РУСИНСКАЯ ТЕМАТИКА В ИЗДАНИЯХ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
УКРАИНА Закарпатская область
ББК Ф7 (4 УКР - 4 Зак) 6 Б 27
УДК 329.71 (477.87) «1980/1990»
КВК 978-966-224-3
Басараб М.М., Токар М.Ю. Громадські організації Закарпаття в боротьбі за державність України (кінець 80-х - початок 90-х років XX століття): Монографія / Серія «Studia Regionalistica»; НДІ політичної регіоналістики; ДВНЗ «Ужгородський національний університет». -Ужгород: Видавництво «Карпати», 2009. - 336 с.
В монографии ужгородских исследователей анализируется процесс создания и деятельности первых общественных организаций Закарпатья в новейшую эпоху борьбы за государственную независимость украины. Авторами осуществлен анализ формирования общественно-политического массового движения, создания общественно-политических,________________________________
культурно-просветительских, патриотических организаций, обществ, объединений. исследованы условия их функционирования, проблемы структурного развития, аспекты сотрудничества. Показаны причины противостояния партийным институтам власти. Определен вклад закарпатцев в процесс развития украинского государства. издание рассчитано на широкий круг читателей.
Х55
КВК 978-966-8760-47-1
Хланта І., Мельник С. Копашнівський Свято-Іоанно-Богословський жіночий монастир. - Ужгород: ВАТ «Патент»,
2008. - 32 с.
В брошюре в краткой форме изложены история и сегодняшнее положение православного женского монастыря в с. Кошашнево Хустского района Закарпатской области. Авторами собраны биографии настоятельницы и священников монастыря.
ISBN 966-8279-23-2
Архімандрит Василій (Петьовка). При восковій свічці. Духовні вірші. Упорядкування та передмови Ю.Данильця та П.Мідянки. - Мукачево: Карпатська вежа, 2008. - 60 с.
В книге впервые печатаются духовные стихи архимандрита Василия (Петьовки) (1949-2002). Стихи собрали и подготовили к печати к.и.н. Ю. Данилец и поэт П. Мидян-ка. Книга начинается предисловием «Висока печать духа» П. Мидянки. В нем автор анализирует духовное наследие архимандрита. Далее представлен биографический очерк Ю. Данильца о жизни архимандрита Василия. В книге также есть фотографии из личных архивов родственников архимандрита Василия.
Диякон Олександр Монич. Сва-лявський Свято-Тройце-Кирило-Мефо-діївський жіночий монастир. (Короткий історичний нарис). - Ужгород, 2009. - 48 с.
В брошюре представлен краткий исторический очерк о женском монастыре в Сва-ляве. Условно работа делится на две части.
В первой дается краткая справка по истории монастыря, во второй - биографии основателей, настоятельницы и священников. Книга предназначена для широкого круга читателей.
ББК 83.3 (4 УКР)
С 58
ISBN 978-966-8924-7
Світлинець А., Канайло С. Свято-Архангело-Михайлівський монастир у селі Драгово-Забрід. - Ужгород: Ґражда, 2009. - 224 с. + 8 с. кол. іл.
Как известно, центрами православной идентичности и аскетизма были монастыри. Одной из таких обителей на Хустщине, а именно Свято-АрхангелоМихайловскому женскому монастырю в селе Драгово-Забродь, посвящена новая книга краеведов Андрея Свитлинца и Сергея Канайло. В прошлом из-
под их пера вышел труд об истории Свято-Серафимовского монастыря в селе Прибор-жавское Иршавского района. Новый проект осуществлен по благословению Марка, архиепископа Хустского и Виноградовского, и при финансовой поддержке настоятельницы обители игуменьи Митродоры (Поп). Общий тираж книги - 400 экземпляров, что чрезвычайно мало для такого рода работ. Надеемся, что в будущем найдутся благотворители, которые помогут напечатать второе издание.
Структура книги основывается на сочетании хронологического и тематического принципов. Это четыре главы, рассматривающие историю монастыря с начала XVIII в. до современности. Отдельно выделен материал о священниках и настоятельницах монастыря. В конце книги представлены интересные дополнения: грамоты, справки, письма, таблицы. Данная форма подачи материала, по нашему мнению, дает возможность проследить все этапы развития обители и подчеркнуть главные аспекты деятельности монашества. Предисловие к книге подготовил Юрий Данилец, а послесловие написал член Союза писателей Украины Петр Мидянка.
Чтобы раскрыть поставленную проблему, авторам пришлось хорошо поработать в различных архивных учреждениях. Большинство документов из древней истории монастыря А. Свитлинец и С. Канайло обнаружили в фондах Государственного архива Закарпатской области. Не менее важные факты были найдены в текущих архивах Мукачевской и Хустской православных епархий, архиве Драговского монастыря, частных коллекциях. В книге можно прочесть воспоминания монахинь, их близких, жителей окрестных сел.
Исследователи проанализировали и соответствующую научную литературу. Это труды историков М. Лучкая, Ю. Жатковича, И. Панькевича, о. Василия (Пронина), Ю. Данильца, В. Фенича. Украшением книги являются многочисленные фотоиллюстрации, запечатлевшие праздники и будни монастыря в Драгово.
Следует отметить, что данное издание является первым комплексным исследованием истории Драговского монастыря с XVIII в. до нашего времени. Авторы рассматривали деятельность монастыря на фоне политического развития края. Это дало им возможность выявить особенности государственноцерковных отношений и отношение различных режимов к православной монашеской святыни.
Новая книга А. Свитлинца и С. Канайло раскрывает перед читателем широкие пласты закарпатской церковной истории. Она побуждает к продолжению работы как самих авторов, так и всех исследователей истории православия на Закарпатье.
ISBN 966-9178-4
Рубіш Ф., Довганич О. Закарпатці під пресом сталінського свавілля. - Мукаче-во: Карпатська вежа, 2009. - 440 с.
Книга биографических очерков об участниках движения против тоталитарного режима, о борьбе за сохранение своего народа, его самобытности, культуры, государственных атрибутов. из использованных архивных документов и воспоминаний очевидцев читатель может узнать о зверствах сталинского режима против закарпатской молодежи, как борцы не сломались и как в лагерях и после них продолжали свою деятельность. Книга вышла к 80-летию со дня рождения авторов.
ДИКТУЄ ПЕРУ
щи„, , стат ті, ^їи/рм^ії, есеї
ISBN 966-8964-30-3
Пагиря В. Серце диктує перу. Нариси, статті, рецензії, есеї. - Мукачево: Карпатська вежа, 2009. - 104 с.
В книге представлены газетные материалы и статьи автора, которые раньше не печатались. Книга выходит как научнометодическое пособие для учителей школ с преподаванием творчества писателя Василия Пагири на уроках украинского языка и литературы.
Б Б К 83(4УКР)
Д58
ISBN 978-966-8924-94-1 довганич о. до Бузулука через табори ГУЛАГу. - Ужгород: Ґражда, 2009. - 268 с.
Население закарпатья крайне негативно встретило оккупацию в 1939 г. этой территории Венгрией. Спасаясь от возможных расправ за малейшее неповиновение, нежелание служить в венгерской армии и невероятной безработицы, закарпатцы начали в массовом порядке покидать родные дома и нелегально переходить через границу в СССР. Там их никто не ждал, их судили за нарушение границы и отправляли в исправительно-трудовые
«ОЬыайяся
лагеря. и только с образованием на территории СССР чехословацких военных частей эти люди были амнистированы, освобождены из лагерей и как бывшие граждане Чехословакии отправлены в Бузулук, где эти части формировались. С 1943 г. до конца войны закарпатцы прошли боевой путь до Праги, где встретили Победу. 70-летию начала вышеупомянутого события, характерного только для Закарпатья периода Второй мировой войны, посвящено это издание.
ББК 83 (4УКР)
Д58
ISBN 978-966-176-005-8
Довганич О. Голгофа жертв політичних репресій. - Ужгород: Ґражда, 2009. -304 с.
В новой книге известного автора собрана серия биографических очерков о государственных и общественных деятелях, мастерах литературы и искусства, ученых, отдельных гражданах Закарпатской области, осужденных в 1939-1955 гг. особыми совещаниями при Министерстве государственной безопасности СССР, военными трибуналами, спецсудами Закарпатской Украины и Закарпатским областным судом за так называемый украинский буржуазный национализм, антисоветскую деятельность в организациях ОУН Карпатской Украины, «Карпатской Сечи», различных политических партиях, подпольных молодежных националистических организациях и группах, за нелегальный переход границы и религиозные взгляды. Книга издается к 15-летию бессменного пребывания автора в должности руководителя
научно-редакционного отдела областного тома «Реабилитированные историей».
ББК Т3(4Укр-4Зак)47 Д18
УДК 94(477.87) «17/18»
ISBN 978-966-332-054-7 Данилюк Д. Історична думка на Закарпатті епохи національного відродження (кінець XVIII - середина ХІХ ст.). - Ужгород, 2009. - 400 с.
История Закарпатья Х'УШ-ХІХ вв. не перестает интересовать как местных, так и зарубежных исследователей. Недавно вышла в свет монография доктора исторических наук профессора заведующего кафе-
дрой истории Украины Ужгородского национального университета Дмитрия Данилюка под названием «Историческая мысль на Закарпатье эпохи национального возрождения (конец XVIII - середина XIX века)». Д. Данилюк -известный в крае и далеко за его пределами ученый. Он - автор и составитель 12 отдельных изданий, вступительных статей к I и IV томам «Истории карпатских русинов» М. Лучкая, соавтор «Очерков истории Закарпатья» в трех томах. На основании обработки рукописных произведений, публикаций конца XVШ-ХIХ в. Д. Данилюк вернул немало забытых имен закарпатских ученых, деятелей национального возрождения, а их научное наследие вывел на всеукраинский уровень. Исследования о них опубликованы в таких изданиях, как «Украинский исторический журнал», «Историческая наука на пороге XXI века: итоги и перспективы», «Историографические исследования в Украине» и др. На его труды ссылаются ведущие историографы Киева, Харькова, Черкасс, Каменец-Подольского. Результаты исследований помогут по-новому оценить научный и культурно-образовательный уровень Закарпатья в прошлом. За плодотворную и многолетнюю педагогическую работу, значительный вклад в развитие исторической науки, в частности, историографии и карпатоведения, профессор Д. Данилюк награжден орденом «За заслуги» III степени и Почетной грамотой Министерства образования Украины.
Новая монография продолжает исследуемую автором тему становления и развития исторической мысли на Закарпатье с древнейших времен до наших дней. В книге с новых позиций оценен важный период в истории Закарпатья конца XVIII - первой половины XIX в. Работа написана на основе рукописей, редких публикаций ХVIII-ХIХ вв. Д. Данилюк знакомит с научным и творческим наследием закарпатских общественно-политических и церковных деятелей и ученых: А. Коцака, И. Пастелия, Д. Бабиля. Широко проанализирован первый печатный труд И. Базиловича, который уже в конце XVIII в. представил историю Закарпатья в тесной связи с историей восточных славян, в частности, Киевской Руси. Впервые опубликованы переписка И. Базиловича с цензором Г. Тарковичем, письма епископа А. Бачинского к императрице Марии-Терезии с просьбой покупать книги в Галиции, письмо Е. Шенборна об открытии типографии в Закарпатье. Представлены документы о деятельности епископа Бачинского, направленной на расширение сферы употребления родного языка и внедрение всеобщего обязательного обучения. Всесторонне проанализировано научное наследие М. Лучкая, ставящее его в ряд историков демократического направления в европейской историографии. Исследована активная деятельность А. Духновича по обоснованию необходимости воссоединения Закарпатья с сопредельными украинскими землями. Последний отмечал, что «русины угорские давнейше с галицкими случены были».
Завершается монография анализом труда А. Балудянського «История церковная Новаго Завета». Автор отмечает, что в этой работе было поднято немало проблем, в частности, автохтонности русинов, миссионерской деятельности равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, прихода венгров.
Значительную часть книги занимает научное наследие вышеупомянутых историков. Кроме того, представлены отдельные научные труды И. Орлая,
Ю.Гуцы-Венелина, А. Духновича, обнаруженные в библиотеках и архивах Украины и за ее пределами.
Таким образом, в новой книге Д. Данилюка по-новому оценен период второй половины XVIII - первой половины XIX в. В частности, доказано, что национальное возрождение началось не с приходом русской армии в 18481849 гг., его составляющие имели место уже в конце XVIII в.
Надо отметить научный аппарат книги, который включает архивные и рукописные материалы, периодику XIX в., зарубежную историографию Закарпатья. Подготовлен обширный именной указатель. Об авторе как исследователе рассказано в послесловии профессора М. Вегеша. Книга станет хорошим подарком для учащихся, студентов, учителей и всех, кто интересуется историей Закарпатья.
ББК 86.372(4Укр-4Зак)
Д77
УДК 281.96(477.87)
ISBN 978-966-8760-65-5 Монич Олександр, диякон. За-невський монастир на Полонинах: нариси з історії Угольського та Углянського монастирів. - Ужгород:
ВАТ «Патент», 328 с., іл.
История святого православия на Закарпатье уходит в глубокую древность.
Большинство исследователей связывают распространение христианства греческого обряда с именами св. Кирилла и Мефодия или, по крайней мере, их учеников. Есть также версия, что первые монахи на Закарпатье появились во времена Киевской Руси. Они могли прийти в Венгрию с дочерью Ярослава Мудрого Анастасией и основать обитель в Мукачеве. По мнению известного церковного историка архимандрита Василия (Пронина), ученики св. Кирилла и Мефодия, которые были вынуждены оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало основанию Угольского монастыря. Таким образом, мы видим, что древнее монашество на Закарпатье возникло в тесной связи с другими центрами православного мира.
Изучение деятельности святых обителей началось на Закарпатье достаточно давно. Конечно, эта тема неисчерпаемая и требует все новых и новых подходов. Одним из первых, кто серьезно занимался церковной историей Закарпатья, был М. Лучкай. Потом его миссию продолжили А. Кралицкий, Ю. Жаткович, А. Петров, И. Кондратович, А. Дехтерев и др. В последнее время в связи с возрождением православных монастырей на Закарпатье появилось множество трудов, посвященных миссионерской и социальноэкономической истории монашеских обителей. Первой ласточкой стала в
1994 г. книга мукачевского краеведа Василия Пагири «Монастыри Закарпатья». Этой проблеме посвятили свои труды Андрей Свитлинец и Сергей Канайло, Степан Чопик, Григорий Рачук и автор этих строк. Недавно этот ряд исследователей пополнил историк с богословским образованием протодьякон Александр Монич. В 2008 г. он издал книгу об истории Грушевского монастыря, а совсем недавно из-под его пера вышла книга с довольно интригующим названием «Заневский монастырь в Полонинах: очерки истории Угольского и Углянского монастырей».
История Угольского монастыря начинается в начале XIII в. Автор книги приводит важное свидетельство из «Списания обителей Мараморошских древле бывших»: «Сія обитель когда ся начала знати не мож. Повідают люде, иж разом из селом роздана єсть. Село місто под него дало обширное под полонинами, майже на милю земли отстоит».
В Ипатьевской летописи под 1262 г. есть первое упоминание о монастыре в Полонинах. Летописец сообщает, что «Войшелк крести Юрия Львовича; тот же потом идее в Полонину ко Григорьеви в монастырь, и пострижеся в черньце, и бысть в монастыри у Григорья 3 лета, оттоле же пойде Святую Гору, прием благословение от Григорья». По словам о.Александра, версию о том, что в летописи упоминают именно Угольский монастырь, поддерживали Я. Головацкий, митрополит Макарий (Булгаков), архимандрит Василий (Пронин).
О том, что монастырь в Полонинах играл важную роль в жизни Западной Руси, говорит тот факт, что в 1552 г. его посетили послы московского государя Иоанна IV Грозного (1530-1584). Информацию о поездке посольства московского царя мы находим в «Хронографе» начала XVII в.
Впервые записку «О Занове Угорском» опубликовал известный российский филолог-славист Александр Востоков в 1842 г. В научный оборот «Карпатской истории», как утверждает о. А. Монич, записку ввел Алексей Петров в 1906 г. Здесь мы должны сделать небольшое уточнение. Заслуги А. Петрова в исследовании истории Закарпатья, бесспорно, значительные. Однако следует отметить, что впервые информация из «Хронографа» на Закарпатье была опубликована еще в 1856 г. на страницах «Церковной газеты», которая выходила в Будине. Это периодическое издание было основано о. Иоанном Раковским и выходило в 1856-1858 гг. После закрытия газеты австрийскими властями некоторое время он издавал «Церковный Вестникъ» (1858 г.). Несмотря на то, что о. Иоанн был униатским священником, он исповедовал русофильские взгляды и тайно поддерживал православие. Его деятельность также привела к возрождению православного движения в с. Иза на Закарпатье в начале ХХ в. Интересен тот факт, что после публикации в газете ее редактор Иоанн Раковский обратился к читателям с просьбой помочь в сборе информации о древнем монастыре.
Книга имеет интересную структуру. А. Монич разделил материал на 15 глав, которым предшествует небольшое предисловие кандидата исторических наук директора Закарпатского государственного архива Михаила Де-легана. Потом во вступлении автор проанализировал главные источники и научную литературу, которая относится к теме книги. Фактически большей
своей частью книга написана с использованием документов вышеупомянутого архива, архивной коллекции Закарпатского краеведческого музея и других заведений. Научный тандем Мукачевская епархия - Государственный архив Закарпатской области, как и раньше, дал хорошие результаты. При помощи руководства архива и других работников о. А.Моничу удалось обнаружить уникальные неопубликованные источники и донести их до общественности.
В первой главе, которая называется «Заневские антитезисы», автор рассуждает о нестыковках в давней истории Угольского монастыря. Проанализировав документы XШ-XVШ вв., он приходит к выводу, что, возможно, древний монастырь находился в Полонинах (современное село Малая Уголька), а в XVIII в. был перенесен монахами в село Угля. Какие факты приводятся в подтверждение этой гипотезы? В первую очередь, автор утверждает, что до XVIII в. в архивных источниках фигурирует название монастыря как «Угольський», а с XVIII в. - «Углянский». Во-вторых, обнаружена грамота 1776 г., написанная жителями с. Угля, с просьбой об основании монастырского храма в их селе. Здесь надо отметить, что после смерти последнего православного епископа Досифея Феодоровича в 1734/1735 гг. в восточной части Закарпатья - Мараморощине начинает распространяться уния. Православные обители, которые были основаны для защиты православия, начинают терпеть разные притеснения. Следует также отметить, что большинство населения Закарпатья не знало о подписании унии с Римом в Ужгороде (1646 г.). Униатская литургия мало чем отличалась от православной, священники на приходах остались прежние (хотя они и приняли Символ Веры, население об этом факте не ведало). Таким образом, даже в начале ХХ в. множество закарпатских униатов считали себя православными. Можно привести примеры из документов, когда в начале ХХ в. закарпатских русинов не пускали в православные обители, а они даже не ведали, что они униаты. Наверное, в связи с таким же неведением связано и обращение жителей с. Угля в 1776 г. к руководству униатской епархии. В связи с этими фактами утверждение, что монастырь в Угле могли основать униаты, не имеет под собой фактов. Православная традиция Угольского монастыря не была прекращена, она продолжилась в новом монастыре в Угле.
Во второй главе «Первые исторические известия о Заневском монастыре в Полонинах» собраны все источники по истории Угольского монастыря раннего периода. Следующие главы имеют названия «Посольство московского царя Иоанна IV Грозного в Заневском монастыре», «Деятельность последнего православного епископа Досифея Феодоровича Угольского», «Судьба Заневского (Угольського) монастыря после смерти епископа Досифея». Раскрывая историю монастыря в Угольке, автор не мог не сказать о деятельности преп. Иова Кундри. Этот святой земли Карпатской трудился на ниве церкви Христовой в ХХ в. Для написания главы о. А. Монич широко использует ранее опубликованные материалы, в том числе и статьи автора этих строк. Следующие главы книги не менее интересны - «Смена юрисдикции Заневского (Угольского) монастыря», «История основания нового монастыря в с.Угля в Х'УШ веке». Это увлекательное повествование об истории монастыря в
ХХ в. Благодаря деятельности иеромонаха Викентия (Ороса) и сельских жителей обитель смогла возродиться в 1933 г. В это время православные общины Закарпатья (Подкарпатской Руси) относились к юрисдикции Сербской православной церкви. Владыка Дамаскин (Грданичка) много времени уделял возрожденному скиту. Монашеская обитель возродилась как женский скит. Первой настоятельницей была назначена монахиня Рафаила (Рыбарь).
В советское время скит подвергли гонениям, а в 1959 г. ликвидировали. Поучительна биография обновителя монастыря архимандрита Викентия (Ороса). В 1952 г. по надуманным обвинениям он был арестован и осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Немного позже вышла книга краеведов Андрея Свитлинца и Сергея Канайло о Драговском монастыре, где биография о. Викентия изложена более подробно.
Далее раскрыто современное положение монашеской жизни в Угле, приводятся биографии настоятельниц монастыря и его духовников.
В приложениях к книге автор разместил около 30 документов. Это, в первую очередь, копии документов, их расшифровка, списки монахинь и т.д.
Отдельно следует отметить высокое полиграфическое качество книги и множество иллюстраций.
Считаем, что книга о. Александра Монича не ставит точку на проблеме
изучения истории Угольского монастыря, она приглашает ученых к дискуссии и дальнейшему исследованию русской истории.
ББК 86.372(4Укр-433ак)
Х89
УДК 281.93 (477.87)
ISBN 978-966-2921-01-4 Храм Покрова Божої Матері /упор. Прот. М.Кабацій, І.Ладжун. - Ужгород, 2007. - 64 с.
В книге собрана информация о деятельности храма-памятника русским воинам, погибшим в годы Первой мировой войны в Ужгороде. Издание хорошо проиллюстрировано фрагментами иконописи и фотографиями.
Юрий ДАНИЛЕД, Наталия ДАНИЛЕД