Научная статья на тему 'История оснащения вычислительной техникой общеобразовательных учебных заведений в ходе четвертой информационной революции'

История оснащения вычислительной техникой общеобразовательных учебных заведений в ходе четвертой информационной революции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютеризация / образование / история информатики / общеобразовательные учебные заведения / computerization of education / history of computer science in public schools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стоянов Никита Эдуардович, Тарасова Валентина Николаевна

В статье исследуется процесс компьютеризации общеобразовательных учебных заведений вычислительной техникой в СССР, РФ, Великобритании и США в период с 1980-х годов по настоящее время. Авторами проанализированы недостатки процесса компьютеризации образования, а также статистика соотношения количества персональных компьютеров к численности учащихся в общеобразовательных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стоянов Никита Эдуардович, Тарасова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF COMPUTER EQUIPMENT IN PUBLIC SCHOOLS DURING THE FOURTH INFORMATION REVOLUTION

The article deals with computerization of public schools in the USSR, the Russian Federation, Great Britain and the USA since 1980s up to the present time. The authors analyze the faults of the process of education computerization, as well as the statistics of the ratio of the number of personal computers to the number of students in public schools.

Текст научной работы на тему «История оснащения вычислительной техникой общеобразовательных учебных заведений в ходе четвертой информационной революции»

УДК 004:371:007

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-1-38-43

I

История оснащения вычислительной техникой общеобразовательных учебных заведений в ходе четвертой информационной революции

Стоянов Н.Э., Тарасова В.Н.

Российский университет транспорта, 127994, Москва, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7566-4299, Е-mail: ferrum0k@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4825-8994, E-mail: tarasovavn@mail.ru

Резюме: В статье исследуется процесс компьютеризации общеобразовательных учебных заведений вычислительной техникой в СССР, РФ, Великобритании и США в период с 1980-х годов по настоящее время. Авторами проанализированы недостатки процесса компьютеризации образования, а также статистика соотношения количества персональных компьютеров к численности учащихся в общеобразовательных учебных заведениях.

Ключевые слова: компьютеризация, образование, история информатики, общеобразовательные учебные заведения. Для цитирования: Стоянов Н.Э., Тарасова В.Н. История оснащения вычислительной техникой общеобразовательных учебных заведений в ходе четвертой информационной революции // История и педагогика естествознания. 2023. № 1. С. 38-43. D0I:10.24412/2226-2296-2023-1-38-43

HISTORY OF COMPUTER EQUIPMENT IN PUBLIC SCHOOLS DURING THE FOURTH INFORMATION REVOLUTION

Stoyanov Nikita E., Tarasova Valentina N. Russian University of Transport, 127994, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7566-4299, E-mail: ferrum0k@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4825-8994, E-mail: tarasovavn@mail.ru

Abstract: The article deals with computerization of public schools in the USSR, the Russian Federation, Great Britain and the USA since 1980s up to the present time. The authors analyze the faults of the process of education computerization, as well as the statistics of the ratio of the number of personal computers to the number of students in public schools. Keywords: computerization of education, history of computer science in public schools.

For citation: Stoyanov N.E., Tarasova V.N. HISTORY OF COMPUTER EQUIPMENT IN PUBLIC SCHOOLS DURING THE FOURTH INFORMATION

REVOLUTION. History and Pedagogy of Natural Science. 2023, no. 1, pp. 38-43.

DOI:10.24412/2226-2296-2023-1-38-43

Компьютеризация и информатизация образования включают в себя создание программного обеспечения, разработку и апробацию учебно-методических материалов, а также снабжение общеобразовательных учебных заведений вычислительной техникой [1]. Наиболее уязвимым звеном для массовой компьютеризации отечественного образования является обеспечение современной учебной вычислительной техникой, в том числе отечественного производства. Академик А.П. Ершов считал наличие компьютерного терминала на каждом учебном столе высшим уровнем технической оснащенности образовательной системы [1].

В первые десятилетия XXI века благодаря применению учебной вычислительной техники в образовательном процессе повышалось качество современного образования, достигалось развитие навыков цифровой грамотности и аналитического мышления у учащихся. В настоящее время разработка электронных компонентов, необходимых для производства компьютерной техники в России, находится в зачаточном состоянии и не способна обеспечить все отрасли промышленности [2]. В условиях санкционных запретов США и Евросоюза осложнен импорт современной вычислительной техники. Данная ситуация может отрицательно сказаться на поставках компьютеров в общеобразовательные учебные заведения. В 1980-е годы в СССР сложилась аналогичная ситуация, вызванная экономическим кризисом.

В 1940-1960-х годах активное развитие вычислительной техники привело к миниатюризации и увеличению мощ-

ности ЭВМ, а появление технологий многопрограммных и многотерминальных систем разделения времени сделало возможным проведение экспериментов по освоению вычислительной техники учащимися школьного возраста [3, 4]. В 1970-е годы образовательные эксперименты по обучению программированию учащихся значительно повлияли на развитие информатики в общеобразовательных учебных заведениях (С. Пейперт и др. в США, А.П. Ершов в СССР и др.). В СССР апробировались методики обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений основам программирования с помощью вычислительной техники. К середине 1980-х годов использовались учебники по информатике А.П. Ершова, В.М. Монахова и др., а также различное образовательное программное обеспечение (ПО) (пакет прикладных программ «Школьница», РОБИК, Е-Практикум 86 и др.).

Актуальным для СССР был вопрос компьютеризации общеобразовательных учебных заведений. В Постановлении Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года № 13-Х1 «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [5] широкое применение компьютеров в учебном процессе определяется как одно из необходимых условий совершенствования системы образования. Процесс массовой компьютеризации реализовы-вался в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних

учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». Помимо учебно-методической и организационной работы, планировалось создание кабинетов вычислительной техники во всех союзных республиках СССР из расчета одна-две школы на район, а в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Новосибирске и Свердловске рекомендовалось оснастить все общеобразовательные школы одного-двух районов. Министерствам радиопромышленности и электронной промышленности было поручено производство персональных ЭВМ (ПЭВМ) для оснащения свыше 8 тыс. кабинетов вычислительной техники [6]. В 1986 году было запущено массовое производство ПЭВМ, и в течение пяти лет объем их выпуска для нужд общеобразовательных учебных заведений возрос почти в 20 раз (табл. 1).

С 1987 года из-за неподготовленности предприятий СССР к массовому выпуску школьных ПЭВМ, недостатка поставок интегральных микросхем, других компонентов и периферийных устройств, низкой оснащенности предприятий-изготовителей современным автоматизированным оборудованием [9, 7] план по выпуску не выполнялся. Фактическое количество произведенной учебной вычислительной техники составляло от 64,7 до 86,3% от плана ежегодно.

Одним из основных показателей степени компьютеризации образования является соотношение между количеством учащихся и числом установленных комплектов учебной вычислительной техники. Данный показатель можно рассчитать по формуле k = ^уч.)/№вм, где Nуч. - количество учащихся в общеобразовательных учебных заведениях, а №вм - количество поставленных в школы ПЭВМ.

В конце 1980-х годов в общеобразовательных учебных заведениях СССР обучалось около 44 млн учащихся [10]. Количество учащихся на 1 комплект учебной вычислительной техники в СССР составляло (табл. 2):

При расчете не учитывались поставки в общеобразовательные учебные заведения за счет местных производств союзных республик (их процент был незначителен) [8]; выбытие техники из-за поломок в ходе эксплуатации; отправка техники в средние специальные учебные заведения и педагогические институты.

СССР значительно отставал по данному показателю от западных стран. В 1983 году в общеобразовательных учебных заведениях США насчитывалось приблизительно 250-300 тыс. комплектов учебной вычислительной техники, в 1984-м - от 500 тыс. до 600 тыс. комплектов. При этом 49% всего количества учебной вычислительной техники США составляли ПЭВМ Apple II [11, 12].

В 1983 году в общеобразовательных учебных заведениях США один персональный компьютер (ПК) приходился на 168 учеников, а к 1985 году - уже на 40 учеников [13]. С начала 1980-х годов в Великобритании реализовывался проект Британской радиовещательной корпорации (BBC) BBC Computer Literacy: Microelectronics Education Programme, в рамках которого с 1982 года осуществлялись массовые поставки комплектов учебных ПЭВМ BBC Micro различных модификаций в общеобразовательные учебные заведения. В результате к 1985 году в общеобразовательных учебных заведениях был установлен один ПК на 60 учащихся, а в начальной школе - на 107 [14].

Таблица 1.

Объем производства учебной вычислительной техники в СССР во второй половине 1980-х гг. [7, 8, 9,]

Год План Факт Поставлено из-за рубежа Исполнение плана, %

1986 10000 11000 - 110

1987 25000 21100 - 84

1988 71000 48800 - 68,7

1989 154000 99600 8700 64,7

1990 240000 207000 - 86,3

Таблица 2.

Количество учащихся на 1 ПЭВМ во второй половине 1980-х гг.

Год Учебная вычислительная техника выпущенная на текущий момент (накопленная сумма)* Число учащихся на комплект учебной вычислительной техники

1986 11000 4000

1987 32100 1371

1988 80900 544

1989 182900 233

1990 396200 111

В 1980-е годы, несмотря на отставание СССР от ведущих стран Запада в области гражданской вычислительной техники, отечественные ПЭВМ, поставлявшиеся в общеобразовательные учебные заведения, по своим техническим характеристикам не уступали зарубежным аналогам. Это было связано с тем, что к учебной вычислительной технике зачастую предъявлялись значительно меньшие требования. В начале 1990-х годов модификации ПК Apple II, производившегося с 1977 года, составляли половину всех ПЭВМ в общеобразовательных учебных заведениях США, а в 1998 году - около 10% [13].

Технические характеристики учебной вычислительной техники, используемой в СССР и за рубежом, представлены в табл. 3.

В конце 1980-х годов значительной проблемой компьютеризации советского образования была недостаточная надежность отечественной учебной вычислительной техники по сравнению с зарубежными образцами. Наработка на отказ ПЭВМ «Корвет» и ПЭВМ «Электроника МС-0202» фактически составляла около 1 тыс. ч, тогда как по ГОСТу -

Таблица 3.

Технические характеристики учебной вычислительной техники в СССР и за рубежом в 1980-е гг. [15-18]

Наименование Требования 1985 г. ПЭВМ «Агат» Электроника УК НЦ Apple II BBC Micro

Процессор 1,5-5 MHz Аналог MOS 6502, 300 тыс. оп./с К1801 ВМ2, 8MHz, 600 тыс. оп. / с MOS 6502, 1 MHz, 400-500 тыс. оп. / с MOS 6502

Разрядность - 8 бит 16 бит 16 бит 16 бит

Объем ОЗУ, Кбайт Не менее 56 64-256 192 64-128 до 32

Объем ПЗУ, Кбайт 2-64 32 32 16 до 80

Характеристики цветного режима монитора Не менее 256x256 4 цвета 128x128 8 цветов 640x288 8 цветов 560x192 16 цветов 320x256

л • щ Jjl ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

10 тыс. ч. Это приводило к регулярным поломкам техники в общеобразовательных учебных заведениях, что в условиях слабой ремонтной базы критически сказывалось на процессе обучения [8].

В 1991 году 10% учащихся 8-х классов в СССР хотя бы раз использовали ПК в процессе выполнения классной или домашней работы, тогда как в США, Франции, Великобритании, Канаде данный показатель составлял от 30 до 50% [19].

Проблема нехватки учебной вычислительной техники в СССР решалась путем разработки общеобразовательного учебного курса по информатике с учетом возможного отсутствия доступа к ПЭВМ на занятиях. Так, в 1979 году академик А.П. Ершов, рассуждая об учебных языках программирования для базового учебного курса по информатике, предложил технологию обучения без использования вычислительной техники [1]. В учебнике по информатике А.Г. Кушниренко 1991 года предусматривались аналогичные подходы с использованием учебного алгоритмического языка, разработанного А.П. Ершовым [20].

В начале 1990-х годов благодаря поставкам зарубежной вычислительной техники в общеобразовательные учебные заведения РФ ситуация выправилась. С 1990 по 1995 год количество ПК в общеобразовательных учебных заведениях выросло с 142 тыс. до 315 тыс. (среднегодовой прирост составил 17,2%). Однако в середине 1990-х годов поставки учебной вычислительной техники в общеобразовательные учебные заведения практически прекратились. Это привело к значительному отставанию РФ от западных стран. К 1999 году в российских общеобразовательных

учебных заведениях, контингент которых составлял 21,3 млн, было установлено 315 тыс. компьютеров, то есть на один ПК приходилось 67,6 учащегося, что было в 10 раз больше, чем в США (6 учеников на один ПК в 1998 году) и Великобритании (7,9 ученика на один ПК в среднем общеобразовательном учебном заведении в 2000 году) [21, 22, 13]. Соотношение количества учеников на один ПК в РФ, США и Великобритании в конце XX века представлено на рис. 1.

К 2000 году учебная вычислительная техника в кабинетах информатики общеобразовательных учебных заведений РФ, значительную долю которой составляли ПК, произведенные в 1985-1992 годы, критически устарела. Архитектура таких ПК не позволяла работать с актуальными на тот период операционными системами с поддержкой мультимедийных возможностей [23]. С аналогичной проблемой столкнулись и в США, где в 1992 году возраст 78% компьютеров, установленных в общеобразовательных учебных заведениях, превышал 10 лет при сроке устаревания в 3-4 года. К 1998 году доля устаревшей вычислительной техники (Apple II, компьютеры на процессорах Motorola 68K и Intel 80286) в общеобразовательных учебных заведениях США составляла свыше 30% [13].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года № 630 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» был дан старт государственным инвестициям на поставку учебной вычислительной техники в общеобразовательные учебные заведения РФ [23]. Начиная с 2002 года количество ПК в них начало

Рис. 1. Количество учащихся на один ПК в 1998-2000 гг. Рис. 2. Количество учащихся на один ПК в 2009 году

67,5В

1 6 1 7,'

РФ США Великобритания (средняя шгола)

16,49

[ 1,7 I 4,2

РФ США Великобритания (средняя икала)

Рис. 3. Количество учащихся на один ПК в 2019 году 8

6,9

2,4

1,1

РФ США Великобритания (средняя икала)

Рис. 4. Динамика прироста количества ПК в общеобразовательных учебных заведениях РФ в 1991-2021 гг.

Рис. 5. Динамика показателя численности учеников на один ПК в общеобразовательных учебных заведениях РФ в 1986-2021 гг.

расти, достигнув за 2007-2009 годы увеличения на 63%, что соответствовало почти 300 тыс. единиц. Благодаря данным поставкам и уменьшению численности учащихся из-за «демографической ямы» значительно улучшились показатели оснащенности общеобразовательных учебных заведений вычислительной техникой. В 2009 году на 13,6 млн учащихся приходилось 825,8 тыс. ПК, то есть 16,5 учащегося на 1 единицу, что было в 4 раза меньше, чем в 1998 году. В 2009 году в США и Великобритании один ПК рассчитывался на 1,7-4 учащихся [24, 25]. Соотношение количества учащихся на один ПК в РФ, США и Великобритании в 2009 году представлено на рис. 2.

В период с 2011 по 2014 год поставки ПК в образовательный процесс увеличивались более чем на 150 тыс. единиц ежегодно. С 2013 года в РФ на один ПК приходилось не более 8 учащихся, при этом данный показатель падает за счет ежегодного увеличения поставок вычислительной техники как минимум на 100 тыс. единиц. В 2020 году данный показатель составлял 6,4 учащегося на один ПК [21]. В 2019 году соотношение количества учащихся на один ПК в РФ, США и Великобритании представлено на рис. 3.

Учебная вычислительная техника и информационные системы находятся в постоянном развитии за счет совершенствования их технических характеристик и повышения требований к программному обеспечению. Учебная вычислительная техника подвержена существенному износу из-за ежедневной эксплуатации. ПК в учебных вычислительных классах требуют замены в течение 3-4 лет эксплуатации с целью обеспечения необходимого качества и эффективности учебного процесса [26, 27].

В период с начала 1990-х по 2021 год благодаря массовым поставкам ПК в общеобразовательных учебных заведениях РФ была выстроена инфраструктура, на которой осуществлялось эффективное обучение учащихся цифровым навыкам в рамках реализации инновационных образовательных инициатив. Объем прироста количества ПК в общеобразовательных учебных заведениях РФ в 1991-2021 годы представлен на рис. 4 и 5.

В оснащении ПК общеобразовательных учебных заведений СССР и РФ прослеживается четыре периода:

- 1986-1992 годы: благодаря первичному оснащению общеобразовательных учебных заведений вычислительной

техникой отечественного производства на один ПК приходилось 60 учащихся;

- 1992-2000 годы: фиксировалось отсутствие поставок новой вычислительной техники в общеобразовательные учебные заведения из-за перехода РФ к рыночной экономике и экономического кризиса;

- 2000-2008 годы: результатом финансирования закупок вычислительной техники для общеобразовательных учебных заведений в рамках государственных программ стал обновленный и более доступный компьютерный парк, когда один ПК рассчитывался на 20 учащихся;

- 2008 год - по настоящее время: резкое увеличение объемов вычислительной техники для общеобразовательных учебных заведений в ходе государственных закупок.

В период с начала 2000-х по начало 2010-х годов из-за повышения рождаемости населения количество учащихся на один ПК равномерно снижалось до 6,4 учащегося.

В настоящее время ведется разработка аналогов отечественного образовательного ПО. В их числе - интерактивные геймифицированные среды обучения основам программирования, робототехнические конструкторы, учебные наборы с программируемым микроконтроллером, оборудование для обучения основам программирования в 3D и VR и др. [3].

Методическое и организационное обеспечение реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Информатика», государственных проектов по внешкольному ^-образованию (Кванториум, 1Т-классы и др.), частных образовательных инициатив (Фоксфорд, Алгоритмика, Яндекс.Учебник и др.), а также путем активной поддержки и популяризации частных проектов в области 1Т-образования государством (Портал ПДФО, Код будущего университета - 2035 и др.).

Начиная с 2022 года, в условиях введения санкционных запретов США и Евросоюза, достижение количественных (обеспечение общеобразовательных учебных заведений вычислительной техникой) и качественных (технические и эксплуатационные характеристики установленной техники) показателей компьютеризации общеобразовательных учебных заведений РФ возможно за счет реализации программы по импортозамещению с целью избежания ошибок, совершенных в технологических странах Запада и в нашей стране в 1980-1990-е годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы): Препринт. Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979. 26 с.

2. Шпак В.В. Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации и ее финансовое обеспечение. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/strategiya-razvitiya-elektronnoy-promyshlennosti-rossiyskoy-federatsii-i-eyo-finansovoe-obespechenie (дата обращения 31.10.2022).

3. Стоянов Н.Э., Тарасова В.Н. Развитие средств обучения основам программирования во второй половине XX - начале XXI века // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 74-79.

4. Хасанов И.И., Логинова Е.А. Зарождение информационно-вычислительных систем: основные этапы развития вычислительной техники // История и педагогика естествознания. 2017. № 3. С. 31-36.

5. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 г. № 13-XI.

6. О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 марта 1985 года № 271.

7. Доклад о развитии персональных ЭВМ в 1988 г. / АН СССР. Межотраслевой науч.-техн. комплекс «Персональные ЭВМ» // Фонд письм. ист. Политехнического музея ФПИ ПМ. Ф. 221. Ед.хр. 27108/372.

8. Доклад о развитии персональных ЭВМ в 1989 г. / АН СССР, Межотраслевой науч.-техн. комплекс «Персональные ЭВМ» // ФПИ ПМ. Ф. 221. Ед. хр. 27108/376.

9. Доклад о развитии персональных ЭВМ в 1990 г. / АН СССР, Межотраслевой науч.-техн. комплекс «Персональные ЭВМ» // ФПИ ПМ. Ф. 221. Ед. хр. 27108/377.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.СССР в цифрах в 1989 году [по годам]: краткий стат. сб. / Центр. стат. упр. при Совете министров СССР. М., 1990. 319 с.

11.Chion-Kenney L. Schools Bought Record Number of Computersin 1984 // Education Week. 27.03.1985 URL: https://www.edweek.org/technology/ schools-bought-record-number-of-computers-in-1984/1985/03 (дата обращения 27.10.2022)

12.Coley R, Cradler J., Engel P. Computers and Classrooms: The Status of Technology in U.S. Schools. Policy Information Report. // Educational Testing Service, Princeton, NJ. Policy Information Center, 1997. 67p.

13.Anderson R., Ronnkvist A. The Presence of Computers in American Schools. Teaching, Learning, and Computing: 1998 National Survey. Report No.2. // Center for Research on Information Technology and Organizations, Irvine, CA.; Minnesota Univ., Minneapolis, 1999. 38 p.

14. Department of Education and Science Survey of Micromputers in Schools // Studies in Design Education Craft & Technology. 1987. Vol 19 № 3. С. 155 - 159.

15. Требования к комплекту средств вычислительной техники для средних учебных заведений и перечень учебного оборудования и мебели для кабинета вычислительной техники: Мат. для обсуждения, 1985. 12 с. [Арх. акад. А.П. Ершова]. URL: http://ershov.iis.nsk.su/ru/node/772880 (дата обращения 27.10.2022).

16. Приложение к Концепции создания персональных (профессиональных и школьных) ЭВМ на 1989-1990 гг. и на период до 1995 г. ФПИ ПМ. Ф. 221. Ед.хр. 27108/375.

17. Retro computing - Global Micro Computer Specifications. URL: https://drolez.com/retro/ (дата обращения: 28.10.2022).

18. BBC Microcomputer System - Technical Description.URL: https://archive.org/details/20190119BBCMicrocomputerSystem/mode/2up (дата обращения 27.10.2022).

19. Percentage of 13-year-old students (in countries) and public school 8th-graders (in states) who reprot they sometimes use computers for school work or homework, by country (1991) and state (1992) URL: https://nces.ed.gov/pubs/esn/n17b.asp (дата обращения 28.10.2022).

20. Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991, 224 с.

21. Российский статистический ежегодник (с 1992 по 2020 год) // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). 1992- 2020.

22. Hunt M., Davies, S. Pittard, V. Becta review: Evidence on the progress of ICT in education // British Educational Communications and Technology Agency, 2006. 66p.

23. О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года № 630.

24. Gray, L., Thomas, N., and Lewis, L. Teachers' Use of Educational Technology in U.S. Public Schools: 2009 (NCES 2010-040) // National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences, U.S. Department of Education. Washington, DC, 2010. 70p.

25. Harnessing Technology Review 2009: The role of technology in education and skills // British Educational Communications and Technology Agency (BECTA), 2009. 30p.

26. Исалова М.Н., Салманова З.А. Моделирование стратегии укомплектования и замены компьютерного оборудования в высших учебных заведениях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 2. С. 176-181.

27. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. №3 (24). С. 12-25.

REFERENCES

1. Yershov A.P., Zvenigorodskiy G.A., Pervin YU.A. Shkol'naya informatika (kontseptsii, sostoyaniye, perspektivy): Preprint [School informatics (concepts, state, prospects): Preprint]. Novosibirsk, VTS SO AN SSSR Publ., 1979. 26 p.

2. Shpak V.V. Strategiya razvitiya elektronnoy promyshlennosti Rossiyskoy Federatsii i yeye finansovoye obespecheniye (Strategy for the development of the electronic industry of the Russian Federation and its financial support) Available at: https://cyberleninka.ru/article/nZstrategiya-razvitiya-elek-tronnoy-promyshlennosti-rossiyskoy-federatsii-i-eyo-finansovoe-obespechenie (accessed 31 October 2022).

3. Stoyanov N.E., Tarasova V.N. Development of teaching aids for the basics of programming in the second half of the 20th - early 21st century. Istoriyaipedagogikayestestvoznaniya, 2022, no. 2-3, pp. 74-79 (In Russian).

4. Khasanov I.I., Loginova YE.A. The origin of information and computing systems: the main stages in the development of computer technology. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 3, pp. 31-36 (In Russian).

5. Ob osnovnykh napravleniyakh reformy obshcheobrazovatel'noy i professional'noy shkoly: Postanovleniye Verkhovnogo Soveta SSSR ot 12 aprelya 1984 g. № 13-XI [On the main directions of the reform of the general education and vocational school: Decree of the Supreme Soviet of the USSR of April 12, 1984 No. 13-XI].

6. O merakh po obespecheniyu komp'yuternoy gramotnosti uchashchikhsya srednikh uchebnykh zavedeniy i shirokogo vnedreniya elektronno-vychislitel'noy tekhniki v uchebnyy protsess: Postanovleniye TSK KPSS i Soveta ministrov SSSR ot 28 marta 1985 goda № 271 [On measures to ensure computer literacy of students in secondary schools and the widespread introduction of electronic computers in the educational process: Resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of March 28, 1985 No. 271].

7. Doklad o razvitii personal'nykh EVM v 1988 g. AN SSSR. Mezhotraslevoy nauch.-tekhn. kompleks «Personal'nyye EVM» Fond pis'm. ist. Politekhnicheskogo muzeya FPIPM. F. 221. Yed.khr. 27108/372 [Report on the development of personal computers in 1988. USSR Academy of Sciences. Intersectoral scientific and technical. Complex "Personal Computers". Fund of letters the historical Polytechnic Museum FPI PM. F. 221.

Item 27108/372].

8. Doklad o razvitiipersonal'nykh EVM v 1989g. AN SSSR, Mezhotraslevoy nauch.-tekhn. kompleks «Personal'nyye EVM» FPIPM. F. 221. Yed. khr. 27108/376 [Report on the development of personal computers in 1989. USSR Academy of Sciences, Intersectoral scientific and technical complex "Personal computers" FPI PM. F. 221. Item 27108/376].

9. Doklad o razvitii personal'nykh EVM v 1990 g. AN SSSR, Mezhotraslevoy nauch.-tekhn. kompleks «Personal'nyye EVM». FPI PM. F. 221. Yed. khr. 27108/377 [Report on the development of personal computers in 1990. USSR Academy of Sciences, Intersectoral scientific and technical complex "Personal computers". FPI PM. F. 221. Item 27108/377].

10. SSSR v tsifrakh v 1989godu [po godaml: kratkiy stat. sb. Tsentr. stat. upr. pri Sovete ministrovSSSR [USSR in figures in 1989 [by years]. A brief statistical collection. Central Statistical Office under the Council of Ministers of the USSR]. Moscow, 1990. 319 p.

11. Chion-Kenney L. Schools Bought Record Number of Computers in 1984. Education Week. 27.03.1985 Available at: https://www.edweek.org/ technology/schools-bought-record-number-of-computers-in-1984/1985/03 (accessed 27 October 2022)

12. Coley R, Cradler J., Engel P. Computers and classrooms: the status of technology in U.S. schools. Policy Information Report. Educational Testing Service, Princeton, NJ. Policy Information Center. 1997. 67 p.

13. Anderson R., Ronnkvist A. The presence of computers in American schools. Teaching, learning, and computing: 1998 national survey. Report No.2. Minneapolis, 1999. 38 p.

14. Department of education and science survey of microcomputers in schools. Studies in Design Education Craft & Technology, 1987, vol. 19, no. 3, pp. 155 - 159.

15. Trebovaniya k komplektu sredstv vychislitel'noy tekhniki dlya srednikh uchebnykh zavedeniy i perechen' uchebnogo oborudovaniya i mebeli dlya kabineta vychislitel'noy tekhniki: Mat. dlya obsuzhdeniya, 1985. 12 s. (Requirements for a set of computer equipment for secondary educational institutions and a list of educational equipment and furniture for a computer room: Mat. for discussion, 1985. 12 p.) Available at: http://ershov.iis. nsk.su/ru/node/772880 (accessed 27 October 2022).

16. Prilozheniye k Kontseptsii sozdaniya personal'nykh (professional'nykh i shkol'nykh) EVM na 1989-1990 gg. i na period do 1995 g. FPI PM. F. 221. Yed.khr. 27108/375 [Appendix to the concept of creating personal (professional and school) computers for 1989-1990 and for the period up to 1995 FPI PM. F. 221. Item 27108/375].

17. Retro computing - Global Micro Computer Specifications Available at: https://drolez.com/retro/ (accessed 28 October 2022).

18. BBC Microcomputer System - Technical Description Available at: https://archive.org/details/20190119BBCMicrocomputerSystem/mode/2up (accessed 27 October 2022).

19. Percentage of 13-year-old students [in countries) and public school 8th-graders [in states) who reprot they sometimes use computers for school work or homework, by country (1991) and state (1992) Available at: https://nces.ed.gov/pubs/esn/n17b.asp (accessed 28 October 2022).

20. Kushnirenko A.G. Osnovy informatiki i vychislitel'noy tekhniki [Fundamentals of informatics and computer technology]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991, 224 p.

21. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik [s 1992 po 2020 god). Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Rosstat). 1992- 2020 [Russian Statistical Yearbook (from 1992 to 2020). Federal State Statistics Service (Rosstat). 1992-2020].

22. Hunt M., Davies S. Pittard V. Becta review: Evidence on the progress of ICTin education. British Educational Communications and Technology Agency. 2006. 66 p.

23. O federal'noy tselevoy programme «Razvitiye yedinoy obrazovatel'noy informatsionnoy sredy [2001-2005 gody)»: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 avgusta 2001 goda № 630 [On the federal target program "Development of a unified educational information environment (2001-2005)": Decree of the Government of the Russian Federation of August 28, 2001 No. 630].

24. Gray L., Thomas N., Lewis L. Teachers' Use of Educational Technology in U.S. Public Schools: 2009 [NCES 2010-040). National Center for Education Statistics, Institute of Education Sciences, U.S. Department of Education. Washington, 2010. 70 p.

25. Harnessing Technology Review 2009: The role of technology in education and skills. British Educational Communications and Technology Agency [BECTA). 2009. 30 p.

26. Isalova M.N., Salmanova Z.A. Modeling the strategy of staffing and replacing computer equipment in higher educational institutions. Regional'nyye problemypreobrazovaniya ekonomiki, 2008, no. 2, pp. 176-181 (In Russian).

27. Yegorova P.A., Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Mukhina D.D. Monitoring analysis of the effectiveness of professional computers and system requirements for the organization of the electronic educational environment of the university in terms of educational inclusion. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 3 (24), pp. 12-25 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Стоянов Никита Эдуардович, аспирант, Российский университет транспорта.

Тарасова Валентина Николаевна, д.и.н., проф., Российский университет транспорта.

Nikita E. Stoyanov, Graduate Student, Russian University of Transport. Valentina N. Tarasova, Dr. Sci. (Hist.), Prof., Russian University of Transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.