Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2018. С. 57-62
УДК 27-9
Диакон Антоний (Косъх Антон Николаевич) Общецерковная аспирантура и докторантура имени святъх равноапостольнъх Кирилла и Мефодия
Православие в Китае: 1685—1978 гг.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Русская духовная миссия в Пекине, дипломатия, миссионерство, Китайская Автономная Православная Церковь, Митрофан Цзи, культурная революция.
В настоящей статье рассматривается история Православия на территории современного Китая, начиная с 1685 года и до начала периода реформ в 1978 году. Рассказывается об особом положении и роли Русской Духовной Миссии в Пекине, её дипломатических функциях и научных достижениях, годы расцвета миссии и трагических событий 1900 года. После революции в России, цели и задачи Православной Церкви в Китае поменялись, а после победы коммунистической партии и становления КНР у Церкви появились новые вызовы и благодаря исповедничеству пастырей и мирных граждан, смогла выстоять, пережить гонения.
Впервые о христианской вере на земле Китая услышали в далеком I столетии — по преданию, именно на это время приходится проповедь апостола Фомы.
Первая христианская Церковь появилась в Поднебесной в VII веке, в период правления династии Тан. Несторианские миссионеры пришли на китайскую землю из Персии, восточно-сирийская Церковь, которую они представляли, получила название в Китае «сияющая вера» (цзинцзяо).
Православие было утверждено на территории Китая пленными казаками-ал-базинцами в 1685 году. При этом сам процесс развития Церкви в Китае в первую очередь связан с деятельностью Российской духовной миссии, которая в течение первых 150 лет своего существования в Китае также исполняла и дипломатические функции [4].
Император Петр I, осознавая значимость развития православия на китайских землях, неоднократно писал о целесообразности развития духовной миссии для Китая, призывая православных миссионеров на территории Сибири к активным действиям в Империи Цин. После кончины первого православного священника в Пекине Максима Леонтьева в 1711 или 1712 году пленные албазинские казаки попросили российское правительство отправить к ним нового священнослужителя, который бы занимался их духовным окормлением. В 1713 году была учреждена Российская духовная миссия в Китае, и её первым начальником был назначен архимандрит Илари-он (Лежайский). Данные события положили начало православному миссионерству не только в Китае, но и на всем Дальнем Востоке [2].
После смерти о. Илариона митрополит Тобольский Филофей (Лещинский) предложил императору Петру I направить в Китай епископа. В 1721 г. иеромонах Иннокентий (Кульчицкий) получил должность начальника второй миссии Российской
духовной миссии в Китае и был поставлен во епископа Переяславского. Однако он так и не получил разрешения китайских властей на въезд в страну. После нескольких лет ожидания на границе с Китаем, в 1727 году Святейший Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Являясь первым Иркутским святителем, он приступил к открытию училища православных миссионеров при Вознесенском монастыре, где с особым уклоном преподавались монгольский и китайский языки. Святитель Иннокентий Иркутский по праву считается одним из небесных покровителей Православной Церкви в Китае. В его честь было основано Православное Братство, был открыт храм миссионеров в Тяньцзине, а также построен храм в Пекине [6].
Кяхтинский договор между Россией и Китаем, подписанный в 1727 году, устанавливал: на территории Русского подворья в Пекине вправе проживать только четверо священников и аналогичное число учеников Миссии. Более того, они были не вправе покинуть страну когда пожелают, и были обязаны дожидаться смены (очередного состава миссионеров). Последние прибывали из России лишь через целую декаду [4]. Тот факт, что между странами имелась официальная договоренность, стал надежной защитой статуса Миссии. Вместе с тем, наличие договора существенно ограничило проповеднические функции миссионеров в Китае.
Особо примечателен тот факт, что православное миссионерство никогда не становилось причиной религиозной или политической вражды между Российской и Китайской империями. В XIX столетии в результате «опиумных войн» страны Запада существенно усилились и получили полную свободу действий в Китае. К примеру, если даже из-за бытового конфликта погибал западный миссионер, то страны Запада тут же реагировали, инициируя военные действия против китайского населения. Российская духовная миссия не знает подобных инцидентов.
Почтительное и во многом лояльное отношение православных верующих к властям Китая и культурным особенностям страны обусловили продолжительный период их мирного сосуществования. Православные миссионеры изучали историю, язык и культуру Поднебесной [4].
Православная Миссия в Китае породила ряд талантливых и преданных своему делу ученых в области китаеведения. Работы архимандрита Иакинфа (Бичурина), который возглавлял Миссию в первой половине XIX века, все еще авторитетны среди современных ученых. Отец Иакинф взял на себя сбор, переработку и перевод колоссального числа документов, в которых содержались сведения о гражданской истории Китая, политическом укладе страны, земледелии, конфуцианстве. Начальник 13-й (1849—1859) и 15-й (1865—1878) миссий в Пекине архимандрит Палладий (Кафаров), уроженец Казанской губернии (с. Старошешминск) был создателем китайского-русского словаря, одним из основоположников русской академической синологии.
Начиная с 1864 года, православная миссия была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского посольства. В 1882 году миссийский воспитанник Митрофан Цзи (1855—1900) был рукоположен во диакона и священника епископом Ревельским Николаем (Касаткиным) в Воскресенском кафедральном соборе г. Токио. Он стал первым китайским (по происхождению) священником.
Начало XX столетия характеризуется образованием многочисленной паствы с собственным епископатом. Китайские христианские верующие принимали православие группами, о чем свидетельствуют исторические заметки в «Китайском Благо-вестнике» начала 20 века. Одна из представительных групп посетила православную церковь Ханькоу в 1901 году. Они внимательно осмотрели церковь, задавали вопросы священнослужителю, интересуясь особенностями богослужения, православными традициями и праздниками. Некоторые рассказывали о том, что в их местности уже действовали протестантские миссии. Перед тем как уйти, они сообщили священнику о своем желании принять православную веру [1]. Также в данный период началось активное строительство новых православных храмов, что в том числе отмечается на страницах «Китайского Благовестника».
Значительное укрепление Миссии не оградило китайских православных верующих от трагических событий 1900 года. Во время восстания ихэтуаней мученический венец приняли более 200 православных китайцев. Архимандрит Иннокентий (Фигу-ровский) писал: «в ночь с 11 на 12 июня боксеры вооружились факелами, распределились на группы по всем частям Пекина и начали нападать на дома христиан. Они жестоко с ними расправлялись, истязали, принуждали отречься от Христа. Многие под страхом пыток и смерти вынужденно отреклись от Православия. Некоторых не пугали даже страшные мучения — они принимали смерть со всем мужеством во имя Христа» [6]. Среди тех, кто не побоялся смерти, оказался и первый китайский священнослужитель иерей Митрофан Цзи. В 1902 году Святейшим Синодом был издан указ, который установил совершать ежегодное поминовение китайских ново-мучеников. Их мощи были погребены в усыпальнице храма Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае. Многие из мощей не были подвержены тлению [3].
Изначально по предложению обер-прокурора Синода Победоносцева К.П. планировалось закрытие Миссии, чтобы избежать жертв. Этому воспрепятствовал первенствующий член Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), который настаивал на продолжении деятельности миссионеров в Китае. Он добился увеличения ассигнования Миссии и скорректировал ее деятельность, сделав упор на развитие проповедничества. В начале XX столетия были созданы православные миссионерские станы, которые специализировались на проповеди среди китайцев (были закрыты в 1919 году). В это время число китайцев, принявших Православие, достигло 6 200 человек.
В 1917 году в России все сотрясалось от революционной бури, в Китай хлынул многотысячный поток русских беженцев, и Церковь в Китае сосредоточила все усилия на духовном окормлении вынужденных переселенцев. Однако изгнанничество более полумиллиона русских дало свои плоды. Среди главных чудотворцев нового времени стоит выделить Иоанна Шанхайского, который получил известность благодаря подвижническому образу жизни и особо добродушному отношению к людям.
Русская Церковь находилась в столь сложной ситуации после революции, что связь между ней и Миссией в Китае оборвалась. После революции Миссия находилась в подчинении Зарубежному Архиерейскому Синоду, сохранив первоначальное
наименование. Миссия становится ядром первой православной епархии в Поднебесной, но после прихода к власти коммунистов оказалась в довольно сложной ситуации.
В период становления КНР одной из главных фигур китайского православия стал архиепископ Пекинский Виктор (Святин). Известный российский китаевед В.Г. Дацышен в подробностях описывает период его служения на Пекинской кафедре в 1933 — 1956 гг. Он указывает, что владыкой Виктором было предложено сразу несколько путей развития православного миссионерства среди населения Китая. Среди таковых были культурное, благотворительное, хозяйственное [2].
В 1956 году Отдел культов при Государственном совете Китая согласился с назначением главы Китайской Автономной Православной Церкви (КАПЦ). 30 мая 1957 года в Москве прошла архиерейская хиротония епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана), который и возглавил КАПЦ.
Согласно подходам руководства КПК, взаимодействие между светскими и религиозными институтами в КНР должно осуществляться посредством «патриотических религиозных организаций». Однако создать такую православную организацию не удалось. В итоге КАПЦ не добилась признания на высшем уровне и осталась лишь совокупностью разрозненных приходов, разбросанных по всему Китаю.
Ситуация осложнялась тем, что Православная Церковь оставалась единственной религиозной структурой в Китае, которая полностью отказалась от прав имущественного характера [3]. Все принадлежавшее ей имущество из-за давления советских властей пришлось передать правительству Китая.
Во времена «культурной революции» последовали массовые гонения на православных христиан, что разрушало привычный церковный уклад жизни. Православие как институт в Китае было практически уничтожено. Как и в СССР, многие храмы были снесены, а часть отдана на переоборудование под хозяйственные нужды. Церковное имущество изымали, богослужебную утварь уничтожали на месте, а любое проповедничество на территории Китая подпадало под строжайший запрет [6]. Хун-вэйбины жестоко расправлялись со священнослужителями, рушили церкви [2], что привело православную жизнь к абсолютному упадку.
В самые жестокие годы культурной революции КАПЦ смогла выжить благодаря мужеству мучеников и исповедничеству пастырей, а также мирных граждан, многие из которых были подвержены страшным пыткам, а выживших приговаривали к ссылкам. Многие вспоминают о мученическом подвиге протоиерея Стефана У Чжи-цюаня (1925—1970), который был последним из настоятелей Свято-Алексеевского храма. Отец Стефан подвергался пыткам на протяжении двух дней, над ним публично издевались и мучили. После его перевели в тюрьму и казнили. Сегодня его могила расположена на кладбище Санкэшу (Харбин) [6].
Даже в невообразимо сложных условиях Православная Церковь в Китае смогла выстоять и обрести новых прихожан. Гонения на православных миссионеров и верующих, постоянные ссылки, массовые казни, публичные пытки и лишения — все это было серьезным испытанием для православных верующих. Но даже методы «культурной революции» не сломили глубокой и искренней веры православных китайцев, однажды уверовавших в Христа.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем послании по случаю 50-летию Китайской Автономной Православной Церкви подчеркнул: «Верю, что Китайская Православная Церковь, по Промыслу Божию устроенная трудами русских миссионеров, украшенная подвигом китайских мучеников, исповед-ничеством многих своих верующих, восстанет после перенесенных ею страданий и просияет в благодатной семье Православных Церквей» [5].
12 мая 2013 года в Посольстве России в Пекине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к китайским верующим: «Вы совершили подвиг: не имея священников, может быть даже, в какой-то момент жизни не имея надежды, все-таки сохранили православную веру. Сейчас мы с вами являемся свидетелями больших перемен и в жизни Китая, и в жизни России.
Сейчас два китайских студента учатся в духовных школах — один в Петербурге, а другой в Москве — и желают стать священниками. Надеюсь, появятся и другие, кто захочет стать священником. Очень надеюсь, что будут зарегистрированы приходы Китайской Православной Церкви и что в какой-то момент появится китайский епископ, чтобы Китайская Православная Церковь могла иметь полную жизнь: сама рукополагать священников, организовывать места для богослужения и проповедовать Евангелие.
Ну а пока этого еще нет, Русская Церковь и лично Патриарх несут ответственность перед Богом, перед историей и перед всеми вами за судьбу китайского Православия. Мы уже начали создавать проект светлого будущего Китайской Православной Церкви» [8].
Литература
1. В провинциях Китая // Китайский Благовестник. 1907. № 5—6. С. 1—5.
2. Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 240 с.
3. Китайская Автономная Православная Церковь // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата: [сайт]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1143899. html (дата обращения 31.03.2018).
4. Ломанов А.В. Православие в Китае вчера, сегодня, завтра // Православие и мир: [сайт]. URL: http://www.pravmir.ru/pravoslavie-v-kitae-vchera-segodnya-zavtra/ (дата обращения: 04.02.2018).
5. Патриаршее приветствие участникам конференции, посвященной 50-летию Китайской Автономной Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата: [сайт]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/328265.html (дата обращения: 04.02.2018).
6. Поздняев Д., прот. Православие в Китае (1990—1997). М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1998. 277 с.
7. Православие в Китае / под ред.: Титаренко М. Л. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2010. 251 с.
8. Святейший Патриарх Кирилл: Мечта о светлом будущем Китайской Православной Церкви начинает реализовываться // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей: [сайт]. URL: https://mospat.ru/ru/2013/05/13/news85047/ (дата обращения: 16.04.2018).
Deacon Antoniy Kosykh Ss Cyril and Methodius School of Post-Graduate and Doctoral Studies
Orthodoxy in China: 1685—1978
Keywords: Russian Orthodox Church, Russian Orthodox mission in Beijing, diplomacy, missionary work, Chinese Autonomous Orthodox Church, Mitrofan Chi Sung, cultural revolution.
This article examines the history of Orthodoxy on the territory of modern China from 1685 up to the beginning of the reform period in 1978. It tells about the particular position and the role of the Russian Orthodox Mission in China, its diplomatic functions and scientific achievements, the years of prosperity of the Mission and the tragic events of 1900. After the revolution in Russia, the goals and tasks of the Orthodox Church in China changed, and after the victory of the Communist Party and the establishment of the PRC, the Church faced new challenges, but owing to the confession of pastors and civilians, it managed to endue and survive the persecution.