Научная статья на тему 'История прихода Святого мученика Иоанна Воина. Некоторые миссионерские аспекты'

История прихода Святого мученика Иоанна Воина. Некоторые миссионерские аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / Пётр I / Храм Иоанна-Воина / Нашествие Наполеона / годы гонений / богоборчество / Христофор Надеждин / Александр Воскресенский / Алексей Петрович Салтыков / Митрополит Стефан Яворский / Алексей Фёдоров / Патриарх Тихон. / Russian Orthodox Church / Peter I / Temple of John the Warrior / Napoleon's Invasion / years of persecution / theomachism / Christopher Nadezhdin / Alexander Voskresensky / Alexei Petrovich Saltykov / Metropolitan Stefan Yavorsky / Alexei Fedorov / Patriarch Tikhon.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жеребцов М. В.

В статье рассматривается зарождение и жизнь одного московского прихода от идеи создания и этапов его строительства со времён Петра Великого по сегодняшний день. Наиболее значимые события для России нашли своё отражение и жизни церкви Иоанна Воина: нашествие Наполеона 1812 года, революция 1917 года и последовавшие годы гонений и репрессий, Великая Отечественная война, крах СССР. Храм имеет свои важные вехи в миссионерском служении, которые кратко изложены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the parish of the Holy Martyr John the Warrior. Some missionary aspects

The article examines the origin of one Moscow parish from the idea of creation and the stages of its construction and life from the time of Peter the Great to the present day. The most significant events for Russia were also reflected in the life of the Church of John the Warrior: the invasion of Napoleon in 1812, the revolution of 1917 and the subsequent years of persecution and repression, the Great Patriotic War, the collapse of the USSR. The temple has its own important milestones in missionary service, which are summarized in this article.

Текст научной работы на тему «История прихода Святого мученика Иоанна Воина. Некоторые миссионерские аспекты»

DOI: 10.24412/2226-0773-2022-11-3-409-419

EDN: VPRSAR

История прихода Святого мученика Иоанна Воина. Некоторые миссионерские аспекты

М.В. Жеребцов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University

Likhov side street, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Пётр - I, Храм Иоанна-Воина, Нашествие Наполеона, годы гонений, богоборчество, Христофор Надеждин, Александр Воскресенский, Алексей Петрович Салтыков, Митрополит Стефан Яворский, Алексей Фёдоров, Патриарх Тихон.

Key words: Russian Orthodox Church, Peter - I, Temple of John the Warrior, Napoleon's Invasion, years of persecution, theomachism, Christopher Nadezhdin, Alexander Voskresensky, Alexei Petrovich Saltykov, Metropolitan Stefan Yavorsky, Alexei Fedorov, Patriarch Tikhon.

Резюме: В статье рассматривается зарождение и жизнь одного московского прихода от идеи создания и этапов его строительства со времён Петра Великого по сегодняшний день. Наиболее значимые события для России нашли своё отражение и жизни церкви Иоанна Воина: нашествие Наполеона 1812 года, революция 1917 года и последовавшие годы гонений и репрессий, Великая Отечественная война, крах СССР. Храм имеет свои важные вехи в миссионерском служении, которые кратко изложены в данной статье.

Abstract: The article examines the origin of one Moscow parish from the idea of creation and the stages of its construction and life from the time of Peter the Great to the present day. The most significant events for Russia were also reflected in the life of the Church of John the Warrior: the invasion of Napoleon in 1812, the revolution of 1917 and the subsequent years of persecution and repression, the Great Patriotic War, the collapse of the USSR. The temple has its own important milestones in missionary service, which are summarized in this article.

[Zherebtsov M.V. The history of the parish of the Holy Martyr John the Warrior. Some missionary aspects]

Введение

Жизнь отдельного прихода неразрывно связана с историей страны и города, с той эпохой, когда зарождался и строился храм, с теми изменениями, что проходили в России. В тоже самое время все события в стране: воины, кризисы, изменения политического строя, всегда отражались на отдельном приходе в виде конкретных вех в жизни православной общины. Изучая историю Церкви в исторических документах, мы непременно увидим всю палитру красок, которые наложили исторические события. В данной публикации мы постараемся раскрыть исторические и миссионерские аспекты жизни общины храма, которые ранее не были отражены в литературе.

Каждый православный приход - это частичка тела нашей Православной Церкви. Через нашу любовь к храму постараемся раскрыть историю храма Иоанна Воина, что уютно расположился вот уже более 300 лет на улице Большая Якиманка в Москве.

Строительство храма

Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу реки» (Желябужский, 1841: 111). Иоанн Воин или как ранее говорили: «Войнственник», был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала (в 1786 году).

Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения (Савич, 1976).

В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило» (Желябужский, 1841: 111).

Существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план» (Архим. Григория, 1889). Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов написал: «Вклад даю триста рублей. Петр» (Горчаков, 1841: 100). Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, - отец Алексий Федоров (ск. 1731 г.). В статье о церкви св. Иоанна Войственника, напечатанной в Московитятинене (1844 г. V, № 9, С. 180-181) и в Московских Губернских Ведомостях 1841 г., № 10 и в 1846 г. № 25 Николай Дмитриевич Гончаров, бывший секретарь Московского Библейского Общества, пишет о том же подробнее: «по прошествии двух месяцев, он (царь) приехал на место, назначенное для новой церкви с планом и, увидав, что начали уже (ещё до покупки места в 1709 году!) ставить для строения материал, вызвал священника, похвалил его, велел принести книгу для вписывания вкладов» (Горчаков, 1841).

В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только «мостовые деньги» - на приведение в порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воина образовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых (Горчаков, 1841).

К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золочёные сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи».

Есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнули начало строительства Храма Иоанна Воина.

Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный. Самым выдающимся созданием Зарудного является один из лучших памятников русской архитектуры начала XVIII века - так называемая Меньшикова башня - церковь Гавриила-архангела, «что у Чистого пруда» в Москве, построенная по инициативе А.Д. Меншикова на территории его усадьбы в 1701 -1707 годах.

Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение. Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о. Назария, игумена Валаамского, неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня.

Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни». Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова (Галашевич, Максимова, Полунина, 2011).

В 1752 году в истории православной России произошло знаменательное событие - были обретены нетленными мощи Святителя Дмитрия Ростовского (память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Год преставления святого совпадал с годом закладки Храма св. мученика Иоанна Воина. Погребение Святителя, совершал тот же Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который освящал Храм. Жизнь новоявленного Святителя и Храма протекала, таким образом, почти одновременно и духовно взаимосвязано. Переплетение дат и событий сподвигли прихожан просить освятить новый престол во имя этого святого. Престол был освящён в царствование Елизаветы Петровны и стал первым престолом, посвящённым святителю Димитрию в Москве (Галашевич, Максимова, Полунина, 2011).

Храм во время отечественной войны 1812 года

В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами. «Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» (Рязанов,1862: 82). Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара. После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива - 20 февраля, св. Димитрия Ростовского - 9 марта, св. Иоанна Воина - 29 июня 1813 года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения. Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.

Храм в тяжёлые времена богоборчества

В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как священномученик Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере. Молитвами мученика Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией. Храм не закрывался, но в 1922 г. была конфискована церковная утварь и другие ценности.

Выпало храму и иное послушание - стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманка (а позднее всему микрорайону), и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи с иконой св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке. Пришли в храм и иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца, который, по преданию, происходит из часовни, стоявшей на Красной площади при Никольской башне Московского Кремля (Галашевич, Максимова, Полунина, 2011).

Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена. Перед этим иконостасом 11 октября 1814 года крестили маленького Михаила Юрьевича Лермонтова, о чём свидетельствует памятный крест в сквере на месте разрушенного храма, отпевали генерала Скобелева.

Священномученик Христофор Надеждин (1871-1922)

В 2022 году исполняется 100 лет со времени расстрела святого мученика настоятеля храма Христофора Надеждина. Он личным примером свидетельствовал о Христе в годы начала жестоких репрессий. С 10 июля 1906 года отец Христофор был назначен в храм Иоанна воина. В годы отхода интеллигенции от церкви, чтобы оживить жизнь общины и привлечь в церковь новых прихожан, нести слово Божье людям, священник проводил внебогослужебные беседы с народом, на которых порой присутствовало до 300 человек. Это привело к тому, что приход Иоанна Воина в то время имел около 2000 прихожан. В годы гонений на церковь в начале 1921 года о.Христофор был назначен благочинным.

23 марта 1922 года безбожные власти арестовали священника, обвинив в том, что 4 марта он произнес в храме проповедь, в которой сказал, что наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа, а также в том, что в марте он прочел в храме воззвание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей, и распространил его в храмах своего благочиния. Через три дня после ареста отец Христофор был допрошен. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Виновным себя в агитации против постановления ВЦИКа об изъятии церковных ценностей не признаю. Моя проповедь 4 марта 1922 года за всенощным бдением - это объяснение церковного названия наступающего воскресного дня - Недели Православия. Мы с вами заурядные чада Православной Церкви… К чему приводит практически непослушание Церкви? К разрухе, которую мы и наблюдаем в нашей современной жизни. До такой степени мы упали нравственно теперь, что справедливо грядет на нас суд Божий, этот суд выражается, может быть, и в предполагаемом ВЦИКом изъятии церковных ценностей для оказания помощи голодающим, и в том, что изъятые вещи могут не попасть на помощь голодающим. «Воззвание Патриарха Тихона в моей приходской церкви и в церквях благочиния читалось, в моей церкви мною лично - 12 марта после литургии…» (Галашевич, Максимова, Полунина, 2011).

На вопросы обвинителей в зале суда отец Христофор отвечал: «Воззвание Патриарха Тихона я огласил и считаю его религиозным. Контрреволюционного в нем ничего не вижу. 4 марта в церкви я произнес проповедь религиозного характера, в которой говорил, что мы пришли к упадку и что изъятие ценностей есть грядущий суд Божий за наши грехи». 7 мая отец Христофор произнес последнее слово: «По-моему мнению, человек, который бывает в храме, слышит слово Божие, должен помогать бедным… Я считал своим святым долгом призывать свою паству к этой священной обязанности, и не проходило ни одного большого праздника, чтобы я не призвал помогать голодающим; я принимал пожертвования; по отношению к приходу я не позволял себе получать плату за требы Отделение Церкви от государства я приветствую и приветствовал всегда. В ту минуту, когда Церковь отделяется от государства, священник становится свободнее. Я никогда не старался возбуждать мою паству, я старался внести успокоение». 8 мая 1922 года был вынесен приговор Московского революционного трибунала, согласно которому 11 человек, в том числе и отцы Христофора Алексеевича Надеждина приговорили к расстрелу. По окончании процесса подавались многочисленные прошения о помиловании. От супруги протоиерея поступило прошение в Московский трибунал - заявление с требованием отменить смертный приговор в отношении её мужа: «По моему глубокому убеждению, неосторожные фразы его проповеди объясняются его тяжелым физическим состоянием» (Известия ВЦИКС, 1922: 2).

В отношении протоиерея Христофора Надеждина и некоторых других священников было проведено специальное отдельное голосование в Политбюро ЦК РКП(б) по предложению Л.Б. Каменева «об отмене смертного приговора по делу московского духовенства и верующих». Результаты голосования: т. ЛЕНИН - против отмены, т. ТРОЦКИЙ - против отмены, т. СТАЛИН - против отмены, т. ЗИНОВЬЕВ - против отмены, т. ТОМСКИЙ - за предложение Каменева, т. РЫКОВ - за предложение Каменева (Архивы Кремля. Кн. 1, 1997: 213-214; АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 24).

В числе первых, расстрелянных был отец Христофор. На момент вынесения столь сурового приговора ему было 56 лет. 26 мая 1922 года всех осуждённых расстреляли и тайно похоронили у стен Калитниковского кладбища. Точное место погребения осталось неизвестным.

Протоиерей Христофор Надеждин причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе 6 августа 2000 года. Память священномученика совершается 26 мая, а также в день общецерковного празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских - 7 февраля. Святой храма - пример яркого служения Христу и миссионерского свидетельства.

Протоиерей Александр Воскресенский (1875 - 1950)

Невозможно не вспомнить отца Александра Воскресенского, служившего в храме с 1935г. по 1950 г., в самую сложную эпоху репрессий и в Великую Отечественную войну, воспитавшего таких духовных чад, как отец Иоанн Крестьянкин, протоиерей-старец Василий Серебренников, митрополит Питирим Нечаев, архиепископ Димитрий Градусов.

Родился Александр 6 сентября 1875 года в подмосковном городе Павловском Посаде в семье дьякона Воскресенского городского собора. Он закончил Донское духовное училище, Московскую духовную семинарию, во время экзаменов в Академию скоропостижно скончался его отец и он был вынужден вернуться в родительский дом.

Война, тяжёлые потери близких, приводили людей в храм Божий. Так в донесении надзорных органов за 1944 год мы читаем: «В ночь с 15 на 16 апреля с.г. во всех городах и сёлах проводилась пасхальная служба, так называемая заутреня». Затем перечислялись храмы и количество народа. Так храм Иоанна Воина до 6 тысяч человек, в том числе военнослужащие - рядовой состав, офицеры (Протоиерей Московский, 2018: 20). Многие и многие прихожане оказались в храме благодаря отцу Александру. А за сбор пожертвований для фронта (а на собранные средства в храмах Замоскворечья было построено 40 танков Т-34) отцу Александру вручили медаль «За оборону Москвы» (Галашевич, Максимова, Полунина, 2011).

23 февраля 1950 года о.Александр скончался в своей квартире в Тетеренском переулке. И первую панихиду в Храме Иоанна-воина совершил его духовный сын отец Иоанн Крестьянкин. 25 февраля приезжал для прощания Святейший Патриарх Алексий I, уходя с глубокой скорбью сказал: «Ушёл мой последний молитвенник». Похоронили о.Александра на Введенском кладбище. На массивном кресте высечена надпись: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5: 8). За два дня до кончины батюшка пришёл в себя, широко раскрыл глаза и сказал эту фразу: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».

Заключение

Храм, его священнослужители и прихожане несли свет Христов для многих и многих москвичей и гостей столицы. Настоящее краткое описание истории становления храма даёт только начало миссионерскому свидетельству храма о Боге, о вере, о красоте православия, о мудрости православия. Выше были даны примеры двух свидетелей православия в страшные годы гонений и нестроений России. Необходимо сохранить и донести до современного человека облики выдающихся личностей - священников, которые много потрудились на ниве христовой. К ним можно отнести: настоятелей храма Протоиерея Алексия Фёдорова (1692-1731 гг.), Протоиерея Николая Смирнова (1982-2016 гг.), Протоиерея Димитрия Аверкиева (1802-1819 гг.), а также необходимо отметить любимого батюшку и миссионера протоиерея Николая Ведерникова.

Работа требует необходимости дополнительного исследования по данной тематике.

ЛИТЕРАТУРА

№ 121, № 126 «Московских Ведомостей» 1883 г., где достопочтенный г-н Z поместил, несколько извлечений из моей статьи, посвященной историческому описанию этого храма и напечатанной в «Русских Достопамятностях», т. IV, издание А. Мартынова. М. 1883. С. 1-76. - В кн.: Сборник для любителей духовного чтения. [Сочинения] Архим. Григория. Ч. [1]-4. М.: Унив. тип., 1889-1890. Ч. [1]. 1889. 131 с.

1683 г. Декабря 30 - Докладная записка об удалении из Москвы ненадёжных стрельцов и поселении их по городам// Восстание в Москве 1682 года: Сборник документов. АН СССР, Ин-т истории СССР; Сост. канд. ист. наук Н.Г. Савич; Отв. ред. д. ист. н. В.И. Буганов. М.: Наука, 1976. 348 с.

Галашевич А.А., Максимова Г.А., Полунина К.С. 2011. Храм святого мученика Иоанна Воина, что на Якиманке в М.: Северный паломник. 332 с.

Горчаков Н. 1841. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве. - Московские губернские ведомости. № 10.

Желябужский И.А. 1841. Записки. В кн.: Записки русских людей: События времен Петра Великого. С предисл. И. Сахарова. Ч. 1. СПб: тип. И. Сахарова.

Запись о результатах голосования в Политбюро ЦК РКП(б) по предложению Л. Б. Каменева об отмене смертного приговора по делу московского духовенства и верующих [8 мая 1922 г.]. - В кн: Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. М. Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997. C. 213-214. Архив: АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 24

Заседание Политбюро ЦК РКП(б), протокол 6, п.18 от 11 мая 1922 года.

Исторические справки по архитектурному памятнику и научный отчёт о проведённых исследованиях и реставрационных работах в 1973-1974 гг. Фотографии и чертежи. Архив церкви Иоанна Воина (АЦИВ). Ф. без номера. Оп.1. Ед.хр. 20. Стр.8.

Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. 22 мая 1922 года. №104 (1543): 2.

Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, Центральные площади. М.1983. Вкладыш: «Петров чертёж». План Москвы. Около 1597-1599 гг. С.50-53.

Протоиерей Московский. Отец Александр Воскресенский. 1875-1950. М.: Правило веры, 2018. 364 с.

Рязанов Д. 1862. Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году: С видом пожара Москвы. М.: тип. М.П. Захарова. VIII, 332 с., 1 вкл. л. ил.

Центральный государственный архив города Москвы. Ф.203. Оп.206. Д. 164. О земле церкви Иоанна Воина. Б.д.

Поступила / Received: 10.06.2022

Принята / Accepted: 05.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.