Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА АРМАВИРА (КОНЕЦ XIX – 40-Е ГОДЫ ХХ ВВ.)'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА АРМАВИРА (КОНЕЦ XIX – 40-Е ГОДЫ ХХ ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история библиотек г. Армавира / централизация библиотечного дела / политико-просветительная и образовательная деятельность библиотек / городская библиотека / изба-читальня / history of libraries in Armavir / centralization of librarianship / political and educational activities of libraries / city library / reading room

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Савченко, Н.Л. Голубева

В статье дан анализ архивных документов и текстовых отчетов библиотек, отражающих процесс становления и формирования библиотек как культурных центров города Армавира с конца XIX до 40-х годов ХХ в.в, включая историю создания Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской в контексте изучения культурного наследия Юга России. В статье отражены предпосылки формирования библиотечной сети одной из муниципальных территорий Краснодарского края, раскрыты активные формы библиотечной работы, связанные с политической, образовательной и просветительской деятельностью библиотек г. Армавира в начальный этап советского периода, изучение которого значимо для отечественного регионального библиотековедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.А. Савченко, Н.Л. Голубева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC LIBRARIES IN THE CITY OF ARMAVIR (LATE 19–40S OF THE 20 CENTURIES)

In the article, based mainly on archival documents and text reports on the work of the library for the pre-war period, the process of formation and development of the library network in Armavir in the period from the end of the 19th to the 40s of the 20th centuries is considered, the history of the creation of the Central City Library named after NK Krupskaya, which is a cultural heritage of the South of Russia. From late 19th to mid-20th centuries is time that is very interesting for comprehension by modern regional library science. It was during this period that the first attempts were made to unite libraries into a single network. The political and educational activities of the libraries of the period under review were very diverse. Preference was given to active forms of “living words and work with a book”: loud reading, conversation, agitation, drama club, illustrative evening, etc. It is noted that special attention was paid to the organization of work with children.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА АРМАВИРА (КОНЕЦ XIX – 40-Е ГОДЫ ХХ ВВ.)»

References

1. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj federacii na period do 2030 goda. Utverzhden: mart, 2013 g. Ministerstvo Min'ekonomrazvitiya. Oficial'nyj sajt. Available at: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

2. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii. Available at: http://legalacts.rU/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09052017-n-203-o-strategii/#100018

3. P'yankova N.G. Formirovanie gotovnosti studentov negosudarstvennogo vuza k innovacionnoj professional'noj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2009.

4. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

5. Bykova E. hA. Formirovanie motivacii k innovacionnoj deyatel'nosti u studentov - buduschih pedagogov. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2019; № 4 (40): 102 - 115.

6. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Izdatel'stvo Magistr, 1997.

7. Klochko V.E., Galazhinskij 'E.V. Psihologiya innovacionnogo povedeniya. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2009.

8. Polat E.S. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.

9. Sternberg V.N. Teoriya ipraktika «metoda proektov» vpedagogikeХХveka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladimir, 2002.

10. Kodzhaspirova G.M. Istoriya obrazovaniya ipedagogicheskoj mysli: Tablicy, shemy, opornye konspekty: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS-PRESS, 2003.

11. Serdyuk M.L. Metod proektov kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya. (Na primere obrazovatel'noj oblasti «Tehnologiya»). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2002.

12. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: uchebnoe posobie dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

13. Stolbov V.Yu. Mezhdisciplinarnost' kak vazhnyj komponent sovremennogo inzhenernogo obrazovaniya. Vestnik PNIPU. Kul'tura. Istoriya. Filosofiya. Pravo. 2015; № 2: 12 - 20.

14. Finansovyj universitetpriPravitel'stve RF. Oficial'nyj sajt. Available at: http://www.fa.ru/univer/Pages/Home.aspx

15. Prezidentskaya akademiya (RANHiGS). Oficial'nyj sajt. Available at: https://igsu.ranepa.ru/unit/u1759/u1466/u1567

16. Rupasova Ya.E. Kriterii otbora Internet-kontenta pri obuchenii yazyku v neyazykovom vuze. Lingvodidakticheskie osobennosti obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: sbornik statej. Moskva: RANHiGS, Kancler, 2019: 177 - 182. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37296226

Статья поступила в редакцию 25.11.21

УДК 021

Savchenko E.A., Head of Sector of Analytics and Innovations, Department of Library Development and Promotion of Reading, Central Library n.a. N.K. Krupskaya

(Armavir, Russia), E-mail: eliz86@mail.ru

Golubeva N.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: subrosa1@mail.ru

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC LIBRARIES IN THE CITY OF ARMAVIR (LATE 19-40S OF THE 20 CENTURIES). In the article, based mainly on archival documents and text reports on the work of the library for the pre-war period, the process of formation and development of the library network in Armavir in the period from the end of the 19th to the 40s of the 20th centuries is considered, the history of the creation of the Central City Library named after NK Krupskaya, which is a cultural heritage of the South of Russia. From late 19th to mid-20th centuries is time that is very interesting for comprehension by modern regional library science. It was during this period that the first attempts were made to unite libraries into a single network. The political and educational activities of the libraries of the period under review were very diverse. Preference was given to active forms of "living words and work with a book": loud reading, conversation, agitation, drama club, illustrative evening, etc. It is noted that special attention was paid to the organization of work with children.

Key words: history of libraries in Armavir, centralization of librarianship, political and educational activities of libraries, city library, reading room.

Е.А. Савченко, зав. сектором аналитики и инноваций отдела развития библиотек и продвижения чтения ЦГБ имени Н.К. Крупской, г. Армавир,

E-mail: eliz86@mail.ru

Н.Л. Голубева, д-р пед. наук, проф., Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: subrosa1@yandex.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА АРМАВИРА (КОНЕЦ XIX - 40-Е ГОДЫ ХХ ВВ.)

В статье дан анализ архивных документов и текстовых отчетов библиотек, отражающих процесс становления и формирования библиотек как культурных центров города Армавира с конца XIX до 40-х годов ХХ в.в, включая историю создания Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской в контексте изучения культурного наследия Юга России. В статье отражены предпосылки формирования библиотечной сети одной из муниципальных территорий Краснодарского края, раскрыты активные формы библиотечной работы, связанные с политической, образовательной и просветительской деятельностью библиотек г Армавира в начальный этап советского периода, изучение которого значимо для отечественного регионального библиотековедения.

Ключевые слова: история библиотек г. Армавира, централизация библиотечного дела, политико-просветительная и образовательная деятельность библиотек, городская библиотека, изба-читальня.

В развитии библиотечной сферы Юга России особую страницу занимает история публичных библиотек г Армавира, являющегося и сегодня уникальным поликультурным и многонациональным образованием. Различные аспекты истории библиотек Армавира отражены в публикациях представителей культуры города, относящихся к 20-м-30-м годам ХХ века, в исследованиях известного кубанского краеведа О.В. Веровенко и др. В то же время как целостное социокультурное явление местного общества, как неотъемлемая часть институализа-ции публичной библиотеки в культуре Кубани библиотеки Армавира достаточно не изучены.

Цель данного исследования обусловлена необходимостью изучением истории становления библиотечной сети в Армавире как одного из значимых культурных центров региона.

Задачи исследования:

- проанализировать процесс возникновения библиотек в г Армавире в конце XIX века;

- изучить создание библиотечной сети в г Армавире в период формирования советской модели библиотечного института;

- изучить архив городской газеты «Армавирская коммуна» и других изданий за период с 1921-1945 гг для определения роли городских библиотек в культурной и политической жизни города;

- проанализировать статистические и аналитические отчеты библиотек г. Армавира за период с 1903 по 1945 гг

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследованиях истории культуры региона.

В конце XIX века сложились все предпосылки для открытия первой публичной библиотеки в г Армавире. Прогрессивные идеи в области просвещения и педагогики, эстетического и нравственного воспитания, формирование массива публикаций отечественной и зарубежной художественной и научно-познавательной литературы стало предметом продвижения передовой общественности города.

Именно на основе благотворительности (Обществом попечения о детях) в 1896 году была открыта первая в Армавире публичная библиотека. Городское общество попечения о детях в ежегодных отчетах о деятельности библиотеки отражало посещаемость основных групп населения, где дети и подростки составляли большинство. Так, за 1898-1899 гг библиотеку посетило 2 364 ребенка и 937 взрослых [1, с. 74]. Востребованность библиотеки детским населением Армавира привела к созданию в 1906 г детского абонемента, а в 1916 г появляется детский отдел, который имел все предпосылки для трансформации в самостоятельную детскую библиотеку [2].

В России в начале ХХ века активизировался процесс открытия публичных библиотек, включая детские, в провинциальных культурных центрах. Становле-

ние библиотечного обслуживания населения г. Армавира неразрывно связано с удовлетворением образовательных и культурных потребностей детей и подростков. Открытая в 1903 году общественная библиотека-читальня Обществом пособия бедным и местным комитетом «Попечительства о народной трезвости» также выделила детский отдел с самого начала своего существования.

В статье Т.Р Иванова содержатся сведения, отражающие направленность первой в Армавире библиотеки - читальни на обслуживание детской аудитории. Автор отмечает, что только в 1913 г, после выделения детского отдела в структуру, обладающую самостоятельным штатом, стала реализовываться вся полнота библиотечной работы с детьми [2, с. 3]. Т.Р. Иванова проводила сравнительный анализ детских отделов библиотеки Общества попечения о детях и библиотеки им. Л. Н. Толстого, отмечая, что в последнем была предпринята попытка изначально реализовать самостоятельную детскую библиотеку, где затем проводилась педагогическая работа с детьми.

К 1917 г в Армавире осуществляли деятельность около десяти библиотечных учреждений. Библиотеки и читальни города были основаны как просветительными обществами, так и профессиональными объединениями, обслуживая членов корпораций и их семьи [2; 3].

Иной этап в развитии публичных отечественных библиотек наступает после 1917 года. Годы революции и гражданской войны стали периодом уничтожения и своего рода «чистки» фондов «старорежимных» библиотек в России. Создавались и новые библиотеки, отвечающие идеям новой власти. В Армавире уже 4 сентября 1919 г открылась библиотека имени В.Г. Короленко, преимущественно обслуживающая представителей рабочего класса.

Решение об открытии библиотеки было принято на заседании правления инструкторского отдела Потребительского общества. Этому предшествовала большая подготовительная работа, т.к. необходимо было сформировать ядро книжного фонда, которое содействовало бы выработке определенного классового мировоззрения.

Фонд библиотеки содержал марксистскую литературу и беллетристику, где предпочтение отдавалось революционным произведениям («Овод» Э.Л. Войнич, «Шаг за шагом» И.В. Омулевского, «Андрей Кожухов» С.М. Степняка-Кравчин-ского и др.). При открытии библиотеки читателям было доступно 1172 изданий. Библиотека была ориентирована, прежде всего, на представителей рабочего класса, что отражалось в ее правилах.

После установления на территории Кубани советской власти началось «упорядочение библиотечного дела», отражавшее развитие библиотек прежде всего в роли политико-просветительного института.

Это подтверждает статья Т.Р. Иванова «Библиотека-читальня им. В. Г Короленко и ее работа» (1922 г.). Публикация отражает процесс формирования новых принципов комплектования фонда публичной библиотеки, читателями которой преимущественно были рабочие и служащие и их семьи: «Подбор книг был рассчитан на воспитание в широких кругах рабочих и крестьян социалистического мировоззрения; в этих целях серьезное внимание обращено на подбор книг по марксизму, на комплектование отделов общественных наук, исторического и естественного» [3, с. 2]. В статье можно найти описание методов продвижения этого ядра фонда среди читателей: «...библиотека стремится использовать книги возможно продуктивнее ...: издан печатный каталог книг по программе РКП, регулярно вывешиваются плакаты к текущим событиям или юбилейные, библиотека принимала участие в книжных выставках и т.д. Для пользования читателей составлен предметный указатель. Книги распределены по мелким отделам, и читатель, интересующийся тем или другим вопросом, легко найдет нужные ему книги» [3, с. 2].

Библиотека им. В. Г. Короленко становится центром библиотечной жизни города, инициатором проведения социологических исследований. В. Малинин (заведующий библиотекой им. Л.Н. Толстого) в статье «Жизнь армавирских библиотек» в газете «Трудовой путь» описывает проведение в январе 1922 г. анкетирования (276 человек) с целью выяснения их отношения к книге [4, с. 3]. Так, читателю предлагалось, помимо сведений о возрасте, образовании и роде занятия, ответить на вопросы следующие: «Для чего он читает книги (для развлечения, от скуки, чтобы найти помощь для своей повседневной работы, чтобы понять жизнь, или еще для чего; для чего именно?»; «Какие книги из прочитанных до революции особенно понравились?»; «Какие книги из прочитанных со времени революции особенно понравились?» [5, с. 3]. Безусловно, содержание анкеты отражало позиции новой власти, стремление сформировать актуальную модель массива публикаций, исключив в его архивную часть литературу, не соответствующую коммунистической идеологии.

Нельзя не отметить, что создание библиотечной сети в Армавире в 20-е годы ХХ века было осложнено тяжелыми экономическими условиями, что стало приводить к закрытию библиотек. С целью сбора средств для поддержания библиотек в октябре 1922 г., была проведена Библиотечная акция. Уникальное мероприятие вошло в историю культуры города как «Неделя библиотек» и носило ярко выраженный идеологический характер: «.привлечь внимание широких кругов к библиотекам как важнейшему очагу культуры и важнейшему орудию в борьбе за коммунизм» [6, с. 3].

А. Бирюков в «Отчете о «Неделе библиотек» отмечает, что в целях пропаганды мероприятия использовались даже витрины магазинов. Подключена была и вся система образования города: «...было разослано обращение к школьным

советам с просьбой провести «Неделю библиотек» в стенах школы с целым рядом указаний о способах ее проведения.. Вечером 5 октября по улицам города прошло «фонарное шествие» с лозунгами о книге» [6, с. 3].

Значимость акции была несомненна в период отсутствия постоянного финансирования почти всех библиотек г. Армавира, которые, по словам А. Бирюкова, существовали на «голодном бюджетном пайке», испытывая недостаток кадров и «новейшей литературы и толстых журналов» [7, с. 2]. Исключение составляла библиотека им. В.Г Короленко, так как находилась во введении Центрального рабочего кооператива (Церабкоопе) и финансировалась лучше государственных. Используя передвижки в прикрепленных к профсоюзам школах и детских домах, библиотека активно обслуживала и детское население. Так, с 1-го ноября 1922 г. по 1 марта 1923 г в 26 передвижках было выдано и обменено 4 105 книг Библиотекой ежедневно производилась выдача книг для детей [8].

Последующее слияние библиотеки с библиотекой рабочего клуба привело к объединению фонда, кадровых ресурсов, что, безусловно, сделало библиотеку им В.Г Короленко культурным центром городского общества. Объединенная библиотека получила статус «межсоюзной», или «библиотеки Совпрофа», но официально реорганизация была оформлена позднее. В очерке О. Веровенко приводится текст протокола Культсовещания при Армсовпрофе, отражающего получение библиотекой в 1925 году официального названия - Центральная рабочая библиотека имени Н.К. Крупской. Результаты объединения двух крупнейших библиотек города сразу же отразились на количественных показателях посещаемости и книговыдачи. В отчете окружного Совета профессиональных союзов за 1925 г по г Армавиру приведены данные, из которых следует, что в Центральной рабочей библиотеке большинство читателей - постоянные, тогда как в других -очень много временных, посещающих библиотеки от случая к случаю [9, л. 161].

М.Г Петросянц в статье «Основные моменты в культурно-просветительной работе профсоюзов за год» отмечает, что на 1 октября 1926 г. фонд Центральной рабочей библиотеки им. Н.К. Крупской насчитывал 22 054 книги. Три четверти фонда составляла современная советская литература и одну четверть «старая - преимущественно классическая и научная». Из современной литературы библиотека пополнялась в первую очередь художественными произведениями пролетарских писателей. Читателей было уже 4 000 человек [10, с. 4]. Следует отметить, что из «старой классической литературы» были отправлены в архивную часть лучшие произведения отечественной и зарубежной классики, отнесенные к мещанской, религиозной и сентиментальной литературе. Безусловно, этот процесс не мог не коснуться фондов библиотек Армавира.

В данный период шли активные поиски новой организационно-функциональной структуры библиотечной сферы города. Стремление ликвидировать разрозненность библиотек как результат отсутствия единого государственного и партийного руководства в организации деятельности библиотек г Армавира отражено в Постановлении Президиума Горсовета г Армавира от 18 октября 1930 г. Данный документ содержит попытку формирования централизованной библиотечной сети в городе: «Провести реорганизацию библиотечного дела в городе, объединив все политпросветские, профсоюзные, кооперативные, школьные и другие библиотеки в единую библиотечную сеть, в форме библиотечного коллективного хозяйства, вокруг Центральной городской библиотеки, с единым фондом книг, организовав ряд филиалов по городу и передвижную работу с тем, чтобы рабочий, колхозник и остальное население равномерно снабжалось книгой. Обязать ГорОНО и Совпроф разработать в течение недели схему библиотечной сети по городу, с расчетом усиления работы на фабриках, заводах и окраинах города, типизировав библиотеки (для взрослых, подростков, детей), проработав ее в Планбюро» [11, л. 40].

Создание единой библиотечной сети стало предметом обсуждения на заседании Президиума Горсовета г Армавира в ноябре 1930 г Утверждение библиотечной сети города отражало потребность в ней как института социализации личности нового общества: «В целях решительной перестройки методов работы, [...] центр тяжести перенести [...] на мобилизацию внимания рабочей и колхозной общественности на выполнение промфинплана ударного квартала и 3-го года пятилетки, за дальнейшее повышение темпов социалистического строительства. На разъяснение правильной организации труда и распределения урожая в колхозах, на широкое разъяснение политики партии в деревне» [12].

История развития библиотек города Армавира в 20-40 годы отражает процесс институализации библиотеки советского типа, в которой, несмотря на идеологический диктат, сохранялись и транслировались достижения национальных и общечеловеческих культурных ценностей. В библиотеках наряду с использованием традиционных формы обслуживали читателей, шел поиск новых форм продвижения творчества писателей и поэтов. Так, публикация Л.Д. Степенной [13, с. 4] и других документов, приведенных в списке использованных источников, наглядно иллюстрируют характер литературно-творческих мероприятий в библиотеках г. Армавира с участием известных деятелей отечественной культуры.

Накануне Великой Отечественной войны в Армавире наряду с Центральной библиотекой им. Н.К. Крупской функционировали еще три публичные библиотеки, включая армянскую библиотеку им. В.И. Ленина, а также одну детскую библиотеку и три избы-читальни [14, л. 24].

Период с 1944 по 1960 год в развитии библиотечного дела в Армавире до сих пор является малоизученным, что связано с утратой архивных и библиотечных документов.

Таким образом, представленный в статье анализ становления библиотечной сети г. Армавира требует расширения, поиска документов, которые создадут целостную картину истории библиотек города, включая и послевоенный период, развитие библиотек в 60-годы и период централизации государственных массовых библиотек; источники финансирования; личности библиотекарей как субъектов социокультурного проектирования в регионе.

В статье предпринята попытка обозначить предпосылки начального этапа развития библиотек города (конец XIX - начало ХХ вв.), социально-экономические и культурные характеристики развития местного общества в 20-40-е годы ХХ в., безусловно, повлиявшие на особенности формирования библиотечной

Библиографический список

сети города. Несмотря на то, что в 1930-е г задачи централизации библиотек г. Армавира не были реализованы, представленные выше документы отражают предпосылки создания единой библиотечной сети, которая сегодня является уникальной и эффективной формой организации библиотечного обслуживания гражданского общества.

В рамках одной публикации невозможно дать подробный историографический обзор содержания существующих материалов и архивных документов по изучению истории библиотек г. Армавира, которые требуют дальнейшего всестороннего анализа, что позволит создать целостную картину развития культуры города и региона.

1. Горлова И.И., Манаенков А.И., Лях В.И. Культура кубанских станиц. 1794-1917: Исторический очерк. Краснодар: Южная звезда, 1993.

2. Иванов Т.Р Детские библиотеки Армавира. Трудовой путь. 1922; № 38: 5.

3. Иванов Т.Р Библиотека-читальня им. В. Г. Короленко и ее работа. Трудовой путь. 1922; № 20; 5.

4. Малинин В. Жизнь армавирских библиотек. Трудовой путь. 1922; № 38: 4.

5. Малинин В. Кто чем интересуется. Трудовой путь. 1922; № 39: 5.

6. Бирюков А. Отчет о «Неделе библиотек» в городе Армавире от 8 - 15 октября 1922 года. Трудовой путь. 1922; № 49: 5.

7. Бирюков А. Местная жизнь. Библиотеки. Трудовой путь. 1923; № 120: 4.

8. Иванов Т. Р Как библиотека Церабкоопа обслуживает детей. Трудовой путь. 1923; № 28: 5.

9. Веровенко О. Библиотека имени Н.К. Крупской в г Армавире: Очерк. Архивный отдел администрации муниципального образования города Армавира. Ф. Р 1378. Оп.1. Д. 4. Л. 161.

10. Петросянц М.Г Основные моменты в культурно-просветительной работе профсоюзов за год. Трудовой путь. 1926; № 264: 5.

11. Веровенко О. Библиотека имени Н.К. Крупской в г Армавире: Очерк. Архивный отдел администрации муниципального образования города Армавира. Ф. Р 1378. Оп.1. Д. 4. Л. 40.

12. Веровенко О. Библиотека имени Н.К. Крупской в г Армавире: Очерк. Архивный отдел администрации муниципального образования города Армавира. Ф. Р1378. Оп. 1. Д. 4. Л. 23.

13. Степенная Л.Д. Лекция о Горьком. Армавирская коммуна. 1937; № 137: 5.

14. Веровенко О. Библиотека имени Н.К. Крупской в г. Армавире: Очерк. Архивный отдел администрации муниципального образования города Армавира. Ф. Р1378. Оп. 1. Д. 4., Л. 24.

References

1. Gorlova I.I., Manaenkov A.I., Lyah V.I. Kul'tura kubanskih stanic. 1794-1917: Istoricheskij ocherk. Krasnodar: Yuzhnaya zvezda, 1993.

2. Ivanov T.R. Detskie biblioteki Armavira. Trudovojput'. 1922; № 38: 5.

3. Ivanov T.R. Biblioteka-chital'nya im. V. G. Korolenko i ee rabota. Trudovoj put'. 1922; № 20; 5.

4. Malinin V. Zhizn' armavirskih bibliotek. Trudovoj put'. 1922; № 38: 4.

5. Malinin V. Kto chem interesuetsya. Trudovoj put'. 1922; № 39: 5.

6. Biryukov A. Otchet o «Nedele bibliotek» v gorode Armavire ot 8 - 15 oktyabrya 1922 goda. Trudovoj put'. 1922; № 49: 5.

7. Biryukov A. Mestnaya zhizn'. Biblioteki. Trudovoj put'. 1923; № 120: 4.

8. Ivanov T. R. Kak biblioteka Cerabkoopa obsluzhivaet detej. Trudovoj put'. 1923; № 28: 5.

9. Verovenko O. Biblioteka imeni N.K. Krupskoj v g. Armavire: Ocherk. Arhivnyj otdel administracii municipal'nogo obrazovaniya goroda Armavira. F. R. 1378. Op.1. D. 4. L. 161.

10. Petrosyanc M.G. Osnovnye momenty v kul'turno-prosvetitel'noj rabote profsoyuzov za god. Trudovoj put'. 1926; № 264: 5.

11. Verovenko O. Biblioteka imeni N.K. Krupskoj v g. Armavire: Ocherk. Arhivnyj otdel administracii municipal'nogo obrazovaniya goroda Armavira. F. R. 1378. Op.1. D. 4. L. 40.

12. Verovenko O. Biblioteka imeni N.K. Krupskoj v g. Armavire: Ocherk. Arhivnyj otdel administracii municipal'nogo obrazovaniya goroda Armavira. F. R.1378. Op. 1. D. 4. L. 23.

13. Stepennaya L.D. Lekciya o Gor'kom. Armavirskaya kommuna. 1937; № 137: 5.

14. Verovenko O. Biblioteka imeni N.K. Krupskoj v g. Armavire: Ocherk. Arhivnyj otdel administracii municipal'nogo obrazovaniya goroda Armavira. F. R.1378. Op. 1. D. 4., L. 24.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Favorskaya E.A., senior teacher, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: favorskayaea@mail.ru

COMPONENTS OF METHODOLOGY TO FORM DIDACTIC-METHODICAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS AT A UNIVERSITY USING CASE METHOD. One of the topical tasks of training future teachers of informatics is the formation of their didactic-methodical competence (DMC) and the search for means of its effective formation. The case method is considered as one of the means used for its formation. The main blocks of disciplines are highlighted: methodical and special, in the study of which it is possible to use the case method in order to form a DMC. The technology of work with cases of different types is proposed: educational and methodical. Variants of the use of problem situations for cases for the formation of DMC components are considered. Novelty of the research lies in the fact that the proposed methodology to develop didactic-methodical competence of future teachers of informatics is based on the case method. The components of the methodology for formation of the DMC with the use of the case method are described: target, content and procedural. Implementation of the methodology for the formation of DMC on the developed cases is shown.

Key words: case method, case, components of methodology, didactic-methodical competence, teacher of informatics.

Е.А. Фаворская, ст. преп., Астраханский государственный университет, г. Астрахань, E-mail: favorskayaea@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА

Одной из актуальных задач подготовки будущих учителей информатики является формирование их дидактико-методической компетентности (ДМК) и поиск средств ее эффективного формирования. В качестве одного из средств, используемых для ее формирования, рассматривается кейс-метод. Выделены основные блоки дисциплин: методический и специальный, при изучении которых возможно использование кейс-метода с целью формирования ДМК. Предложена технология работы с кейсами разных типов - учебными и методическими. Рассмотрены варианты использования проблемных ситуаций для кейсов для формирования компонентов ДМК. Новизна исследования заключается в том, что предложена методика формирования дидактико-методической компетентности будущих учителей информатики на основе кейс-метода. Описаны компоненты методики формирования ДМК с использованием кейс-метода: целевой, содержательный и процессуальный. Показана реализация методики формирования ДМК на разработанных кейсах.

Ключевые слова: кейс-метод, будущий учитель информатики, компоненты методики, дидактико-методическая компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.