Научная статья на тему 'История Костромского областного театра кукол в контексте культуры русской провинции в 1936-1991 годах'

История Костромского областного театра кукол в контексте культуры русской провинции в 1936-1991 годах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
284
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР / ПРОВИНЦИЯ / КУЛЬТУРА РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ / ИСТОРИЯ / КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ / PUPPET THEATRE / PROVINCE / PROVINCE CULTURE OF RUSSIAN / HISTORY / KOSTROMA REGIONAL PUPPET THEATER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Задоров Иван Александрович

В статье изложены основные вехи истории Костромского областного театра кукол, взятые из ранее не опубликованных архивных материалов. Данная тема раскрыта в контексте обращения к культуре русской провинции. Для более глубокого изложения исследуемой темы раскрыты как проблематика культуры провинции в общем, так и понимание термина «провинция», в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of Kostroma's regional puppet theatre in context of Russian culture of the province in 1936-1991 years

Main marks of Kostroma's regional puppet theatre history taken from earlier unstated archival materials are stated in the article. This theme is disclosed in context of the appeal to Russian province culture. For deeper statement of the studied subject both perspective of province culture generally, and understanding of the term "province" in particular are disclosed.

Текст научной работы на тему «История Костромского областного театра кукол в контексте культуры русской провинции в 1936-1991 годах»

рактеристик. В процессе воспитания казаки опирались на представления об общности происхождения и исторических судеб, участие в исторических событиях, на связь с языком и «почвой». Сплав культур, этнокультурная общность породили казачью культуру

Выделение казачьих традиций - это устойчивая транслируемая компонента содержания образования. Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивает комплекс педагогических условий: рассмотрение понятия «духовно-нравственная воспитанность учащегося» как интегративного личностного качества, одним из значимых факторов воспитания которого является национальная культура; определение выявленных традиций казачества в качестве регионального компонента духовно-нравственного воспитания, стимулирующего мотивацию учащихся на изучение традиций, принятие в качестве образца организации жизнедеятельности; обеспечение эстетики межличностных отношений родителей, учителя, ученика, создающих духовно-нравственную воспитательную среду.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях казачества имеет социокультурные и психолого-педагогические предпосылки: духовно-нравственное воспитание на тра-

дициях казачества выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания образования и перестройки внеклассной работы на основе ознакомления учащихся с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах, промыслах, ремеслах. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключено высокое целомудрие, пафос добра и правды, высокой духовно-нравственной культуры, патриотизма, поиски красоты вечной и непреходящей.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

2. Леви-Строс К. Печальные тропики. - М.: Знание, 1984. - 287с.

3. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. - 352 с.

4. Власова Т.И. Воспитание духовности личности // Известия Юж. - Ростов н/Д. - 2000. -Вып. 2. - С. 25-35.

5. Чугунов С.М. История казачества на Урале. -Оренбург, 2003. - 232 с.

УДК 001

Задоров Иван Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

redelf.exe@mail.ru

ИСТОРИЯ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА КУКОЛ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ В 1936-1991 ГОДАХ

В статье изложены основные вехи истории Костромского областного театра кукол, взятые из ранее не опубликованных архивных материалов. Данная тема раскрыта в контексте обращения к культуре русской провинции. Для более глубокого изложения исследуемой темы раскрыты как проблематика культуры провинции в общем, так и понимание термина «провинция», в частности.

Ключевые слова: кукольный театр, провинция, культура русской провинции, история, Костромской областной театр кукол.

Обращение к данной теме не случайно. С одной стороны, она до сегодняшнего дня остается малоизученной: «у кукольного театра нет теории, нет и истории (эстетической теории и научной истории. - И.З.)» [8, с. 17], с другой - культура русской провинции активно изучается и исследуется современными исследователями во всем своем многообразии.

Что же такое эта провинция? Само слово-понятие при этимологическом взгляде на него способно выявить такие первоначальные смыслообразовательные значения, которые неожиданно помогают современному пониманию многоликого феномена провинции: лат. provincia (рго - вперед, vincere - побеги давать) [10, с. 131].

В русский язык интересующее нас слово пришло сначала с единственной ролью - обозначить

на европейский манер наименование одной из единиц административного деления России, предпринятого Петром I в 1699 году для «большего упорядочения и обеспечения денежных сборов, состоявших в ведении бурмистерской палаты». В итоге поэтапных реформ областного деления в 1708 и 1719 гг. российская территория оказалась состоящей из 11 губерний и 49 провинций с дистриктами, заменявшими прежние уезды [7, с. 16-29; 37-50].

Около 1780 года интересующий нас термин, как официальное обозначение определенного элемента административно-территориальной структуры Российской империи, перестал существовать по всей стране.

Интересен факт, что слово, формально изъятое из казенного обихода в конце ХУШ века, в веке XXI стало столь популярным в научном, полити-

ческом, литературно-художественном, публицистическом обиходе.

Сама же культура русской провинции никогда не имела того отдельного статусного значения, которым обладала «большая» культура столиц. Текст провинциальной культуры вплетён в контекст региональной истории ещё плотнее и естественнее, чем это можно наблюдать на уровне глобальной истории страны. В отдельные периоды существования того или иного региона его культурная история нередко как раз и составляла большую часть доступного исследованию современного учёного исторического контекста жизни общества [12, с. 27]. В рамках данной работы мы можем предложить только беглый обзор 65-летней истории (в данной работе освещена история советского периода работы театра) Костромского областного театра кукол.

К 1936 году кукольных театров в стране насчитывалось единицы. «Флагманами» среди существовавших на то время театров, безусловно, являлись театры столичные (Москвы и Ленинграда. - И.З.), которые хорошо финансировались и имели квалифицированный штат сотрудников и соответствующие помещения. О распространении кукольных театров в провинции на то время говорить не приходится. Это были театры, созданные по инициативе «центра», при его непосредственном финансировании, в городах с высоким уровнем населения, и их в стране не насчитывалось на то время больше пяти.

Отличительной чертой Костромского театра кукол явился факт его самостоятельного открытия, на добровольных началах, группой людей, не имевших специальной подготовки, не получавших указаний сверху, не имевших финансирования, в провинции. Костромские кукольники были первыми, кому это удалось (не считая случаев с открытием театров «однодневок». - И.З.) и по следам кого последовали многие кукольные коллективы других городов.

Официальной датой рождения театра является 8 ноября 1936 года. Именно в этот день группа артистов Костромского ТЮЗа, состоявшая из 6 человек, показала костромскому зрителю кукольный спектакль «Лисичка-сестричка» [4, л. 8]. Кто были эти 6 человек - сказать трудно. Документы, относящиеся к первым годам существования театра, за редчайшим исключением, не сохранились. Скупые газетные строки тридцатых годов также не могут дать ответ на данный вопрос. К сожалению, об актерах первого поколения мы знаем очень мало. Исключение, пожалуй, составляют лишь те кукольники, кто продолжил работать в театре после окончания Великой Отечественной войны.

Менее чем через год после открытия театр выделяется в самостоятельную, независимую единицу, осуществляет несколько удачных постановок и заслуживает искреннюю любовь юного зрителя.

В 1939 году артисты получают самостоятельное помещение в Доме пионеров, что позволяет им давать спектакли на стационарной площадке. Однако условия, в которых приходилось работать молодым актерам, были далеко не идеальны. Газета «Северная правда» так описывает выделенное помещение: «Маленькая с очень низким потолком комнатка под крышей Дома пионеров - вот и все «апартаменты», столь щедро отпущенные театру кукол. Порядочное место занимает верстак столяра, здесь же проводятся репетиции /что кстати делать очень трудно, потолок низок/, тут же делаются декорации. Проводятся творческие совещания. По углам ютится скудный театральный реквизит» [3, л. 7].

Скупые газетные строки тридцатых годов не торопятся приобщить нас к репертуарным и эстетическим поискам театра тех лет. Как правило, это констатация тех мест, где побывал с гастролями театр, указание названий некоторых спектаклей и привидение фамилий актеров, в них задействованных, зачастую без указания ролей, - вот, пожалуй, и всё.

Молодой театр, с первых дней своего существования, столкнулся с целым рядом трудностей: он испытывал недостаток финансирования, отсутствовала возможности повышения творческого потенциала актеров, штат был сильно ограничен, отсутствовал свой транспорт, руководство театра менялось ежегодно. Все это в значительной степени могло привести к его закрытию. К тому же у театра не было своего собственного помещения, долгие годы он ютился то в доме пионеров, то в доме учителя, переезжал по разным сценическим площадкам.

Преданность актеров своему делу, полная самоотдача и желание двигаться вперед помогли театру окрепнуть и встать на ноги. Театр выпускает в 1939 году пять премьер [см.: 1, л. 4; 5]. В следующем, 1940 году, осуществляются такие сложные постановки, как «Большой Иван», «Иван царевич и серый волк» [см.: 1, л. 4-10]. Театр проводил серьезную работу не только на стационарных площадках. Гастроли в районы, обслуживание посевных и уборочных компаний, выездные представления, проходившие на детских площадках города, в детских садах, лагерях, школах, стали для актеров привычным и постоянным явлением. Актеры с каждым выступлением и после каждой репетиции наращивали свой потенциал и повышали мастерство, приспосабливаясь ко всем трудностям и даря зрителю плоды своей работы.

Творческий рост и гармонию нарушила Великая Отечественная война. Ушли на фронт и погибли, защищая свою родину, художник В. Балахнин, артисты Г. Лебедев и Н. Киселев [9, с. 2]. В 1941 году официально, на целых три года, закрывается и сам театр кукол. Несмотря на это, оставшиеся

артисты ни на один день не прекращали своей деятельности. В эти трудные годы коллектив театра провел большую общественно-шефскую работу по обслуживанию госпиталей, воинских частей, детей фронтовиков и в трудных военных условиях ни на минуту не прекращал своей самоотверженной работы в области художественного воспитания подрастающего поколения. Все спектакли оформляла художник Л.К. Мазурова, которая, как и еще 6 сотрудников театра - директор театра В.И. Максимова, Скрипниченко, Туманова, Моногина, Седова и Чернышев, - была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [11, с. 156].

В 1943 году театр вновь открывают. Место художественного руководителя к этому времени занимает Антонина Григорьевна Скрипниченко. Газета «Северная правда», освещавшая выход в свет новой постановки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», писала об Антонине Григорьевне следующие строки: «В ее руках кукла живет, как настоящий человек. Жесты выразительны и точны. Зритель верит, что перед ним нежная русская девушка, страстно любящая своего жениха. Волнение, грусть, тоска и сомнение, вызванные житейскими невзгодами и, наконец, радость встречи с любимым человеком показаны артисткой просто и убедительно» [3, л. 25]. И это не случайно: помимо работы режиссером она играла по несколько ролей в каждом спектакле, занималась с артистами, ставила интермедии и писала к ним сценарии.

В эти сложные для театра годы, годы становления и поиска творческого пути, коллега А.Г. Скрип-ниченко по цеху - З.Н. Колтовская - инсценирует пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», театр с большим успехом осуществил постановку этой вещи. Тот же автор перерабатывает для театра пьесу А.Н. Островского «Снегурочка», постановка которой осуществляется в дни шестидесятилетия со дня смерти великого драматурга. А спустя время театр осуществляет написанную для него местными драматургами З.Н. Колтовской и Ю. Гауш оригинальную пьесу «Чудесный молоточек». При постановке большого и сложного спектакля «Али Баба» актерами впервые были использованы тростевые куклы.

Результаты работы не заставили себя долго ждать. В августе 1944 года театр принял участие в смотре кукольных театров Ярославской области. В результате театр занял 2 место. На смотре были особо отмечены лучшие постановки театра: «Красная шапочка» С. Маршака и «Митька в Кощеевом царстве» В. Каверина [3, л. 3]. В 1946 году на Всероссийском смотре детских театров также дается положительная оценка деятельности театра, ряд работников приказом Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР от 26 сентября 1946 года были премированы. Десять лет спустя на

Всесоюзном фестивале детских театров спектакли «Золушка» Габбе и «Аленький цветочек» Карнауховой и Брусевич, поставленные А.С. Скрипничен-ко и художником В.И. Лебедевой, отмечены дипломом I степени. Еще через десятилетие театр кукол за большой вклад в эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения занесен в Книгу трудовой славы Костромской области и награжден серебряным дипломом [9, с. 2-8].

Несмотря на такой успех, театр сталкивался и с определенными трудностями, что, в свою очередь, влияло на работу и выполнение плана. Так, в 1948 году театр недовыполнил план по гастрольным спектаклям. Это объяснялось нерентабельностью гастролей театра, не имеющего собственного транспорта для поездок в близлежащие районы области и перевозки багажа. Свой собственный автобус театр получил лишь в 1963 году. Также был недовыполнен и план по выездным спектаклям. Несмотря на большое количество летних сценических площадок: Зеленый театр близ дома искусств, городской парк, сад завода Металлист, сад и клуб Красный ткач, сад и клуб фабрики Ременная тесьма, сад Дома офицеров, а также 15 пионерских лагерей, расположенных в недалеком расстоянии от города, - спектакли были организованы лишь на нескольких из них. В основном отказы шли ввиду отсутствия денежных средств и транспорта. Отдел искусств, Обл. и ГОРОНО, ВЛКСМ, областной и городской отделы культполитпросветработы, фабрично-заводские организации не оказали театру соответствующей помощи, несмотря на директивные указания Росискусства. Несмотря на все трудности, работники театра предприняли попытку возложить на себя обязанности отсутствующего в городе ТЮЗа, решив хотя бы частично нести его репертуар и обслуживать не только детсады и школы, но и давать спектакли для более старшего зрителя [2, л. 1-18].

В октябре 1961 года театру исполнилось 25 лет -этому событию был посвящен творческий вечер, подготовленный совместно с общественными организациями города Костромы. Юбилейный спектакль «Верный Джим» Ландау прошел на высоком уровне и вызвал исключительно положительные и высокие отзывы зрителя [4, с. 1-36]. 13 октября 1963 года состоялось еще одно знаменательное событие - был проведен творческий вечер, также совместно с общественными организациями и школами города, посвященный 50-ти летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности главного режиссера театра Антонины Григорьевны Скрипни-ченко. К этой знаменательной дате был поставлен спектакль «Белоснежка и семь гномов» Устинова и Табакова. Этот спектакль шел с огромным успехом на протяжении нескольких сезонов [5, л. 9].

Еще одной крупной награды театр был удостоен в 1971 году, завоевав диплом второй степени на

ВДНХ за успехи в культурно-просветительской работе [6, л. 1].

С 1986 года главный режиссер театра - Вячеслав Бредис, заслуженный артист РСФСР, ученик А. Скрипниченко. «Многоплановый, страстный актер, актер большого творческого диапазона», -говорила она о нем. Более пятидесяти лет он преданно служил театру, развивая лучшие творческие традиции, созданные в театре за все время его существования: эмоциональность, музыкальность, мастерскую работу с куклой. Более семидесяти спектаклей было поставлено Вячеславом Бредисом в театре. Автором двадцати пьес и около тридцати новогодних интермедий являлся он сам. В. Бредис -неоднократный лауреат областной премии в сфере театрального искусства имени А.Н. Островского, в номинации «Лучшая режиссерская работа»; лауреат муниципальной премии имени Д.С. Лихачева [9, с. 9].

Несмотря на возросший интерес к изучению культуры русской провинции и истории кукольного театра в ней, данная тема остается еще недостаточно изученной. Культурно-исторические аспекты в изучении театра кукол, к сожалению, продолжают занимать маргинальное положение в научной среде ввиду отождествления искусства последнего исключительно с искусством для детей.

Библиографический список

1. Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. Р-1481. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-35.

2. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 7. Л. 1-18.

3. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 8. Л. 1-25.

4. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 68а. Л. 1-36.

5. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 2. Д. 74. Л. 1-18.

6. ГАКО. Ф. Р-1481. Оп. 3. Д. 58. Л. 1.

7. Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. - Пенза, 2004. - 439 с.

8. Калмановский Е. С. Искусство театра кукол -день сегодняшний. - Л.: Искусство, 1977. - 120 с.

9. Костромской областной театр кукол. 70 лет. -Кострома, 2006. - С. 2. (Личный архив автора. -24 с.)

10. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: свое и чужое. Опыт русской фразеологии: В 2 т. Т. 2. -М., 1994. - 550 с.

11. Степаненко Е. Главный кукольник Костромы // Губернский дом. - 2004. - № 5-6 (62-63). -204 с.

12. Сукина Л.Б. Культура русской провинции в контексте региональной истории // Материалы науч.-практ. конференции «Новая локальная история: методы, источники и провинциальная историография». - Ставрополь: Ставропольский госуд. университет, 2003. - 262 с.

УДК 008(091)

Мельникова Лариса Александровна

кандидат педагогических наук Уральский юридический институт МВД России (г. Екатеринбург)

larismelnikova@yandex.ru

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТОПОГРАФИЯ ЯРМАРОЧНЫХ ГОРОДОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

Проблема сохранения историко-культурного облика современных городов в настоящее время приобретает особое значение в связи с активной градостроительной деятельностью строительных фирм и организаций. Каждый город уникален в силу специфики своего местоположения и исторического развития. Особый интерес представляют ярмарочные города, историко-культурная топография которых формировалась под влиянием ярмарочной торговли.

Ключевые слова: собор, рынок, ратуша, социальная топография, Брюгге, Антверпен, Шампань, купеческие постройки.

Сохранение культурного наследия современных городов в настоящее время стало одной из значимых общественных задач. Эта проблема возникла в связи с активной застройкой городского пространства современными объектами. Каждый город уникален в силу специфики своего местоположения и исторического развития. В настоящее время многие города в силу объективных причин утратили былое величие, которое, впрочем, еще сохранилось в их историкокультурном облике.

Особый интерес представляют так называемые ярмарочные города, историко-культурная топография которых формировалась под влиянием ярмарочной торговли.

Формирование историко-культурной топографии ярмарочного города зависело от конкретных условий его возникновения и развития и имело сходные черты, характерные для всех средневековых городов в целом. Это связано с тем, что ярмарочные города формировались так же как и города средневековья.

В раннее средневековье город представлял собой некое огороженное место, предназначенное для защиты от врагов. В связи с этим его основу составлял укрепленный центр (бург, сите), вокруг которого возникали городские предместья - посады, слободы, населенные ремесленниками. Центральным местом в городе была площадь, неподалеку от которой располагались городской собор и ратуша [1, с. 185].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.