Научная статья на тему 'История права Китая в имперский период: к вопросу о предтече религиозного права'

История права Китая в имперский период: к вопросу о предтече религиозного права Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Китай / империя / китайское право / конфуцианство / легализм / Ancient China / empire / Chinese law / confucianism / legalism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анжела Курбановна Халифаева, Алимурад Агавердович Шахвердиев, Мурад Магомедович Абдуразаков

Статья посвящена в целом отдельным аспектам истории права Древнего Китая. Актуальность темы статьи обусловлена предпринятой в ней попыткой выявления закономерностей в рассматриваемой совокупности исторических фактов, образующих историю развития государственности и права Древнего Китая, в ключе формирования представлений о наличии между ними системы причинно-следственных взаимосвязей. Авторы стремятся выяснить, насколько характер внешних отношений китайского государства определялся его постоянно меняющимися внутренними системами права, и наоборот. Авторами рассматривается эволюция периодов китайского права на конкретных исторических примерах. В качестве такового особенно интересна история имперского периода развития китайского права. В результате настоящая статья может послужить базой как для новых теоретических исследований проблематики истории китайского права, так и для преподавания дисциплин историко-правового и государственно-правового цикла в юридических вузах. В этом ее научно-практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of Chinese law in the imperial period: on the question of the forerunner of religious law

The article is devoted in general to certain aspects of the history of the law of Ancient China. The relevance of the topic of the article is due to the attempt made in it to identify patterns in the considered set of historical facts that form the history of the development of statehood and law of Ancient China, in the key of forming ideas about the existence of a system of cause-and-effect relationships between them. The authors seek to find out to what extent the nature of the external relations of the Chinese state was determined by its constantly changing internal legal systems, and vice versa. The authors consider the evolution of the periods of Chinese law on specific historical examples. As such, the history of the imperial period of the development of Chinese law is particularly interesting. As a result, this article can serve as a basis for new theoretical studies of the problems of the history of Chinese law, as well as for teaching the disciplines of the historical-legal and state-legal cycle in law schools. This is its scientific and practical significance.

Текст научной работы на тему «История права Китая в имперский период: к вопросу о предтече религиозного права»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 343

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-179-182 EDN: https://elibrary.ru/whgnmu NIION: 2015-0066-6/23-875 MOSURED: 77/27-011-2023-06-074

Анжела Курбановна Халифаева1, Алимурад Агавердович Шахвердиев2, Мурад Магомедович Абдуразаков3

1,2,з Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 halifaeva@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена в целом отдельным аспектам истории права Древнего Китая. Актуальность темы статьи обусловлена предпринятой в ней попыткой выявления закономерностей в рассматриваемой совокупности исторических фактов, образующих историю развития государственности и права Древнего Китая, в ключе формирования представлений о наличии между ними системы причинно-следственных взаимосвязей. Авторы стремятся выяснить, насколько характер внешних отношений китайского государства определялся его постоянно меняющимися внутренними системами права, и наоборот. Авторами рассматривается эволюция периодов китайского права на конкретных исторических примерах. В качестве такового особенно интересна история имперского периода развития китайского права. В результате настоящая статья может послужить базой как для новых теоретических исследований проблематики истории китайского права, так и для преподавания дисциплин историко-правового и государственно-правового цикла в юридических вузах. В этом ее научно-практическое значение.

Ключевые слова: Древний Китай, империя, китайское право, конфуцианство, легализм

Для цитирования: Халифаева А. К., Шахвердиев А. А., Абдуразаков М. М. История права Китая в имперский период: к вопросу о предтече религиозного права II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 179-182. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-179-182. ЕБ№ ^вКМи.

Anzhela К. Halifaeva1, Alimurad A. Shakhverdiev2, Murad М. Abdurazakov3

1.2.3 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 halifaeva@yandex.ru

Abstract. The article is devoted in general to certain aspects of the history of the law of Ancient China. The relevance of the topic of the article is due to the attempt made in it to identify patterns in the considered set of historical facts that form the history of the development of statehood and law of Ancient China, in the key of forming ideas about the existence of a system of cause-and-effect relationships between them. The authors seek to find out to what extent the nature of the external relations of the Chinese state was determined by its constantly changing internal legal systems, and vice versa. The authors consider the evolution of the periods of Chinese law on specific historical examples. As such, the history of the imperial period of the development of Chinese law is particularly interesting. As a result, this article can serve as a basis for new theoretical studies of the problems of the history of Chinese law, as well as for teaching the disciplines of the historical-legal and state-legal cycle in law schools. This is its scientific and practical significance.

Keywords: Ancient China, empire, Chinese law, confucianism, legalism

For citation: Halifaeva A. K., Shakhverdiev A. A., Abdurazakov M. M. The history of Chinese law in the imperial period: on the question of the forerunner of religious law. Bulletin of economic security. 2023;(6):179-82. (InRuss.). https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-179-182. EDN: WHGNMU.

Состояние китайского государства обладает своим и законодательства также возвращаются к объяснению собственным видом долголетия. Учитывая это обстоя- определенных и общих аспектов, связанных со стабиль-тельство, все исследования китайского правительства ностью этой модели: способствовали ли они этой ста© Халифаева А. К., Шахвердиев А. А., Абдуразаков М. М., 2023

История права Китая в имперский период: к вопросу о предтече религиозного права

Original article

The history ofChinese law in the imperial period: on the question ofthe forerunner ofreligious law

бильности и, следовательно, процветали вместе с ней, или препятствовали ей и, следовательно, изменились или умерли.

Китайское законодательство датируется по меньшей мере 5000 годами до времен династии Ся, хотя о законе того времени известно мало. С первых дней своего существования китайские законы были строгими, а наказания суровыми: ву син, как говорят, относится к тем ранним временам, представлял собой пять уголовных наказаний, которые включали в себя гравировку названия преступления на лбу преступника и нанесение увечий гениталиям преступника. Чтобы изучить причины этого, необходимо обратиться к древнему Китаю, чтобы взглянуть на закон в его социальном контексте, а затем изучить, как он менялся - или не смог измениться - до наших дней. История права Китая делится на три периода: имперский, поздняя династия Цин и республиканский, и коммунистический.

Чтобы понять юриспруденцию в имперском Китае, необходимо понимать, что из-за отсутствия крупного организованного религиозного сектора (сравнимого с христианством и исламом на Западе) юриспруденция развивалась главным образом как средство социального контроля над народом со стороны императора и центрального правительства. Считается, что ранняя династия Шан имела сильную концепцию религии и Бога, которая затем была обезличена династией Чжоу и превратилась в понятие уважения к власти.

Одной из характерных черт истории права Китая является напряженность между двумя школами мысли - легализмом и конфуцианством. Интересно, что когда западный человек думает об имперском китайском законодательстве, он или она, вероятно, представляет себе систему строгих законов и суровых наказаний; однако, когда западный человек думает о китайской философии, вероятно, первым приходит на ум конфуцианство. Оба они являются типичными для китайского права; однако они во многом противоположны друг другу. Можно сказать, что конфуцианство приобрело известность благодаря крайностям законничества. Ниже приводится обсуждение этих двух философских школ.

Следует иметь в виду, что, хотя закон как набор обязательных правил поведения может быть вполне приемлемым определением права для жителя Запада, рассматривая Китай, необходимо смотреть шире. Нормы социального поведения и правила морали должны быть включены в определение закона, чтобы понять различие ме^ду легализмом и конфуцианством.

Философы-законники Древнего Китая придерживались мнения, что природа человека, по сути, эгоистична и что при отсутствии строгих законов общество погрузится в хаос в результате того, что каждый человек будет стремиться увеличить свое собственное благосостояние за счет других. Для законника ... власть правителя и бюрократическая структура являются ключами к управлению страной. С законом в обществе воцарится мир; без закона общество будет в смятении [3, с. 212-222].

Шан Ян, известный ученый-законник третьего века до нашей эры, писал, что закон - это авторитетная сила народа и ключ к управлению. Мудрый правитель должен, так сказать, обозначать верховенство закона и действовать в соответствии с законом, чтобы страна расширялась, армия была сильной, а правителя почитали. Это довольно хорошо согласуется с идеями Томаса Гоб-бса в западной правовой традиции, который писал, что «в течение того времени, когда люди живут без общей власти, которая держала бы их всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной...» [1,с. 142].

Закон, строгий свод правовых норм с суровыми наказаниями, воплощает дух законничества. Говорят, что оно восходит ко временам династии Ся (около 2000 года до н.э.), при которой у син было пять уголовных наказаний. Они включали в себя разрезание лиц или гениталий преступников. Интересно, что «преступления», за которые были назначены эти наказания, возможно, определялись обычаем или социальной нормой; сам закон, по-видимому, был больше озабочен наказанием в соответствии с истинно законническим духом удержания населения под контролем.

Законничество было философией, которая позволила Цинь Шихуанди объединить Китай в 221 году до нашей эры. Его тринадцатилетняя династия сегодня признана самым грубым и тираническим правительством, которое когда-либо существовало в Китае. Хотя Шан Ян писал, что император должен править «в соответствии с законом», в легалистской философии не существовало истинной концепции «прав»: закон определялся как повеление императора, а единственным «правом» было право императора править. Династия Цинь была ответственна не только за объединение Китая, но и за «суровые наказания и... циничное использование террора... за то, что породил первого великого тирана, за сожжение книгиубийство интеллигенции» [2, с. 11-12].

Центральный контроль в императорском Китае так и не достиг такой степени после падения династии Цинь в 208 году до н.э., более поздние династии сохраняли сильное центральное правительство, суровость законничества была в некоторой степени смягчена философией конфуцианства.

Хотя, возможно, банально отличать конфуцианство от законничества на основе различных представлений о моральных способностях человека, верно, что конфуцианство признавало, что люди обладают способностью отличать правильное от неправильного и что «зло в человеке культивируется плохой окружающей средой или внешними влияниями», где законник придерживается на строгих правилах и суровых наказаниях, призванных держать людей в узде, конфуцианский ли - это моральный кодекс, который утверждает, что: поскольку природа людей добра, правонарушителей можно было бы научить стыду и порядочности и, следовательно, перевоспитать с помощью образования и морального убеждения» [6, с.29].

JURISPRUDENCE

Сам Конфуций жил в конце династии Чжоу (около 500 г. до н. э.) и писал - в манере Платона - о... воображаемой, идеализированной версии социальных и политических институтов начала династии Чжоу, за полтысячелетия до его собственного времени. В этой модели каждый рождался в четко определенном социальном классе или касте и имел обязательства соответствовать своему статусу. Люди на всех уровнях общества вели себя корректно по отношению к начальникам и подчиненным.

В своей самой чистой форме конфуцианство решительно выступало против писаного, жесткого закона.

В третьем месяце жители штата Чэн изготовили металлические котлы, на которых были начертаны законы, касающиеся наказания за преступления. Шу Сян написал в Цзы-Чхан [Кунсун Чхиао, премьер-министр Чэна], говоря: «Раньше, господин, я брал вас за образец. Теперь я больше не могу этого делать.... Когда люди знают, что существуют законы, регулирующие наказания, у них нет уважительного страха перед властью. Просыпается дух тяжбы, взывающий к букве закона и верящий, что дурные поступки не подпадают под его положения.... господин, я слышал, как говорили, что у государства больше всего законов, когда оно вот-вот погибнет».

Ли регулировал семейные отношения, приравнивая уважение членов семьи к отцу (сыновнее благочестие) к уважению подданных к императору. Одним из следствий этого было то, что ни власть отца, ни власть императора не могли быть узурпированы, поэтому не было возможности для формирования какой-либо формы парламента или другого законодательного органа, разделяющего власть. Другим следствием было то, что, поскольку не все люди считаются равными, к ним нельзя относиться одинаково. Следовательно, хотя конфуцианские идеалы не были включены в законы до тех пор, пока династия Хань не начала делать это примерно с первого века до нашей эры, это было лишь естественной конечной точкой.

Несколько столетий спустя закон позволил бы родителям убить непослушного и неуважительного сына, поскольку правитель мог казнить непокорных подданных, а хозяин - раба, который сопротивлялся наказанию.

Одним из важных конфуцианских дополнений к уголовному праву, которое сохранялось вплоть до республиканских времен, было положение о том, что преступник, который добровольно сознался до того, как преступление было расследовано, получит более мягкое наказание: добровольное признание, рассматриваемое как признание правонарушения и, следовательно, морали, вознаграждалось. Заметим, что современная система наказания это тоже учитывает.

При династии Хань ли стал кодексом, по которому должны были жить люди, в то время как закон оставался инструментом центрального правительства и строгого наказания. Цзинь И, ученый-конфуцианец второго века до нашей эры, писал, что ли может предотвратить греховность до того, как она совершится, но закон может

наказать за зло после того, как оно совершилось. Следовательно, закон (фа) должен использоваться для обуздания зла, в то время как ли... воспитывает людей, добродетель и доброжелательность, в то время как наказание наказывает за мерзости.

В то время как и фа, и ли были смешанными законами, содержащими гражданские и уголовные положения, большая часть того, что было оговорено, была аналогична законам, защищающим «королевский покой», в западных терминах, то есть деликт и преступление. Китай был самым высокоразвитым административным государством в мире, а бюрократия и закон были имперскими инструментами, используемыми для контроля над населением. Однако, поскольку судебный процесс был суровым, большинство людей предпочитали по возможности избегать судов. В то время как магистраты и судьи были обязаны рассматривать дела в соответствии с законом, у них было очень мало свободы действий. Единственными юристами были государственные чиновники-специалисты по правовым вопросам. На самом деле, частная практика юристов была незаконной.

Участие в подготовке исковых заявлений для кого-либо, кроме близкого родственника, являлось уголовным преступлением; и даже если специалист по судебным разбирательствам был невиновен в других преступлениях, таких как взяточничество, запугивание свидетелей или искажение фактов по делу, он все равно подлежал порке и изгнанию просто за то, что занимался своей профессией.

Возможно, из-за такого уклонения от судов и правовой системы сфера торговли и контрактов подвергалась очень слабому имперскому регулированию. Более ранние династии пытались в определенной степени контролировать торговлю (например, устанавливали цены и оговаривали, где можно покупать и продавать товары), но контракты были чисто частными соглашениями между отдельными лицами. Тем не менее, из-за морального кодекса ли, большая часть взаимодействия в этой области зависела от слова и чести сторон. Контракты были в основном бессрочными, и споры очень редко рассматривались в судебном порядке.

Таким образом, у Конфуция нет самостоятельного учения о законе, его основное учение - о ритуале («ли»). Ритуал для Конфуция есть единственно верное средство решения проблем, связанных с консолидацией общества. Предки, как считал Конфуций, не особенно нуждались в законах, для того чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Только постоянство делает существование мира возможным, а значит повторение веками отлаженных и выверенных древними действий, следование тому, что делало их сильными, справедливыми, гармоничными - вот известный путь к порядку.

Установления верховенства закона в древнекитайском праве, проводимое легистами, можно охарактеризовать как революционное. При той роли, которую Леги-сты отводили закону, необходимо было низвергнуть все иные регуляторы, отмести их на второй план. Способ-

ствуя одной цели - усилению роли государства - они отводили закону самое главное нормативное-регулятивное значение и, согласно представлению легистов, государство, будучи монополистом в законодательстве, в силу исторической объективности должно было стать монополистом в установлении базовых нормативных регуляторов в обществе.

Библиографический список

1. Гоббс Т. Левиафан. М., 1963.

2. Гунву В. Власть, права и обязанности в китайской истории. Сингапур, 1979.

3. Караев Э. Т. Ранний легизм и его место в китайской социально-политической и правовой мысли // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук в СУНЦ МГУ имени М. В. Ломоносова : альманах. М. : ООО «МАКС Пресс», 2021.

4. Сангаджиев Б. В. Роль закона в учении древнекитайских легистов и в становлении первого централизованного государства в Китае: специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Б. В. Сангаджиев ; Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Ростов н/Д, 2004. 160 с.

5. Толстых Н. В. Периодизация истории древнего Китая // Cognitio Rerum. 2023. № 2. С. 27-30.

6. Холлидей Н. Китайская история и современное право. Шанг-Хай, 1998.

Bibliographic list

1. Hobbes Т. Leviathan. М., 1963.

2. Gongwu V. Power, rights and duties in Chinese history. Singapore, 1979.

3. Karaev E. T. Early legalism and its place in Chinese socio-political and legal thought // Actual problems of teaching humanities at the SUNC of Lomonosov Moscow State University : Almanac. M. : MAX Press LLC, 2021.

4. Sangadzhiev В. V. The role of law in the teaching of ancient Chinese legists and in the formation of the first centralized state in China : specialty 12.00.01 «Theory and history of law and state; history of the teachings of law and state» : dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences / В. V. Sangadzhiev ; North Caucasus Research Center of Higher School. Rostov-on-Don, 2004. 160 p.

5. Tolstykh N. V. Periodization of the history of ancient China // Cognitio Rerum. 2023. № 2. P. 27-30.

6. Holliday N. Chinese History and Modern Law. Shang-Hai, 1998.

Информация об авторах

А. К. Халифаева - профессор кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор;

А. А. Шахвердиев - магистрант кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета;

M. М. Абдуразаков - магистрант кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета.

Information about the authors

А. К. Halifaeva - Professor of the Department of History of State and Law of the Dagestan state University, Doctor of Legal Sciences, Professor;

A. A. Shakhverdiev - Master's student of the Department of History of State and Law of the Dagestan state University;

M. M. Abdurazakov - Master's student ofHistory of State and Law of the Dagestan state University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.10.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 13.12.2023.

The article was submitted 16.10.2023; approved after reviewing 15.11.2023; acceptedforpublication 13.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.