История геополитики, международных отношений и всеобщая история
History of geopolitics, international relations and world history
Ванграуа В. Ванесса Эстель
Аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
История отношений Буркина-Фасо и Ганы 1980-2022*
Спектр проблем, которые требуют тщательного анализа и разрешения, велик в Буркина-Фасо. Сегодня состояние государства в сравнении с другими странами Западной Африки характеризуется крайне низкими показателями, связанными с постоянным ростом терроризма, голодом и нищетой и нестабильной экономикой. Действующая внешняя политика Буркина-Фасо направлена на выстраивание выгодных международных отношений, поскольку это позволяет решить указанные проблемы на государственном уровне. Вопрос смены внешнеполитических взглядов является приоритетным в 2022 году, так как ранний ориентир на Францию пересматривается в связи с последними событиями в Буркина-Фасо, в частности, из-за военного переворота.
Буркина-Фасо располагается на территории Западной Африки и не имеет выхода к морю, в связи с чем государство стремится выстраивать отношения со странами, имеющими более выгодное географическое положение. Одним из таких государств является Республика Гана, которая омывается водами Гвинейского Залива, а также имеет более высокие показатели экономики и т.д. [1]. В связи с тем, что Буркина-Фасо не обладает быстрыми темпами технологического и экономического развития, она нуждается в выстраивании благоприятных отношений с Ганой. Кроме того, для последней международная взаимосвязь также представляется выгодной.
В данной работе нами будет рассмотрена история международных отношений Буркина-Фасо и Республики Ганы в период с 1980 по 2022 годы.
© Ванграуа В. Ванесса Эстель, 2023.
Необходимо раскрыть вопросы, касающиеся развития данных отношений, влияния Томаса Санкары на выстраивание благоприятных связей между государствами, проблемные аспекты терроризма, которые решаются на государственном уровне Буркина-Фасо и Ганы. Кроме того, рассмотрим совместные международные проекты, реализуемые в государствах и перспективы дальнейшего развития отношений. В связи с тем, что показатели Буркина-Фасо практически по всем аспектам низкие, выстраивание отношений с Ганой на сегодняшний день является несколько затруднительным процессом. Особое внимание обращается на индекс терроризма, который возрастает с каждым годом и потоки вынужденной миграции из Буркина-Фасо в Гану.
Актуальность темы отношений между Буркина-Фасо и Республикой Ганой безусловна, так как большинство вопросов разрешаются благодаря усилиям двух государств. В частности, создаются проекты, направленные на решение проблем голода и терроризма, железных дорог.
На территории Буркина-Фасо проживает этногруппа, имеющая название - Мосси. Однако среди мнений о том, кем являются граждане государства, нередко встречается такое название как Буркинабе. Сегодня Мосси заключает в себе несколько народов, в том числе и Гумра и Ярсе. В Буркина-Фасо государственным языком признан французский, но, проанализировав местное население, можно заметить, что данный язык не получил широкой распространенности среди людей, которые в большей мере разговаривают на муре и дюле - языках Мосси.
Касательно Республики Ганы, можно сказать следующее: в колониальный период она была более известна под названием «Золотой Берег». Нынешнее название было получено после обретения автономии. Отметим, что среди африканских государств, находящихся под правлением метрополии, Гана является первой страной, получившей независимость от колонизации в 1957 году [2].
На территории государства проживает несколько народов, в частности, Моси, которые также населяют и Буркина-Фасо. Ганцы представляют собой преобладающую культурную группу и составляют более 85% от общей численности Республики.
Этническая связь государств прослеживается со времени европейской колонизации Буркина-Фасо и Ганы. Поскольку между колониями были выстроены невидимые границы, запрещающие любые связи, в том числе, торговые, возможность налаживания отношений была довольно низкая. Однако после получения независимости, Временным советом национальной обороны Ганы были приложены все усилия для того, чтобы воссоединить народы стран, наладить торговые пути и улучшить материальное положение и благополучие людей.
Сегодня для Буркина-Фасо политика и соответствующие стратегии вы-
страиваются таким образом, чтобы стабилизировать ситуацию в государстве и соседних странах, а также привлечь как можно больше партнеров для того, чтобы разрешить государственные конфликты [3]. Поскольку Республика Гана граничит с Буркина-Фасо, она представляет наибольший интерес для выстраивания крепкого сотрудничества.
Новый этап в истории международного сотрудничества между государствами возник относительно недавно - с 1980 года. Когда к власти в Буркина-Фасо пришел Томас Санкара (1983 год), между государствами стали налаживаться международные связи, так как Санкара стремился создать союз стран для решения насущных проблем. Подчеркнем, что Томас Санкара был достаточно молодым реформатором и революционером, благодаря деятельности которого Буркина-Фасо смогла несколько повысить ключевые показатели государства. В то время у власти Ганы стоял Джерри Ролингс, который также был заинтересован в создании единого союза [4]. Оба государственных деятели сходились в позиции в отношении будущего Африки - истинно демократически организованное и свободное от влияния западного капитала.
В данном случае, под демократией необходимо понимать народовластие, которое заключается в участии народа в осуществлении управления государственными процессами, а также влияние на социальную и экономическую сферы.
Начиная с 1983 года, как было указано нами ранее, дипломатические отношения между двумя странами - Буркина-Фасо и Ганой, стали только укрепляться. Здесь целесообразно отметить некоторое влияние Франции на принятие решения о создании союза, поскольку Томас Санкара был заинтересован в том, чтобы выстроить прочные экономические и политические связи с соседним государством, ориентируясь на бывшую метрополию. Однако влияние Франции негативно сказалось на ранних отношениях между Буркина-Фасо и Ганой - в период колонизации между государствами были проведены границы, в том числе, между народами, которые были настроены враждебно [5]. В послеколониальный период между странами отношения становились более близкими, так как возникала потребность в налаживании путей импорта и экспорта.
В 1987 году произошло убийство революционера Буркина-Фасо - Томаса Санкары, что несколько ухудшило отношения между государствами вследствие того, что некоторые из государственных деятелей были уверены в причастности Ганы в данном деле. Но уже через два года Буркина-Фасо и Гане пришлось объединить силы, поскольку в 1989 году началась гражданская война в Либерии, которая затронула интересы двух государств.
К 1994 году стали заметны признаки сближения Ганы и Буркина-Фасо - стали налаживаться ранее разорванные дипломатические связи, были
выстроены вновь пути экспорта и импорта, поскольку страны нуждались в повышении экономических показателей. До 2015 года международные отношения находились на одном уровне, однако власти государств были заинтересованы в их укреплении. Так, в 2015 году был подписан акт об укреплении отношений между Ганой, Того и Буркина-Фасо [6]. Страны договорились об облегчении передвижения между ними для совместной работы по вопросам образования, здравоохранения и сельского хозяйства. Соглашение также призывает препятствовать принудительным бракам во всех трех странах, а также бороться с контрабандой нефти и другой трансграничной преступной деятельностью, которая наносит ущерб братским странам [7].
Буркина-Фасо и Гана на данный момент не имеют большого количества общих черт, однако они едины в борьбе за высокий уровень благосостояния людей. Так, сегодня одной из главных проблем для стран Сахеля (Буркина-Фасо, Ганы и других) является терроризм, который на протяжении последних 10 лет ухудшает и без того низкие экономические показатели, вызывает вынужденную миграцию [8].
Несмотря на то, что Буркина-Фасо и Гана стремятся к сотрудничеству, у них есть несколько различных черт. Так, в первую очередь, следует сказать о благополучности стран - на сегодняшний день Гана является более благополучной и экономически устойчивой, вследствие чего основное финансирование совместных проектов и строительство инфраструктуры в Буркина-Фасо происходит за счет средств Республики Гана.
Подчеркнем, что современная Гана является крупнейшим производителем какао и богата полезными ископаемыми, такими как топливо, малосернистая нефть, золото и другими природными и минеральными ресурсами. Более того, экономика государства обладает тенденциями к быстрому росту, поскольку ежегодно разрабатывает и принимает проекты, направленные на увеличение государственной казны и снижение уровня проблем среди населения [9].
Также отличие представлено в военных переворотах, которые наиболее характерны для Буркина-Фасо - за последние несколько лет, в частности, в начале 2022 года, в государстве произошло несколько революций, которые стали детерминантом повышения индекса терроризма, голода, снижения уровня жизни и, как следствие, вынужденной миграции в Гану [10].
Современное состояние отношений между Буркина-Фасо и Ганой характеризуется положительно, потому что реализуются совместные программы, направленные на разрешение проблем, затрагивающих интересы двух государств. Кроме того, на сегодняшний день приоритетным вопросом является снижение индекса терроризма, который повышается последние несколько лет. В течение 10 лет в странах ведется активная борьба с терроризмом, однако она не приносит положительных результатов, заклю-
чающихся в снижении индекса. Так, рассмотрим статистику терроризма в Гане и Буркина-Фасо (рис. 1).
Из представленной статистики мы видим, что проблема терроризма в Буркина-Фасо существует уже давно, и с каждым годом показатели лишь увеличиваются. В 2019 году показатель индекса достиг отметки 6.76, что свидетельствует о том, что в государстве произошел кризис, повлиявший на рост преступности и терроризма. Кроме того, проведя анализ детерминантов возрастания показателей, нами было обнаружено, что за последние несколько лет произошло обострение ситуаций, связанных с насилием и формированием преступных вооруженных группировок. В частности, с 2015 года на территории Буркина-Фасо было совершенно несколько актов терроризмов группами «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещенные на территории Российской Федерации) [11].
Теперь же перейдем к индексу терроризма, наблюдаемого в Республике Гана. Проанализировав статистику, предоставляемую информацию о глобальном индексе терроризма, отметим, что в 2019 году Гана занимала 82 из 163 место, и находилась в районе показателя 1.74, что указывает на относительно высокий риск совершения актов терроризма. Кроме этого, терроризм является показателем роста преступности в стране. На рисунке 2 представлены статистические данные о преступности за период с 2014 по 2021 год, а также рассмотрен 2022 год с января по май.
В связи с такими показателями, в 2019 году была организована так называемая группа «Дружбы» (Франция - Западная Африка), которая совершила поездки в Гану и Буркина-Фасо. Цель данных поездок была заключена в том, чтобы принять соответствующие меры по снижению деятельности та-
6.76
Рисунок 1.
Индекс терроризма в Буркина-Фасо за период с 2013 по
.■НИ
2014 201$ ¿01« 201/ 201? 2019
ких группировок как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (запрещенные на территории Российской Федерации), поскольку Буркина-Фасо практически является центром терроризма. Группа «Дружбы» сформировала позицию того, что террористические группировки, нацеленные на Буркина-Фасо сегодня, могут угрожать Гане завтра [12]. С данной позицией трудно не согласиться, так как у государств имеется общая граница, через которую могут переходить террористы.
Несмотря на то, что поездки были совершены в 2019 год - пик индекса терроризма в государствах, в условиях, вызывающих озабоченность политической ситуацией, а также учитывая активный рост террористической угрозы, дестабилизирующей не только Гану и Буркина-Фасо, но и другие страны Сахеля - они стали толчком к разрешению данной проблемы: были проведены плодотворные переговоры с государственными деятелями государств, намечены стратегии и программы, посредством которых индекс терроризма планируется снизить [13].
По состоянию на 2022 год нельзя говорить о том, что удалось достичь положительных результатов, поскольку в Гане и Буркина-Фасо продолжает расти уровень нищеты, которая, на наш взгляд, является одной из основных сред, в которой развивается терроризм. Кроме того, в Буркина-Фасо был совершен военный переворот, который в значительной степени смог повлиять на реализацию государственных программ по борьбе с терроризмом - народ не удовлетворен политикой страны и требует изменения внешнеполитических ориентиров, в частности, требует налаживания сотрудничества с Россией.
60
51.95
20Т4 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рисунок 2. Индекс преступности в Гане за период с 2014 по 2022 года.
Контртеррористические усилия в Буркина-Фасо двояки. Во-первых, внутренние усилия предполагают мобилизацию военных для предотвращения террористических атак. Во-вторых, международные усилия включают повышение безопасности, предотвращение террористической экономической деятельности и партнерство с западными странами.
Буркина-Фасо также сотрудничает с региональными организациями в целях предотвращения экономической деятельности, связанной с терроризмом. В частности, это часть Межправительственная группа действий по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА). С1АБА — это группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, уполномоченная Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), региональная кооперативная организация, в которой Буркина-Фасо играет активную роль [14].
Частью миссии С1АБА в Буркина-Фасо является предотвращение финансирования терроризма. В ответ Буркина-Фасо приняла меры для устранения пробелов в экономическом регулировании и проведения дискуссий с общественностью, чтобы лучше понять, какую пользу для экономики приносит терроризм и другая незаконная деятельность [15].
Сегодня миграция на территории африканских стран является значимым (ключевым) элементом в системе международных отношений по вопросам экономики, поскольку рабочая сила в условиях бедности и нищеты является ценным фактором.
На территории Буркина-Фасо можем выделить вынужденную и трудовую миграции из страны в Гану. Причинами вынужденной миграции, на наш взгляд, являются военные перевороты и деятельность террористических группировок на территории Буркина-Фасо. Несмотря на то, что власти государства стремятся к улучшению экономики и соответствию ростам глобализации, трудовой потенциал, как и уровень экономического состояния является низким.
Голод — один из наиболее распространенных факторов, который приводит к перемещению людей. Африка является регионом, где доля недоедающего населения является самой высокой. В 2017 г. на долю Африки пришлась наибольшая доля прироста недоедающих (прирост на 15 млн человек), что закономерно привело к массовому перемещению населения в поисках лучших условий жизни. Ссылаясь на данные, представленные Агентством продовольственной безопасности ООН, по состоянию на апрель 2022 года более 3,5 миллионов жителей Буркина-Фасо не имеют достаточного количества еды и в скором времени могут оказаться на грани голодной смерти [16]. Причиной такой ситуации вновь можно назвать военные конфликты и деятельность террористических вооруженных группировок.
Таким образом, уровень миграции из Буркина-Фасо крайне высок. Большинство людей остаются без работы, поскольку в государстве с низ-
ким уровнем экономики не имеется необходимой инфраструктуры. Сегодня некоторые проекты, разработанные совместно с Ганой, в значительной степени решают проблему увеличения рабочих мест в стране.
Другим проектом, над которым совместно работают власти Буркина-Фасо и Республики Ганы является программа по борьбе с голодом, реализуемая с 2018 года. Несмотря на то, что сроки проекта определялись всего 6-ю месяцами, он продолжает действовать и по сей день. Интересным представляется слоган проекта «Голод» - «в мире нет никого, кто был бы слишком беден для того, чтобы развиваться». Программа реализуется за счет финансирования ЭКОВАС - Экономического сообщества западноафриканских государств и оценивается в 144 миллионов франков.
Основные цели проекта заключены в следующем: разработанный проект поддерживает людей, страдающих от онхоцеркоза, которые находятся в затруднительном материальном положении, посредством сельскохозяйственной программы, предусматривающей бурение восьми скважин на солнечной энергии для круглогодичного орошения, чтобы они могли прокормить себя.
Кроме этого, независимо от физического состояния человека, ему будут предоставлены все возможности для того, чтобы развиваться в каком-либо направлении. Также запланировано строительство многофункциональных центров для обеспечения возможности реализации людей в различных сферах, в которых будет оказываться необходимая поддержка тем, кто не может самостоятельно решить трудовой вопрос.
Сегодня в общинах Буркина-Фасо нет необходимой инфраструктуры, как социальной, так и экономической, вследствие чего у местного населения нет возможности устроиться на работу для прокормления себя и своей семьи. Проект стремится к решению данной проблемы путем строительства центров, зданий и иной инфраструктуры. Более того, Буркина-Фасо стремится к 2030 году достичь статуса среднего дохода, чему может поспособствовать развитие инфраструктуры [17].
Другой проблемой является низкий уровень образования людей, за счет чего обеспечивается соответствующее благосостояние людей, характеризующееся крайне низкими показателями. Цели проекта заключаются в образовании местного населения в сферах, наиболее приоритетных в нынешних условиях для африканских стран - здравоохранение, сельское хозяйство и, непосредственно, образование. На наш взгляд, данная цель должна быть реализована в первую очередь, поскольку она позволит повысить компетенцию специалистов в разных областях, снизит рост заболеваемости - одной из насущных проблем Буркина-Фасо.
Также в 2018 году был поднят вопрос о необходимости объединения железных дорог между Ганой и Буркина-Фасо [18]. Главами государств были подписаны Меморандумы и соглашения, в числе которых Меморандум о
взаимопонимании, направленный на укрепление и более тесное сотрудничество между странами по вопросам обеспечения безопасности в связи с повышением индекса терроризма, о сотрудничестве в сфере спорта, образование и отдыха - в значительной степени данное соглашение поспособствовало реализации проекта «Голод» о котором нами ранее говорилось, поскольку получение образования в Гане и Буркина-Фасо представляется затруднительным. И наконец, было подписано соглашение об объединении железных дорог для налаживания экспорта и импорта, а также свободного передвижения по территориям государств.
В 2021 году был заключен контракт между Ганой и Буркина-Фасо об объединении железнодорожных сетей, общая протяженность которых составит 1100 километров. Были представлены технические карты для реализации проекта. Однако по состоянию на 2022 год строительство начато не было в связи с экономическим кризисом в Западной Африке.
На наш взгляд, реализация данного проекта крайне необходима, поскольку строительство железной дороги между Буркина-Фасо и Республикой Гана, среди прочего, улучшит торговый баланс двух стран за счет облегчения транспортных перевозок и оптимизации эксплуатационных расходов автомобилей за счет переключения перегрузок на железную дорогу, стабилизирует транспортные расходы, ведущие к снижению цен на товары и созданию более 30 000 прямых и косвенных рабочих мест на этапе строительства, улучшению экономических условий в пересекаемых районах и создание приносящих доход видов деятельности на железнодорожных станциях.
К этому следует добавить улучшение потока продуктов из района Багре-Поль на рынок, улучшение экспорта полезных ископаемых в порты, безопасность наземного транспорта, сокращение местной бедности и сохранение дорожной сети, подверженных преждевременному износу в результате перегрузок [19].
В начале октября 2022 года был реализован совместный проект Ганы и Буркина-Фасо по вводу в эксплуатацию станцию электричества. Сегодня в Буркина-Фасо существует проблема постоянных перебоев в электрических сетях, в связи с чем работа станции станет решением данной проблемы.
Кроме того, введение в эксплуатацию новой станции также позволило снизить перегрузки в сети. Ответственная компания обновила линию электропередач во всем регионе, что увеличило пропускную способность ЛЭП.
На наш взгляд, реализация данного проекта стала еще одним фактором сближения народов Ганы и Буркина-Фасо. Сегодня в странах существует проблема с нелегальной добычей золота, которым богаты оба государства. Сближение и установление более плотного сотрудничества способствует объединению граждан для решения проблем, связанных с угрозой окружающей среде. Подчеркнем, что ухудшение экологической обстановки - проблемный вопрос для каждого государства, однако для стран африканского
континента он стоит наиболее остро.
Министерство иностранных дел в Буркина-Фасо на сегодняшний день подчеркивает важность укрепления дипломатических отношений с соседней Республикой Ганой, а также о взаимовыгоде данного сотрудничества для народов обоих государств. На наш взгляд, Буркина-Фасо и Гана могут достичь высоких результатов и решить насущные проблемы для обоих государств. Кроме того, реализуемые проекты направлены на гармонизацию инвестиционного законодательства в Западной Африке и предлагают «энергично» продолжить создание регионального агентства по поощрению инвестиций. Странам настоятельно рекомендуется развивать эффективные, жизнеспособные малые и средние предприятия и знакомить традиционное сельское хозяйство с современными технологиями, предпринимательством и инновациями в целях повышения производительности [20].
В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на относительно недолгую историю отношений между Буркина-Фасо и Ганой, государствам удалось достичь понимания и реализовать совместные проекты, направленные на решение проблем в разных областях. На сегодняшний день страны характеризуются низкими показателями экономики и, соответственно, бедностью, голодом и не развитой инфраструктурой. Однако современные государственные программы и политические стратегии отличаются эффективностью в реализации.
Безусловно, пандемия, поразившая каждое государство и мировую экономику, нанесла существенный удар по Буркина-Фасо и Гане. Но несмотря на это страны стремятся к развитию социальной и экономической инфраструктуры. Дальнейшие перспективы международного сотрудничества довольно высоки, поскольку власти государств подписывают соглашения о взаимовыгодных отношениях.
Библиографический список:
[1] Нотченко В.Е. Изменение роли Ганы в международной торговле // Минск: Амалфея. 2014. 149 с.
[2] Боасиако Р.А. Внешняя торговля Ганы и пути ее совершенствования // Мировая экономика. 2017. 69 с.
[3] Бола Д.С. О государственной финансовой поддержке ганских экспортеров промышленной продукции
// Финансы. 2015. № 8. С. 78-79.
[4] Ойиве З.А. Политическое лидерство в разделенном обществе: случай Ганы (по материалам экспертного
опроса) // Политика и общество. 2018. № 10. С. 26-35.
[5] Айуб Ш.Н. Проблемы и перспективы развития внешней политики стран зоны Сахеля в контексте совре-
менных международных отношений / Ш.Н. Айуб, Якуба А.Я. и др. // Конфликтология. 2021. № 3. С. 87-89.
[6] Вику К. Теоретические основы измерения инфляции в странах ЭКОВАС // Вестник РУК. 2022. № 1 (47). С. 22-27.
[7] Золотодобыча в Буркина-Фасо. // URL: https://zolotodb.ru/article/11853 (Дата обращения: 19.10.2022)
[8] Исаев Л.М. Глобальная террористическая угроза в Сахеле и истоки терроризма в Буркина-Фасо /
Л.М. Исаев, А.В. Коротаев, Д.А. Бобарыкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. № 2. С. 411-421.
[9] Лариса О.Б. Состояние внешнеторговой деятельности Ганы // Центр развития торговли: учебное посо-
бие / Г.А Эмануел. - Лагос, 2015. Раздел 1. 84 с.
[10] Костелянец С.В. Терроризм в Африке: особенности, тенденции и перспективы / С.В. Костелянец // ИМЭМО РАН. 2016. № 2 (51). С. 101-113.
[11] Sakande M. 105 Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse //
Evénement. Mars 29, 2018.
[12] Burkina Faso et Ghana : deux pays face au défi du terrorisme. 2019. // URL: https://www.senat.fr/fileadmin/ Fichiers/Images/relations_internationales/Groupes_d_amitie/2019/CR_Burkina_Faso_Ghana_25_ juillet_2019.pdf (Дата обращения: 19.10.2022)
[13] Thurston A. Escalating Conflicts in Burkina Faso // RLS Research Papers on Peace and Conflict Studies in West and Central Africa. June 30, 2021.
[14] Burkina Faso and the EU // Delegation of the European Union to Burkina Faso // URL: https ://eeas.europa.eu/ delegations/burkina-faso_en/4352/Burkina%20Faso%20and%20the%20EU (Дата обращения: 19.10.2022)
[15] Воробьев А.Е. Вклад горной отрасли в социально экономическом развитии Буркина-Фасо // Вестник евразийской науки. 2016. № 3 (34). 113 с.
[16] Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). // URL: https:// www.fao.org/news/story/ru/item/1140224/icode/ (Дата обращения: 19.10.2022)
[17] UNESCO science report: towards 2030 / UNESCO Published // UNESDOC. 2015. 794 с. // URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000235406 (Дата обращения: 19.10.2022).
[18] Федеральное агентство новостей (ФАН). Официальный сайт // URL: https://riafan.ru/23703264-novaya_ elektrostantsiya_gani_snabdit_burkina_faso_dopolnitel_noi_energiei (Дата обращения: 19.10.2022)
[19] Моисеев А. Запрет импорт некоторых товаров в Гану: его последствия // Общество и экономика. 2015. № 6. С. 47-51.
[20] Ministry of railways development. 2021. // URL: https://www.mrd.gov.gh/4/16/119/ghana-and-burkina-faso-to-select-a-private-sector-investor-for-the-development-of-the-ghana-%E2%80%93-burkina-railway-interconnectivity-project (Дата обращения: 19.10.2022)
Reference
[1] Notchenko V.E. Changing the role of Ghana in international trade // Minsk: Amalthea. 2014. 149 p.
[2] Boasiako R.A. Foreign trade of Ghana and ways to improve it // World Economy. 2017. 69 p.
[3] Bola D.S. On state financial support for Ghanaian exporters of industrial products // Finance. 2015. № 8. P. 78-79.
[4] Oyiwe Z.A. Political leadership in a divided society: the case of Ghana (based on an expert survey) // Politics
and Society. 2018. № 10. P. 26-35.
[5] Ayub Sh.N. Problems and prospects for the development of foreign policy of the countries of the Sahel zone in the
context of modern international relations / Sh.N. Ayub, Yakuba A.Ya. and others // Conflictology. 2021. № 3. P. 87-89.
[6] Viku K. Theoretical basis for measuring inflation in ECOWAS countries // Bulletin of RUK. 2022. № 1 (47). P. 22-27.
[7] Gold mining in Burkina Faso. // URL: https://zolotodb.ru/article/11853 (10.19.2022)
[8] Isaev L.M. Global terrorist threat in the Sahel and the origins of terrorism in Burkina Faso / L.M. Isaev,
A.V. Korotaev, D.A. Bobarykina // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: International relations. 2022. Vol. 22. № 2. P. 411-421.
[9] Larisa O.B. The state of Ghana's foreign trade activity // Trade Development Center: textbook / G.A. Emanuel.
- Lagos, 2015. Section 1. 84 p.
[10] Kostelyanets S.V. Terrorism in Africa: features, trends and prospects / S.V. Kostelyanets // IMEMO RAS. 2016. № 2 (51). P. 101-113.
[11] Sakande M. 105 Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse // Evénement. Mars 29, 2018.
[12] Burkina Faso et Ghana: deux pays face au défi du terrorisme. 2019. // URL: https://www.senat.fr/fileadmin/ Fichiers/Images/relations_internationales/Groupes_d_amitie/2019/CR_Burkina_Faso_Ghana_25_ juillet_2019.pdf (10.19.2022)
[13] Thurston A. Escalating Conflicts in Burkina Faso // RLS Research Papers on Peace and Conflict Studies in West and Central Africa. June 30, 2021.
[14] Burkina Faso and the EU // Delegation of the European Union to Burkina Faso // URL: https://eeas.europa.eu/ delegations/burkina-faso_en/4352/Burkina%20Faso%20and%20the%20EU (10.19.2022)
[15] Vorobyov A.E. Contribution of the mining industry to the socio-economic development of Burkina Faso // Bulletin of Eurasian Science. 2016. № 3 (34). 113 p.
[16] Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). // URL: https://www.fao.org/news/story/ru/ item/1140224/icode/ (10.19.2022)
[17] UNESCO science report: towards 2030 / UNESCO Published // UNESDOC. 2015. 794 p. // URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000235406 (10.19.2022).
[18] Federal News Agency (FAN). Official website // URL: https://riafan.ru/23703264-novaya_elektrostantsiya_ gani_snabdit_burkina_faso_dopolnitel_noi_energiei (10.19.2022)
[19] Moiseev A. Ban on the import of certain goods to Ghana: its consequences // Society and Economics. 2015. № 6. P. 47-51.
[20] Ministry of railways development. 2021. // URL: https://www.mrd.gov.gh/4A6/119/ghana-and-burkina-faso-to-select-a-private-sector-investor-for-the-development-of-the-ghana-%E2%80%93-burkina-railway-interconnectivity-project (10.19.2022)
Ванграуа В. Ванесса Эстель
Аспирант, Российский университет дружбы народов имени Патриса
Лумумбы.
История отношений Буркина-Фасо и Таны 1980-2022 Аннотация. В статье автором рассматривается международное сотрудничество Республики Гана и Буркина-Фасо в период с 1980 по 2022 годы. Несмотря на относительно недолгую историю отношений, государства смогли выстроить прочное сотрудничество и реализовать несколько совместных проектов, которые поспособствовали эффективному решению главных проблем. На сегодняшний день ключевым фактором, влияющим на повышение индекса терроризма, являются возрастающие показатели нищеты в странах. Особое внимание автором уделяется совместным проектам, направленным на борьбу с терроризмом, поскольку этот вопрос является приоритетным для Буркина-Фасо и Ганы. Вследствие того, что бедность является плодотворной средой для развития терроризма, власти государств стремятся к строительству социальных и экономических инфраструктур, повышению процента образованности в обществе.
Ключевые слова: Буркина-Фасо, Республика Гана, терроризм, бедность, международные отношения, сотрудничество, пандемия, экономический кризис, голод.
Wangraoua W. Vanessa Estelle
Graduate Student, Peoples' Friendship University of Russia.
The history of relations between Burkina Faso and Ghana 1980-2022 Abstract. In the article, the author examines the international cooperation of the Republic of Ghana and Burkina Faso in the period from 1980 to 2022. Despite the relatively short history of relations, the states were able to build strong cooperation and implement several joint projects that contributed to the effective solution of the main problems. To date, the key factor influencing the increase in the terrorism index is the increasing poverty rates in countries. The author pays special attention to joint projects aimed at combating terrorism, since this issue is a priority for Burkina Faso and Ghana. Since poverty is a fruitful environment for the development of terrorism, the State authorities strive to build social and economic infrastructures, increase the percentage of education in society.
Key words: Burkina Faso, Republic of Ghana, terrorism, poverty, international relations, cooperation, pandemic, economic crisis, famine.