УДК 94 (47+57)
ИСТОРИЯ КРЕСТЬЯНСТВА ЮЖНОГО УРАЛА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 1950-1960-Х ГОДОВ
© Р. Б. Шайхисламов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: + 7 (917) 415 24 59.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена историографическому анализу отечественных исследований послевоенных десятилетий (1950-1960-х гг.) по социально-экономической истории крестьянства Южного Урала первой половины XIX в. Анализируются труды, освещающие вопросы социальной структуры сельского населения, проблемы землепользования, экономического развития деревни. Отмечается, что по сравнению с довоенным периодом значительно повысился уровень публикаций, возникли новые формы ведения научной работы: появились монографии, коллективные работы и обобщающие исследования по истории крестьянства. Раскрыта особенность историографии указанного периода: большое внимание исследователей уделяется теоретическим вопросам существования и развития крестьянского хозяйства. Показано значение исследований 1950-1960-х гг. во введении в научный оборот значительного источникового материала, в накоплении фактических материалов, определении методов исторического анализа и основных направлений изучения истории дореформенного крестьянства.
Ключевые слова: Южный Урал, исследование, статья, крестьяне, сельское население, землепользование, сельское хозяйство.
Изучение проблем аграрного развития и истории крестьянства первой половины XIX в., в том числе анализ социально-экономического положения крестьянства Южного Урала в условиях продолжавшейся колонизации региона, остается одним из самых актуальных направлений исследования современной историографии, требующим обстоятельного и комплексного анализа. В общем процессе исследования истории крестьянства и крестьянского хозяйства Южного Урала выделяются периоды, каждый из которых имеет общие и специфические черты. Одним из противоречивых периодов историографии и проблемы являются первые послевоенные десятилетия - 1950-1960-е гг. В эти годы в источниковой базе исследований произошли значительные изменения. Между тем не только по указанному периоду, но и в целом по социальноэкономической истории дореформенного крестьянства Южного Урала до сих пор нет специальных историографических исследований. Следовательно, историографический анализ исследований 19501960-х гг. по социально-экономической истории южно-уральского крестьянства первой половины XIX в., являющийся целью данной статьи, остается одной из актуальных задач исторической науки.
В годы Великой Отечественной войны сократилось количество исследований по целому ряду проблем истории, в том числе и по истории крестьянства, аграрным проблемам в целом. Но уже в первые послевоенные годы интерес к аграрной тематике вновь возрастает. Расширяется проблематика исторических исследований по названной теме, в научный оборот вводится большое количество материалов из местных и центральных архивов. Еще до войны была опубликована первая часть «Материалов по истории Башкирской АССР» [1].
Подготовительные работы по систематизации архивных источников продолжались и в 1940-е годы [2]. В сборниках представлен обширный материал о населении, земледелии, животноводстве, промышленности, торговле, социальных отношениях.
Выход в свет сборников способствовал дальнейшему развитию исследований важнейших вопросов истории края. По сравнению с предыдущим периодом уровень публикаций значительно возрос, возникли новые формы ведения научной работы: появились монографии, коллективные работы и обобщающие исследования по истории крестьянства и аграрным проблемам. В фундаментальном труде академика Н. М. Дружинина [3] впервые было отражено социально-экономическое положение государственной деревни Южного Урала позднефеодального периода. Автор привлек широкий круг архивных материалов и показал своеобразие в положении государственного крестьянства, эксплуататорскую сущность феодального государства по отношению к казенной деревне. Н. М. Дружинин проследил новые явления в хозяйственной жизни государственной деревни Приуралья. Приуральская деревня первой трети XIX в. уже не знала, по его мнению, спокойного и устойчивого уклада прежнего времени, а расслаивалась на различные социальные группы [3, с. 225]. В главе IV второго тома Н. М. Дружининым осуществлен общий обзор социально-экономического развития государственной деревни Приуралья, в том числе и Оренбургской губернии, уже после реформы П. Д. Кисилева [4, с. 393-401]. Н. М. Дружинину принадлежат статьи, посвященные волнениям государственных крестьян Оренбургской губернии в 30-40-е годы XIX в. [5-6]. Так называемые «картофельные бунты» 1841-1843 гг. в Приуралье он связывал с системой усиленной экс-
576
ИСТОРИЯ
плуатации на казенных землях и рассматривал как ответ государственных крестьян на реформы П. Д. Кисилева, борьбу угнетенных слоев населения против господствовавшего феодально-крепостнического строя.
В рамках социально-экономической проблематики (формирование, положение и борьба рабочих), а также истории металлургической промышленности продолжали затрагиваться вопросы материально-бытовых условий существования горнозаводского населения края. Построенные на архивных материалах конкретно-исторические исследования по отечественной металлургии, горнозаводской промышленности края привели не только к расширению и углублению проблематики исследований, но и выявили сложный состав заводского хозяйства, социальной структуры горнозаводского населения. Ценные наблюдения, позволяющие понять различные аспекты (в первую очередь, социальные) содержали исследования, касавшиеся проблем формирования кадров горнозаводской промышленности, положения и условий труда разных категорий заводского населения [7-9]. В работе Э. А. Лившиц нашло отражение положение горнозаводских крестьян края в период реформы [10], М. А. Горловского, А. Н. Пятницкого - волнения государственных крестьян 1834-1835 гг. в приуральской и 1842-1843 гг. зауральской частях Оренбургской губернии [11, с. 224-232, 264-269].
В отличие от предыдущего периода историографии в 1950-е годы специальному исследованию подверглась история горнозаводских и удельных крестьян. В диссертации И. Ф. Ушакова подробно анализировалась хозяйственная деятельность и повинности крестьян Белорецкого завода [12]. Согласно И. Ф. Ушакову, хлебопашество было обязанностью каждого крестьянина, независимо от того, был ли он подсобным работником в заводском хозяйстве или мастеровым, непосредственно работавшим на предприятии. Показав роль крестьянского земледельческого хозяйства на примере Белорецкого завода (его крестьяне по размерам хлебопашества превосходили крестьян многих других заводов Урала), автор пришел к выводу, что возделывание полей не было исключительной особенностью хозяйства этого круга. На Южном Урале хлебопашества не было лишь в 4-х заводских округах, у крестьян всех остальных заводов было более или менее развитое хлебопашество. В начале XIX в. в пользовании заводских крестьян Южного Урала находилось 80 тыс. десятин пахотной земли [12, с. 129-130].
В монографии Н. П. Гриценко на большом фактическом материале рассмотрена история удельных крестьян - Самарской, Симбирской и Казанской губерний, где проживало до 44% всех крестьян этой категории. На обширной источниковой основе он подробно исследовал социальную природу удельного хозяйства и крестьянства, дви-
жение народонаселения, управление удельным имением и т.д. Основное внимание в монографии уделено хозяйству и повинностям крестьян удельной деревни, в т.ч. и тех селений Южного Урала, которые после 1850 г. в административном отношении оказались в составе вновь образованной Самарской губернии. Автор рассматривал удельных крестьян как разновидность частновладельческих: их положение приближалось к положению помещичьих, хотя и не доходило до уровня того бесправия, в котором находились последние. Помещичье хозяйство, по мнению Н. П. Гриценко, подтачивалось товарными отношениями и разлагалось, удельное крепло и расширялось, более гибко приспосабливаясь к капиталистическим отношениям [13].
В послевоенное десятилетие большое влияние на развитие тематики историко-аграрных исследований оказало создание Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР. Важным результатом исследовательской деятельности сотрудников Института явилось создание обобщающего труда [14]. В первой части «Очерков ...» освещаются социально-экономические отношения в крае со второй половины XVI в. до конца XVIII в., а во второй части - экономика и социальные отношения в Башкирии в первой половине XIX в. Одним из основных положений этого труда является тезис о росте в первой половине XIX в. феодальной эксплуатации и налогов, который привел к дифференциации крестьянства, обнищанию и разорению значительной части крестьян. Уменьшение земельных наделов, тяжелые налоги и повинности, подрывавшие хозяйство и приводившие к все возрастающим недоимкам, разорение крестьян вследствие указанных причин рассматривались авторами коллективного труда как главный признак кризиса крепостного права. Естественно, значительное внимание в исследовании отводится сюжетам борьбы крестьянства против феодальной эксплуатации [14, с. 72-77, 93-109]. «Очерки.» открывают исследовательское направление по изучению социально-экономического положения крестьянства и на долгие годы закладывают алгоритм его анализа. В 1950-х годах было закончено издание сборника документов «Материалы по истории Башкирской АССР», двух частей первого тома «Рабочее движение в России в XIX веке», в которых представлены обширные материалы по социально-экономической проблематике и социальной борьбе [15-16].
В 1960-е годы проблемы аграрной истории получили более углубленное изучение. Значительно расширилась тематика исследований: внимание исследователей привлекают вопросы формирования крестьянского населения и их взаимоотношений с местным населением, участия крестьян разных категорий в колонизации края, развития сельского хозяйства и производительных сил, торговопромышленной деятельности населения, земле-
пользования и отраслей хозяйства крестьян, формирования помещичьего, монастырского, дворцового землевладения, крестьянского движения и др. [17-19; 20, с. 85-109; 21].
В работах А. С. Череваня, исследовавшего уральскую деревню в связи с государственной деревней Европейского Севера, интересовали вопросы формирования категории государственных крестьян, эволюции земельных и развитие товарноденежных отношений в среде поморско-уральского крестьянства [22-25]. Рассматривая уровень развития производительных сил в казенной деревне, он больше внимания уделил Европейскому Северу страны, а из уральских губерний - Вятской и Пермской; анализ социально-экономического положения Оренбургской казенной деревни носит лишь эпизодический характер. Между тем в социальноэкономическом развитии оренбургской государственной деревни имелся ряд специфических черт, без учета которых невозможно понять общественно-исторический процесс, процесс разложения феодализма и развития элементов капитализма в этом регионе. Эта специфика деревни региона выпадет из поля зрения в исследованиях А. С. Череваня.
В 1950-1960-е годы многие исследователи (Н. В. Устюгов, Г. А. Турбин, А. А. Кондрашенков, В. А. Оборин, И. В. Дегтярев и др.) выпустили обстоятельные статьи, посвященные крестьянской колонизации Южного Урала XVII-XVIII вв. Более подробный историографический обзор этих работ содержится в монографии Ю. М. Тарасова [26, с. 26-28].
Общим для подавляющего большинства работ по аграрной тематике 1950-1960-х гг. была известная заданность, стремление рассматривать все явления общественно-экономической жизни деревни сквозь призму классовой борьбы. В основе исследований лежал тезис о разорении и деградации крестьянского хозяйства в результате усиления эксплуатации в первой половине XIX в. В освещении развития производительных сил деревни преобладало использование отдельных примеров, иллюстративное изложение материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы по истории Башкирской АССР. М.-Л.: изд-во АН СССР, 1936. Т.1. Ч.1. 632 с.
2. Материалы по истории Башкирской АССР. М.-Л.: изд-во АН СССР, 1949. ТЛИ 691 с.
3. Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Кисилева. М.-Л.: изд-во АН СССР, 1946. Т. 1. 631 с.
4. Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Кисилева. М.: изд-во АН СССР, 1958. Т. 2. 617 с.
5. Дружинин Н. М. Приуральское возмущение 1834—1835 гг. // Ученые записки МГУ. 1946. Вып.37. С. 139-155.
6. Дружинин Н. М. Ответ крестьянства на реформу П. Д. Кисилева // Из истории общественных и международных связей. Сб. памяти Е. В. Тарле. М., 1957. С. 405-436.
7. Вагина П. А. Формирование рабочих кадров на заводах Южного Урала в 50-60 годах XVIII в. // Исторические записки. 1954. Т. 47. С. 308-326.
8. Вагина П. А. Волнения приписных крестьян на Авзяно-Петровских заводах в 50-60-х годах XVIII в. // Ученые записки Свердловского пед. ин-та. 1955. Вып. 2. С. 308-326.
9. Вагина П. А. К истории возникновения горнозаводской промышленности Южного Урала // Вопросы истории Урала. Свердловск: Уральский университет, 1958. С. 28-36.
10. Лившиц Э. А. Реформа 1861 г. и горнозаводские крестьяне Урала // Ист. Зап. / АН СССР. Ин-т истории. М., 1958. Т. 30. С. 140-171.
11. Горловский М. А., Пятницкий А. Н. Из истории рабочего движения на Урале: Очерки о положении крепостных рабочих Среднего Урала в их борьбе за ликвидацию крепостничества (1800-1870 гг.). Свердловск: кн. изд-во, 1954. 380 с.
12. Ушаков И. Ф. Белорецкое горнозаводское хозяйство дворян Пашковых в первой половине XIX в. Дис. ... канд. ист. наук. Л., 1953. 482 с.
13. Гриценко Н. П. Удельные крестьяне Среднего Поволжья (Очерки). Грозный: Чечено-Ингушский гос. пед. ин-т, 1959. 585 с.
14. Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1956. Т. 1. Ч. 1. 300 с.; Уфа, 1959. Т. 1. Ч. 2. 536 с.
15. Материалы по истории Башкирской АССР: Экономические и социальные отношения в Башкирии и управление Оренбургским краем в 50-70-х гг. XVIII в. М.: изд-во акад. Наук СССР, 1956. Т. 4. Ч. 1, 2. 666 с.
16. Рабочее движение в России в XIX в.: Сб. документов и материалов. М.: Госполитиздат, 1955. Т. I. Ч. 1. 18001825. 926 с.
17. История Урала. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1963. Т. 1. 499 с.
18. Крестьянское движение в России в XIX - начале XX века: Сборник документов / АН СССР. Ин-т истории. Гл. арх. Упр. Центр. Гос. арх. СССР в Ленинграде; Гл. ред. Н. М. Дружинин М.: Соцэкгиз, 1959-1963.
19. Индова Е. И. Дворцовое хозяйство в России. Первая половина XVIII в. М.: академия наук СССР, Институт истории. М.: Наука, 1964. 350 с.
20. Четин В. Е. К вопросу о землевладении уральских горнозаводских рабочих // Из истории Южного Урала и Зауралья. Челябинск, 1966. С. 85-109.
21. Кондрашенков А. А. Крестьяне Зауралья в XVII-XVШ веках. Челябинск: Челябинский гос. пед. ин-т, 1966. Ч.1. 176 с.; Челябинск: Челябинский гос. пед. ин-т, 1969. Ч. 2. 276 с.
22. Черевань А. С. Эволюция земельных отношений государственных крестьян Урала и Европейского Севера России во второй половине XVIII первой трети XIX в. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск, 1958. Т.7. Вып.1. С. 65-100.
23. Черевань А. С. Формирование сословия государственных крестьян на Урале и Европейском Севере России. Петрозаводск: Госиздат. Карел. АССР, 1960. 79 с.
24. Черевань А. С. Из истории земледельческого хозяйства государственных крестьян Карелии, Европейского Севера и Урала во второй половине XVIII - первой половине XIX
в.: (К вопросу о разложении крестьянства) // Вопросы истории. Сб. статей. Петрозаводск, 1961. Вып.1. С. 61-106.
25. Черевань А. С. Очерки истории социально-
экономического и правового положения государственных крестьян Урала и Европейского Севера до реформы П. Д. Кисилева: автореф. дис. . докт. ист. наук. Киев, 1968. 55 с.
26. Тарасов Ю М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. Вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. М.: Наука, 1984. 175 с.
Поступила в редакцию 15.04.201S г.