Научная статья на тему 'История населенных пунктов верховий реки Обь как основа формирования туристских маршрутов'

История населенных пунктов верховий реки Обь как основа формирования туристских маршрутов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1027
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ "ОСТРОВА И ПРИСТАНИ ВЕРХНЕЙ ОБИ" / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF ALTAI KRAI / "THE ISLANDS AND BERTHS OF THE UPPER OB" TOURIST ROUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дунец Александр Николаевич

Разработан туристский маршрут «Острова и пристани Верхней Оби». Сочетание уникальных культурно-исторических объектов, отражающих эпоху российской колонизации Алтая XVIII начала ХХ вв., и природных ландшафтов делают маршрут привлекательным для туристов и способствуют сохранению историко-культурного наследия Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дунец Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF SETTLEMENTS IN THE UPPER OB AS A BASIS FOR TOURIST ROUTES DEVELOPMENT

A tourist route called «The islands and berths of the Upper Ob» was developed. The combination of unique cultural and historical objects existed in the age of Russian colonization of Altai (XVIII early XX) as well as natural landscapes make the route attractive for tourists and contribute to the preservation of historical and cultural heritage of Altai Krai.

Текст научной работы на тему «История населенных пунктов верховий реки Обь как основа формирования туристских маршрутов»

УДК 910 + 332.1

ИСТОРИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ВЕРХОВИЙ РЕКИ ОБЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ

А Н. Дунец

Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова, г. Барнаул

E-mail: dunets@mail.ru

Разработан туристский маршрут «Острова и пристани Верхней Оби». Сочетание уникальных культурно-исторических объектов, отражающих эпоху российской колонизации Алтая XVIII - начала ХХвв., и природных ландшафтов делают маршрут привлекательным для туристов и способствуют сохранению историко-культурного наследия Алтайского края.

Ключевые слова: историко-культурное наследие Алтайского края, туристский маршрут «Острова и пристани Верхней Оби».

Верховья реки Оби привлекали внимание переселенцев уже в начала XVIII в. Эта территория была стратегически важна для закрепления русских на Алтае. Поэтому в 1709 г. практически у места образования Оби была построена Бикатунская крепость. Река Обь являлась важнейшей транспортной артерией. Других дорог практически не было. В связи с этим именно на берегах верхнего Приобья появились первые населенные пункты Алтая. Впоследствии Обь позволила осуществлять торговлю зерном и другими товарами с северными и западными регионами России.

В связи с разработкой проекта туристских маршрутов «Алтай исторический» была проанализирована история формирования населенных пунктов верховий реки Оби и выявлены основные туристские ресурсы. В процессе работы изучены архивные документы (включая карты), современные публикации и проведены экспедиционные исследования. В результате разработан туристский маршрут «Острова и пристани Верхней Оби». Он рассчитан на 3 дня. Начинается от Бийска и проходит до Усть-Чарышской Пристани. Нитка маршрута: Барнаул - Бийск - Верх-Обское - место слияния Бии и Катуни - Соколово -Акутиха - Быстрый Исток - Солдатово -Чеканиха - Усть-Чарышская Пристань -Барнаул. Перспективными также являются автомобильные или водные экскурсионные программы в этих населенных

пунктах. Рассмотрим основные исторические и культурные объекты, которые могут быть включены в туристские программы.

Появление населенных пунктов в верховьях Оби относится к началу XVIII в. В 1709 г. у слияния рек Бии и Катуни был построен Бикатунский острог, который летом 1710 г. был сожжен джунгарами. Бий-ская крепость была построена только в 1718 г. в 23 верстах выше по течению р. Бии, на ее правом берегу.

Когда точно появились первые деревни в верховьях Оби установить сложно. На ранних этапах освоение шло самовольно. По мнению Ю. С. Булыгина самым первым населенным пунктом в южной части Верхнего Приобья можно считать Усть-Чарыш (1734). Здесь жили староверы, в т.ч. известный рудознатец Матвей Кудрявцев. Там жили также Шелегин И. Д. и его сын Петр, впоследствии известный рудоискатель. Именно он руководил экспедицией в Горный Алтай в 1745 г., по результатам которой была составлена карта Верхнего Приобья [1].

С 1720-х гг. началось активное освоение берегов Оби. В начале села появлялись в основном на правом берегу, возможно, из-за опасения набегов кочевников. Однако поселения Усть-Чарыш и Завьялова существовали на левом берегу уже в конце 1730 гг. Сооружение Колыванской оборонительной линии активизировало заселение левого берега. Постепенно жители правобережья Оби, из Бийской крепости,

деревень Фоминской, Савинова, Верхнее-Соколовой, Орской (Казанцевой), Окути-ной, Боровой, Нижнее-Соколовой (Конь-шиной), Солдатовой, Шипуновой переселялись на новые места на левом берегу. В 1740-х гг. появились Усть-Ануй, Старо-Тырышкино и Быстрый Исток [2-4].

В 1748 г. основана Ануйская крепость. Это во многом способствовало переселению с правого заселенного берега Оби на левый, имеющий луга и пространства для пашни. Старо-Колыванская оборонительная линия проходила по Колыванскому увалу. Первые деревни левобережья Оби (Усть-Ануй, Тырышкина, Завьялова. Усть-Чарыш) имели важное оборонительное значение. Первоначально станец Терский был построен в долине Оби у увала, недалеко от оз. Декала [5].

Программа первого дня поездки по туристскому маршруту включает в себя: переезд из Барнаула в Бийск, посещение музея Чуйского тракта, переезд в с. Верх-Обское, посещение музея М.С. Евдокимова, водную экскурсию к месту слияния Бии и Катуни, возвращение в Бийск, экскурсию по городу и размещение в гостинице. Путевая информация будет включать о первых населенных пунктах: с.Иконниково и Катунской крепости.

В Бийске программа туристского маршрута включает посещение музея Чуй-ского тракта, расположенного в здании купца Варвинского. В коллекции экспонатов Чуйского тракта наибольший интерес вызывают: подробный макет Чуйского тракта, макеты машин, костюм шофера, геодезические инструменты, в т.ч. принадлежавшие В.Я. Шишкову - известному писателю, который в начале XX в. занимался изыскательскими и проектными работами на Чуйском тракте.

Село Верх-Обское - родина Михаила Сергеевича Евдокимова (1957-2005) - известного артиста эстрады, киноактера, заслуженного артиста Российской Федерации. В селе действует мемориальный музей М.С. Евдокимова.

Из Бийска туристы могут совершить водную экскурсию к месту слияния Бии и Катуни. Это место окружено легендами.

Самая известная из них - легенда о реках Катуни и Бии. Место, где берет начало Обь, издревле считалось сакральным у окрестных алтайских племен. На старинных картах Сибири на месте Бийска указывается название фантастических городов или же местоположение легендарной языческой святыни, которую русские назвали «Золотая баба». Согласно сказаниям алтайских старообрядцев, последняя апокалиптическая битва между силами добра и зла состоится именно в междуречье Бии и Катуни.

Экскурсия по Бийску предоставляет возможность туристам ознакомиться с местом, на котором изначально располагалась Бийская крепость, положившая начало современному Бийску. Рядом с этой исторически значимой территорией находится историко-мемориальный комплекс на месте разрушенного в 1934 г. Троицкого собора. Большой интерес представляют здания купцов на улицах Советская и Ленина, Памятник Петру I и пушки Бийской крепости.

Значимым объектом туристского показа является историко-архитектурный комплекс Архиерейское подворье - центр православной жизни Алтая с 1880 по 1919 гг. Комплекс «Архиерейское подворье» включает: церковь Дмитрия Ростовского, катехизаторское училище, дом архиерея, конюшня, баня, хозяйственные постройки конца XIX в. памятник Святому Преподобному Макарию Алтайскому (Глухареву).

Во второй половине XIX - начале ХХ вв. район Верхнего Приобья превращается в зону активной зерноторговли, достаточно развитого речного пароходства, т.е., в объект предпринимательской деятельности купечества, сыгравшего важную роль в формировании инфраструктуры данного региона. Реформа 1861 г. послужила толчком для развития земледелия, животноводства и крестьянских промыслов. Переселявшиеся в Верхнее Приобье крестьяне в основном занимались земледелием.

Основным торговым центром в Верховьях Оби был Бийск. Бийское купечество

торговало на рудниках, в Горном Алтае, вело торговлю с Монголией и Китаем. В сельских населенных пунктах были одноэтажные деревянные и каменные лавки и магазины. Купцы держали в своем подчинении торговлю в большинстве волостей. Для Европейской России заготавливалось много хлеба, который содержался в хлебных складах и вывозился на пароходах. Купцы, как правило, скупая хлеб у крестьян, предлагали им ткани, иногда происходил обмен товарами. Большого развития в пореформенный период достигли винокурение и виноторговля. Значительное место в жизни крестьян имели промыслы. Наибольшего развития достигали извозный и лесной, а так же обработка животного сырья. Широкое распространение получили кожевенный, пимокатный, овчинно-шубный промыслы.

Доставка грузов из Бийска по рекам Обь-Иртышского бассейна в течение долгого времени осуществлялась на несамоходных судах, среди которых ведущую роль играли дощаники, каюки, барки и пр. В 1861 г. от Бийска были отправлены

4 барки с грузом, оценивавшимся в 6952 руб. Численность судовых рабочих составляла 80 чел. В 1865 г. Барнаульские судовладельцы установили пароходную связь с Бийском. Регулярные пароходные рейсы до Бийска стали осуществляться в 1870-х гг. [6].

Водный транспорт имел большое значение для развития городов и торговли на Алтайских пристанях: Барнаул, Бийск, Усть-Чарышская Пристань, Быстрый Исток. К 1885 г. речной флот Оби насчитывал 114 пароходов грузоподъемностью более трехсот тыс. пудов. К этому времени и отряд речников насчитывал уже около

5 тыс. чел. Пароходы были небольшими. Перевозки осуществлялись почти 370 баржами. В основном, грузовые суда были деревянными. Значительная их часть была построена в Быстром Истоке и Солдатово.

В «Хозяйственно-статистическом описании крестьянских волостей Алтайского округа», изданном по результатам обследования 1882 г., называется 23 местных хлеботорговых центра. Для жителей Бий-

ского округа ими служили: г. Бийск, Быстрый Исток, Усть-Чарышское, Усть-Каменный-Исток и др. [7]. Известные Бий-ские предприниматели Морозовы Алексей Федорович и Елена Григорьевна в 1880-е гг. стали крупнейшими хлеботорговцами и имели хлебные склады в Быстром Истоке и Усть-Чарышской Пристани.

В начале XX в. новую жизнь получала основанная в 1746 г. деревня Акутина (Окутина). В 1910 г. на месте существовавшей в середине XVIII в. деревни начали строить стекольный завод. Первый стекольный завод на Алтае был построен в 1873 г. известным предпринимателем, коллежским советником К. П. Платоновым в с. Соколово, в 25 километрах от Акути-хи. Завод долгое время производил листовое стекло, стеклянную посуду и тару для расположенного рядом Иткульского спиртзавода, также основанного при участии Платонова.

Строительство завода в Акутихе было закончено в 1911 г. За годы советской власти предприятие развивалось. В отдельные периоды на заводе работало до 2 тыс. чел. В 1961 г. начали строительство нового завода. В тот период за смену изготавливали порядка 30 тыс. бутылок, за сутки - более 100 тыс. Стеклотара пользовалась высоким спросом. Завод выпускал в огромных количествах также стекло для керосиновых ламп. Позже из-за недостаточности средств для модернизации и развития стекольный завод начал испытывать трудности и был закрыт.

Село Соколово знаменито одним из старейших в Сибири и России Иткульским спиртзаводом, основанным в 1868 г. Бий-ским купцом И. Бадьиным и промышленником В. Платоновым. В настоящее время это крупное современное предприятие, включающее в себя спиртовое и водочное производство, располагающее современными технологиями изготовления продукции. Предприятие ОАО «Иткульский спиртзавод» организует экскурсии в музей для всех желающих познакомиться с историей самого старого спиртзавода во всей Западной Сибири. В музее завода создана уникальная экспозиция истории русского

предпринимательства XIX-XXI вв., которая отражает самые важные моменты из жизни предприятия со дня его основания.

В Быстром Истоке туристы могут посетить храм «Покрова Пресвятой Богородицы», осматривают иконы, сохраненные жителями из старой церкви, сломанной в 1939 г. Храм был построен по инициативе и отчасти на средства В.С. Золотухина. Рядом с храмом находится его могила. Интерес представляет дом-музей В.С. Золотухина. В настоящее время в селе строится гостиница.

По документам начала XX в. основное число предприятий Быстрого Истока имело отношение к торговле хлебом. Один из основных ее видом - представление амбаров, владельцами которых были местные крестьяне, мещане из Бийска и купцы. Скупщики арендовали амбары под хранение хлеба. В Быстром Истоке был также маслобойный завод, принадлежащий Быстроистокской маслобойной артели. Развитие торговли в селе было связано также с торговыми лавками и питейными заведениями. Акцизное ведомство владело казенной винной лавкой. Большую мануфактурную лавку имел Бийский купец 1-й гильдии А.В. Осипов Владелица самого большой флотилии на Алтае Е.И. Мельникова, имела в Быстром Истоке отделение своей торговой фирмы и складские помещения. Известная Бийская купчиха Е.Г. Морозова закупала в Быстром Истоке зерно.

Кирпичные жилые и торговые помещения были в Быстром Истоке еще в 1890 гг. Однако первое каменное промышленное здание было построено в 1908 г. Это был лесопильный завод. Вместе с паровой мельницей лесозавод принадлежал П.Я. Пупкову, мещанину Бийска. С западной стороны Быстрого Истока находились два овчинных завода. К сожалению, в настоящее время эти объекты не сохранились. Солдатово и Чеканиха старинные села, основанные в 1745 и 1791 гг. Жизнь жителей сел была связанна с лесозаготовками, строительством деревянных барж и лодок, охотой и рыболовством. Из Чекани-хи на пароме туристы могут переправиться

в с. Усть-Чарышская Пристань. В пути они узнают о развитии пароходства на Оби и с. Усть-Чарыш.

Село Усть-Чарышская Пристань основано в 1773 г. старообрядцами и известно разными легендами. Важнейшее значение имело его положение в товарообороте предгорных хлеборобных сел Алтая. С развитием пароходства, Усть-Чарышская Пристань вошла в число ведущих центров в Обь-Иртышском бассейне наряду с Бий-ском, Барнаулом, Камнем и Быстрым Истоком.

О масштабах отправки зерна из Усть-Чарышской Пристани в начале XX в. можно судить по имеющимся сведениям за 1907-1909 гг. Ежегодно в среднем из Усть-Чарышской Пристани отправлялось водным путем хлебных грузов 664 тыс. пуд. [7]. В начале XX в. село стало одним из крупнейших населенных пунктов по производству и продаже сливочного масла, которое здесь скупалось для отправки в Европу.

В начале ХХ в. Усть-Чарышская Пристань превратилась в один из крупнейших сельских населенных пунктов Сибири. К 1911 г. здесь насчитывалось 94 торговые лавки, 2 аптеки, 2 фотоателье, 3 пивных склада. Проводились три ярмарки, продолжительностью около недели каждая. Имелся ежедневный базар. Торговлю в селе вели не только местные жители, но и иногородние купцы, в их числе барнаульские купцы А.Г. Морозов, И.С. Удонов, томский Р.А. Бейлин и др. Большие торговые обороты Усть-Чарышской Пристани определили открытие здесь отделения столичного Русско-Китайского коммерческого банка (в 1910 г. он был преобразован в Русско-Азиатский).

В промышленный центр Усть-Чарышская Пристань не превратилась, но все же здесь имелось несколько мелких промышленных заведений, который обеспечивали потребность местных жителей в самом необходимом. В их числе были мастерские кожевенные, овчинные, пимокат-ные, мыловаренные, по производству фруктовых вод, бондарные, ветряные мельницы и некоторые прочие [8].

Экскурсия по селу включает осмотр домов купцов Шестакова и Морозова, купеческой лавки Шестакова; склада купца Островидова, магазина купца Ступакова, складских помещений купца Морозова, здания реального училища и многих других строений, сохранивших уникальную архитектуру. Представляет интерес посещение старой мельницы, места старой пристани на реке Обь, «горе Нобеля».

Таким образом, история населенный пунктов Верхнего Приобья представляет интерес для туристов. Современные условия сохранности исторических объектов и развития инфраструктуры позволяют реализовать туристский маршрут, проходящий по берегам р. Обь и включающий в себя три водных переезда через реку. Во

время маршрута туристы знакомятся с историей освоения Верхней Оби, природными, историко-культурными объектами и музеями. Существующая автодорожная сеть позволяет проводить маршрут с использованием микроавтобусов. При прохождении маршрута необходимо учитывать ограниченный выбор средств размещения и питания.

Сочетание уникальных культурно-исторических объектов, отражающих эпоху российской колонизации Алтая XVIII -начала ХХ вв., и природных ландшафтов делают маршрут «Острова и пристани Верхней Оби» привлекательным для туристов и способствуют сохранению историко-культурного наследия Алтайского края.

Список литературы

1. Булыгин Ю.С. К истории старейших населенных пунктов Усть-Пристанского района // Нижнее Причарышье»: Очерки истории и культуры. - Барнаул. - С. 30-38.

2. РГВИА 424_01_012.

3. РГИА 485_05_477 л82.

4. РГВИА 846_16_20237.

5. РГИА Ф. 485. Оп. 5. Д. 477.

6. Речники Алтая / Сост. Г.А. Людиновский. - Барнаул, 1989. - 36 с.

7. Носова Е.А. Хлебная торговля Западной Сибири во второй половине XIX в.: дис. канд. ист. наук. - Барнаул, 2007. - 306 с.

8. Щеглова Т.К. Очерки по истории торгово-промышленного предпринимательства на территории Нижнего Причарышья и памятниках промышленной архитектуры (с каталогом) // Нижнее Причарышье: Очерки истории и культуры. - Барнаул, 1999. - С. 45-55.

THE HISTORY OF SETTLEMENTS IN THE UPPER OB AS A BASIS FOR TOURIST ROUTES DEVELOPMENT

A.N. Dunets I.I. Polzunov Altai State Technical University, Barnaul E-mail: dunets@mail.ru

A tourist route called «The islands and berths of the Upper Ob» was developed. The combination of unique cultural and historical objects existed in the age of Russian colonization of Altai (XVIII - early XX) as well as natural landscapes make the route attractive for tourists and contribute to the preservation of historical and cultural heritage of Altai Krai.

Keywords: historical and cultural heritage of Altai Krai, «The islands and berths of the Upper Ob» tourist route.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.