Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩИХ РЕДАКТОРОВ)'

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩИХ РЕДАКТОРОВ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОБЫТИЯ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА / PSYCHOLOGY / SPECIAL PSYCHOLOGY / EVENTS / HISTORY OF PSYCHOLOGY / HISTORICAL PSYCHOLOGY / MATERIALS OF THE ISSUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фотекова Т.А., Костригин А.А.

Статья выпускающих редакторов по содержанию представленного читателям очередного номера за 2020 год выпуска журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». В статье анонсированы основные материалы выпуска. Тема номера - история психологии. В подготовке выпуска приняли участие авторы из Болгарии, Беларуси и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PSYCHOLOGY AND MODERNITY (EDITORIAL)

The editor-in-chief discusses the content of the regular first issue of the journal “Bulletin of Pedagogy and Psychology of Southern Siberia” in 2020. The article announces the main materials of the issue. The topic of the issue is the history of psychology. Authors from Bulgaria, Belarus and Russia took part in the preparation of the issue.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩИХ РЕДАКТОРОВ)»

Вступительная статья

УДК 159.99

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИ И И СОВРЕМЕННОСТЬ (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ВЫПУСКАЮЩИХ РЕДАКТОРОВ)

Т.А. Фотекова

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (Абакан, республика Хакасия, Россия)

А.А. Костригин

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия; ORCID: 0000-0002-5454-7357

Аннотация. Статья выпускающих редакторов по содержанию представленного читателям очередного и первого номера за 2020 год выпуска журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». В статье анонсированы основные материалы выпуска. Тема номера - история психологии. В подготовке выпуска приняли участие авторы из Болгарии, Беларуси и России.

Ключевые слова: психология, специальная психология, события, история психологии, историческая психология, материалы выпуска

UDC 159.99

HISTORY OF PSYCHOLOGY AND MODERNITY (EDITORIAL)

T.A. Fotekova

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

A.A. Kostrigin

Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) (Moscow, Russia)

Abstract.The editor-in-chief discusses the content of the regular first issue of the journal "Bulletin of Pedagogy and Psychology of Southern Siberia" in 2020. The article announces the main materials of the issue. The topic of the issue is the history of psychology. Authors from Bulgaria, Belarus and Russia took part in the preparation of the issue.

Keywords: psychology, special psychology, events, history of psychology, historical psychology, materials of the issue

Представленный второй номер выпуска журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» за 2020 год подготовлен коллективом обновленной редакционной коллегии на основе поступивших в редакцию материалов.

Этот небольшой по объему и количеству участников номер был полностью отведен специальному выпуску журнала по истории психологии.

Вопросам истории психологии и истории психологии в России, в частности, в последнее время уделяется недостаточное внимание. Исключение составляет лишь прошедшая в 2019 г. в городе Армавире конференция [3].

Одно из центральных мест в психологических исследованиях последнего времени занимает тематика психологического выгорания. Знакома эта тема и специалистам из Хакасии [1]. Как показывает в теоретическом исследовании Г.В. Вержибок (Минск, Беларусь), проблема далеко не нова и уже давно стала предметом исследования и обсужения. Более подробно результаты исследования представлены в ее материале «Проблемы «профессиональной деструкции» и «профессионального выгорания» учителя в педагогической психологии».

В материале Н.С. Завоеванной «Отечественная специальная психология: от Л.С. Выготского до В.И. Лубовского» обсуждается история

отечественной специальной психологии. Автор останавливает свое внимание на наиболее ярких представителях этого направления отечественной психологии: Л.С. Выготском, А.Р. Лурии, М.С. Певзнер и В.И. Лубовском, и таким образом прослеживает путь становления отечественной специальной психологии от педологии трудного детства, дефектологии к специальной психологии.

В этом году в Хакасии вновь юбилей местного значения [4]. Исполняется тридцать лет изданию учебно-методического пособия по психологической и нейропсихологической диагностике ПДК (Психодиагностического комплекса методик) [2; 5]. К этому небольшому юбилею Л.Л. Нарожная (Томск) посвящает свой материал «Использование триады ПДК в практической деятельности школьного педагога-психолога (исследование словесно-логического мышления младших школьников). К 30-ти летию создания психодиагностической батареи».

В статье новосибирских авторов Е.В. Хохловой и О.А. Белобрыкина анализируется вклад Н.Д. Левитова в психологию характера. Всесторонне проанализировав научное творчество ученого, авторы обосновают востребованность его исследований для современной психологии.

В следующей статье также автор из Новосибирска Л.А. Юшкова поднимает проблему рефлексии в советской и российской психологии.

Далее вледуют три статьи болгарских коллег по тематике исторической психологии. Два материала авторов (Н.Ц. Живков и М.Н. Живкова) и (Ф.И. Узунов и Н.Н. Живков) посвящены страницам болгарского Возрождения. В публикации И.Р. Райчева обсуждаются теоретические вопросы исторической психологии и исторической социологии как взаимосвязанных научных дисциплин.

Завершает выпуск статья дискуссионного характера. «К вопросу периодизации истории развития психологии в России». Авторы Л.Ф. Чупров (Черногорск) и О.Н. Селицкий (Минск) поднимают вопрос о том, откуда, как и, собственно, куда «идет» российская психология по завершению ее классического периода развития.

Выпуск этого номера журнала подготовлен на основе

присланных в редакцию материалов от коллег из Беларуси, Болгарии и России.

Литература

1. Мантикова А.В., Чупров Л.Ф., Шерошенко Г.П. Особенности эмоционального выгорания у педагогов пожилого возраста и средства помощи // «Стареене, здраве, гериатрични грижи» 18-19 май 2017 г. Сборник с доклади и резюмета от научна конференция с международно участие. Старозагорски минерални бани. Стара Загора: Тракийски университет медицински колеж. 2017. С.156—162.

2. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). Абакан, АГПИ, 1990. 68 с.

3. Развитие российской психологии накануне и после русской революции 1917 года: тенденции, научные школы, персоналии: сборник статей участников Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. ред. А.Л. Журавлёв, Ю.Н. Олейник, Э.В. Тихонова; РФФИ, Арзамасский филиал ННГУ, ИП РАН, МосГУ. Саров: Интерконтакт, 2019. 544 с.

4. Чупров Л.Ф., Костригин А.А. И вновь юбилеев парад: круглые даты науки в Хакасии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 1. С. 140-146.

5. Чупров Л.Ф., Чудакова В.П. Особенности использования психодиагностической триады методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников // 1нноваци в освтьому процесс методолопя, тенденци, технологи. Збiрник наукових праць за матерiалами Мiжнародноí науково-практичноТ конференций 1змаТл: РВВ 1ДГУ. 2020. С. 176 -179.

References

1. Mantikova A.V., Chuprov L.F., Sheroshenko G.P. Osobennosti jemocional'nogo vygoranija u pedagogov pozhilogo vozrasta i sredstva pomoshhi // «Stareene, zdrave, geriatrichnigrizhi» 18-19 maj 2017 g. Sbornik s dokladi i rezjumeta ot nauchna konferencija s mezhdunarodno uchastie. Starozagorskimineralni bani. Stara Zagora: Trakijski universitet medicinskikolezh. 2017. Pp.156-162.

2. Peresleni L.I., Mastjukova E.M., Chuprov L.F. Psihodiagnosticheskij kompleks metodik dlja opredelenija urovnja umstvennogo razvitija mladshih shkol'nikov (uchebno-metodicheskoe posobie). Abakan, AGPI, 1990. 68 p.

3. Razvitie rossijskoj psihologii nakanune i posle russkoj revoljucii 1917 goda: tendencii, nauchnye shkoly, personalii: sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / otv. red. A.L. Zhuravlév, Ju.N. Olejnik, Je.V. Tihonova; RFFI, Arzamasskij filial NNGU, IP RAN, MosGU. Sarov: Interkontakt, 2019. 544 p.

4. Chuprov L.F., Kostrigin A.A. I vnov' jubileev parad: kruglye daty nauki v Hakasii // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2019. № 1. Pp. 140-146.

5. Chuprov L.F., Chudakova V.P. Osobennosti ispol'zovanija psihodiagnosticheskoj triady metodik dlja issledovanija struktury intellektual'nogo razvitija mladshih shkol'nikov // Innovad! v osvitn'omu procesi: metodologija, tendenci!, tehnologi'i. Zbirnik naukovih prac' za materialami Mizhnarodno! naukovo-praktichno! konferenci'i. Izmai'l: RVV IDGU. 2020. Pp. 176 -179.

— • —

Сведения об авторах

Татьяна Анатольевна Фотекова, профессор, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и социальной работы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия); e-mail: fotekova@yandex.ru

Артем Андреевич Костригин, старший преподаватель кафедры психологии. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия; e-mail: artdzen@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.