Научная статья на тему 'Террористический кризис в Буркина-Фасо и смена внешнеполитических приоритетов 2012-2022'

Террористический кризис в Буркина-Фасо и смена внешнеполитических приоритетов 2012-2022 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Буркина-Фасо / колонизация / экономика / пандемия / санкции / сотрудничество / международные связи / внешняя политика / терроризм / Burkina-Faso / colonization / economy / pandemic / sanctions / cooperation / international relations / foreign policy / terrorism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ванграуа Вендпанягдэ Ванесса Эстель

В статье автором рассмотрены основные направления в развитии внешней политики Буркина-Фасо, заключающиеся в выстраивании выгодных для государства международных связей, решающих политические и экономические вопросы. За последние несколько лет террористический индекс в Буркина-Фасо возрос, что привело к кризису и возникновению негативных отношений между властями и народом. Это обуславливает отказ государства от французского ориентира во внешней политике и выставление приоритета к сотрудничеству с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The terrorist crisis in Burkina Faso and the change of foreign policy priorities 2012-2022

In the article, the author examines the main directions in the development of Burkina Faso’s foreign policy, which consist in building international relations beneficial to the state, solving political and economic issues. Over the past few years, the terrorist index in Burkina Faso has increased, which has led to a crisis and the emergence of negative relations between the authorities and the people. This causes the state to abandon the French benchmark in foreign policy and prioritize cooperation with Russia.

Текст научной работы на тему «Террористический кризис в Буркина-Фасо и смена внешнеполитических приоритетов 2012-2022»

Ванграуа Вендпанягдэ Ванесса Эстель

Аспирантка факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Террористический кризис в Буркина-Фасо и смена внешнеполитических приоритетов 2012-2022

Современное состояние государства Буркина-Фасо характеризуется низким уровнем жизни, а также бедностью среди населения. Но постепенное выстраивание международных взаимоотношений с более развитыми странами приводит к улучшению ситуации. Несмотря на то, что деятельность органов государственной власти направлена на эффективное повышение уровня развития Буркина-Фасо, на сегодняшний день одной из актуальных проблем для государства является смена внешнеполитических взглядов.

Географическое положение Буркина-Фасо характеризуется менее положительно, что отражается на геополитике государства. Развитие международных отношений напрямую зависит от политической концепции, включающая в себя географический фактор. Современные темпы развития экономики также сказываются на положении Буркина-Фасо в системе международных связей, поскольку как было сказано, государство является одним из беднейших на сегодняшний день.

В данной работе мы рассмотрим внешнюю политику Буркина-Фасо, влияние Франции на государство, являющееся до 1960 года французской колонией, а также террористический кризис, который приобретает большую значимость в последние несколько лет. Борьба за понижение индекса терроризма в Буркина-Фасо ведется более 10 лет, однако достичь желаемого результата не удается. На сегодняшний день состояние международных связей страны зависит от внутренней ситуации в Буркина-Фасо, которая характеризуется крайне негативно. Актуальность выбранной темы безусловна, поскольку нестабильное состояние государства в социальной, политической и экономической областях негативно сказывается на международных связах.

В 2020 году пандемия коронавируса стала шоком для мировой экономики, поскольку она привела к резкому сжатию производства, сокращению активности в секторе услуг, нарушению производственных цепочек. Разразившийся кризис сильно повлиял и продолжает

влиять на подходы к инвестиционной политике Буркина-Фасо. На _

текущий момент можно констатировать тот факт, что общее внимание к задачам комплексного развития ослабело. Государство стало терять позиции на привилегированных рынках, инвестиционная деятельность сократилась, в связи с чем власти Буркина-Фасо заинтересованы в развитии международных связей. Кроме того, ^^-19 оказал сильное влияние на ситуацию в государстве, в связи с чем уровень безработицы с 2020 года остается высоким. Все это оказывает давление на власти Буркина-Фасо для заключения новых международных договоров для дальнейшего сотрудничества.

Исследователи, чей интерес направлен на изучение африканского государства, отмечают, что ее развитие пошло не по пути стран Запада несмотря на то, что Буркина-Фасо является бывшей французской колонией и до недавних пор ориентировалась на политику Франции.

В 2022 году Россия подверглась санкциям со стороны Запада и Европы, что стало детерминантом разрыва многих дипломатических отношений с государством. Но власти Буркина-Фасо заинтересованы в том, чтобы наладить сотрудничество, что во многом противоречит политике Франции, которую активно перенимало Буркина-Фасо.

Сегодня власти государства стремятся сохранить дипломатические отношения со многими странами Евросоюза, поскольку это дает возможность стабилизировать экономику государства. В том числе, Франция продолжает оказывать поддержку в некоторых делах, однако в августе 2022 года население Буркина-Фасо стало требовать от властей государства разорвать отношения с ней. На это влияет несколько причин, одной из которых является повышение уровня совершения террористических актов. В 2019 году наблюдался один из самых высоких индексов терроризма в Буркина-Фасо.

В государстве существует достаточно высокий уровень террористической угрозы. В связи с санкционными мероприятиями, введенными против России, большинство стран оказались в нестабильной экономической ситуации, что повлекло увеличение уровня совершений актов терроризма. Буркина-Фасо не стал исключением. Однако другой причиной можно назвать осуществление деятельности террористических группировок, запрещенных на территории Российской Федерации: «Аль-Каида» и «Исламское государство». В связи с такими обстоятельствами, население Буркина-Фасо требует разорвать любые отношения с Францией.

Если рассмотреть статистику, представленную нами ниже, то можно убедиться в том, что уровень терроризма в государстве действительно высокий.

Глава правительства Буркина-Фасо утверждает, что если в течение многих лет сотрудничество с Францией не позволяет победить терроризм, то его страна вправе ставить подобные вопросы. Их нужно задавать несмотря на то, что Франция является для Буркина-Фасо «историческим партнером».

Власти подчеркнули, что проблемы возникают не между народами Буркина-Фасо и Франции, а между правителями и в отношении сотрудничества двух государств. Напомним, в условиях участившихся террористических атак в Буркина-Фасо представители гражданского общества регулярно призывают к разрыву отношений с Францией и налаживанию сотрудничества с Россией.

Нами были проанализированы местные и зарубежные источники, рассматривающие причины повышения уровня терроризма в странах Африки, в том числе и в Буркина-Фасо. Среди исследований можем выделить работу И.Н. Нья-деры и Х. Массауда. В относительно недавней статье авторы указали, что главной из причин является «теория неуправляемого пространства и конфликтов, согласно которой отсутствие эффективной деятельности со стороны правительства со временем может привести к дезинтеграции и политической дестабилизации». На наш взгляд, вследствие возникновения множества конфликтов, население Буркина-Фасо стало уязвимым перед факторами, ведущими к появлению вооруженных групп и террористических группировок. Анализ показателей правления государством показывает, что на протяжении нескольких лет власти Буркина-Фасо не проводили эффективную внутреннюю политику.

Другие исследователи, в частности, И. Аттия, указывают, что основной причиной высокого террористического индекса в государстве является влияние бывшей метрополии - Франции. В современных условиях вопросы независимости становятся приоритетными для каждого государства, в особенности, для местного населения. Так, многолетняя борьба за право автономии привела к восстаниям и революциям.

Ряд террористических актов прошел еще в 2011 году, причиной этого стала известная «Арабская ночь», изменившая политическую ситуацию в стране. Последствия приобрели исключительно негативную окраску, прежде всего, была создана одна из распространенных на сегодняшний день террористических группировок «ИГИЛ» (запрещенная на территории Российской Федерации). Подчеркнем, что после событий 2011 года, для Буркина-Фасо в целом последствия были незначительными, однако это состояние обострилось к 2014 году.

Согласно исследованиям, проведенным одной из международных

баз данных «Global Terrorism Database», в 2015 году на территории Буркина-Фасо было зарегистрировано 7 актов терроризма. Для сравнения: в 2014 году их насчитывалось всего 3. С 15 января 2016 г., даты первого особо крупного террористического нападения, совершенного в центре Уагадугу по 10 декабря 2017 г. Буркина-Фасо стала объектом 102 масштабных нападений вооруженных экстремистов.

Из анализа можем сделать вывод, что террористический кризис был вызван рядом причин, среди которых ключевое место занимают события «арабской весны». Повышение индекса терроризма в 2021 году привело к изменению внешнеполитических взглядов Буркина-Фасо, в том числе, постепенно стал происходить отказ от ориентира на политику Франции.

Прежде всего, власти государства заинтересованы в налаживании международных связей с Россией. Подчеркнем, что дипломатические отношения между Буркина-Фасо и Советским Союзом были впервые заключены еще в 1967 году. После распада Советского Союза Буркина-Фасо признала Россию правопреемницей СССР. Однако по финансовым причинам посольства между двумя странами были закрыты.

Терроризм снова стал причиной для массовых конфликтов и демонстраций, призывающих властей Буркина-Фасо рассмотреть вопрос о присоединении государства к Российской Федерации. Однако Совет Безопасности ООН остался в стороне и не внес заявлений по ситуации, произошедшей в Буркина-Фасо. Особое внимание привлекает бездействие Франции, которая некогда стремилась наладить ситуацию в государстве с терроризмом и начинала активную борьбу с повстанцами.

Говоря о реакции России на последние события в Буркина-Фасо, направленные на международные взаимоотношения между двумя странами, отметим, что власти России заинтересованы в оказании поддержки африканской стране. Некоторые из исследователей отмечают, что сотрудничество двух государств можно назвать историческим моментом, поскольку оно сможет оказать влияние на улучшение качества жизни в Буркина-Фасо.

Продолжая рассматривать вопросы внешней политики, отметим международные взаимоотношения Буркина-Фасо и США, поскольку сотрудничество затрагивает интересы двух государств в области укреплении стабильности экономических показателей.

Сотрудничество с США позволяет Буркина-Фасо реализовывать многие региональные программы в рамках двухсторонней дипломатии, поскольку государство оказывает финансовую помощь. Ре-

зультатом Положительным аспектом такого сотрудничества можно назвать программу, реализуемую через католические службы в Буркина-Фасо под названием «Еда во имя мира» - школьные обеды.

Большинство исследователей придерживаются позиции, что Буркина-Фасо стала местом нескольких успешных примеров развития в процессе дипломатического сотрудничества с другими государствами. Так, к примеру, лидерство США в обеспечении продовольственной безопасности в Сахеле после засухи 1968-74 годов привело к фактической ликвидации голода, несмотря на повторяющиеся засушливые годы. В регионе ликвидирована речная слепота.

В обоих случаях США были основным донором межафриканских организаций со штаб-квартирой в Уагадугу, которые благодаря постоянным усилиям добились и закрепили эти достижения. В 2005 году Буркина-Фасо и Корпорация «Вызовы тысячелетия» (MCC) подписали страновую программу «Порог» стоимостью 12 миллионов долларов для строительства школ и увеличения числа девочек, посещающих школу.

Более того, в ноябре 2005 года Корпорация «Вызовы тысячелетия» выбрала Буркина-Фасо в качестве страны, имеющей право подать заявку на получение помощи со счета «Вызовы тысячелетия» на 2006 финансовый год, что сделало ее одной из двух стран, имеющих право на получение как порогового, так и льготного финансирования.

В последние несколько лет власти Буркина-Фасо стремятся к налаживанию международных отношений с Китаем. Подчеркнем, что определенный период времени Буркина-Фасо придерживались позиции, что Китайская Республика является единственным представителем Китая, и, как следствие, сотрудничало с ней.

История взаимоотношений между Буркина-Фасо и Китаем долгая, однако затрудняется нестабильной ситуацией в мировой экономике. С 15 сентября 1973 года по 4 февраля 1994 года Уагадугу и его пять последовательных президентов поддерживали скромные отношения с Пекином (с точки зрения проектов и финансирования). Это оппортунистическое произошло через два года после вступления так называемого материкового Китая в Совет Безопасности ООН.

В 1971 году Буркина-Фасо (тогда еще «Верхняя Вольта» - название было получено в колониальный период) вместе с США выступили против резолюции 2758 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 октября 1971 года. Морис Ямеого (президент с 1959 по 1966 год), однако, поддерживал отношения с Пекином до официального оформления двусторонних отношений, то есть во время тайваньско-буркинабского сотрудничества.

В конце 1990-х годов Буркина-Фасо подвергалась влиянию многих факторов, которые негативно сказались на и так плохом финансовом состоянии государства. На наш взгляд, Буркина-Фасо нуждается в материальной помощи со стороны зарубежных инвесторов, однако страны Запада не могут в этом оказать поддержку. Однако на данном этапе сотрудничества Китай не проявляет заинтересованности в вопросе оказания финансовой поддержки.

Отметим и взаимовыгодное сотрудничество государства со странами Западной Африки, поскольку динамика их отношений в разы улучшилась в течение последних десяти лет. Одной из стран, с которой Буркина-Фасо стремится укрепить дипломатические отношения является Гана.

С приходом к власти в Буркина-Фасо в 1983 году Томаса Санкары, отношения между государствами стали более близкими. Ориентир на Францию по вопросам выстраивания политики стал ключевым в вопросах создания прочной связи, способной повысить уровень экономики, а также наладить политические отношения между странами. Несмотря на то, что Гана является одной из бедных стран, как и Буркина-Фасо, их союз за последние года лишь укрепился. Подчеркнем, что власти государств объединили силы также и для решения вопроса, связанного с повышенным индексом терроризма в обеих станах.

В колониальный период между Буркина-Фасо и Ганой сотрудничество было нарушено, поскольку нахождение под влиянием бывшей метрополии негативно сказалась на взаимоотношениях народов. В настоящее время в государствах налажены каналы импорта и экспорта, за счет чего социальное и материальное положение каждой из стран повышается.

Смену внешнеполитических ориентиров Буркина-Фасо можно рассмотреть на примере постепенно прекращающегося сотрудничества с Францией. На современном этапе развития государства и вступления в новые дипломатические отношения, Буркина-Фасо уверенно отходит от французского ориентира, выстраивая новые политические ветви на международной арене. Во многом на данный процесс повлиял переворот, который произошел небезосновательно. Несмотря на то, что государственные перевороты в Буркина-Фасо происходят довольно часто, именно последние события стали основой для разрыва отношений с Францией.

Несмотря на то, что Буркина-Фасо длительное время находилось под влиянием бывшей метрополии, сегодня политические взгляды и международные связи государства активно сменяются. Причины

очевидны - влияние пандемии соу1^19 на состояние показателей мировой экономики, в частности, Буркина-Фасо, а также террористический кризис, наблюдаемый в государстве последние 10 лет.

На основе проведенного анализа можем сделать несколько выводов: во-первых, события «Арабской весны» стали основной для возникновения многих вооруженных группировок, в том числе знаменитых «Аль-Каида» и «ИГИЛ» (запрещенных на территории Российской Федерации).

Во-вторых, повышение террористического индекса наблюдается с 2014 года несмотря на то, что в 2011 году был совершен ряд актов терроризма, направленных на захват государственной власти. Начиная с 2014 года, власти Буркина-Фасо стали в срочном порядке пересматривать внешнеполитические связи, поскольку остро стояла необходимость в решении террористического вопроса.

В-третьих, на сегодняшний день Буркина-Фасо заинтересовано в налаживании международных связей с большим количеством государств, поскольку и без того низкие экономические показатели становятся фактором совершения новых террористических актов.

В-четвертых, сотрудничество между Россией и Буркина-Фасо является приоритетным для властей государств, поскольку в настоящее время требуется необходимость выстраивания гуманитарных каналов, и налаживания торгово-экономических путей между странами.

Таким образом, на сегодняшний день Буркина-Фасо стремится к созданию союзов со странами, которые смогут восстановить их экономическое состояние, а также разрешить вопрос переворотов в государстве. Некогда бывшая колония Франции - Буркина-Фасо - после долгих лет сотрудничества с французским государством, решила изменить ориентир на Францию в пользу выстраивания крепких дипломатических отношений с другими государствами.

Изучив террористический кризис и смену внешнеполитических взглядов Буркина-Фасов, можем отметить крайнюю необходимость в реализации мер, направленных на снижение террористического индекса, устранения причин и факторов терроризма, а также выстраивание международных связей для эффективного разрешения экономических вопросов.

Библиографический список

1. Абрамова И.О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. № 11 (5). С. 6-21.

2. Бамба В. Кот-Д'Ивуар и Россия: перспективы торгово-экономического сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 2017. № 6. С. 51-54.

3. Бирженюк Г.М. Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 146-148.

4. Богатырева М.В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.В. Богатырева, А.Е. Колмаков, М.А. Колмаков. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. 424 с.

5. Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник / Ю.Н. Гладкий. — М.: Академия, 2019. 224 с.

6. Исаев Л.М., Коротаев А.В., Бобарыкина Д.А. Глобальная террористическая угроза в Сахеле и истоки терроризма в Буркина-Фасо // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. № 2. С. 411-421.

7. Костелянец С.В. Терроризм в Африке: особенности, тенденции и перспективы / С.В. Костелянец // ИМЭМО РАН. 2016. № 2 (51). С. 101-113.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А.Х. Са-идов ; отв. ред.: В.А. Туманов. - М. : Изд-во ИГиП РАН, 1993. 148 с.

9. Attiya I. Li-tahdid al-munazamat wa al-irhab: masadir jadida li-tahdid al-amn fi Ifriqiya. Ma-callatul-buhus wad-dirasatil-qanuniyya was-siyasiyya [Organized Crime and Terrorism: New Sources of Security Threats in Africa. Research Journal of Legal and Policy Studies]. № 8. P.53-70.

10. Nyadera I., & Massaoud M. Elusive peace and the impact of ungoverned space in the Sahel conflict. Gûvenlik Bilimleri Dergisi, 2019. № 8 (2). P. 271-288.

11. Sakande M. 105 Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse // Evénement. Mars 29, 2018.

12. Thurston A. Escalating Conflicts in Burkina Faso // RLS Research Papers on Peace and Conflict Studies in West and Central Africa. June 30, 2021.

References

1. Abramova I.O. Africa in the modern model of the world order: a significant player or an outsider? Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2018. № 11 (5). P. 6-21.

2. Bamba V. Côte d'Ivoire and Russia: prospects for trade and economic cooperation // Asia and Africa today. 2017. № 6. P. 51-54.

3. Birzhenyuk G.M. Global world: system shifts, challenges and contours of the future // Sociological research. 2018. № 1. P. 146-148.

4. Bogatyreva M.V. Fundamentals of Economics: textbook and workshop for secondary vocational education / M.V. Bogatyreva, A.E. Kolmakov, M.A. Kolmakov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 424 p.

5. Gladkiy Yu.N. Economic and social geography of foreign countries: Textbook / Yu.N. Smooth. — M.: Academy, 2019. 224 p.

6. Isaev L.M., Korotaev A.V., Bobarykina D.A. The Global Terrorist Threat in the Sahel and the Origins of Terrorism in Burkina Faso // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba. Series: International relations. 2022. V. 22. № 2. P. 411-421.

7. Kostelyanets S.V. Terrorism in Africa: features, trends and prospects / S.V. Kostelyanets // IMEMO RAN. 2016. № 2 (51). P. 101-113.

8. Saidov A.Kh. Comparative law and legal geography of the world / A.Kh. Saidov; resp. editor: V.A. Tumanov. - M. : Publishing house of IGiP RAN, 1993. 148 p.

9. Attiya I. Li-tahdid al-munazamat wa al-irhab: masadir jadida li-tahdid al-amn fi Ifriqiya. Ma-callatul-buhus wad-dirasatil-qanuniyya was-siyasiyya [Organized Crime and Terrorism: New Sources of Security Threats in Africa. Research Journal of Legal and Policy Studies]. № 8. P.53-70.

10. Nyadera I., & Massaoud M. Elusive peace and the impact of ungoverned space in the Sahel conflict. Guvenlik Bilimleri Dergisi, 2019. № 8 (2). P. 271-288.

11. Sakande M. 105 Attaques Terroristes Contre Le Burkina Faso: Le G5 Sahel, La Solution à Petite Vitesse // Evénement. Mars 29, 2018.

12. Thurston A. Escalating Conflicts in Burkina Faso // RLS Research Papers on Peace and Conflict Studies in West and Central Africa. June 30, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.