Научная статья на тему 'История отечественного автопрома до XXI века'

История отечественного автопрома до XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1086
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AUTOMOTIVE INDUSTRY / АВТОМОБИЛЬ / CAR / ГАЗ / GAS / ВАЗ / VAZ / АМО ЗИЛ / AMO ZIL / АЗЛК / AZLK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прудников Александр Игоревич

Рассмотрено развитие отечественного автомобилестроения вплоть до XXI века. Обозначены основные образцы автомобильной промышленности своего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of domestic automotive industry till the 21st century

In article development of domestic automotive industry up to the 21st century is considered. The main samples of automotive industry of the time are designated.

Текст научной работы на тему «История отечественного автопрома до XXI века»

5. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 № 37, от 14.10.1999 № 77) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geum.ru/next/art-139751.leaf-5.php.

6. Коваленко В. П., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Оптимизация процессов перевозки жидких грузов в АПК. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. - 110 с.

7. Егоров Р. Н., Журилин А. Н., Коротких Ю. С. Проектирование автотранспортных процессов. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. - 125 с.

REFERENCES

1. Androsyuk V. N. Opasnye gruzy. Klassifikatsiya. Znaki opasnosti. Identifikatsiya. Spravochnik. - M. : Marshrut, 2004. - 232 s.

2. Naperov V. V., Teslenko I. O. Sistema transportnoy klassifikatsii opasnykh gruzov. -N. : SGUPS, 2010. - 77 s.

3. Klassy opasnosti (ADR) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://gruzpoisk. ru/faq/Klassy-opasnosti-ADR.html.

4. Opasnye gruzy [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.samtl.ru/useful/ danger_cargo.

5. Pravila perevozki opasnykh gruzov avtomobil'nym transportom (v red. Prikazov Mintransa RF ot 11.06.1999 № 37, ot 14.10.1999 № 77) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://geum.ru/next/art-139751.leaf-5.php.

6. Kovalenko V. P., Pulyaev N. N., Korotkikh Yu. S. Optimizatsiya protsessov perevozki zhidkikh gruzov v APK. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2016. - 110 s.

7. Egorov R. N., Zhurilin A. N., Korotkikh Yu. S. Proektirovanie avtotransportnykh protsessov. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2016. - 125 s.

Материал поступил в редакцию 26.07.16

© Бочаров А. О., 2016

УДК 9

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОПРОМА ДО XXI ВЕКА

Прудников Александр Игоревич, студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А.

Тимирязева», г. Москва, РФ.

Аннотация. В статье рассмотрено развитие отечественного автомобилестроения вплоть до XXIвека. Обозначены основные образцы автомобильной промышленности своего времени.

Ключевые слова: автомобильная промышленность; автомобиль; ГАЗ; ВАЗ; АМО ЗИЛ; АЗЛК.

HISTORY OF DOMESTIC AUTOMOTIVE INDUSTRY TILL THE 21ST CENTURY

Prudnikov Aleksandr Igorevich, student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev State Agrarian University», Moscow, Russia.

Summary. In article development of domestic automotive industry up to the 21st century is considered. The main samples of automotive industry of the time are designated. Keyword: automotive industry; car; GAS; VAZ; AMO ZIL; AZLK

В этой статье речь пойдет о Российском и советском автопроме, начиная с его зарождения в Российской империи, становления и расцвета в СССР, сильного видоизменения и частичного распада в новой России XXI века. Историю советско-российской автомобильной промышленности предлагается рассмотреть через конкретные образцы автомобилей и связь автопрома тогдашнего времени с эпохой и историческими событиями в стране и в мире. В статье будет рассказано о знаменитых и легендарных образцах автомобильной промышленности своего времени, часть которых дошла и до наших дней.

Автопромышленность Российской Федерации - это отрасль машиностроения. Без нее сегодняшняя жизнь страны не возможна. Она играет неотъемлемо важную роль в жизни нашего государства. Перевозка самых разных грузов от песка и щебня до ядерных веществ. Незаменим автомобильный транспорт и в обороне. Различные боевые установки (системы залпового огня и тому подобное), ракеты, да и просто, топливо, боеприпасы и люди. Наверное, нет такой отрасли в мире, в которой автомобильный транспорт не находит свое применение, так как на любом предприятии или каком-то учреждении обязательно будет что и куда отвезти.

Руссо-Балт

Самый первый автомобиль в России был спроектирован и построен в 1896

году инженерами Яковлевым Евгением Александровичем и Фрезе Петром Александровичем. Однако это транспортное средство видом мало отличалось от кареты и интереса в высоких кругах империи не вызвало. В стране зарождалась и бурно развивалась промышленность, с этим можно связать и развитие автомобильной отрасли. До революционного 1917 года автопрома в России почти не существовало. В стране действовали два завода: Руссо-Балтийский в Риге и завод Пузырева в Петербурге. В 1914 году завод Пузырева сгорел, а сам владелец вскоре умер. Первые попытки создать автомобилестроение предпринялись царским правительством во время первой мировой войны. Были выделены деньги на строительство нескольких автомобильных заводов в разных городах страны. Однако полноценно заработали и не изменили свой профиль в тяжелое время только два завода. Это завод имени Лебедева, которые находился в городе Ярославле и АМО в Москве. Руссо-Балтийский завод был как раз перепрофилирован под авиационное производство, а вообще изначально он являлся вагонным [1].

АМО Ф 15

Первый автомобиль в СССР был произведен в 1924 году на заводе АМО. Технически автомобиль был выполнен как грузовой, но на практике он перевозил все и всех. Позже появятся новые образцы и

начнется массовое производство автомобилей. Они будут предназначены для разных целей, разного класса людей. Однако АМО Ф 15 будет всегда в этом списке первым. В начале 30-х годов завод АМО реконструируют и переименуют в Завод имени Сталина, там будет производство грузовиков по лицензии американской фирмы «Autocar». В Нижнем Новогоро-де был построен завод НАЗ (ныне ГАЗ), выпускавший как легковые, так и грузовые автомобили тоже по лицензии американской автомобильной фирмы «Ford motor». Договор между председателем ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) со стороны СССР и владельцем «Ford motor» Генри Фордом со стороны Америки предусматривал строительство в Нижнем Новгороде завода производительностью около 100 машин в год и передачу СССР лицензии на грузовые и легковые автомобили «Форд». Оба предприятия (АМО и НАЗ) сыграли ключевую роль в ходе индустриализации СССР, стали основой отечественного автопрома и в 1938 году вместе с другими заводами-изготовителями обеспечили выход нашей страны на первое место в Европе, а также на второе место в мире по производству грузовиков. До Великой Отечественной Войны советской автопромышленностью было произведено около миллиона автомобилей, значительная часть которых снабдила советскую армию транспортом. В 30-е годы завод ГАЗ был единственным заводом в стране, который выпускал в массовых объемах легковые автомобили. В 1938 году нить конвейера ГАЗ разделили на две: по производству легковых автомобилей и грузовых автомобилей [1, 2].

ГАЗ М 20 «Победа»

Во время Великой Отечественной Во-

йны завод ЗИС эвакуировали, это послужило рождением новых предприятий автомобильной направленности, и как следствие, увеличению автопрома в стране. Ленд-лиз также сыграл большую роль в этом процессе. В военные годы была широко распространена сборка машин из машинно-комплектов, которые поставлялись по тому самому Ленд-лизу. Проектирование легендарной Победы началось уже во время войны. Изначально ее название должно было быть «Родина», но в дальнейшем ее назвали «Победа». В 1946 году в СССР появилась новая машина, с современным обтекаемым кузовом. В её создании учли опыт не только отечественный, но и зарубежный. Когда в стране стартовало производство новенькой «Победы», в других странах, в том числе и в Америке, восстанавливали или продолжали производство довоенных образцов автомобилей. «Победа» зарекомендовала себя как надежный и мощный автомобиль, и одним из первых стала экспортироваться в социалистические страны [3].

ГАЗ-69

В середине 50-х годов прошлого века в Ульяновске, на УАЗ было налажено производство автомобилей ГАЗ-69. Эта модель была полноприводной. Потребность в таких автомобилях была у армии, собственно ГАЗ-69 и являлся военным автомобилем. Нашел этот автомобиль себе применение и в сельском хозяйстве, в частные руки почти не продавался. По состоянию на 1959 год эти машины хорошо экспортировались и поставлялись в 22 страны. Руководство УАЗа было консервативным и развитие завода шло медленно, главные заказчики - военные не спешили вкладывать деньги в развитие завода [4].

ГАЗ М 21 «Волга»

В 1956 году на ГАЗе начинается производство автомобиля «Волга» ГАЗ-21. Главным конструктором проекта являлся В.С. Соловьев, позже ставший главным конструктором ВАЗа. Для тех лет «двадцать первая Волга» была современным автомобилем по сравнению с зарубежными аналогами, и после выпуска легендарной ГАЗ-24 не потеряла свою популярность и по-прежнему пользовалась спросом. У этой модели было множество модификаций и она экспортировалась в разные страны. Была даже праворульная «Волга» с автоматической коробкой передач (ГАЗ 21 ПЕ) в экспортном исполнении [5].

ЗАЗ-965

Ближе к 1960-м в СССР назревает необходимость создания недорого, компактного, микролитражного автомобиля бытового народного применения, который позволял бы инвалидам тоже сесть за руль. В то время после войны прошло меньше 15 лет, и инвалидов было немало. Однако автомобиль по-прежнему является дорогим, практически недоступным предметом роскоши, его могут позволить себе единицы. Так родился ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод), этот завод взял на себя производство малолитражек. Опорной платформой стали два завода: завод по производству комбайнов «Коммунар» и МеМЗ в Запорожье. В основу первой модели легли два авто, это «Фиат 600» и «Фольксваген Жук». Первый ЗАЗ-965 сошел с конвейера в 1960 году, и вошел в историю как «горбатый запорожец». Автомобиль был доступным и, если можно так сказать, милым. В народе его полюбили. Позже на его базе и базе других, более современных моделях ЗАЗ будут производиться разнообразные «инвалидные» мо-

дификации [3].

Москвич 412

В 1967 году на заводе АЗЛК (автомобильный завод ленинского комсомола) в Москве создается автомобиль «Мо-сквич-412» от «Москвича-408» он отличался другим, заново сконструированным двигателем. Также он отличался кузовом и другими, не играющими ключевой роли, элементами. Автомобиль стал массовым, а его двигатель был один из лучших двигателей данного завода. Бытует мнение что двигатель «четыреста двенадцатого» это половина восьмицилиндрового У-об-разного авиационного мотора и что об этом свидетельствует наклоненная головка блока цилиндров. Эти моторы действительно были качественными и устанавливались на другие модели. С 1967 года эта модель стала производиться в Ижевске на автомобильном заводе. Было настоящее изобилие модификаций этой машины, также под экспортные варианты с правым расположением руля. Экземпляры этой машины были в той партии, которую распродавали в 2001 году, после окончательной остановки завода. Производили его вплоть до полного закрытия АЗЛК [4].

ГАЗ-24 «Волга»

К началу 1960-х годов автомобиль ГАЗ-21 «Волга» уже устарел, требовалась новая модель, которая бы сменила «двадцать первую Волгу». Такой моделью стал ГАЗ-24. В 1958 году началась разработка такого автомобиля, однако его конструкция сложилась лишь к 1964. В 1967 году автомобиль был запущен в производство. Большая часть экземпляров предназначалась государству. Она шла в таксопарки на службу партии, начальникам производств и так далее, в особенности КГБ.

Были различные модификации «двадцать четверки», так называемые три поколения. Последнее «третье» имело индекс 2410 [5]. Также были специальные модификации для КГБ. В историю она вошла как дорогой предмет автомобильной роскоши, и признак того, что жизнь удалась. Подавляющее большинство людей не могло позволить себе данный автомобиль.

Жигули ВАЗ-2101

В 1960-1970 в нашей стране начинается «Автомобилизация», одной из составляющих которой служит строительство и последующее открытие Волжского автомобильного завода в городе Тольятти. СССР были нужны личные автомобили, и партийное руководство положило начало массовой автомобилизации. Так рождалась легендарная марка «Жигули». В качестве зарубежного партнера свой выбор СССР остановил на «ФИАТе». 15 августа 1966 года был подписан договор о создании автозавода в Тольятти между Александром Тарасовым (Министр автомобильной промышленности СССР) и Джанни Аньелли (глава концерна ФИАТ). Завод был рассчитан на производство 660 000 автомобилей в год. По этому договору на «ФИАТ» ложилось полное обустройство Тольяттинского завода и обучение специалистов [1]. Много молодежи в то время поехало на стройку будущего автогиганта, так как правительственный аппарат стимулировал это всеми доступными методами (выдачей квартир, большими зарплатами и так далее). В результате завод построили в два раза быстрее, чем планировали. В феврале 1968 года начали испытание ФИАТ-124, месяцем ранее на завод начались поставки оборудования. На испытаниях автомобиль фактически

«развалился» (кузов разошелся трещинами) и был значительно изменен. В том же году машину назвали «Жигули» и ей был присвоен индекс 2101. В апреле 1970 года с конвейера завода сошли первые «Жигули». «Копейка», так в народе прозвали ВАЗ-2101, была лучше и удобнее «Москвича», поставлялась в разные страны, не только социалистические. В 1975 году был налажен выпуск праворульной модели. Позже на базе этой модели создадут классической семейство «Жигулей», которое будет сохраняться на ВАЗе до сентября 2012 года.

КамАЗ-5320

В 1969 году началось строительство Камского автозавода, а через 7 лет он заработал. Производительность была рассчитана на производство 150 000 грузовых автомобилей и 250 000 дизельных двигателей в год. Этим было положено начало дизелизации страны (выпуск дизелей стал осваиваться на ЗиЛе, УралАЗе, ЛАЗе и других) [2]. Первый КамАЗ сошёл с конвейера 16 февраля 1976 года - это был бортовой автомобиль КамАЗ-5320. Уже в 1979 году с конвейера сходит стотысячный грузовик, темпы производства автомобилей бьют мировые рекорды. Этот автомобиль внес огромный вклад в строительство и развитие страны. Многие модели остаются в строю и по сей день. В 1987 году на заводе была введена в эксплуатацию линия по производству малолитражных автомобилей «Ока».

ВАЗ-2101 «Нива»

В 1970-м году была выдвинута идея о создании нового доступного автомобиля для эксплуатации за городом, в селе и на бездорожье. С этого началось рождение знаменитой ВАЗ-2121 «Нивы». Первые

два образа ВАЗ-2121Э с открытым кузовом и отключаемыми задним и передним мостами прошли испытания в 1971 году. Позже их конструкцию полностью переработали. Новый ВАЗ-2121 был безрамным, компактным внедорожником с полным приводом, удобным салоном и приметным дизайном. ВАЗ-2121 это был компактный и недорогой автомобиль, концепции которого стали осваивать в других странах. Существовали разные модификации на базе этого автомобиля, например, с открытым верхом. «Нива» очень активно экспортировалась в зарубежные страны. Сейчас автомобиль также в строю, правда, уже немного в другом исполнении, но родоначальником этого семейства остается ВАЗ-2121 [5].

Кризис и видоизменение рынка отечественного автомобилестроения.

В 80-е годы в отечественном автомобилестроении начинают проявляться кризисные явления, которые являются следствием эпохи «дорого Леонида Ильича» или проще говоря «эпохи застоя». Рост производства практически прекратился, научная деятельность вяло тянется вместе с дефицитом комплектующих и запасных частей, их низким качеством, а также нехватки средств, выделяемых из бюджета на опытно-конструкторскую деятельность, который и так трещит по швам из-за гонки вооружений и войны в Афганистане. С другой стороны освоено производство ВАЗ-2108, «Оки», «Таврии», Москвича-2141. Волжский автомобильный завод переживает не лучшие годы, банкротство предприятия, вызванное неуплатой налогов, широко освещается прессой. Однако в последствие, ВАЗ наверстал упущенное и восстановился, это было связанно с его высоким объемом

производства и продаж [5].

С распадом СССР в 1991 году автомобильным производствам теперь уже бывшего союза была уготована разная судьба. Большинство предприятий России оказалось в глубоком и долгом кризисе, вызванным рыночными реформами. К середине 1990-х выпуск грузовиков сократился больше, чем в 5 раз, больших автобусов в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Модернизация невозможна из-за бюджетного дефицита, продукция морально и физически устарела (особенно в области безопасности и экологии). Первыми останавливаются заводы ИЖ и АЗЛК. Другие заводы, такие как ГАЗ, УАЗ, ВАЗ и АМО ЗИЛ смогли «удержаться на плаву» и даже выпустили новый модели. В 2000 году завод АЗЛК, несмотря на попытки принятия разных антикризисных программ, в том числе, с выпуском автомобилей представительского класса, окончательно встал. Сотрудники стали увольняться, часть территории было передано компании «Автофрамос». В 2001 году были выпущены последние автомобили марки «Москвич». Началась процедура банкротства. В 2006 году «ОАО Москвич» было признано таковым. В конце того же года оборудование завода было распродано, территория тоже. В 2007 году ОАО «Москвич» полностью прекратило свое существование [4].

В начале 2000-х годов часть производителей отечественного автопрома была объединена в компании «Руспромавто» и «Северсталь-авто» [2]. С 2002 года начинается сборка иномарок. От советского производства мало что осталось.

КамАЗ, УАЗ, ВАЗ, ГАЗ и многие другие заводы пережили кризис 90-х, сейчас они выпускают технически современные автомобили, соответствующие междуна-

родным стандартам, выводят в производ- редачи «Следствие вели...», Леонид Се-ство и на автомобильный рынок новые менович Каневский: «Впрочем, это уже модели. И как говорил ведущий телепе- совсем другая история.».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История отечественного автопрома [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://otauto.narod.ru/istoriya.

2. Автомобильная промышленность России это: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1718808.

3. Авто СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sssr-avto.ru.

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org.

5. Энциклопедия журнала «За рулем» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://wiki.zr.ru.

REFERENCES

1. Istoriya otechestvennogo avtoproma [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http:// otauto.narod.ru/istoriya.

2. Avtomobil'naya promyshlennost' Rossii eto: [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1718808.

3. Avto SSSR [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://sssr-avto.ru.

4. Vikipediya - svobodnaya entsiklopediya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : https://ru.wikipedia.org.

5. Entsiklopediya zhurnala «Za rulem» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http:// wiki.zr.ru.

Материал поступил в редакцию 20.07.16 © Прудников А. И., 2016

УДК 656.1

ПРОБЛЕМЫ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Острецов Дмитрий Алексеевич, студент, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева»,

Москва, РФ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы перевозок грузов по России и возможные пути их решения.

Ключевые слова: грузоперевозки; плохие дороги; автопарк; топливо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.