101-129.
23. Чжан Ю. Фактор православия в обмене культуры между Китаем и Россией (на кит.яз.): магистерская диссертация HNU., 2009. С. 46.
24. Чжэн Ю. Русское православие и культура провинции Хэйлунцзян // Эхо истории православия на территории провинции Хэйлуцзян. 2010. С. 201—206.
25. Юй Александр Ши // Энциклопедия "Древо": [сайт]. URL: http://www.drevo-info.ru/ articles/13672553.html (дата обращения: 31.10.2017).
Kosykh A.N.
deacon, Ss Cyril and Methodius School of Post-Graduate and Doctoral Studies
The history of the development of the Chinese Autonomous orthodox Church in the period of
reforms
Key words: revival; Russian Orthodox Church; Chinese Autonomous Orthodox Church; Synod; Patriarch; church community; Chinese Orthodox clergy; diplomacy; agreement; People's Republic of China.
The revival of the Chinese Autonomous Orthodox Church is one of the most important goals and tasks for the Russian Orthodox Church in the 21st century. The article offers a general overview of the history of this process, the relationship between the Russian Orthodox Church and government of China, measures to normalize the life of the CAOC in the modern period, and a description of the current situation.