УДК 947.088 (57)
М. И. ФЁДОРОВА
Омский государственный педагогический университет
ИСТОРИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОЛЮНТАРИЗМА ХРУЩЕВСКОЙ ЭПОХИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
В статье рассматриваются основные волюнтаристские идеи, их содержание в рамках аграрной политики 1953—1964 гг., реальное воплощение волевых целей и задач в сельском хозяйстве через призму позиционирования к ним сельских тружеников и региональной управленческой элиты. Дается оценка хозяйственного волюнтаризма хрущёвской эпохи в пределах взаимодействия теории и практики, воли и объективных условий.
Ключевые слова: волюнтаризм, аграрная политика, позиционирование, командноадминистративная система.
Одной из особенностей аграрной политики
Н. С. Хрущёва является волюнтаристский характер управления, стремление за обозримо короткие сроки вывести сельское хозяйство на уровень развитых капиталистических стран. По лаконичному замечанию свидетеля эпохи А. А. Мороз: «В этот период сельское хозяйство потрясали бесчисленные фантастические преобразования... Руководители и специалисты органов управления на местах были невольными проводниками, исполнителями этой политики и жертвами системы. Делалось в огромной стране все сразу и повсеместно без учета особенностей условий» [1, с. 60].
Волюнтаризм (лат. Voluntas — воля) — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего [2, с. 56]. Для хрущёвского периода управления характерен термин экономический волюнтаризм. — постановка произвольных целей в хозяйственной практике, пренебрегающих объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями.
Раскрывая содержание волюнтаристских решений в управленческой практике в исследуемый период мы проследим их направления и реальное воплощение (или невоплощение) через позиционирование сельских слоев населения и региональной управленческой элиты к государственным сверхзадачам. Такая потребность возникает ввиду того, что в отечественной историографии история периода основывается на представлении «оттепели» либо как регресса сталинизма, либо демократизации и либерализации командно-административной системы [3, с. 317 — 327]. За пределами внимания историков остаются природа и характер взаимодействия теории и практики, воли и объективных условий. Критика волюнтаризма (не подвергаем ее как таковую сомнению) начиная с 1964 г. не дала возможности позитивного теоретического осмысления советской модели индустриального развития как уникального явления.
Поскольку СССР, по сути, являлся централизованным государством, и решения, принятые центральным правительством, обладали силой действия для всех территорий, поэтому уместно содержательную часть извлекать как из центральных документов, так и из местных [4, с. 197].
Пленумы ЦК КПСС ставили перед обществом вполне конкретные задачи, выполнение которых носило, на первый взгляд, обязательный характер: и с точки зрения запланированных сроков, и с учетом сложившейся командно-административной системы, а также категоричности ставившихся задач, выражающихся в терминах — Пленум требует, обязывает, партийные организации должны, обеспечить выполнение и перевыполнение плана и т.д.
Цели, сверхзадачи, как элементы аграрной политики, воспринимались восторженно и положительно большинством населения страны, в том числе и сельским населением. Обратимся к сослагательному наклонению: если эти задачи были бы осуществлены — их практическая значимость не вызывала отторжения в их теоретическом содержании. Другое дело, каковы их объективные природные, экономические и социальные условия воплощения.
В рамках аграрной политики 1953— 1964 гг. перечислим основные волюнтаристские идеи, которые сельскому населению и управленческой элите приходилось воплощать в жизнь.
1. Агитационно-пропагандистские, политико-воспитательные, партийно-политические:
— требование «от всех партийных организаций значительного улучшения дела партийной пропаганды и политико-воспитательной работы в массах. Необходимо, чтобы все коммунисты настойчиво овладевали существом всепобеждающего учения Маркса—Энгельса — Ленина — Сталина, понимали творческий характер марксизма-ленинизма. Агитационно-пропагандистская работа партийных организаций должна быть направлена на воспитание коммунистов и всех трудящихся в духе уверенности в непобедимости великого дела коммунизма...» [5, л. 9].
— «Необходимо широко развернуть социалистическое соревнование за решение задач, поставленных партией и правительством по дальнейшему развитию всех отраслей социалистического сельского хозяйства» [6, л. 46].
2. Кадровые. В исследуемый период начиная с 1953 г. предполагалось коренным образом и в короткие сроки улучшить руководство всеми типами хозяйств, обеспечить сельское хозяйство инженерно-техническими, агрозооветеринарными, руково-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
дящими кадрами и другими специалистами, компетентными в сельскохозяйственном производстве [5, л. 7]. Предполагалось, что подбор будет осуществляться исключительно только по политическим и деловым качествам, со средним и высшим сельскохозяйственным образованием [6, л. 41, 42].
3. Обеспечение самокритики и критики снизу. «Обеспечить всемерное развертывание самокритики, и особенно критики снизу, со стороны масс, с тем чтобы своевременно вскрывать недостатки и болезненные явления в работе, вовлекать трудящихся в активную борьбу с ними» [5, л. 7].
4. Организационно-хозяйственные: планирование завышенных обязательств, сверхзадач: (успешное проведение в короткие сроки заготовки кормов для общественного животноводства, полное сохранение животных и молодняка, своевременная обработка, посев и сбор без потерь урожая, выполнение планов и обязательств хлебозаготовок, своевременный ремонт и рациональное использование техники на полях), создание опытно-показательных хозяйств, реорганизация колхозной системы производства в совхозную [5, л. 26, 28, 31]. Так, секретарь Омского обкома КПСС Г. Д. Щелоков, говоря об обязательствах сельского хозяйства области на 1961 г., объявлял: «В прошлом году мы заложили кормов всего 1 млн 700 тыс. тонн, а нынче нужно 6 млн 600 тыс. тонн, в четыре с лишним раза нужно увеличить сочные корма» [7, л. 113].
5. Сохранение общественного сельскохозяйственного достояния.
— «Обязать областное управление сельского хозяйства и заготовок, райкомы партии и райисполкомы обеспечить систематический контроль за . соблюдением Устава сельскохозяйственной артели, не допускать фактов разбазаривания общественных земель и колхозного добра, принимать меры к устранению бесхозяйственного ведения дел в колхозах, добиться улучшения организации труда и повышения трудовой дисциплины в них» [6, л. 45].
Воплощение волевых целей и задач, поставленных перед сельскими тружениками и региональной управленческой элитой требовали четкой внешней или скрытой позиции, человеческих и технических усилий. Они не отвергались открыто, более того — открыто приветствовались, вместе с тем их реальное воплощение корректировалось на местах, сверхзадачи преодолевались, решались уже с учетом объективных обстоятельств.
1. Творческий характер применения марксизма-ленинизма носил противоречивый характер. С одной стороны, рекомендации творческого отношения к учению оставались на бумаге по ряду причин — малограмотность населения, уничтоженная репрессиями, опекой партийного аппарата инициатива обыкновенного человека, потребительское отношение государства к личной собственности крестьянина, отсутствие квалифицированных кадров в деревне на всем протяжении хрущёвской эпохи, связанной, прежде всего, с текучкой кадров, а не с их тотальным отсутствием.
С другой стороны, часть руководителей колхозов и совхозов на местах, делая своими советчиками в руководстве хозяйством совесть и здравый смысл, умение решать дела с учетом конкретной обстановки, понимали необходимость сохранения личного крестьянского хозяйства, которое делает крестьянина «оседлым», более трудолюбивым в общественном хозяйстве. Такая позиция не одобрялась, председатели колхозов и совхозов получали выговоры, но
это не мешало им относиться к решениям ЦК КПСС целесообразно: сохранение паров, травопольного земледелия, ограничение посевов кукурузы, выдача крестьянам кормов для личного хозяйства из колхозных и совхозных запасов, строительство домов и построек для скота, перераспределение части урожая, обрабатываемой колхозной культуры (к примеру, свеклы,) в пользу крестьянина, отказ от помощи горожан в уборке урожая и т.п. [8, с. 9 — 51].
— Демократизация общественной жизни в исследуемый период предполагала пробудить и задействовать инициативу различных слоев общества, в том числе сельских тружеников. Социалистическое соревнование включало в себя движение энтузиастов от коллективного (бригад, звеньев) и индивидуального имени: движение за звания бригады коммунистического труда, бригады высокой культуры земледелия, за звание ударника коммунистического труда. Общественная активность инициировались «сверху» местной политической элитой, а затем прессой. Так, председатель Омского обкома союза работников сельского хозяйства (Зиновенко) 6 апреля 1960 г. на областном съезде кукурузоводов колхозов и совхозов утверждал: «Декабрьский Пленум ЦК КПСС начертал для работников сельского хозяйства программу по созданию изобилия продуктов сельского хозяйства. Обком союза и областное управление сельского хозяйства в этом году организует областное социалистическое соревнование коллективов совхозов и механизированных звеньев колхозов и совхозов за получение высоких урожаев кукурузы. В условиях областного социалистического соревнования будет считаться победителем тот совхоз, который получит не менее 400 ц с га с початком молочно-восковой спелости и то звено, которое получит урожай не менее 600 ц с га. Не поймите меня, что я говорю о каком-то обязательном включении в это соревнование. Соревнование должно быть организовано добровольно. Массовое движение за создание бригад коммунистического труда вполне реальное дело и все присутствующие здесь должны явиться организаторами этого движения в колхозах и совхозах» [7, л. 131 — 134].
Перевыполнение нормативных заданий в ходе соревнования отдельными бригадами и звеньями не являлось самоцелью, этот положительный сам по себе результат предполагалось закрепить и в отстающих бригадах, тем самым превратить достижения в норму [9, с. 203]. Распространение передового опыта зачастую носило характер помощи отстающим в соревновании. В итоге передовики сдерживали свои результаты, помогая отстающим, а отстающие надеясь на помощь, снижали результаты. Так, например, члены колхоза им. Калинина Куйбышевского района Новосибирской области, соревнуясь на протяжении двух лет с колхозом им. Ленина этого же района, пришли к выводу, что на начало соревнования их результаты были примерно одинаковые по производству животноводческой продукции, а на второй год колхоз им. Ленина начинает значительно отставать. В 1959 г. надои молока на одну фуражную корову составляли соответственно: колхоз им. Калинина — 1919 кг, колхоз им. Ленина — 1832 кг, а в 1960 г. соответственно: 2235 кг и 1727 кг. Чтобы соревнование оживить и достичь цели: продвинуть вперед по показателям отстающих, колхоз им. Калинина организует помощь: «В ближайшее время направим к вам делегацию, в которую войдут передовики животноводства, руководители бригад и колхоза. Они поделятся своим опытом, изучат поло-
Таблица 1
Обеспечение специалистами сельского хозяйства Западной Сибири с 1957 по 1964 гг. [12, с. 355]
Наличие специалистов на 01.12.1957 г. на 01.04.1959 г. на 01.12.1961 г. на 1.05.1965 г.
Приходится специалистов в среднем на один колхоз. 1,6 3,0 3,4 4,0
Приходится колхозов на одного инженерно-технического работника. 22,4 3,9 2,1 1,7
Удельный вес инженеров и техников в общем числе специалистов (%). 2,7 8,5 13,7 15,1
жение на ваших фермах и не уедут до тех пор, пока
вместе с вами не добьются хотя бы небольшого прироста продуктивности животных» [10, с. 1].
Соревнование равных и помощь отстающим не всегда замыкались на двух бригадах, цепочка взаимодействий была и более сложной. Так, на Алтае в
1958 г. тракторная бригада Г. Буханько Землянухин-ской МТС Поспелихинского района выступила с почином начать соревнование за высокую культуру земледелия, она славилась высокими урожаями благодаря четкой организации работы людей, техники, проведению полевых работ по снегозадержанию. В соревнование включилась бригада А. Беккера колхоза «Страна Советов» Рубцовского района Алтайского края. В бригаде Беккера засевали только калиброванное зерно и получали высокие урожаи — среднегодовое производство зерна в 1958— 1961 гг. увеличилось вдвое по сравнению с 1953 г. Добившись высоких результатов, бригада А. Беккера в 1961 г. выступила с почином начать движение за коммунистическое содружество соседних хозяйств, оказав помощь соседней бригаде А. Бучнева из колхоза с. Вишневка — на поле подшефных в 350 га вырастили урожай пшеницы в 15 ц, в 1,5 раза больше, чем у них было в прошлом году, а также отдали под урожай 1962 г. 1788 ц калиброванных семян. В следующем году бригада А. Беккера взяла шефство над другим отстающим колхозом [11, с. 151, 155].
Организованные соревнования за повышение культуры земледелия, с одной стороны, приводили к частичному формированию и распространению хозяйственного подхода в сельской экономике: эффективное использование плодородных почв, применение агротехники (снегозадержание, предварительная подготовка семян к посеву), организация согласованной деятельности работников в бригаде, двухсменное использование техники, [11, с. 151], а с другой — формировало условия для сокращения урожайности зерновых в обозримом будущем: сведение на нет паров в некоторых областях Западной Сибири: например, в Алтайском крае в 1957 г. чистых паров осталось менее 1 % [12, с. 264].
Рекорды и положительные результаты, достигнутые в социалистических соревнованиях, не превратились в норму для каждого хозяйства. Но участие в них позволяло нивелировать в целом хозяйственные результаты районов в сторону повышения объемов производства сельскохозяйственной продукции.
2. Кадровая политика активизировалась с 1953 г. и сохраняла актуальность на протяжении исследуемого периода, имела цель обеспечить МТС, колхозы и совхозы квалифицированными специалистами. Эта задача решалась путем подготовки сельскохозяйственных кадров в средних и высших учебных заведениях, через систему курсов, семинаров.
С 1954 по 1958 гг. в целом по Сибири удвоился выпуск специалистов в девяти сельскохозяйственных институтах и 69 техникумах, 115 училищах механизации сельского хозяйства, работники колхозов, совхозов и МТС повышали квалификацию на трехлетних агрозоотехнических курсах без отрыва от производства, подготовкой механизаторов занимались организованные 2 — 4-месячные курсы при МТС, колхозах и совхозах [12, с. 250 — 251]. Только в Западной Сибири к 1958 г. насчитывалось 58 училищ механизации сельского хозяйства, с 1954 по
1959 гг. они выпустили 140 тыс. молодых специалистов [11, с. 161].
В начальный период освоения целинных земель временную помощь в увеличении специалистов в Сибири сыграла отправка механизаторов МТС из районов РСФСР (Кубани, Московской, Ростовской и других областей). В качестве новоселов на целинные земли Западной Сибири в 1954 г. прибыло 10 409 механизаторов [11, с. 160].
Частично в первой половине 50-х гг. кадровый дефицит преодолевался путем единовременных отправок в село тружеников городских профессий и тех, кто когда-то работал на селе. Так, выполняя постановление сентябрьского 1953 г. Пленума ЦК КПСС Омская городская партийная организация направила на работу в сельское хозяйство более 400 специалистов [13, Л. 8,9.].
Несмотря на принятые меры в короткие сроки укомплектовать сельское хозяйство необходимым количеством специалистов не удалось (табл. 1).
Мы видим неуклонный рост кадров и специалистов, но сельское хозяйство по-прежнему испытывало дефицит в них. Вместе с тем ускоренная подготовка механизаторских кадров способствовала появлению возможности в передовых хозяйствах организации работы машинно-тракторного парка в две смены, а в целом кадровая политика способствовала формированию устойчивой тенденции в обеспечении сельского хозяйства кадрами специалистов к концу исследуемого периода [11, с. 158].
— Ответственность за решение сельскохозяйственных задач возлагалась на партийные и хозяйственные руководящие органы: райкомы, райисполкомы и его сельхозотделы, облисполкомы и т.д. Руководители названных организаций подвергались критики «сверху» и «снизу». Подбор руководящих кадров, усовершенствование организации работы и руководства колхозами, совхозами и МТС в 50 — 60-е гг. XX в. становится одной из важных задач аграрной политики. Центральное руководство полагало, что недостатками в деятельности руководящей элиты всех уровней являются: расхождение между словом и делом, бюрократизм, безответственность. XX съезд охарактеризовал руководителей с назван-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
ными недостатками в работе как «занятых бездельников» [9, с. 200], их деятельность суетлива и нерезультативна [14, с. 105]. Председатели колхозов свои неудачи в практических делах также списывали на низкий уровень руководства областных партийных и хозяйственных органов управления сельским хозяйством, делая вывод: в районе есть все условия выполнения государственных задач, но причина отставания по хлебозаготовкам в неправильном руководстве областными организациями [13, л. 21—22, 24 — 25]. С правильным руководством региональная управленческая элита связывала надежды на исчезновение отстающих колхозов, а значит, и своевременного, в короткие сроки решения государственных задач [13, л. 131, 150].
Осознание недостатков в руководстве не привело к их исчезновению. Сложилась практика кадровых перестановок местной элиты власти, когда партийные и хозяйственные работники не задерживались на одном месте более двух лет [15, с. 4 — 5]. Попытка центральных властей избавить их от местнических проявлений механическими перестановками приводила к текучести кадров и к слабой организации управления хозяйствами. Наоборот, пока имели место поиски действенного механизма хозяйственного управления, сохранялся принцип личной ответственности (опора на профессиональные, человеческие качества), личность превратилась в инструмент решения сиюминутных хозяйственных задач в рамках самоорганизации непосредственных тружеников. Так, секретарь Шер-бакульского района Омской области К. В. Брысов, сравнивая экономические показатели двух колхозов за 1953 г., функционирующих в одинаковых почвенных и климатических условиях, граничащих друг с другом, констатирует их противоположные результаты. Коллективное хозяйство «Труд Ленина» передовой, годовой доход составил 1 миллион 300 тыс. руб., а колхоз им. Ленина отстающий, с доходом в 500 тыс. руб., в 2,5 раза меньше. Успехи передового хозяйства партийный руководитель связывает с деятельностью председателя колхоза, который работает бессменно 17 лет, колхоз при постоянном руководителе может строить далеко идущие планы, иметь перспективу развития. В соседнем колхозе за последние 3 года сменилось 4 председателя, что сказалось на неэффективной деятельности хозяйства. В целом в районе за предшествующие 2,5 года только в 3-х колхозах из 24-х не поменяли председателей, а в остальных каждый год назначался новый [13, л. 37 - 38].
3. Демократизация преобразований в деревне в исследуемый период предполагала создание условий для включенности в хозяйственный процесс непосредственных тружеников, как субъектов хозяйственного процесса. Одним из идеологических способов вовлечения крестьян в процесс управления общественным хозяйством являлась инициируемая сверху критика деятельности как самих работающих в сельском хозяйстве, так и руководящих работников. Самокритика доходила до самобичевания: когда секретарь Омского обкома КПСС перечислял недостатки работы ведомства, называя свою фамилию. Самокритика и критика снизу сами по себе в постсталинский период являлись завоеванием демократии. В контексте исторических событий они должны были позволить региональным управленцам быстро реагировать на критические замечания, письма и заявления трудящихся, для достижения, по крайне мере, трех целей — чтобы сформировать
чувство доверия народа к государственной власти, быстро решать государственные задачи [6, л. 53, 55], а также пробуждать творческую активность и инициативу сельских тружеников [10, с. 1].
Так, в начале 1954 г. в Омской области были подвергнуты критике на конференциях, наказаны и строго предупреждены 7 секретарей райкомов, сняты с должностей 2 председателя райисполкомов, секретарь обкома получил выговор [6, л. 52].
Вместе с тем критика и самокритика управленческой элиты, в особенности политической, реально приводили к перестановке кадров, несмотря на недостатки, они оставались ценными работниками
и, получив новую должность, вновь обязаны были решать те же задачи, что и раньше. В отношении хозяйственной элиты и нерадивых работников они практически не приводили к заметному изменению в делах. Мнение, принципиальная позиция отдельного человека не воспринимались, если они не были направлены на безусловное решение поставленных сверхзадач. Вместе с тем именно благодаря критическому подходу в анализе хозяйственной деятельности констатировались недостатки и прогнозировались возможные пути их преодоления.
4. Завышение плановых заданий, постановка сверхзадач прослеживается практически в каждом организационно-хозяйственном мероприятии, названном выше.
— Государственные планы хлебозаготовок и продуктов животноводства в регионах приобретали свое конкретное выражение в принимаемых колхозами и совхозами обязательствах, утверждаемых региональной властью в виде завышенных планов. На протяжении исследуемого периода взятые обязательства выполнялись и перевыполнялись в виде исключения отдельными бригадами, достижения которых сглаживали средний общий показатель.
В качестве примера приведем запланированные задачи удвоения производства зерна и продуктов животноводства по Омской области и их воплощение в последующие годы. Так, опираясь на директивы январского Пленума ЦК КПСС (1955 г.), Омский обком КПСС, облисполком посчитали возможным, опираясь на предложения директоров колхозов и совхозов, довести удвоение объемов производства зерна в них по годам в сравнении с 1954 г. (табл. 2).
Таблица наглядно демонстрирует, что удвоение производства зерна больше чем половиной сельскохозяйственных предприятий должно быть достигнуто в 1956 г. [16, л. 6-20]. Что касается животноводства, то в 1954 г. по Омской области насчитывалось крупного рогатого скота 170,9 тыс. голов, предполагалось к 1960 г. увеличить поголовье до 295,8 тыс. [16, л. 64].
Реальное воплощение завышенных планов осуществлялось с поправкой на погодные условия, технические возможности, качество семян, наличие кормовой базы, добросовестности работников и т.д. — то есть на объективные и субъективные обстоятельства, которые корректировали принятые волевые решения. В итоге в 1956 г. посев зерновых культур был выполнен на 106 % (потери при уборке не подсчитывались), план по внесению органических удобрений (навоза) на 71 %, минеральных в среднем на 40 % (т.к. их поступление растягивалось на 4 квартала, а в третьем и четвертом кварталах они уже не могли быть использованы), нехватка техники привела к затягиванию процесса уборки и осыпанию зерна, план сдачи молока государству был выполнен на 80 %, сдача мяса государству — на 88 %,
Обязательства, принятые в 1955 г., по удвоению производства зерна к 1960 г. колхозами и совхозами Омской области в сравнении с 1954 г. [16, л. 5]
Годы Из 696 колхозов удвоят Из 76 совхозов удвоят
1955 г. -\\- 345 -\\- 38
1956 г. -\\- 421 -\\- 48
1957 г. -\\- 534 -\\- 51
1958 г. -\\- 579 -\\- 52
1959 г. -\\- 595 -\\- 52
1960 г. -\\- 607 -\\- 55
не являлись проблемой, проблемным было их вне-
из-за отсутствия в достаточном количестве кормов было сокращено поголовье коров [17, л. 32 — 38].
Предшествующие плановые задания не были выполнены, но уже в сводном плане развития сельского хозяйства по совхозам и колхозам Омской области на 1958— 1960 гг. удои молока на одну фуражную корову предполагалось вновь увеличить, в сравнении с 1954-м от 2500 до 2900 кг, т.е. на 28 % [18, л. 4,21]. Реальный же результат надоев на одну фуражную корову составил в 1959 г. в среднем в передовом колхозе Омской области (Горьковский район) 1270 л, а на 1960 г. брали вновь завышенные обязательства надоить на фуражную корову уже 2350 л [19, л. 4].
— Создание опытно-показательных хозяйств осуществлялось путем присвоения им такового статуса областными органами власти. Большая часть хозяйств была отстающей, в их обязанность входила задача в короткие сроки при равных условиях развития показать лучшие результаты и перенести положительный опыт в другие хозяйства области, чтобы добиться подъема производительности в сельскохозяйственном производстве района. Причем немедленно — означало за 2 — 3 дня навести порядок в хозяйствах (из доклада зам. председателя облисполкома) [20, л. 1—2, 39 — 40, 115, 124].
Опытно-показательные хозяйства в Омской области были сформированы весной 1961 г. (всего 34). Их деятельность заключалась в проведении семинаров с механизаторами по квадратно-гнездовому посеву кукурузы и сахарной свеклы непосредственно в полевых условиях, со специалистами хозяйств по организации летних лагерей и подсосного выращивания телят в летний период; они внедряли механизацию по уборке урожая (изготавливая собственные образцы), занимались изучением сортов зерновых и т.п. Вместе с тем доильные аппараты оставались довоенного образца либо собственного изготовления, на хозяйство приходился из специалистов либо агроном, либо зоотехник. Руководители опытно-показательных хозяйств позиционировали себя отстающими, не готовыми брать ответственность по выполнению поставленных перед ними задач [20, л. 29, 30].
Причиной несостоятельности опытно-показательных хозяйств являлись отсутствие надлежащей материально-технической базы и кадров с высшим и средне-техническим образованием (т.е. людей с государственным, масштабным мышлением, способных в рамках профессионализма и личной ответственности осуществлять соответствующее руководство), а также бюрократичностью в решении практических вопросов (создание новаторских идей
дрение в производство).
— Начавшийся в 1956—1957 гг. в массовом масштабе процесс создания совхозов на базе МТС, колхозов и на целинных землях остановился в 1962 г. и оказался незавершенным. В результате количество сельхозартелей в Сибири сократилось в 3,6 раза [12, с. 261]. Совхозная система потребовала дополнительных государственных ассигнований: строительство животноводческих помещений и жилого фонда, создание инфраструктуры, фонда заработной платы и др. Преобразование колхозов в совхозы наметило тенденцию электрификации (в 1959 г. она в основном завершилась), жилищно-бытового и культурного развития села [21, с. 125].
Невыполнение завышенных плановых заданий и обязательств, попытка ликвидировать за короткие сроки колхозный строй приводило к постановке и сиюминутному разрешению социально-экономических проблем: состояние кормовой базы, строительство ферм, механизация сельскохозяйственных работ, взаимодействие колхозов и совхозов с личными хозяйствами крестьян, материальной заинтересованности тружеников села, социальному развитию сельской жизни и т.д., формируя не плановые, а попутные перспективы развития.
5. Сохранение общественного сельскохозяйственного имущества и средств являлась также невыполнимой задачей в исследуемый период. Не ставя задачу выяснения абсолютных количественных потерь, проследим направления издержек в сельскохозяйственном производстве. В документах эпохи неэкономное использование ресурсов, растраты, воровство, несоблюдение устава сельскохозяйственной артели, сопровождаются терминами — «разбазаривание», «покража», «растаскивание» общественного имущества. В разряд подобных категорий входили: перерасход денежных фондов, выражавшийся: в вывозке и доставке соломы с полей зимой, в неправильном начислении зарплаты, приеме сверх штата сотрудников, закупке у других районов и областей кормов для животных, в покупке недостающего количества животных у населения и др. [22, л. 2, 3, 12].
— Фактом присваивания из общественного фонда являлся самовольный вывоз сельскими тружениками соломы с колхозных полей, леса для нужд в личном хозяйстве. В случае если этот факт становился известным правлению колхоза, с работника вычитали количество украденной соломы в учет нынешнего или следующего года [23, л. 4]. Сено с полей присваивали не только работники, имеющие ЛПХ, но и соседние колхозы для нужд обществен-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
ного хозяйства. Так, в решении правления колхоза им. Калинина Тюменской области было записано: «Самовольно привезенное сено поставить в счет и высчитать из причитающегося сена в 1963 г. Климов Михаил Ф. 2 ц, Климов Дмитрий Ф. 2 ц, Светлолобов Николай 2 ц. Акт на покражу сена к-зом Сибирь на 15 ц» [23, л. 5].
— Разбазариванием общественного имущества считался падеж животных: из-за плохого питания, болезней, т.е. по недосмотру. В качестве мер, которые принимало правление в этих случаях, были — списание, объявление выговоров, в редких случаях сумма ущерба расписывалась на тех, кто отнесся халатно к общественному имуществу [23, л. 6, 9, 10, 11].
Расхищалось и молоко во время перевозки, определения его жирности, в период выпойки молоком телят, при перегоне молока в сливки и сливок в масло. Молоко списывали «из-за пролития его ввиду бездорожья» и т.д. [24, л. 14].
Имущество сохранять не удавалось, а эффективных мер не принималось.
Названные направления волюнтаристской политики в 50-е-первой половине 60-х гг. XX в. не были реализованы в полном объеме. Вместе с тем сверхзадачи, невыполнимые обязательства на некоторое время приводили в движение хозяйства, оживляли ситуацию, способствовали если не выполнению в целом повышенных планов и обязательств (маяки были), то, по крайней мере, выполнению их в возможных пределах — каждый год по сравнению с предшествующим характеризовался в целом по районам повышением объемов производства большинства видов продукции при напряжении человеческих усилий в демократических условиях (соревнование, призывы, стимулирование, критика, помощь отстающим и т.п.).
Волюнтаристский принцип управления позволял признать приоритетным теорию (завышенные цели, сверхзадачи, лозунги сами по себе не вызывали возражения), а их практическое воплощение зависело от объективных и субъективных обстоятельств. Перечисленные волевые решения на уровне государственной власти были откорректированы объективными и субъективными обстоятельствами на местах, взятые завышенные обязательства решались в рамочных условиях.
Библиографический список
1. Мороз, А. А. Прошлое остается людям: краткий хроникально-документальный очерк о развитии управления сельским хозяйством в Омском Прииртышье / А. А. Мороз. — Омск : Изд-во ОмГАУ, 2004. — 172 с.
2. Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова. — М. : Изд.-во политической литературы, 1980. — 444 с.
3. Советская историография / Н. В. Стариков [и др] ; под ред. Ю. Н. Афанасьева. — М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. — 592 с.
4. Кравченко, А. И. Политология / А. И. Кравченко. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 448 с.
5. ГИАОО. «Государственный исторический архив Омской области». Ф. 17. О. 1. Д. 6352. Протокол VI объединенного Пленума Омского областного и городского комитетов КПСС. 12 июля 1953 г. Л. 9.
6. ГИАОО «Государственный исторический архив Омской области». Ф. 17. О. 1. Д. 6590. Протокол I Пленума обкома КПСС. 1 февраля 1954 г.
7. ГИАОО «Государственный исторический архив Омской области» Ф. 1699. О. 1. Д. 2143. Стенограмма областного съезда кукурузоводов колхозов и совхозов Омской области. 6 апреля
1960 г.
8. Манякин, С. И. Сибирь далекая и близкая / С. И. Маня-кин. — М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 2003. — 447 с.
9. Исторический опыт и перестройка. Человеческий фактор в социально-экономическом развитии / В. А. Козлов [и др.]; под ред. В. А. Козлова. — М. : Мысль, 1989. — 302 с.
10. Огонь критики против недостатков // Советская Сибирь. — 1961. — № 27. — 01 февраля. — С. 1.
11. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири в 1917 —
1961 гг. / Р. С. Русаков [и др.] ; под ред. В. С. Флерова. — Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1965. — 158 с.
12. История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. Т. 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму / А. П. Окладников [и др.] ; под. ред. А. П. Окладникова. — Л. : Наука, 1969. — 465 с.
13. ГИАОО. «Государственный исторический архив Омской области». Ф. 17. О.1. Д. 6358. Об итогах Пленума Центрального комитета партии и задачах областной партийной организации по дальнейшему развитию сельского хозяйства : стенограмма выступлений по докладу секретаря обкома КПСС тов. Лебедева И. К. 1953 г.
14. XX съезд КПСС. Стенографический отчет. — Т. I. — М., 1956.
15. Руководители Омской области советской эпохи (1934 — 1991 гг.). Биографический справочник / Казенное учреждение «Исторический архив Омской области» / Сост. Т. В. Каинди-на. — Омск, 2011. — 120 с.
16. ГИАОО. «Государственный исторический архив Омской области». Ф. 1088. О. 1. Д. 214. Мероприятия колхозов и совхозов Омской области по выполнению постановления январского Пленума ЦК КПСС (1955 г.) об увеличении производства продуктов животноводства.
17. ГИАОО. «Государственный исторический архив Омской области». Ф. 2099. О. 1. Д. 448. Объяснительная записка к годовому отчету за 1956 г. Омского областного управления совхозов Министерства совхозов РСФСР.
18. ГИАОО. «Государственный исторический архив Омской области». Ф. 2099. О. 1. Д. 519. Сводный план развития сельского хозяйства по совхозам и колхозам Омской области за 1958— 1960 гг.
19. ГИАОО. «Государственный исторический архив Омской области». Ф. 1699. О. 1. Д. 2146. Стенограмма областного совещания председателей. Секретарей партийных организаций и бухгалтеров колхозов Омской области. 20 — 23 июля 1960 г.
20. ГИАОО. «Государственный исторический архив Омской области». Ф. 1699. О. 1. Д. 2851. Стенограмма совещаний руководителей и специалистов, опытно-показательных хозяйств по выполнению январского Пленума ЦК КПСС. 29 июня 1961 г.
21. Общественно-политическая жизнь советской сибирской деревни / В. П. Медников [и др.] ; Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1974. — 179 с.
22. ГИАОО. «Государственный исторический архив Омской области» Ф. 1699. О. 1. Д. 2145. Стенограмма областного совещания директоров совхозов от 11 июня 1960 г.
23. ГУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 1125. О. 1. Д. 13. Протокол № 2 заседания членов правления к-за им. Калинина 29 апреля 1963 г.
24. ГУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 1125. О. 1. Д. 10. Протокол № 6 заседания членов правления к-за им. Калинина Бегишев-ского сельсовета 21 апреля 1959 г. Л. 14.
ФЁДОРОВА Марина Ивановна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), научный сотрудник кафедры отечественной истории.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2013 г.
© М. И. Фёдорова