Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ В РОССИИ'

ИСТОРИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ / ПРАВО УГОДИЙ / ПРАВО УЧАСТИЯ ОБЩЕГО / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ КРУГ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокурин Виталий Алексеевич

Статья посвящена анализу истории публичных сервитутов в России от права угодий и права участия общего до современного содержания публичных сервитутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PUBLIC EASEMENTS IN RUSSIA

The article analyzes the history of public easements in Russia, from the right of land and the right of participation in common to the modern content of public easements.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_56 УДК 347.262

ИСТОРИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ В РОССИИ HISTORY OF PUBLIC EASEMENTS IN RUSSIA

КОКУРИН Виталий Алексеевич,

аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,

юрисконсульт ООО «Полинский и партнеры».

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34.

E-mail: kokurin.vit@yandex.ru;

Kokurin Vitalii Alexeevich,

graduate student, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation Polinsky & Partners LLC, lawyer.

34 Bolshaya Cheremushkinskaya str., Moscow, 117218, Russia. E-mail: kokurin.vit@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена анализу истории публичных сервитутов в России от права угодий и права участия общего до современного содержания публичных сервитутов.

Abstract: The article analyzes the history of public easements in Russia, from the right of land and the right of participation in common to the modern content of public easements.

Ключевые слова: Публичный сервитут, право угодий, право участия общего, публичные интересы, неопределенный круг лиц.

Keywords: Public easement, right of way, right of participation in common, public interests, an indefinite circle of persons.

Для цитирования: Кокурин В.А. История публичных сервитутов в России // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 56-58. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_56.

For citation: Kokurin V.A. History of public easements in Russia // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 56-58. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_56.

Статья поступила в редакцию: 28.08.2021

Институт публичных сервитутов появился в Российской Федерации относительно недавно, но уже сейчас он начинает играть важную роль в обеспечении и защите прав публичных интересов. В связи с новизной данного института и недостаточной изученностью, возникают противоречащие законодательные инициативы и судебные акты. Одним из способов для разрешения данной проблемы может стать анализ истории развития публичных сервитутов в России.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и схожих с ним юридических конструкций, в истории России. Результаты данного исследования могут быть применены в последующих исследованиях студентов и аспирантов, а также в ходе осуществления законодательной деятельности.

Прообразом публичного сервитута в России считается право угодий. Под ним подразумевалось право пользования угодьями на чужой даче, которое предоставлялось посторонним лицам. В научной литературе отмечается, что несмотря на то, что понятие «угодье» получило свое закрепление только после принятия Свода законов Российской империи, такое явление как право угодий существовало намного раньше1.

Одним из видов права угодий являлось право въезда, суть которого заключалась в возможности въехать в чужую лесную дачу и пользоваться лесом. В писцовых и жалованных книгах в таком случае указывалось на то, что определенному селению предоставляется право въезда в определенный лес для удовлетворения хозяйственных потребностей2.

Второй разновидностью права угодий являлось право охоты и рыбной ловли. Содержанием данного права было то, что собственник должен допускать всех для осуществления охоты и рыбной ловли на своих угодьях. Но в связи с постепенным уменьшением количества рыбы, птицы и зверей право охоты и рыбной ловли стало исключительным правом вотчинника, что, например, было отражено в межевой инструкции Императрицы Екатерины Великой от 25 мая 1766 года3.

Важной особенностью права угодий являлось то, что оно не разделялось на частное и публичное право угодий. Право въезда могло быть предоставлено как для определенного лица, так и для целого селения. Но вот право участия, которое по сущности было достаточно близко к праву угодий и современным сервитутам, уже имело разделение на право участия частного и право участия общего. Право участия общего представляло собой право пользования всех без изъятия в выгодах чужого имущества4.

Одним из вариантов права участия общего являлось право проезда по проселочным дорогам, которые находили в собственности определенного лица. Например, по делу Богуславского Гражданский кассационный Департамент дал разъяснение, что земля под большими дорогами, которые составляют часть имений, принадлежит собственнику имений. При этом данное право на дорогу не является полным и ограничено правом участия общего. В связи с этим собственники имений не вправе повреждать дорогу как путь сообщения.

Другой известной разновидностью права участия общего являлся бечевник, то есть право общего пользования судоходными и сплав-

1 Курдиновский В.И. К учению о легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России. Одесса: "Экономическая" типография, 1899.

2 Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В 3-х т. СПб: Синодальная типография, 1896. Т.1 с. 59

3 Курдиновский В. И. Об ограничениях права собственности на недвижимые имущества по закону (по русскому праву). - Одесса, типография Акционерного ЮжноРусского Общества Печатного Дела, 1904 г. с. 88

4 Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В 3-х т. СПб: Синодальная типография, 1896. Т.1 с. 58.

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ными реками. Владельцы прибрежных участков не имели права препятствовать третьим лицам пользоваться реками общего пользования. Соборное уложение 1649 года под такими реками подразумевало те реки, по которым ходят суда1. Следует отметить, что для того, чтобы определенная река была признана рекой общего пользования не требовалось издания отдельного акта государственного органа2.

Отдельно также существовало право на недра. Данное право подразумевало для каждого возможность находить и использовать полезные ископаемые на земельном участке, несмотря на наличие определенных прав на участок. Но уже Екатерина Великая полностью отменила институт «горной свободы»3.

Существенные изменения в правовом регулировании публичных сервитутов произошли после революции 1917 года. «Декретом о земле»4 была полностью ликвидирована частная собственность. В Декрете ВЦИК «О социализации земли» от 19 февраля 1918 года5 также указывалось на то, что всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы отменяется навсегда, а земля переходила в пользование всего трудового народа. Земельный фонд использовался в определенной очередности: сначала для нужд хозяйств и коммун, затем для нужд трудовых артелей и товариществ и наконец, единоличными землепользователями. Передавая землю в пользование народа, государство, на мой взгляд, предоставляло право ограниченного пользования земельными участками неопределенному кругу лиц. Данную ситуацию можно охарактеризовать как «добровольный публичный сервитут».

В современном российском законодательстве институт публичных сервитутов появился 1994 г. в «Основных положениях государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 г. №15356. Были закреплены следующие виды публичных сервитутов:

- для использования дорог, инженерной инфраструктуры, то есть объектов общего пользования;

- для размещения межевых и геодезических знаков, а также подъездов к ним;

- для доступа на земельный участок муниципальным службам с целью ремонта объектов инфраструктуры.

В данном указе также подчеркивалось, что отсутствие надлежаще оформленным документов в отношении публичного сервитута не может являться основанием для отказа в регистрации договора купли-продажи. Регистрация публичных сервитутов осуществляется уполномоченными органами.

В 2001 года начал действовать ЗК РФ7, в котором в статье 23 было закреплено регулирование публичного сервитута. С 1 февраля 2018 года вступил в законную силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ8, а ЗК РФ был дополнен главой V.7 «Установление публичного сервитута в публичных целях», которые регламентируют установление публичного сервитута в целях размещения линейных объектов. В связи с этим существенно изменилось не только правовое регулирование публичных сервитутов, и их правовая природа, что отмечают другие

9

исследователи .

Существенное изменение регулирования публичных сервитутов предлагает законопроект № 47538-6 и разработанный на его основе проект Федерального закона № 47538-6/5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»10. В пункте 2 статьи 301 проекта указано на то, что сервитут не может быть установлен для неопределенного круга лиц. При этом в силу статьи 295.2 проекта права собственника могут быть ограничены для реализации публичных интересов. Данные ограничения совпадают с ограничениями при установлении современного публичного сервитута. То есть на основе данных изменений мы видим, что публичные сервитуты могут быть исключены из нормативного оборота.

Таким образом, исторически публичный сервитут восходит своими корнями к праву угодий и к праву участия общего. В период Советского союза государство реализовало «идею добровольного публичного сервитута». Само понятие «публичный сервитут» в законодательстве впервые можно встретить в Указе Президента от 22.07.1994 г. №1535. На настоящий момент происходит существенное изменение не только правового регулирования данного института, но и правовой природы. Высказываются мнения о том, публичный сервитут следует исключить из нашего законодательства. Но с этим мнением трудно согласиться по той причине, что публичный сервитут имеет глубокие нормативные и экономические корни в нашей истории. Необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц исключает возможность полностью отказаться от публичного сервитута. Данный институт может быть изменен терминологически, может поменяться правовая природа и содержание, но необходимость в его установлении будет оставаться.

1 Курдиновский В. И. Об ограничениях права собственности на недвижимые имущества по закону (по русскому праву). - Одесса, типография Акционерного ЮжноРусского Общества Печатного Дела, 1904 г. с. 148.

2 Курдиновский В. И. Об ограничениях права собственности на недвижимые имущества по закону (по русскому праву). - Одесса, типография Акционерного ЮжноРусского Общества Печатного Дела, 1904 г. с. 152.

3 Курдиновский В. И. Об ограничениях права собственности на недвижимые имущества по закону (по русскому праву). - Одесса, типография Акционерного ЮжноРусского Общества Печатного Дела, 1904 г. с. 198.

4 Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле// Декреты Советской власти. Т.1 М., Гос. Изд-во полит. Литературы. 1957 с. 17-20.

5 Декреты Советской власти: [Сборник]. Т. 1 / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Ин-т истории СССР АН СССР; Редкол.: Г. Д. Обичкин и др. М.: Госполитиздат, 1957. С.407.

6 Указ Президента РФ от 22.07.1994 № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года»// «Собрание законодательства РФ», 25.07.1994, № 13, ст. 1478 // СПС КонсультантПлюс

7 Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-ФЭ// "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, № 44, ст. 4147//СПС КонсультантПлюс

8 Федеральный закон от 03.08.2018 № 341 -ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»// «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, № 32 (Часть II), ст. 5134// СПС КонсультантПлюс

9 Иванов А., Бочаров М., Суханов Е., Завьялов А., Рыбалов А., Землякова Г., Поветкина Е., Церковников М., Жаркова О., Некрестьянов Д., Бевзенко Р. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. N 10. С. 17 - 37.

1 Проект Федерального закона № 47538-6/5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/47538-6?sortEventsByNum=num_up (дата обращения: 27.07.2021).

Библиография:

1. Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле// Декреты Советской власти. Т.1 М., Гос. Изд-во полит. Литературы. 1957.

2. Декреты Советской власти: [Сборник]. Т. 1 / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Ин-т истории СССР АН СССР; Ред-кол.: Г. Д. Обичкин и др. М.: Госполитиздат, 1957.

3. Иванов А., Бочаров М., Суханов Е., Завьялов А., Рыбалов А., Землякова Г., Поветкина Е., Церковников М., Жаркова О., Не-крестьянов Д., Бевзенко Р. Новая жизнь публичных сервитутов // Закон. 2018. № 10 - 183 с.

4. Курдиновский В. И. Об ограничениях права собственности на недвижимые имущества по закону (по русскому праву). -Одесса, типография Акционерного Южно-Русского Общества Печатного Дела, 1904 г. - 389 с.

5. Курдиновский В.И. К учению о легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России. Одесса: "Экономическая" типография, 1899 - 392 с.

6. Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В 3-х т. СПб: Синодальная типография, 1896. Т.1 VIII, XIV, 745 с.

7. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст.

4147

8. Проект Федерального закона № 47538-6/5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»

9. Указ Президента РФ от 22.07.1994 № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года»// «Собрание законодательства РФ», 25.07.1994, N 13, ст. 1478

10. Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»// «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, № 32 (Часть II), ст. 5134

References:

1. Decree of the II All-Russian Congress of Soviets on land// Decrees of the Soviet government. Vol.1 M., State. Publishing house polit. Literatures. 1957.

2. Decrees of Soviet power: [Collection]. Vol. 1 / In-t of Marxism-Leninism under the Central Committee of the CPSU. Institute of the History of the USSR of the USSR Academy of Sciences; Editorial Board: G. D. Obichkin et al. M.: Gospolitizdat, 1957.

3. Ivanov A., Bocharov M., Sukhanov E., Zavyalov A., Rybalov A., Zemlyakova G., Povetkina E., Tserkovnikov M., Zharkova O., Nekrestyanov D., Bevzenko R. New life of public easements // The law. 2018. No. 10 - 183 p.

4. Kurdinovsky V. I. On restrictions of the right of ownership of immovable property by law (under Russian law). - Odessa, printing house of the Southern Russian Society of Printing, 1904 - 389 p.

5. Kurdinovsky V.I. On the doctrine of legal restrictions on the ownership of real estate in Russia. Odessa: "Economic" printing house, 1899 -

392 p.

6. Pobedonostsev K.P. Course of civil law: In 3 volumes St. Petersburg: Synodal Printing House, 1896. Vol. 1 VIII, XIV, 745 p.

7. Land Code of the Russian Federation" dated 25.10.2001 N 136-FZ// "Collection of Legislation of the Russian Federation", 29.10.2001, N 44,

art. 4147

8. Draft Federal Law No. 47538-6/5 "On Amendments to Part One of the Civil Code of the Russian Federation"

9. Decree of the President of the Russian Federation No. 1535 of 22.07.1994 "On the Main Provisions of the State Program of Privatization of State and municipal enterprises in the Russian Federation after July 1, 1994"// "Assembly of Legislation of the Russian Federation", 25.07.1994, N 13, v. 1478

10. Federal Law No. 341-FZ of 03.08.2018 "On Amendments to the Land Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Terms of Simplifying the Placement of linear objects"// "Collection of Legislation of the Russian Federation", 06.08.2018, No. 32 (Part II), Article 5134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.