Научная статья на тему 'История локализации Трифонов-Печенгского монастыря в конце XIX - начале XX веков'

История локализации Трифонов-Печенгского монастыря в конце XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ / КОЛЬСКИЙ СЕВЕР / МУРМАНСКИЙ БЕРЕГ / РЕКА ПЕЧЕНГА / МОНАСТЫРЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА / ЛАПЛАНДИЯ / АРХИМАНДРИТ ИОНАФАН (БАРАНОВ) / ПЕЧЕНГСКАЯ ГУБА / ТРИФОНОВ РУЧЕЙ / УСПЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ / СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ / СРЕТЕНСКИЙ ХРАМ / ПОСЕЛОК ЛУОСТАРИ / VENERABLE TRYPHON OF PECHENGA / KOLA NORTH / MURMANSK COAST / THE PECHENGA RIVER / MONASTERY / ORTHODOX FAITH / LAPLAND / ARCHIMANDRITE JONATHAN (BARANOV) / PECHENGA BAY / THE TRYPHON BROOK / DORMITION DESERTS / HOLY TRINITY MONASTERY / CHURCH OF THE PRESENTATION OF THE LORD / LUOSTARI VILLAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коряковский Анатолий Александрович

Одним из самых северных монастырей в России является Трифонов-Печенгский, он был основан в середине XVI столетия. Монастырь находится за Полярным кругом, на крайнем северо-западе Кольского полуострова, у границы с Норвегией, и уже с XVI в. он имел строения в разных частях полуострова. За несколько столетий изменился ландшафт местности Кольского Севера, прекратили свое существование многие поселения и деревни. В статье на основе архивных данных, исследований ученых и историков, а также воспоминаний путешественников систематизирована история локализации Печенгского монастыря, включая находящиеся в разных местах его подворья и хозяйственные постройки, в период с 1881 по 1920 гг. Именно в это время Трифонов-Печенгский монастырь достиг своего наивысшего расцвета, занимал обширные территории и оказывал благотворное влияние на жизнеобеспечение населения Мурманского берега. Главная задача статьи обратить внимание на географический фактор в изучении истории монастырей на примере Кольского Трифонов-Печенгского монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коряковский Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE LOCALIZATION OF THE ST. TRYPHON PECHENGA MONASTERY IN THE LATE 19TH-EARLY 20TH CENTURIES

One of the northernmost monasteries in Russia is the St. Tryphon Pechenga Monastery, which was founded in the middle of the 16th century. The monastery is located beyond the Arctic Circle, in the extreme northwest of the Kola Peninsula, near the border with Norway, and since the 16th century it had buildings in different parts of the peninsula. Within several centuries the landscape of the area of the Kola North has changed, many settlements and villages ceased to exist. Based on archival data, studies of scientists and historians, as well as the memories of travelers, the article systematizes the history of the localization of Pechenga Monastery, including its metochia and household outbuildings located in different places, from 1881 to 1920. This was the time when St. Tryphon Pechenga Monastery reached its highest peak, occupying vast territories and having significant influence on the life of the population of the Murmansk coast. The main task of the article is to draw attention to the geographical factor of the study of the history of monasteries using the example of the St. Tryphon Pechenga Monastery.

Текст научной работы на тему «История локализации Трифонов-Печенгского монастыря в конце XIX - начале XX веков»

христианское чтение

Иаучный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии русской Православной Церкви

№ 4 2020

Священник Анатолий Коряковский

история локализации трифонов-Печенгского монастыря в конце XIX — начале XX веков

DOI 10.47132/1814-5574_2020_4_260

Аннотация: Одним из самых северных монастырей в России является Трифонов-Печенгский, он был основан в середине XVI столетия. Монастырь находится за Полярным кругом, на крайнем северо-западе Кольского полуострова, у границы с Норвегией, и уже с XVI в. он имел строения в разных частях полуострова. За несколько столетий изменился ландшафт местности Кольского Севера, прекратили свое существование многие поселения и деревни. В статье на основе архивных данных, исследований ученых и историков, а также воспоминаний путешественников систематизирована история локализации Печенгского монастыря, включая находящиеся в разных местах его подворья и хозяйственные постройки, в период с 1881 по 1920 гг. Именно в это время Трифонов-Печенгский монастырь достиг своего наивысшего расцвета, занимал обширные территории и оказывал благотворное влияние на жизнеобеспечение населения Мурманского берега. Главная задача статьи — обратить внимание на географический фактор в изучении истории монастырей на примере Кольского Трифонов-Печенгского монастыря.

Ключевые слова: преподобный Трифон Печенгский, Кольский Север, Мурманский берег, река Печенга, монастырь, православная вера, Лапландия, архимандрит Ионафан (Баранов), Пе-ченгская губа, Трифонов ручей, Успенская пустынь, Свято-Троицкий монастырь, Сретенский храм, поселок Луостари.

Об авторе: Cвященник Анатолий Александрович коряковский

Соискатель аспирантуры Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковно-исто-рических дисциплин, штатный священник храма святого великомученика и целителя Пантеле-имона Мурманской епархии Мурманской митрополии, магистр богословия. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1223-1140

Ссылка на статью: Коряковский А. А., свящ. История локализации Трифонов-Печенгского монастыря в конце XIX — начале XX веков // Христианское чтение. 2020. №4. С. 260-269.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 4 2020

Priest Anatoliy Koryakovsky

The History of the Localization of the St. Tryphon Pechenga Monastery in the Late 19th-Early 20th Centuries

DOI 10.47132/1814-5574_2020_4_260

Abstract: One of the northernmost monasteries in Russia is the St. Tryphon Pechenga Monastery, which was founded in the middle of the 16th century. The monastery is located beyond the Arctic Circle, in the extreme northwest of the Kola Peninsula, near the border with Norway, and since the 16th century it had buildings in different parts of the peninsula. Within several centuries the landscape of the area of the Kola North has changed, many settlements and villages ceased to exist. Based on archival data, studies of scientists and historians, as well as the memories of travelers, the article systematizes the history of the localization of Pechenga Monastery, including its metochia and household outbuildings located in different places, from 1881 to 1920. This was the time when St. Tryphon Pechenga Monastery reached its highest peak, occupying vast territories and having significant influence on the life of the population of the Murmansk coast. The main task of the article is to draw attention to the geographical factor of the study of the history of monasteries using the example of the St. Tryphon Pechenga Monastery.

Keywords: Venerable Tryphon of Pechenga, Kola North, Murmansk coast, the Pechenga River, monastery, Orthodox faith, Lapland, Archimandrite Jonathan (Baranov), Pechenga Bay, the Tryphon Brook, Dormition Deserts, Holy Trinity Monastery, Church of the Presentation of the Lord, Luostari village.

About the author: Priest Anatoliy Alexandrovich Koryakovsky

Postgraduate student of the Department of Church and History Disciplines of the St. Petersburg Theological Academy of the Russian Orthodox Church, clergyman of the the Holy Great Martyr and Healer Panteleimon of the Murmansk Diocese of the Murmansk Metropolis, Master of Theology. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1223-1140

Article link: Koryakovsky A. A., priest. The History of the Localization of the St. Triphon Pechenga Monastery in the 19th-Early 20th centuries. Khristianskoye Chteniye, 2020, no. 4, pp. 260-269.

Одним из самых северных монастырей в России является Трифонов-Печенгский мужской монастырь, основанный в середине XVI столетия. Он находится далеко за Полярным кругом, на крайнем северо-западе Кольского полуострова, у границы с Норвегией. Обитель располагается в западной части Мурманского берега, омываемого холодным штормовым Баренцевым морем. Мурманский берег — это берег Баренцева моря от государственной границы России (на западе) до мыса Святой Нос (на востоке). Часть берега к западу от Кольского залива принято называть Западный Мурман, или Мурманский конец, а к востоку — Восточный Мурман, или Русская сторона [Географический словарь, 1996, 94]. Сотрудник Главного гидрологического управления Морского министерства А. К. Сиденснер летом 1896 г., занимаясь изучением Мурманского берега, отмечал, что Мурманским берегом называется весь морской берег Лапландии, от Святого Носа до норвежской границы, но поморы и местные жители разделяют этот берег на две части, причем восточную часть берега от Св. Носа до Колы они называют Русским берегом, а Мурманом называют только западную часть Лапландии, от Колы до пограничной реки Ворьема. По всему Мурманскому берегу, иногда далеко врезавшись вглубь материка, есть много глубоких заливов и бухт с хорошими якорными стоянками (см. подр.: [Сиденснер, 1897, 7-19]).

В период возникновения Трифонов-Печенгского монастыря Мурманский берег был разделен на две волости: колонисты (постоянные жители) восточного берега составляли одну Колонистско-Лопарскую волость, а колонисты западного берега — Мурманско-Колонистскую волость, разделенную на три общества: Пе-ченгское, Рыбацкое и Урское. Трифонов-Печенгский монастырь занимал большую территорию в Мурманско-Колонистской волости, в которой насчитывалось 15 становищ1 (Мотовское, Типаново, Корабельное (или Сергеевское), Зубовское, Земляное, Мало-Немецкое, Столбовое, Фильманское, Ворьемское и др.), в их числе названо и Монастырское [Гулевич, 1883, 37-40].

Миссионерская деятельность просветителя лопарей прп. Трифона Печенгского в середине XVI в. распространялась по берегам Печенгского залива и устья реки Печенги, близ которого впоследствии был основан Свято-Троицкий монастырь [Эн-гельгардт, 1897, 75]. На западном берегу Печенгской губы в устье реки Печенги располагалась колония Баркино. Это одно из первых поселений на Печенге, находилось оно в центре побережья Печенгской губы. Старая монастырская дорога, проложенная у подножия Печенгских тундр (Баркинский кряж) от Баркино до поселка Трифоново, соединяла эту пристань с морской гаванью у Трифонова ручья, где швартовались крупные морские суда. Причалы для небольших судов, монастырская гавань и маяк располагались в месте, где Баркин ручей впадал в залив у западного берега Пе-ченгской губы.

Морская Печенгская губа, на 16 километров впадающая в берег, была судоходна. Из озера Трифона (фин. Трифонаярви) в Печенгскую губу впадал Трифонов ручей. На этом месте находилась морская пристань монастыря. К ней подходили торговые суда из России, Дании, Норвегии, Англии, шел оживленный товарооборот между странами [Федоров, 1996, 6-7]. Самой обширной и значительной отраслью монастырского хозяйства были морские и речные рыбные промыслы и вывоз рыбных продуктов. На монастырской верфи строились лодки и суда, частью для себя и частью продавались русским и норвежским рыбопромышленникам [Корольков, 1908, 30]. В двух километрах от Баркино располагалась колония Княжуха, названная по одноименной реке, где при жизни преподобного Трифона была мельница, а к началу XX в. был построен дом в два этажа и устроена плотина и в ней вододвижимое колесо, которым могли быть приводимы в движение посредством шкивных приводов токарные станки, водокачка, лесопилка и динамо-машина электрического освещения

1 Становищами называются бухты, губы и заливы Мурмана, в которых располагались поселки колонистов, а также временные жилища приходящих на этот берег рыбопромышленников (станы). Вход в становища обычно был уставлен большими деревянными восьмиконечными крестами [Островский, 1899, 93].

[Ануфриев, 1916, 17]. На правом берегу реки Княжухи и возле левого берега реки Печенги располагалась колония Печенга. Это было место древнего Печенгского монастыря, которое в 1881 г. стало центром возобновленного Трифонов-Печенгского монастыря. В Княжухе и Печенге находились официальные учреждения.

Из истории Печенгского монастыря известно, что в XVI в. монастырь имел разбросанное расположение. Церковь в честь Святой Троицы, а также ряд построек для хозяйственных нужд находились на Трифоновом поле при впадении реки Печен-ги в Печенгскую губу (в настоящее время это территория поселка Печенга, а колоний Баркино и Княжуха уже не существует). Вглубь Кольского полуострова в 13 километрах к югу от Трифонова поля река Манна (фин. Намайоки) впадает в реку Печенгу. Там располагалась Успенская пустынь, в которой изначально поселился, жил и проповедовал лопарям христианское вероучение и куда впоследствии удалялся для бо-гомыслия и молитвы прп. Трифон Печенгский (1495-1583). С этой целью в Успенской пустыни преподобным была построена небольшая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (в настоящее время это территория поселка Луостари)2. Здесь, у слияния рек Печенги и Манны, находился скит прп. Трифона Печенгского, а позднее — Верхний Трифонов-Печенгский монастырь (фин. Юля-луостари — «Верхний монастырь»). Тело прп. Трифона было погребено здесь же, в основанном им во имя Успения Божией Матери скиту на берегу рек Печенги и Манны. Над мощами прп. Трифона в 1708 г. была выстроена бедная и тесная приходская церковь. Затем эта церковь была расширена и переделана в блещущий позолотой обширный и светлый храм во имя Сретения Господня, с двумя приделами во имя преподобных Зосимы и Сав-ватия, Соловецких чудотворцев, и Успения Пресвятой Богородицы [Островский, 1899, 107-108]. Ежегодно в день кончины прп. Трифона Печенгского (15 декабря ст. ст.) и на праздник Сретения Господня (2 февраля ст. ст.) в Успенскую пустынь съезжались лопари Кольского полуострова, многие коляне (жители поселения Кола. — свящ. А. К.) и другие богомольцы на поклонение прп. Трифону. Его могила была главной святыней Кольского края. Сретенской церкви приносили щедрые дары.

В 1589/1590гг. произошло разорение Трифонов-Печенгского монастыря отрядом шведских воинов, могила прп. Трифона была уничтожена. Разгром монастыря и гибель невинных православных христиан (116 мучеников) были предсказаны прп. Трифоном перед его кончиной 15 декабря 1583 года. Разгром Печенгской обители произошел в царствование Феодора Иоанновича. Узнав о случившейся трагедии, благочестивый царь грамотой от 1591 г. повелел «для большей безопасности» перенести обитель в Кольский острог (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 208. Л. 87-91), к деревянному храму Благовещения Пресвятой Богородицы [Харузин, 1890, 433]. По сути, это был целый монастырь при приходском храме: шесть келий, поварня, амбары и другие хозяйственные постройки. Монастырь в это время назывался Колоспеченгским, или Коль-ско-Печенгским, то есть «перенесенным на Колу с Печенги». Необходимо отметить, что на протяжении более чем двух столетий монастырь неоднократно разорялся и восстанавливался, неизменными оставались его владения на Трифоновом поле близ Печенгской губы и в Успенской пустыни в глубине материка. Монахи, старцы и насельники не оставляли без внимания эти места древнего монастыря, братскую могилу 116 мучеников, место упокоения прп. Трифона в созданном им скиту при Успенской церкви [Печенга, 2005, 614].

В начале XVIII в. Кольский Печенгский мужской монастырь был приписан к Холмогорскому архиерейскому дому. Вследствие личного обращения архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) к Петру I 13 февраля 1701 г. была выдана царская грамота, подтверждавшая передачу монастыря в ведение Холмогорского архиерейского дома (Сборник грамот коллегии экономии, 1929, II, № 171, 557559). В качестве приписного к архиерейскому дому монастыря Печенгская обитель

2 Луостари — населенный пункт, находящийся в 61 км от поселка городского типа Никель и в 160 км от города Мурманска.

существовала вплоть до ее ликвидации. В течение полувека правящие архиереи Холмогорской епархии проявляли особое внимание к вопросам монашеской жизни в Печенгском монастыре. Но по указу Екатерины II от 26 февраля 1764 г. Печенгский монастырь был ликвидирован (ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1269. Л. 6; Полное собрание исторических сведений, 2000, 14); [Ушаков, 1997, 18; Печенга, 2005, 614; Наш Север, 1896(97), 342, 325; Огородников, 1869, 53-55; Зверинский, 1890, I, 377, 378; Денисов, 2000, 30, 31, 48; Мальцев, 2004, 21-27], духовная жизнь на Кольской земле замерла более чем на 100 лет. Только в 1881 г. в Архангельске члены Комиссии под руководством губернатора генерала Николая Михайловича Баранова3 приняли решение о возобновлении Трифонов-Печенгского мужского монастыря.

19 февраля 1882 г. Архангельский преосвященный епископ Нафанаил (Соборов) ходатайствовал перед Св. Синодом о восстановлении основанного прп. Трифоном у Печенгской губы монастыря (ГАМО. Ф. 87-И. Оп. 1. Д.18. Л. 22). В 1883 г. Архангельским епархиальным управлением был открыт Комитет по сбору добровольных пожертвований на строительство и восстановление Печенгской обители — самого северного монастыря в Российской империи. «Прошло уже почти 300 лет со дня истребления Печенгской обители. В настоящее время возникла мысль об основании ее на прежнем месте. Монастырь преподобного Трифона находился при устье реки Печенги, впадающей в Печенгскую губу. Берег устья р. Печенги обмелел до того, что мы... поднимаясь вверх по губе, едва ли могли дойти до устья реки в маленькой лодке, которую перетаскивали руками. Между тем сама губа до последнего ее колена такой глубины, что могут входить суда самой большой осадки, и представляет превосходную и защищенную от всех ветров гавань. По берегу губы местность живописная и самая удобная для постройки нового монастыря» (ГАМО. Ф. 87-И. Оп. 1. Д. 18. Л. 20), — такие воспоминания остались в памяти соловецких иноков, которые предпринимали одиночные попытки поселиться на пепелище разоренного Печенгского монастыря у могилы 116 убиенных братий в Свято-Троицкой церкви. 12 марта 1886 г. Св. Синодом было принято решение о возобновлении Печенгского монастыря, но без рассмотрения вопроса о его месторасположении (ГАМО. Ф. 87-И. Оп. 1. Д. 18. Л. 37 об. — 38). Профессор норвежского языка университета Христиании (Осло) Й.А. Фриис посетил Печенгу в 1867 и 1884 гг. и дал свою оценку этой местности: «.Входили в губу Печенгу, или, как ее называют по-норвежски, фьорд монахов. Миновали небольшую речку, носящую название Трифонов ручей, которая напомнила былое присутствие здесь Трифона. <...> Две небольшие русские колонии Княжуха и Монастырская, в которых ныне живут поселенцы из Кемского уезда корелы и оседлые лопари. Более красивого и подходящего для жилья места трудно найти даже в норвежском Финмаркене» [Фриис, 1885, IV, 256].

Характерно, что и место древней Успенской пустыни со дня разорения никогда не было оставляемо благочестивыми насельниками и старцами. Площадь, на которой стояли церковь и постройки, составляла квадрат около двух верст, образуемый с севера и востока реками Манной и Печенгой, а с юга и с запада горами. Площадь эта была сплошным болотом, окруженным сопками, и имела в некоторых местах трясины до двух саженей глубины. Все это увидела новоприбывшая братия — 11 соловецких монахов, направленных на возобновление Печенгской обители 16 июля 1886 г. [Корольков, 1908, 39-45]. Братии нужно было теперь определиться, где строить вновь монастырь и что доложить об этом начальству Соловецкой обители, так как указом Святейшего Синода от 12 марта 1886 г. было определено: «1). Восстановляемый в Кольском уезде, Архангельской Епархии, Печенгский монастырь приписать к Соловецкому монастырю. 2). Назначить Строителем Печенгского монастыря иеромонаха Никандра» (ГАМО. Ф. 87-И. Оп. 1. Д. 18. Л. 38 об. — 39 об.; Д. 18. Л. 53, 53 об.).

Перед иером. Никандром (Чуватиным) по прибытии в Печенгский край встал вопрос, где начать возобновление Печенгского монастыря: у Печенгской губы либо

3 Архангельский губернатор с 16 июля 1881 по 27 июля 1882 г.

в Успенской пустыни у Сретенской церкви. Летом 1886 г. место было выбрано — Успенская пустынь, у могил прп. Трифона и его убиенных учеников Ионы и Германа. Иеромонах Никандр (Чуватин) вошел в историю как первый настоятель вновь возрожденного самого северного мужского монастыря прп. Трифона Печенгского. За четыре года, когда он был настоятелем (1886-1890), строительство монастыря продвигалось очень медленно: не хватало средств, а также недоставало активности, деловой хватки у самого печенгского настоятеля. 25 августа 1890 г. по указу Святейшего Синода иером. Никандр (Чуватин), возведенный в сан игумена, был назначен настоятелем Балаклавского Свято-Георгиевского мужского монастыря в Таврической губернии (ГАМО.Ф.87-И. Оп.1. Д. 18. Л.41-43). А на его место 17 сентября 1890 г. настоятелем Печенгского монастыря Синод утвердил иером. Ионафана (Баранова), который с 1889 г., прибыв с Соловков на Печенгу, являлся помощником иером. Никандра.

В первые месяцы управления монастырем иером. Ионафаном, к 1 декабря 1890 г., на могиле 116 мучеников и на месте первой древней Свято-Троицкой церкви, построенной и освященной при жизни прп. Трифона в 1532-1533 гг., была возведена деревянная часовня в честь Рождества Христова [Корольков, 1908, 44]. Благодаря иером. Ионафану Сретенская церковь в Успенской пустыни после укрепления берегов рек Печенги и Манны с 1891 по 1898 гг. стала главным приделом нового храма в честь Успения Божией Матери и во имя прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Вскоре после постройки новой Успенской церкви в Успенской пустыни, где под спудом почивали мощи прп. Трифона, братия монастыря была готова приступить к постройке деревянного просторного храма на могиле 116 мучеников близ Печенгской губы по составленному плану, вместо деревянной часовни. Однако настоятель Соловецкого монастыря архим. Иоанникий (Юсов) в 1897 г. предложил начать строительство величественного каменного храма в связи с тем, что с 1893 г. на территории Печенгского монастыря действовал кирпичный завод (на нем в период с 1893 по 1903 гг. было выработано 814982 штуки кирпича) [Корольков, 1908, 60, 62].

Но между настоятелем Трифонов-Печенгского монастыря архим. Ионафаном и архим. Иоанникием возник спор: архим. Ионафан указывал на невозможность постройки на могиле 116 мучеников каменного церковного здания, т. к. эта могила была расположена на откосе берега реки Печенги, который осыпался. Этот спор длился четыре года и закончился лишь по указу Московской Синодальной конторы, которая, после произведенных исследований, соглашаясь с доводами архим. Ионафана, разрешила строить на могиле 116 мучеников деревянную церковь в честь Рождества Христова [Корольков, 1908, 62, 73-74], мотивируя это тем, что: 1) на данной земле находится место, на котором существовал основанный прп. Трифоном, до разрушения его шведами, Печенгский монастырь, — это место освящено кровью 116 мучеников, избиенных при разорении монастыря шведами; 2) это место находится близ Пе-ченгской губы, представляющей превосходную защищенную от ветров гавань, удобную как для доставления в монастырь продовольственных и других необходимых материалов, так и для посещения обители богомольцами; 3) побережье Печенгской губы является средоточием жизни Мурманского побережья, и потому восстановление здесь Печенгского монастыря будет более соответствовать его духовно-просветительной деятельности, чем сооружение этого монастыря при удаленной и малодоступной по неудобству путей сообщения Успенской пустыни. Кроме того, имея в виду, что поселившиеся на отводимой Печенгскому монастырю земле колонисты уже вошли в соглашение со строителем монастыря иером. Ионафаном о переносе их жилищ и сельскохозяйственных построек на другие места, Святейший Синод разрешил восстановление Печенгского монастыря по побережью Печенгской губы близ устья реки Печенги на месте прежнего нахождения древнего монастыря [Корольков, 1908, 48-49]. Деревянный храм в честь Рождества Христова впоследствии был построен в 1906-1911 гг., а его освящение произошло 15 июля 1911 г.

С момента строительства храма в честь Рождества Христова начинается возрождение Трифонов-Печенгского монастыря у Печенгской губы (место древнего

Карта влавънлй трифово-печенгокаго монастыря.

Рис. 1. Карта владений Трифонов-Печенгского монастыря на рубеже Х1Х-ХХ вв.

(Печенгский краеведческий музей)

Свято-Троицкого монастыря): развиваются промыслы, ремесла, земледелие, оленеводство. Монастырь активно стал заниматься строительством дорог, которые проходили через сопки, болота и тундру. Большое внимание уделялось осушению болот, проводилось электричество, телефонная связь и началось строительство телеграфной линии. Монастырь быстро богател: в 1892 г. у Печенгского монастыря было 10 строений, а к 1915 г. уже 82 строения, в их число входили: дома-гостиницы для приема посетителей и проживания братии, бани, погреба, ледники и складочные амбары, двухэтажные дома для хозяйственных служб и ремесленных мастерских, здание для школы и читальни с общежитием для учеников, корпуса для мастерских (столярный, малярный, сапожный) с помещением для мастеров, дом для слесарной и кузницы, хлебопекарня с квасоварней, скотные дворы с сеновалом и помещением для прислуги, конный двор, кожевенная мастерская, завод с кирпичной печью для выгонки смолы, здание с помещением для рабочих и пастухов оленьих стад [Корольков, 1908, 60-69]. Доход монастыря составлял более 30 000 рублей в год [Печенга, 2005, 615]. Важно отметить, что возведение построек монастыря велось как вокруг церкви Рождества Христова близ Печенгской губы, так и в Успенской пустыни.

Выросла и численность монастырского населения: братство Трифонов-Печенгско-го монастыря в начале 1892 г. составляли 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, несколько рясофорных монахов и послушников, приехавших из Соловецкого монастыря, а к 1911 г. население обители насчитывало 204 человека (см.: [Корольков, 1908, 51; Печенга, 2005, 615]). В Трифонов-Печенгском монастыре в 1886-1920 гг. было три храма и одна часовня. За 1917 г. монастырь посетили 3650 паломников. На богослужения в печенгские храмы являлись не только окрестные лопари и колонисты, но и многие поморы, приходящие на Мурманские промыслы. В 1911 г. летом Печенгу посетил Е. В. Гешин, сотрудник Московского журнала «Русская мысль». Он нашел «среди тундр и болот, полный жизни оазис. доказательство могущества человеческого гения, человеческого труда. Я попал, — писал путешественник, — в Трифоно-Печенгский монастырь с его мастерскими, водяными двигателями, электрическим освещением, моторными лодками, цветущим сельским хозяйством, с его комфортом. Все здания монастыря соединены телефоном» [Гешин, 1913, V, 57-58]. В XIX — начале XX вв. Печенгский монастырь находился на стадии экономического подъема. Земли Трифонов-Печенгского

мужского монастыря в конце XIX в. занимали обширные территории западного Мурманского берега, в том числе Айновы Большой и Малый острова в Баренцевом море к западу от северной оконечности полуострова Средний. К югу от Айновых островов расположена цепь высоких гранитных гор, между которыми находится вход в Печенгскую губу. На западе Мурмана монастырь занимал большую территорию Мурманского берега и был «маяком и оплотом русского православия», экономически крепким и религиозно влиятельным [Печенга, 2005, 614].

В данной статье систематизирована история локализации Трифонов-Печенгского монастыря с его подворьями и хозяйственными постройками, которая за несколько столетий претерпела изменения по ряду причин. Одной из первых причин является географическое изменение ландшафта местности: обмелели реки Печенга и Манна, пересох Трифонов ручей, исчез Баркинский кряж, высохли болота, изменился рельеф сопок. Следующая причина — исчезновение многих становищ, поселений, деревень (Баркино, Княжуха, Монастырское). Еще одной причиной является тот факт, что с 1921 по 1944 гг. Трифонов-Печенгский монастырь находился на территории Финляндии. 14 октября 1920 г. был подписан мирный договор между РСФСР и Финляндской Республикой, в котором статья 4 гласила, что Печенгскую волость вместе с ее территориальными водами Россия уступает на вечные времена Финляндии в ее владение на правах полного суверенитета (Собрание узаконений и распоряжений правительства, 1944, № 573, 925-942; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, 1928, №35, 130-142); [Внешняя политика СССР, 1944, №306, 513]. Согласно этому договору в начале 1921г. западная часть Печенгской волости, в которую входил Трифонов-Печенгский монастырь, отошла к Финляндии. Но в ходе Второй мировой войны 19 сентября 1944 г. территория Петсамо (Печенги) была вновь возвращена СССР. В результате переноса государственных границ в XX в. Трифонов-Печенгский монастырь потерял большие исторически принадлежавшие ему земельные и водные угодья по реке Печенге, Манне и Овечьей, земли в долине Баркино-Монастырское, два Айновых острова, на которых велся морской промысел и собирался гагачий пух. И в настоящее время возрождающийся монастырь занимает сравнительно небольшую площадь в поселках Печенга и Луостари.

Изложенный выше исторический контекст показывает, насколько важна и актуальна тема изучения истории локализации находящегося за Полярным кругом Три-фонов-Печенгского мужского монастыря для всех, кто интересуется прошлым Русского Севера и распространением православия на Кольском полуострове.

Источники и литература

источники

1. ГААО — Государственный архив Архангельской области. Ф. 1025 (Канцелярия епископа Архангельского и Холмогорского). Оп. 5. Д. 1269. Указы Сената и Синода.

2. ГАМО — Государственный архив Мурманской области

ГАМО. Ф. 87-И (Трифоно-Печенгский монастырь Архангельской епархии). Оп. 1. Д. 18. Обзор по истории Печенгского монастыря, составленный 15 декабря 1883 г. (Имеются сведения о жизни и деятельности создателя монастыря преподобного Трифона, о пожаловании монастырю рыболовных угодий, о мореходстве, торговле, земледелии, рыбных и звериных промыслах и других занятиях монастырского населения, о разорении монастыря шведами в 1590 г. (так в документе. — свящ. А. К.). Л. 17-23 об.

ГАМО. Ф. 87-И. Оп. 1. Д. 18. Указ Святейшего Синода от 12 марта 1886 г. о восстановлении Трифоно-Печенгского монастыря и приписке его к Соловецкому монастырю. Копия. Л. 37-40.

ГАМО. Ф. 87-И. Оп. 1. Д. 18. Выписка из определения Святейшего Синода от 22/25 августа 1890 г. об устройстве Трифоно-Печенгского монастыря. Л. 38 об. — 39 об., 53, 53 об.

3. РГАДА — Российский Государственный архив древних актов. Ф. 1209 (Поместный приказ, Вотчинная коллегия и Вотчинный департамент). Оп. 1. Д. 208. Писцовые, переписные, дозорные, платёжные, приправочные, межевые книги поместных, вотчинных, монастырских, церковных, посадских земель и населения. Л. 87-91.

4. Полное собрание исторических сведений (2000) — Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / [Сост. А. Ратшин] // Архангельская губерния. Уничтоженные монастыри. [Реставрация текста издания 1852 г.]. М.: Кн. палата, 2000. 589 с.

5. Сборник грамот коллегии экономии (1929) — Сборник грамот коллегии экономии / Под ред. А.И.Андреева. Л., 1929. Т.2: Грамоты Двинского, Кольского, Кевроль-ско-Мезенского и Важского уездов. № 171. Стб. 557-559.

6. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций (1928) — Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. I—II: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу до 1 января 1925 года. № 35. Мирный договор между РСФСР и Финляндской республикой, заключенный в Юрьеве 14 октября 1920 года. М., 1928.

7. Собрание узаконений и распоряжений правительства (1944) — Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР. Статья № 573. Мирный договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Финляндской Республикой. М., 1944.

Литература

8. Ануфриев (1916) — Ануфриев Д.А Записки очевидца. Архангельск, 1916.

9. Внешняя политика СССР (1944) — № 306. Мирный договор между РСФСР и Финляндской республикой, заключенный в Юрьеве (Тарту) 14 октября // Внешняя политика СССР: 1917-1920гг.: Сборник документов. Т.1 / Сост. А.С. Тисминец; отв. ред. С.А. Лозовский; ред. и прим. Б. Е. Штейн. М., 1944. 571 с.

10. Гешин (1913) — ГешинЕ.В. Трифоно-Печенгский монастырь. Из путевых впечатлений // Русская мысль. М., 1913. Кн. V. С. 57-69.

11. Наш Север (1896(97)) — Наш Север: [Путеводитель по северному краю России] / Под общ. ред. И. П. Золотницкого. СПб.: Н. И. Игнатов, 1896(97). 428 с.

12. Гулевич (1883) — Гулевич В.Р. Мурманский берег в промысловом и санитарном отношениях. Архангельск, 1883.

13. Денисов (2000) — ДенисовЛ.И. Православные монастыри Архангельской губернии. Кольский (Александровский уезд). Духовные центры Русского Севера / Публ. С. О. Шаляпина // Отечество: Краевед. альманах. М., 2000. Вып. 19. С. 30, 31, 48.

14. Зверинский (1890) — Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиограф. указ. / Сост. и изд. В. В. Зверинский. Т. I: Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 года (594 монастыря). СПб., 1890. 294 с.

15. Корольков (1908) — Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление. СПб., 1908.

16. Мальцев (2004) — Мальцев Н.В. Церковные мастера и иконописцы Печенгского Трифонова Троицкого монастыря // Страницы истории отечественного искусства: ХП-ХХ век / Гос. Русский музей. СПб., 2004. Вып. X. С. 21-27.

17. Огородников (1869 ) — ОгородниковЕ.К. Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа. СПб.: Тип. Майкова, 1869. 97 с.

18. Островский (1899) — Островский Д.Н. Путеводитель по Северу России. 2-е изд. СПб., 1899.

19. Печенга (2005) — Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии / Авт.-сост. В. А. Мацак. Мурманск: Просветительский центр «Доброхот»; Издательство «Добросмысл», 2005.

20. Сиденснер (1897) — СиденснерАК. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года. СПб., 1897.

21. Ушаков (1997) — Хрестоматия по истории Кольского Севера / Сост. И.Ф. Ушаков. Мурманск, 1997. 213 с.

22. Федоров (1996) — ФедоровП.В. История Трифоно-Печенгского монастыря (18861917 гг.). Мурманск, 1996.

23. Фриис (1885) — ФриисЙ.А. Печенгский монастырь в русской Лапландии / Пер. с норв., пересказ Д.Н. Островского // Вестник Европы. СПб., 1885. Т.1У. Кн.7-8. Август. С. 253-277.

24. Харузин (1890) — Харузин Н. Н. Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта. М.: Высочайше утвержденное Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. Приложение № 2. 475 с.

25. Энгельгардт ( 1897) — Энгельгардт А. П. Колонии на западной стороне от Кольского залива в 1895 г. // Русский Север. Путевые записки Архангельского губернатора. СПб., 1897.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.