Научная статья на тему 'История развития хосписов'

История развития хосписов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3783
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ / ХОСПИС / МИЛОСЕРДИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Чепурных Асия Яковлевна, Савиных Елена Александровна

Развитие хосписного движения есть одно из высших проявлений гуманизма и соблюдения прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития хосписов»

УДК 616-056.2:616-006.6-082-082.5-083+614.21(091)

А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХОСПИСОВ

A.Ya. Chepurnykh, Ye.A. Savinykh HISTORY OF HOSPICE DEVELOPMENT

ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава

Развитие хосписного движения есть одно из высших проявлений гуманизма и соблюдения прав человека.

Ключевые слова: онкологические больные, хоспис, милосердие, качество жизни.

Development of the hospice movement is one of the highest manifestations of humanism and human rights.

Key words: cancer patients, hospice, beneficence, quality of life.

Проблемы клинической онкологии остаются в центре внимания медиков всего мира. Несовершенство профилактики, несвоевременная диагностика и неутешительные результаты лечения ведут к неуклонному росту числа онкологических больных IV клинической группы и смертности от рака во всем мире. Всемирная Организация Здравоохранения считает, что если подобная тенденция сохранится, то смертность от злокачественных новообразований вскоре выйдет на первое место в мире среди причин смерти. В связи с достаточно большим (75%) количеством пациентов, имеющих неизлечимую или терминальную стадию заболевания, становится актуальным вопрос о соответствующей помощи таким пациентам, то есть о паллиативным лечении. Хоспис дает такую возможность.

Хоспис -это не только медицинские, но и гуманитарные учреждения, идея этих заведений вытекает из достаточно высокого уровня цивилизованности, гуманности общественных нравов и представлений.

Исторически слово «хоспис», этимологически не связанное со смертью, в более поздние периоды получило ряд неожиданных значений, перекликающихся с целями и задачами сегодняшнего хосписа. Латинское слово hospes первоначально означало гостя. Но в познеклассические времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также хозяина, а слово hospitalis, прилагательное от hospes, означало "гостеприимный, дружелюбный к странникам". От этого слова произошло и другое - hospitium, означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а впоследствии, и место, где эти отношения развивались. Эквивалент в древнееврейском языке имеет то же значение гостеприимства. Хотя большинство раннехристианских хосписов заботилось в большей мере о душевном покое своих гостей, они прикладывали все усилия, чтобы заботиться о теле, считали их паломниками на важном пути, пути духовного совершенствования [3].

Сегодняшние принципы работы хосписов, создававшихся для облегчения страданий в основном раковых больных на поздних стадиях развития болезни, берут свое начало еще в раннехристианской эре [3]. Зародившись вначале в Восточном Средиземноморье идея хосписов достигла Латинского мира во второй половине четвертого века нашей эры, когда Фабиола, римская матрона и ученица святого Джерома (Jerom) открыла хоспис для паломников и больных. С этого времени множество монашеских орденов прилагали значительные усилия, чтобы выполнить заповедь из притчи об овцах и козлах - накормить алчущего, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или узника.

Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для истощенных или больных людей. Однако хосписы не отказывали в помощи и окрестным жителям [5].

Заботу о неизлечимо больных и умирающих принесло в Европу христианство [5]. Античные медики, следуя учению Гиппократа, полагали, что медицина не должна "протягивать свои руки" к тем, кто уже побежден болезнью. Помощь безнадежно больным считалась оскорблением богов: смертному человеку, даже наделенному даром врачевания, не пристало сомневаться в том, что боги вынесли больному смертный приговор.

Первое употребление слова хоспис в применении к уходу за умирающими появилось лишь в 19 веке [4]. К этому времени часть средневековых хосписов закрылось из-за Реформации.

В 1842 Жане Гарнье (Jeanne Garnier) , открыла первый из приютов для умирающих в Лионе [17]. Он назывался хоспис, а также "Голгофа". Еще несколько были открыты позже в других местах Франции.

Тридцать лет спустя, в 1879 году ирландские Сестры Милосердия независимо от хосписов Жане Гарнье основали Хоспис Богоматери для умирающих в Дублине. Орден Матери Марии Айкенхэд был основан значительно раньше, еще в начале века, этот орден всегда заботился о бедных, больных и умирающих, но хоспис Богоматери был первым местом, созданным специально для ухода за умирающими. К тому времени, когда орден открыл еще один хоспис, хоспис Святого Иосифа в лондонском Ист-Энде в 1905 году, в городе уже действовали, по меньшей мере, три протестантских хосписа, которые назывались "Дом отдохновения" (открылся в 1885 году), "гостиница Божия", позднее "хоспис Святой Троицы" (открылся в 1891 году) и основанный Говардом Барретом и Методисткой миссией в Восточном Лондоне "дом святого Луки для бедных умирающих" (открылся в 1893 году) [4]. Другим вкладом хосписа св. Луки в Хосписное движение и, таким образом, в целую отрасль паллиативной медицины было установление режима регулярного приема морфина, наркотика, до сих пор применяющегося в медицине для снятия сильных болей. Регулярный (по требованию) режим выдачи обезболивающего был действительно огромным шагом вперед в деле ухода за больными с неизлечимыми стадиями рака [3].

В 1935 году Альфред Ворчестер опубликовал маленькую книжку "Уход за больными и умирающими", впоследствии ставшую классической. Этот автор по праву считается пионером в паллиативном уходе [5].

В 1967 году Дейм Сисили Сондерс основала хоспис Святого Христофера (St. Christopher's Hospice) - первый хоспис, в котором кроме купирования боли и других симптомов больные получали сострадание и поддержку, в котором начали открыто говорить с пациентами о смысле жизни и о смерти, в котором стало проводиться специальное комплексное обучение специалистов и научные исследования [6]. Идеи и труды Дейм Сисили Сондерс в корне изменили характер помощи, которую оказывают умирающим, и внесли изменения в лечебную практику принятую во всем мире. Она является вдохновителем для всех людей, занимающихся оказанием помощи умирающим больным [6].

Инициаторами общественного хосписного движения в США явились супруги Розмари Виктор Зорза. Сенсацию принесла книга супругов Зорза «Путь к смерти. Жить до конца». Они написали ее после смерти от рака их 25 -летней дочери. Она умерла в хосписе в Англии. Она прожила всего несколько месяцев и доказала, что умирая, не обязательно переживать тот ужас, что рисует нам воображение. Ее смерть - это своего рода победа в битве, выигранной у боли и страха [5].

К этому времени формируется концепция "тотальной" (всеобщей, всесторонней) боли, которая позднее ляжет в основу всей идеологии хосписа. С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру. С 1977 года в хосписе Святого Христофора начинает действовать Информационный центр, который пропагандирует идеологию хосписного движения, помогает только что созданным хосписам и группам добровольцев литературой и практическими рекомендациями по организации дневных стационаров и выездных служб [1].

Первой в России общиной сестер милосердия была Петербургская Свято-Троицкая обитель (1844), где наряду с женской больницей, приютом для приходящих детей, отделением сестер милосердия имелась также богадельня на 6 коек для неизлечимо больных [1, 2].

Первый в Москве профильный хоспис для раковых больных был открыт 8 ноября 1903 по инициативе онколога, профессора МГУ Л.Л. Левшина [1, 4]. В 1897 Левшин самостоятельно организовал сбор пожертвований у московских благотворителей. 12 февраля 1898 он получил одобрение проекта на правлении МГУ. К этому моменту, только купцы Морозовы вложили в раковый фонд 150 000 рублей, поэтому даже в советские годы - до середины двадцатых годов - учреждение носило имя Морозовых. Построенный в 1903 Р. И. Клейном 4-этажный корпус на Погодинской улице первоначально вмещал только 65 коек в одноместных и двухместных палатах. По техническому оснащению, это было первоклассное для своего времени учреждение. Постепенно раковый институт на Погодинской превратился в полноценную лечебную и исследовательскую клинику, утратив в 1920-е гг. функцию хосписа - сегодня это Московский

научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена [4,5].

В 1904 году в г.Таганроге Ростовской области открыта больница №3. За свою вековую службу больница неоднократно меняла свой профиль и мощность. От маленькой, 25-коечной частной хирургической больницы в 1904 году, она выросла до многопрофильной 350-коечной в 1975 году, и так до 2003 года. В 2003 году в связи с реструктуризацией коечного фонда города больница сократилась до 90 бюджетных коек с двумя отделениями -хосписом и отделением сестринского ухода. Таганрогский хоспис - это отделение муниципального учреждения здравоохранения, не только оказывающее квалифицированную медицинскую помощь при симптоматическом лечении безнадежных онкологических больных, но и помогающее в решении социальных, психологических и духовных проблем, стоящих перед пациентом хосписа и его близкими [4].

В Санкт-Петербурге первый хоспис появился в 1990 году по инициативе Виктора Зорза - английского журналиста и активного участника хосписного движения. Его директором стал Андрей Владимирович Гнездилов. Через некоторое время в Москве создается Российско-Британская Ассоциация хосписов для оказания профессиональной поддержки российским хосписам. За это время произошли коренные изменения в подходе к решению организации паллиативной помощи онкологическим пациентам 4-й клинической группы. Хосписы и отделения паллиативной помощи прочно утвердились в системе здравоохранения как учреждения, призванные оказывать квалифицированную помощь онкологическим, инкурабельным больным иного профиля и членам их семей. Признание необходимости и эффективности такого вида помощи не ставится под сомнение и подтверждается открытием новых хосписов и отделений паллиативной помощи [5].

В 1992 году в Москве организуется небольшая группа добровольцев и медицинских работников, помогающая неизлечимо больным на дому. В 1997 году при финансовой и административной поддержке правительства Москвы, в центре города, на улице Доватора открывается новое здание для Первого Московского хосписа [4, 5]. В Москве пока пять хосписов. Это 150 стационарных коек плюс 600-700 пациентов, которые находятся на попечении выездной службы [1, 5].

Первый детский хоспис в России был открыт в Ижевске в 1997 г. на базе Детской городской клинической больницы №5 по инициативе главного врача и Управления здравоохранения Ижевска. Взрослого хосписа в Ижевске нет. С сентября 2006 года в Москве при Научно-практическом центре медицинской помощи детям работает так называемый Детский хоспис, сотрудники которого прилагают все усилия к тому, чтобы улучшить качество жизни прикованных тяжелой болезнью к постели или умирающих больных детей [1].

По инициативе профессора А.Е. Колосова в 1997 году в Кирове открыт один из первых в России хоспис - дом для раковых больных. Для знакомства

с опытом организации хосписов А.Е. Колосов выезжал в Израиль и США. Главным врачом хосписа с момента основания и до настоящего времени является Шулепов Сергей Аркадьевич. Ему удалось подобрать сплоченный коллектив единомышленников, обладающих чувством сострадания и милосердия к больным.

Хоспис обслуживает население Кировской области численностью 1380000 человек, поэтому существует очередь на лечение 2-4 недели. Стационар рассчитан на 32 койки. Согласно штатного расписания 8 пациентов обслуживают: врач, медсестра и младшая медицинская сестра, что значительно меньше чем в стационарах терапевтического профиля. Это позволяет больше внимания уделять каждому больному. Имеются выездные бригады, оказывающие помощь на дому. В штат сотрудников входит психотерапевт и хирург. Создана специальная молельная комната, где периодически ведется служба священнослужителем.

Развитие хосписного движения и открытие огромного числа этих учреждений в различных странах постепенно привело к тому, что понятие «хоспис» стало включать в себя не только тип учреждения для неизлечимо больных, но и концепцию ухода за умирающими больными. К 1987 г. паллиативная помощь была признана как специальность и определена как изучение и ведение пациентов с активным, прогрессирующим заболеванием, прогноз у которых ограничен. Основная цель при этом -поддержать качество жизни больного человека на достойном уровне. В США паллиативная помощь признана как подспециальность (subspe-cialty) [1].

В 1990г. ВОЗ определила паллиативную помощь как помощь, направленную не только против физической боли, но и против эмоциональной, социальной и духовной боли для того, чтобы достигнуть, по возможности, наилучшего качества жизни для пациента и его семьи [8].

• Услуги хосписа -бесплатны. За смерть нельзя платить, как и за рождение.

• Хоспис дом жизни, а не смерти.

• Контроль за симптомами позволяет качественно улучшить жизнь пациента.

• Смерть как и рождение - естественный процесс. Его нельзя торопить и тормозить. Хоспис является альтернативой эвтаназии.

• Хоспис - школа и поддержка родственников и близких пациента.

• Хоспис - система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи больным.

• Хоспис - это мировоззрение гуманизма.

Принципы паллиативной медицины положены в основу ФИЛОСОФИИ ХОСПИСНОЙ СЛУЖБЫ, которая во многом ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИДЕЕЙ, согласно которой это «не просто особая больница», это «ДОМ ДЛЯ ЖИЗНИ» [5, 7].

Страдания онкологических больных, особенно в заключительной стадии болезни, несравнимы ни с чем. Какими бы не были наши

представления о жизни и смерти, человек, обреченный на преждевременный уход из жизни, вправе умереть с достоинством.

Безусловно, развитие хосписного движения есть одно из высших проявлений гуманизма и соблюдений прав человека.

Список литературы:

1. Артамонов Р.Г. Паллиативная помощь // Медицинская кафедра. 2004. № 2. С. 106-109.

2. Гнездилов А.В., Иванюшкин А.Я., Миллионщикова В.В. Дом для жизни // Человек. 1994. № 5. С. 116-121.

3. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003. 320 с.

4. Миллионщикова В.В., Лопанов П.Н., Полишкис С.А. Хосписы. Москва, 2003. 280 с.

5. Сестринское дело т 2 / Под ред. Краснова А.Ф. М.: ГП «Перспектива», 2000. С. 412-426.

6. Сондерс С. Помощь умирающим // Здоровье мира. 1982. № 11. С. 16-19.

7. Хетагурова А.К., Эккрт Н.В. Проблемы организации паллиативной помощи населению // Сестринское дело, 2008. № 3. С. 30-32.

8. Чиссов В.И., Старинский В.В., Ковалев Б.Н., Ременник Л.В. Состояние онкологической помощи населению Российской Федерации // Российский онкологический журнал. 2006. № 1. С. 5-12.

Сведения об авторах:

Чепурных Асия Яковлевна - кандидат медицинских наук, доцент, и.о. заведующей кафедры пропедевтики внутренних болезней, e-mail: [email protected].

Савиных Елена Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.