Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В 20 ВЕКЕ'

ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В 20 ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ИСТОРИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / НЕФТЬ / ГАЗ / АРКТИКА / LAW / HISTORY / LAW REGULATION / NATURAL RESOURCES MANAGEMENT / OIL / GAS / ARCTIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Виктория Александровна

В статье рассматриваются основные правовые акты, регулировавшие поиск и добычу нефти и газа на месторождениях российской Арктики в 20 веке. Показан процесс становления и развития законодательства о недропользовании. Выделены основные этапы освоения нефтегазовых месторождений Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF LAW REGULATION OF THE RUSSIAN ARCTIC OIL DEVELOPMENT

The article discusses the main laws regulated search and extraction of oil and gas in the Russian Arctic in the 20th century. The establishment of Energy Law in Russia and the main periods of oil and gas development in the Russian Arctic are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В 20 ВЕКЕ»

6.2. История правового регулирования освоения нефтегазовых месторождений российской Арктики в 20 веке

DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-4-111-115

©Иванова В. А.

Мурманский арктический государственный университет (МАГУ), г. Мурманск Российская Федерация

e-mail: vnvvctr@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные правовые акты, регулировавшие поиск и добычу нефти и газа на месторождениях российской Арктики в 20 веке. Показан процесс становления и развития законодательства о недропользовании. Выделены основные этапы освоения нефтегазовых месторождений Арктики.

Ключевые слова: Право, история, правовое регулирование, недропользование, нефть, газ, Арктика.

Для цитирования: Иванова В. А. История правового регулирования освоения нефтегазовых месторождений российской Арктики в 20 веке // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 111-115. DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-4-111-115

The history of law regulation of the Russian Arctic oil development

DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-4-111-115

©V. A. Ivanova

Murmansk Arctic State University (MASU), Murmansk, Russian Federation e-mail: vnvvctr@mail.ru

Abstract. The article discusses the main laws regulated search and extraction of oil and gas in the Russian Arctic in the 20th century. The establishment of Energy Law in Russia and the main periods of oil and gas development in the Russian Arctic are demonstrated. Keywords: Law, history, law regulation, natural resources management, oil, gas, Arctic.

For citation: Ivanova V. A. The history of law regulation of the Russian Arctic oil development // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 111-115. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-4-111-115

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день одной из основных задач развития Арктики является совершенствование нормативно-правовой базы по недропользованию. История правового регулирования освоения нефтегазовых месторождений Арктики в 20 веке имеет принципиальное значение для развития современного законодательства о недропользовании.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ В 20 ВЕКЕ

В истории российского правоведения 20 века возникновение права государственной собственности на природные ресурсы и начало процесса национализации нефтегазовой отрасли связано с принятием декрета от 26 октября 1917 года «О земле», декрета СНК от 14 декабря 1917 года «О запрещении сделок с недвижимостью», декрета ВЦИК «О социализации земли» от 19 февраля 1918 года, декрета СНК «О недрах земли» от 30 апреля 1920 года.

Указанные декреты отменяли частную собственность на недра и устанавливали компетенцию государства по распоряжению природными ресурсами, определяли форму и содержание природопользования.

В тоже время, начиная с 1917 года по 30-е гг. 20 века в стране создаются предприятия для управления нефтегазовой отраслью с единым центром принятия решений. Декретом от 2(15) декабря 1917 г. в стране был учрежден Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) для регулирования всей хозяйственной деятельности, в котором был организован отдел по топливу.

Вторым этапом в процессе национализации нефтегазовой отрасли страны был переход в государственную собственность нефтяных промыслов и предприятий по обработке, перевозке и оптовой торговле нефтью, а также получение контроля над ценообразованием на нефть и нефтепродукты. Декретом от 17 мая 1918 года был учрежден Главный нефтяной комитет при отделе топлива ВСНХ, который занимался вопросами нефтяной промышленности и торговли нефтепродуктами, а также вопросами перехода нефтяной промышленности из частной соб-

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №4,2020 Проблемы экономики и юридической практики 111

ISSN 2712-7605 (online)

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ / THEORY AND HISTORY OF LAW AND STATE; HISTORY OF LAW AND STATE TEACHINGS

12.00.01

ственности в государственную. В ВСНХ вошел Геологический комитет («Геолком»).

К середине 1918 года все геологоразведочные работы, а также вопросы, связанные с добычей, переработкой, перевозкой, распределением и потреблением нефти и ее продуктов перешли в ведение ВСНХ и ее подразделений, что создало условия для принятия декрета о национализации нефтяной промышленности от 20 июня 1918 года.

22 апреля 1921 года было образовано Главное управление по топливу ВСНХ (ГУП) для регулирования добычи и реализации нефти. Впоследствии ГУП объединил нефтяные предприятия, учрежденные и действовавшие на коммерческих началах в соответствии с Декретом ВЦИК СНК РСФСР от 10 апреля 1923 года «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)». В систему ГУП вошли «Азнефть», «Грознефть», «Эмбанефть», «Во-стокнефть», «Сахалиннефть» и другие тресты. Для регулирования вопросов экспорта нефти и нефтепродуктов в 1922 году под руководством ГУП был учрежден Синдикат нефтяной промышленности (Нефтесиндикат), в который вошли «Азнефть», «Грознефть», «Эмбанефть». В 1930 году для организации экспорта нефти и нефтепродуктов было создано «Нефтеэкспорт».

Таким образом, к 1930 году процесс перехода нефтяной промышленности из частной собственности в государственную был завершен, в стране была создана вертикально интегрированная структура для управления топливной промышленностью, занимающаяся вопросами добычи, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках, а также вопросами ценообразования.

Одновременно с национализацией нефтяной промышленностью в стране возникает проблема финансирования государством дальнейшего освоения месторождений нефти.

Для решения этой проблемы, начиная с 20 гг. XX века было принято законодательство, регулировавшее иностранные концессии в нефтегазовую отрасль. 23 ноября 1920 года был принят декрет об общих экономических и юридических условий концессии, которым устанавливалось, что целью привлечения иностранного капитала являлось восстановления в России одной из основных баз сырья для всего мирового хозяйства. Исследователи того времени отмечали, что декрет подчеркивал готовность активного участия государства в качестве мирового экспортера природных ресурсов.

Тем не менее на освоение нефтяных ресурсов Арктики к 1927 год не было заключено ни одного концессионного соглашения, а уже к 1940 в основном все заключенные концессии были ликвидированы.

Основываясь на декретах и постановлениях начала 20 века, которые установили исключительную государственную собственность на недра, в стране активно развивается и дополняется законодательство по регулированию освоения природных ресурсов. В 1922 году был принят Земельный кодекс, в 1927 году - Горное положение и в 1928 году - Общие начала землепользования и землеустройства и другие. Основными законами в закреплении государственной собственности на ресурсы стали Конституция 1924 года и Конституция 1936 года, в которых собственность на землю, недра, воды и леса получила конституционный статус.

На основании принятых законодательных актов государство получало исключительные полномочия по владению, пользованию, распоряжению землей, недрами, водами, а также выполняло функции управления и контроля, регулировало порядок предоставления и условия пользования недрами пред-

приятиями ГУП ВСНХ и кустарными производствами, устанавливало порядок производства поисков, разведок и разработки еще не открытых месторождений.

02 сентября 1930 года было принято Постановление «О налоговой реформе», которое ввело положение о налоге с оборота предприятий обобществленного сектора, а также отменило государственный промысловый налог.

С эволюцией законодательства о недрах и порядке поиска и освоения месторождений природных ресурсов велась разработка месторождений нефти в Арктике и на шельфовых месторождений, что отражено в официальных документах и государственных планах того времени. Во втором пятилетнем плане развития народного хозяйства с 1933 года по 1937 год было запланировано увеличение площади бурения нефти «Сахалиннефть» с 17,7 тыс. м. до 309 тыс. м.1; по Северному краю во втором пятилетнем плане развития районов с 1933 года по 1937 год было установлено, что «развитие последних лет доказали промышленное значение месторождений нефти в Ухтинском районе (Чибью и другие пункты). Добыча нефти в этом районе к концу второго пятилетия будет доведена до 75 тыс. тонн.»2.

К середине 20 века промышленное освоение нефтяных месторождений в Арктики велось в Ухтинском нефтедобывающем районе и на шельфовых месторождениях - на Сахалине. В 60-е гг. середины XX века были открыты месторождения природного газа в Тюменской области, Уренгойское нефтегазоко-нденсатное месторождение. Открытие и освоение крупных месторождений природного газа Арктической зоны позволило в 1984 году выйти на первое место по его добычи - 587 млрд. куб. м. в год.

Начиная с 60-х гг. 20 века активно разрабатывается законодательство об охране и рациональном использовании природных ресурсов в качестве объекта права исключительной государственной собственности. Правоохранительная функция государства в отношении природных ресурсов была предусмотрена статьей 50 Основ земельного законодательства3, статьей 49 Основ законодательства о недрах4, статьей 46 Основ водного законодательства5. Вместе с тем действовали подзаконные акты, запрещающие приступать к использованию природных ресурсов до оформления прав пользования.

Среди основных недостатков действовавших в тот период нормативных актов следует отметить размытый понятийный

1 Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР (19331937 гг.) / Гос. плановая комис. при Совете Народных Комиссаров Союза ССР. С. 564 [Электронная ресурс]. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008578575#?page=307

2 Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР (19331937 гг.). План развития районов. стр. 13-стр. 14. [Электронная ресурс]. -Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008582571#?page=8

3 Закон СССР от 13.12.1968 № 3401^11 (ред. от 02.12.1987) «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик». [Электронная ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=A8E1520306C009CEEC9 A64EC5C9236D3&req=doc&base=ESU&n=44592&dst=100013&fld=134&REF FIELD=134&REFDST=100025&REFDOC=2175&REFBASE=ESU&stat=refcode% 3D16876%3Bdstident%3D100013%3Bindex%3D51#v23sax9uw1

4 Закон СССР от 09.07.1975 № 1840-1Х (ред. от 02.12.1987) «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах». [Электронная ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=778# 021691205824508064

5 Основы водного законодательства Союза ССР и Союзных республик от 10.12.1970. [Электронная ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9014803

112 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

аппарат - употребление в качестве синонимов таких понятий как: «природные богатства», «природные ресурсы», «природные объекты»; исследователи также отмечают некорректное употребление формулировки «вовлеченные в хозяйственный оборот», так как природные ресурсы, как объекты исключительной государственной собственности, не могли участвовать в хозяйственном обороте, к тому же фонды природных ресурсов полностью были обособлены от государственного имущества. Размытая понятийная база и пробелы в законодательстве не позволяли должным образом конкретизировать правовой статус континентального шельфа. Так как в соответствии с Конституцией объектами исключительной собственности государства являлись земля, недра, вода и леса. При этом континентальный шельф в качестве объекта исключительной собственности государства не значился. Следует отметить, что ни в Конституции, ни в других нормативных актах того времени не говорилось о правовом режиме континентального шельфа.

Вместе с тем в XX веке природным ресурсам континентального шельфа уделялось большое внимание, и данный вопрос требовал законодательного урегулирования, так как, начиная с 20-х гг., велось активное освоение шельфовых месторождений Сахалина, а к 70-м гг. велись работы по поиску природных ресурсов на шельфовых месторождениях Арктики.

В директиве XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1971-1975 году говорилось о необходимости более широкого и рационального использования ресурсов морей и океанов. Предполагалось развернуть поисково-разведочные работы в прибрежных шельфовых зонах морей и океанов с целью выявления перспективных подводных месторождений нефти и газа6. Однако механизм правового регулирования освоения континентального шельфа отсутствовал, также как и правой охраны полномочий государства относительно континентального шельфа.

Указ «О континентальном шельфе Союза ССР» был принят 6 февраля 1968 года. Согласно Указу государство стало осуществлять как суверенные права над континентальным шельфов, так и право собственности на его природные богатства7.

Затем 11 января 1974 года было принято Положение об охране континентального шельфа, которое внесло изменения в понятие объектов права исключительной собственности государства и в содержание правомочий государства на природные богатства.

Данными законами были определены внешние пределы континентального шельфа, однако не достаточно были урегулированы вопросы, связанные с правом собственности на природные ресурсы континентального шельфа. Вместе с тем право собственности на природные ресурсы континентального шельфа требовало более глубокого анализа, в частности не были урегулированы вопросы о понятии самого континентального шельфа и его ресурсов, о соотношении ресурсов шельфа как объекта собственности государства и других объектов собственности на природные ресурсы, о том, является ли собственность на богатства исключительной или не исключительной, а обычной.

Согласно международно-правым нормам континентальный шельф являлся целевой территорией. Прибрежное государство обладало суверенными правами по отношению к конти-

6 Директива XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975. М.: Политиздат, 1971, стр. 24

7 Указ «О континентальном шельфе Союза ССР» [Электронная ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901700069

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №4, 2020 Проб

ISSN 2712-7605 (online)

нентальному шельфу только в целях разведки и разработки его естественных богатств. Следовательно суверенитет государства несколько ограничивался в интересах других государств. Такое ограничение рассматривалось в качестве добровольного обязательства государства на освоение континентального шельфа.

Если в пределах территории государство обладало исключительным правом владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, то в отношении континентального шельфа государство должно было учитывать взятые на себя обязательства по целевому использованию полезных ресурсов шельфа. При этом деятельность по освоению ресурсов шельфа в рамках норм международного права могла осуществляться без ограничений. Государство было единственным собственником поверхности и недр шельфа.

Таким образом, законодательство о континентальном шельфе привело к увеличению объемов объектов прав государственной собственности за счет включения естественных богатств континентального шельфа, а также на особый правовой режим континентального шельфа - исключительное право собственности государства на землю и недра.

Позднее 30 апреля 1982 года в Нью-Йорке были принята Конвенция по морскому праву, которая установила ширину территориальных вод в 12 морских миль (при этом иностранным судам был разрешен мирный проход через них) 200 мильную исключительную зону в отношении всех природных ресурсов и право хозяйственной деятельности в ее пределах. Государства оставили за собой право свободу воздушной и морской навигации в этих зонах. Конвенция предусмотрены суверенные права государств на освоение природных ресурсов континентального шельфа на протяжении до 350 миль от берега. Конвенция 1982 года установила внешнюю границу континентального шельфа и закрепила суверенные права и права собственности государства на природные ресурсы континентального шельфа. В 1982 году в Указ о континентальном шельфе и другие законодательные акты о континентальном шельфе были внесены соответствующие правки.

09 июля 1976 года был принят Кодекс РСФСР о недрах, который стал регулировать освоение месторождений природных ресурсов с 1976 года.

К 80-м гг. 20 века законодательство о недрах было значительно доработано и предусматривало рациональное пользование недрами, обязанность по обеспечению безопасности при освоении месторождений полезных ископаемых, ответственность недропользователей, а также контрольно-охранительную функцию государства.

В 80-х годах в стране принимаются законодательные акты по привлечению иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль в форме совместных предприятий. Создание совместных предприятий было направлено на улучшение экономики страны, а также получение новых технологий для освоения месторождений природных ресурсов. Деятельность совместных предприятий регулировалась следующими законодательными актами:

Указ от 26 мая 1983 года «О порядке осуществления деятельности на территории СССР совместных хозяйственных организаций СССР и других стран-членов СЭВ».

Указ от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления».

мы экономики и юридической практики 113

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ / THEORY AND HISTORY OF LAW AND STATE; HISTORY OF LAW AND STATE TEACHINGS

12.00.01

Постановление от 13 января 1987 года № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ».

Постановление от 13 января 1987 года № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».

При этом деятельность и ответственность совместных предприятий определялась внутренним законодательством.

Таким образом, к середине XX века была сформирована база для законодательного регулирования иностранных инвестиций в освоение нефтегазовых месторождений Арктики.

К 1977 году по данным НИИГА поиски и разведка нефти и газа в основном были сосредоточены только в Тимано-Печерской, Западно-Сибирской провинциях и Енисей-Хатангской области. В арктических районах Западно-Сибирской плиты были обнаружены огромные запасы нефти и газа и газового конденсата. На севере Западной Сибири в основном велись поиски нефтяных и газоконденсатных залежей. В Ени-сей-Хатангской области были открыты газовые и газокронден-сатные месторождения.

На континентальном шельфе велись в основном научные геологические работы. На 1974 год были сделаны следующие прогнозы: если в пределах арктической суши перспективные месторождения нефти и газа занимали около 50%, то на шельфе - 75%. Исследование шельфа сводилось к региональным исследованиям. Были проведены геологические исследования на островах Шпицберген, Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, о. Свердруп, в Карском море, на Новосибирском архипелаге, на о. Врангеля, на побережье Печорского моря и Анадырского залива.

Тем не менее, как отмечали исследователи, поиски, разведка и разработка морских месторождений на Арктическом шельфе требовала значительных капиталовложений. Вместе с тем высокая геологическая эффективность работ на море должна была компенсировать значительную стоимость морского бурения, превышающую стоимость на суше в 2-3 раза. Также на тот момент не была решена проблема организации бурения и эксплуатации месторождений на арктическом шельфе в суровых ледовых условиях [1].

Указанные проблемы планировалось решить в последующие 10 лет и к 2000 году добывать нефтегазовые ресурсы в Арктике.

В период с 1964 год по 1971 год были открыты практически все наиболее крупные месторождения нефти и газа Севера Западной Сибири, в том числе Самотлорское месторождение.

В 1970-1980-х годах была открыта и подготовлена к освоению Западно-Арктическая шельфовая нефтегазовая провинция в Баренцевом море и Карском море, которая включала нефтегазовые месторождения Баренцева море, Печорского моря и Карского моря, недра которой содержат более 80% ресурсов арктического шельфа России. В пределах провинции было выявлено и разведано более 10 промышленных нефтяных, нефте- и газоконденсатных и газовых месторождений, включая 4 уникальных - Штокмановское, Ледовое в Бареневом море, Ленинградское и Русановское в Карском море - и 4 крупных.

Тем не менее, в 1990-е гг. добыча нефти сократилась более, чем на 40%. Многие геологические исследования в Арктике также были приостановлены.

К началу 90-х гг. 20 века было разработано инвестиционное законодательство, регулировавшее иностранные инвестиции в

освоение нефтегазовых месторождений Арктики, а также специальный правовой режим добычи полезных ископаемых с привлечением иностранного капитала.

К концу 20 века была подготовлена обширная законодательная база, позволяющая выработать на ее основе наиболее эффективные механизмы правового регулирования освоения нефтегазовых месторождений Арктики в последующие годы. Таким образом, был изменен и урегулирован правовой режим прав на недра месторождений Арктики на суше и на континентальном шельфе.

21 февраля 1992 года был принят Закон «О недрах» № 23951, устанавливающий требования к рациональному использованию и охране недр, регулировавший отношения по недропользованию; систему платежей и ответственность за нарушение законодательства о недропользовании.

Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» были предусмотрены суверенные права на осуществление разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. 17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне». Данными законами было установлено, что Россия обладает суверенными правами на недра континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона не находятся под суверенитетом государства, так как находятся за пределами территории России. В тоже время государство осуществляет суверенные права на освоение природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Данное правомочие предусмотрено ст. 56 и ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года8. Таким образом, государство в пределах границ континентального шельфа и исключительной экономической зоны применяет национальный правовой режим, регулирующий освоения месторождений природных ресурсов с соблюдением норм международного морского права.

Исследователи выделяют следующие методы правового регулирования освоения нефтегазовых месторождений Арктики:

- лицензирование, то есть предоставление прав на разведку и/или разработку месторождений;

- использование особых соглашений, обеспечивающих льготные условия недропользования [2, стр. 14].

Предметом лицензионного соглашения является предоставление недр в пользование на основе специального государственного разрешения (лицензии) с установленными условиями пользования. В качестве недостатка лицензионных соглашений исследователи выделяют право государства на досрочное прекращение действия лицензии (статья 20 Закона «О недрах») [2, стр. 15].

Лицензионное соглашение не является договором, а скорее формальным дополнением к лицензии, предметом лицензионного соглашения является предоставление участка недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в пользование на установленный срок на основе специального разрешения на заранее оговоренных условиях9 с упла-

8 Конвенция ООН по морскому праву от 10.12.1982 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/Depts/los/ сопуеп-tion_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf

9 Закон от 10 февраля 1997 года № 5 «О недрах и недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/800100832

114 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

той регулярных и разовых платежей, а также налогов, акцизных и других сборов и платежей.

Законом «О недрах» была предусмотрена и иная форма предоставление в пользование участков недр с привлечением иностранных инвестиций - соглашение о разделе продукции (СРП). Законом установлено, что основанием возникновения права пользования участками недр является вступившее в силу СРП, заключенное в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (п.8 ст. 10.1 Закона)10.

Закон от 04 июля 1991 года № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» стал основой принятия Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», который начал регулировать отношения, возникающие в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу природных ресурсов, в том числе на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны России11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впервые СРП было заключено на освоение месторождений Сахалина. За 1997 год - 2000 год было подписано СРП с ОАО «Нижневартовскнефтегаз» на разработку южной части Самотлорского месторождения, которое предусматривало,

что «государство совместно с инвестором в течение двух лет проводит работу по подготовке необходимых законодательных и нормативных актов для перехода на раздел продукции полностью в натуральном выражении (нефтью) с заменой уплаты всех налогов передачей государству причитающейся ему доли продукции».

В 1995 году СПР было заключено на освоение Харьягинского нефтегазового месторождения с французской компанией Total.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории российского правоведения 20 века особое значение имеет развитие правового регулирования освоения месторождений нефти и газа в Арктике. В этот период принимаются законодательные акты, регулирующие права и обязанности пользователя недр, статус континентального шельфа, разрабатываются механизмы привлечения иностранных инвестиций, происходит становление современного законодательства о недропользовании в Арктике.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,59%.

Рецензент: доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник сектора гражданского права ИГП РАН Н.В. Летова

Список литературы:

1. Грамберг И.С., Соколов В.Н., Сороков Д.С. Основные проблемы нефтегазоносности Советской Арктики. Проблемы геологии полярных областей земли : Сборник статей / (ред. коллегия : ... В.М. Лазуркин (отв.ред.) и др) : Науч. Исслед. Инт геологии Арктики М-ва геологии СССР. - Ленинград : (НИИГА), 1974 год, С. 5-10

2. Зерщикова Н.И., Селин В.С., Терещенко Е.Б. Соглашение о разделе продукции в освоение арктического шельфа. -Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2008. 125 с.

Reference list:

1. Gramberg I.S., Sokolov V.N., Sorokov D.S. The main problems of oil and gas potential in the Soviet Arctic. Problems of geology of polar regions of the earth: Collection of articles / (ed. Collegium:... VM Lazurkin (editor-in-chief) and others): Scientific. Issled. Institute of Geology of the Arctic M-VA Geology of the USSR. -Leningrad: (NIIGA), 1974, Pp. 5-10

2. Zershchikova N.I., Selin V.S., Tereshchenko E.B. Production sharing agreement for the development of the Arctic shelf. -Apatity: ed. Kola Scientific Center RAS, 2008.125 p.

Статья поступила в редакцию 29.07.2020, принята к публикации 17.08.2020 The article was received on 29.07.2020, accepted for publication 17.08.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Иванова Виктория Александровна, аспирант кафедры теории государства и права Мурманского арктического государственного института (МАГУ). Мурманск, Российская Федерация, e-mail: vnvvctr@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Victoria A. Ivanova, PhD student of Murmansk Arctic State University (MA-SU). Murmansk, Russian Federation, e-mail: vnvvctr@mail.ru

10 Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах». [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/7b41187c0aea44 84474afb302d5a9f3f43b63d5b/

11 Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №4,2020 Проблемы экономики и юридической практики

ISSN 2712-7605 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.