чивость указало 93,2% респондентов; умение передвигаться по вантам и реям отметило 72,2% опрашиваемых; умение плавать - 65,4%; не боязнь высоты - 56,2%; устойчивость к метеоусловиям - 21,0%; устойчивость к гипоксии - 14,2%.
ВЫВОДЫ
Таким образом, наиболее значимыми факторами, влияющими на успешность прохождения курсантами морских вузов практики на паруснике, являются факторы наличия специальных навыков для управления парусами; наличия высокого уровня физической и психической готовности к практической деятельности; способности организма переносить вибрацию и качку и готовности к сложным действиям во время возникновения экстремальных условий.
Проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые для практической деятельности на паруснике физические (общая и силовая статодинамическая выносливость), специальные психические (внимание, память, оперативное мышление), личностные (дисциплинированность, умение работать в команде, смелость, упорство и коммуникативность) и специальные навыки (вестибулярная устойчивость, не боязнь высоты, умение плавать и передвигаться по вантам и реям) морских курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпов, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов речных училищ : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Карпов Виктор Андреевич ; Пед. ин-т физ. культуры. - М., 2003. - 153 с.
2. Шансков, М.А. Факторы, обеспечивающие эффективность учебнопрофессиональной деятельности студентов педагогических и инженерно-технических вузов / М.А. Шансков, Б.П. Усольцев, Г.Н. Пономарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 115-119.
3. Фадеев, В.Ю. Педагогические условия формирования физической культуры будущих морских специалистов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Фадеев Виталий Юрьевич. - Калининград, 2000. - 174 с.
4. Шнейдер, И.Г. Операция парус (наследники «Катти Сарк») / И.Г. Шнейдер. -Л. : Судостроение, 1977. - 128 с. - 1БВМ 31805-024 048(01)-77.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.8
ИСТОРИЯ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ САМБО И ДЗЮДО В ЛИПЕЦКЕ В ПЕРИОД С КОНЦА 60-Х ПО СЕРЕДИНУ 70-Х ГОДОВ XX ВЕКА
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент,
Андрей Юрьевич Кравцов, доцент,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)
Аннотация
В статье рассматривается важный исторический этап в культивировании самбо и дзюдо в Липецке, определивший на многие последующие годы тренд развития данных видов борьбы не только в городе, но и в одноименной области.
Ключевые слова: история, самбо, дзюдо, Липецк.
HISTORY OF SAMBO AND JUDO CULTIVATION IN LIPETSK IN THE PERIOD FROM THE END OF 60S TO THE MIDDLE OF 70S YEARS OF THE XXTH
CENTURY
Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Yurevich Kravtsov, senior lecturer,
Yelets State University named after I.A. Bunin
Annotation
The article considers the important historical period of Judo and Sambo cultivation in Lipetsk which have determined the trend of development of this sport types not only in town but in the Lipetsk region.
Keywords: history, sambo, judo, Lipetsk.
Самбо в городе Липецке начало культивироваться с 1955 г., его зарождение связано с именем Кима Васильевича Маркова [3]. Первый период (около 12 лет) развития данного вида борьбы в городе можно охарактеризовать следующим образом. Зарождение самбо в Липецкой области по времени совпадает с бурным развитием этого вида спорта в СССР [2]. В этот период оно преимущественно рассматривается не как средство спортивной подготовки, а как система гармоничного воспитания подростков. Отсутствие специализированного инвентаря и формы, низкое качество методик обучения, функционирование большинства секций на общественных началах, малое количество соревнований и численности их участников также характерны для того времени. В то же время в эти годы были созданы предпосылки для дальнейшего качественного развития самбо, а впоследствии и дзюдо в Липецкой области.
В 1967 году в липецкое «Динамо» на должность старшего тренера по самбо приглашают из Москвы мастера спорта Вячеслава Михайловича Пушкарева. С его приездом связывают начало качественно нового этапа в культивировании самбо в городе. Перед ним была поставлена задача, не только повысить специально-физическую подготовленность милиционеров, но и, в первую очередь, поднять престиж липецких самбистов на спортивной арене.
Из более чем ста занимающихся у К.В. Маркова Пушкарев отобрал около 20 наиболее подготовленных борцов для их дальнейшей тренировки под его руководством. В числе тех спортсменов были А. Бембель, Г. Бирюков, А. Голышкин, Е. Двуреченский, Н. Козленков, В. Рябых, В. Якунин и др. В отличие от Маркова, который большую часть времени уделял ОФП, не ставя во главу угла подготовку к соревновательной деятельности, Пушкарев сконцентрировал внимание на технико-тактической составляющей в подготовке самбистов. Динамовские спортсмены стали участвовать в многочисленных турнирах, первым из которых стало первенство области по самбо среди юношей 1949-50-х годов рождения, проведенное в честь открытия спортивного комплекса «Динамо». Уже в январе 1968 г. динамовский ковер принимает около 200 участников всероссийского турнира по самбо. Такого уровня соревнований липецкие болельщики в своем городе еще не видели. Благодаря выдающимся организаторским способностям, коммуникабельности В.М. Пушкарева его большому авторитету в советском спорте, липецкая динамовская база становится на долгие годы одним из основных центров страны по развитию самбо в одноименном спортивном обществе. В ноябре 1968 года в Липецке проходит главный старт сезона - XXII чемпионат СССР по самбо. На борцовском ковре в те дни можно было увидеть выдающихся советских самбистов, таких как О. Степанов, Д. Рудман, А. Цю-паченко и других [2].
Грамотное построение тренировочного процесса, совместные тренировки липецких самбистов с ведущими борцами страны во время сборов и соревнований позволило в скором времени добиться липчанам побед на состязаниях самого высокого уровня. Так в 1970 году А. Бембель в составе сборной РСФСР становится победителем молодежного
ЦС «Динамо». На первенстве РСФСР А. Козленков завоевывает «серебро», а Г. Бирюков, В. Якунин, А. Голышкин входят в шестерку сильнейших. В этом же году сразу двое липчан Е. Двуреченский и Н. Козленков становятся победителями первенства СССР, а Г. Бирюков занимает третье место. Г. Моисеев в составе первой юношеской сборной команды СССР по дзюдо становится серебряным призером международного турнира в Польше.
В 1971 году в Липецке проходит первенство СССР по самбо среди молодежи, на котором Г. Бирюков становится победителем, а А. Голышкин поднимается на вторую ступень пьедестала почета.
В связи с тем, что в 1972 году была создана федерация дзюдо СССР [1], в Липецке начинают уделять повышенное внимание подготовке дзюдоистов. В этом году в Липецке проходит юношеское первенство РСФСР по дзюдо.
Победителями и призерами первенств и чемпионатов СССР по самбо и дзюдо до середины 70-х годов становились Н. Жуков, Ю. Смыков, И. Силантьев, Н. Клочков и др. Кроме того, воспитанники К.В. Маркова и В.М. Пушкарева многократно побеждали на первенствах и чемпионатах РС и ЦС «Динамо», среди них можно отметить следующих спортсменов: А. Бембель, Г. Бирюков, А. Голышкин, А. Затонский, Н. Козленков, Г. Моисеев, А. Рыбаков, В. Рябых и многих других. Более двадцати спортсменов получают звание мастеров спорта СССР по самбо и дзюдо, среди которых А. Андреев, А. Бембель, В. Воробьев, А. Голышкин, Н. Жуков, А. Затонский, Н. Заев, В. Кузнецов, А. Козленков, Н. Козленков, В. Рябых, Ю. Соколов, В. Стуров, С. Титов, В. Черных, В. Якунин и др.
Наиболее серьезных успехов из липецких динамовцев добился Геннадий Бирюков, который в 1973 и 1976 годах становился чемпионом СССР по самбо, в 1974 - бронзовым призером. Дважды Геннадий побеждал на чемпионате Европы по самбо (1974, 1976 годы). Неоднократно становился чемпионом международных турниров. За эти успехи ему присвоили звание мастера спорта международного класса, а его наставнику В.М. Пушка-реву - заслуженного тренера РСФСР.
Поворотным моментом в развитии липецкой школы самбо и дзюдо, завершением ее наиболее плодотворного этапа, можно считать назначение В.М. Пушкарева в середине 70-х годов на должность заместителя председателя областного совета «Динамо». Большую часть времени теперь ему приходится отдавать новым заботам, улучшению материально-технической базы «Динамо» и развитию ведомственного спорта. В то же время заведенный им некогда «механизм» продолжал исправно работать. Ряд его учеников: А. Бембель, А. Голышкин, А. Козленков, В. Рябых, В. Стуров зарекомендовали себя с положительной стороны на тренерском поприще и осуществляли самостоятельную педагогическую деятельность. Другие, имея за плечами колоссальный тренировочный и соревновательный опыт, входили в составы сборных команд и не нуждались в постоянном контроле своего наставника.
Анализируя рассматриваемый этап истории липецкого самбо и дзюдо, сопоставляя его с предшествующими и последующими годами, можно заключить, что он был наиболее плодотворным во всей самбисткой и дзюдоисткой истории Липецка, его можно охарактеризовать словом «золотой». За непродолжительное время (менее 10 лет) В.М. Пуш-кареву и его команде удалось из самодеятельных форм организации самбо в городе создать спортивную «школу», которая стала известна далеко за пределами не только области, но и Советского Союза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пархомович, Г.П. Основы классического дзюдо : учеб.-метод. пособие для тренеров и спортсменов / Г.П. Пархомович. - Пермь : Урал-Пресс Лтд, 1993. - 303 с.
2. Самбо : справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Советский спорт, 2006. -
3. Соловьев, Г. «Звезды» липецкого спорта. История развития спорта в Липецкой области / Г. Соловьев. - Липецк : ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. - 304 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 371: 796.011.3
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ
Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
Рассматривается проблема повышения эффективности физической культуры учащихся. Выявлены кризисные тенденции и перспективные направления модернизации физкультурного образования. Обосновывается необходимость преобразований физкультурно-спортивной среды в русле гуманитарной парадигмы, рассматривается её потенциал в направлении модернизации физкультурного образования.
Ключевые слова: физкультурное образование, модернизация, парадигма, гуманитарная парадигма, физкультурно-спортивная среда, учащиеся, школа.
SCHOOLCHILDREN’S PHYSICAL CULTURE EFFICIENCY INCREASING ON THE BASIS OF HIMANITARIZATION OF PHYSICAL-SPORT ENVIRONMENT
Svetlana Jurevna Schetinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Pacific State University,
Khabarovsk
Annotation
The issue of schoolchildren’s physical culture efficiency increasing is considered in this article. Crisis tendencies and perspective directions of physical culture modernization are revealed here. The necessity of physical-sport environment transformations in the context of humanitarian paradigm is grounded, its potential in the direction of physical education’s modernization is considered as well in this article.
Keywords: physical education, modernization, paradigm, humanitarian paradigm, physical-sport environment, schoolchildren, school.
ВВЕДЕНИЕ
Физкультурное образование учащихся как часть системы общества развивается в единстве социокультурных преобразований, доминирующей идеологии и нравственных ценностей. Закономерным следствием снижения внимания государства к физкультурному образованию школьников, сокращения выделяемых на развитие физической культуры средств в эпоху «перестройки», неразвитости спортивной инфраструктуры в школе является ухудшение состояния здоровья учащихся, снижение их физической подготовленности, заинтересованности в посещении занятий по физической культуре. Осознание этой глобальной проблемы во многом объясняет возросший интерес к физкультурному образованию как к социокультурному инструменту воспитания молодежи.
Немаловажную роль в снижении интереса учащихся к физической культуре и спорту играет и «закрытость» школы, её оторванность от других социальных институтов, что приводит к снижению функции воспитания. Физическая культура в школе утратила функции социального становления человека, включения его в систему общественных отношений.
Кризисные тенденции в сложившейся ситуации физкультурного образования можно отразить в следующих противоречиях: