Научная статья на тему 'История повседневности как предмет междисциплинарного исследования'

История повседневности как предмет междисциплинарного исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова О. В.

Данная статья посвящена относительно новому и попупярному на­правлению в историографии истории повседневности в ее взаимосвя­зи с другими гуманитарными науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История повседневности как предмет междисциплинарного исследования»

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© Калашникова О.В.*

Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта, г. Омск

Данная статья посвящена относительно новому и популярному направлению в историографии - истории повседневности в ее взаимосвязи с другими гуманитарными науками.

В 60-70-х гг. XX века в исторической науке произошел т.н. «антропологический поворот», суть которого заключается в переносе акцента с исследования государственных институтов, экономических структур на изучение микромиров, взаимодействия людей, стратегий поведения, переход к анализу рутины и повседневности. История повседневности - одно из самых популярных направлений в современной историографии. Работая в рамках данного направления, историк вынуэвден обращаться к сведениям из других наук; наиболее востребованными, на наш взгляд, будут социология и психология.

Интерес к проблемам повседневности в социологии обозначился в начале XX века. Повседневность стала основной темой исследования для австрийского ученого Альфреда Шюца (1899-1959 гг.)

Повседневность - это часть жизненного мира, который понимается как образ мира, созданный человеческим сознанием. Реальность повседневности существует как привычный, знакомый, обжитый мир повторяющихся каждый день действий, мыслей, но повседневность нельзя путать с рутиной (нечто монотонное, скучное, утомительное). Одна из важных характеристик повседневности - ее интерсубъективность. Этот мир существовал до нашего рождения, переживался и интерпретировался нашими предшественниками [7, с. 129]. Повседневность выступает как действительность, выступающая и формирующаяся лишь в общении, в постоянно возобновляемом контакте людей. Повседневная жизнь - это мир действий, которые вносят изменения в окружающий мир и в свою очередь изменяют человека. Человек в любой момент его повседневной жизни находится в определенной им самим физической и социокультурной среде. Пространственно-временные характеристики повседневности определяются ситуацией «здесь-и-сейчас». Временные границы определяются внешним и внутренним временем. Внешнее время не зависит от человека. В отличие от внешнего внутреннее время имеет начало и конец - рождение и смерь человека. Оно структурируется с помощью планов (на день, неделю, месяц) [4, с. 52-53].

Повседневность для А. Шюца - первична по отношению к другим сферам (мир фантазии, мир науки, мир искусства, мир религии, мир сна), по-

* Преподаватель истории.

вседневная жизнь рассматривалась как верховная реальностью, так как, во-первых, человек находится в ней большую часть своей жизни, во-вторых, она определяет характер, качество, суть человеческой жизни [2, с. 126].

Хотя повседневность - это относительно автономная сфера, в нее все же вторгаются до определенной степени все формы культуры - мораль, искусство, наука, техника.

Сегодня социология изучает не столько фактическую обстановку повседневности современных города или деревни, сколько самоощущения их обитателей, их субъективные представления о себе самих и о мире вокруг, в том числе отдельных вещах, формах общения, институтах культуры. В итоге специальному рассмотрению подвергаются самые разные стороны и явления жизни общества. Например, такие как: зонирование пространства обитания в быту; хронометраж времени будничного и выходного дней, недель труда и отпуска; формы досугового поведения; ролевые структуры и функции в разных контактных группах; тактики языкового поведения; специфика межличностного взаимодействия в специальных учреждениях (образовательных, медицинских и т.д.); порядки социализации разных общественных групп; порядок сна, его жилищные интерьеры и прочие вещественные аксессуары; формы питания, от состава продуктовой корзины и до порядка общения сотрапезников, их поведения во время еды; ритуалы ежедневные и праздничные, модификации этикета; униформа и мода; статусные значения пользования сложной техникой; многие другие стороны бытовой, но по-своему знаковой сферы жизни современного человека [3, с. 229-230].

Современный социолог стремится выяснить, как рядовой человек объясняет себе и другим свое поведение, выбор того или иного поступка, способа общении с окружающими его людьми; привычные в этом обществе нормы работы, отдыха, воспитания детей.

Итак, повседневность - это весь социокультурный мир, как он воспринимается нами, воздействует на нас, подвергается нашим воздействиям.

История повседневности анализирует эмоциональные реакции, переживания отдельных людей в связи с тем, что его в быту окружает, ищет ответ на вопрос, как случайное становится вначале исключительным нормальным, а затем и распространенным. Таким образом, в центре внимания оказывается не просто быт, а жизненные проблемы и их осмысление людьми.

Для истории повседневности важен внутренний мир человека, поэтому история здесь тесно переплетается с психологией. Одним из способов конструирования повседневного мира является изучение потребностей человека.

Под потребностью понимают «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой» [6, с. 8]. Потребность - это нужда в чем-либо, что необходимо как для жизнедеятельности, так и для развития личности или общества в це-

лом. Итак, потребность является одной из причин поступков человека, движущей силой его деятельности.

Одна из самых распространенных теорий была предложена американским психологом А.Х. Маслоу.

В своих работах А. Маслоу утверждает, что у людей есть низшие и высшие потребности, и те, и другие при этом имеют биологическую природу. Потребности расположены в иерархическом порядке (физиологическое благополучие, безопасность, принадлежность и любовь, признание и самоактуализация). Каждая высшая группа потребностей зависит от предварительного удовлетворения потребностей низшего уровня [5, с. 9]. Такую иерархию называют «пирамидой потребностей».

Физиологические потребности - это потребности в пище, воде, жилье, их удовлетворение необходимо для выживания человека. Если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком.

Потребность в безопасности включает в себя необходимость в стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке, законе, может проявляться в тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Мягкие формы потребности в безопасности предстают в виде желания устроиться на работу, где есть определенные социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день», в самом существовании различных видов страхования.

Эти две категории составляют первичные потребности (низшего порядка), как правило, если они удовлетворены, то не осознаются человеком. После того, как они достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности.

Потребность в принадлежности и любви выражается в жажде теплых, дружеских отношений; человеку нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Для человека важно знать, что он живет у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что он принадлежит определенному коллективу.

Человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, ему необходимы и уважение окружающих, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня А. Маслоу подразделяет на два класса [5, с. 129]. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение»: человеку необходимо ощущение собственного могущества, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости. Второй класс потребностей составляет потребность в репутации или в престиже, потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Под самоактуализацией А. Маслоу понимает стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, при этом у разных людей эта потребность выражается по-разному, однако, как прави-

ло, потребность в самоактуализации начинает ощущаться только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

Таким образом, по мнению А. Маслоу, человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение внутренних потребностей, начиная с основных физиологических потребностей.

Все потребности Маслоу подразделял на две независимые группы: дефицитные и мета-потребности. Дефицитные или Д-потребности служат восполнению естественных недостатков, возникающих в результате жизнедеятельности человека, их неудовлетворение создает в организме «пустоты», которые должны быть заполнены для сохранения здоровья организма. К метапотреб-ностям или бытийным относятся потребность в познании и понимании, эстетические потребности. Эти две группы не подчинены друг другу иерархически: люди могут реализовывать Д-потребности в ходе осуществления мета-потребности. Объясняя разницу между этими группами, Маслоу приводит следующую аналогию: «ликвидация дефицита предотвращает болезнь; удовлетворение стремления к развитию делает человека здоровым» [5, с. 57]. «Дефицитные» потребности присущи всем людям Потребности в развитии -уникальны, потому что каждый человек имеет свои особенности.

Сам Маслоу признавал, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд, т.к. полностью удовлетворить потребность невозможно. Согласно его цифрам, «физиологические потребности среднего гражданина удовлетворяются на 85 %, потребности в самосохранении - на 70 %, в любви на 50 %, в чувстве собственного достоинства - на 40 %, ив самоуважении - на 10 %» [5, с. 105].

В целом, хотя некая последовательность в удовлетворении потребностей существует, но ее нельзя считать одинаковой для всех людей.

В повседневной жизни человек совершает различные поступки, так или иначе направленные на удовлетворение своих потребностей. Современные исследователи выделяют следующие основные уровни удовлетворения потребностей: 1) минимальный; 2) базовый; 3) уровень роскоши [1].

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Базовый уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и / или средством демонстрации высокого общественного положения.

Достаточный уровень удовлетворения потребности определяется са-мим человеком, хотя и зависит от объективных условий окружающей среды. Эмоции, поступки, поведения человека во многом определяются тем, насколько удовлетворена та или иная потребность. В зависимости от запросов, желаний, потребностей будет строиться досуговая и трудовая деятельность человека. Следовательно, опираясь на теорию потребностей, можно во многом реконструировать мир повседневности.

Итак, социология помогает очертить предмет истории повседневности, а психология будет способствовать формированию методологической базы.

Таким образом, история повседневности является объектом междисциплинарного исследования, без привлечения данных из других гуманитарных наук изучение мира повседневности будет неполным.

Список литературы:

1. Генкин Б.М. Структура потребностей человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.advertology.ru/article38828.htm.

2. Григорьев Л.Г. «Социология повседневности» Альфреда Шюца // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 123-128.

3. Касавин ИТ., Щавелев С.П. Анализ повседневности. - М., 2004.

4. Лелеко В.Д. Социология повседневности // Культура на пороге III тысячелетия. - СПб., 1999. - С. 47-58.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

6. Фетискин В.В. Потребности. Деятельность. Личность. Социально-философское исследование. - М., 2001.

7. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 129-137.

ЗНАЧИМОСТЬ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

© Мартынович Л.И.*

Филиал Российского государственного социального университета, г. Руза

Статья посвящена обоснованию теоретико-практической значимости преподавания курса «Отечественная история» как общеобразовательной дисциплины в системе подготовки специалистов в вузе. Утверждается значимость курса «Отечественная история» для формирования мировоззрения студентов.

Высшее образование в современных условиях выступает в качестве основополагающего, системообразующего компонента устойчивого раз -вития человеческого сообщества. Его главной задачей является формирование универсальной образовательной модели, основанной на приоритетах гуманитаризации знания.

Сущность гуманитаризации образования видится, прежде всего, в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на

* Старший преподаватель кафедры Социального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.