РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 911.3:711.4 А.Д. Балов
ГЕОГРАФИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ
Введение. Наркомания — одно из самых страшных явлений в жизни людей. Наркотизация общества приводит к его деградации, ранним смертям, повышению общего уровня преступности и т.д. Незаконный оборот наркотиков является одним из самых прибыльных видов "бизнеса". По обороту он уступает только незаконной торговле оружием, а по некоторым сведениям, и опережает ее [8]. В связи с этим весьма актуальны работы, исследующие различные стороны наркопреступности.
Исследования подобного рода необходимы в настоящее время в связи со стремительным ростом наркопреступности в мире в целом и в России в частности. При этом в России наблюдается значительная территориальная дифференциация наркопреступности. Тем более, как отмечают многие исследователи этого явления, с большой долей уверенности можно говорить о территориальной организации наркопреступности в стране, т.е. о разделении территории России между несколькими преступными группировками, о специализации преступных формирований на тех или иных видах наркотиков.
Таким образом, цель работы — изучение географической распространенности наркопреступности в нашей стране, определение влияния природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных факторов на уровень и динамику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Методической и методологической основой послужили работы В.В. Лунева, И.Н. Пятницкой, A.A. Га-биани, Р.Г. Гачечиладзе и др. [3, 4, 8, 10]. В информационную основу работы легли статистиче-ские сборники Госкомстата России, материалы Госнаркоконт-роля РФ [5-7, 11-14].
Динамика и структура потребления наркотиков. В России число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за 1995—2003 гг. увеличилось в 2,4 раза, коэффициент наркопреступлений — также в 2,4 раза, а доля в общем числе преступлений — в 2,6 раза [9].
Наблюдается изменение структуры потребления наркотиков. Если в середине 1990-х гг. до 80% приходилось на производные конопли, то к концу 1990-х — началу 2000-х гг. основу потребления составили опиаты, а среди них — ацетилированный опий, из-за его дешевизны, доступности и простоты изготовления. Быстрыми темпами растет удельный вес потребления героина. Так, если общее число фактов изъ-
ятия наркотических веществ за 1995—2002 гг. увеличилось в 2 раза, то марихуаны — в 1,7 раза, а героина — в 271 раз [9].
При общей тенденции к увеличению доли потребления высококонцентрированных "тяжелых" наркотиков, прежде всего героина и ацетилированно-го опия, наблюдается некоторая территориальная дифференциация в структуре потребления наркотиков. В крупных городах страны, в Центре, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке в основном потребляют синтетические наркотические вещества и героин. В Поволжье предпочитают героин и марихуану, а на Северном Кавказе — производные конопли, ацетилированный опий, героин.
Весьма велико значение природно-климатических факторов. В регионах выращивания мака наблюдается опиомания, а в регионах выращивания конопли — гашишизм.
Структура потребления наркотиков весьма сильно зависит от социально-демографического состава населения: так называемая золотая молодежь предпочитает синтетические наркотические вещества, героин, кокаин. Наркоманы "со стажем" чаще всего потребляют марихуану, а наркоманы из бедных и средних слоев населения — ацетилированный опий.
Проявляется и высокая степень зависимости от уровня социально-экономического развития регионов: в богатых регионах (Москва, ХМАО и др.) предпочитают дорогие наркотики (героин, кокаин) и "синтетику", в бедных (Северный Кавказ) — марихуану, ацетилированный опий.
Существует зависимость и от наркотрафиков: в регионах, находящихся на пути продвижения опиатов, преобладает опиумная зависимость; на Северо-Западе, в районе, находящемся на трафике кокаина, — кокаинизм.
Одной из задач правоохранительных органов является борьба с незаконными посевами наркосодержащих растений. Природные условия Российской Федерации наиболее благоприятны для выращивания конопли. Более того, вплоть до конца 1970-х гг. в России конопля выращивалась в промышленных объемах, причем особенно на Северном Кавказе. Однако бурное развитие наркомании побудило сельскохозяйственных производителей прекратить выращивание этого растения (несмотря на его высокую ценность в качестве сырья для легкой промышленности). Конопля теперь растет либо в диком виде, либо в виде незаконных посевов в Российской Федерации. Так, в
2002 г. из общего числа случаев выявленных незаконных посевов 30,7% приходилось на коноплю, а 12,2% — на опийный мак, но в удельном весе уничтоженных растений на коноплю приходилось уже 77,2% [9]. География незаконных посевов конопли постепенно меняется: с Северного Кавказа посадки распространились на юг Сибири и Дальнего Востока, туда, где их легче всего скрыть, а растения превосходно растут. В настоящее время основными поставщиками канна-биоидов в России являются Еврейская АО и Республика Тыва. На Северном Кавказе остались в основном маковые плантации, хотя и конопли довольно много.
За 1995—2002 гг. особенно значительно увеличилось число привлеченных к уголовной ответственности женщин, неработающих и неучащихся граждан.
Общее число осужденных по приговорам судов, вступившим в законную силу, за незаконные действия и нарушения правил обращения с наркотическими веществами и психотропными средствами за 1995—2002 гг. увеличилось с 38,6 до 95,0 тыс. человек (рост на 246,1%), лиц в возрасте до 30 лет — с 26,0 до 62,5 тыс. человек (240,4%), несовершеннолетних — с 2,3 до 3,5 тыс. человек (152,2%), а женщин — с 23,4 до 15,3 тыс. (450%). При этом удельный вес осужденных женщин вырос с 8,8% в 1995 г. до 16,1% в 2002 г. [9, с. 38].
За 1995—2002 гг. общее число потребителей наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, привлеченных к административной и уголовной ответственности, выросло почти в 2,3 раза (при схожей динамике с предыдущими показателями). Число привлеченных к административной и уголовной ответственности потребителей героина — в 182 раза, потребителей производных конопли — в 2,1 раза [9]. В то же время число привлеченных к административной и уголовной ответственности потребителей опия осталось на прежнем уровне. Соответственно изменился и удельный вес привлеченных к административной и уголовной ответственности потребителей различных наркотических веществ. В 3,5 раза увеличилось число женщин — потребителей наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, привлеченных к административной и уголовной ответственности [9].
Одна из важнейших особенностей преступлений этого вида — среди задержанных за хранение и сбыт наркотиков примерно половину составляют женщины.
К основным показателям, применяемым при изучении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, относятся: 1) абсолютное число зарегистрированных преступлений (ед.); 2) коэффициент преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в промилле — число преступлений на 1000 жителей; 3) доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в общем числе преступлений (%).
География наркопреступности в России. В течение 1995—2003 гг. в пределах РФ наблюдалась значи-
тельная территориальная дифференциация наркопреступлений. Так, в 1995 г. соотношение между крайними показателями достигало 1:80. Среди регионов, где наркопреступления вообще не фиксировались либо фиксировалось ничтожно малое число (0,09%о и менее), — Корякский, Ненецкий, Коми-Пермяцкий, Эвенкийский и Чукотский АО, а также Карелия. Среди регионов с очень высоким уровнем наркопреступности (1,00%о и более) были Калининградская, Ростовская, Новосибирская, Амурская и Сахалинская области, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Бурятия и Тува, Краснодарский край и Ханты-Мансийский АО. Максимальные показатели были зафиксированы в Республике Тыва (1,59%о) и Сахалинской области (1,36%о) [9].
В 1995—2003 гг. динамика числа наркопреступлений по регионам России отличалась крайней неравномерностью. Так, снизилось число зарегистрированных наркопреступлений в Костромской, Курской, Архангельской, Сахалинской и Кировской областях, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Агинском Бурятском АО. В то же время в 4 раза и более увеличилось число наркопреступлений в Москве, Орловской, Рязанской, Тверской, Ленинградской, Мурманской, Волгоградской, Оренбургской, Саратовской, Челябинской, Кемеровской и Читинской областях, Карелии, Удмуртии, Ненецком, Коми-Пермяцком, Таймырском (Долгано-Ненецком) АО, Еврейской АО. Всего за рассматриваемый период уровень наркопреступности снизился только в восьми регионах, а в остальных он повысился [9].
Таким образом, в 2003 г. к числу регионов со сравнительно низким уровнем наркопреступности (0,49%о и менее) можно было отнести большинство регионов Центра и Урало-Поволжья, а также Карелию, Ненецкий, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Корякский и Чукотский АО. К регионам с очень высоким уровнем наркопреступности (2,2% и более) — Астраханскую и Амурскую области, Ханты-Мансийский АО, Приморский и Хабаровский края, Еврейскую АО. Максимальный коэффициент наркопреступности был зафиксирован в Еврейской АО (4,54%о) [9]. Соотношение между минимальным и максимальным показателями составило 1:76.
В целом в 1995 и в 2003 гг. наиболее благоприятная ситуация сложилась в центре европейской части страны, а неблагоприятная — в Сибири и на Дальнем Востоке.
За 2003—2004 гг. ситуация коренным образом изменилась. Лидером 2004 г. является Ханты-Мансийский АО (6,812% в 2004 г.), на втором месте — Самарская область (6,619%), затем следуют Томская, Кемеровская, Тюменская, Иркутская области и Приморский край.
Самый высокий темп роста распространенности наркомании в 2003—2004 гг. (более 10%) наблюдался в Удмуртии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Ингушетии, Читинской, Курской, Сахалинской, Псков-
Из Нидерландов с ,Пе
надырь
Общие коэффициенты преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков,
в промилле
.............
Менее 0,49 0,99 1,59 1,60 Более
з стран Ю.-В. Азии
Наркотрафик и значения общего коэффициента наркопреступлений в 2003 г.
ской областях, Чукотском АО и Ставропольском крае.
Весьма четко прослеживаются наркотрафики в Россию (рисунок). Почти 95% героина, поставляемого в Россию, имеет афганское происхождение. Часть его проходит через Таджикистан, часть — через Узбекистан, часть — через Киргизию, Азербайджан, морским и воздушным путями. Опиаты из Ирана (либо местные, либо афганские) поступают сначала в Азербайджан, далее либо в Дагестан, либо в Астрахань. Цепочка из Астрахани тянется через Волгоград в Самару, а оттуда — по всей европейской части РФ. Вследствие этого Самара считается главным наркоцентром европейской части России. Здесь преуспевают азербайджанская и цыганская группировки. Синтетические наркотические вещества попадают в Россию через Санкт-Петербург из Эстонии, Финляндии, Нидерландов и в Новороссийск из Турции. На этом незаконном промысле были задержаны граждане России, Нидерландов, Литвы, Турции, Азербайджана. Значительная часть канабиоидов производится в России. Основные поставщики сырья — Приморский и Хабаровский края, Еврейская АО, Тува, Хакасия, Алтай, Северный Кавказ. Есть факты поставки с Украины. Кокаин — весьма редкий и дорогой наркотик — поступает в Россию из Латинской Америки.
Сопоставление региональных коэффициентов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и основных наркотрафиков показывает, что уровень наркопреступности выше в регионах-поставщиках наркотиков либо в регионах, расположенных на наркотрафиках.
Поскольку основная часть наркотиков поступает в нашу страну из-за рубежа, то РФ проводит активную работу по установлению двустороннего и многостороннего сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Проблемы борьбы с наркоманией. В сентябре 2005 г. Правительство России приняло Федеральную целевую программу по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков на 2005—2009 гг. Целью программы объявлено сокращение потребления наркотиков в России к 2010 г. на 16—20% по сравнению с 2004 г. Приоритетными направлениями решения проблемы наркомании названы: профилактика рас-
СП ИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадов Л Л. Тавасиев В.Х. Социально-демографические проблемы Северной Осетии. Владикавказ, 1998.
2. Барчук Т.В. Криминология: Учеб. пособие. М.. 2002.
3. Габиани А.А., Гачечиладзе Р.Г. Некоторые вопросы географии преступности (по материалам Грузинской ССР). Тбилиси, 1982.
4. Габиани А.А. Наркотизм вчера и сегодня: Тбилиси, 1988.
5. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // СД СССР. Вып. XXXIII. М.. 1970. С. 105-136.
6. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXXV. М.. 1981. С. 416-436.
пространения наркотиков, лечение и реабилитация больных, пресечение незаконного оборота наркотиков. В программе приводятся данные общероссийского мониторинга, согласно которым наркотики употребляют почти шесть миллионов россиян [16, с. 6].
С другой стороны, в стране были смягчены многие статьи за наличие наркотиков, а в мае 2004 г. были введены размеры средних разовых доз наркотических веществ, за которые не наступает уголовная ответственность (уголовная ответственность наступает только за хранение 10 разовых доз и более).
Выводы. 1. Россия практически перешла из разряда стран-наркотрафиков в разряд стран—потребителей наркотиков.
2. В нашей стране наркопреступления являются одними из самых динамично развивающихся среди всех видов преступлений, быстро растет и доля наркопреступлений в общем числе противоправных деяний.
3. В подавляющем большинстве регионов России наблюдается увеличение числа наркопреступлений, причем самый высокий темп роста наблюдается либо в богатых регионах (например, в Москве), либо в регионах—поставщиках наркотиков (Еврейская АО), либо в регионах-наркотрафиках (Мурманская область).
4. В структуре потребления наркотиков наблюдаются значительные изменения: переход от легких к более тяжелым и дорогим наркотикам; все большую роль играют героин, кокаин, синтетические нарковещества.
5. Наиболее сложная ситуация с наркопреступлениями наблюдается в Сибири и на Дальнем Востоке, однако самый высокий темп роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, фиксируется в регионах европейской части страны.
6. Состав совершивших наркопреступления постепенно меняется: увеличивается доля женщин, нигде не работающих и не учащихся граждан.
7. РФ постепенно переходит на "западный" вариант борьбы с наркотиками, о чем свидетельствуют введенные размеры средних разовых доз наркотических веществ, за которые не наступает уголовная ответственность, смягчение некоторых "наркоманских" статей уголовного кодекса и различные программы помощи потребляющим наркотики.
7. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 44-64.
8. Лунев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
9. Преступность и правопорядок в России. Статистический аспект. 2003: Стат. сб. Госкомстата России. М., 2003.
10. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. М.. 1994.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. Госкомстата России. М.. 2002. С. 274-281.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб. Госкомстата России. М.. 2004.
13. Регионы России: Стат. сб. Госкомстата России: В 2 т. Т. 1. М.. 2001.
Северо-Осетинский государственный университет
14. Социальные положения и уровень жизни населения России. 2003: Стат. сб. Госкомстата России. М.. 2003.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.,
2004.
16. Северная Осетия. № 175 (24476). 21 сентября 2005 г.
С. 6.
Поступила в редакцию 08.08.2007
A.D. Badov
GEOGRAPHY OF DRUG-RELATED CRIMINALITY IN RUSSIA
Influence of natural-climatic, social-demographic, economic and other factors of the level and dynamics of drug-related criminality is discussed. The geography of drug-related crimes and their dynamics by the regions of Russia during 1995—2003 is analyzed. The most important routes of drug trafficking over the territory of Russia are indicated.