Научная статья на тему 'История медицины как показатель развития общества'

История медицины как показатель развития общества Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
2016
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ПРОФИЛАКТИКА / ВРАЧЕВАНИЕ / ГИППОКРАТ / ВРАЧ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Дроздова Анастасия Александровна

В статье рассматривается проблема становления медицины как части общей истории. Развитие врачебного искусства напрямую связано с развитием общества. Из образа жизни и поведения людей формируются новые болезни, любые перемены несут за собой новые недуги, для лечения которых разрабатываются все новые и новые лекарства. Медицина обязана идти в ногу со временем и даже опережать его, предупреждая болезни. Профилактика и предупреждение, а не лечение уже существующего должны стать принципом современной медицины. Стремление человека повысить качество жизни должно сопровождаться высокой внутренней культурой ведения здорового образа жизни. Медицина как наука не существует без общества, поэтому ее история неразрывно связана с общей историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История медицины как показатель развития общества»

УДК 61:1 76.01.09

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Дроздова А. А., студентка Первого МГМУ им. Сеченова

«Любовь к врачебному искусству - это и есть любовь к человечеству» Гиппократ.

В статье рассматривается проблема становления медицины как части общей истории. Развитие врачебного искусства напрямую связано с развитием общества. Из образа жизни и поведения людей формируются новые болезни, любые перемены несут за собой новые недуги, для лечения которых разрабатываются все новые и новые лекарства. Медицина обязана идти в ногу со временем и даже опережать его, предупреждая болезни. Профилактика и предупреждение, а не лечение уже существующего - должны стать принципом современной медицины. Стремление человека повысить качество жизни должно сопровождаться высокой внутренней культурой ведения здорового образа жизни. Медицина как наука не существует без общества, поэтому ее история неразрывно связана с общей историей.

Становление медицины как науки прошло долгий этап от античности и до наших дней. Необходимость во врачебном искусстве появляется еще задолго до нашей эры и связано с первыми упоминаниями о появлении человека. Уже тогда люди задавались вопросом: что же такое болезнь, откуда она возникает и можно ли ее вылечить? Как известно,в

первобытнообщинном строе медицина была неразрывно связана с религией, особое место при этом занимали анимизм, фетишизм, тотемизм и магия, использовались оперативные методы лечения, появлялись целители, зарождались истоки традиционной медицины.

С появлением государственности и письменности закладываются основы врачебной этики, преемственность и взаимовлияние цивилизаций влекут за собой скачок в развитии врачевания. К первым письменным правилам, связанных с медициной, уходом за больными, наказаниями лекаря или его поощрениями относят «Законы Хаммурапи». Основной принцип которых - принцип преемственности «зуб за зуб». В то время появляются ветеринары. Необходимостью лечить животных послужили инфекции, передаваемые при контакте от

животных - людям. Знания о человеческом теле оставались поверхностными, т.к. вскрытия были запрещены религией. Хирургия и анатомия начали развиваться в Древнем Египте. Этому послужило мумифицирование тел. Египтяне предавали значительную роль загробной жизни, поэтому бережно относились к телам умерших и старались сохранить их в первозданном виде.

Искусство врачевания было

узкоспециализировано: каждый врач лечит определенный недуг. Дальнейшее развитие хирургия получила в Древней Индии, где уже в 3 веке н.э. делались пластические операции. Однако поднять престиж хирургии только в XVIII веке смог Амбруас Поре, в работе «О лечении огнестрельных ранений». До этого времени хирурги приравнивались к цирюльникам, и попадание на стол к такому врачу означало почти сто процентную гарантию смерти. Особую роль в развитии медицины занимает Древний Китай, где впервые было использовано иглоукалывание Чжень- цзю и прижигание. Было открыто круговое движение крови, появлялись первые аптеки.

Соединить воедино опыт поколений и дополнить его новыми открытиями, создав фундамент медицинской науки, смог врач Древней Греции. Гиппократ - основатель рационально-эмпирической медицины, заложил понятие медицины как искусства, в своих трудах «Гиппократовский корпус», «О враче», «Закон», «Прогностика», «Клятва» и др. содержатся понятия об этике, истории медицины, теории медицины (анатомии, физиологии, патологиях), диетологии, прогностики, терапии, хирургии, глазных болезнях, акушерства и гинекологии, детских болезнях, важности труда и образа жизни, закладываются основы генетики. Гиппократу медицина обязана появлением учения «О 4-х темпераментах», разделившем людей на группы по соотношению жидкостей в теле: переизбыток желчи - холерик, слизи - флегматик,

крови - сангвиник, черной желчи - меланхолик. Им были диагностированы стадии болезни: «Болезнь не создается в организме, а развивается, и если предотвратить ее на начальных стадиях, то человек будет жить». Немаловажным пунктом в поддержании здоровья стала гигиена. Древний Рим славится расцветом санитарно-технических сооружений:

водоотводные каналы, общественные бани, акведуки, санитарные мероприятия по уборке мусора, запреты на захоронения трупов вблизи городов. Медицина теряла связь с религией, появилась первая больница-госпиталь для заботы о военных и государственный врач - Археатор.

В это же время особое внимание находит медицинская система Галена («второй после Гиппократа»), просуществовавшая в Западной Европе почти до ХУ1века. Гален подробно изучил анатомию всех систем организма «О назначении частей человеческого тела», усовершенствовал технику вскрытия трупов, установил связь между симптомами и органами человека. Основной причиной болезней он считал «беспорядок», вторгающийся в равновесие и гармонию и удалял из организма «испорченные влаги» с помощью кровопускания, слабительных и рвотных препаратов. Авторитет Галена был настолько высок, что подвергший его теорию в труде «О внутренних болезнях» византиец Александр Истралл был недооценен и надолго забыт современниками. И только в 16 веке А. Везалий, исправив около 200 ошибок Галена, стал считаться основоположником анатомии как науки. Произошла научная революция - смена взглядов. Появляются такие науки как

кровообращения, венозная и артериальная кровь -«Анатомическое исследование о движении крови у животных» В. Гарвей.

Зарождаются ятрохимия (Парацельс) и ятрофизика (Декард). Получает развитие эпидемиология, разделившая болезни на инфекционные и неинфекционные. Э. Дженнер в 18 веке совершает открытие в области лечения оспы «Исследование причин и действия коровьей оспы», создает прививку от оспы. Конец века известен открытиями Морганьи, связавшим посмертные изменения органов с болезнью и известным как основатель патологической анатомии; М. Ф. Биша - основателе гистологии, описавшем роль и значение тканей. Особое внимание уделяется психиатрии, связанной с

физиология и эмбриология, выделяются два круга

именем Пенеля, совершившего госпитальную реформу, во многом удавшуюся благодаря Великой французской революции. В XIX веке в Англии появляется общественное

здравоохранение, регламентируется время работы, ограничивается детский труд. С развитием капитализма появляются

профессиональные болезни (например, туберкулез), загрязняется окружающая среда. Открыть возбудителей туберкулеза, холеры, сибирской язвы удалось основоположнику бактериологии Роберту Коху. С открытием микроскопа особое внимание уделяется клетке и клеточной теории Шванна и Шлейдена, Вирхова, доказавших единство структуры и строения живых организмов. «Патологический процесс -это сумма нарушений жизнедеятельности отдельных клеток» Вирхов. Появляется клиническая медицина, антисептики,

обезболивающие.

В современном мире обостряется проблема онкологических заболеваний, во многом благодаря современной диагностической аппаратуре выявление болезни возможно на ранних этапах. Конечно, болезнь существовала и ранее, однако ее выявление (особенно на ранних стадиях) и лечение стало возможно только в конце 20 - начале 21 веков. Серьезное развитие получило направление клинической психологии, в условиях постоянного стресса и напряженного ритма жизни в обществе (особенно в городах) развиваются психосоматические болезни. Основная причина заболеваний в, казалось бы, развитом современном обществе, где возможно вылечить уже любую болезнь, заложена в отсутствии внутренней медицинской культуры и самолечении, порожденном не всегда достоверной информацией о лечении в интернете и программах о здоровье на телевидение. Таким образом, в обществе необходимо создать портрет здорового человека, начиная со школы. В наше время больших возможностей каждый человек должен сам для себя решать, что хорошо и что плохо, сколько работать за компьютером, чтоб не испортить зрение, сколько километров в день необходимо пройти, сколько выпивать воды и пр. врачи лишь направляют человека и помогают в экстренных ситуациях, во всем остальном, люди должны заботиться о себе сами.

Литература:

1.История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. Заведений / Татьяна Сергеевна Сорокина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 560 с.

2.Медицина // Большая медицинская энциклопедия. - Т. 14. - 3-е изд. - М.:Медицина, 1980. - С. 7 - 322, стб. 1 - 947

Сорокина Т. С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во УДН, 1987. - 168 с.

Ульянкина Т. И. Зарождение иммунологии. - М.: Наука, 1994. - 319 с.

Шамин А. Н. История аптек и аптечного дела: Краткий курс лекций. - М.: OSF, 2000. - 90 с.

3.Развитие клинического мышления как основного компетентностно -ориентированного навыка у студентов-медиковЖурнал

международных гуманитарных исследований «The Newman in foreign policy», Красноярск, 2016.- 30(74).- Дроздова И. А.

4.Никуленков В.В. Моделирование в преподавании общественных дисциплин студентам негуманитарных специальностей / Препринт / Красноярск, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.