глийского языка студенты, которые наиболее мотивированы получить только внешний результат, утратят интерес к изучаемому языку и, соответственно, не раскроют свой полный потенциал. Анализ анкетирования по выявлению уровня мотивации определил, что уровень внешней мотивации студентов выше, чем
Библиографический список
внутренний. Впоследствии была рассмотрена модель Келлера по главным компонентам, влияющим на повышение уровня внутренней мотивации, и предложены примерные задания для студентов неязыковых специальностей на уроках английского языка.
1. Патрахина Т.Н., Романчук К.П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Молодой ученый. 2015; № 7 (87): 461-464.
2. Малыгина А.В., Осин А.К. Направления методик стимулирования в истории образования и педагогической. Международный журнал экспериментального образования. 2014; № 7-1: 122-124.
3. Малова И.И. Современные стратегии и концепции системы мотивации и вознаграждения персонала на основе сбалансированной системы показателе. Менеджмент в России и за рубежом. 2010; №4.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005.
5. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960; № 3: 3-15.
6. Герцберг Ф., Майнер М.У. Побуждение к труду и производственная мотивация. Социологические исследования. 1990; № 1: 128-129.
7. Мотивация в дистанционном образовании. Модель Келлера. Ч. I. Available at: http://bakalavr-magistr.ru/news/188
8. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
9. Епифанова С. Формирование учебной мотивации. Высшее образование в России. 2000; № 3: 106-107.
10. Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вуза первого и четвертого курсов (сравнительный анализ). Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018; № 4. Available at: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/808
11. Саганенко ГИ., Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований. Советская социология. Москва, 1982; Т. 2.
12. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза. Психология в вузе. 2006; № 3: 15-28.
References
1. Patrahina T.N., Romanchuk K.P. Suschnost' i soderzhanie ponyatiya «motivaciya» v sisteme upravleniya. Molodojuchenyj. 2015; № 7 (87): 461-464.
2. Malygina A.V., Osin A.K. Napravleniya metodik stimulirovaniya v istorii obrazovaniya i pedagogicheskoj. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014; № 7-1: 122-124.
3. Malova I.I. Sovremennye strategii i koncepcii sistemy motivacii i voznagrazhdeniya personala na osnove sbalansirovannoj sistemy pokazatele. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2010; №4.
4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Smysl, 2005.
5. Rubinshtejn S.L. Problemy sposobnostej i voprosy psihologicheskoj teorii. Voprosypsihologii. 1960; № 3: 3-15.
6. Gercberg F., Majner M.U. Pobuzhdenie k trudu i proizvodstvennaya motivaciya. Sociologicheskie issledovaniya. 1990; № 1: 128-129.
7. Motivaciya v distancionnom obrazovanii. Model'Kellera. Ch. I. Available at: http://bakalavr-magistr.ru/news/188
8. Verbickij A.A., Bakshaeva N.A. Razvitie motivaciistudentov v kontekstnom obuchenii. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2000.
9. Epifanova S. Formirovanie uchebnoj motivacii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000; № 3: 106-107.
10. Ivanova E.E., Storozheva Yu.A. Osobennosti motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov vuza pervogo i chetvertogo kursov (sravnitel'nyj analiz). Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2018; № 4. Available at: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/808
11. Saganenko G.I., Yadov V.A. Motivaciya truda: problemy i puti razvitiya issledovanij. Sovetskaya sociologiya. Moskva, 1982; T. 2.
12. Bugrimenko A.G. Vnutrennyaya i vneshnyaya motivaciya u studentov pedagogicheskogo vuza. Psihologiya v vuze. 2006; № 3: 15-28.
Статья поступила в редакцию 28.10.22
УДК 021
Golubeva N.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected] Timofeeva M.V., Head of Office of Legal Support of Economic and Organizational Issues, Krasnodar Regional Universal Scientific Library n.a. A.S. Pushkin (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF LIBRARIES IN THE KUBAN REGION (MID-19TH CENTURY - EARLY 20TH CENTURY): HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM. The article provides an analysis of research in the field of development of the library sector in the culture of the Kuban in the period from the middle of the XIX century - the beginning of the Xx century, revealing: the prerequisites for the formation of the library network of the region; specific structure of libraries (regimental, public, folk, educational); activities of educational societies in the institutionalization of public libraries in the region; the degree of knowledge of the history of the city library named after A.S. Pushkin in Ekaterinodar as a cultural and educational institution of the Kuban Region. The authors substantiate the need for a holistic interdisciplinary historical and cultural study of the activities of libraries in the region as an institution that implements cultural, educational and educational functions, the development of scientific approaches of the bibliologist and teacher A.I. Slutsky in further studies of the influence of libraries on the development of culture and education in Kuban.
Key words: history of Kuban libraries, regimental libraries, public libraries, educational societies and city libraries of the Kuban region, public library named after. A.S. Pushkin, Ekaterinodar, source study base for the study of the history of the libraries of the Kuban region.
Н.Л. Голубева, д-р пед. наук, проф., Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
М.В. Тимофеева, нач. отдела юридического сопровождения экономических и организационных вопросов ГБУК Краснодарского края «Краснодарская
краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина», г. Краснодар, E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ (СЕРЕДИНА XIX ВЕКА - НАЧАЛО ХХ ВЕКА): ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
В статье дан анализ исследований в области развития библиотечной сферы в культуре Кубани в период с середины XIX века - начала ХХ века, раскрывающих предпосылки формирования библиотечной сети региона; видовую структуру библиотек (полковых, общественных, народных, учебных); деятельность просветительских обществ в институализации общественных библиотек региона; степень изученности истории городской библиотеки имени А.С. Пушкина г Екатеринодара как культурно-образовательного института Кубанской области. Авторы обосновывают необходимость целостного межпредметного историко-культурного исследования деятельности библиотек региона как института, реализующего культурно-просветительскую и образовательную функции, развитие научных подходов книговеда и педагога А.И. Слуцкого в дальнейших исследованиях влияния библиотек на развитие культуры и образования Кубани.
Ключевые слова: история библиотек Кубани, полковые библиотеки, общественные библиотеки, просветительские общества, городские библиотеки Кубанской области, публичная библиотека им. А.С. Пушкина г. Екатеринодара, источниковедческая база исследования истории библиотек Кубанской области.
Историческое знание формирования институциональной структуры социокультурной жизни региона является основой изучения и сохранения всей отечественной сферы культуры и образования как основы национальной идентификации общества. Изучение истории библиотек Кубанской области (середина XIX века - начало ХХ века) в контексте культурно-исторических, социально-политических процессов, выявление направлений их развития и взаимосвязи с деятельностью образовательных, общественных организаций позволит выявить предпосылки и специфику становления уникальных образовательной и библиотечной региональных структур, социокультурных результатов их деятельности среди всех категорий населения.
Цель данного исследования обусловлена необходимостью изучения инсти-туализации библиотек Кубанской области (середина XIX века - начало ХХ века), процесса развития их как провинциальных центров культуры и образовательной сферы региона.
Задачи исследования:
- дать анализ источниковой базы как основы исследования видовой структуры библиотек Кубанской области (середины XIX века - начало ХХ века);
- раскрыть степень разработанности исследований деятельности просветительных обществ Кубани, их влияние на развитие общественных библиотек;
- выявить степень изученности истории городской библиотеки имени
A.С. Пушкина (г Екатеринодар), ее роли как научно-методического и библиографического центра, обеспечивающего развитие образовательно-культурной сферы региона.
Научная новизна исследования. В статье представлен анализ исследований деятельности библиотек Кубанской области в хронологии развития их видовой структуры с середины XIX века - начала ХХ века в контексте развития системы региональной культуры и образования, выявлены лакуны целостной реконструкции формирования и развития библиотечной сферы Кубанской области в данный период.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследованиях истории развития и формирования системы культуры и образования Кубани.
Исследования историков, книговедов, библиотековедов О.В. Веровен-ко, А.И. Слуцкого, В.И. Лях, О.Г. Ажновой, Н.А. Коноваловой, С.А. Санеева,
B.В. Быковой, Л.М. Есипенко, Е.И. Кривковой, А.В. Вехова и др. являются ценным источником исторического воспроизведения роли библиотек в культуре и образовательной сфере Кубани. Особая роль в развитии северокавказской историко-книжной науки, изучении истории книжного и библиотечного дела Кубани принадлежит Аркадию Иосифовичу Слуцкому Стремление ученого собрать воедино существующий корпус различных видов источников для реконструкции историко-книжной реальности Кубани инициировало исследования в области библиотечного дела региона. В то же время автор неоднократно отмечал отсутствие монографических исследований, необходимость выхода из предметной фрагментарности к обобщающему исследованию истории формирования книжного и библиотечного дела Кубани. На возникновение библиотек, безусловно, повлияли интеграционные процессы в сфере экономики, образования, культуры, имеющие как свои региональные особенности, так и непосредственно взаимосвязанные с социально-экономическим развитием России в XIX - начале ХХ вв. Комплексное изучение истории библиотек Кубани даст возможность дальнейшего развития научного исследования историко-культурной среды региона, заложенного А.И. Слуцким в его труде «История книжного дела на Кубани: Проблемы формирования и функционирования книжного фонда региона, 1793-1917 гг» [1]. Нельзя не отметить, что в последние годы появились книговедческие, исторические работы, в которых история библиотек Кубани стала предметом научного анализа в контексте их роли в национальной культуре, социального развития региона. Появились исследования, раскрывающие особенности деятельности отдельных учебных, православных, полковых, народных, общественных библиотек.
Развитие библиотечной сети в регионе связано, прежде всего, с появлением православных библиотек, фонды которых создавались при церквях, монастырях, духовных училищах. Исследованию их значения в развитии образования и просвещения, науки и культуры Кубани посвящена диссертация Л.С. Финогиной [2]. Автор воспроизвел процесс организации православных библиотек Кубани с конца XVIII до начала XX в., раскрыл основные направления деятельности православных библиотек с позиций социально-экономических, конфессиональных особенностей региона.
Несмотря на то, что самыми многочисленными на территории Кубанской области являлись библиотеки средних и начальных учебных заведений, их деятельность не получила самостоятельного исследования. Библиотеки образовательных учреждений Кубани, как и детские, созданные до 1917 года, требуют пристального изучения в контексте развития педагогических идей и образовательных реформ в России (XIX - начало ХХ века), их трансляции в провинциальной сфере культуры и образования Кубани. (Развитие сети учебных библиотек на территории Черномории, как и во всей Российской империи, было инициировано Комитетом по устройству учебных заведений, подготовившему «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1826 г)).
Отправной вехой в изучении развития библиотечной сферы Кубани для большинства исследователей стал анализ влияния полковых библиотек Кубанского казачьего войска, получивших в 1863 году официальный статус образова-
тельного, культурного уровня казачества. Книговеды, историки, библиотековеды едины во мнении в том, что эти библиотеки могли лишь в определенной степени удовлетворять потребности общества, когда начали распространяться прогрессивные идеи в области экономики, образования, просвещения. Анализ отчетов библиотек, данных комплектования фондов библиотек в динамике позволяет выявить как читательские потребности, так и нормы и принципы их комплектования. Изучение деятельности полковых библиотек Кубани требует дальнейшей кропотливой работы с архивными документами, мемуарами современников. Отправной точкой для данного исследования являются работы А.И. Слуцкого. Ученый выявил два основных подхода в комплектовании полковых библиотек. Первый был обусловлен исполнением регламентирующих документов, требованием обязательного включения в фонд книг военной тематики. Второй основывался на возможности самостоятельного выбора новых поступлений, так как библиотеки располагали средствами, поступающими за пользование библиотеками частными лицами [3]. А.В. Сулиева в своем исследовании отмечает доказанность самостоятельности офицеров при выборе книг и периодических изданий для пополнения полковых библиотек, отсутствие списков обязательной к приобретению литературы [4]. Архивные источники подтверждают направленность полковых библиотек дать «всем желающим возможность читать периодические издания и произведения лучших русских авторов и тем удовлетворить необходимой потребности образованного общества, содействовать развитию в низших слоях общества стремления к грамотности...» [5].
Особенностью полковых библиотек Кубани было их отличие от традиционных войсковых. Они развивались как общественные библиотеки Кубанского казачьего войска. Ядро фонда составляли книги, периодические, учебные и картографические издания. Самые значительные библиотеки имелись в станицах Старощербиновской, Староминской, Новощербиновской, Успенской, где размещались управления полков [6]. В то же время мы полностью разделяем мнение А.И. Слуцкого о необходимости учитывать безусловный характер контроля комплектования фондов полковых библиотек со стороны военной и гражданской цензуры, когда «вводились дополнительные цензурные меры для контроля за чтением нижних чинов» [7]. Кропотливое изучение истории создания полковых библиотек Кубанского казачьего войска, принципов комплектования фондов, их влияния на формирование читательских интересов обусловило их первостепенную роль в формировании инфраструктуры библиотечного дела региона. (При переводе войсковых библиотек в отдельческие после Административной реформы 1870 г. они сохранили свои фонды и направленность на охват интересов всех групп населения Кубанской области). В этот период в России активно развивается литература, прогрессивные педагогические идеи, издательская, рекомендательно-библиографическая деятельность, стимулирующие процесс ин-ституализации библиотек, возрастания потребности общества в них. В обществе формируется понимание культурно-просветительской и образовательной миссии библиотеки. Процесс обоюдного осознания властью и населением Кубани необходимости создания в городах крупных публичных библиотек подтверждается рядом исследований роли органов местного самоуправления, земств, комитетов Попечительства о народной трезвости, частных лиц в распространении библиотек. Появление просветительных обществ в общественной жизни Кубани, безусловно, влияло как на образовательную деятельность в регионе, так и инициировало развитие библиотек.
Исследования А.И. Слуцкого, А.В. Сулиевой, Е.В. Четвериковой и др. посвящены деятельности просветительных обществ в общественно-политической, культурной и образовательной жизни Кубани, Дона, Ставрополья в конце XIX -начале XX в. В диссертационном исследовании Е.В. Четвериковой «Просветительные общества на Юге России в конце XIX - начале XX вв. На материалах Ставрополья, Дона и Кубани» (2005 г) появление библиотек на территории Кубани обосновывается возникновением сети просветительных обществ, куда входили и библиотеки [8]. В.В. Быковой в работе «Библиотечное дело на Кубани во второй половине XIX - первой половине XX вв.» предпринята попытка рассмотреть процесс формирования библиотечной системы Кубани с позиций ее включения в культурное пространство региона, в том числе и в дореволюционный период. Основное внимание уделено деятельности общественных библиотек, их формирование в середине XIX века автор обосновывает влиянием общероссийских процессов - ««внешних факторов» (государственные реформы) и «внутренних» условий (локальный уровень родственных сфер общественной жизни)» [9, с. 27]. В то же время временные границы исследования В.В. Быковой, восходящие к послевоенному периоду деятельности библиотек на территории Краснодарского края, оставляют множество лакун в деятельности библиотек Кубани в дореволюционный период. Изучение становления и развития провинциального библиотечного дела на Кубани А.В. Сулиевой посвящено периоду с 70-х годов 19 века до 1917 года. В работе раскрыты региональные особенности формирования публичных и народных библиотек, отличия в их финансировании, комплектовании, читательской аудитории, дан сравнительный анализ развития библиотек как части историко-культурной среды на примере Кубани, Ставрополья и Черноморской губернии [10]. Развернутый анализ деятельности народных и общественных библиотек Кубанской области в данный период в исследовании ограничен задачами широкого территориального объекта исследования.
Деятельность просветительских учреждений можно отнести ко второму этапу развития библиотек в регионе, неразрывно связанному с социально-куль-
турными изменениями в российском обществе с середины XIX - начала ХХ вв. Уникальными явлениями культуры и просвещения в жизни Кубанской области стали библиотека Кубанского статистического комитета, образованная в 1879 г., и библиотека Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО), открытая в 1896 году. Трансляции прогрессивных просветительно-педагогических идей, развитие книгоиздания и книгораспространения, формирование системы рекомендательно-библиографического обеспечения читательской деятельности различных групп населения инициировало открытие библиотек под влиянием передовой провинциальной общественности. Институт просветительских обществ в России XIX века способствовал не только просвещению народа, но и развитию читательской культуры образованной части общества. (Так, система рекомендательно-библиографических изданий в целях образования, просвещения различных групп населения формировалась, прежде всего, в рамках деятельности Общества распространения полезных книг, Общества распространения технических знаний в Москве, Подвижного музея при Русском техническом обществе, Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию детей. Активную рекомендательно-библиографическую деятельность осуществляли Петербургский, Московский и Киевский Комитеты грамотности, Харьковское историко-философское общество и др.).
Влияние деятельности столичных просветительских обществ, безусловно, проявлялось в провинциальном культурно-образовательном пространстве.
Открытие первых общественных библиотек в крупных городах Кубани отражает как образовательно-просветительные потребности населения, так и появление в обществе инициативной интеллигенции, более активного участия института меценатства в поддержке библиотек. Исследователи к первой публичной библиотеке Кубани относят Ейскую центральную городскую библиотеку, открытую в 1880 г В 1894 г основана Новороссийская общественная библиотека. История ее создания является свидетельством трансформации личного книжного фонда профессора Петербургского лесного института Э.Э. Баллиона в общественное книжное достояние города. Хронологию открытия публичных библиотек на территории Кубанской области продолжают Майкоп (1895 г), Армавир (1896 г), Анапа (1897 г), Темрюк (1899 г), Екатеринодар (1900 г). Инициация открытия библиотек свидетельствует о безусловном влиянии общественных организаций на формирование городских библиотек как уникальных культурных и образовательных центров, являвшихся единственным источником информации для большинства населения. (В статье, посвященной истории развития общественных библиотек г. Армавира, мы отмечали, что именно благотворительная деятельность Общества попечения о детях позволила открыться в 1896 году первой библиотеке города. Общество пособия бедным и местный комитет «Попечительства о народной трезвости» в 1903 году добились открытия общественной библиотеки-читальни в г Армавире [11]).
Проблемное поле изучения истории библиотечного дела на Кубани включает вопрос влияния общественных библиотек крупных городов региона на развитие библиотечной сети с позиций вектора «центр - периферия». В этом контексте необходимо глубокое исследование роли екатеринодарской городской библиотеки имени А.С. Пушкина (Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им А.С. Пушкина) как одного из ведущих культурных центров не только г. Екатеринодара и Кубанской области, но и Северного Кавказа. Библиотека была открыта в 1899 году по инициативе городской Думы, Общества любителей изучения Кубанской области, городской интеллигенции, Совета Кубанского Алек-сандро-Невского религиозно-просветительного братства. К истории городской библиотеки им А.С. Пушкина г Екатеринодара неоднократно обращались краеведы, социологи, историки, библиотековеды. Следует отметить, что исторические работы составляют преобладающее большинство. В исследовании И.В. Куликова «Культурная жизнь Екатеринодара в 1867-1917 гг.» автор стремился раскрыть процесс создания первых екатеринодарских библиотек, включая библиотеку
Библиографический список
им. А.С. Пушкина. В рамках параграфа диссертационного исследования, посвященного развитию просвещения в пореформенном Екатеринодаре, прослеживается «...весь путь развития библиотек и периодических изданий» [12, с. 16]. На наш взгляд, поставленная задача требует более развернутого и самостоятельного изучения. Исследование Н.В. Макаровской «История города Екатеринодара -Краснодара в первой трети XX века» нацелено на комплексное изучение истории города в период общественно-политических и социально-экономических трансформаций первой трети XX века. Решая задачу изучения общественно-культурной жизни екатеринодарцев в одноименном параграфе, автор уделяет внимание открытию первой публичной библиотеки имени А.С. Пушкина. Учитывая исторические границы исследования, социально-экономическое и культурное развитие г. Екатеринодара к 1917 году, на наш взгляд, вынесение в последнюю строку задач исследования после «вопросов благоустройства и санитарного состояния города» задачу «исследовать основные аспекты культурно-общественной жизни екатеринодарцев-краснодарцев» является достаточно спорным [13, с 11]. Нельзя не отметить работу Е.И. Кривковой «Именем Пушкина наречена...» (2000 г), собравшей разрозненный материал, документы краевого архива, книгохранилища библиотеки, отражающий почти столетнюю историю главной библиотеки Краснодара и края [14]. Собранные автором документы открывают возможность для дальнейшего изучения ее истории. Авторы данной статьи убеждены в необходимости продолжения исследования деятельности первой публичной библиотеки г. Екатеринодара, ее роли в культурной и образовательной жизни города и региона, становления как регионального научно-методического и библиографического центра.
История становления библиотечной сферы Кубани сегодня является предметом изучения историков, библиотековедов, книговедов, культурологов, педагогов, социологов. Сближение и взаимодействие гуманитарных наук на поле изучения историко-культурной, образовательно-просвещенческой функций библиотек Кубани с середины XIX века - до начала ХХ века ведет к их обогащению. В то же время институализация библиотек Кубанской области, процессы развития их как провинциальных центров культуры и образовательных сфер региона сегодня еще не стали предметом специального комплексного изучения. Региональные исследования появления библиотек на территории Кубани в XIX веке - начале ХХ носят преимущественно локальный, описательный характер. Необходимо продолжить заложенные библиотековедом, книговедом, исследователем истории книжного дела Юга России А.И. Слуцким, исследования влияния библиотек на развитие культуры и образования, направленность их на «нравственно-духовное образование» населения Кубани. Это позволит приблизиться к целостной реконструкции формирования и развития библиотечного института в Кубанской области в XIX - начале ХХ века.
В рамках данной публикации мы предприняли попытку обозначить перспективные направления изучения культурно-исторического значения полковых, общественных, народных, учебных библиотек Кубанской области. Необходимо изучение и анализ не только отчетов библиотек, библиотечной статистики, сохранившихся каталогов полковых, общественных, личных и других библиотек, но и мемуарной литературы, публикаций в региональной периодической печати. Это позволит создать целостную картину формирования читательских потребностей и интересов всех сословий населения Кубани, пользовавшихся фондами библиотек Армавира, Ейска, Кропоткина, Майкопа, Новороссийска, Тихорецка и других городов и станиц региона. Особую страницу занимает исследование роли публичной библиотеки им. А.С. Пушкина в организации библиотечного дела в г Екатеринодаре и Кубанской области.
Рассмотренные в статье исследования, безусловно, вносят значительный вклад в изучение истории регионального библиотечного дела, являются источни-ковой базой для продолжения исследования становления библиотек Кубани, их влияния на формирование культурной и образовательной сфер региона.
1. Слуцкий А.И. История книжного дела на Кубани: проблемы формирования и функционирования книжного фонда региона: 1793-1917 гг. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2000.
2. Финогина Л.С. Православные библиотеки Кубани (конец XVIII - начало XX в.): формирование инфраструктуры и основные направления деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2012.
3. Слуцкий А.И. К истории организации полковых библиотек в кубанском казачьем войске. Донской временник. Год 2008-й. Ростов-на-Дону, 2007; Выпуск 16: 218-221. Available at: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=970
4. Сулиева А.В. Становление и развитие библиотечного дела на Кубани и Ставрополье: 30-е гг. XIX в. - 1917 г. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Краснодар, 2012.
5. ГАКК. Ф. 259. Оп. 1. Д. 133. Л. 1.
6. Правила для общественных библиотек Кубанского казачьего войска: окружных, бригадных, полковых, утвержденные Наказным атаманом 14 марта 1865 года». ГАКК. Ф. 351. Оп. 1. Д. 43.Л. 1.
7. Слуцкий А.И. К истории организации полковых библиотек в кубанском казачьем войске. Донской временник. Год 2008-й. Ростов-на-Дону, 2007; Выпуск 16: 218-221. Available at: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=970
8. Четверикова Е.В. Просветительные общества на Юге России в конце XIX-начале XX вв.: На материалах Ставрополья, Дона и Кубани. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Ставрополь, 2005.
9. Быкова В.В. Библиотечное дело на Кубани во второй половине XIX- первой половине XX вв. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Армавир, 2010.
10. Сулиева А.В. Становление и развитие библиотечного дела на Кубани и Ставрополье: 30-е гг. XIX в. - 1917 г. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Краснодар, 2012.
11. Савченко Е.А., Голубева Е.А. История развития общественных библиотек города Армавира (конец XIX - 40-е годы ХХ вв.). Мир Науки, Культуры, Образования. 2021; № 6: 325-327.
12. Куликов И.В. Культурная жизнь Екатеринодара в 1867-1917 гг. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Краснодар, 2012.
13. Макаровская Н.В. История города Екатеринодара - Краснодара в первой трети XX века. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Краснодар, 2004.
14. Кривкова Е.И. Именем Пушкина наречена: к 100 летию Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина. Краснодар: Книжное издательство, 2000.
References
1. Sluckij A.I. Istoriya knizhnogo dela na Kubani: problemy formirovaniya i funkcionirovaniya knizhnogo fonda regiona: 1793-1917 gg. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2000.
2. Finogina L.S. Pravoslavnye biblioteki Kubani (konec XVIII - nachalo XX v.): formirovanie infrastruktury iosnovnye napravleniya deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2012.
3. Sluckij A.I. K istorii organizacii polkovyh bibliotek v kubanskom kazach'em vojske. Donskojvremennik. God2008-j. Rostov-na-Donu, 2007; Vypusk 16: 218-221. Available at: http:// donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=970
4. Sulieva A.V. Stanovlenie irazvitie bibliotechnogo dela na Kubani i Stavropol'e: 30-e gg. XIX v. - 1917 g. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2012.
5. GAKK. F. 259. Op. 1. D. 133. L. 1.
6. Pravila dlya obschestvennyh bibliotek Kubanskogo kazach'ego vojska: okruzhnyh, brigadnyh, polkovyh, utverzhdennye Nakaznym atamanom 14 marta 1865 goda». GAKK. F. 351. Op. 1. D. 43.L. 1.
7. Sluckij A.I. K istorii organizacii polkovyh bibliotek v kubanskom kazach'em vojske. Donskoj vremennik. God 2008-j. Rostov-na-Donu, 2007; Vypusk 16: 218-221. Available at: http:// donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=970
8. Chetverikova E.V. Prosvetitel'nye obschestva na Yuge Rossii v konce XIX-nachale XX vv.: Na materialah Stavropol'ya, Dona i Kubani. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Stavropol', 2005.
9. Bykova V.V. Bibliotechnoe delo na Kubani vo vtorojpolovine XIX- pervojpolovine XX vv. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Armavir, 2010.
10. Sulieva A.V. Stanovlenie i razvitie bibliotechnogo dela na Kubani i Stavropol'e: 30-e gg. XIX v. - 1917 g. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2012.
11. Savchenko E.A., Golubeva E.A. Istoriya razvitiya obschestvennyh bibliotek goroda Armavira (konec XIX - 40-e gody ХХ vv.). Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2021; № 6: 325-327.
12. Kulikov I.V. Kul'turnaya zhizn'Ekaterinodara v 1867-1917gg. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2012.
13. Makarovskaya N.V. Istoriya goroda Ekaterinodara - Krasnodara vpervoj tretiXX veka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2004.
14. Krivkova E.I. Imenem Pushkina narechena: k 100 letiyu Krasnodarskoj kraevoj universal'nojnauchnoj biblioteki im. A.S. Pushkina. Krasnodar: Knizhnoe izdatel'stvo, 2000.
Статья поступила в редакцию 31.10.22
УДК 378.01
Khekert N.E., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL PROVISIONS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS ON THE BASIS OF RUSSIAN SPORTS TRADITIONS. The article contains substantiation and disclosure of the key conceptual provisions of military-patriotic education of students on the basis of Russian sports traditions. Factors that determine the relevance of the topic under consideration are given. The purpose of the publication is to present the basic ideas about the military-patriotic education of students and cadets of the maritime university on the basis of the sports traditions of Russia. When developing the research topic, the following methods are used: theoretical analysis, synthesis, generalization, deduction, forecasting. The definition of "military-patriotic education" is concretized. Conceptual provisions include a certain set of elements: purpose, objectives, areas of activity, implementation mechanism, forms, methods, means and result. The creative use of the proposed essential provisions will make it possible to activate the process of military-patriotic education, arouse the interest of students in educational and patriotic activities, and increase the level of patriotism of students.
Key words: military-patriotic education, conceptual provisions, cadets, patriotism, Fatherland, Russian sports traditions, students.
Н.Е. Хекерт, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Настоящая статья содержит обоснование и раскрытие ключевых концептуальных положений военно-патриотического воспитания учащейся молодежи на основе российских спортивных традиций. Приводятся факторы, обусловливающие актуальность рассматриваемой темы. Цель публикации - изложить основные представления о военно-патриотическом воспитании студентов и курсантов морского вуза на базе спортивных традиций России. При разработке темы исследования использовались следующие методы: теоретический анализ, синтез, обобщение, дедукция, прогнозирование. Конкретизирована дефиниция «военно-патриотическое воспитание». Концептуальные положения включают определенную совокупность элементов: цель, задачи, направления деятельности, механизм реализации, формы, методы, средства и результат Творческое использование предлагаемых сущностных положений позволит активизировать процесс военно-патриотического воспитания, возбудить интерес студенчества к воспитательно-патриотической деятельности, повысить уровень патриотизма учащейся молодежи.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, концептуальные положения, курсанты, патриотизм, Отечество, российские спортивные традиции, учащаяся молодежь.
Патриотизм россиян во все времена был, есть и будет главной идеей, который объединяет наш народ на великие свершения во всех областях науки и экономики, производства и обороны. Патриотизм многонационального российского народа всегда обеспечивал сдерживание натиска любого агрессора, его поражение и силовое выдворение с территории России. Именно патриотизм является самой главной духовной силой, скрепой россиян, которая объединяет граждан страны, независимо от их национальности и вероисповедания. Патриотизм - формируемое качество личности. Делу воспитания патриотов России служит российская семья, школа, колледжи и вузы, государственные институты, общественные и спортивные организации, религиозные конфесии. Важной составляющей патриотизма и патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание (ВПВ), направленное на подготовку патриотов к добросовестной воинской службе и защите интересов России, её суверенитета и территориальной целостности.
Актуальность темы исследования характеризуется следующими факторами:
- внешнеполитическими: а) усложненной международной и военной обстановкой, нахождением нашей цивилизации на грани Третьей мировой войны; б) целенаправленной борьбой США за лидерство в мировом пространстве, поддерживаемой странами Европейского союза и НАТО; в) активным размещением новых соединений НАТО у наших границ, непосредственно на территории бывших советских и социалистических республик; г) всесторонней поддержкой фашисткой Украины странами НАТО, её активным снабжением оружием и военной техникой, скрытым направлением добровольцев и военных специалистов;
- внутрироссийскими: а) проводимой специальной военной операции на Украине по принуждению этой недружественной страны, стремящейся в НАТО, к демилитаризации и денацификации; б) существенным влиянием экономической компоненты на развитие страны и состояние благосостояния граждан; в) проблемами и недостатками внутреннего характера (наличие инфляции, медленный рост заработной платы (особенно государственных служащих), рост цен на товары первой необходимости, продовольствие, лекарства, ЖКХ и др.); г) социальной дифференциации российского общества и девальвацией отечественных духов-