Научная статья на тему 'АМАЗОНКИ И АРИМАСПЫ в античной литературе и изображениях на памятниках искусства из Северного Причерноморья'

АМАЗОНКИ И АРИМАСПЫ в античной литературе и изображениях на памятниках искусства из Северного Причерноморья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
446
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АМАЗОНКИ И АРИМАСПЫ в античной литературе и изображениях на памятниках искусства из Северного Причерноморья»

М. В. Скржинская

АМАЗОНКИ И АРИМАСПЫ в античной литературе и изображениях на памятниках искусства из Северного Причерноморья

Сочинения древних авторов помогают нам понять смысл многих произведений античного искусства, а последние в свою очередь дают возможность частично воссоздать содержание ряда утраченных фольклорных и литературных произведений. Выразительный пример такого рода представляют сюжеты об амазонках и аримаспах, неднократно вдохновлявшие писателей и художников, начиная с архаического времени.

У греков издавна существовало предание об амазонках, воинственных женщинах, живущих на краю ойкуме-

-

стве лишь в роли рабов, либо вообще обходятся без них, встречаясь изредка с представителями противоположного пола для продолжения своего рода. После рождения детей амазонки оставляют в живых исключительно девочек и воспитывают их по своему подобию1.

Античные авторы неоднократно писали, что в далеком прошлом амазонки нападали на греческие города, с

-

-

вестных эпических поэмах, войско воинственных женщин выступило против эллинов на стороне троянцев.

Древнейшие сведения об одноглазых аримаспах, которые воюют со сказочными грифонами, сторожащими золото, содержались в утраченной поэме Арисгея Проконесского «Аримаспея». Возможно, Арисгей, живший в конце VII-VI вв. до н э., имел в виду какой-то конкретный азиатский народ за V

воспринимались как мифологические (Her. III, 116).

1 Косвен М. О. Амазонки. История легенды II Советская этнография. 1947. №2. С. 33-59.

Предания об амазонках и аримаспах имели одну общую черту, существенную для понимания их роли в сознании греков: они обитали на крайних пределах известного мира, за которым простиралось потустороннее царство. Туда уходили души умерших, а на границе двух миров, казались возможными всякие чудеса, в том числе существование полуфантастических людей и чудовищ (в данном

случае грифонов), не встречающихся в реальной жизни.

-

жья Понта, где в представлении греков обитали амазонки у реки Териодонт, сложился новый миф об их переселении в мало известные степи Северного Причерноморья. Кроме того, эллины увидели там скифских и сарматских всадниц, владевших оружием, что согласовывалось с рассказами об амазонках.

Сейчас лучше всего известно подробно записанное

-

дание о происхождении савроматов от браков скифов с амазонками, занесенными на неуправляемом корабле к берегам Меотийского озера. В V в. до н. э. существовали и другие рассказы об амазонках в Северном Причерноморье. Плутарх (Thes. 26) со ссылкой на Гелланика сообщил, что воинственные женщины отправились в поход на Афины из-за Боспора Киммерийского, а Геракл у Еврипида (Нег. 408-419) добыл «златокованный пояс» царицы амазонок на берегах Меотиды.

Благодаря рисункам на вазах архаического времени с

-

чить, что уже в VI в. до. н. э. существовали литературные

-

верное Причерноморье. Из этих надписей известно более

70 имен амазонок;2 это укрывает та их литературное про-

-

ных на вазах имен греческие, среди них Токсис, Токсофила и другие произведены от слова стрела (тб£а), они указыва-

2 Bothmer D. Amazones in Greek Art. Oxford, 1957. P. 234.

ют на характерное скифское, а не греческое вооружение амазонок, так как эллины использовали лук и стрелы преимущественно на охоте. Некоторые имена заимствованы у

-

вестное по рассказу Геродота (IV, 76) имя скифского царя Скила.

--

стрировавшим эти произведения, приходилось многое

-

-

нились на аттических вазах, во множестве вывозившихся почти во все греческие города.

В Северном Причерноморье древнейший килик с амазономахией обнаружен в Пантикапее, он расписан в

570-560 гг. до н. э.3 Более поздние вазы архаического пери-

резани, Ольвии Пантикапея и Нимфея.4 Сначала вазописцы изображали амазонок в греческой одежде и вооружении. Лишь белая краска на лице и других открытых частях тела указывала, что это женщины, сражающиеся с эллинами в таких же высоких шлемах, коротких хитонах, с копьями и щитами в руках. Такая традиция изображать амазонок в греческом костюме навсегда укрепилась в монументальной скульптуре. Достаточно напомнить римские копии статуй раненых амазонок знаменитых скульпторов Поликлета,

Фидия и Кресилая5 или фрагмент мраморной скульптуры

-

ческого времени.6

3 Сидорова Н. А. Чернофигурная керамика из раскопок Пангикапея.// Сообщения Гос. Музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. Вып. 10. М., 1992. С.218. Рис 10 а.

4 Там. же. С.209. Рис 42; С. 220. Рис. 15 а; Леви Е.И. Материалы Олъ-

вийского теменоса // Олъвия. Теменос и агора. М.; Л., 1964. С. 159. Рис.

-

ний город Нимфей. Каталог выставки. СПб., 1999. № 42.

5 Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М., 1972. Рис.199, 210, 211.

6 Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Л. 1973. № 84.

Аттические вазописцы живо откликнулись на новые рассказы об амазонках в Северном Причерноморье, начав рисовать их в скифских костюмах. Моделями для художников служили появившиеся в Афинах скифские лучники, которых афиняне между 530 и 490 гг. до н. э. нанимали во вспомогательное войско.7 Их костюм состоял из рубашки и шаровар; рубашка запахивалась крест накрест, образуя у шеи острый вырез, ее либо заправляли в шаровары, либо носили навыпуск, но всегда опоясывали поясом. Богатую одежду украшали всевозможными орнаментами.

--

ского музея.8 Псиакс, один из лучших вазописцев конца VI в. до н. э. изобразил подготовку к единоборству грека и амазонки. Обнаженный юноша имеет шлем, щит, поножи, то есть все атрибуты воина. Шлем находится в поднятом, а не в боевом положении; жест правой руки указывает на тренировку в движении при бросании копья. Амазонка

проверяет прямизну стрелы, от чего зависит точность ее

-

зонки, а через плечо на перевязи прикреплен горит, футляр

-

-

рами, и шапка, украшенная цветком, указывают, что перед

-

нике надо видеть Ахилла или Тесея (но не Геракла, всегда

-

-

ноборство с царицами амазонок.

В VI-V вв. до н. э. сцены с амазонками по большей части украшали сосуды для вина (килики, скифосы, ойно-хои, амфоры), иногда алабастры для душистых масел.

Форма сосудов и обстоятельства их находок в городских

-

лий в домах греков, поселившихся в Северном Причер-

7 Vos M. F. Scythian Archers in Archaic Vase-Painting. Groningen, 1963. P. 80-81.

8 Соколов Г. И. Указ соч. № 5.

номорье. В изображениях битв и поединков с амазонками эллины видели иллюстрации к своей древней истории; недаром, ораторы называли поражение амазонок в Аттике в числе реальных исторических побед афинян (Isocr. IV, 42; VII, 75, XII; 193; Dem. XI, 8), а составители «Паросской хроники» включили нападение амазонок на Афины в ряд достоверных исторических фактов.

V-го Причерноморья исчезает интерес к вазам с амазон-омахией, хотя афинские художники не отказываются от этого сюжета; однако теперь у них нет перед глазами живых моделей в виде скифов, и костюм амазонок становится

IV

-

гда же появляются и изображения аримаспов. Аристей, а

вслед за ним Геродот (IV, 13) считали их нескифским пле-

-

зывали аримаспов самым отдаленным народом, о котором имелись какие-то достоверные сведения. Для большинства

эллинов такими северными народами, живущими на грани

-

ты, поэтому аримаспов причислили к скифским племенам (Diod. Sic. II, 43, 5). Этим объясняется, почему вазописцы рисовали аримаспов в скифском костюме.

-

значительном числе найдены и в других городах Северного Причерноморья, а также Эллады, Малой Азии и Южной Италии. Статистика находок дает основание сделать вывод, что такие вазы расписывались в аттических мастерских в основном для вывоза в Боспорское царство с учетом вкусов местного населения.9 IV

сями становятся совершенно другими, так как они встречаются почти исключительно в некрополях. Амазонки и

9 Schefold K. Untersuchungen zu den Kertschen Vasen // Archäologische Mitteilungen aus russischen Sammlungen. Berlin- Leipzig. 1934. Bd.4.S.1; Кобылина M.M. Поздние боспорские пелики // Материалы и исследования по археологии СССР. № 19. 1951. С. 169.

аримаспы уже не просто враги, а представители грозного потустороннего мира. Вероятно, борьба с ними воспринималась не как противостояние сильному противнику, а как сражение с существами, несущими смерть.10 Наряду с традиционными сражениями амазонок с греками художники вводят новый сюжет, не известный сейчас в сохранившихся произведениях античных авторов: амазонки, подобно аримаспам, вступают в бой с грифонами. Их рисуют

крылатыми существами с телом льва и орлиной головой на

-

-

поминают предание о том, что они сторожили золото (Her. IV, 13); таков, напр., рисунок на лекифе из Пантикапея.

Часто трудно решить, изображена ли на вазе битва грифонов с конными и пешими аримаспами или с амазонками, так как мастера краснофигурной вазописи в отличие

от своих предшественников, рисовавших в чернофигурном

-

крытых частей тела женщин, а выпуклость груди у амазонок вазописцы не рисовали. С уверенностью можно определить амазонок, когда они одеты по-гречески в короткие хитоны и

их лица, руки и ноги окрашены белым цветом, например, на

-

---

личали выбивающиеся из-под шапки пряди волос.

Рассказы о сражениях с грифонами пользовались

-

рации заказывали не только вазописцам. Золотой калаф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV -

шая Близница, украшен подобным сюжетом. На рельефе

10 Schefold K. Op. cit. S. 150, 194. Шталь И.В. Свод мифо-эпичсских сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации

и стран СНГ. (Педики IV в. до н.э. Керченский стиль). М., 2000.

11

12 Кобылина М.М. Указ соч. С. 142; 143. Рис. 4; С. 153. Рис. 10, 4.

13 Уильяме Д., Огден Д. Указ соч. С.268. Рис. 203.

этого головного убора противники грифонов определяются в научной литературе то, как аримаспы, то как амазонки. На мой взгляд, это несомненно амазонки, так как одна фигура изображена в фас и имеет оба глаза, а отличительной

чертой аримаспов было наличие одного глаза. Отсутствие в

-

-

ние на интерпретацию смысла некоторых произведений

-

дос представлена хорошо известная по вазописи группа:

-

наш в описании памятника сказано, что это аримасп, хотя лицо изображено в фас и имеет два глаза.

В мифах об аримаспах говорилось не только об их нападениях на грифонов, но и о том, что чудовище можно приручить, если поймать его детенышем (Ael. De Anim. IV, 27). Вероятно, это предание было знакомо художнику, расписавшему пелику из Пантикапея с изображением аримаспа верхом на грифоне.15

В боспорских погребениях нередко встречаются вазы, украшенные головами коня или грифона рядом с женской головой в греческом чепце, либо в скифской шапке. Скорее всего это амазонки, так как тип изображения голов сходен с рисунками амазонок на других вазах, а кони и грифоны присутствуют в сценах амазономахии.16

Итак, в литературе и искусстве отразились два комплекса мифов об амазонках в Северном Причерноморье. Один из них возник на рубеже VII-VI вв. до н. э. в период освоения греками северных берегов Понта, куда переместилась родина воинственных женщин. Их фантастические образы переплелись с реальными наблюдениями

-

-

14 Ridgway B.S. Hellenistic Sculpture III. The Styles of 100-31 B.C. London, 2002. P. 80. Tabl. 30 a.

15 Отчет Императорской археологической комиссии за 1861 год. СПб, 1862. Табл. 2.

16 Schefold K. Op. cit. S. 147-148.

случайно археологи постоянно находят в скифских погребениях наконечники стрел, а иногда мечи, копья и боевые

пояса.17 Изображения амазонок в скифском костюме на ат-

-

--

венные героини мифов и легенд.

Второй круг мифов имел более позднее происхождение и пользовался особенной популярностью на Боспоре. В IV в. до н. э. художники обратились к изображению ари-маспов, ранее упоминавшихся в немногих литературных

произведениях. Аримаспы и амазонки стали знаменовать

-

ша человека при переходе в загробный мир. Вазы с такими

сюжетами в основном использовались при погребальных

-

стро и довольно обобщенно и небрежно.

Включение амазонок в образы, связанные со смертью, было свойственно эллинам не только в Северном Причерноморье; ср. сцены амазономахии на знаменитом гали-карнасском мавзолее. В середине IV в. до н. э. скульпторы

Скопас, Бриксиад, Леохар и Тимофей изваяли на четырех

-

сола рельефы со сценами битвы эллинов и амазонок;18

женщины одеты в греческие хитоны, и лишь восточные

-

---

поминание о мифе, повествовавшем о сражении амазонок с грифонами на границе с потусторонним миром.

17 Черненко Е.В. Скифские лучники. Киев, 1981. С. 125.

18 Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 244- 245. Рис. 263-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.