Научная статья на тему 'История кинофэнтези в России: рецензия на монографию Н. Ю. Спутницкой "Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези" (М. : "Директ-Медиа", 2018. 23, 31 П. Л. )'

История кинофэнтези в России: рецензия на монографию Н. Ю. Спутницкой "Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези" (М. : "Директ-Медиа", 2018. 23, 31 П. Л. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
КИНО / КИНОСКАЗКА / КИНОФЭНТЕЗИ / ПТУШКО / РОУ / ФОЛЬКЛОР / СКАЗКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казючиц Максим Федорович

В рецензии рассматривается монография российского историка кино, киноведа Н. Ю. Спутницкой «Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези» (М.: «Директ-Медиа», 2018. 23, 31 п. л.). Работа является первым в отечественном искусствоведении (киноведении) систематическим изложением развития жанра киносказки, кинофэнтези в отечественном кино. Основное внимание уделено крупнейшим режиссерам, работавшим в этом жанре А. Птушко и А. Роу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История кинофэнтези в России: рецензия на монографию Н. Ю. Спутницкой "Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези" (М. : "Директ-Медиа", 2018. 23, 31 П. Л. )»

ТЕЛЕКИНЕТ 2018 август #2(3)

TELEKINET 2018 August #2(3)

УДК 778.5

История кинофэнтези в России: рецензия на монографию Н. Ю. Спутницкой «Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези» (М.: «Директ-Медиа», 2018. 23, 31 п.л.).

Клзючиц М. Ф.

Аннотация

В рецензии рассматривается монография российского историка кино, киноведа Н. Ю. Спутницкой «Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези» (М.: «Директ-Медиа», 2018. 23, 31 п.л.). Работа является первым в отечественном искусствоведении (киноведении) систематическим изложением развития жанра киносказки, кинофэнтези в отечественном кино. Основное внимание уделено крупнейшим режиссерам, работавшим в этом жанре А. Птушко и А. Роу.

Ключевые слова

Кино, киносказка, кинофэнтези, Птушко, Роу, фольклор, сказка.

A history of fantasy movies in Russia: the review of the monograph of N. Y. Sputnitska-ya «Ptushko. Rou (Rowe): masterclass of Russian fantasy cinema» (Moscow: «Direct Media», 2018).

Клзючиц м. Ф.

Abstract

The review deals with the monograph of the Russian cinema historian, film critic N. Y. Sputnitskaya «Ptushko. Rowe: masterclass of Russian fantasy cinema» (Moscow: «Direct Media», 2018). The book is the first in the Russian cinema studies systematic research of the genre of fairy tales film, film fantasy in the Russian cinema. The main attention is paid to the famous directors, who worked in this genre, Alexander Rou (Rowe) and Alexander Ptushko.

Key words

cinema, fairy tale film, film fantasy, Ptushko, Rou (Rowe), folklore, fairy tale.

В издательстве «Директ-Медиа» вышла монография российского историка кино, киноведа Н. Ю. Спутницкой «Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези» (М.: «Директ-Медиа», 2018. 23, 31 п.л.). Книга является первым в России и за рубежом фундаментальным исследованием двух режиссерских индивидуальностей, прежде всего — выдающегося отечественного режиссера А. Л. Птушко. Основатель школы советской объемной (кукольной) анимации, разработчик разнообразных технологий и фактически создал эту уникальную отрасль в экранных искусствах, воспитав при этом плеяду высокопрофессиональных кадров. При его прямом участии появилась школа объемная анимация в Чехии. Однако мировую известность Птушко получил как уникальный мастер трюковых съемок, превзойдя по ряду разработок С. Воркапича и Р. Харрихаузена, известных

TELEKINET ISSN 2618-9313

ТЕЛЕКИНЕТ ISSN 2618-9313

американских создателей спецэффектов. Кроме множества уникальных, поразительных для своего и нашего рисованного на компьютере времени технических нововведений и находок Птушко — родоначальник советской традиции киносказки, кинофэнтези. Практически все его фильмы органично вписываются в художественную вселенную, сюжеты и персонажи которой находятся в границах магического реализма или фэнтези. История создания этой вселенной от первых во многом экспериментальных проектов («Золотой ключик») к поздним высокобюджетным гигантам («Илья Муромец») подробно исследуется в книге Н. Ю. Спутницкой как история трюковых технологий и нарративно-дискурсивных конструкций. Часть книги, посвященная творчеству А. А. Роу, логично продолжает разрабатывать главную тему монографии — становление российского (советского) кинофэнтези. История постановок По щучьему велению, Кот в сапогах, Королевство кривых зеркал, Варвара-краса... и другие — это история страны, ее народной культуры, тонко и изобретательно переработанной Роу в фильмы-сказки. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся фольклором и его современными формами, жанром фэнтези в кино и на ТВ, историей анимации и мирового кино.

Автор монографии — Нина Спутницкая, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ киноискусства ВГИК. Область научных интересов — мировая анимация, фольклор и постфольклор, отечественное кино, история фэнтези.

Книга доступна в печатном и электронном виде на официальном сайте издательства «Директ-Медиа»: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.