УДК 340.5 ББК 67
Бондаренко Инна Александровна Bondarenko Inna Aleksandrovna
аспирант Таганрогского института управления и экономики.
Postgraduate student, the Taganrog Institute of Management and Economics. E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА (1800-1867 гг.)
History of penitentiary institutions on territories of the Don Cossack army (1800-1867)
В данной статье рассматривается развитие тюремных учреждений на территории Донского казачьего войска в период с 1800 по 1867гг. В1835 г. было принято Положение, которое систематизировало структуру органов власти на территории Донского края, в том числе полиции и учреждений тюремной системы. В тексте статьи представлено авторское видение развития тюремной системы, которая существовала практически без изменений до 1867 г. Сами учреждения пенитенциарной системы были представлены войсковым острогом, размещенным в столице края (Новочеркасске), и окружными тюрьмами. Важной особенностью этих учреждений стало нахождение их в составе органов полиции. Таким образом, пенитенциарные учреждения 1800-1867 гг. являлись частью органов правопорядка. Эти и иные выводы нашли свое отражение на страницах предложенной научной статьи.
Ключевые слова: Донское казачье войско, пенитенциарные учреждения, тюрьма, тюремная стража, осужденные к лишению свободы, полицейская реформа, острог.
Тюремные учреждения исторически являются составной частью органов исполнительной власти, и организация их работы совершенствуется параллельно с реорганизацией иных органов публичной власти [8, с. 174]. Место тюремных учреждений в этой системе всегда находится между органами юстиции и полиции. В настоящее время - в составе Министерства юстиции Российской Федерации; но на территории Донского казачьего войска в 1800-1867 гг. тюремные учреждения входили в состав МВД России, то есть являлись частью полиции, впрочем как и в губерниях Российской империи до 1895 г.
Первое упоминание о пенитенциарных учреждениях Дона, обнаруженное к настояще-
This article examines the development of prison institutions on the territory of the Don Cossack Army in the period from 1800 to 1867. In 1835 a Regulation that systematized the structure of government bodies on the territory of the Don Region including the police and institutions of the prison system was adopted. The text of the article presents the author's vision of the development of the prison system, which existed practically without changes until 1867. The institutions of the penitentiary system themselves were represented by a military prison located in the capital of the region (Novocherkassk) and by district prisons. An important feature of these institutions was their presence as a part of the police. Thus, the penitentiary institutions of 1800-1867 were part of the law enforcement bodies. These and other conclusions are reflected in the pages of this scientific article.
Keywords: Don Cossack army, penitentiary institutions, prison, prison guards, prisoners sentenced to imprisonment, police reform, ostrog.
му времени, датировано 1768 г., когда по указу Правительствующего Сената военным инженером А.И. Ригельманом были составлены «Ведомость и географическое описание крепости Святого Дмитрия Ростовского с принадлежащими и прикосновенными к ней местами», в которых отдельной графой отмечено наличие среди зданий «публичного и партикулярного» строения деревянного острога, расположенного внутри крепости [4, с. 13]. Отдельной городской тюрьмы не предусматривалось и в начале XIX века, подданные, заключенные под стражу, в то время именуемые «колодники», помещались в установленном под домом городской полиции помещении, а когда их становилось много, то они также
содержались в крепости Святого Дмитрия Ростовского под воинским караулом [1, с. 363].
В отличие от Ростова, являвшегося в начале XIX века уездным городом Екатеринослав-ской губернии, на территории Донского казачьего войска, представлявшего собой самобытный регион, управлявшийся по особым правилам, начинается создание и развитие острогов и тюрем, не представлявшим в совокупности сложившуюся систему, но впоследствии ставших единым целым - донскими тюрьмами. Так, в 1800 г. 4-м Донским сыскным начальством решался вопрос о перемещении из станицы Зотовской в станицу Букановскую войскового двора с тюрьмой, однако местная полиция ходатайствовала перед Войсковой канцелярией (региональным правительством) об оставлении сыскного начальства и тюрьмы по прежнему месту его расположения в станице Зотовской, а на сэкономленные от несостоявшегося переезда деньги начальником 4-го Донского сыскного начальства Иваном Ан-дриновым внесено предложение о строительстве в станице Зотовской нового «войскового двора». Согласно плану объекта строительства на территории войскового двора располагалась тюрьма, при которой предусматривалось нахождение караула.
Помещение тюрьмы с «сенями и караульней» было площадью примерно 51 м2 с потолком высотой 2 м2, то есть не совсем просторным, и, учитывая, что на этой же площади предусматривалось и нахождение непосредственно караульных казаков в помещении, и не вводилось ограничение количества арестантов, одновременно в ней находящихся, то содержание в этом тюремном помещении было достаточно стесненным. В настоящее время для содержания спецконтингента в местах лишения свободы установлены определенные нормативы, которые составляют на одного осужденного к лишению свободы не менее двух квадратных метров. Сама тюрьма в то время фактически представляла собой отдельно стоящее помещение - камеру, защищенную от улицы только стенами, отдельное внимание при ее строительстве уделено тому, чтобы три «окошка», располагавшиеся в помещении тюрьмы, были настолько маленькими, чтобы «голова пролезть не могла» [7, оп. 1, д. 576, л. 6-7].
Следующий этап развития пенитенциарной системы региона обусловлен некоторыми административными преобразованиями, например, созданием города Новочеркасска.
Так, 23 августа 1804 г. император Александр I рассмотрел представление войскового атамана М.И. Платова, содержащее сведения о неудобствах местоположения существовавшего на тот момент города Черкасска, о том, что работы, производимые для ограждения его от наводнений, безуспешны и о желании самих жителей и чиновников Войска Донского перейти на другое место. Данное предложение император счел обоснованным и утвердил его своим именным указом, в котором поручил разработать план обустройства вновь создаваемого города, предусмотрев в нем строительство «общественных заведений» и «нужнейших зданий», в том числе острога и полицейской тюрьмы.
Проектом новой казачьей столицы занимался инженер де Волан, согласно утвержденному императором плану в Новочеркасске наряду со строительством церквей, здания Войсковой канцелярии и другими войсковыми зданиями предполагалось создание домов для «частных полицейских приставов с объезжими и тюрьмами» [5, с. 104]. В первые годы создания города Новочеркасска в нем дислоцируется «съезжий дом» Черкасского сыскного начальства, располагавшийся при Гостином дворе у Александровской церкви с тюрьмой и караульным помещением. Немного позднее в 1807 г. на окраине города возвели каменный острог вблизи реки Тузлов.
В данный период строительству новых зданий Новочеркасска не могло быть уделено достаточного количества времени и денежных средств. В целях экономии бюджета по-прежнему до 1811 г. использовалась тюрьма и острог города Старочеркасска, как упраздненной столицы Войска Донского. Тем не менее на строительство в Новочеркасске сыскного начальства с тюрьмой и караульным помещением было потрачено 19 366 рублей, а на строительство острога 16 129 рублей, что для того периода являлось значительной суммой [5, с. 138-139]. Однако и выделенных средств видимо едва хватило на строительство тюремных учреждений г. Новочеркасска, например, главное каменное здание острога было отстроено в 1807 г., а ограждение к нему выполнено спустя 30 лет (из дерева) [5, с. 116].
Несмотря на необходимость экономии при строительстве, являвшегося одним из молодых городов Российской империи, войсковой острог и полицейская тюрьма, расположенные в нем, для своего времени были относительно удобными для спецконтингента и его охраны,
поскольку были выстроены в соответствии с действовавшими требованиями к такого рода учреждениям. Однако работа с лицами, заключенными под стражу, в том числе их охрана, все еще была организована слабо, поскольку как отмечается во «Всеподданнейшем докладе Комитета об устройстве Войска Донского 1823 года», поданного на имя императора, в войсковом остроге и городской тюрьме не соблюдалось надлежащего надзора за арестантами, вследствие чего нередко происходили их побеги из-под стражи. Частично это может быть объяснено тем, что при дальнейшем устройстве города Новочеркасска в качестве рабочей силы использовался труд арестантов, содержащихся в войсковом остроге и полицейской тюрьме, поскольку для проведения строительных работ их выводили за пределы мест содержания, что делало возможным их побеги [2, с. 610]. Оплата труда лиц, заключенных под стражу не производилась, это привлечение к труду являлось принудительным, что еще раз говорит о том, что в этот период времени содержание в местах лишения свободы уже являлось достаточно суровым наказанием.
О сформировавшихся тюремных учреждениях Донского казачьего Войска, по нашему мнению, как множестве элементов, образующих определенное единство, можно говорить только с 1836 г. До этого времени места лишения свободы и заключения под стражу, находящиеся на территории Донского казачьего войска, не выступали частью пенитенциарной системы Российской империи, поскольку их правовой статус на государственном уровне не был определен, да и сама система находилась в стадии формирования.
Начиная с 1836 г., тюремные учреждения, дислоцировавшиеся на территории Донского казачьего войска, представляли собой составную часть пенитенциарной системы Российской империи, состоя в виде войскового острога - тюремного замка, полицейской тюрьмы (оба были расположены в Новочеркасске), а также окружных замков. В тот период тюремные учреждения, дислоцированные в регионе, можно условно классифицировать на региональные (войсковые), расположенные в Новочеркасске, и окружные, представленные в отдельных местностях Донского казачьего войска. Первые - включали войсковой острог, а также полицейскую тюрьму для лиц, задержанных и заключенных под стражу Новочеркасской городской полицией и, вероятно, Чер-
касским сыскным начальством, имевшим резиденцию в Новочеркасске и не имевшим вверенной ему (начальству) тюрьмы. Вторые -включали тюремные замки, состоявшие при каждом «войсковом дворе».
С 1 января 1836 г. вступило в силу «Положение об управлении Войска Донского», которое обладало высшей юридической силой на территории Донского казачьего войска, и фактически в тот период представляло собой подобие «регионального устава», регулирующего деятельность субъекта Российской империи. «Положение об управлении Донского Войска» представляло собой «вершину» нормотворчества, став уникальным кодифицированным актом для управления регионом со специфической системой управления, которая сочетала в себе «гражданскую» и «войсковую» составляющие [11, с. 147]. Среди самодостаточных аспектов в нем предусматривалось развитие пенитенциарных учреждений Нижнего Дона, и отдельное внимание уделялось контролю со стороны войскового наказного атамана, возглавлявшего регион, за работой тюрем, поскольку ему предписывалось ежегодно осматривать действующие в регионе места лишения свободы и совершенствовать организацию их работы [2, с. 456].
Во главе войскового острога находился его смотритель, назначавшийся по представлению новочеркасского полицмейстера, и ему вменялись следующие обязанности: постоянно быть при остроге, следить за порядком внутри, не допускать общения арестантов с посторонними людьми, пресекать попытки побегов из острога, а также следить за достаточным материальным обеспечением арестантов и их здоровьем [2, с. 632]. Полицейская тюрьма, в отличие от войскового острога, имеющего статус «областной тюрьмы», располагалась при полиции города Новочеркасска, и ее главным предназначением было временное содержание под караулом лиц, совершивших административные правонарушения. Должности, предусматриваемые в полицейской тюрьме, в соответствии с утвержденным в тот период штатом относились к городскому полицейскому управлению и были представлены единственным смотрителем полицейской тюрьмы и двадцатью шестью караульными казаками.
Смотрителями войскового острога и полицейской тюрьмы Новочеркасска с состоящими при них командами могли быть только избранные (особые) казаки из числа обер-офицеров, караульные в свою очередь определя-
лись из числа назначенных на внутреннюю службу урядников и казаков, преимущественно преклонного возраста или имеющих слабое здоровье, не позволяющее им отправлять полевую службу. Такой кадровый подход не способствовал качественному осуществлению и оптимизации тюремной деятельности, поскольку базировался на «остаточном принципе» замещения должностей.
В свою очередь квалификационные требования, предъявляемые к работникам окружных тюрем, были еще ниже, чем для войсковых. Так, смотрителями окружных тюрем могли стать даже отставные урядники (нижние чины), которым полагалось жалованье в размере ста пятидесяти рублей в год, а также выдавались продукты питания за счет казны [3, с. 822]. Кроме того, окружные тюрьмы в отличие от войскового острога и полицейской тюрьмы уступали по степени благоустройства учреждениям, дислоцированным в Новочеркасске, располагаясь в каменных подвалах ветхих деревянных строений [6, с. 36]. Зная это, чиновники из числа представителей казачества, осознавая важность пенитенциарной составляющей правосудия, ходатайствовали о выделении денежных средств на строительство современных тюрем.
К устранению явных недочетов в материально-техническом обеспечении окружных тюрем Войска Донского правительство смогло вернуться лишь в 1854 году. К этому времени были созданы и осуществляли свою деятельность 7 окружных тюремных комитетов, за каждым из которых были закреплены соответствующие «тюремные замки». За действующим в Новочеркасске войсковым тюремным комитетом закреплялся войсковой острог и полицейская тюрьма, и по одному тюремному учреждению находилось при окружных комитетах в следующих округах: Первом Донском; Втором Донском; Усть-Медведицком; Хоперском; Донецком и Миусском [6, с. 37]. Отдельное внимание уделялось улучшению условий содержания (освещение и отопление тюрем) арестантов, их нравственному исправлению, обеспечению продуктами питания, одеждой и на эти цели из войсковых капиталов ежегодно планировались к выделению необходимые денежные средства. Кроме того, на те же нужды организовывались благотворительные пожертвования на содержание Донских тюрем.
Помимо материально-технического и социально-бытового обеспечения мест содержания лиц, приговоренных к лишению свободы, тща-
тельно прорабатывался вопрос этапирования (конвоирования) по территории Донского казачьего войска (транзитного или в отношении лиц войскового сословия, приговоренных к каторге). Всего в Землях Войска Донского было учреждено тринадцать этапов, десять из которых обеспечивалось тремя донскими офицерами, двенадцатью урядниками и ста сорока четырьмя казаками. На оставшихся трех этапах, проходивших по территории Миусского округа, назначались конвоиры из числа команды внутренней стражи в составе трех офицеров, шести унтер-офицеров и сорока восьми рядовых, а также трех барабанщиков[6, с. 36].
Таким образом, в данном виде пенитенциарные учреждения Дона просуществовали вплоть до полицейской реформы, начатой в 1867 г., то есть с пятилетним запозданием после принятия 25 декабря 1862 г. в России «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых». Ведь полиция, действовавшая на территории Войска Донского, в состав которой входили пенитенциарные учреждения, в отличие от губерний Центральной России, функционировала на основе особых законодательных актов, непосредственно ее касающихся. Законодателем предварительно анализировалась работа войскового острога и окружных тюрем и по результатам проведенной работы Военным министерством, в чьем ведении находились Земли Войска Донского, были разработаны и приняты в 1867 г. «Временные правила об устройстве полиции в округах Войска Донского» и «Правила об устройстве полиции города Новочеркасска», которыми помимо прочего регламентировалась деятельность региональной пенитенциарной системы [9, с. 75].
Из нововведений в ее работе следует отметить, что должность смотрителя Новочеркасского тюремного острога приравнивалась к частному приставу городской полиции и ему в помощь придавались два караульных офицера, повытчик (делопроизводитель), писарь и несколько младших писарей острога [10, с. 77]. Одновременно в «Грушевском горном поселении» появилось тюремное учреждение для лиц, заключенных под стражу. Создание тюрьмы во вновь формировавшемся населенном пункте было оправданной мерой, так как зачастую под видом безработных, мигрировавших в горные поселения с целью трудоустройства на рудники, маскировались представители «криминального мира», скрывающиеся от правосудия.
Хронологически период с 1800 по 1867 гг. Иными словами, период с 1800 г. по 1867 г.
стал одним из ключевых для формирования стал поворотным в историческом развитии
пенитенциарных учреждений Донского казачь- тюремных учреждений на территории Донско-
его Войска (в настоящее время это террито- го казачьего войска, которое в силу специфи-
рия Ростовской и Волгоградской областей), ки правового положения личного состава и
поскольку законодательно определено их пра- спецконтингента обладали уникальной специ-
вовое положение, организационно-историче- фикой в своем дальнейшем развитии. По этой
ская структура, что позволило в дальнейшем причине развитие тюремного ведомства на
в ходе либеральных реформ Александра II до- Дону требует проведения самостоятельного
вести правовое положение «донских тюрем» более тщательного монографического иссле-
до статуса аналогичных органов, функциони- дования. рующих в губерниях Российской империи.
Литература
1. ПСЗ РИ. Собр. 1, Т. XXIX. № 22. СПб., 1806.
2. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XX. № 8163. СПб., 1835.
3. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XXII. №2 9945. СПб., 1837.
4. Ригельман А.И. Ведомость и географическое описание крепости Святого Дмитрий Ростовского с принадлежащими и прикосновенными к ней местами, сочиненное по указу Правительствующего Сената. Ростов н/Д. 1918.
5. Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Новочеркасск, 1915. Выпуск 13.
6. Тимошенков И., Греков А. Георгиевский Ив. Попов И. Попов Х. Георгиевский И.Н. Поляков П.А. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета / Войска Донского Областной статистический комитет. Новочеркасск, 1901-1915.
7. ГАРО. фонд 339. Хоперское окружное полицейское управление, ст. Урюпинская (1732-1872).
8. Кашуба Ю.А., Грушин Ф.В. Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации: новые вызовы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4.
9. Небратенко Г.Г. История донской полиции и суда: учебное пособие: в 2 ч. Часть 1: История донской полиции. Ростов н/Д, 2017.
10. Небратенко Г.Г. История органов правопорядка Дона (досоветский период) / Под ред. проф. В.В. Макеева. Ростов н/Д, 2007.
11. Рвачева, О. Системы казачьего управления на территории Войска Донского (XVШ-XX вв.) // Власть. 2009. № 4.
Bibliography
1. CCL RE. Col. 1, Vol. XXIX. № 22. SPb., 1806.
2. CCL RE. Col. 1. Vol. XX. № 8163. SPb., 1835.
3. CCL RE. Col. 2. Vol. XXII. № 9945. SPb, 1837.
4. Rigelman A.I. Bulletin and geographical description of the fortress of St. Dmitry of Rostov with the places belonging to it and touched by it, composed by decree of the Governing Senate. Rostov-on-Don, 1918.
5. Collection of the Regional Army of the Don Statistical Committee. Novocherkassk, 1915. Issue 13.
6. Timoshenkov I., Grekov A. Georgievsky Iv. Popov I. Popov Kh. Georgievsky I.N. Polyak-ov P.A. Collection of the Regional Troops of the Don Statistical Committee / Troops of the Don Regional Statistical Committee . Novocherkassk, 1901-1915.
7. SARR. F. 339. Khopersk district police department, Uryupinskaya st. (1732-1872).
8. Kashuba Y.A., GrushinV.F. Criminal Executive policy of the Russian Federation: new challenges // Legal science and practice: journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2017. № 4.
9. Nebratenko G.G. The history of the Don police and the court: textbook: in 2 hours Part 1: The history of the Don police. Rostov-on-Don, 2017.
10. Nebratenko G.G. History of law enforcement agencies of the Don (pre-Soviet period) / Edited by prof. V.V. Makeev. Rostov-on-Don, 2007.
11. Rvacheva O. Systems of Cossack management on the territory of the Don Army (XVIII-XX centuries) // Power. 2009. № 4.