Научная статья на тему 'История Мукачевской епархии» архимандрита Василия (Пронина)'

История Мукачевской епархии» архимандрита Василия (Пронина) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
православие / закарпатье / история мукачевской епархии / архимандрит василий (пронин)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Мукачевской епархии» архимандрита Василия (Пронина)»

Юрий ДАНИЛЕЦ

«ИСТОРИЯ МУКАЧЕВСКОЙ ЕПАРХИИ» АРХИМАНДРИТА ВАСИЛИЯ (ПРОНИНА)

История христианства на Закарпатье в разные периоды интересовала исследователей. Обстоятельные работы по церковной истории Мукачева написали Иоанникий Базилович, Михаил Лучкай, Василий Гад-жега. Важное место среди опубликованных научных работ занимает книга архимандрита Василия (Пронина) «История Мукачевской епархии (с древнейших времен до Первой мировой войны 1914 г.)». Указанный труд был подготовлен как кандидатская диссертация на соискание научного звания кандидата богословия в 19511954 гг. Долгое время диссертация оставалась в рукописи и была опубликована лишь в 2005 г. благодаря сегодняшнему епископу Мукачевскому и Ужгородскому Феодору. Книга построена по хронологическому принципу и состоит из введения, 10 глав и приложений.

По словам самого автора, интерес к истории Мукачевской епархии у него появился во время служения в Ужгороде. После перехода в Мукачевский монастырь о. Василий приступил к работе в библиотеке. Среди множества книг его внимание привлекли труды по церковной истории. Действительно, в это время библиотека Мукачевского монастыря была самой большой в Закарпатье.

Во введении автор проанализировал главные источники по истории Мукачевской епархии. Среди них о.Василий называет летописи на арабском, армянском, греческом, славянском, латинском языках, книги по археологии, исторической географии, сфрагистике, нумизматике, эт-

нологии и фольклористике, палеографии, литературе, истории. Оценивая работы своих предшественников, автор высоко оценивает «Мемориал» Коллара. «Концепция "Мемориала" - возвеличить церковное прошлое Мукачевской епархии - оказалась созвучна тому времени, ведь богатое прошлое давало права и надежду на освобождение от зависимости ягерских епископов».

Значительное внимание уделено анализу работы И. Базиловича «Brevis Notitia Fundationis...». Пронин утверждал, что «эта книга имела большое значение в развитии церковного и славянского самосознания местного населения», кроме того, «указывала на родственность славянских племен, на связи с древней Византией». Изучая наследие Ю.Жатковича, автор указывал, что «статьи Жатковича имели, прежде всего, целью установить историческую правду».

Во введении также дано описание географического положения Закарпатья, характеристика климата, лесов, населения, языка и обрядов русинов Карпат.

В первой главе автор рассматривает период 33-863 гг. Он допускает, что в VI в. на эти земли могла распространяться юрисдикция Иус-тиниана Прима. Во второй главе (863-988 гг.) о.Василий утверждает, что христианство на Закарпатье могли принести св. Кирилл и Мефо-дий. Интересна мысль о том, что Мукачевская епархия могла быть одним из семи Паннонских епископств, основанных архиепископом Мефодием. Много места в главе уделено христианизации мадьяр. Третья глава (988-1241) в основном посвящена отношениям Закарпатья с Киевской Русью. Интересные предположения делает о. Василий по поводу происхождения св.Георгия, Ефрема и Моисея Угринов. Ссылаясь на Голубинского, который писал, что св. Владимир пригласил для проповеди киевских русских священников из Закарпатья, он допускает, что жена князя Владимира происходила из закарпатских болгар. Именно этим Пронин объяснял особенную близость братьев Угринов к княжичам Борису и Глебу.

В четвертой главе (1241-1414 гг.) проанализирована информация об основании первых монастырей на Закарпатье, рассмотрены события, касающиеся князя Федора Кориятовича. По мнению автора, вокруг князя есть как минимум девять неразгаданных вопросов: время прибытия Кориятовича в Угорщину; переселение с князем 40-60 тыс. человек; грамота 1360 г.; место кончины Кориятовича; имя супруги князя и т.д. Например, он принимает версию о переселении с Кориятови-чем из Подолии 40-60 тыс. чел., однако считает, что на Закарпатье могло быть два князя с одинаковым именем.

По поводу первого Мукачевского епископа Луки (пятая глава) Пронин пишет, что он «был настоятелем монастыря, возможно, в чине

архимандрита. Возможно, что он был уполномоченный каким-либо епископом, был, так сказать, епископский администратор». Спорными считает автор версии об юрисдикции Мукачевского и Грушевского монастырей.

В восьмой-десятой главах рассмотрена история Мукачевской епархии от 1646 до 1914 г. Об Ужгородской унии автор пишет следующее: «Причиной заключения унии часто выставляется тяжелое материальное и общественное положение православного духовенства. Но религиозные события нельзя объяснять экономическими причинами. Можно сказать, что религиозно-христианские стимулы, когда они истинны, доминируют над экономическими. Только при упадке веры выступают материальные соображения».

Много в книге написано о деятельности епископов Василия Тарасовича, Петра Парфения, Иоанникия Зейкана, Иоанна Малаховского,

Феофана Маврокордато, Ме-фодия Раковецкого, Иосифа Стойки, Досифея Феодорови-ча и др. На основании «Списания обителей Мараморош-ских» представлена информация о монастырях в Бороня-ве, Драгове, Кричеве, Угольке, Вульховцах, Бедевле, Белой Церкве, Бичкове и т.д. Деятельность епископов и монастырей рассмотрена в тесной связи с политическими событиями (восстание Текели, восстание Ференца Ракоци II).

По словам о.Василия (Пронина), на Мараморощину уния проникла только в конце XVIII в. Например, в 1761 г. в Трансильвании и Закарпатье произошло восстание против унии во главе с иеромонахом Софронием.

Отдельно в книге сказано о священниках-писателях: О.Духновиче, А.Кралицком, И. Сильвае, О.Павловиче, Е.Фенцике.

Пронин Василий, архимандрит. История Православной Церкви на Закарпатье. Свято-Николаевский Мукачевский монастырь. ОРП «ФЛокаХш», 2005. - 528 с.

Помимо истории, о.Василий в своем труде много пишет о богословии, обряде, догматике.

Возрождение православного движения на Закарпатье в начале XX в. автор связывает с древними традициями, идеологической подготовкой деятелей второй половины XIX в., православными церковными книгами, паломничествами к православным святыням, приверженностью закарпатцев русским церковным обычаям.

В приложениях помещены «Дарственная грамота князя Мукачевс-кого Федора Кориятовича от 8 марта 1360 года» (русский и латинский вариант); воспоминания архимандрита Алексия (Кабалюка) (28 ноября 1945 года); письмо о заключении Ужгородской унии; список старопечатных церковнославянских книг, хранящихся в Мукачевском монастыре, и др. В конце книги представлена библиография по истории Мукачевской епархии.

Книга архимандрита Василия Пронина является бесценным трудом, посвященным исследованиям церковной истории до начала XX в. Некоторые моменты в книге ошибочны, некоторые нуждаются в прояснении, но это только добавляет интереса в изучении истории Закарпатья.

Владимир Васильевич Пронин родился 8 сентября 1911 в г Киеве. Среднюю школу окончил в Кишиневе в 1929 г. В этом же году поступает в Битольскую духовную семинарию в Сербии. 11 марта рукоположен в диаконы. 25 июня 1939 г. - рукоположен в иеромонахи. 28 июня 1939 г. назначен священником в Свято-Михайловскую церковь г. Мукачево. С августа 1939 г. исполнял обязанности второго священника в с. Бедевля. В мае 1940 г. переведен в г. Ужгород настоятелем Свято-Покровской церкви. В 1941-1945 гг. преподавал Закон Божий в школах Ужгорода. В 1946-1947 гг. преподавал на пастырских курсах и до 1956 г. был экзаменатором для священников. 25 апреля 1947 г. в Мукачево возведен в сан игумена. В 1946-1950 гг. - священник в Домбоцком монастыре. 24 июня 1950 г. назначен духовником Свято-Успенского женского монастыря в Домбоках. 18 декабря 1950 г. переведен в Мукачевский монастырь, где 30 июня 1951 г. назначен на должность руководителя художественной студии и библиотеки. 15 апреля 1958 г. получил сан архимандрита. В том жг году защитил кандидатскую диссертацию в МДА на тему: «История Мукачевской епархии (с древних времен до Первой мировой войны)» и получил степень кандидата богословия. 13 июня 1964 г. назначен духовником Мукачевского монастыря. 18 марта 1965 г. назначен духовником Мукачевского благочиния. 22 мая 1966 г. награжден патриаршей грамотой. Умер 5 января 1997 г., похоронен на кладбище монастыря в Мукачево. В 2008 г. его тело перенесено в главный храм монастыря для поклонения. Готовятся материалы к канонизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.