Научная статья на тему 'История преобразований в электроэнергетике в начале 1990-х годов'

История преобразований в электроэнергетике в начале 1990-х годов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1156
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ / ЕДИНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК / electric power industry / energy crisis / energyguarantee / uniform power system / demonopolize / competitive market

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свиридов Д. В.

В начале 90-х годов ХХ века выявилась неспособность государства обеспечить эффективное управление национальным энергетическим комплексом, в связи с чем назрела необходимость проведения преобразований в сфере энергообеспечения. В результате была преобразована система государственного регулирования электроэнергетической отрасли. Это позволило преодолеть кризисное состояние данной сферы экономики и развивать конкурентные основы энергетического рынка, стимулирующие экономический прогресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF TRANSFORMATIONS IN ELECTRIC POWER INDUSTRY IN THE BEGINNING 1990

In the beginning 90 years ХХ of century the inability of the state has come to light to ensure effective management of a national power complex. In this onnection has ripened necessity of realization of transformations for sphere energyguarantee. In result the system of state regulation of electropower branch was transformed. It has allowed to overcome a crisis condition of the given sphere of economy and to develop competitive bases of the power market stimulating economic progress.

Текст научной работы на тему «История преобразований в электроэнергетике в начале 1990-х годов»

УДК 94/99

ИСТОРИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ В НАЧАЛЕ 1990-х ГОДОВ

© 2011 Д. В. Свиридов

соискатель каф. истории России Тел.: 8-908-120-02-77

Курский государственный университет

В начале 90-х годов ХХ века выявилась неспособность государства обеспечить эффективное управление национальным энергетическим комплексом, в связи с чем назрела необходимость проведения преобразований в сфере энергообеспечения. В результате была преобразована система государственного регулирования электроэнергетической отрасли. Это позволило преодолеть кризисное состояние данной сферы экономики и развивать конкурентные основы энергетического рынка, стимулирующие экономический прогресс.

Ключевые слова: электроэнергетика, энергетический кризис, энергообеспечение, единая энергетическая система, демонополизация, конкурентный рынок.

Рассматриваемый период отличается проведением широкомасштабных преобразований в энергетической сфере, которые кардинальным образом изменили систему межсубъектных связей и обновили модель государственного регулирования энергообеспечения страны. В энергетической стратегии России ведущая роль отводилась электроэнергетике, именно в данной сфере оттачивались новые экономические схемы организации хозяйственных отношений и рыночные механизмы решения давно назревших проблем командно-административной системы, оказавшейся неспособной обеспечить эффективное управление национальным производственным комплексом. Состояние топливно-энергетического комплекса тормозило развитие российского общества и порождало по меньшей мере серьезные кризисные явления системы энергообеспечения.

В начале 1990-х годов многие эксперты отмечали тяжелое положение электроэнергетического комплекса страны и констатировали энергетический кризис1. Обобщая отмечавшееся в то время состояние рассматриваемой отрасли, следует обратить внимание на следующее:

- темпы развития электроэнергетики замедлились по крайней мере втрое;

- резерв энергетической мощности снизился до 3-4 % вместо 13 % по нормативам и не менее 18 %, необходимых для условий рынка;

- произошло резкое снижение надежности энергообеспечения;

- ввод энергетических отраслей значительно снизился, до уровня 30-х годов;

- резко сократились темпы строительства новых и ввод в эксплуатацию строящихся крупных объектов электроэнергетике, в основном атомных станций -после чернобыльской аварии практически прекратилось строительство новых АЭС;

- более 50 % электростанций устарело или было изношено, что приводило к установлению вынужденных ограничений по потреблению электрической энергии и мощности;

- стал систематическим дефицит выделяемых капитальных вложений и материально-технических ресурсов;

- резко снизилась рентабельность объектов электросетевого хозяйства;

- возникла кадровая проблема.

Следует заметить, что основной причиной появления данных проблемных явлений стала структура управления энергетическим комплексом, исчерпавшая свой потенциал в условиях развивающейся конкурентной мировой экономики.

Электроэнергетика России представляла собой вертикально интегрированную структуру в виде Единой энергетической системы, объединяющей около 70 региональных энергосистем2, что в основном определялось административно-территориальным устройством Российской Федерации. На базе каждой региональной энергосистемы были образованы производственные энергетические объединения (ПЭО), которые являлись совокупностью крупных структурных подразделений (электростанций и электрических сетей), - это технологически неделимый комплекс, обеспечивающий завершенный цикл: производство (выработка) - передача -распределение - сбыт (продажа). Помимо ПЭО, определенное функциональное назначение в электроэнергетике выполняли строительно-монтажные тресты -энергостроительные комплексы, которые исторически обеспечивали непрерывный ввод новых мощностей, технологическое перевооружение и реконструкцию энергооборудования и сетей. Единая энергетическая система развивалась в рамках директивного планирования и государственного контроля, была сформирована исключительно для государственной собственности и централизованного управления, удобна для централизованного планирования и распределения.

В условиях перехода к рыночным формам хозяйствования необходимо было прежде всего перестраивать систему государственного регулирования топливо-энергетическим комплексом, который находился в сильной зависимости от государственного финансирования, осуществляющегося по остаточному принципу, и не располагал эффективными механизмами для самоокупаемости и научно-производственного развития. Электроэнергетическая отрасль требовала незамедлительного обновления устаревшего оборудования, ввода в эксплуатацию новых мощностей. Как отмечал начальник Главного управления энергетики и энергообеспечения Министерства экономики РФ Г. П. Кутовой, и то и другое происходило с большим трудом. Так, динамика ввода энергетических мощностей в России по годам, начиная с 1991 г. по 1994 г. включительно, выглядела, в связи с сокращением инвестиций, следующим образом: 2,1; 0,7; 1,4; 2,4 млн. кВт вместо крайне необходимых 6-7 млн. кВт ежегодно3. Директивное планирование и чрезмерное государственное вмешательство в экономические вопросы, безусловно, снижали привлекательность инвестиционных вложений в развитие электроэнергетики. При этом система государственного финансирования данной отрасли была повреждена вследствие макроэкономических проблемам российского государства в начале перестроечного периода и не могла надежно функционировать. Для успешного развития экономических процессов требовалось изменить прежде всего правовую оболочку существовавшей системы хозяйствования.

Безусловно, в основе нового правопорядка должны были стать новые векторы экономического развития, обеспечивающие усиление роли частной собственности, развитие конкурентных начал и свободы экономической деятельности, ограничение государственного вмешательства в частные дела и усиление саморегулируемости рынка.

Это понимал практически весь руководящий состав электроэнергетического комплекса страны. В частности, уже в 1992 году заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации А. И. Барановский отмечал необходимость «...организации новой структуры управления единой энергетической системы на федеральном уровне, которая должна быть адекватна рыночным отношениям»4. Мнение А. И. Барановского отражало общее настроение научного общества и

руководящего состава по поводу грядущих изменений основ государственного регулирования энергетического комплекса. Заместитель министра отмечал, что необходимо было найти новую организационную структуру, которая сохранила бы принципы централизованного управления технологическими процессами Единой энергетической системы России и соответствовала бы новым условиям рыночных отношений. Он выделял следующие основные факторы, которые должны определять развитие структуры управления5:

- суверенитет республик и передача союзной государственной собственности в республиканскую государственную собственность;

- переход к рыночным отношениям с соответствующими им самостоятельностью предприятий, усилением горизонтальных связей и резким сокращением командно-административных и распорядительных функций, разрушением монопольных структур;

- разгосударствление и приватизация собственности, привлечение иностранных инвестиций.

О построении новой модели функционирования электроэнергетического комплекса на основе конкуренции и свободы экономической деятельности говорили практически все исследователи данного вопроса, в том числе принимавшие участие в процессе реформирования6.

Таким образом, в РФ в начале 1990-х созрело осознание того, что необходимо переходить к более свободным конкурентным основам деятельности. При этом формирование условий для конкуренции и предпринимательства, по мнению некоторых исследователей , предполагало коренные структурные изменения на уровне основного звена в электроэнергетике - реорганизация ПЭО, в рамках которой следовало предоставить полную хозяйственную самостоятельность и права юридического лица электростанциям и предприятиям электрических сетей, создание независимых (негосударственных) предприятий, использующих объекты электроэнергетики, создание конкурентных структур в электроэнергетике, разработка государственной программы приватизации, демонополизация государственного регулирования тарифов на электроэнергию, замена прямого административного вмешательства в работу энергосистемы косвенным (стимулирующим).

По мнению специалистов Главного управления экономического регулирования в угольной промышленности и энергетике Минтопэнерго РФ , двигателем эффективности общественного производства в электроэнергетике мог стать только конкурентный рынок. Для сохранения ЕЭС России как единого электроэнергетического комплекса, а также для организации свободного доступа производителей и потребителей электроэнергии к электросети - принцип, без которого невозможно функционирование конкурентного рынка электроэнергии, - необходимо было сконцентрировать на балансе одной структуры все линии электропередачи и подстанции, формирующие единую энергетическую систему России. Данная позиция нашла свое проявление в процессе реформирования структуры управления электроэнергетическим комплексом.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 13349 электроэнергетический комплекс страны, кроме атомных станций, был приватизирован и акционирован в виде одной общероссийской компании холдингового типа -Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России» (далее - РАО «ЕЭС России». - Д.С.). В уставной капитал компании переданы контрольные пакеты акций территориальных компаний, магистральные линии электропередач, система диспетчерского управления, а также крупные электростанции и ряд предприятий производственной инфраструктуры10. Фактически РАО «ЕЭС

России» становилось вертикально интегрированной компанией, в уставном капитале которой были аккумулированы имущество тепловых и гидравлических электростанций, магистральные линии электропередачи с подстанциями и другие энергетические объекты, а также пакеты акций энергетических компаний, отраслевых научно-проектных и строительных организаций.

Предполагалось, что акционерное общество энергетики и электрификации Российской Федерации будет выражать интересы государства, которое могло принимать участие в управлении отраслью, и обладать возможностями рыночных структур одновременно. При этом указанная структура рассматривалась как переходная. Вышеуказанным нормативным правовым актом предполагалось, что в дальнейшем дочерние акционерные общества, образованные на базе электростанций, имущество которых внесено в уставной фонд РАО «ЕЭС России», будут организованы в независимые акционерные общества. Так и произошло.

Следующим важным звеном всей реформы электроэнергетики стала реорганизация РАО «ЕЭС России». Базовым механизмом реорганизации явилось выделение из состава РАО «ЕЭС России» самостоятельно функционирующих профильных компаний путем дифференциации по видам деятельности. В результате на основе указанного акционерного общества были созданы следующие субъекты и группы субъектов:

- генерирующие компании, в которых объединены (производственные) генерирующие активы;

- энергосбытовые компании, занимающиеся продажей электроэнергии потребителям;

- сетевые компании, объединяющие магистральные и региональные распределительные электрические сети;

- субъекты оперативно-диспетчерского управления;

- коммерческая инфраструктура оптового рынка.

Возникшие в ходе реформы РАО «ЕЭС России» компании представляют собой организации, специализирующиеся на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии, сбыт электроэнергии конечным потребителям, проектные и ремонтные организации) и контролирующие соответствующие профильные активы.

В ходе реформы электроэнергетики России произошла полная смена субъектного состава. В первую очередь речь идет о появлении новых, прежде всего ориентированных на рынок электроэнергии, субъектов:

1) генерирующих компаний (производство электроэнергии);

2) сбытовых компаний (купля-продажа электроэнергии);

3) федеральной сетевой компании и территориальных сетевых компаний (услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение к электрическим сетям);

4) системного оператора (технологическое диспетчирование);

5) коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

В результате реформирования энергетического комплекса Курской области вместо деятельности одной электроэнергетической компании ОАО «Курскэнерго» произошло создание таких субъектов, как ОАО «Курская генерирующая компания», ОАО «Курскэнергосбыт», ОАО «Курская энергетическая управляющая компания», ОАО «Курские магистральные сети», каждый из которых специализировался на определенном виде деятельности. При этом сохранило свой статус территориальной электросетевой компании ОАО «Курскэнерго», продолжавшее осуществлять передачу электрической энергии потребителям Курской области11.

Таким образом, в основе реформирования электроэнергетического комплекса России в начале 1990-х лежала демонополизация единой энергетической системы и устранение чрезмерного государственного вмешательства в развитие данной отрасли. Существовавшая в советский период вертикально-интегрированная энергетическая система, управляемая и полностью организуемая государством с применением директивных, командно-административных методов управления, была преобразована в более разветвленную структуру межсубъектных связей, представленную различными независимыми компаниями, дифференцированными по видам деятельности. Это позволило развивать конкурентные основы энергетического рынка, стимулирующие экономический прогресс, и обеспечило переход на новые условия развития российского общества в последующие периоды развития.

Семенов Ю. К. О состоянии электроэнергетики, проблемах энергообеспечения на перспективу и социальной защищенности трудящихся отрасли // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1991. №3. С. 2-6; Джангиров В. А. О новой энергетической программе СССР на период до 2010 г. // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1991. №4. С. 2-5; ТЭК: стратегия выживания // Энергия: экономика, техника, экология. 1993. №11. С. 7-11; Кутовой Г. П. Энергетика, экономика, рынок // Энергия: экономика, техника, экология. Издат. «Наука», 1994. №1. С. 3; Осадин Б. А. Что ожидает энергетику России // Энергия: экономика, техника, экология. 1994. №2. С. 2-3; Медведев Ж. А. Нефть России: кризис или агония? // Энергия: экономика, техника, экология. 1994. №10. С. 21-27.

2 Предпосылки реформирования электроэнергетики // Официальный сайт РАО ЕЭС России [Сайт!. URL: http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/reason/show.cgi?content.htm (дата обращения: 01.04.2011).

3 Электроэнергетика, год 1995 // Энергия: экономика, техника, экология. 1995. №10.

С. 2.

4 Барановский А. И. Формирование новой структуры управления электроэнергетическим комплексом // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1992. №11. С. 3.

5 Барановский А. И. Об организационной структуре управления электроэнергетическим комплексом // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1992. №1. С. 4.

6 Барановский А. И. Об организационной структуре управления электроэнергетическим комплексом // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1992. №1. С. 4-6; Бойко Н. Д., Редько В. И., Абрамцова Н. М. Особенности акционирования и приватизации в электроэнергетике России // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1993. №4. С. 2-4; Кутовой Г. П. Энергетика, экономика, рынок // Энергия: экономика, техника, экология. 1994. №1. С. 3-6.

7 Барановский А. И. Об организационной структуре управления электроэнергетическим комплексом // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1992. №1. С. 6; Бойко Н. Д., Редько В. И., Абрамцова Н. М. Особенности акционирования и приватизации в электроэнергетике России // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1993. №4. С. 2-4.

8 Бойко Н. Д., Редько В. И., Абрамцова Н. М. Особенности акционирования и приватизации в электроэнергетике России // Энергетик. М.: Энергоатомиздат, 1993. №4. С. 2.

9 Указ Президента РФ от 05.11.1992 №1334 «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. №922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно -энергетического комплекса в акционерные общества» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 09.11.1992, №19. Ст. 1581.

10 История ОАО РАО «ЕЭС России» // Официальный сайт РАО «ЕЭС России» [Сайт]. URL: http://www.rao-ees.ru/ru/info/history/show.cgi?prof.htm (дата обращения: 30.03.2011).

11 Реформирование РАО «ЕЭС России» // Официальный сайт Фонда энергосбережения Курской области [Сайт]. URL: http://energo.kcnti.ru/library/bul2/a1.shtml (дата обращения: 10.04.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.