Научная статья на тему 'Образ монстра и экологическая проблематика в мейнстриме США 2000-х годов'

Образ монстра и экологическая проблематика в мейнстриме США 2000-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
КИНО / КИНОВЕДЕНИЕ / МЕЙНСТРИМ / КОММЕРЧЕСКАЯ КИНОПРОДУКЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казючиц Максим Федорович

В статье рассматривается проблема адаптации современного коммерческого кино к актуальным общественным запросам. На примере анализа фильма «Мир юрского периода 2» выявляются популярные за рубежом темы экологии, защиты животных, клонирования, браконьерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ монстра и экологическая проблематика в мейнстриме США 2000-х годов»

ARS RHETORICA | Арт-критикл

УДК 778.5

Образ монстра и экологическая проблематика в мейнстриме США 2000-х годов

Клзючиц м. Ф.

Аннотация

В статье рассматривается проблема адаптации современного коммерческого кино к актуальным общественным запросам. На примере анализа фильма «Мир юрского периода 2» выявляются популярные за рубежом темы экологии, защиты животных, клонирования, браконьерства.

?

й Ключевые слова

с

I кино, киноведение, меинстрим, коммерческая кинопродукция, экология.

1 An image of the monster and the environmental issues in the USA mainstream cinema

§ of the 2000s

« Kazyuchits M. F.

4.

§ Abstract

! The article deals with the problem of adaptation of modern commercial cinema to actual public demands.

к

» The analysis of the film "Jurassic World: Fallen Kingdom" reveals popular abroad topics of ecology, animal

s

| protection, cloning, poaching.

к

| Key words

I cinema, film studies, mainstream, commercial film production, ecology.

«Мир юрского периода 2» — фильм о заповеднике динозавров национального уровня, ставшем глобальной проблемой современности. Перезагрузка франшизы «Парк юрского периода» состоялась в 2015 году. К тому времени все старые герои (кроме Иэна Малкольма) вышли из употребления, даже миллиардер-авантюрист Хэммонд почил в бозе, но проект завещал не менее авантюрному коллеге. Парк стал откровенно переходить из рук в руки и медленно, но неотвратимо превратился во франшизу, на этот раз в буквальном смысле слова. И своя логика в печальной судьбе творения Хэммонда есть. В самом начале, в первом фильме «Парк юрского периода» (1993), он вспоминал, как в молодости завел себе блошиный цирк — естественно, блох никаких не было: все крошечные аттракционы работали на моторчиках, создавали эффект присутствия [1, 205-208]. Парк в фильме 2015 года превратился в натуральный блошиный цирк, или, выражаясь более политкорректно, «диснейленд». Динозавров начали в буквальном смысле дрессировать. Этого, естественно, оказалось мало: посещаемость начала неумолимо падать. Люди не хотели видеть реальность, люди хотели видеть монстров. При всей довольно слабой режиссуре и актерской игре, логику жизни сценаристы проводить пытались. Сказалось, видимо, присутствие, больше символическое, Стивена Спилберга в проекте (в роли исполнительного продюсера). Отсюда, собственно, и начал разматываться

TELEKINET ISSN 2618-9313

ТЕЛЕКИНЕТ ISSN 2618-9313

клубок горя и печали парка с очень простой логикой: если динозавры не природа, а продукт, то их можно купить и использовать потом, как угодно.

В фильме «Мир юрского периода 2» декорация особо не изменилась, игроки — тоже. Дело осложнилось вулканом, который проснулся на острове динозавров. При такой расстановке сил саму идею стоит оценить: впервые за историю франшизы действие переместилось с острова на материк. До этого были только локальные попытки вроде вывоза с острова тиранозавра в «Парке юрского периода 2» в клетке, ^

поразительно напоминающей клетку, в которой вывезли к почтенной публике города Нью-Йорка Кинг- Ц

¡2

конга (фильм 1975 года). |

Главная героиня Клэр Диринг (Брайс Даллас 5

I

Ховард) — столь же легковерна, как и в фильме о 2015 года, как и Джулиана Мур в «Парке юрского Л периода 2» (поставленном Спилбергом), и посему ^

о к

дает себя уговорить снова вернуться на остров. Оуэн Ц

е

Грэйди (Крис Пратт) продолжает совершенствовать §

И

навыки дрессуры велоцирапторов и также дает Клэр уговорить себя вернуться. В сюжет снова § вводятся контрабандисты-торговцы животными,

§

карикатурно отрицательные. Надо заметить, что | продюсеры неоднократно заявляли: надо расширять границы ареала юрского парка, ибо островная модель себя исчерпала.

Действие довольно быстро переносится на материк: динозавров перевезли и спрятали в подземном бункере под домом миллиардера Локвуда (Джеймс Кромвелл), давшего деньги на спасение динозавров (он, как водится, не знал всей подоплеки игры). Экологическая тематика, которая только намечалась в «Мире юрского периода», здесь разработана детально. Кульминация фильма — грандиозный подпольный аукцион, на котором выжившие динозавры распродаются с молотка. Заслуживает внимания небольшая, но как всегда яркая роль Тоби Джонса, сыгравшего роль зловещего распорядителя-посредника распродажи холоднокровных Гуннара Эверсола.

Мотивы натасканных на убийство велоцирапторов и еще более монструозного динозавра из «Мира юрского периода» слились в один. В результате в «Мире юрского периода 2» появился гибрид с интеллектом велоцираптора и размерами тиранозавра. От него, впрочем, сценаристы поспешили избавиться во второй половине фильма.

Развязка истории — массовый побег динозавров из подземных казематов на свободу: в леса, города, луга и поля. Стоит ли удивляться, что освободившая динозавров внучка Локвуда сама оказалась не внучкой, а клоном (!) погибшей дочери миллиардера. При всем благородстве экологического месседжа финальная фраза девочки вослед бегущему на волю стаду динозавров: «А разве можно поступить иначе?! Ведь они — живые, как и я!» — вызывает известный когнитивный диссонанс. В любом случае авторам явно не терпелось укоренить динозавров среди людей и сделать то, что откладывалось столько лет: батл между динозаврами и людьми за доминирование в пищевой цепи.

Сказать, насколько опасны для человечества в целом полтора десятка сбежавших динозавров сложно. В следующем фильме все может снова вернуться на круги своя: и вместо парка на острове появится национальный заказник юрского периода [2], например, где-нибудь в Аризоне.

Фильм привлекателен не только высокобюджетными батл-сценами динозавров и эффектной гибелью парка вместе с островом в пламени вулкана. «Мир юрского периода 2» — это первый проект франшизы,

где чудовищами оказались отнюдь не динозавры. Литература

1. КраИтон М. Парк юрского периода. М.: Амфора, 2005. 624 с.

2. Bradshaw P. Jurassic World: Fallen Kingdom review — dino-flaws galore in series headed for extinction.— URL: https://www.theguardian.com/film/2018/jun/05/jurassic-world-fallen-kingdom-review-dino-flaws-galore-in-series-headed-for-extinction

References

1. Krajton M. Park yurskogo perioda. M.: Amfora [Crichton M. Jurassic Park. M.: Amphora], 2005. 624 s.

2. Bradshaw P. Jurassic World: Fallen Kingdom review — dino-flaws galore in series headed for extinction.— URL: https://www.theguardian.com/film/2018/jun/05/jurassic-world-fallen-kingdom-review-dino-flaws-galore-in-series-headed-for-extinction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.