Научная статья на тему 'История общества взаимного кредита. Опыт Франции'

История общества взаимного кредита. Опыт Франции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История общества взаимного кредита. Опыт Франции»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО КРЕДИТА.

ОПЫТ ФРАНЦИИ*

Е.В. ВАСИЛЬЕВА,

заместитель начальника отдела сопровождения внешних заимствований Департамента гарантий и инвестиций Внешэкономбанка

Уполномоченный Правительством Франции орган — Министерство земледелия первое время исполняло свои обязанности очень произвольно и бессистемно. Правительственные ассигнования попадали в различные районы в чрезвычайно неравномерных количествах. Не только потому, что некоторые кредитные товарищества, такие как «Сельские и рабочие кассы», были принципиально исключены из списка субсидируемых государством кредитных кооперативов. Решение Правительства зависело зачастую от того, насколько пользовались влиянием лица, ходатайствующие за ту или другую «Областную кассу». По этому поводу поступало много жалоб, поэтому был создан специальный «Департамент сельскохозяйственного кредита», которому было поручено рассматривать все ходатайства о ссудах, издавать образцовые уставы и т.д. Кроме того, в дополнение к этому департаменту был создан «Распределяющий комитет», состоящий из 41 члена, каждый из которых имел право голоса и являлся представителем того или иного учреждения. В этот комитет входили 4 сенатора, 6 депутатов, 8 представителей сельскохозяйственных банков, министр земледелия и 12 членов его департамента, управляющий Французским банком и многие другие государственные чиновники. Распределяющий комитет, в котором департаменту Министерства земледелия было обеспечено большинство голосов, рассматривал ходатайства о ссудах, заявленных «Областными кассами», и принимал резолюции по ним.

Однако многие «Областные кассы» и огромное большинство местных сельских банков не вполне осознавали поставленных перед ним целей и задач. В то время как некоторые руководители

* Окончание. Начало см. в № 19 (187) 2005 г.

«Областных касс» использовали Правительственные субсидии на создание резервного фонда, с тем чтобы в дальнейшем сделать их самостоятельными кредитными учреждениями, большинство других руководителей думало иначе. Они полагали, что их кассы существуют, для того чтобы просто раздавать деньги. Если у них оставалась чистая прибыль, возвращали ее заемщикам в форме дивиденда клиентам. А так как результатом выдачи ссуд под обычную процентную ставку по ссудам всегда являлась чистая прибыль, то считалось, что «Областным кассам» гораздо проще взимать с самого начала более низкий процент по ссудам. И действительно, процентная ставка по ссудам, выдаваемым «Областными кассами», колебалась от 2 до 2,5%. Это было положительно с точки зрения удешевления кредита для заемщиков, но в то же время означало, что кассы не накапливали резервного фонда, который сделал бы их с течением времени не зависящими от правительственной помощи, т.е. не стремились к той цели, которую правительство, главным образом, имело в виду. Это означало также, что они тем самым не создавали обеспечения, достаточного, для того чтобы привлечь сберегательные и иные вклады, которые тоже должны были бы отчасти заменить государственную денежную помощь и обеспечить еще большую независимость. Кроме того, в те периоды, когда на рынках сельскохозяйственной продукции складывалась неблагоприятная конъюнктура, эти банки неизбежно несли убытки. В такие периоды к «Областным кассам» предъявлялись довольно значительные кредитные требования, которые они не могли удовлетворить теми правительственными деньгами, которые имелись у них на руках. Поэтому они должны были переучитывать свои векселя, и притом из 5, 6 и даже 7%, в то время как сами

они учитывали их из 2 или 2,5%, т.е. несли убыток при каждой такой операции.

Без сомнения, и Правительство Франции, и Французский парламент имели самые благие намерения, когда задумывали и создавали свою государственную систему поддержки и субсидирования сельского хозяйства. Но было бы лучше, если бы Правительство ограничило свою помощь областью пропаганды кооперации и обучения населения кооперации. Вместо этого Правительство предпочло играть в банкира — деньгами плательщиков налогов. Но, приняв на себя роль банкира, оно приняло меры, чтобы оградить себя от убытков посредством принятия ряда бюрократических правил, следование которым не пошло на пользу самой системе.

«Сельскохозяйственный кооперативный фонд» не только не пробудил в земледельцах самодеятельности и чувства ответственности, а даже деморализовал их. Чтобы созданный Правительством «Сельскохозяйственный кредит» принес желаемые результаты, необходимо было изменить всю организацию, децентрализовать ее, сделать ее фундамент в виде местных сельских банков настолько прочным, чтобы они могли сами обеспечивать свое безубыточное существование. Возможно, было бы лучше для становления во Франции дела взаимного и кооперативного кредитования, чтобы денежных средств Правительства не участвовали в этом процессе. Но если Правительство не видело другого выхода, как заняться субсидированием самому, то было бы полезней, чтобы эти операции выполнялись по всем банковым правилам, предусматривающим не только сам факт выдачи ссуды, но и ее возврат. Во Франции же положение было таково, что в том случае, если местный сельский банк или «Областная касса» не возвращали долга, единственной мерой воздействия Правительства был отказ в дальнейшем кредите такому учреждению. Других мер не было предусмотрено. Если бы от кредитных товариществ и их объединений требовали солидной гарантии, это повлекло бы за собой и принятие неограниченной ответственности, использование принципа осмотрительности при выдаче ссуд, тщательный контроль вкладов, самостоятельный учет в коммерческих банках, т.е. то, чего Правительство Франции, в конце концов, стало требовать от созданных им кредитных учреждений.

Уже неоднократно отмечалось, что путь, по которому во Франции началось развитие сети кооперативных банков и обществ взаимного креди-

та, был отличен от пути в Германии. И главным отличием было то, что в Германии кредитные товарищества возникли на местах как реакция на эксцессы рыночного капитализма. Во Франции само государство пыталось насадить кредитные кооперативы сверху. Ведущая роль, которую пыталось играть государство в банковском секторе страны, привела к появлению таких негативных моментов в деятельности создаваемых кредитных товариществ и их объединений, как мелочная регламентация и излишняя, часто идущая во вред, опека государства.

Зависящие от земледельческих синдикатов, зачастую создающиеся просто в целях получения государственных ссуд кредитные товарищества Франции оказались настолько нежизнеспособными, что они не сумели даже использовать всего открытого им государственного кредита. Все операции в результате свелись к простому распределению правительственных субсидий. Во французских кассах авансы государства играли роль почти в семь раз большую, чем в русских кредитных товариществах, а вклады — в 17 раз меньшую. В результате французская политика даровых раздач кредита не способствовала вовлечению сбережений рядовых граждан в общий денежный оборот, а напротив, — убивала всякую заинтересованность и инициативу.

Столкнувшись с такими серьезными трудностями в деле организации кооперативного и взаимного кредитования, Правительство Франции решило все же не отказываться от своих планов, а пойти путем постепенного реформирования созданной им системы.

В 1920 г. были разрешены ссуды под умеренные проценты для финансирования хозяйств в целях приобретения инвентаря. Тогда же для контроля за правильным распределением предоставляемых законом льгот создается «Национальное управление». В 1926 г. оно преобразуется в государственное учреждение под названием "Национальная касса сельскохозяйственного кредита".

Сеть банка «Сельскохозяйственного кредита» стала очень быстро расти после Второй мировой войны, финансируя модернизацию сельского хозяйства. С этой целью банку пришлось развить свою систему аккумуляции средств вначале среди крестьян, затем среди домашних хозяйств в средних городах. Вплоть до 1966 г. банк «Сельскохозяйственный кредит» должен был депонировать почти все свои аккумулированные средства в государственной казне, которая возвращала их ему в виде авансов «Национальной кассе», ата уже распреде-

ляла эти ресурсы среди региональных касс. С 1966 г., банк «Сельскохозяйственный кредит» получает право самостоятельного управления этими средствами, которое становится одной из функций «Национальной кассы».

Начиная со времени своего «выхода» на городские домашние хозяйства и получения с 1966 по 1975 г. полной свободы открытия отделений, банк начинает давать ссуды на строительство жилья и скоро становится ведущей банковской сетью в этой области. Совершенно логично, что он занялся также сельским ремесленничеством, для которого получил монополию на остаточные ссуды, затем агропромышленными предприятиями и сельскохозяйственными кооперативами, а также, что логично, финансовым «сопровождением» французского агропромышленного экспорта.

Занимаясь этой деятельностью и оставаясь в стороне от рынка промышленных и торговых предприятий, он по своему активу вышел на первое место во Франции и на третье место в мире, затем на восьмое место в мире после появления на мировых рынках японских банков. В конечном итоге «Национальная касса» кроме управления средствами стала постепенно заниматься многими другими банковскими специальностями: сохранением ценных бумаг, управлением органами коллективного размещения ценных бумаг, финансированием экспорта, деловыми банками. Кроме того, Национальная касса занимается общеорганизационными вопросами, вопросами развития деятельности и новых услуг, инспекцией Региональных касс. Эту свою миссию она, начиная с момента принятия Банковского закона 1984 г., выполняет наряду с Банковской комиссией.

В 1987 г. «Национальной кассе», бывшей до этого момента государственным учреждением, был придан характер "взаимности", т.е. она была куплена за 8 млрд франков Местными кассами.

Эта приватизация, причиной которой были главным образом идеологические соображения и которая экономически ослабила, прежде всего, собственные фонды Региональных касс, реально не соответствовала интересам развития этой организации. В самом деле, она была призвана утвердить текущее верховенство деятельности, имеющей лишь отдаленное отношение или не имеющей никакого отношения к сельскому хозяйству. И это при том, что земледельцы косвенно остаются в большинстве, поскольку имеют большинство в Региональных кассах, которые располагают 11 местами из 15 в «Национальной кассе».

В 1989 г. банк «Сельскохозяйственный кредит» потерял монополию на остаточные ссуды сельскому хозяйству, однако взамен он начал вести операции с промышленными и торговыми предприятиями, что представляло для него большой интерес с точки зрения прибыльности. Займы сельскому хозяйству составляют лишь 20% его новых кредитов. Со временем появление новых организаций в сельскохозяйственной среде приведет к сокращению в ней тотальной гегемонии «Сельскохозяйственного кредита».

К концу XX в. банк «Сельскохозяйственный кредит» имел 91 Региональную кассу, в состав которой входило более 3 050 Местных касс. Кассы объединены в «Национальную Федерацию сельскохозяйственного кредита».

В соответствии с общей тенденцией, проявляющейся во всех сетях взаимного и кооперативного кредитования, происходит процесс слияния Региональных касс. Кроме того, в течение ряда лет банк «Сельскохозяйственный кредит» создавал, подобно крупным коммерческим банкам, свои специализированные филиалы.

Но наряду с успехами правительственных учреждений очень хороших результатов добивались кредитные товарищества, действующие без его поддержки. Развитие этих двух типов сетей взаимного и кооперативного кредитования происходило во Франции параллельно.

Законом 1917 г. был создан "кредит мелким и средним предприятиям", и тем самым существование народных банков и обществ взаимного поручительства было официально признано. Этим же законом народным банкам предоставлялась монополия на кредиты для реконструкции под сниженные проценты.

В 1927 г. была создана «Центральная касса народных банков», которая в отличие от «Национальной кассы сельскохозяйственного кредита» имела статус частного учреждения, как и сам народный банк, и являлась собственностью различных народных банков. Ее миссия состояла вначале лишь в управлении избытком средств, который начал образовываться. Затем с расширением деятельности народных банков она приобрела все остальные функции центрального учреждения: ценные бумаги, экспорт, филиалы.

В 1929 г. была создана «Профессиональная палата народных банков» — федеративная организация банков, подобная «Федерации сельскохозяйственного кредита» и вначале выполняющая, как и она, функции представительства перед органа-

ми власти, но также функцию организации и развития новых видов деятельности и функцию контроля банков-членов. Эта ее функция была сохранена Банковским законом 1984 г., хотя она и делит ее с Банковской комиссией.

Сеть народных банков до 1966 г. не могла аккумулировать вклады (ее ресурсы состояли из долей капитала членов общества). В 1966 г. она получила это право, и с этого времени народные банки стали банками в полном смысле этого слова. В 1984 г. они потеряли монополию на остаточные (льготные) ссуды ремесленникам; такие ссуды все еще существуют, но народным банкам дается право их выдачи, как прочим учреждениям. Тем не менее благодаря своему проникновению в ремесленную среду они остаются основными распределителями таких ссуд.

Находящаяся в ассоциации с сетью народных банков сеть региональных межпрофессиональных обществ взаимного поручительства (80САМА) дает возможность входящим в нее профессионалам путем участия в поручительстве за ссуды народных банков восстановить прямой контакт по ссудам, который они постепенно теряли по мере того, как происходила универсализация народных банков.

В 1989 г. во Франции сеть народных банков насчитывала 31 региональный народный банк. Поскольку Франция как государство разделена на 37 региональных зон, то в результате в каждом регионе имеется свой народный банк. В сети народных банков, как и в других подобных сетях, происходит процесс концентрации. В 1986 - 1987 гг. произошли три слияния, в результате которых образовались «Банки Центрального массива», «Народный банк Валь де Франс» и «Народный банк Запада и Арморика». Еще одно слияние имело место в 1988 г. с образованием «Народного банка Бургундии».

Кроме того, французская сеть включает «Кас-ден-БП» — народный банк (в полном смысле слова), национального масштаба, обслуживающий работников просвещения, научно-исследовательских учреждений и культуры. «Федеральный народный банк развития», предоставлявший специализированные ссуды предприятиям, был слит в 1989 г. с «Центральной кассой».

Как и другие сети, народные банки создали систему специализированных филиалов, обслуживающих всю сеть.

Наряду с народными банками развивалось и видоизменялось движение сельских кооперативов и обществ взаимного кредита в Эльзасе. В период между двумя мировыми войнами, затем после

Второй мировой войны система организаций, созданных под более или менее прямым влиянием идей Райффайзена и других "кооператистов" в Эльзасе, претерпела противоречивую и весьма сложную эволюцию.

В результате возникли различные сети взаимного и кооперативного кредитования и отдельно от них "Взаимный кредит", официально характеризуемый тем, что он имеет общее назначение, территориально ограничен и является нейтральным с политической и религиозной точек зрения. На практике же он, напротив, довольно политизирован не в смысле принимаемых решений, а по составу советов каждой кассы. Они находятся под сильным влиянием муниципальных органов, и их политическая окраска меняется в зависимости от города или региона, в котором они находятся. В 1958 г. банк «Взаимный кредит» получил официальный статус. Были созданы Федерации касс, оказывающие различные услуги. В 1962 г. была создана «Центральная касса», выполняющая обычные функции организации этого типа. Наконец, в 1963 г. создается Конфедерация — представительный и контролирующий орган.

Одним из самых важных событий для развития банка «Взаимного кредита» было получение в 1975 г. права выдавать книжки, дающие такие же налоговые льготы, как и книжки А сберегательных касс, взамен обязательств использовать половину полученных сумм на цели органов местного самоуправления и ассоциации. Эта книжка, получившая название «голубой», превратилась в решающий коммерческий инструмент. Эта привилегия, как и подобная привилегия сберегательных касс, оспариваемая руководителями крупных банков, имеющих свои сети, была ослаблена в сентябре 1990 г.

Банк «Взаимный кредит» располагает сегодня 2 945 местными кассами. Все они управляются самостоятельно и весьма неохотно принимают неизбежное усиление «опеки» по причине происходящих изменений. Эти местные кассы имеют4,3 млн членов, но обслуживают также 2,3 млн других клиентов. Над ними, на втором уровне, находится 21 федерация, которую на местном уровне представляют Местные кассы, которые контролируют их и оказывают им главные услуги. Поэтому они играют важную роль в управлении портфелем и еще более важную - в развитии кредита предприятиям, которым «Взаимный кредит» был вынужден заняться в силу общего процесса упрощения. Наряду с ними 22 Федеральные кассы управляют средствами, накопленными Местными кассами, и

предоставляют ссуды местным органам власти.

Наконец, на вершине всего находятся Конфедерация и Центральная касса.

Кроме того, в 1989-1990 гг. банк «Взаимный кредит» поглотил другой банк «Взаимный сельскохозяйственный и сельский кредит». Это была сеть, которая в 1920 г. отделилась от «Взаимного сельскохозяйственного кредита», так как ее кассы отказывались подчиняться контролю со стороны «Национальной кассы» «Сельскохозяйственного кредита». Эта сеть никогда не имела права на выдачу остаточных (льготных) ссуд сельскому хозяйству, что сдерживало ее развитие. Не имеющая руководящего органа, она создала для себя банк-«Французский сельскохозяйственный банк (BFA)» и орган средне- и долгосрочного кредитования — «Союз финансирования сельскохозяйственного оборудования (UFEA)». Однако эта небольшая сеть кредитования сельского хозяйства не смогла выдержать новой банковской конкуренции и была в конечном счете вынуждена сблизиться с сетью учреждений взаимного кредита, которых заинтересовали регионы ее влияния, ее клиентура и ее возможности по предоставлению ссуд.

В настоящее время банк «Взаимный кредит» уже столкнулся с проблемой адаптации к конкуренции, которая для него более сложна, чем для «Сельскохозяйственного кредита» и народных банков, в силу того, что этот банк не успел сконцентрироваться. Однако движение в этом направлении идет и даже иногда провоцируется «несчастными случаями»: когда две Федерации — Юго-Восточная, входящая во «Взаимный кредит», и «Касса экономики Юго-Востока» сети CMAR понесли в 1987 г. на срочной финансовой бирже Парижа (MATIF) убыток порядка 80 млн франков, «Взаимный кредит Эльзаса-Лотарингии» создал в Лионе вместе с «Кассой экономики» «Родский Банк экономики».

Со временем во Франции окрепло движение кредитных кооперативных товариществ и в городах. Хотя созданный в XIX в. «Кооперативный банк Рабочих производственных обществ» в начале своей деятельности влачил жалкое существование, как и движение, которое он был призван поддержать.

Декретом 1938 г. была создана касса кооперативного кредита в целях предоставления потребительским, а затем и производственным кооперативам (SCOP) государственных кредитов для финансирования и капитальных вложений.

В 1944 г. независимое существование этого специализированного учреждения было укрепле-

но тем, что ему дали право самому изыскивать ресурсы путем выпуска облигационных займов. Его компетенция, вначале распространявшаяся на ремесленные кооперативы, была в 1947 г. распространена на морские кооперативы, затем в 1949 г. — на кооперативы розничной торговли и в 1952 г. — на кооперативы муниципальных дешевых квартир.

В 1969-1970 гг. «Центральная касса кооперативного кредита» снова взяла под контроль «Кооперативный банк обществ SCOP» и добавила его вклады к своим ресурсам. Но в силу того, что одни и те же причины приводят к одним и тем же последствиям и что кредиты, предназначенные Фондом экономического и социального развития для кооперативного движения, сокращались из-за стремления к сбалансированию государственного бюджета, кооперативный кредит переживает серьезные трудности. Предпринимается реформа: совершенствуется управление, но прежде всего «Кооперативный кредит» охватывает своей деятельностью более многочисленных и более платежеспособных заемщиков - социальных строительных подрядчиков, государственные органы, частных лиц. «Вес» обществ SCOP и потребительских кооперативов становится в его деятельности второстепенным.

«Центральная касса» является тем центром, в который входит банк под названием «Французский банк кооперативного кредита», имеющий 35 региональных агентств, которые превратились в обычные банки. Она включает также кредитное учреждение, специализированное по финансированию социального жилья,— «Жилищный кредит» и «Кооперативный союз оборудования и досуга», специализирующийся в финансировании туризма и индустрии развлечений.

Но кроме того, этот центр включает в себя «Взаимный морской кредит», который имеет 13 региональных касс, три из которых находятся в заморских департаментах Франции. Они выдают льготные и нельготные ссуды морским рыболовам и другим «предприятиям аквакультуры».

Но размер кооперативного кредита, как и его организация, не дают ему возможности противостоять новой конкуренции, и ему придется найти средство достичь этого критического размера путем сближения, слияния или поглощения какой-либо другой сетью.

Кроме собственно сети французского кооперативного кредита, следует также назвать Центральный банк кооперативов и обществ взаимного кредита — ВССМ, который был спонтанным об-

разом создан в 1922 г. под названием "Банк кооперативов Франции" некоторыми из этих кооперативов в качестве своего "Центрального банка". Он был слабым, как создавшие его кооперативы, испытал сильное потрясение во время "великого кризиса", затем поправил свои дела в 1946 г. вместе с движением потребительских кооперативов COOP. В 1979 г. это движение, испытывая кризис, было вынуждено обратиться за помощью к обществу «Взаимной гарантии служащих» (GMF). В результате был создан «Центральный банк кооперативов и обществ взаимного кредита» (ВССМ), в капитал которого влились затем капиталы других объединений взаимного кредита.

В настоящее время баланс ВССМ имеет 95 агентств и штат из 512 человек. Однако его клиентская база недостаточна для обеспечения своего долгосрочного развития, и процесс упрощения сильно затрагивает его. Со временем ему, видимо, придется начать структурную перестройку.

Основной тенденцией развития сетей взаимного и кооперативного кредитования является то, что эти банки постепенно становятся обычными коммерческими банками как по составу своей клиентуры, так и по перечню предоставляемых банковских услуг, и так же, как обычные коммерческие банки, вовлекаются в процесс универсализации. Существуют общие черты, свойственные как коммерческим банкам, так и учреждениям взаимного и кооперативного кредитования. И те, и другие: являются основными исполнителями по управлению средствами платежа; имеют многочисленные отделения; используют значительный объем информационного оборудования, которое постоянно обновляется; находятся в процессе концентрации.

Для привлечения достаточного количества депозитов в целях финансирования деятельности мелких и средних предприятий коммерческие банки должны предоставлять частным лицам специальные услуги по управлению средствами платежа: распределению банкнот, обработке чеков или переводов, выпуску и обработке платежей по карточкам.

Однако со своей стороны сеть обществ взаимного кредита и кооперативов с их собственной клиентурой, а также сберегательные кассы с их клиентурой, состоящей из частных лиц, зачастую «закабаленных» жилищными займами, были вынуждены также широко развивать службу управления средствами платежа. Расширение этого процесса привлечения депозитов через управление средствами платежа выразилось в росте числа лиц, открыв-

ших счета в банках, чем воспользовались в разной степени в различных странах коммерческие банки и их два конкурента.

Конкуренция, которую создали банки между собой и с двумя другими сетями учреждений в борьбе за частных лиц, открывающих счета в банке, заставила их приобретать максимум валюты Центрального банка и расширять число пунктов обслуживания частных лиц, т.е. отделений. Постоянно растущая покупательная способность, усиленная инфляцией, делала совсем новое отделение банка рентабельным, особенно в больших городах.

Только после определенного насыщения отделениями банков появились первые признаки замедления темпов роста их числа в 70-х гг. XX в., и банки были вынуждены констатировать, что рентабельность ряда отделений становилась все более зависящей от случая, т.е. постепенно появилась возможность убытков. Тогда Правительство Франции стало тормозить процесс открытия отделений, считая их, и не без причины, «макроэкономическим» расточительством.

Поскольку сети взаимного и кооперативного кредита настолько окрепли, что составляли серьезную конкуренцию коммерческим банкам, была усилена концентрации самих коммерческих банков.

Этот процесс концентрации вызван рядом причин, которые были всегда характерны для коммерческих банков, а в настоящее время стали присущи и сберегательным банкам, и сети банков взаимного кредита и кооперативов. Во-пер-вых, он позволяет создавать учреждения с более значительным собственным капиталом, выраженным в абсолютной стоимости; однако от этого не увеличивается коэффициент платежеспособности - это первый этап; затем процесс концентрации позволяет, если руководство в этом заинтересовано, произвести дополнительные меры экономии, в особенности в информатике; он делает возможным, чтобы клиенты какой-либо банковской группы для осуществления какой-то операции могли стать клиентами другой группы для осуществления другой операции. Но обратный вариант также имеет место: некоторые руководители предпочитают иметь интенсивную конкуренцию внутри группы и всячески отстаивать свое превосходство. Некоторые поглощения или слияния — даже если они не приводят к юридически оформленному слиянию — происходят по просьбе соответствующих властей в случае, если это учреждение испытывает сложности, и слияние в этом случае является спасением.

В процессе слияния возник новый феномен, заключающийся в том, что во многих случаях слияния-поглощения происходят со страховой компанией; либо банк поглощает компанию — когда он ее не создает — либо, напротив, страховая компания поглощает банк.

Отмечая современные тенденции развития банковской системы Франции, нужно иметь в виду, что ситуация в банковском секторе Франции в настоящее время весьма непроста. Поэтому особенно актуальной является проблема выработки новых стратегий развития банковского сектора. Завершение процесса формирования единого европейского рынка и введение общей европейской валюты «евро» приведет, как ожидается, в ближайшем будущем к значительному сокращению числа банков в Западной Европе, которая сегодня ими «перенасыщена», а значит, и к сокращению кредитных учреждений во Франции.

Учитывая эти тенденции, банковская система Франции с начала 90-х гг. XX в. взяла курс на «европеизацию». Однако для создания подлинно европейской банковской сети необходимы большие финансовые затраты и время. Прежде расширение французских банков осуществлялось за счет поглощения иностранных банков и завоевания ниши на рынке зарубежных банковских услуг в определенной местности. Но из-за высокой международной, в частности европейской, конкуренции приобретение местных банковских сетей в 90-е гг. XX в. заметно усложнилось. Серьезным препятствием для процессов слияния и поглощения являются действующие во Франции законы о занятости, которые не позволяют провести необходимого для снижения расходов банков крупномасштабного сокращения рабочих мест.

Более эффективной, а потому предпочтительной для французских банков, стала сегодня

стратегия кооперационных соглашений, а не поглощений. Основными ее преимуществами являются: большой выбор потенциальных партнеров и видов банковской деятельности, а также сокращение расходов на инвестиции. При этом кооперационное соглашение, или альянс, — это менее жесткий договор, чем договор о поглощении, и участники его могут расстаться по желанию в любое время. Основными целями таких альянсов являются: организация совместного производства банковских услуг, создание совместных предприятий, перекрестное владение акционерным капиталом.

Как и коммерческие банки, сети взаимного и кооперативного кредитования Франции стремятся организоваться и объединиться в рамках Европейского союза. В начале 1990 г. «Французский банк кооперативного сельского хозяйства», голландский Рабобанк, немецкий ДГ Банк, бельгийский Спаарбанк, австрийский банк РБЦ и финский Обобанк подписали рамочное соглашение о партнерстве в банке частных акционеров. С течением времени Рабобанк и «Французский банк кооперативного сельского хозяйства» даже несколько углубили отношения между собой.

Литература

1. Шарль Рэйнери. Руководство для народных банков. М., 1912.

2. Генри В. Вольф. Народные банки М., 1915.

3. Борис Воронов. Кредитная кооперация на Западе. 1918.

4. Анциферов А. Н. Кооперативный кредит. Петроград, 1918.

5. Жан Матук. Финансовые системы Франции и других стран. 1994.

6. Щербакова Т.Н. Банковские системы развитых стран. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.