ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ
А. Толопченко, И.Д. Черноусова, к.ф.н., ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России
Под пожарной техникой принято понимать технические средства, применяемые для помощи, а также защиты человека, имущества и природы от огня. Основным видом пожарной техники является пожарная машина. В пожарную технику также входят станции пожаротушения, пожарные щиты, сигнализации, огнетушители, пожарные гидранты, пожарные лестницы, пожарные стволы и оборудование, служащее для транспортировки средств пожаротушения к очагу возгорания.
Идея создания автомобиля появилась одновременно с появлением паровой машины. В 1769 г. французский инженер Кюно создает первый паровой автомобиль, скорость передвижения которого составляла 5 км/час. В 1858 г. фирмой «Ковель-Йорск» создается первый паровой пожарный автомобиль. Внешний вид его напоминал паровоз. Обслуживало его 2 человека, один их которых непосредственно управлял движением, а другой следил за работой паровой машины. Производительность парового поршневого насоса составляла 5 тыс. л/мин при давлении 5 атм. Уже следующие разработки позволили повысить производительность насоса до 6 тыс. л/мин. Первые пожарные автомобили оказались крайне неудобными. Дело в том, что для поднятия давления пара до 10-12 атм. затрачивалось 10-15 минут. Поэтому для обеспечения постоянной готовности к выезду необходимо было все время поддерживать давление пара в котле до 4-6 атм. Кроме того, они передвигались с малой скоростью и выезжали на пожар после конного обоза. Начальник пожарной команды г. Неаполя, характеризуя опыт использования автомобилей, отмечал, что «автомобили не могут при своем теперешнем устройстве заменить лошадей. Конная тяга удовлетворяет нас. Несколько хороших лошадей могут использоваться 12 - 14 лет. Нам нужна сила, перевозящая примерно 3 тонны на экипаж, быстрота передвижения и немедленное действие насоса на месте; ни один из автомобилей не отвечает подобным условиям». И, как отмечали специалисты, прибытие такой техники через 15 - 20 минут после развития пожара оказывалось бесполезным - команда приезжала на пепелище. Но гениальный русский изобретатель А. Шпаковский, изобретает на своем заводе паровую машину (локомобиль Шпаковского) с распылением жидкого топлива при сжигании его в топке парового котла. Таким образом, первая в мире форсунка была использована в пожарной технике. Производительность насоса локомобиля составляла 50 ведер воды в минуту, а его полный вес - 20 пудов. Расход скипидара - около 12 л/час. Максимальная производительность достигалась через 3 - 4 минуты после начала работы. Дальность действия водяной струи составляла более 30 м. Стоил локомобиль 2 тыс. рублей, а
его экипаж состоял из трех человек. Идея Шпаковского оказалась плодотворной. Подобные насосы получили распространение во всем мире.
В России в 1904 году на заводе акционерного общества «Лесснер» был создан первый пожарный автомобиль. Он имел двухцилиндровый двигатель мощностью до 15 л.с., весил 1150 кг и развивал скорость до 25 вёрст в час, в этом же году по заказу Петербургской пожарной охраны фирма «Фрезе и Ко» построила пожарный автомобиль - линейку на 10 человек. В 1907 году Москвичи стали свидетелями события, которое долго служило предметом пересудов. И не удивительно: в те времена машины были явлением не частым, а тут — форменная диковинка — по улице на боевой выезд промчался автонасос-линейка Мясницкой части. Рядом с шофером важно восседал брандмейстер. На платформе примостились пожарные, один из них бил в начищенный колокол. Сбоку красовалась надпись: «Завод Густава Листа». Правда, в Москве был изготовлен лишь кузов. Двигатель и ходовую часть для первого автомобиля столичной команды фабрикант выписал из Германии. Следом в клубах синего дыма бежали восхищенные мальчишки. На пожаре обыватели не столько тушение наблюдали, сколько глазели на необычный экипаж.
К шестнадцатому году огнеборцы Москвы располагали тринадцатью машинами. Из них лишь три имели на вооружении насосы небольшой мощности. Остальные представляли собою механизированные выездные линейки. Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных труб. Мощность паровых насосов была 11-30 кВт. Это позволяло при напоре до 15 м обеспечивать подачу воды 750-2250 л/мин. В 1913 году Рижским Балтийским вагонным заводом изготовлен первый отечественный пожарный автомобиль, а к 1917 г. в стране их количество составляло около 10 пожарных автомобилей.
Сегодня пожарная машина - это автомобиль на колесном шасси, оборудованный техническими средствами и агрегатами для хранения и подачи огнетушащих средств, выполнения специальных работ на пожаре и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожаров в соответствии с его функциональным назначением. Однако прежде чем было доказано, что машине с бензиновым двигателем трудно найти альтернативу, пожарная техника прошла достаточно долгий путь эволюции — от простейшего парового насоса до совершенного пожарного автомобиля с бензиновым двигателем. И этот путь измерялся не одним десятилетием.
В настоящее время мы наблюдаем превосходные пожарные автомобили, оснащённые уже дизельными моторами, которые значительно мощнее бензиновых. Современные пожарные машины изготовляются по передовой модульной технологии, позволяющей быстро создавать новые варианты по требованиям заказчика. Пожарная охрана не стоит на месте, она идёт в ногу со временем, и позволяет тем самым людям чувствовать себя защищёнными от пожаров и стихийных бедствий.