Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНЮСТА РОССИИ'

ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНЮСТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНЮСТА РОССИИ»

ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНЮСТА РОССИИ

Морозов А.В.*

В этом году, 25 июня исполняется 45 лет со дня создания Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФБУ НЦПИ при Минюсте России), который явился 24 года назад учредителем нашего журнала.

ФБУ НЦПИ при Минюсте России был первой в стране организацией, решавшей на современном научно-техническом уровне задачи поиска, учета и хранения правовой информации, систематизации законодательства, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством, здесь с 1976 года разрабатывалась и была внедрена первая правовая автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС) «Законодательство», а в 1993 г. была создана информационно-поисковая система «Эталон».

Редакция обратилась к А.В. Морозову, бывшему в период учреждения журнала и создания информационно-поисковых систем директором ФБУ НЦПИ при Минюсте России, (собственно, по его инициативе и активном участии произошли названные события), с просьбой дать исторический экскурс 45-летней истории нашего учредителя.

001: 10.21681/1994-1404-2020-2-92-99

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая является системообразующим фактором жизни информационного общества. В связи с этим, вопрос о правовой информатизации в Российской Федерации и участие в этом Минюста России приобретает особое значение, поскольку целью правовой информатизации является повышение уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов государственной власти, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных и других правовых актах в условиях автоматизации информационных процессов, что является одной из задач, стоящих перед Минюстом России как федеральным органом исполнительной власти. Правовое обеспечение информационных процессов и информатизации в России обусловлено обоснованием целей, состава, содержания системы законодательства, регулирующего отношения в области формирования информационных ресурсов России, пользования ими, создания систем их обработки, определение места и роли законодательства РФ; создания механизмов учета, систематизации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов.

Целью правовой информатизации является повышение уровня правовой информированности обще-

ства путем всестороннего обеспечения органов государственной власти, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России актуальных редакциях законодательных и других правовых актах посредством автоматизации информационных процессов.

Работая с 1988 года в системе Министерства юстиции, я посвятил значительную часть своей жизни правовой информатизации и не могу не поделиться со своими коллегами некоторыми данными из этой сферы деятельности. Тем более так сложилось, что по ряду субъективных причин Минюст в этой сфере выступает в роли золушки и хотелось бы, чтобы молодые ученые знали, откуда родом правовая информатизация.

Следует подчеркнуть, что Минюст СССР одним из первых применил новейшие технологии в области правового информирования. Хотя в 1973 г. о компьютерах и их возможностях было известно мало, во ВНИИ советского законодательства, входящего в структуру Минюста СССР, был создан сначала сектор информационно-поисковых языков, а затем отдел правовой информации, ставший впоследствии основой Научного центра правовой информации (НЦПИ), созданного в 1975 г.

В тот период актуальной задачей являлось создание общесоюзной системы правовой информации, составной частью которой явилась бы сеть полностью совместимых и взаимосвязанных автоматизированных информационно-поисковых систем различного уровня. Одним из важнейших условий, обеспечивающих такую

* Морозов Андрей Витальевич, доктор юридических наук, кандидат технических наук, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики ВГУЮ (РПА Минюста России). Москва, Россия. E-mail: av_morozov@list.ru

совместимость в составе системы единого информационно-поискового языка и информационно-поискового тезауруса, по союзному законодательству стал Общеправовой тезаурус, который начал создаваться в 1974 г.

Его роль определяется не только тем, что он являлся элементом автоматизированной информационно-поисковой системы «Законодательство», созданной в НЦПИ и представлявшей собой передовую в то время систему, обладавшую развитым программным, техническим, лингвистическим и методическим обеспечением, но и важным источником научных разработок в области правовой информатизации.

Правовая информационная система Министерства юстиции существует с 1975 г., ее государственный статус и уникальный опыт работы определяют ее особое положение среди правовых систем, поскольку она позволяет работать с эксклюзивной информацией, в том числе получать информацию о деятельности Минюста России (scli.ru).

Реализация практически всех задач, стоящих перед Министерством сегодня, невозможна без применения современных информационных технологий. Анализируя состояние правовой информатизации в России на современном этапе и деятельность Минюста России в этой области как непосредственному участнику тех событий мне хотелось бы остановиться на основных исторических вехах развития правовой информатизации.

С 1991 года начинается активный процесс развития правовой информатизации. При участии Минюста России (в рабочую группу от Министерства входили директор НЦПИ - Иваненко А.И. и заместитель директора НЦПИ Морозов В.К.) была разработана Программа правовой информатизации России, утвержденная 24.07.91 Председателем Комитета по законодательству Шахраем С.М., в соответствии с которой работы по правовой информатизации осуществлялись в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, в системах органов прокуратуры Российской Федерации, Минюста России и МВД России.

С.М. Шахрай известен исследованиями в сфере правовой информатизации еще в восьмидесятые годы в качестве заведующего лабораторией МГУ. Ему и принадлежит заслуга закрепления этого термина в нормативных правовых актах РСФСР и Российской Федерации. Впоследствии его идеи были развиты и воплощены в создание государственной системы правовой информатизации руководителем Главного Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Р. Г. Ореховым, еще в аспирантуре МГУ постигнувшего основы правовой информатизации. В недрах МГУ сформировались и будущие руководители известных организаций, достигнувшие значительных успехов в сфере правовой информатизации. Базами данных правовой информации КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС и ГАРАНТ пользуются сотни тысяч юристов.

Однако возникшие в этот период разногласия между Министром юстиции Н.В. Федоровым и руководителем ГПУ С.М. Шахраем впоследствии привели к созда-

нию двух параллельно развивающихся систем правовой информатизации Минюста и ФАПСИ.

В начале 1991 года в Минюсте СССР был создан отдел внедрения научно-технических средств в составе Планово-финансового управления (Суетов В.А.), а в Минюсте РСФСР - сектор правовой информатизации в составе Организационно-контрольного управления (Аббасов А.С.).

В Минюсте России в составе Организационно-контрольного Управления (Чуганов Е.Г.) в этот период был создан отдел информатизации и в соответствии с решением коллегии Минюста России от 24.12.92 № 16-2 «О мерах по правовой информатизации судов, органов и учреждений Минюста России» в органах юстиции были введены должности специалистов по правовой информатизации.

Анализ исторического развития данного направления показывает, что к началу 90-х гг. ХХ в. в системе российского законодательства имелось лишь несколько законов, которые регулировали отношения в области формирования и использования информационных ресурсов, развития информатизации и информационной безопасности в обозначенной сфере.

Среди наиболее значимых нормативных правовых актов следует из изучаемой сферы отметить законы РФ от 19.02.1993 № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации»1, от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», от 23.09.1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»2, от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»3, Закон о государственной тайне4, Закон о СМИ; Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 07.07.1993 № 5341-15. Частично проблемы информации затрагивались в законодательстве о недрах, о чрезвычайных ситуациях, о налогах и налоговой инспекции, об архивах и др.

Естественно, что подавляющее большинство нормативных правовых актов, упоминаемых в этой публикации, уже утратили силу или подверглись значительной актуализации.

Отдельные вопросы организации информационных ресурсов регулировались правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, касались устройства системы органов, осуществляющих информатизацию, распределения между ними обязанностей и др.

Указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966 была утверждена Концепция правовой информатизации России6 (в разработке которой автор принимал личное участие), основывающаяся на решении двуединой задачи: с

1 См.: ВСНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 423.

2 См.: РГ. 1992. 21 окт.

3 См.: РГ. 1993. 3 авг.

4 См.: РГ. 1993. 21 сент.

5 См.: ВСНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1311.

6 См.: Рос. вести. 1993. 13 июля.

одной стороны, информатизации правовой сферы, а также обеспечения правового регулирования общественных отношений в области информатизации — с другой. Указанная Концепция является примером документа, в котором отражалась государственная информационная политика и была поставлена задача создания информационно-правовой системы в Российской Федерации.

Концепция была разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента РФ, осуществляющего в соответствии с Указом Президента РФ от 04.04.1992 № 363 «О внесении изменений в Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации»7 (в настоящий момент утратил силу) функции генерального заказчика систем правовой информации в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем.

Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Главными целями правовой информатизации являются: информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства; а также внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного правового поля.

В процессе развития законодательства в сфере информатизации возникли новые формы организации информации. При переходе к рыночным принципам экономики, повлекшим огромную потребность в правовой информации, сформировалась совершенно новая отрасль, образовался рынок, не отягощенный наследием прошлого, — это рынок справочных правовых компьютерных систем. К концу 20 века в области правовой информатизации работали как государственные, так и коммерческие структуры. В связи с этим можно отметить долгожительство базы данных НЦПИ «Эталон» Минюста России (авторские права), которая сохранила свою работоспособность не только в России, но и получила свое развитие в Республике Беларусь.

Это название приснилось мне в ночь на 29 октября 1993 года, когда я мучительно думал, как в сравнение с известными системами КОНСУЛЬТАНТ и ГАРАНТ назвать базу данных правовой информации НЦПИ.

1993 год занимает особо важное место в развитии правовой информатизации в нашей стране, поскольку была принята Конституция Российской Федерации, в которой закреплены впервые около 30 правовых норм, касающихся правовой информатизации и составляющих основу законодательства в данной области. В статье 29 Конституции Российской Федерации провозглашено

7 См.: ВСНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 925.

право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, являющееся основополагающим в развитии правовой информатизации.

Указом Президента Российской Федерации от 28.06.93 № 966 утверждена Концепция правовой информатизации России, где определена задача создания информационно-правовой системы в Российской Федерации, основывающаяся на решении двуединой задачи: информатизации правовой сферы - с одной стороны, и обеспечения правового регулирования общественных отношений в области информатизации - с другой.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.1993 № 1665 «Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств» Минюсту России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была поручена разработка Концепции создания межгосударственной системы правовой информатизации, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1993 № 2293 «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 № 59-р в НЦПИ при Минюсте России начал создаваться банк ведомственных нормативных актов на базе автоматизированной информационно-поисковой системы «Законодательство». На его аппаратно-программной основе со второй половины 1993 года в Минюсте России начала функционировать распределенная информационно-вычислительная система, объединяющая по каналам связи органы юстиции субъектов Российской Федерации.

Решением коллегии Минюста России от 01.07.1993 №10-3 «О результатах проверки деятельности Научного центра правовой информации (НЦПИ) при Министерстве юстиции Российской Федерации» работа НЦПИ по обеспечению правовой информацией судов, органов и учреждений юстиции Российской Федерации была признана неудовлетворительной, и приказом Министра от 09.08.1993 № 65/16-01 было образовано Управление информатизации Министерства юстиции Российской Федерации и на начальника указанного Управления было возложено одновременное исполнение функций директора НЦПИ, зарегистрированного в установленном порядке как некоммерческая организация.

29.10.1993 НЦПИ был заключен первый договор на обеспечение пользователей базой данных правовой информации, в этот день получившей название «ЭТАЛОН».

1994 год ознаменовал собой начало определенного этапа развития в области обмена правовой информацией с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, так как 21.10.1994 было подписано межгосударственное Соглашение «Об обмене правовой информацией», в соответствии с протоколом, по которому Минюст России является держателем

правовых актов для обмена с государствами-участниками СНГ. Указанное Соглашение послужило основой для развития также двусторонних отношений в этой области с государствами-участниками СНГ

Решением Координационно-консультативного Комитета Содружества Независимых Государств от 14.07.1994 была утверждена Концепция межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией.

Минюст России принимал участие в разработке принятых в 1994 году и, безусловно, важных для развития правовой информатизации федеральных законов: «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (№ 5-ФЗ от 14.06.1994), «Об обязательном экземпляре документов» (№ 77- ФЗ от 29.12.1994), «О библиотечном деле» (№ 78-ФЗ от 29.12.1994).

В развитии правовой информатизации крайне важным явилось закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации, подготовленном с участием Минюста России, целого ряда гражданско-правовых норм, направленных на развитие информационного законодательства. Так, впервые информация в статье 128 ГК РФ определена в качестве объекта гражданских прав, в статье 139 установлены такие правовые режимы информации, как служебная и коммерческая тайна. В частности, определено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Кроме того, в 1994 году были изданы Указы Президента Российской Федерации № 223 «Об образовании Федеральной комиссии по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации» и № 607 «О взаимодействии федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств-участников Содружества Независимых Государств», утверждена соответствующая Программа.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.12.1994 № 2147 «О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации» на Минюст России возложена функция генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации.

Для дальнейшего развития правовой информатизации Минюста России важное значение имело постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.1994 № 1181 «О мерах по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств», которым признано

целесообразным использование для обмена созданного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 № 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» в НЦПИ при Минюсте России банка данных ведомственных нормативных актов для информационно-правового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти. Указанным постановлением предписано федеральным органам исполнительной власти обеспечить, начиная с 1995 года, передачу в НЦПИ издаваемых ими нормативных актов не только на бумажных носителях, но и в машиночитаемой форме по каналам связи.

Решением коллегии Минюста России от 21.01.1994 №1-1 была утверждена Программа информатизации системы юстиции на 1994-1995 годы, также в соответствии с приказом Министра юстиции России от

17.06.1994 № 19-01-90-94 утвержден порядок обеспечения судов, органов и учреждений юстиции средствами вычислительной техники.

02.03.1994 утверждено Положение о региональном центре правовой информатизации, в котором предусмотрено образование его в составе органов юстиции.

В 1995 году был принят ряд федеральных законов, играющих важную, роль в развитии правовой информатизации в Российской Федерации, в разработке основных положений которых специалисты Минюста России принимали активное участие.

Среди них особое место занимает Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», по праву считающийся базовым в информационной сфере, поскольку в нем заложены основы правового регулирования отношений во всех основных предметных областях информационных процессов, информатизации и в области информационной безопасности. Также были приняты федеральные законы «О связи», «О рекламе» и другие.

Указом Президента Российской Федерации от

04.08.1995 № 808 утверждена президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации» и разработка президентских программ «Правовая информатизация органов исполнительной власти Российской Федерации» и «Правовая информатизация органов государственной власти субъектов Российской Федерации» была поручена ГПУ, Минюсту России и ФАПСИ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1995 № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» на Минюст России было возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации. Минюст России в соответствии с указанным постановлением координирует работу по созданию национальных банков данных, предназначенных для межгосударственного

обмена. В целях реализации соглашений, направленных на информационно-правовое сотрудничество, используются базы данных правовых актов, формируемые в Министерстве. Информационные ресурсы Минюста России предоставлены координирующим международный информационно-правовой обмен органам Исполнительного комитета СНГ, Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина. Помимо этого, Минюст России активно участвует в разработке международных договоров и соглашений в сфере информационного и правового сотрудничества.

Для развития правовой информатизации Минюста России исторически важным явилось создание в 1995 году в порядке эксперимента центров правовой информатизации Минюста России в Самарской, Тульской, Владимирской и Ивановской областях.

В мае 1995 года в Египте состоялся девятый международный конгресс ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и информатизации правовой сферы. В составе делегации Российской Федерации, направленной для участия в работе конгресса, результаты информатизации правовой сферы представляли эксперты Минюста России Е.Н. Сидоренко и А.В. Морозов.

Начало 1996 года было омрачено пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации № 117 от 31.01.96, в котором предписывалось внести предложения по ликвидации НЦПИ при Минюсте России, что в принципе ставило под угрозу существования всю систему правовой информации Минюста России. В интервью начальника отдела ГПУ Президента Российской Федерации Б.В. Гузанова «Российской газете» было заявлено, что в структуре Администрации Президента Российской Федерации будет создан Федеральный центр правовой информации, в который скоро «вольется» НЦПИ Минюста России. Только усилиями директора НЦПИ при активной поддержке высших должностных лиц - руководителей судов и правоохранительных органов удалось сохранить уникальный фонд правовой информации.

В 1996 году был принят Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», создающий необходимые условия для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защиты интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защиты интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Правовая информатизация впервые была выделена в качестве самостоятельного направления в деятельности Министерства в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.10.1996 № 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации», что имеет, безусловно, историческое значение в развитии правовой информатизации Минюста России.

Ряд приказов Министерства юстиции Российской Федерации, изданных в 1996 году, также был направлен на совершенствование работ по правовой информатизации. В частности, приказом Министра от 01.07.1996 № 16-02-455-96 было образовано Управление информатизации и статистики. Кроме того, были изданы приказы от 23.12.1996 № 19-01-189-96 «Об организации автоматизированного учета правовых актов субъектов Российской Федерации», от 09.07.96 № 19-01-104-96 «О совершенствовании порядка проведения в Министерстве юстиции Российской Федерации юридической экспертизы правовых актов субъектов Российской Федерации», подготовленные Управлением информатизации и статистики.

«Продолжала развиваться система правовой информатизации Минюста России, и было образовано 22 центра правовой информатизации в субъектах Российской Федерации.

В связи с вступлением России в 1996 году в Совет Европы и включением ее информационных ресурсов в информационное пространство европейских государств, одной из важнейших задач правовой информатизации стало налаживание функционирования системы юстиции европейских государств, направленное на обеспечение соблюдения прав и свобод граждан этих государств. Сотрудничество в этой области было обусловлено внедрением в системе юстиции и судебной системе современных информационных технологий.

Представитель Минюста России А.В. Морозов был в 1999 г. включен от Российской Федерации в состав Комитета экспертов по информационным технологиям и праву, созданного в 1969 году, в качестве рабочего органа Комитета министров Совета Европы. Основными задачами указанного Комитета является выработка комплекса мер, направленных на организацию информационно-правового сотрудничества государств-членов организации. Задачей представителя государства в комитете экспертов является выступление на рабочем языке Совета Европы (английский или французский) с сорокаминутным докладом о развитии информационных технологий в правовой сфере, а также участие в подготовке проектов документов, утверждаемых профильным Комитетом Министров Совета Европы.

В соответствии с решениями Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы эксперты Минюста России являются координаторами и полноправными представителями Российской Федерации в Лиссабонской сети. Европейскому суду по правам человека и Правовому департаменту Совета Европы был предоставлен доступ к базам данных Минюста России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1997 № 930 ФАПСИ и Минюсту России поручено обеспечить создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства, которая представляет собой интегрированную иерархическую трехуровневую систему, от-

крытую для взаимодействия с другими автоматизированными системами в рамках единого информационного пространства органов государственной власти, где в качестве основных компонентов выделяются информационно-телекоммуникационные подсистемы.

В августе 1997 года в Минюсте России был образован Департамент правовой систематизации и информации. Продолжалось развитие системы правовой информатизации Минюста России, и было образовано еще 16 центров правовой информатизации Министерства в субъектах Федерации, в апреле 1997 года был создан Главный информационно-аналитический центр Министерства юстиции Российской Федерации (всего за 1995-1997 гг. образовано 43 центра правовой информатизации Минюста России).

Важным событием в деятельности Министерства юстиции в сфере правовой информатизации стал проведенный в июне 1997 года в рамках программы ООН в области предупреждения преступности, уголовного правосудия и информатизации правовой сферы международный семинар в Москве и Твери, в котором среди двухсот участников были эксперты США и Канады, стран Совета Европы и бывших республик СССР, ведущие фирмы и специалисты в сфере правовой информатизации. Участники семинара отметили достижения в правовой информатизации Минюста России и результаты, достойные признания на международном уровне.

С 1997 года информационные ресурсы Минюста России стали доступны для пользователей в Интернет, доступ на Web-сервер был организован через выделенный высокоскоростной канал.

Однако созданная система распределенной обработки информации позволяла обрабатывать только информацию, поступающую из органов государственной власти. Информация субъектов Российской Федерации обрабатывалась территориальными органами Минюста России или центрами правовой информатизации и передавалась в НЦПИ как центральный узел системы по коммутируемым каналам связи, в том числе с использованием сети Интернет.

В базу данных помещались не только тексты правовых актов, но и все изменяющие их акты, что позволяло при необходимости выявить историю создания и изменений актов. Средства обеспечения информационного поиска, входящие в состав операционной системы ЭВМ, создавали возможность осуществлять подбор информации по разовым запросам пользователей.

Указанный программно-технологический комплекс получил дальнейшее развитие как информационная правовая система «Фонд», первоначально предназначенная для информационно-правового обеспечения деятельности судов, органов и учреждений юстиции. В 1997 году указанная база стала доступна для широкого круга пользователей. Разделы базы данных охватывают все аспекты, как правового регулирования предпринимательской деятельности, так и вопросы правового статуса личности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

В 1998 году в целях реализации положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 14.02.1998 № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации», упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности в Минюсте России совместно с ГПУ и органами исполнительной власти проводится работа по систематизации действующих нормативных правовых актов для включения их в Свод законов Российской Федераций.

Также были изданы приказы Минюста России от 11.08.1998 № 1994 «О деятельности учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по правовой информатизации» и от сентября 1998 № 560; 116 «О порядке информационного взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»,

Летом 1998 года состоялся первый семинар руководителей подразделений информатизации учреждений по регистрации прав на недвижимое имущество. Был разработан и представлен на утверждение проект концепции автоматизированной информационной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (АИС ГРП), одной из основных задач которой является создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронной форме. Разработка и внедрение указанной системы еще в 1999 году могла позволить осуществлять оперативный доступ к достоверной всесторонней информации об объектах недвижимости, правах на недвижимое имущество и сделок с ним, моделирование деловых процессов регистрации недвижимости, устранение существующих пробелов в едином информационном пространстве государства, обеспечивать информационное взаимодействие между учреждениями юстиции по регистрации прав и их филиалами. Однако идея автономного развития учреждений по регистрации прав не позволила реализоваться этим планам.

В 1999 году Указом Президента Российской Федерации от 02.08.1999 г. № 954 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.

В сентябре 1999 года состоялось заседание коллегии Минюста России, посвященное вопросам информатизации Министерства юстиции Российской Федерации. Коллегия одобрила основные положения концепции информатизации: направления развития системы правовой информации Минюста России.

Важным шагом в развитии правовой информатизации Минюста стало утверждение приказом Министерства от 21.01.2000 № 10 Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федераций, в которой нашли отражение состав, структура и основные подсистемы системы информатизации

Минюста России, проблемы, анализ тенденций развития, а также вопросы обеспечения информационной безопасности. Основной целью развития и совершенствования; системы информатизации Минюста России на основе применения современных информационных технологий является эффективное выполнение основных задач, стоящих перед Министерством.

В 2000 году роль информационной сферы в развитии общества возрастает, развитие глобального информационного общества становиться первоочередной задачей. В Окинавской Хартии Глобального информационного Общества, подписанной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и главами «восьмерки» 22 июля 2000 г., государства провозглашают следующий принцип: «все люди повсеместно без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества». Информационно-телекоммуникационные технологии становятся жизненно важным фактором развития мировой экономики. Выделены основные направления: электронная коммерция, электронное образование, электронное правительство, в том числе электронная юстиция, информационная безопасность.

Соответствующие задачи в сфере информационной безопасности были определены в утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (автор в 1999 году по распоряжению Секретаря Совета Безопасности РФ В.В. Путина был назначен заместителем руководителя рабочей группы по разработке Доктрины), где под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющееся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства и указано на необходимость разработки проекта Концепции правового обеспечения в области информационной безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 на Минюст России возложено ведение федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904, информационно-технологическое обеспечение ведения федерального регистра осуществляется НЦПИ и центрами правовой информатизации Минюста России в субъектах Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 18.09.2000 № 273 был утвержден План мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обе-

спечению единства правового пространства Российской Федерации». Из 36 пунктов плана исполнение 33 было возложено на Департамент правовой информатизации Минюста России. Не получив на реализацию поставленных задач дополнительной штатной численности и бюджетного финансирования, Департамент успешно организовал работу подразделений и учреждений правовой информатизации и разработал методику ведения Федерального регистра, позволившую с 1 января 2001 года территориальным органам Минюста России начать ведение Федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры

Российской Федерации и органами местного самоуправления Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 № 511 одобрен классификатор правовых актов.

Базы данных правовой информации Минюста России (в частности, «Фонд» и «Эталон») основаны на качественной юридической обработке правовых актов, помещаемых в них, имеют возможности выявления взаимосвязей и ссылок между документами; создания актуальных редакций; определения нормативности; классификации (рубрикации) правовых актов в соответствии с утвержденным классификатором правовых актов.

В 2001 г. Советом Европы приняты Рекомендации № 2 государствам-членам Совета Европы относительно устройства и переустройства судебных систем и правовых информационных систем и Рекомендации № 3, подготовленные с участием представителя Минюста России, в которых предусмотрена обязанность государства обеспечить доступ к правовой информации в электронной форме, к электронным регистрам в правовой области, в том числе и через Интернет, а также автоматизация судебных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности одобрены «Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» (Решение № 5.4 от 27.11.2001), в разработке которых сотрудники Минюста России принимали активное участие. Указанным документом определяются цели и принципы нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, направления государственной политики в области противодействия угрозам информационной безопасности и задачи их нормативного правового обеспечения, а также первоочередные меры по совершенствованию нормативного правового обеспе-

чения информационной безопасности Российской Федерации. 10.01.2002 был принят Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», который устанавливает правовую основу для использования электронной цифровой подписи, определяет полномочия органов, удостоверяющих открытые ключи электронной цифровой подписи, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, связанной с применением электронной цифровой подписи.

В 2002 году в Минюсте России были приняты первые ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие использование сети Интернет и предусма-

тривающие создание автоматизированных систем: приказы Минюста России от 20.05.2002 № 130 «О внедрении единой автоматизированной системы «Делопроизводство» в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органах от 23.05.2002 № 133 «Об организации работы по созданию и сопровождению Интернет-сайта Министерства юстиции Российской Федерации»; от 04.06.2002 № 148 «О создании автоматизированной информационной системы службы судебных приставов»; от 13.06.2002 № 164 «Об утверждении Временного положения об использовании сети Интернет в центральном аппарате Министерства юстиции Российской Федерации».

« Б

лагодарю моих коллег Л.Е. Маршалко, Т.А. Полякову, Ю.А. Бикбулатова, Ю.В. Матвиенко, а также уже ушедшую из жизни нашу «святую информационного права» Л.В. Филатову, оказавших неоценимую помощь в построении системы правовой информации Минюста России [ 4 ].

Сегодня НЦПИ только 45 лет. Я как директор был участником и организатором 20 и 25-летних юбилеев этой замечательной организации. В моем кабинете висят и точно ходят часы с логотипом НЦПИ (это карта Советского Союза - информация не имеет границ) и надписью 25 лет. Мне бы очень хотелось отметить с коллегами 50- летний юбилей, а моим детям его столетие.

Желаю Научному центру правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации производственного долголетия, а его руководству стабильности и спокойствия в работе, долгой несменяемости и дальнейших успехов в реализации задач правовой информатизации России.

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.