Ванграуа Вендпанягдэ Ванесса Эстель
Аспирантка факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Буркина-Фасо: основные внешнеполитические контрагенты и партнеры
Буркина-Фасо, как и многие африканские страны, характеризуется низким уровнем жизни, повышенным индексом терроризма, бедностью и неразвитой инфраструктурой, которая могла бы поспособствовать развитию государства. Вследствие этого современные государственные стратегии и внешняя политика Буркина-Фасо направлена на выстраивание международных связей с более развитыми странами, что приводит к повышению качества жизни и уровню безопасности. В 2022 году произошел ряд событий, которые стали толчком к смене внешнеполитических взглядов Буркина-Фасо.
Геополитика государства оказывает влияние на развитие концепций, а также положительный исход сотрудничества страны, поскольку географическое положение Буркина-Фасо имеет несколько преимуществ. Несмотря на то, что по экономическому уровню государство включено в список одних из беднейших, на современном этапе происходят активные изменения, которые позволяют наладить данную ситуацию.
В первую очередь хотелось бы рассмотреть смену внешнеполитического ориентира государства, который ранее был направлен на политику Франции. До недавнего времени в Буркина-Фасо стремились к поддержанию сотрудничества с французским государством, поскольку оно являлось бывшей метрополией, а также оказывала сильную экономическую и военную поддержку стране. Однако в августе 2022 года данный ориентир был изменен в силу того, что в период с 2021 по начало 2022 года в государстве было совершено несколько террористических актов. Террористический индекс с каждым годом принимает все большие значения, что только доказывает важность данной проблемы и необходимость ее скорейшего разрешения. На территории Буркина-Фасо действуют такие террористические группировки как «Аль-Каида» и «Исламское государство», запрещенные в Российской Федерации. Вследствие такого активного распространения терроризма в государстве, местным населением был устроен
военный переворот, а также проводились забастовки, требующие разорвать сотрудничество с бывшей метрополией. Хотелось бы подчеркнуть, что именно 2020 год стал переворотным для Буркина-Фасо, поскольку пандемия коронавируса проявила слабые стороны как обороны, так и политики государства в целом. Кроме того, политики указывали на то, что Франция стремится подавить Буркина-Фасо также, как и США Афганистан, реализуя там собственные политические идеи.
Отсюда можем плавно перейти к выстраиванию международных связей с Россией, поскольку революция в Буркина-Фасо, произошедшая 30 сентября 2022 года, поспособствовала тому, что местное население стало оказывать давление на главу государства для налаживания сотрудничества с Россией. Напомним, что отношения между Буркина-Фасо и Советским Союзом впервые были закреплены еще в 1967 году. После распада СССР Россия была признана его правопреемником. В число стран, которые признали такое правопреемство, входило и Буркина-Фасо. Это обусловило активное сотрудничество государств, однако следствие нестабильного финансового состояния двух стран, международные связи были разорваны. Представляется, что сотрудничество Буркина-Фасо и России является на сегодняшний день одним из приоритетных, поскольку оно позволит разрешить многие проблемы, в том числе, экономические и социальные. На последние события в африканской стране Россия отреагировала с крайней осторожностью, но показала заинтересованность в оказании финансовой и иной помощи Буркина-Фасо. Поддержим позицию некоторых исследователей, которые заключают, что выстраивание международных отношений между двумя государствами в данном аспекте является, своего рода, историческим аспектом в силу того, что это сможет повысить уровень жизни в Буркина-Фасо, а также обеспечит возможность продолжительного сотрудничества с одной из мировых держав.
На сегодняшний день между государствами продолжают действовать двусторонние соглашения: в 2000 году было подписано Соглашение, регулирующее вопросы безвизового въезда в государства по служебным и дипломатическим паспортам. Касательно обычных граждан, с 2022 года был введен пилотный проект по предоставлению виз на базе системы электронных виз «evisa Burkina». В 2006 году было подписано Соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое было направлено на взаимодействие государств по вопросам поставки военной техники, оказания услуг в сфере военно-техниче-
ского сотрудничества и других областей; в 2018 году было подписано Соглашение о военном сотрудничестве, в рамках которого происходит активное взаимодействие стран по вопросам, связанных с борьбой против терроризма, развитие отношений в области спорта и культуры, военной медицины и других направлениях.
В силу того, что африканский континент богат природными ресурсами, в частности, энергоресурсами, сотрудничество России и Буркина-Фасо представляется, на наш взгляд, достаточно выгодным для каждой из сторон. Проанализировав доклады Международного энергетического агентства, можем заключить, что прогнозы и тенденции такой деятельности имеют исключительно положительный характер: совокупные инвестиции в разведку и добычу нефти и газа на континенте за период с 2018 по 2040 год превысят 2 триллиона долларов. В частности, многие российские компании заинтересованы в сотрудничестве, например, «Лукойл», «Роснефть», «Газпром» и другие. Однако постоянные военные перевороты и атаки террористических группировок представляются барьером, который отталкивает потенциальных инвесторов и контрагентов от Буркина-Фасо. В данном случае Россия является заинтересованной стороной в налаживании внутренней ситуации в африканском государстве - в частности, снижение индекса терроризма. Отмечается, что в 2022 году произошло самое большое количество атак террористических группировок на территории Буркина-Фасо, что оказывает мощнейшее влияние на дальнейшее сотрудничество.
Ранее было указано, что в Буркина-Фасо существует проблема голода. Так, из доклада Агентства продовольственной безопасности ООН, в апреле 2022 года более 3.5 миллионов буркинийцев оказались на грани голодной смерти, поскольку был огромный дефицит еды. Однако с 2018 года продолжает реализовываться проект, направленный на борьбу с голодом. Ситуация, которая сложилась в 2022 году, на наш взгляд, может быть обусловлена военным переворотом, а также продолжительным воздействием на государство террористических группировок. Кроме того, мощное влияние на развитие данной ситуации оказала и пандемия соу1^19. Основная цель данного проекта обозначена как создание условий, необходимых для развития людей и получения возможности прокормить себя самостоятельно за счет бурения 8 скважин, что позволит круглогодично орошать сельскохозяйственные земли. Здесь же следует отметить решение вопроса безработицы, поскольку создаются многофункциональные центры, направленные на трудоустройство граждан. В 2021 году уро-
■ вень безработицы составил 4.76%, что по сравнению с 2020 годом на
0.14% ниже. В 2021 году экономические показатели стали постепенно восстанавливаться, что привело к снижению уровня безработицы, и, соответственно, голода. Но военные перевороты оказали более сильное влияние на уровень жизни людей в 2022 году. Кроме того, просматривается проблема вынужденной трудовой миграции из Буркина-Фасо в соседние государства, в частности, в Гану, что обуславливает появление массовых беспорядков и пр..
Обратимся вновь к проблеме образования в Буркина-Фасо. В рамках сотрудничества с Республикой Ганой, как ранее уже отмечалось, реализуются многие программы, направленные на строительство образовательных учреждений. На наш взгляд, это действительно представляется главной задачей для африканских государств на современном этапе их развития, поскольку выпуск специалистов в области здравоохранения - одним из приоритетных направлений образованности, окажет влияние на повышение качества медицинских услуг, а также снизит уровень заболеваемости. Отметим, что данная проблема остро стоит не только в Буркина-Фасо, но и во многих странах африканского континента.
В помощи с решением проблемы голода важным контрагентом Буркина-Фасо является и США. Так, в рамках реализации многих региональных программ африканскому государству оказывается значительная финансовая помощь. Можем отметить один из положительных аспектов такого сотрудничества - проект «Еда во имя мира» - предоставление школьных обедов, которое осуществляется через католические службы Буркина-Фасо. Однако 2 января 2023 года многие совместные проекты оказались приостановлены в силу того, что США исключили Буркина-Фасо из программы торговых преференций «Об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки» (АООА). Американские власти заявили, что отзыв участия страны из соглашения связан с «глубокой обеспокоенностью в связи неконституционными изменениями» в правительстве африканского государства. Закон «Об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки» предоставляет странам к югу от Сахары беспошлинный доступ в Соединенные Штаты, если они отвечают определенным квалификационным требованиям, таким как устранение барьеров для торговли и инвестиций США и продвижение к политическому плюрализму. На наш взгляд, пункт о соблюдении широкого политического разнообразия является рычагом, позволяющим штатам выгонять из программы неугодные государства. | _
На основе проведенного анализа можем сделать несколько выводов: действие террористических группировок, таких как «Аль-Каида» и «Исламское государство», запрещенных на территории России, привело к тому, что государственная политика Буркина-Фасо подверглась значительным изменениям, в том числе, был пересмотрен ориентир на политику Франции - бывшей метрополии. Африканское государство заинтересовано в том, чтобы укреплять сотрудничество с Российской Федерацией, поскольку это позволит выстроить гуманитарные каналы между странами и решить проблему повышения террористического индекса. В рамках действующих двусторонних соглашений реализуются программы по выстраиванию торгово-экономических связей, военно-технической помощи. Гана, являясь одним из ближайших партнеров Буркина-Фасо, также заинтересовано в том, чтобы между государствами существующие связи только укреплялись. За последние несколько лет были реализованы многие программы и проекты, которые обладают эффективностью, в том числе, проект «Голод», направленный на разрешение проблемы образованности и голода среди местного населения. В рамках данного сотрудничества также продолжают налаживаться связи с США. Таким образом, Буркина-Фасо на современном этапе развития стремится к созданию международных союзов с развитыми государствами, поскольку такие связи оказывают положительное влияние на стабилизацию экономической и политической ситуаций в стране. Однако проблема повышения терроризма по-прежнему остается приоритетной в сотрудничестве с другими государствами.
Библиографический список
1. Абрамова И.О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. № 11 (5). С. 6-21.
2. Андрианантенаина А.П. Управление миграционными процессами в Африке: международные и региональные подходы // Русская политология. 2021. № 2 (19). С. 52-57.
3. Барри У.А. Развитие особых экономических зон как форма привлечения иностранных инвестиций в ЭКОВАС // Экономические исследования. 2021. № 1. С. 11-17.
4. Боасиако Р.А. Внешняя торговля Ганы и пути ее совершенствования // Мировая экономика. 2017. 69 с.
5. Вику К. Теоретические основы измерения инфляции в странах ЭКОВАС // Вестник РУК. 2022. № 1 (47). С. 22-27.
6. Гаврилова Н.Г. С0УГО-2019 и проблема продовольственной безопасности стран западной Африки (2020-2022 гг.) // 1АС1. 2022. № 5. С. 23.
7. Исаев Л.М., Коротаев А.В., Бобарыкина Д.А. Глобальная террористическая угроза в Сахеле и истоки терроризма в Буркина-Фасо // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. № 2. С. 411-421.
8. Трунов Ф.О. Постколониальный французский Сахель: стратегическое проникновение ФРГ // Полит. наука. 2022. № 1. С. 205-223.
9. Чернега В.Н. Франция и вооруженные конфликты в Африке // Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. 2018. № 4. С. 103-115.
10. Senat. Burkina Faso et Ghana: deux pays face au défi du terrorisme, 2019. Р. 4.
11. Sakande M. Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse // Evenement, 2018. Р. 23-25.
References
1. Abramova I.O. Africa in the modern model of the world order: a significant player or an outsider? Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2018. № 11 (5). P. 6-21.
2. Andrianantenaina A.P. Management of Migration Processes in Africa: International and Regional Approaches // Russian Political Science. 2021. № 2 (19). P. 52-57.
3. Barry W.A. Development of special economic zones as a form of attracting foreign investment in ECOWAS // Economic Research. 2021. № 1. P. 11-17.
4. Boasiako R.A. Ghana's foreign trade and ways to improve it // World economy. 2017. 69 p.
5. Viku K. Theoretical foundations for measuring inflation in the ECOWAS countries // Vestnik RUK. 2022. № 1 (47). P. 22-27.
6. Gavrilova N.G. COVID-2019 and the problem of food security in West Africa (2020-2022) // IACJ. 2022. № 5. P. 23.
7. Isaev L.M., Korotaev A.V., Bobarykina D.A. The Global Terrorist Threat in the Sahel and the Origins of Terrorism in Burkina Faso // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International relations. 2022. V. 22. № 2. P. 411-421.
8. Trunov F.O. Post-colonial French Sahel: strategic penetration of Germany // Polit. the science. 2022. № 1. P. 205-223.
9. Chernega V.N. France and armed conflicts in Africa // Actual problems of Europe / INION RAN. 2018. № 4. P. 103-115.
10. Senat. Burkina Faso et Ghana: deux pays face au défi du terrorisme, 2019. P. 4.
11. Sakande M. Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse // Evenement, 2018. P. 23-25.