1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ Коеалищенко Татьяна Игоревна, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена истории проектирования ВУЗов с учетом потребностей инвалидов. Рассмотрены история формирования принципов проектирования зданий специализированных учебных заведений для инвалидов, а также зданий ВУЗов с инклюзивным образованием.
Ключевые слова: архитектура, высшие учебные заведения, инвалиды, инклюзивное образование.
На протяжении истории человечества вопрос отношения к людям с различными видами инвалидности трактовался по-разному. На ранних этапах, в эллинистическую эпоху, в древнем Риме отношение к людям с недееспособностью было нетерпимым в силу неразвитости социальных институтов. Даже выдающиеся философы не отличались терпимостью в этом вопросе. «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует», - писал Аристотель.
В Средние века в связи с развитием догматов Христианства отношение к инвалидам постепенно меняется. Открываются первые приюты - «убежища» для слепых (1198 г. - Бавария, 1225 г. - Франция). На Руси в эту же временную эпоху к инвалидам относились как к «божьим» людям, во многих монастырях создавались призренческие приюты для детей-калек. Однако только в эпоху Просвещения, благодаря таким мыслителям, как Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро и принятой в 1793 г. французским Конвентом «Декларацией прав человека», появляются первые предпосылки к более гуманному отношению к инвалидам. Настоящие социальные изменения произошли уже в 20-м веке. В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию о правах инвалидов - документ, в котором уточнены
I
SCIENCE TIME
I
и расширены права инвалидов. В 1983 г. была провозглашена Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, в которой сказано, что 1981 год - год инвалидов - проходил под девизом: «Полное участие и равенство инвалидов в социальной жизни и развитии», а для осуществления этой цели и надо проводить эффективные меры на международном и национальном уровнях.
Проблема вовлечения инвалидов в социальную жизнь тесно связаны с получением ими должного уровня образования - среднего, профессионального и высшего. Вовлеченность инвалидов в процесс обучения тесно связана с архитектурой учебных заведений, так как требует специальных планировочных и архитектурных решений.
История высших образовательных учреждений с людей с различной недееспособностью берет свое начало в 19-м веке. Одним из первых подобных заведений является Институт для молодых слепых в Париже. Четырехэтажное здание построено в стиле позднего классицизма, планировка здания, его внешний вид соответствует этому стилю, и не выделяют здание из окружающей застройки. В архитектурных решениях здания Института выражена идея обычности неполноценных людей, которые долгое время считались недееспособными.
В России в 1887-1890-х годах было построено первое здание училища для слепых. Автор проекта - архитектор Томишко. Оно располагалось на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Функционально здание зонировалось на дошкольную, школьную и ремесленную части. Однако, за исключением организации дополнительных поручней на лестницах, архитектура здания ничем не отличалась от других построек того времени, и не была приспособлена для нужд инвалидов.
Первые школьные учебные здания, запроектированные специально для инвалидов, и с учетом их потребностей, появились уже во второй половине 20-го века. По планировке различались на три типа:
- блокированный, в котором учебные аудитории и жилые помещения находились в различных корпусах, либо зонировались по этажам;
- павильонный, для южных регионов, с использованием открытых террас и павильонов;
- централизованный, для применения в плотной застройке городов.
Постройки 50-70-х годов были нацелены на создание замкнутого мира,
своего рода дома, знакомого и понятного обитателям-ученикам. Планировка была четко подчинена функции, но кроме того была решена с учетом изучении закономерностей движения человека в пространстве (ориентации).
Примером служит проект школы в Огайо (1954 г.). Упрощение ориентации достигалось простой, последовательной планировкой, сокращением коммуникаций, математическим расчетом кубатуры пространств, нанизанных на
I
SCIENCE TIME
I
перпендикулярные оси.
С 70-х годов основой проектирования пространства становятся исследования самого человеческого тела, как изначальной модульной единицы. В это же время появляется новый подход к проектированию специализированных учебных заведений - концепция «обычности» подобной архитектуры. Идея заключалась в том, что ребенок - инвалид, воспитанный в специальной, замкнутой среде, никогда не сможет полностью адаптироваться к жизни вовне её. И, следовательно, необходимо создать среду, максимально приближенную к внешнему миру. Это был первый шаг к идее инклюзивного образования.
Новый подход к проектированию специализированных учебных заведений для инвалидов был использован в школе для слепых детей в г. Эксетер. Здание школы состоит из нескольких 1-2-этажных объемов, сосредоточенных вокруг внутренних дворов. Жилые корпуса, учебные, столовая - разнесены в различные стороны относительно друг друга, и это создает возможность «прогулки» во время перехода из одного корпуса в другой. Такая имитация улицы приближает учеников к среде города, создает ощущения «пути в школу».
Это только несколько примеров архитектуры учебных заведений, ориентированных на потребности инвалидов. В настоящее время многие университеты в мире приходят к идее инклюзивного образования, что ведет за собой изменения не только в социальной, образовательной среде, но и в подходе к проектированию новых ВУЗов и адаптации существующих. Инклюзивное образование - это процесс трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Исследования инклюзии ведутся в различных областях науки - педагогике, социологии, психологии. Но для полного вовлечения инвалидов в процесс образования, необходимо так же разработать принципы проектирования архитектурной среды ВУЗов и их новую типологию.
Переход к инклюзивному образованию с точки зрения архитектуры начинается с обеспечения доступной среды, от уровня города, и вплоть до отдельно взятой аудитории или любого другого помещения, где может находиться инвалид (не только студент, но и преподаватель). Вопросы доступности проработаны на должном уровне, как в России, так и за рубежом, закреплены в нормах (в России такие как, СП 35-101-2001 и СП 59.13330.2012), и активно внедряются в пространства ВУЗов. В то же время вопросы типологии помещений ВУЗов, необходимых для обеспечения условий обучения и жизнедеятельности, проработаны недостаточно.
В отдельных ВУЗах разрабатываются архитектурные и типологические решения, но таких примеров немного. В большинстве строящихся зданий ВУЗов
| SCIENCE TIME |
проектировщики ограничиваются выполнением норм по доступной среде, что не может обеспечить всех потребностей людей с различными видами инвалидности.
Примерами ВУЗов, где апробированы новые технологии, либо архитектурные решения, обеспечивающие инклюзивность образования, могут служить Галлодетский университет в Вашингтоне и кампус имени Эда Роберта в университете г. Беркли.
Один из старейших университетов мира для глухих и слабослышащих -Галлодетский университет, основанный в 1856 в Вашингтоне. В университете ведутся многочисленные изыскания, связанные с глухотой. В том числе и исследования так называемого «Глухого пространства» - принципов проектирования зданий и среды с учетом потребностей глухих людей. Кроме того, применение этих принципов в проектировании делают пространство более доступным для любого человека, вне зависимости от его физических особенностей. Здание главного административного корпуса университета является первым результатом применения принципов «Глухого пространства». Большие площади остекления, пандусы вместо лестниц, скругленные углы, решения внутренних пространств, даже специальный оттенок цвета стен -выбраны не случайно. Все подчиняется идее создания максимально комфортного пространства для людей с физическими ограничениями.
Кампус имени Эда Роберта расположен в университете г. Беркли в близкой доступности от транспортно-пересадочного узла и является ярким примером архитектуры, посвященной правам инвалидов и всеобщей доступности. Здесь так же большое внимание уделено естественному освещению помещений, доступности входов и коммуникаций внутри здания; звуковым и цветовым маркерам, таким как фонтан в холле и пандус, окрашенный в яркий цвет для привлечения внимания, и достаточно широкий, что позволяет одновременно двум людям в коляске безопасно спуститься вниз, не прерывая разговора. Все решения направлены на создание безбарьерной и доступной среды.
Наряду с достижениями в области безбарьерной архитектуры ВУЗов остаётся ряд нерешенных типологических вопросов. И поиск именно типологических решений в номенклатуре помещений ВУЗов, их размещении в кампусах - является очень актуальным для проектирования архитектуры высших учебных заведений, доступных для инвалидов. Инклюзивное образование должно обеспечиваться не только специальными социальными, педагогическими, психологическими программами, но и такой важной составляющей, как архитектурная среда.
I
SCIENCE TIME
I
Литература:
1. Архитектура и ассоциативный мир. Сооружения для слепых и слабовидящих. Минстрой России, Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства. М., 1992.
2. Николская А.Я., Самохина Т.Н., Хайт В.Л., Цветков В.А.. Архитектура и инвалиды. Сборник статей и информационных материалов. М.: Госстрой России. ВНИИТАГ, 1993.
3. How Gallaudet University's architects are redefining deaf space. - URL: http:// www.curbed.com/2016/3/2/11140210/gallaudet-deafspace-washington-dc
4. Deyang School for Deaf & Intellectually Disabled Children / China Southwest Architectural Design and Research Institute Corp. Ltd. - URL: http:// www.archdaily.com/433968/deyang-deaf-and-intelectual-disability-children-education -school-china-southwest-architectural-design-and-research-institute-corp-ltd