Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1960-1970-Е ГОДЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1960-1970-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБИТРАЖ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упоров И.В.

Раскрывается содержание основных нормативно-правовых актов, регулировавших споры между хозяйствующими субъектами советской экономики в период наиболее активного развития советского государственного арбитража (1960-е - 1970-е гг.). Отмечается, что в рамках этого периода арбитраж обрел процессуальную самостоятельность, что значительно приблизило его к статусу современных арбитражных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE REVIEW ECONOMIC DISPUTES IN THE SOVIET STATE 1960-1970S

The article reveals the content of the main normative legal acts that regulated disputes between economic entities of the Soviet economy during the period of the most active development of the Soviet state arbitration (1960s - 1970s). It is noted that within this period, arbitration acquired procedural independence, which significantly brought it closer to the status of modern arbitration courts.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1960-1970-Е ГОДЫ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1960-1970-Е ГОДЫ

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-160-163

Аннотация: Раскрывается содержание основных нормативно-правовых актов, регулировавших споры между хозяйствующими субъектами советской экономики в период наиболее активного развития советского государственного арбитража (1960-е - 1970-е гг.). Отмечается, что в рамках этого периода арбитраж обрел процессуальную самостоятельность, что значительно приблизило его к статусу современных арбитражных судов.

Ключевые слова: арбитраж, хозяйственные споры, предприятие, постановление, государство, правила.

После установления советской власти в 1917 г. и последующим огосударствлением экономики в деятельности хозяйствующих субъектов (социалистических предприятий и организаций) стали возникать разногласия, вытекавшие из невыполнения утвержденных плановых показателей. В этой связи возникла необходимость в органах, которые определяли бы виновных с соответствующей ответственностью. Первоначально таковыми стали арбитражные комиссии, которые создавались при исполкомах Советах. Однако сугубо административный характер комиссий не удовлетворял участников экономических отношений, в связи с чем был создан советский арбитрах, получивший некоторые судебные функции. Статус арбитража неоднократно корректировался. И в этом смысле следует отметить, что на рубеже 1960 г., когда в СССР началась активная фаза известного периода хрущевской «оттепели», советское право в целом переживало свою модернизацию, арбитражное право не стало исключением, и в 1960 г. было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР [1]. Подробное же регулирование порядка рассмотрения арбитражных дел было отражено в Правилах рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами от 1 июля 1963 г. [2], утверждённые данным Госарбитражем при СМ СССР.

В акте 1963 г. содержалась основная совокупность норм, регулирующих арбитражный процесс [3, с. 18]. Это был довольно значительный по объему нормативно-правовой акт (включал в себя семь новых разделов, а количество пунктов увеличилось на 59, то есть почти на 80%), который, на наш взгляд, можно расценивать как прообраз будущего арбитражно-процессуального закона, принятого уже в постсоветской России.Этот процессуальный акт вобрал в себя как накопленный за предшествующие годы правоприменительной практики опыт, так и изменения в общественно-политическом развитии СССР, в том числе восполнялись пробелы, обнаруженные опять же во время правоприменения, в частности, это касалось порядка разъяснений и толкований принятых арбитражем решений, порядка принятия дополнительных арбитражных решений, пересмотра арбитражных дел по вновь открывшимся обстоятельствам, условий прекращения и приостановления арбитражных производств. Значительно более подробнее были отрегулированы вопросы территориальной подведомственности государственным арбитражам, оснований к отказу в приеме искового заявления и др.

В частности, данным нормативно-правовым актом определялось, что их основанная задача Правил состоит в обеспечении правильного и своевременного разрешения хозяйственных споров, а также в

установлении единого порядка рассмотрения таких споров. Здесь значительно более подробно, чем в предыдущих Правилах рассмотрения и разрешения дел государственным арбитражем в СССР 1934 г., был отрегулирован ряд важных процессуальных аспектов. Характерным в этом смысле являлся вопрос о до-арбитражном урегулировании разногласий между спорящими сторонами. Если в Правилах 1934 г. лишь обозначалась необходимость урегулирования таких разногласий самими сторонами, то в Правилах 1963 г. данная процедура получила свою детальную регламентацию. В частности, в этом контексте сформировался и в дальнейшем получил развитие институт предъявления и рассмотрения сторонами взаимных претензий (по этому поводу позже был издан отдельный акт [4]), что должно было предшествовать рассмотрению дела на заседании арбитража.

Определенное развитие институт рассмотрения хозяйственных споров получил в связи с проведением с середины 1960-х гг. известных «косыгинских реформ» (председатель СМ СССР А.Н. Косыгин являлся идейным вдохновителем и организатором этой реформы). Тогда предполагалось повысить экономическую самостоятельность хозяйствующих субъектов, и прежде всего перевода их на хозрасчет [5, с. 25]. Соответственно был принят ряда правовых актов, где следует выделить прежде всего Положение о социалистическом государственном производственном предприятии как основного хозяйствующего субъекта советской экономики [6].

Как отмечается в литературе, об активизации деятельности в этом направлении свидетельствовало увеличение спроса на правовые услуги со стороны госпредприятий; по этому поводу ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили даже совместное Постановление [7]. А в конце 1972 г. Минюст СССР утвердил типовой договор об оказании правовых услуг на госпредприятиях [8, с. 57]. В целом же главная идея заключалась в необходимости использования хозрасчета как основного метода стимулирования повышения производительности и качества труда [9, с. 39].

И на этом фоне роль государственного арбитража также подверглась определенной трансформации. В данном контексте следует отметить постановление Совета Министров СССР от 7 августа 1970 г. о повышении роли арбитража [10], в котором уточнены основные задачи государственного арбитража, в частности, указывалось на необходимость более активного воздействия арбитража на стороны-участников арбитражного процесса и тем самым способствовать повышению эффективности общественного производства в СССР. Арбитражам предписывалось также систематически изучать и обобщать арбитражную практику, формировать вытекающую из нее предложения по совершенствованию хозяйственных отношений [11, с. 15].

В данном уточнялись также вопросы подведомственности хозяйственных споров госарбитражу. Важным было также положение о том, что указания Государственного арбитража при Совете Министров СССР становились обязательными для исполнения не только в системе государственных арбитражей, но и ведомственными арбитражами. В союзных республиках также были приняты соответствующие акты (в РСФСР - 7 августа 1970 г.). Дальнейшее развитие советского арбитража показывает значительно более высокую интенсивность его статусных изменений, что обуславливалось, как нам представляется, тем обстоятельством, что экономическая стратегия советской экономики не находила должного отражения в правовом регулировании деятельности арбитражей, определяемой Положением 1960 г.

В этом контексте заслуживает внимания принятое 17 января 1974 г. Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража» [12], согласно которому Госарбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган; этим же актом было принято также новое Положение о Государственном арбитраже. Дело в том, что в условиях планового характера советской экономики, где в то время сочеталось централизованное руководство хозяйствующих субъек-

тов с их самостоятельностью, очень важным было укрепление законности в этой сфере общественных отношений, соответственно возрастала роль органов Госарбитража. Настоятельная потребность в единообразном применения нормативно-правовых актов при разрешении хозяйственных споров продиктовала необходимость осуществления централизации всех органов Госарбитража и более чёткой регламентации их полномочий [13, с. 29], что и было осуществлено указанным постановлением. Важнейшее значение указанного акта состояло в том, что государственные арбитражи меняли свою соподчи-ненность: до этого государственные арбитражи образовывались при исполнительных органов власти всех уровней, и соответственно, несмотря на единую процессуально-правовую основу своей деятельности при рассмотрении хозяйственных споров, они находились в подчинении «своих» органов исполнительной власти, и в этом смысле государственные арбитражи были независимы друг от друга. Однако теперь подчинение кардинально изменялось, и была образована система государственных соподчиненных арбитражей, где предусматривалось несколько звеньев арбитражных органов:

Библиографический список

1. Постановление Совмина СССР от 17.08.1960 N 892 "Об утверждении Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" // СП СССР. 1960. № 15. Ст. 127.

2. Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами (утв.решением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 01.07. 1963 № 4-п // Инструктивные указания Государственного арбитража при Совете Министров СССР. - М.: Юридическая литература, 1964. - С. 24-60.

3. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. - М.: МГУ, 1973. С.

18.

4. Постановление Совета Министров СССР от 17.10.1973 N 758 «Об утверждении Положения о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам» // СП СССР. 1973. № 23. Ст. 128.

5. Лаптев В.В. Правовое положение хозяйственных органов в новых условиях. // Советское государство и право. - 1968. - № 12. - С. 27-34.

6. Постановление Совета Министров СССР от 04.10.1965 N 731 «Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии» // СП СССР. 1965. № 19-20. Ст. 155.

7. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 23.12.1970 N 1025 «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве» // СП СССР. 1971. № 1. Ст. 1.

1) арбитражи областного и краевого уровня, автономных республик;

2) арбитражи союзных республик;

3) арбитраж союзного значения.

И тем самым арбитражи стали независимыми (во всяком случае формально) от исполнительных органов власти соответствующих территорий, которые больше не могли с процессуальной точки зрения приостанавливать и изменять арбитражные решения [14, с. 4]. Иначе говоря, данным актом арбитражи были продвинуты в сторону судебных органов, и эта тенденция уже станет необратимой в движении государственного арбитража к статусу судебного органа. Так, на основании союзного правительственного постановления были приняты соответствующие республиканские акты, в частности, в РСФСР в июне 1974 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР [15], где на уровне союзной республики находила закрепление обновленная система государственного арбитража. В таком виде система советского арбитража функционировала, с некоторыми изменениями, практических до конца существования советского государства.

8. Скворцова А.Е. К вопросу об истории становления адвокатского гонорара // Адвокатская практика. - 2009. - №3. - С. 57.

9. Косякова Н.И. Правовое положение государственных предприятий // Журнал российского права. - 2000. - №5-6. - С. 39.

10. Постановление Совета Министров СССР от 07. 08. 1970 № 646 «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» // СП СССР. 1970. № 15 Ст. 122.

11. Горелик И.В., Кудрявцев В.В. Преддоговорные споры по количеству и ассортименту товаров // Советская юстиция. 1972. № 20. С. 15.

12. Постановление Совета Министров СССР от 17.01. 1974 № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража» // СП СССР. 1974. № 4. Ст. 19.

13. Добровольская Т.Н. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор в СССР. - М.: Знание, 1978. - С. 27-28.

14. История возникновения и развития Арбитражного суда города Москвы (Редакционный материал) // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2005. N 1.

15. Постановление Совета Министров РСФСР от 03.06.1974 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража РСФСР» // СП РСФСР. 1974. № 15.

LEGAL REGULATION OF THE REVIEW ECONOMIC DISPUTES IN THE SOVIET STATE 1960-1970s

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Law Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article reveals the content of the main normative legal acts that regulated disputes between economic entities of the Soviet economy during the period of the most active development of the Soviet state arbitration (1960s - 1970s). It is noted that within this period, arbitration acquired procedural independence, which significantly brought it closer to the status of modern arbitration courts.

Keywords: arbitration, commercial disputes, enterprise, decision, state, rules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.