Научная статья на тему 'Буркина-Фасо: основные внешнеполитические контрагенты и партнеры'

Буркина-Фасо: основные внешнеполитические контрагенты и партнеры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Буркина-Фасо / голод / терроризм / пандемия / сотрудничество / международные отношения / экономический кризис / безработица / здравоохранение / смертность / Burkina Faso / famine / terrorism / pandemic / cooperation / international relations / economic crisis / unemployment / healthcare / mortality

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ванграуа Вендпанягдэ Ванесса Эстель

Сегодня Буркина-Фасо стремится к созданию международных союзов, посредством которых будут решены основные проблемы африканского государства: голод, повышенный террористических индекс, низкий уровень образованности, безработица, плохое качество медицинских услуг и пр. Так, в рамках вопроса об основных внешнеполитических контрагентов и партнеров Буркина-Фасо были рассмотрены связи государства с Россией, Ганой и США, поскольку именно с ними уже реализуются и планируются новые совместные проекты, направленные на повышение уровня жизни в африканском государстве. Также был затронут вопрос пересмотра властями Буркина-Фасо прежнего ориентира на Францию – бывшей метрополии. В следствие неэффективной борьбы с деятельностью террористических группировок на территории Буркина-Фасо, местное население и власти настроены негативно в отношении военных действий французского государства и склоняются к разрыву любых дипломатических связей с Францией. Автором отмечается, что многие африканские страны последовали примеру Буркина-Фасо и постепенно отошли от политики бывшей метрополии – например, Мали, Чад и др. Упоминается и валютный союз, в состав которого входили государства, обретшие независимость от французской метрополии. Наиболее приоритетным международным сотрудничеством для африканского государства на современном этапе представляется укрепление существующих отношений с Россией, поскольку именно с данной державой реализуются особенно важные проекты для Буркина-Фасо. Значительным фактором в выборе внешнеполитических контрагентов и партнеров для Буркина-Фасо является заинтересованность и возможность решения ключевой проблемы многих африканских государств – терроризма, которая не может быть решена на протяжении 10 лет. Автор приходит к выводу о том, что современное состояние африканского государства может быть охарактеризовано стабильностью во внешней политике и решении насущных вопросов в сфере образования, труда и здравоохранения. Сотрудничество с более развитыми государствами позволяет повысить уровень и качество жизни буркинийцев, снизить до минимальных показателей и уровень безработицы в Буркина-Фасо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Burkina Faso: main foreign policy counterparties and partners

Today, Burkina Faso is striving to create international alliances through which the main problems of the African State will be solved: hunger, an increased terrorist index, low level of education, unemployment, poor quality of medical services, etc. Thus, within the framework of the question of the main foreign policy counterparties and partners of Burkina Faso, the state’s relations with Russia, Ghana and the United States were considered, since new joint projects aimed at improving the standard of living in the African state are already being implemented and planned with them. The issue of the revision by the authorities of Burkina Faso of the former reference point to France, the former metropolis, was also raised. As a result of the ineffective fight against the activities of terrorist groups on the territory of Burkina Faso, the local population and the authorities are negative about the military actions of the French state and are inclined to sever any diplomatic ties with France. The author notes that many African countries have followed the example of Burkina Faso and gradually moved away from the policy of the former metropolis for example, Mali, Chad, etc. The monetary union is also mentioned, which included states that gained independence from the French metropolis. The most priority international cooperation for the African state at the present stage seems to be the strengthening of existing relations with Russia, since it is with this power that particularly important projects for Burkina Faso are being implemented. A significant factor in the choice of foreign policy counterparties and partners for Burkina Faso is the interest and the possibility of solving the key problem of many African States terrorism, which cannot be solved for 10 years. The author comes to the conclusion that the current state of the African state can be characterized by stability in foreign policy and solving pressing issues in the field of education, labor and health. Cooperation with more developed countries makes it possible to improve the level and quality of life of Burkinis, and to reduce the unemployment rate in Burkina Faso to a minimum.

Текст научной работы на тему «Буркина-Фасо: основные внешнеполитические контрагенты и партнеры»

Ванграуа Вендпанягдэ Ванесса Эстель

Аспирантка факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Буркина-Фасо: основные внешнеполитические контрагенты и партнеры

Буркина-Фасо, как и многие африканские страны, характеризуется низким уровнем жизни, повышенным индексом терроризма, бедностью и неразвитой инфраструктурой, которая могла бы поспособствовать развитию государства. Вследствие этого современные государственные стратегии и внешняя политика Буркина-Фасо направлена на выстраивание международных связей с более развитыми странами, что приводит к повышению качества жизни и уровню безопасности. В 2022 году произошел ряд событий, которые стали толчком к смене внешнеполитических взглядов Буркина-Фасо.

Геополитика государства оказывает влияние на развитие концепций, а также положительный исход сотрудничества страны, поскольку географическое положение Буркина-Фасо имеет несколько преимуществ. Несмотря на то, что по экономическому уровню государство включено в список одних из беднейших, на современном этапе происходят активные изменения, которые позволяют наладить данную ситуацию.

В первую очередь хотелось бы рассмотреть смену внешнеполитического ориентира государства, который ранее был направлен на политику Франции. До недавнего времени в Буркина-Фасо стремились к поддержанию сотрудничества с французским государством, поскольку оно являлось бывшей метрополией, а также оказывала сильную экономическую и военную поддержку стране. Однако в августе 2022 года данный ориентир был изменен в силу того, что в период с 2021 по начало 2022 года в государстве было совершено несколько террористических актов. Террористический индекс с каждым годом принимает все большие значения, что только доказывает важность данной проблемы и необходимость ее скорейшего разрешения. На территории Буркина-Фасо действуют такие террористические группировки как «Аль-Каида» и «Исламское государство», запрещенные в Российской Федерации. Вследствие такого активного распространения терроризма в государстве, местным населением был устроен

военный переворот, а также проводились забастовки, требующие разорвать сотрудничество с бывшей метрополией. Хотелось бы подчеркнуть, что именно 2020 год стал переворотным для Буркина-Фасо, поскольку пандемия коронавируса проявила слабые стороны как обороны, так и политики государства в целом. Кроме того, политики указывали на то, что Франция стремится подавить Буркина-Фасо также, как и США Афганистан, реализуя там собственные политические идеи.

Отсюда можем плавно перейти к выстраиванию международных связей с Россией, поскольку революция в Буркина-Фасо, произошедшая 30 сентября 2022 года, поспособствовала тому, что местное население стало оказывать давление на главу государства для налаживания сотрудничества с Россией. Напомним, что отношения между Буркина-Фасо и Советским Союзом впервые были закреплены еще в 1967 году. После распада СССР Россия была признана его правопреемником. В число стран, которые признали такое правопреемство, входило и Буркина-Фасо. Это обусловило активное сотрудничество государств, однако следствие нестабильного финансового состояния двух стран, международные связи были разорваны. Представляется, что сотрудничество Буркина-Фасо и России является на сегодняшний день одним из приоритетных, поскольку оно позволит разрешить многие проблемы, в том числе, экономические и социальные. На последние события в африканской стране Россия отреагировала с крайней осторожностью, но показала заинтересованность в оказании финансовой и иной помощи Буркина-Фасо. Поддержим позицию некоторых исследователей, которые заключают, что выстраивание международных отношений между двумя государствами в данном аспекте является, своего рода, историческим аспектом в силу того, что это сможет повысить уровень жизни в Буркина-Фасо, а также обеспечит возможность продолжительного сотрудничества с одной из мировых держав.

На сегодняшний день между государствами продолжают действовать двусторонние соглашения: в 2000 году было подписано Соглашение, регулирующее вопросы безвизового въезда в государства по служебным и дипломатическим паспортам. Касательно обычных граждан, с 2022 года был введен пилотный проект по предоставлению виз на базе системы электронных виз «evisa Burkina». В 2006 году было подписано Соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое было направлено на взаимодействие государств по вопросам поставки военной техники, оказания услуг в сфере военно-техниче-

ского сотрудничества и других областей; в 2018 году было подписано Соглашение о военном сотрудничестве, в рамках которого происходит активное взаимодействие стран по вопросам, связанных с борьбой против терроризма, развитие отношений в области спорта и культуры, военной медицины и других направлениях.

В силу того, что африканский континент богат природными ресурсами, в частности, энергоресурсами, сотрудничество России и Буркина-Фасо представляется, на наш взгляд, достаточно выгодным для каждой из сторон. Проанализировав доклады Международного энергетического агентства, можем заключить, что прогнозы и тенденции такой деятельности имеют исключительно положительный характер: совокупные инвестиции в разведку и добычу нефти и газа на континенте за период с 2018 по 2040 год превысят 2 триллиона долларов. В частности, многие российские компании заинтересованы в сотрудничестве, например, «Лукойл», «Роснефть», «Газпром» и другие. Однако постоянные военные перевороты и атаки террористических группировок представляются барьером, который отталкивает потенциальных инвесторов и контрагентов от Буркина-Фасо. В данном случае Россия является заинтересованной стороной в налаживании внутренней ситуации в африканском государстве - в частности, снижение индекса терроризма. Отмечается, что в 2022 году произошло самое большое количество атак террористических группировок на территории Буркина-Фасо, что оказывает мощнейшее влияние на дальнейшее сотрудничество.

Ранее было указано, что в Буркина-Фасо существует проблема голода. Так, из доклада Агентства продовольственной безопасности ООН, в апреле 2022 года более 3.5 миллионов буркинийцев оказались на грани голодной смерти, поскольку был огромный дефицит еды. Однако с 2018 года продолжает реализовываться проект, направленный на борьбу с голодом. Ситуация, которая сложилась в 2022 году, на наш взгляд, может быть обусловлена военным переворотом, а также продолжительным воздействием на государство террористических группировок. Кроме того, мощное влияние на развитие данной ситуации оказала и пандемия соу1^19. Основная цель данного проекта обозначена как создание условий, необходимых для развития людей и получения возможности прокормить себя самостоятельно за счет бурения 8 скважин, что позволит круглогодично орошать сельскохозяйственные земли. Здесь же следует отметить решение вопроса безработицы, поскольку создаются многофункциональные центры, направленные на трудоустройство граждан. В 2021 году уро-

■ вень безработицы составил 4.76%, что по сравнению с 2020 годом на

0.14% ниже. В 2021 году экономические показатели стали постепенно восстанавливаться, что привело к снижению уровня безработицы, и, соответственно, голода. Но военные перевороты оказали более сильное влияние на уровень жизни людей в 2022 году. Кроме того, просматривается проблема вынужденной трудовой миграции из Буркина-Фасо в соседние государства, в частности, в Гану, что обуславливает появление массовых беспорядков и пр..

Обратимся вновь к проблеме образования в Буркина-Фасо. В рамках сотрудничества с Республикой Ганой, как ранее уже отмечалось, реализуются многие программы, направленные на строительство образовательных учреждений. На наш взгляд, это действительно представляется главной задачей для африканских государств на современном этапе их развития, поскольку выпуск специалистов в области здравоохранения - одним из приоритетных направлений образованности, окажет влияние на повышение качества медицинских услуг, а также снизит уровень заболеваемости. Отметим, что данная проблема остро стоит не только в Буркина-Фасо, но и во многих странах африканского континента.

В помощи с решением проблемы голода важным контрагентом Буркина-Фасо является и США. Так, в рамках реализации многих региональных программ африканскому государству оказывается значительная финансовая помощь. Можем отметить один из положительных аспектов такого сотрудничества - проект «Еда во имя мира» - предоставление школьных обедов, которое осуществляется через католические службы Буркина-Фасо. Однако 2 января 2023 года многие совместные проекты оказались приостановлены в силу того, что США исключили Буркина-Фасо из программы торговых преференций «Об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки» (АООА). Американские власти заявили, что отзыв участия страны из соглашения связан с «глубокой обеспокоенностью в связи неконституционными изменениями» в правительстве африканского государства. Закон «Об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки» предоставляет странам к югу от Сахары беспошлинный доступ в Соединенные Штаты, если они отвечают определенным квалификационным требованиям, таким как устранение барьеров для торговли и инвестиций США и продвижение к политическому плюрализму. На наш взгляд, пункт о соблюдении широкого политического разнообразия является рычагом, позволяющим штатам выгонять из программы неугодные государства. | _

На основе проведенного анализа можем сделать несколько выводов: действие террористических группировок, таких как «Аль-Каида» и «Исламское государство», запрещенных на территории России, привело к тому, что государственная политика Буркина-Фасо подверглась значительным изменениям, в том числе, был пересмотрен ориентир на политику Франции - бывшей метрополии. Африканское государство заинтересовано в том, чтобы укреплять сотрудничество с Российской Федерацией, поскольку это позволит выстроить гуманитарные каналы между странами и решить проблему повышения террористического индекса. В рамках действующих двусторонних соглашений реализуются программы по выстраиванию торгово-экономических связей, военно-технической помощи. Гана, являясь одним из ближайших партнеров Буркина-Фасо, также заинтересовано в том, чтобы между государствами существующие связи только укреплялись. За последние несколько лет были реализованы многие программы и проекты, которые обладают эффективностью, в том числе, проект «Голод», направленный на разрешение проблемы образованности и голода среди местного населения. В рамках данного сотрудничества также продолжают налаживаться связи с США. Таким образом, Буркина-Фасо на современном этапе развития стремится к созданию международных союзов с развитыми государствами, поскольку такие связи оказывают положительное влияние на стабилизацию экономической и политической ситуаций в стране. Однако проблема повышения терроризма по-прежнему остается приоритетной в сотрудничестве с другими государствами.

Библиографический список

1. Абрамова И.О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. № 11 (5). С. 6-21.

2. Андрианантенаина А.П. Управление миграционными процессами в Африке: международные и региональные подходы // Русская политология. 2021. № 2 (19). С. 52-57.

3. Барри У.А. Развитие особых экономических зон как форма привлечения иностранных инвестиций в ЭКОВАС // Экономические исследования. 2021. № 1. С. 11-17.

4. Боасиако Р.А. Внешняя торговля Ганы и пути ее совершенствования // Мировая экономика. 2017. 69 с.

5. Вику К. Теоретические основы измерения инфляции в странах ЭКОВАС // Вестник РУК. 2022. № 1 (47). С. 22-27.

6. Гаврилова Н.Г. С0УГО-2019 и проблема продовольственной безопасности стран западной Африки (2020-2022 гг.) // 1АС1. 2022. № 5. С. 23.

7. Исаев Л.М., Коротаев А.В., Бобарыкина Д.А. Глобальная террористическая угроза в Сахеле и истоки терроризма в Буркина-Фасо // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. № 2. С. 411-421.

8. Трунов Ф.О. Постколониальный французский Сахель: стратегическое проникновение ФРГ // Полит. наука. 2022. № 1. С. 205-223.

9. Чернега В.Н. Франция и вооруженные конфликты в Африке // Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. 2018. № 4. С. 103-115.

10. Senat. Burkina Faso et Ghana: deux pays face au défi du terrorisme, 2019. Р. 4.

11. Sakande M. Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse // Evenement, 2018. Р. 23-25.

References

1. Abramova I.O. Africa in the modern model of the world order: a significant player or an outsider? Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2018. № 11 (5). P. 6-21.

2. Andrianantenaina A.P. Management of Migration Processes in Africa: International and Regional Approaches // Russian Political Science. 2021. № 2 (19). P. 52-57.

3. Barry W.A. Development of special economic zones as a form of attracting foreign investment in ECOWAS // Economic Research. 2021. № 1. P. 11-17.

4. Boasiako R.A. Ghana's foreign trade and ways to improve it // World economy. 2017. 69 p.

5. Viku K. Theoretical foundations for measuring inflation in the ECOWAS countries // Vestnik RUK. 2022. № 1 (47). P. 22-27.

6. Gavrilova N.G. COVID-2019 and the problem of food security in West Africa (2020-2022) // IACJ. 2022. № 5. P. 23.

7. Isaev L.M., Korotaev A.V., Bobarykina D.A. The Global Terrorist Threat in the Sahel and the Origins of Terrorism in Burkina Faso // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International relations. 2022. V. 22. № 2. P. 411-421.

8. Trunov F.O. Post-colonial French Sahel: strategic penetration of Germany // Polit. the science. 2022. № 1. P. 205-223.

9. Chernega V.N. France and armed conflicts in Africa // Actual problems of Europe / INION RAN. 2018. № 4. P. 103-115.

10. Senat. Burkina Faso et Ghana: deux pays face au défi du terrorisme, 2019. P. 4.

11. Sakande M. Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse // Evenement, 2018. P. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.