УДК 070 (091)
ИСТОРИЯ НЕИЗДАННОЙ НОВГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ А .Л .Семенова
THE HISTORY OF AN UNPUBLISHED NOVGORODIAN NEWSPAPER
A.L.Semenova
Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]
Статья посвящена истории первого несостоявшегося новгородского газетного издания XIX века; архивные материалы, представленные в ней, раскрывают особенности взаимоотношения Главного управления по делам печати с просителями. Ключевые слова: Новгород, неизданная газета, Н.И.Шухвостов, Гпавное управление по делам печати, архив
The article deals with the history of the first might-have-been Novgorodian newspaper in the 19th century. The archive materials presented in the article make it possible to reveal the peculiarities of interaction between the Main Department for the press and applicants.
Keywords: Novgorod, unpublished Novgorodian newspaper, N.I.Shukhvostov, Main Department for the press, archive
Новгородская газетная периодика XIX небогата : официальные издания составляли основной корпус — «Новгородские губернские ведомости» (с 1838) и «Новгородские епархиальные ведомости» (с 1875). Частных газет было всего две: «Новгородский листок» (1881-1882) и «Новгородский листок объяв -лений» (1891-1897). Первое издание по форме и содержанию можно отнести к универсальным газетам, а второе — к рекламно-информационным.
Однако архив Главного управления по делам печати хранит один из ответов на вопрос: почему га -зетное дело развивалось в Новгородской губернии медленно. Причины отказов на издание газет в Нов -городе разные, но первым, кто попытался основать частную новгородскую газету, был Николай Иванович Шухвостов. Им были предприняты две попытки, которые оказались безуспешными.
Н.И.Шухвостову было 26 лет, когда он решил заниматься издательской деятельностью. По паспорту он был «мещанин города Суздаля», проживавший в Новгороде. 25 августа 1871 года он подал в Главное управление по делам печати прошение следующего содержания: «Приняв во внимание, что в Новгородской губ<ернии> развитие экономического состояния упрочивается более и более, клонящиеся к улучшению общественной жизни и экономического быта населения возникают во множестве, требуя многостороннего обсуждения, которое успешно может быть выполнено посредством прессы, — я имею намерение приступить к изданию в Новгороде газеты "Ильмень", преимущественное назначение которой будет разработка местных экономических вопросов, с присоединением тех сведений и известий, какие могут иметь общий интерес и составляют принадлежность каждой газеты. Посему покорнейше прошу раз-
решить мне издание в Новгороде с Января 1872 г. газеты "Ильмень", по программе при сем представ -ляемой, с тем условием, что предполагаемая газета должна подлежать предварительной цензуре С. Петербургского цензурного Комитета, для чего будет мною своевременно представляться в Петербург корректурный лист каждого номера газеты.
Ответственным лицом по изданию буду состоять я как редактор и издатель газеты. Получив дозволение на право издания газеты, мною заключено будет окончательное условие с одною из двух частных типографий, имеющихся в Новгороде, именно с типо -графиею Сухова, на производство печатания. И тогда немедленно будет донесено о том куда следует, на основании существующих правил.
При сем представляю программу газеты "Иль-мень"; письменное обязательство о том, что ответст-венным лицом по изданию газеты "Ильмень" буду состоять я в качестве единственного редактора-издателя оной» [1].
Программа газеты «Ильмень» также представ -лена в деле:
«Газета торговая, экономическая и общественной жизни.
Выходить будет в Новгороде, два раза в неде-лю, в объеме одного листа, по следующей программе:
Отдел внутренний: Руководящие статьи. Распоряжения Правительства особенно-важные и распоряжения касающиеся Новгородской губернии. Распоряжения местного начальства. Движение по государственной службе. Хроника отечественных событий. Корреспонденции.
Отдел иностранный. События в Европе, и из -вестия из Европейских государств заимствованные из иностранных и Русских газет.
Отдел торгово-промышленнный. Биржевые сведения о ценности государственных и процентных бумаг. Сведения о всех делах лесопромышленности. Известия о состоянии торговли на важных рынках. Цены на товары и состояние торговли на рынках Новгородской губ<ернии> и смежных с нею торговых пунктах. Ход торговых дел на главных ярмарках. Сообщения и корреспонденции касающиеся фабричного и заводского производства. Местные цены на провозы и заработки по разным отраслям промышленности. Сообщения о разных значительных подрядах и поставках в районы Новгородской и смежных губерний.
Отдел экономический. Городское управление. Земство. Народное образование. Реформы в духовном ведомстве. Крестьянское дело. Женский вопрос. Сельское хозяйство. Железнодорожное дело и проч. Хроника изысканий и открытий по части реальных знаний.
Отдел литературный. Стихотворения. Повести, путешествия. Театральная летопись. Библиография замечательных произведений Русской литературы. Фельетон.
Отдел судебный. Известия о делах решаемых в судах Новгородской губ. Резолюции С. Петербургской судебной Палаты и Сената по делам перенесенным из судебных учреждений Новгородской губ<ернии>. Описание замечательных процессов производимых в разных судах Империи /без обсуждения их/.
Справочный листок. Время прихода и отхода поездов железных дорог, пароходов; дилижансов и почт в Новгородской губ. Зрелища и проч.
Объявления, извещения и рекламы казенные и частные.
Цена газеты назначается в год 5 р<ублей> с<еребром> без доставки и пересылки» [2].
Предложенная Шухвостовым программа предполагала универсальный характер планируемого газетного издания, претендующего на то, что это будет качественная газета, которая составит конкуренцию единственному в то время официальному изданию — «Новгородским губернским ведомостям». Редактором неофициальной части ведомостей на тот момент был Михаил Андреевич Селигерский, занимавший должность коллежского секретаря при губернском правлении. При нем неофициальная часть не стала ярким публицистическим явлением для новгородской публики, поэтому новая газета могла иметь все шансы на успех.
Однако сама личность Шухвостова вызывала множество вопросов в отношении его образования, литературного опыта, возраста. Он это понимал, потому, не теряя времени, уже 28 августа, послал на имя министра внутренних дел А.Е.Тимашева «Докладную записку», в которой постарался дать разъяснения по щекотливым вопросам: «25-го сего Августа подана мною в Главное Управление по делам печати просьба о дозволении мне права издавать в г. Новгороде газету "Ильмень".
Состоя по предполагаемому изданию единственным ответственным лицом как издатель-редактор,
я нахожу нужным изложить перед Вашим Высокопревосходительством некоторые данные относительно своей личности, дабы Вы могли усмотреть из того, заслуживаю ли я того, чтобы мне можно было дозволить издание газеты. Принадлежа к купеческому сословию и имея разные торгово-промышленные и сельскохозяйственные занятия, — первоначальное образование я получил как посредством домашнего воспитания и чтения, так и слушанием в непродолжительное время лекций в Казанском и Петербургском университетах в качестве вольнослушателя. Действуя в остальное время на поприще сельского хозяйства я принимал участие в агрономической литературе, помещая свои статьи по части агрономии и экономии в "Трудах Петербургского Экон<омического> Общества", в "Деятельности", в "Журнале коннозаводства и охоты", в "Новгородских губернских" и проч<их>, а в 1869 г. издана книга моего сочинения "Основные начала рационального сельского хозяйства, примененные в северной полосе России".
Живя в настоящее время в Новгороде и будучи уже несколько лет знаком с бытом и условиями общественной жизни в Новгородской губ<ернии> я предпринял намерение издавать в Новгороде небольшую газету, преимущественное назначение которой будет беспристрастное обсуждение местных экономических вопросов; направление газеты будет зависеть от тех принципов, которые примутся мною за основную точку воззрения, а именно: уважение к святости правды и закона и к существующему порядку вещей, при делании тех только необходимых улучшений, кои вызываются настоятельною потребностью жизни.
От Вашего Высокопревосходительства зависит дозволить мне издавать газету в Новгороде, потому я и осмеливаюсь просить Вас обратить внимание на мою просьбу, и не лишить возможности иметь право на издание газеты "Ильмень"» [3].
Однако несмотря на такие обстоятельные пояснения, Главное управление по делам печати 29 августа представило министру внутренних дел отрицательный отзыв на прошение Н.И.Шухвостова, так как «Главное управление по делам печати, в виду того, что мещанин Шухвостов, по самому званию своему не представляет никаких гарантий в успешном редактировании предполагаемой им к изданию газеты, полагало бы отказать просителю в удовлетворении его ходатайства, каковое заключение и имеет честь представить на благоусмотрение Вашего Сиятельства» [4].
Архивное дело сохранило расписку Шухвосто-ва в том, что он получил официальный ответ из Главного управления по делам печати «о неразрешении... издавать газету под названием «Ильмень» [5].
Н.И.Шухвостов понял, что издавать «большую» универсальную газету он разрешения не получил, тогда он решил 19 октября повторно обратиться с прошением на издание другой новгородской газеты, меньшего формата: «В Августе месяце сего года обращался я с просьбою в сие Управление о дозволении мне издавать в Новгороде газету "Ильмень"; но разрешения на это издание не последовало. При сем прошении представляю программу другого газетного
издания "Новгородский листок", — который по примеру многих подобных изданий, существующих в разных городах Империи, — я преднамереваюсь издавать в Новгороде под собственным моим же редакторством, — и потому покорнейше прошу дозволить мне право на сие издание, каковое подчинить цензуре местной административной власти. Так как при подаче прошения о испрошении дозволения на издание газеты "Ильмень" были представлены все требуемые законом о печати документы, то на сей раз считаю излишним представлять их, до того время пока не последует мне / по месту моего жительства / уведомления о том, что дозволяется Господином Управляющим Министерством Внутренних Дел право издавать мне в Новгороде газету "Новгородский листок"» [6].
Программа нового издания прилагалась к прошению: «Новгородский листок. Газета торгово-промышленная и общественной жизни.
Выходить будет в Новгороде два раза в неделю в объеме одного листа среднего формата по следующей программе:
Отдел внутренних известий. Распоряжения Правительства относящиеся до Новгородской губ<ернии> и также особенно важные. Распоряжения местного начальства. Разные известия об отечественных событиях.
Отдел торгово-промышленный. Курсы, фонды акций и облигаций. Цены на товары. Известия о состоянии торговли на важных рынках и ярмарках. Известия о ценах на товары и о состоянии торговли на рынках Новгородской губ<ернии>. Сведения о делах лесопромышленности. Местные цены на провозы и заработки по разным отраслям промышленности. Сообщения о разных значительных подрядах и поставках в районе Новгородской и смежных губ<ерний>. Разные сообщения относительно фабричного и заводского производства.
Отдел общественной жизни и разных известий. Выписки из газет об заграничных событиях. Заметки и известия, касающиеся: Земства, Городского управления, Народного образования, Сельского хозяйства, Железнодорожного дела, судоходства и проч<ее>. Известия о делах, решаемых в судах Новгородской губ<ернии>/без обсуждения их/ Резолюции С. Петербургской судебной Палаты и Сената по делам перенесенным из Новгородских судебных учреждений. Заметки о городской жизни, о театре и проч.
Справочный листок. Время прихода и отхода поездов железных дорог; пароходов; дилижансов и почт в Новгородской губ<ернии>. Зрелища. Состояние погоды и проч.
Объявления, извещения и рекламы казенные и частные.
Цена газеты в год, назначается без доставки и пересылки 3 рубля сереб<ром>» [7].
Но судьба повторного прошения несостоявшегося редактора-издателя новгородской частной газеты также была печальной. 29 октября 1871 года на стол министра внутренних дел легло донесение: «Главное Управление по делам печати, принимая во внимание, что Шухвостову было уже отказано в издании газеты,
полагало бы отказать ему в этом и ныне, по тем же соображениям, на которых был основан первый отказ, а именно по неимению в виду никаких данных, которые насколько-нибудь обеспечили бы успех издания при подобном редакторе-издателе...» [8].
Об этом решении также был уведомлен Н.И.Шухвостов, чему свидетельством служит расписка, хранящаяся в архивном деле [9].
Эта архивное дело раскрывает существенные аспекты из истории отечественной провинциальной журналистики. Можно предположить, оно вполне типично для второй половины XIX века, когда дух александровских реформ побуждал российских обывателей к более активной общественной деятельности, на информационном поприще в том числе.
Дело Н.И.Шухвостова, с одной стороны, демонстрирует, что Главное управление по делам печати избавляет Н.И.Шухвостова от неприбыльного, а вероятнее всего — убыточного, вложения средств, а новгородцев — от заведомо посредственной газеты. Из представленной информации очевидно, что собственно редакторско-издательского, публицистического опыта у Шухвостова не было, и уровень образования, и жизненный опыт, действительно, вызывали вопросы.
Различные столичные издания были доступны в то время немногочисленной читающей новгородской публике, и составить им серьезную конкуренцию на губернском уровне было непросто. Сомнительно, что новгородская публика поддержала бы издание, наполненное перепечатками из столичных газет. К тому же составляя программы своей новгородской газеты, Н.И.Шухвостов брал за образец программы типичных столичных изданий. Насколько он, будучи в одном лице и редактором, и издателем, смог бы делать интересную газету на новгородском губернском материале, вопрос весьма важный, и можно предположить, что без поддержки новгородской интеллигенции подобный проект был обречен на неудачу. Таким образом, государственная мудрость столичного ведомства в условиях абсолютизма и пристального контроля за периодикой оказывалась несомненной ценностью и для власти, и для обывателя.
С другой стороны, с точки зрения сегодняшнего дня, судьбу любого издания должны определять только закон о печати и публика, которая составляет аудиторию того или иного СМИ.
В этой истории большой интерес вызывает и тот факт, что Н.И. Шухвостов выбрал для своих «неразрешенных» изданий очень удачные названия, которые позднее получили воплощение в газетной истории Новгорода. «Новгородский листок» издавался спустя 10 лет — в 1881-1882 годах, газета «Ильмень» появилась в 1906-1907 годах. Обе газеты были яркими губернскими изданиями, в программах которых в той или иной мере был реализован замысел Н.И. Шу-хвостова.
Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 14-14-53001 «Новгородские газеты в 18381917 гг.: историко-типологическое исследование».
1. Дело об отказе Н.И. Шухвостову в разрешении издавать газету // РГИА. Ф. 776. Оп. 5. Ед. хр. 108. 22 л. 1871 г. Л. 1, Л. 1 об.
2. Там же. Л. 4, Л. 4 об., Л.5.
3. Там же. Л. 6, Л. 6 об., Л .7, Л.7об.
4. Там же. Л. 8.
5. Там же. Л .12.
6. Там же. Л. 14, Л. 14 об.
7. Там же. Л. 15, Л. 15 об., Л. 16.
8. Там же. Л. 17, Л. 17 об.
9. Там же. Л. 21.
References
1. Delo ob otkaze N.I.Shukhvostovu v razreshenii izdavat' gazetu [The case of N.I.Shukhvostov who was denied a permit to publish a newspaper]. The Russian State Historical Archive (RGIA), Fund 776, Inventory 5, Item 108, 22 p., 1871. Fol. 1, Fol. 1 overleaf.
2. Ibid., Fol. 4, Fol. 4 overleaf., Fol. 5.
3. Ibid., Fol. 6, Fol. 6 overleaf., Fol. 7, Fol. 7 overleaf.
4. Ibid., Fol. 8.
5. Ibid., Fol.12.
6. Ibid., Fol. 14, Fol. 14 overleaf.
7. Ibid., Fol. 15, Fol. 15 overleaf., Fol. 16.
8. Ibid., Fol. 17, Fol. 17 overleaf.
9. Ibid., Fol. 21.