Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОСУДИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОСУДИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУД ТЫСЯЦКОГО / ТОРГОВЫЕ СУДЫ / КОММЕРЧЕСКИЕ СУДЫ / АРБИТРАЖИ / ПРАВОСУДИЕ / АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ / СУДЕБНЫЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбкина Кристина Владимировна

В статье приведены основные выводы, сделанные в ходе исследования истории и правовой базы органов и учреждений, осуществлявших рассмотрение экономических споров на территории России. В ходе исследования автором изучены суды тысяцкого, коммерческие суды, история арбитражей в советский период, зарождение арбитражных судов и их развитие в России в современное время. При этом рассмотрены документы, определявшие направление деятельности указанных учреждений. Органы рассмотрения коммерческо-хозяйственных споров не имеют преемственности, юридической связи, нельзя также говорить о получении опыта предшествующих учреждений. Возникновение и развитие этих органов в различные исторические эпохи было вызвано непосредственно самой эпохой и экономической ситуацией. Опыт торговых судов, суда тысяцкого не оказал влияния на опыт коммерческих судов, последние не повлияли на советский арбитраж и современную судебную систему. Вследствие этого сложно утверждать об эволюционном пути судебной системы России: изменения происходили не в силу постепенного развития, а привносились властью. Согласиться невозможно уже и потому, что возникновение новых органов в России, осуществлявших рассмотрение экономических споров осуществлялось в виде реформ с введением новых учреждений, ранее неизвестных в истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF DOMESTIC JUSTICE IN THE FIELD OF ECONOMIC RELATIONS

The article presents the main conclusions made during the study of the history and legal framework of the bodies and institutions that dealt with economic disputes in Russia. In the course of the study, the author studied the tysyatsky courts, commercial courts, the history of arbitration in the Soviet period, the emergence of arbitration courts and their development in Russia in modern times. At the same time, documents that determined the direction of the activities of these institutions were considered. Bodies for the consideration of commercial and economic disputes do not have continuity, legal connection, and one cannot speak of gaining the experience of previous institutions. The emergence and development of these organs in different historical epochs was caused directly by the epoch itself and the economic situation. The experience of merchant courts, the tysyatsky court did not influence the experience of commercial courts, the latter did not affect the Soviet arbitration and the modern judicial system. As a result, it is difficult to argue about the evolutionary path of the Russian judicial system: the changes did not occur due to gradual development, but were introduced by the authorities. It is also impossible to agree because the emergence of new bodies in Russia that dealt with economic disputes was carried out in the form of reforms with the introduction of new institutions previously unknown in the history of Russia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОСУДИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

История отечественного правосудия в сфере экономических отношений

Рыбкина Кристина Владимировна,

аспирант, АНО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», Чебоксарский кооперативный институт (филиал) E-mail: k.rybkina2021@gmail.com

В статье приведены основные выводы, сделанные в ходе исследования истории и правовой базы органов и учреждений, осуществлявших рассмотрение экономических споров на территории России. В ходе исследования автором изучены суды тысяцкого, коммерческие суды, история арбитражей в советский период, зарождение арбитражных судов и их развитие в России в современное время. При этом рассмотрены документы, определявшие направление деятельности указанных учреждений. Органы рассмотрения коммерческо-хозяйственных споров не имеют преемственности, юридической связи, нельзя также говорить о получении опыта предшествующих учреждений. Возникновение и развитие этих органов в различные исторические эпохи было вызвано непосредственно самой эпохой и экономической ситуацией. Опыт торговых судов, суда тысяцкого не оказал влияния на опыт коммерческих судов, последние не повлияли на советский арбитраж и современную судебную систему. Вследствие этого сложно утверждать об эволюционном пути судебной системы России: изменения происходили не в силу постепенного развития, а привносились властью. Согласиться невозможно уже и потому, что возникновение новых органов в России, осуществлявших рассмотрение экономических споров осуществлялось в виде реформ с введением новых учреждений, ранее неизвестных в истории России.

Ключевые слова: суд тысяцкого, торговые суды, коммерческие суды, арбитражи, правосудие, арбитражные суды, экономические споры, судебные реформы.

S2

со см о см

На основании многочисленных источников можно уверенно сказать, что суд тысяцкого наблюдался в Новгородской республике, до 14 века тысяцкие избирались вечем из числа бояр, со второй половины 14 века в Новгороде осуществляли деятельность одновременно несколько тысяцких. Судебная система Новгорода представляла собой систему параллельных несоподчинённых судов: суд вече, суд князя и посадника, суд тысяцкого, владычный суд. При этом тысяцкий мог советоваться с вечем, согласовывать с ним свои решения. Наличие данного суда именно в Новгороде можно объяснить тесными торговыми связями последнего со Швецией, Голландией, Данией и Ганзейским союзом.

В 1667 году в России был создан торговый суд, который получил название «Торговый приказ». Он был создан во время правления царя Алексея Михайловича и стал первым централизованным органом управления торговлей в России. «Торговый приказ» был создан для регулирования торговых отношений в России и за ее пределами. Он занимался контролем за купеческими сословиями, регулированием торговых сделок и разрешением торговых споров. Приказ также занимался контролем за качеством товаров и устанавливал тарифы на торговые операции. «Торговый приказ» состоял из главного приказчика, его заместителя, двух коллегий - «товарной» и «купеческой», а также из ряда чиновников и служащих. Главный приказчик был назначен царем и занимался непосредственным руководством приказом.

Реформы, проводившиеся с царствования Петра I, отмечаются как передовые. Судебная реформа Петра I была одним из важнейших этапов модернизации России в XVIII веке. Реформа была проведена в 1722 году и направлена на усиление государственной власти и создание эффективной системы судебной власти. Судебная реформа Петра I включала в себя создание новой системы судебных органов, введение новых процессуальных норм и установление новых правил судопроизводства. В ходе рассматриваемой реформы было произведено отделение суда от администрации, в результате чего подразумевалось наделение промышленников и купцов большими правовыми гарантиями, что на деле оказалось преждевременно.

Зарождение коммерческого правосудия в России связано с возникновением коммерческого суда в Одессе. Это был первый коммерческий суд, послуживший образцом для создания других коммерческих судов. Непосредственный отсчет истории коммерческих судов можно вести с 10 марта 1808 года, когда Указом императора от 10 марта 1808 г. в Одессе был учрежден коммерческий суд, утвержден его устав.

К 1917 году в России не было широко развитой системы коммерческих судов, ранее созданные суды были упразднены и оставалось лишь 4 суда, созданных для регулирования торговых споров. Создание арбитражных комиссий явилось новым опытом для российской судебной системы. Относительно государственных арбитражных комиссий высказываются мнения как о квазисудебных органах, созданных в условиях новой власти в России и соответствующей экономики, либо как о специализированных судах.

Судебная реформа в начале 90-х годов 20 века в России была направлена на создание независимой судебной власти и обеспечение справедливости в судебных процессах. Реформа была необходима для укрепления правового государства и защиты прав и свобод граждан. Основной целью реформы было создание независимой судебной власти, которая была бы свободна от влияния политических и экономических структур. Для этого были введены новые законы, которые определяли порядок назначения и отставки судей, устанавливали правила судопроизводства и регулировали деятельность судов. Реформа также предусматривала создание новых судебных органов, таких как арбитражные суды, которые занимались рассмотрением экономических споров, и конституционный суд, который занимался контролем за соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время единственным программным документом, определяющим развитие арбитражных судов, является Концепция судебной реформы в РСФСР, при этом не утихают споры относительно того, в каком направлении должна изменяться судебная система. В ходе исследовательской работы сделана попытка комплексного анализа историко-правового развития системы правосудия в экономической сфере, ее элементов на разных этапах, включая современный период, проведен анализ перспектив в современной России. Целью исследования является выработка новых положений в теории государства и права и рекомендаций по совершенствованию программы развития судебной системы.

Задачи представленного исследования:

• выявление исторических этапов в процессе формирования российского правосудия, выделение основных особенностей данных этапов;

• выявление решающих факторов в формировании выделенных этапов;

• определение особенностей органов правосудия на каждом этапе исторического развития;

• изучение перспектив экономического правосудия на современном этапе.

В настоящей статье обобщены и сгруппированы основные выводы, сделанные в ходе предыдущих исследований вопроса [14].

Использованные в работе методики: анализ, синтез, дедукция, индукция, логический, исторический и системный подход.

Информационная база исследования: нормативно-правовые акты РФ, интернет-источники, результаты научных работ. Использованные источники отражены в списке литературы.

Как верно подмечено, «ни в один из периодов истории развития хозяйственной юрисдикции для России не было характерно обособление специализированной судебной хозяйственной юрисдикции. Это произошло только в современный период» [7].

В свете исследования возникновения и развития органов по разрешению экономических споров невозможно согласиться с позицией о том, что «современное российское экономическое правосудие, нынешний организационно-правовой механизм защиты прав и законных интересов участников экономических отношений не есть что-то случайное - с исторической точки зрения, а есть явление естественное, закономерное и традиционное для нашей страны и имеет с исторических позиций полное право на современное существование и будущее развитие» [4]. Согласиться невозможно уже и потому, что возникновение новых учреждений в России, осуществлявших рассмотрение экономических споров как в XIX, так и в XX веках осуществлялось в виде реформ с введением новых учреждений, ранее неизвестных в истории России.

Так, к примеру, поскольку суд тысяцкого, интересующий нас с позиции зарождения правосудия в сфере экономических отношений, был только на Новгородской земле, говорить о преемственности и влиянии данного суда на российское правосудие в целом не представляется оправданным. «... за пределами Новгородской земли нам не только неизвестно наличие выборных тысяцких, но и их участие в городском самоуправлении.» [10].

В XVII веке были созданы первые коллегии, которые занимались рассмотрением дел, связанных с торговлей и предпринимательской деятельностью, на уровне центральной власти. Они были созданы для упорядочения торговых отношений и регулирования экономической деятельности в России. В XIX веке были созданы первые торгово-промышленные палаты, которые занимались защитой интересов купечества и разрешением споров между предпринимателями. Они были созданы для упорядочения торговых отношений и развития экономики в России.

Непосредственный отсчет истории коммерческих судов можно вести с 10 марта 1808 года, когда Указом императора от 10 марта 1808 г. в Одессе был учрежден коммерческий суд, утвержден его устав. Первый коммерческий суд в Одессе занимался рассмотрением дел, связанных с торговлей и предпринимательской деятельностью. Он был создан для упорядочения торговых отношений и разрешения споров между купцами. В 1824 году была создана Одесская торгово-промышленная палата, которая занималась защитой интересов купечества и развитием экономики в Одессе. Она также занималась разрешением споров между

5 -о

сз ж

■с

предпринимателями и оказывала помощь в решении экономических вопросов [8].

Среди работ, посвященных исследованию развития российского торгового законодательства и коммерческого правосудия в России в XIX в., можно отметить работы Рассказова В.Л., Пахоль-чик Е.Д., Ольшанской Л.В. и др. [11].

В советское время споры в экономической сфере рассматривались государственными и ведомственными арбитражами, говорить о существовании экономического правосудия на тот период времени не представляется возможным. Государственный арбитраж СССР (Госарбитраж) был создан в 1922 году и являлся высшим судебным органом по экономическим спорам в СССР. Он выполнял следующие функции [6]:

1. Рассмотрение экономических споров между предприятиями, организациями и гражданами, связанных с нарушением договорных обязательств, правил торговли, финансовых операций и других экономических отношений.

2. Разрешение споров, связанных с использованием земель, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в экономической сфере.

4. Осуществление контроля за исполнением решений Госарбитража и других судов по экономическим делам.

5. Проведение экспертизы и консультаций по вопросам экономического законодательства.

6. Участие в разработке экономического законодательства и его совершенствовании.

7. Осуществление международного сотрудничества в области экономического права.

В 1977 году была принята 163 статья Конституции, наравне с признанием того, что в СССР была единая система народного хозяйства, основанная на социалистической собственности на средства производства и коллективном труде, и главным экономическим законом социализма является закон расширенного воспроизводства, который обеспечивает постоянный рост производительных сил и удовлетворение потребностей общества, в статье отмечалось, что вопросом хозяйственных споров между организациями, учреждениями и предприятиями занимаются органы государственного арбитража. Организация и порядок деятельности последних определялся Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР», в котором отмечалось, что «был арбитраж при исполнительном органе власти, стал при законодательном органе власти» [9].

«Началом юридического оформления системы арбитражных судов явилось принятие 26 декабря 1990 г. Закона СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи — с совершенствованием системы государственного 2 управления», в соответствии с которым название Я гл. 20 Конституции СССР «Суд и арбитраж» бы° ло заменено названием «Суды», а в ст. 163 закре-ав плялось положение о рассмотрении хозяйственных

споров в СССР Высшим арбитражным судом СССР и создаваемыми в республиках органами для их разрешения» [5].

Постановление Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» было принято для обеспечения реформы судебной системы в России и создания независимой судебной власти и определял правовые основы деятельности арбитражных судов в России. Он регулировал компетенцию арбитражных судов, порядок их создания и функционирования, а также права и обязанности участников арбитражного процесса. Постановление Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года вводило в действие Закон РСФСР «Об арбитражном суде» и устанавливало порядок его применения. Оно определяло, что арбитражные суды являются самостоятельными органами государственной власти, которые занимаются рассмотрением экономических споров и разбирательством дел, связанных с предпринимательской деятельностью. Постановление также устанавливало правила создания и функционирования арбитражных судов, в том числе было принято решение об упразднении арбитража и иных аналогичных органов в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и организациях

Постановлением ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 была принята Концепция судебной реформы в РСФСР [3], в ходе которого было указано, что в судебной системе будут происходить поэтапные структурные изменения, в основе которых будет лежать видоизменение функций и дальнейшее развитие существующих на данный момент судов с последующим обособлением некоторых их подразделений в самостоятельные подструктуры в рамках общей судебной системы, в частности специализированными были названы арбитражные суды. Данной Концепцией утверждается следующее. Объективная обусловленность преобразования государственных арбитражей в органы правосудия и их параллельного функционирования с общей судебной системой диктуется неприменимостью прежнего, судоподобного, но административного по своей природе, порядка к делам с участием других, помимо государства, собственников; сохранением до и после приватизации на протяжении длительного периода мощного государственного сектора экономики с его особыми рычагами управления - планом, госзаказом, дотациями; упрощенной процедурой производства, более удобной для нужд хозяйственного оборота; наличием сложившейся системы госарбитражей для рассмотрения все более возрастающей массы экономических споров, которую неспособна «переварить» нынешняя судебная система; специализацией арбитражных кадров на спорах экономического характера, знанием ими всего комплекса сложных хозяйственных связей и тех трудностей, которые накопились в управлении экономикой; созданием Высшего Арбитражного Суда СССР, сопровождав-

шимся отменой общесоюзных нормативных актов, являвшихся единственным источником регламентации устройства и деятельности госарбитражей» [12].

Конституция Российской Федерации 1993 года была принята на референдуме 12 декабря 1993 года и является основным законом России. Она определяет основы организации государственной власти, права и свободы граждан, принципы экономической и социальной политики, а также правовой статус России. Конституция РФ 1993 года устанавливает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1 ]. Она также определяет систему государственного управления и устанавливает правила выборов и назначения государственных должностных лиц. В Конституции гарантируются основные права и свободы граждан, такие как право на жизнь, свободу личности, свободу слова, собраний и ассоциаций, право на образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Конституция РФ 1993 года имеет большое значение для развития правового государства в России. Она обеспечивает защиту прав и свобод граждан, устанавливает принципы организации государственной власти и определяет правовой статус России. Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46), защиту от произвола властей и право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48). Таким образом, с принятием Конституции России 1993 года связано влияние конституционного принципа разделения властей на развитие арбитражного судоустройства.

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» был принят в 1995 году и определяет правовые основы деятельности арбитражных судов в России. Он регулирует компетенцию арбитражных судов, порядок их создания и функционирования, а также права и обязанности участников арбитражного процесса. Закон определяет, что арбитражные суды являются самостоятельными органами государственной власти, которые занимаются рассмотрением экономических споров и разбирательством дел, связанных с предпринимательской деятельностью. Они имеют свою компетенцию, которая определяется законодательством. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» имеет большое значение для развития правового государства в России, именно в нем отражено, что арбитражные суды теперь входят в судебную систему РФ и отнесены к уровню федеральных [2].

Современный этап становления экономического правосудия начат с 2002 года. С 2002 по настоящее время - в связи с новым АПК РФ и созданием апелляционных судов; отдельные события: создание Суда по интеллектуальным правам, объединение ВАС РФ И ВС РФ [13].

В заключение следует отметить следующее. Органы и учреждения, осуществлявшие рассмотрение экономических споров на территории России, не имеют преемственности, юридической связи, нельзя также говорить о получении опыта предшествующих учреждений. Возникновение и развитие данных учреждений в различные исторические эпохи было вызвано непосредственно самой эпохой и экономической ситуацией в государстве. Опыт торговых судов и суда тысяцкого не сказался на опыте коммерческих судов, как и последние не повлияли на советский арбитраж и современную судебную систему. Поэтому невозможно согласиться с теми исследованиями, где говорится об эволюции судебной системы России: изменения в системе происходили не в силу постепенного развития, а привносились властью. Именно на примере России видна явная связь между экономикой и государственными учреждениями как явлениями эпохи. На сегодняшний день судебная реформа по всей видимости не завершена, как и не обозначены, не конкретизированы дальнейшие действия власти по ее совершенствованию. Последние изменения в судебной системе указывают лишь на политизацию данного процесса.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 28.04.2023).

2. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 28.04.2023).

3. О Концепции судебной реформы в РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 28.04.2023).

4. Андреева Е.С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 г. по 1993 г. (историко-правовой аспект): дисс. канд. юрид.наук: 12.00.01 / Е.С. Андреева. - М., 2002. - 197с.

5. Андреева Т.К. Реформа судоустройства и перспективы развития арбитражного процессуального законодательства // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2017. - Т. 12. - № 6. - С. 145-161.

6. Воронин Д.В. Функции государственного арбитража в советской экономике // Законность и правопорядок в современном обществе. -2012. - № 9. - С. 24.)

7. Гребенцов А.М. Развитие хозяйственной юрисдикции в России: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.15/ А.М. Гребенцов. -2001. - 222с.

5 -о

сз ж

■с

8. Захарова П.В. Коммерческие суды в России второй половины XIX- начала XX века: общие и частные особенности формирования // Актуальные проблемы государства и права. -2018. - Т. 2. - № 8. - С. 119.

9. Машкова А.С. Деятельность государственного арбитража РСФСР в годы Великой отечественной войны // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - № 4. - С. 12.

10. Несин М.А. Тысяцкие как воеводы и часть городского самоуправления // В сборнике: Город Средневековья и раннего Нового времени VI: Археология, История. Тула, 2018. - С. 73.

11. Рыбкина К.В. Причины образования и упразднения коммерческих судов в России в XIX веке // Аллея науки. - 2022. - Т. 1. - № 1 (64). -С. 513-519.

12. Рыбкина К.В. Реформа арбитражных судов и принцип разделения властей // Аллея науки. - 2021. - Т. 2. - № 12 (63). - С. 136-148.

13. Рыбкина К.В. Этапы становления коммерческого правосудия в России // Аллея науки. -2022. - Т. 1. - № 4 (67). - С. 495-505.

14. Рыбкина К.В. Электронное правосудие как новая система в государственном управлении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravosudie-kak-novaya-sistema-v-gosudarstvennom-upravlenii.

THE HISTORY OF DOMESTIC JUSTICE IN THE FIELD OF ECONOMIC RELATIONS

Rybkina K.V.

Russian University of Cooperation Cheboksary Cooperative Institute (branch)

The article presents the main conclusions made during the study of the history and legal framework of the bodies and institutions that dealt with economic disputes in Russia. In the course of the study, the author studied the tysyatsky courts, commercial courts, the history of arbitration in the Soviet period, the emergence of arbitration courts and their development in Russia in modern times. At the same time, documents that determined the direction of the activities of these institutions were considered. Bodies for the consideration of commercial and economic disputes do not have continuity, legal connection, and one cannot speak of gaining the experience of previous institutions. The emergence and development of these organs in different historical epochs was caused directly by the epoch itself and the economic situation. The experience of merchant courts, the tysyatsky court did not influence the experience of commercial courts, the latter did not affect the Soviet arbitration and the modern judicial system. As a result, it is difficult to argue about the evolutionary path of the Russian judicial system: the changes did not occur due to gradual development, but were introduced by the authorities.

It is also impossible to agree because the emergence of new bodies in Russia that dealt with economic disputes was carried out in the form of reforms with the introduction of new institutions previously unknown in the history of Russia.

Keywords: tysyatsky court, commercial courts, commercial courts, arbitration, justice, arbitration courts, economic disputes, judicial reforms.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with changes approved during the nationwide vote on 07/01/2020) [Electronic resource]. - ATP "Consultant Plus" (Accessed 28.04.2023).

2. On Arbitration Courts in the Russian Federation: Federal Constitutional Law of April 28, 1995 No. 1-FKZ (as amended on December 8, 2020) [Electronic resource]. - Access mode: SPS "Consultant Plus" (Accessed 28.04.2023).

3. On the Concept of Judicial Reform in the RSFSR: Decree of the Supreme Council of the RSFSR of October 24, 1991 No. 1801 1 [Electronic resource]. - ATP "Consultant Plus" (Accessed 28.04.2023).

4. Andreeva E.S. Formation and development of arbitration courts in Russia in the period from 1922 to 1993 (historical and legal aspect): diss. cand. legal sciences: 12.00.01 / E.S. Andreeva. -M., 2002. - 197p.

5. Andreeva T.K. Reform of the judiciary and prospects for the development of arbitration procedural legislation // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2017. - T. 12. - No. 6. - S. 145-161.

6. Voronin D.V. Functions of state arbitration in the Soviet economy // Legality and law and order in modern society. - 2012. -No. 9. - S. 24.)

7. Grebentsov A.M. Development of economic jurisdiction in Russia: diss. cand. legal Sciences: 12.00.15/ A.M. Grebentsov. -2001. - 222p.

8. Zakharova P.V. Commercial courts in Russia in the second half of the 19th - early 20th centuries: general and particular features of formation // Actual problems of state and law. - 2018. -T. 2. - No. 8. -S. 119.

9. Mashkova A.S. Activities of the State Arbitration of the RSFSR during the Great Patriotic War // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 4. - P. 12.

10. Nesin M.A. Thousands as governors and part of city self-government // In the collection: City of the Middle Ages and Early Modern Times VI: Archeology, History. Tula, 2018. - S. 73.

11. Rybkina K.V. Reasons for the formation and abolition of commercial courts in Russia in the 19th century // Alley of Science. -2022. - T. 1. - No. 1 (64). - S. 513-519.

12. Rybkina K.V. Reform of arbitration courts and the principle of separation of powers // Alley of Science. - 2021. - Vol. 2. - No. 12 (63). - S. 136-148.

13. Rybkina K.V. Stages of formation of commercial justice in Russia // Alley of Science. - 2022. - Vol. 1. - No. 4 (67). - S. 495505.

14. Rybkina K.V. Electronic justice as a new system in public administration. [Electronic resource]. - Access mode: https://cy-berleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravosudie-kak-novaya-sistema-v-gosudarstvennom-upravlenii.

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.