Научная статья на тему 'История противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в Германии'

История противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
859
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ В ГЕРМАНИИ / ЗАКОН О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ 1971 Г / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / СВЯЗАННОЙ С НАРКОТИКАМИ / DRUG CRIMES IN GERMANY / LAW ON NARCOTIC SUBSTANCES OF 1971 / GERMAN DRUG POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумов В.А.

В статье освещается история развития законодательства об ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в Германии в прошлом веке. Особое внимание уделено Закону «О наркотических веществах» 1971 г., его реализации на практике, влиянию на динамику наркопреступности. В статье приводятся данные уголовной статистики и отмечаются региональные различия в политике противодействия наркопреступности в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the history of German laws on drug control and drug crimes in the last century. Special attention is paid to the federal law on narcotic substances of 1971, its implementation and impact on drug crimes’ trends. There are statistical data in the article as well as discussion on regional differences concerning drug policy and drug crimes in Germany.

Текст научной работы на тему «История противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в Германии»

В.А. Шумов

ИСТОРИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ В ГЕРМАНИИ*

Для анализа преступности в целом, как и отдельных ее видов, в нашем случае - в сфере незаконного оборота наркотиков, необходимо опираться на статистические данные, хотя они не могут полностью передать реальной картины. Любые статистические данные представляют собой, прежде всего, данные выборочные, которые «акцентируют внимание на одних правонарушениях, в то время как другие нарушения остаются в тени»1. Следовательно, изучая данные статистики наркопреступности в Германии, надо учитывать, что они отражают лишь интенсивность общественного контроля, выражающуюся в количестве сообщений о правонарушениях, и направления деятельности органов уголовного розыска2.

Кроме того, наркопреступность, а именно преступления, связанные с торговлей наркотиками и их потреблением, и это характерно не только для Германии, представляет собой вид преступности, находящийся в особой зависимости от общественных норм и соответствующих законодательных актов. Речь идет о контролируемой преступности, в основе которой нет ни потерпевших, ни нанесенного ущерба, а только «правонарушения без потерпевших». Следовательно, в статистике не учитывается та часть преступлений, о которых отсутствуют заявления. При этом следует иметь в виду, что правоохранительными органами ставится цель предупреждения преступности, в соответствии с которой преступные действия должны пресекаться еще в

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук С.В. Полубинской.

1 Стинг С., Волъфф М., Циппе К. Ситуация с наркотиками в Германии и Саксонии // Молодежь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В.А. Соболева, И.П. Рущенко. Харьков, 2000. С. 300.

2 См.: Scherr A. Jugendkriminalität, Sicherheitspanik und präventive Soziale Arbeit // Neue Praxis. 1998. H. 6. S. 577-591.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2010

зародыше3, что способствует регистрации преступлений, обнаруженных и пресеченных по инициативе самих правоохранительных органов.

В истории Германии первым законодательным актом, который ввел в юридическую терминологию такое понятие, как «наркоделикты» (Rauschgiftdelikte), был Закон «О запрещении распространения опиума», принятый в 1929 г. В рамках международных соглашений этот закон ставил в Германии под угрозу уголовного наказания торговлю опиумом, кокаином и марихуаной. При этом особо подчеркивалось, что владение и приобретение этих наркотических веществ на собственные нужды не карается законом.

Следует отметить, что принятие Закона «О запрещении распространения опиума», получившего название «опийный» закон, стало реакцией правительства на распространение употребления наркотиков в интеллектуальных кругах в 20-30-е гг. XX столетия. Однако случаи употребления наркотиков практически прекратились после окончания Второй мировой войны. Так, в ФРГ число обвинительных приговоров, вынесенных в 1963 г. на основе «Закона о запрещении распространения опиума», сократилось до менее 100 случаев4. Таким образом, проблема наркопреступности была в Германии в то время малосущественна.

Новый этап развития наркопреступности в Германии относится к концу 60-х - началу 70-х гг. XX в. Он был связан с резким увеличением числа несовершеннолетних наркоманов.

Тенденции развития наркопреступности всегда тесно взаимосвязаны с увеличением или уменьшением числа лиц, потребляющих наркотики, а потому определение тенденций наркопреступности в Германии невозможно без учета количества лиц, употребляющих наркотики, увеличение которого в Германии начинается со второй половины 1960-х гг., причем проблема наркотизма в тот период была наиболее характерна для молодежи. Так, в конце 60-х - начале 70-х гг. наблюдался резкий

3 Cm.: Scheerer S., Vogt I. (Hrsg). Drogen und Drogenpolitik. Frankfurt a. M., 1989. S. 35, 36.

4 Cm.: Scheerer S., VogtI. (Hrsg.). Op. cit. S. 36.

всплеск наркомании среди лиц 14-17-летнего возраста (см. рис. 1). Правда, как показывает статистика, рост количества наркоманов был непродолжительным, он достиг высшей точки в начале 70-х гг., а затем пошел на спад.

год 66 И iS (S 70 7] 72 73 f* 73 Ii 17 78 7» SO II (3 t+ 43 S4 87

Рис. 1

Источник: ReubandK.-H. Soziale Determinanten des Drogengebrauchs. Eine sozialwissenschaftliche Analyse des Gebrauchs weicher Drogen. Opladen, 1994. S. 71.

Рост наркопреступности в 1971 г. вызвал потребность заменить Закон «О запрещении распространения опиума» на «Закон о наркотических веществах», который действует и в настоящее время. Данный законодательный акт существенно ужесточил отношение государства к обороту наркотиков. В частности, в соответствии с Законом «О наркотических веществах» были полностью запрещены некоторые наркотические вещества, например марихуана, ЛСД, мескалин и некоторые другие. Причем многие наркотические средства оказались запрещенными к использованию даже в медицинских целях. Кроме того, были ужесточены меры наказания за преступления, связанные с торговлей наркотиками и их потреблением.

Самым же серьезным нововведением Закона 1971 г. стала криминализация самого владения «незаконными наркотиками», в результате чего под уголовное преследование стало попадать приобретение наркотических веществ для собственного потреб-

ления5. На практике это означало, что каждый наркоман должен был осознавать возможность уголовного преследования и то, что полиция имеет право завести на него уголовное дело, если обнаружит у него наркотики.

Исключение делалось лишь для «небольшого количества наркотиков». Владение «небольшим количеством наркотиков», необходимым для собственных нужд, являлось исключением из общего правила и не каралось законом, несмотря на общую практику привлечения наркоманов к уголовной ответственности за потребление наркотиков6. Рассматриваемый Закон не раскрывал понятия «небольшого количества» наркотиков. Определение количества наркотиков как «небольшого» в каждом конкретном случае осуществляла полиция по собственному усмотрению и в соответствии с правовыми нормами федеральных зе-мель7. В результате значительно увеличилось количество полицейских и уголовно-правовых мероприятий по борьбе с незаконным распространением наркотиков.

Начиная с 70-х гг. прошлого века в связи с принятием Закона «О наркотических веществах», в Германии стали чаще регистрироваться наркопреступления и возбуждаться уголовные дела в сфере незаконного оборота наркотиков. При этом со второй половины 80-х гг. наметилась тенденция роста преступлений, связанных с торговлей наркотиками и их потреблением. Если в 1988 г. их количество составляло 84 998, то к 1998 г. оно возросло до 216 682, из чего можно сделать вывод, что рост регистрируемых преступлений в сфере незаконного оборота наркотических веществ увеличился за 10 лет более чем в два раза (см. рис. 2).

5 См.: Scheerer S., VogtI. (Hrsg.). Op. cit. S. 40.

6См.: Eisenbach-Stangl I. Drogenpolitik und ihre Folgen: Ein internationaler Vergleich // Drogenpolitik zwischen Therapie und Strafe / R. Mader, H Strotzka (Hrsg.). Wien, 1980. S. 355-441.

7В практике уголовного преследования органами полиции и юстиции образовались две ярко выраженные модели в отношении не преследуемого законом «небольшого количества» наркотиков в виде нисходящих графиков: север - юг и запад - восток. Допустимые количества в западных и северных землях Германии значительно выше, чем в восточных и в южных.

Рис. 2

Источник: Стинг С., Вольфф М., Циппе К. Указ. соч. С. 311.

Большинство зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических веществ в 1998 г. были связаны с такими наркотическими веществами, как марихуана (50,9%), героин (23,4%), кокаин (11,0%), амфетамин (6,3%). В этом ряду экстази занимало одну из последних позиций (2,6%)8.

Все преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в Германии можно разделить на три основные группы.

1. Общие нарушения Закона «О наркотических веществах» 1971 г. (в эту группу преступлений входят деяния, связанные с хранением и приобретением наркотиков для собственного употребления).

2. Нелегальная торговля и контрабанда наркотических средств.

3. Нелегальный ввоз наркотических средств.

Следует отметить, что преступления, связанные с владением и приобретением наркотиков для собственного употребления, составляют почти 2/3 всех регистрируемых наркопреступлений в Германии. Так, в 1998 г. общее число преступлений в сфере

незаконного оборота наркотиков составило 142 7 409, из них 63 396 случаев приходилось на преступления, связанные с торговлей и контрабандой наркотиков, и 5598 - на нелегальный ввоз наркотиков10.

Согласно представленным в Bundeskriminalamt статистическим данным количество преступлений, связанных с торговлей, контрабандой и ввозом наркотиков, в 90-е гг. прошлого столетия не увеличивалось, в то время как преступления, связанные с незаконным приобретением и хранением наркотиков, характеризовались постоянным ростом. Предполагалось, что одной из причин отсутствия существенного роста преступлений, связанных с торговлей, контрабандой и ввозом наркотиков, послужило растущее количество случаев задержания партий наркотиков в странах транзита, что, в свою очередь, весьма способствовало сохранению рассматриваемого вида преступности на одном уровне в самой Германии11.

По мнению ряда ученых, рост преступлений, совершаемых лицами, постоянно употребляющими наркотики, только частично объясняется увеличивающимся ростом численности таких лиц. Как полагают в Федеральном управлении уголовной полиции, в основном он отражает усиление борьбы полиции с наркоманией. Это значит, что в результате использования новых ресурсов и расширения инфраструктуры в области внутренней безопасности увеличивается интенсивность контроля оборота незаконных наркотиков12.

Предпринималась попытка оценить объем наркосреды Германии путем регистрации впервые замеченных наркоманов, употребляющих сильнодействующие наркотики. С 1977 г. в Германии начали систематически регистрировать лиц, потребляющих наркотики, которые впервые нарушили закон в связи с отсутствием денежных средств на их покупку. После спада в 70-х гг. количества наркоманов, употребляющих сильнодействующие

9 См.: Bundeskriminalamt (BKA): Polizeiliche Kriminalstatistik Bundesrepublik Deutschland. Berichtsjahr 1998. Wiesbaden, 1999. S. 216.

10 См.: DHS, Deutsche Hauptstelle gegen die Suchtgefahren (DHS) (Hrsg.): Jahrbuch Sucht 2000. Geesthacht. 1999. S. 77-88.

11 См.: Стинг С., Волъфф М., Циппе К. Указ. соч. С. 313.

12 Там же.

наркотики (с 9351 до 3246), с 1978 г. численность этой группы стала расти, и в 1998 г. было зарегистрировано 20 943 таких наркомана (со снижением числа этих лиц в 80-е гг.) (см. рис. 3).

-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-С-1-г-

год 77 78 79 80 81 52 83 54 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98

Рис. 3

Источник: Стинг С., Вольфф М., Циппе К. Указ. соч. С. 316.

Однако при установлении точности данных подобной регистрации возникла проблема. Дело в том, что лица, регистрируемые как впервые замеченные наркоманы, употребляющие сильнодействующие наркотики, учитываются в статистике, в то время как употребление наркотиков в случаях, не попадающих в поле зрения правоохранительных органов, не регистрируется. К примеру, применительно к несовершеннолетним на общую статистику большое влияние может оказывать число тех несовершеннолетних, которые только хотят попробовать наркотики или которые употребляют их эпизодически, а систематические потребители могут в регистрацию и не попасть. По мнению специалистов, занимающихся анализом уголовной статистики, такое положение вещей способно привести к стиранию грани между постоянными потребителями и теми, кто употребляет сильнодействующие наркотики лишь эпизодически13.

При анализе статистических данных, собранных о лицах, совершивших преступления в сфере наркотизма в Германии в конце 90-х гг. прошлого века, следует отметить следующее.

1. Преступность на почве наркомании в большей степени, чем употребление наркотиков, была характерна для мужчин. Так, среди лиц, подозреваемых в совершении наркопреступлений, 87,9% составляли мужчины и всего лишь 12,1% женщины14.

2. Среди наркоманов доминировали несовершеннолетние и молодежь: 61,5% всех наркопреступлений совершалось молодыми людьми в возрасте 14-25 лет, из них 16,5% преступлений приходилось на долю несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, 23,9% совершили подростки в возрасте 18-21 года и 21,1% - молодые люди в возрасте 21-25 лет15.

Из приведенных статистических данных можно сделать еще один вывод. Чем старше становились наркоманы, тем больше среди них было лиц, употребляющих сильнодействующие наркотики. Наркоманы в возрасте 18-24 лет представляли собой самую многочисленную группу употребляющих сильнодействующие наркотики среди тех, кто впервые был замечен в преступлениях, связанных с наркотиками, и составляли 49,6% общего числа наркоманов. Следует отметить, что в последующие годы этот показатель характеризовался относительной стабильностью16.

В рассматриваемый период в землях Германии на распределение наркопреступности большое влияние оказывали региональные различия. К примеру, большие города с населением более полумиллиона человек выделялись по количеству совершенных в связи с наркотиками преступлений. Кроме того, для каждой отдельной федеральной земли были характерны свои особенности, вызванные состоянием и динамикой преступлений, связанных с наркотиками, характерными именно для той или иной федеральной земли. К примеру, в 1998 г. количество совершенных наркопреступлений на 100 000 жителей Западной Германии колебалось от 211 случаев в Шлезвиг-Гольштейне до 312 случаев в Северной Рейн-Вестфалии, а в Восточной Герма-

14 Cm.: Bundeskriminalamt (BKA): Polizeiliche Kriminalstatistik Bundesrepublik Deutschland. Berichtsjahr 1998. S. 218.

15 Ibid. S. 219.

16 Cm.: Deutsche Hauptstelle gegen die Suchtgefahren (DHS) (Hrsg.): Jahrbuch Sucht 2000. Geesthacht, 1999. S. 86.

нии - от 96 случаев в Саксонии до 159 в Бранденбурге и Саксо-нии-Ангальт17.

Таким образом, анализ регионального распределения преступлений, связанных с наркотиками, и статистических данных об употреблении незаконных наркотиков показывал резкий разрыв между Восточной и Западной Германией. Что же касается стоящей особняком Саксонии, то она представляла собой регион с самым низким уровнем наркопреступности во всей стране. Саксонское правительство не воспринимало никакого смягчения политики борьбы с наркоманией на общегерманском уровне, решительно отклоняя любую форму «либерализации и декриминализации» и являлось единственной федеральной землей, по законам которой владение любым наркотиком, в том числе и марихуаной, и даже самым незначительным количеством наркотиков признается незаконным.

В этой связи следует обратить внимание на то, что политика борьбы с наркотиками в Германии является делом правительства каждой федеральной земли в отдельности, т.е. находится в исключительной компетенции земель в сфере культуры. Роль Федерального правительства заключается лишь в принятии общих законов и норм, например Закона 1971 г. В свою очередь федеральное законодательство конкретизируется в положениях о применении этого Закона в каждой отдельной земле в зависимости от ее специфики.

Для примера укажем, что федеральное германское законодательство оперирует в определении преступления в сфере наркотизма такими терминами, как «использование в личных целях», «небольшое нарушение», «отсутствие общественной заинтересованности в наказании», «незначительная вина», «малое количество наркотиков». Если в конкретном деле присутствуют несколько или даже одно из вышеперечисленных условий, хранение незаконных наркотических веществ может и не привести к уголовному преследованию.

В этой связи в ряде федеральных земель проявлялась тенденция не подвергать преследованию хранение «незначительных

17 См.: Bundeskriminalamt (BKA): Polizeiliche Kriminalstatistik Bundesrepublik Deutschland. Berichtsjahr 1998. S. 220. 64

количеств» каннабиса и героина. Как правило, несистематическое личное употребление каннабиса и героина, не создающего угрозы третьим лицам, в случае, если речь идет об очень малых количествах наркотического вещества, не преследовалось в судебном порядке. Понятие «незначительные количества», применяемое к разным наркотическим средствам, определялось федеральными землями Германии следующим образом.

Каннабис:

1) до трех доз или до 6 граммов (четыре федеральные земли);

2) до 10 граммов (три федеральные земли);

3) до 15 граммов (две федеральные земли);

4) до 30 граммов (две федеральные земли);

5) размером «не больше спичечного коробка» (одна федеральная земля).

Героин, кокаин и амфетамины:

1) до 0,5 грамма (одна федеральная земля);

2) до 1 грамма (одна федеральная земля);

3) до 5 граммов (две федеральные земли);

4) в зависимости от конкретного случая (две федеральных земли).

Для общей характеристики политики в сфере наркопреступности надо также указать, что в марте 1994 г. Конституционный суд Германии подтвердил отсутствие противоречия конституции Германии наказания за хранение марихуаны. Конституционный суд также подчеркнул необходимость единообразного применения наказаний в различных федеральных землях. По нашему мнению, перенесение саксонского опыта в рассматриваемой области на всю Германию могло бы способствовать повышению эффективности борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.