УДК 340.5
С.А. Кузнецов2, С И. Нагих1'2*
1 Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия. 125047 Москва, Миусская пл., 9
2 Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации, Москва, Россия. 117638 Москва, ул. Азовская, д. 2, корп.1
*е-шаП: [email protected]
ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ФРАНЦИИ В ХХ ВЕКЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В представленной статье исследуется проблема правового регулирования деятельности разведывательных служб Франции. Сложность этого вопроса обусловлена характером и функциями этих служб. В работе отмечается тенденция постепенного введения элементов правового регулирования за деятельностью разведывательных служб во Франции. Однако, специфика регламентации разведки сохраняет оперативные способы регулирования со стороны органов исполнительной власти.
Ключевые слова: разведывательные службы разведывательной службы; правовое регулирование.
Разведывательная служба - это специальная организация для ведения действий, связанных со сбором и защитой информации. Она используется с целью получения данных, обеспечивающих стратегическое преимущество над противником.
Разведслужба во Франции - опора для государственного строя, но, как правило, методы, которые она использует, не являются законными. Поэтому перед государственными лидерами Франции всегда остро стоит вопрос о прямом или косвенном руководстве ею. При прямом подчинении осуществлять руководство разведслужбой легче, однако, в случае её провала, Президент рискует потерять доверие союзников. При косвенном руководстве, разведслужба находится в подчинении военного министерства, вследствие чего, контроль за ее деятельностью со стороны Президента ослабевает. Но в случае провала Президент не теряет своего авторитета, так как политической ответственности за неверно принятые решения формально он не несет.
Поскольку деятельность разведслужб, направленная на противника, подвержена изменению направления вектора
внешнеполитической конъюнктуры, то именно этими обстоятельствами, прежде всего, обусловлено реформирование и реорганизация современных разведывательных органов Франции.
Центральное бюро разведки и действия. В
июне 1940 года, Франция была полностью оккупирована, и на ее территории установился нацистский режим и возникновение современной службы французской разведки связано с деятельностью французского движения Сопротивления и организацией «Сражающаяся Франция», которая базировалась в Лондоне под руководством генерала Ш. де Голя.
Франции; эволюция организационной структуры; реформа
1 июля 1940 года генерал Шарль де Голь поручил капитану инженерных войск и профессору фортификации академии Сен-Сир, Андре Деваврену (псевдонимом «Пасси»), создать оперативную Службу разведки (СР). Первоначально у этой службы отсутствовал агентурный аппарат, специалисты, средства связи, оружие и транспорт. Вероятно, ни одна разведывательная служба нового времени не создавалась в столь экстремальных условиях, да еще и за пределами оккупированной противником собственной страны.
Несмотря на финансовые сложности Пасси, в сентябре 1940 года, создает собственную Службу безопасности, предназначенной для решения внутренних контрразведывательных вопросов, а июле 1941 года Секцию действия, которая стала заниматься подрывной деятельностью. Секция разделялась на политическое и военное отделения, в ней имелись также службы эвакуации, кодов и шифров, подсекция разведки и архив. Ее оснащение, как и справочно-информационный аппарат, оставались крайне скудными. Практически эти проблемы можно было решить, лишь объединив усилия диверсионной и разведывательной ветвей, и в декабре 1941 года Пасси разработал проект создания такой единой службы, включив в нее секции разведки, диверсий и контрразведки. Новая организация называлась Bureau central de renseignements et d'action (Центральное бюро разведки и действия - БСРА ). Уже в октябре 1943 года БСРА, было реорганизовано в Генеральный директорат специальных служб и переведено в ведение военного министерства, а в 1944 году, в Генеральный директорат по исследованиям и анализу.
На протяжении четырех лет эти службы эффективно вели работу на оккупированной
территории Франции. Заключительным успехом было осуществление плана «Оверлорд», который включал в себя зеленый план (саботаж немецких железных дорог), красный план (уничтожение немецких складов боеприпасов), черный план (уничтожение немецких топливных складов). Это позволило практически беспрепятственно высадиться союзникам в Нормандии. К тому же, благодаря успеху французских спецслужб, их глава, Шарль де Голль, укрепил свои позиции в глазах союзников.
Служба внешней документации и контрразведки. С августа 1944 года Ш. де Голль, в должности Председателя Совета Министров -временного правительства освобожденной Франции проводит реформу и создает новую специальную разведслужбу - Service de documentation extérieure et de contre-espionnage (Служба внешней документации и контрразведки - СДЕК). Эта реорганизация имела не только структурно-организационные цели, но поставила перед разведкой иные задачи. Ключевые цели у внешней разведки Франции заключались в борьбе против СССР и других государств мировой социалистической системы, с международным коммунистическим и рабочим движением в капиталистических и развивающихся странах и с национально-освободительным движением
народов колониальных и зависимых стран. Кроме того функции этой службы охватывали и разведывательную деятельность в
капиталистических странах.
Глава СДЕК - генеральный директор, находился в прямом подчинении у премьер-министра. Центральный аппарат СДЕК был более разветвлен, чем у ее предшественницы. Туда входили следующие оперативные подразделения: кабинет генерального директора; управление разведки; отдел военно-морской разведки; служба особых операций; управление научно-технической разведки; служба действия; служба "психологической войны"; центр по изучению материалов и обстановки; служба безопасности; техническая и архивная службы; центр подготовки кадров; психотехническая служба.
Первую крупную операцию СДЕК провела в Индо-Китайской войне. В декабре 1946 года, под руководством СДЕК была организована так называемая Смешанная воздушно-десантная группа, которая на протяжении всей войны выполняла различные задачи, в том числе, организация сопротивления национальных меньшинств против коммунистического Вьетнама. Для финансирования операции был поставлен под контроль нарко-трафик в Сайгоне. А в 1954 году собирались разведданные о дислокации вьетнамских войсках вокруг г. Дьенбьенфу, где произошло решающее сражение между вьетнамцами и французами, положившее начало процессу деколонизации. Основной причиной поражения французских вооруженных
сил при Дьенбьенфу была десинхронизация действий армии и разведслужбы.
Сразу же после событий в Азии, в Алжире вспыхнуло национально - освободительное движение. Перед СДЕК стояла задача ограничить поставки оружия в Алжир. Для этого учреждается Отдел исполнения. Основной целью этого органа была ликвидация членов фронта Национального освобождения Алжира, лиц, финансирующих его деятельность и поставщиков оружия. Эта группа работала под прикрытием тайной преступной организации «Красная рука». К 1961 году торговля оружием пошла на спад, но СДЕК продолжала ликвидации, в том числе граждан Франции, на территории Франции, что не могло остаться не замеченным, вновь избранным Президентом Ш. де Голлем. В 1962 году де Голль передал СДЕК в ведение военного министерства, сделав его компетентным только в военных вопросах.
В период с 1962 по 1969 год СДЕК провела ряд операций, с целью укрепить французское влияние в странах третьего мира, где интересы Франции пересекались с другими государствами. Доверие союзников к СДЕК было подорвано, в связи с похищением участника национально-освободительного движения Марокко Махди Бен-Барка, а так же в связи с подозрениями, что агенты КГБ проникли в ее ряды.
К приходу к власти, в 1969 году, Жоржа Помпиду, СДЕК находилась в глубоком кризисе. В отличие от де Голля для Ж. Помпиду разведслужбы были чем-то чуждым, поэтому он считал, что СДЕК следует упразднить или реформировать, доверив управление человеку, способному ее удерживать в «железном кулаке». Таким человеком был Александр де Маранш, который уже в первый день после своего назначения проводит глобальную чистку в рядах СДЕК, уволив 60 сотрудников. Не доверяя разведслужбам, Ж. Помпиду старался не использовать их как инструмент во внешней политике, поэтому в период его правления СДЕК крупных операций не проводила. Аналогичную позицию по отношению к разведслужбам занимал и следующий Президент Франции В. Жискар Д'Эстен, так же не доверял разведслужбам, хотя при нем был успешно проведен ряд операций, направленных против коммунистических режимов в Африке: в Анголе (1975 год), в Бенине и Заире (1977 год). Как видно из приведенных фактов, СДЕК была оружием для борьбы исключительно против коммунистов и коммунистических режимов. В 1981 году Президентом Франции становится социалист Франсуа Миттеран, что означало появление в его правительстве министров, придерживающиеся левых взглядов. Следсвием этого явилась отставка главы СДЕК Александра де Маранш, ярого анти-коммуниста, а разведслужба, созданная для борьбы с социалистическим лагерем подлежала очередному реформированию.
Генеральный директорат внешней безопасности. В соответствии с указом президента от 2 апреля 1982 года Direction générale de la Sécurité extérieure (Генеральный директорат внешней безопасности - ДГСЕ ) заменял ранее существовавшую Службу внешней документации и контрразведки.
Главой разведслужбы становиться Пьер Марион, а ее задачи впервые были отражены в статьях D3126-1 и D3126-4 кодекса обороны Франции. В них указано, что миссия ДГСЕ «заключается в тесном сотрудничестве с другими соответствующими организациями, в поиске и использовании информации, относящейся к безопасности Франции, а также в выявлении и предотвращении за пределами национальной территории шпионской деятельности,
направленной против интересов Франции». Реорганизация разведслужбы привела к формированию государственного органа, функционально соответствующего современным требованиям разведки, как по стоящим перед ним задачам, так и по организационной структуре. Хотя это не уберегло ДГСЕ от провала ряда крупных операций и международных скандалов: в 1983 году в Бейруте, операция «Сатана» в Иране, о также взрыв судна экологической организации «Гринпис» «Воин радуги» в Новой Зеландии 10 июля 1985 года. Именно последний провал вызвал сильный диссонанс в обществе и повлек за собой отставки министра обороны Франции и генерального директора ДГСЕ.
Разрушение биполярного мира с конца 80-х годов ХХ века, потребовало очередной реорганизации службы разведки, структура которой была выстроена для борьбы с коммунистами. Премьер-министр Мишель Рокар лично занимается реформированием Генерального Директората, деятельность которого направлена на борьбу с международными террористическими организациями и нежелательными с точки зрения Правительства Франции государственными режимами. ДГСЕ успешно проводит ряд операций в Войне в Персидском заливе (вторжение Саддама Хусейна в Кувейт), поддерживает военный переворот в Алжире (1991), осуществляет поимку террориста Ильич Рамирес Санчеса (1994). Таким образом, характер деятельности французских разведслужб, обусловленный исключительными интересами государства, вынуждает использовать зачастую
противозаконные методы работы, которые заключаются в незаконном сборе информации, саботаже, физической ликвидации неугодных лиц и пр. Поэтому, как свидетельствуют приведенные выше факты регламентация их деятельности носила долгое время исключительно оперативный характер. Только в последнее время раздаются голоса поставить разведывательную деятельность под более четкий правовой контроль. Начало этому процессу положено соответствующими положениями действующего Военного кодекса Франции.
Кузнецов Сергей Александрович, студент 1-ого курса РПА Минюста России, Россия, Москва
Нагих Сергей Иванович, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Kuznetsov Sergei Aleksandrovich2, Nagikh Sergei Ivanovich1,2
1 D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.
2 The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice, Moscow, Russia.
*e-mail: [email protected]
REGULATORY HISTORY INTELLIGENCE SERVICES FRENCH XX CENTURY
Abstract
The presented paper investigates the problem of the legal regulation of the intelligence services of France. The complexity of this issue is due to the nature and functions of these services. In this paper, there is a trend of gradual introduction of elements of the legal regulation of the activities of the intelligence services in France. However, the specific regulatory of the intelligence retains operational methods of regulation by the executive authorities.
Key words: French intelligence services; evolution of organizational structure; reform of the intelligence services; legal regulation.