Научная статья на тему 'История повседневности в произведениях монументального и прикладного искусства: несколько штрихов к картине мира жителей древнегреческих колоний'

История повседневности в произведениях монументального и прикладного искусства: несколько штрихов к картине мира жителей древнегреческих колоний Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старкова Н. Ю., Бондарева Е. О.

Рец. на: Скржинская М.В. Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья. Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2010. 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Старкова Н. Ю., Бондарева Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История повседневности в произведениях монументального и прикладного искусства: несколько штрихов к картине мира жителей древнегреческих колоний»

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Обзоры. Рецензии

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МОНУМЕНТАЛЬНОГО И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К КАРТИНЕ МИРА ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ КОЛОНИЙ

(Рец. на: Скржинская М.В. Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья. Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2010. 324 с.)

История повседневности представляет собой на сегодняшний день, пожалуй, одну из самых приоритетных областей исторического знания. Новые данные в этой сфере дают нам сведения для составления все более полной картины мира людей ушедших эпох. В первую очередь историки решали эту проблему с помощью письменных источников. Однако материальные источники, прежде всего произведения искусства и предметы быта, дают не менее ценные, а порой и незаменимые знания. Анализу именно этого типа источников посвящена книга Марины Владимировны Скржинской «Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья».

Как можно судить по названию, география исследования автора охватывает греческие колонии на северном побережье Черного моря: Тира, Ольвия, Боспор, Херсонес. Удаленные от своих метрополий, эти города-государства, тем не менее, были связаны с ними тесными политическими, экономическими и культурными связями. Поэтому поступавшие на этот край древнегреческой Ойкумены предметы повседневности (богато украшенные изображениями на различные сюжеты) являлись своеобразной энциклопедией жизни остальной Греции. М.В. Скржинская, основываясь на произведениях изобразительного искусства, как привозных, так и аутентичных, раскрывает малоизученные пока вопросы религиозной, культурной и гендерной истории Северного Причерноморья.

Стоит отметить, что язык, на котором «говорят» с нами памятники изобразительного искусства, чрезвычайно сложен. Сама автор отмечает, что данные, полученные после их анализа, могут быть неполными из-за неравномерной сохранности [2. С. 270]. Однако М.В. Скржинская дополняет полученную картину сведениями из литературных и эпиграфических источников. Явное преимущество автора состоит в том, что как археолог и историк она использует комплексный подход к проблеме -залог качественного исторического исследования. Стоит заметить, что М.В. Скржинская не грешит «описательностью» и склонностью к сухому подсчету артефактов, присущими многим археологам. Письменные источники не дополняют археологические данные, они выступают здесь на равных. Этот симбиоз и помогает достичь того, что мы называем исторической правдоподобностью.

Книга содержит в себе сразу несколько тем, на первый взгляд разрозненных, но отвечающих проблематике изучения мировоззрения древних греков. М.В. Скржинская называет их «очерками, раскрывающими мало изученные стороны повседневной, культурной и религиозной жизни в античных городах Северного Причерноморья» [2. С. 5]. Каждая глава сопровождается подробным каталогом памятников искусства, рассмотренных автором - их насчитывается несколько сотен. Завершается книга подборкой изображений, иллюстрирующих каждую главу. Использованная автором литература охватывает произведения выдающихся отечественных антиковедов, таких как С.А. Жебелев, В.Д. Блаватский, В.Ф. Гайдукевич, В.П. Яйленко, С.Ю. Сапрыкин, Н.А. Молева, Ю.В. Андреев.

Первая глава посвящена религиозным ритуалам в повседневной и праздничной жизни. Акцент сделан именно на ритуалах, которые греки совершали ежедневно у домашних и общегородских алтарей. На основе археологических находок и надписей автором прослеживается сакральная жизнь жителей колонии от самого момента ее основания. Анализируя изображения на ритуальных сосудах, свинцовых пластинах, рельефах и т.п. и сопоставляя полученные данные со свидетельствами античных авторов, М.В. Скржинская дает описание различных видов религиозных ритуалов: линеарной и круговой процессии, исполнения гимна богам, культовых плясок и, конечно же, жертвоприношений. Охваченные вопросы ритуальной жизни греков позволяют нам заявить о том, что сакральная сфера исследована автором комплексно. Затронуты не только внешняя атрибутика ритуалов, но и социальная составляющая - жречество, агонотеты.

Роль женщины в жизни городов Северного Причерноморья рассматривается во второй главе книги. Совершенно обоснованно автор вывела в самостоятельные подразделы описание положения гражданок, женщин из неполноправных семей и рабынь. Конечно, источники, дошедшие до нас, не-

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

равномерно освещают представительниц каждой категории. Свободным женщинам из полноправных семей повезло больше остальных: их детальнее всего изображали на сосудах, ставили богатые надгробия с посвящениями. М.В. Скржинская старается дать целостную картину жизни женщины, изучая не только ее права и положение, но и те моменты, которые сопутствуют жизни каждой: свадьба, рождение детей, похороны. Особое внимание уделено участию женщин в религиозных обрядах. Подробное описание дается и женскому туалету, нарядам, украшениям, потому как в этой сфере изобразительные источники просто незаменимы.

Исследуется и роль женщины в политической жизни колоний. Действительно, говоря о женщине в Северном Причерноморье, невозможно обойти вниманием выдающихся боспорских цариц: Ко-мосарию, жену Перисада I, Динамию, внучку Митридата VI Евпатора, Евнику и Элию. Истории этих правительниц выделяются на общем фоне покорных и зависимых женщин, какими хотели их видеть современники. Стоит отметить и широкий круг источников, который использует автор для реконструкции событий, в том числе эпиграфические и нумизматические. Такой же полный обзор делает автор и для других категорий, в которые входят гетеры и рабыни.

Третий очерк посвящен образам вымышленных и реальных народов в изобразительном искусстве. Скифы, пигмеи, эфиопы, амазонки, аримаспы - для жителей колоний все эти народы были частью Ойкумены, имели свой облик, а значит они существовали. Любопытно, что их изображения встречаются намного чаще, чем изображения варваров - персов, фракийцев [2. С. 78]. Да и скифы встречаются на памятниках искусства в основном в архаический период, а затем теряют свою популярность, встречаясь лишь на изделиях, предназначенных для самих скифов [2. С. 95]. М.В. Скржинская не боится затрагивать уже хорошо изученные в науке темы. Например, об амазонках написано не одно исследование, однако к многочисленным известным упоминаниям о женщинах-воительницах у Геродота, Аристея Проконесского, Плутарха и других автор смогла добавить новые штрихи. Так, представление древних греков о внешнем виде амазонок, который в литературе описывается лишь в общих чертах, можно восстановить по изображениям на аттических вазах, вывозившихся в города Северного Причерноморья. Прослеживается и эволюция этого образа - от греческого короткого хитона до расшитого костюма со скифским оружием [2. С. 80-81], что наглядно иллюстрирует выводы И.Е. Сурикова об «удаляющихся амазонках», которые «обитали» все дальше и дальше от центра эллинского мира по мере расширения Ойкумены. Действительно, «следы» пребывания амазонок мифологическая традиция находит от Эвбеи и Беотии до Танаиса и даже Каспия [3. С. 13-39].

В трех последних очерках М.В. Скржинская занимается исследованием роли реальных и вымышленных животных и растений в культуре и религии жителей древнегреческих колоний. Последовательно излагая данные анализа изображений лошади, собаки, петуха, быка, козы, автор обращает внимание читателя на сакральную сторону их образа. Так, в VИ-VI вв. изображения собак, преследующих диких животных, ассоциировались у греков не столько с реальной охотой, сколько служили аллегорией хто-ническому божеству [2. С. 108]. Рассматривая птиц - спутников богов, М.В. Скржинская приводит устоявшиеся ассоциации Афина-сова, Зевс-орел, Аполлон-лебедь, однако почему-то не упоминает спутника Геры - павлина. Также не совсем ясна позиция автора по вопросу о том, каких животных греки считали воплощением божества, а какие просто служили геральдическими символами.

Говоря о месте животных в религиозной жизни древних, невозможно обойти стороной сюжет о жертвоприношениях. В четвертой главе подробно рассматривается эта тема: каких животных выбирали для жертвоприношений, какому божеству они предназначались, как происходил сам ритуал и т.д. Заслуживает внимания упоминание о быке как жертвенном животном для Диониса [2. С. 113]. Дело в том, что отождествление с ним этого животного характерно для архаики, в классическую эпоху эта связь замалчивалась, так как этот миф перестал соответствовать представлениям о божественном [1. С. 113]. Однако М.В. Скржинская сообщает о трех подвесках из Пантикапея, на которых голова быка увенчана плющом - иконографическим Альтер-эго Диониса.

Что касается дикой фауны Северного Причерноморья, то автор особенно подчеркивает важность памятников прикладного и монументального искусства для освещения их роли, так как в письменных источниках упоминаний о них крайне мало [2. С. 116]. Любопытно наблюдение автора за развитием образа льва: в классический период львов на территории Греции уже не было, и их представляли лишь по воспринятой с Востока традиции, о чем свидетельствует изображение львицы с гривой [2. С. 119].

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Главным выводом автора после анализа всех собранных данных является, на наш взгляд, раскрытие местных особенностей в восприятии и изображении вышеперечисленных сюжетов. Каждая из колоний на побережье Черного моря имела свои отличительные черты в почитании богов, излюбленные мифологические сюжеты. Так, изображение грифона редко встречается в Ольвии, но постоянно присутствует на Боспорских памятниках [2. С. 70]. Там же, на Боспоре, особенно прижился сюжет о битве пигмеев и журавлей [2. С. 87-88].

Книга археолога и историка М.В. Скржинской «Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья» заполняет существовавшую до недавнего времени лакуну в историческом знании о Северном Причерноморье. Этот факт тем значительнее, что по истории всей Эллады такого обобщающего труда не существует. На основе такого сложного для интерпретации вида исторического источника, как предметы изобразительного искусства, автор раскрыла малоизученные для Северного Причерноморья темы: положение женщины, религиозные ритуалы, отношение к различным народам и фантастическим существам, диким и домашним животным, растениям. Издание открывает перспективу изучения этих сюжетов путем расширения географии, обобщения полученных данных в общеэллинском масштабе.

* * *

1. Буркерт В. Греческая религия. Архаика и классика / пер. с нем. М. Витковской, В. Витковского. СПб.: Але-тейя, 2004. 584 с.

2. Скржинская М.В. Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья. Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 2010. 324 с.

3. Суриков И.Е. Удаляющиеся амазонки (Гендерная мифология и гендерная география в древнегреческих потес-тарных представлениях) // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. 2009. №17. С. 7-39.

Н.Ю. Старкова, Е. О. Бондарева Удмуртский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.