Научная статья на тему 'История кино в контексте. История итальянского кино: хронология основных событий. Часть I'

История кино в контексте. История итальянского кино: хронология основных событий. Часть I Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
КИНО ИТАЛИИ / "ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА" / ЭПОХА ПРИМИТИВОВ / КИНОПРОИЗВОДСТВО / НЕМОЕ КИНО / ПИОНЕРЫ КИНО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кураш Артур Петрович

Первая часть материала о развитии итальянского кино предлагает хронологию основных событий:1894-1904 гг. Национальная кинематография рассматривается в контексте развития мирового кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История кино в контексте. История итальянского кино: хронология основных событий. Часть I»

AD MARGINEM | Кино-, теле- и другие культуры

УДК 778.5

История кино в контексте. История итальянского кино: хронология основных событий. Часть I

Кураш А. П.

Аннотация

Первая часть материала о развитии итальянского кино предлагает хронологию основных событий: 1894-1904 гг. Национальная кинематография рассматривается в контексте развития мирового кино.

Ключевые слова

кино Италии, «Прекрасная эпоха», эпоха примитивов, кинопроизводство, немое кино, пионеры кино. Film history in context. History of Italian cinema: the chronology of main events. Part I

Kurash A. P.

Abstract

The first part of the material on the development of Italian cinema offers a chronology of the main events from 1894-1899. National cinema is considered in the context of the development of world cinema.

Keywords

cinema of Italy, «The Beautiful Epoch», the era of primitives, film production, silent cinema, pioneers of cinema. 1894-1899

11 ноября 1894: Филотео Альберини (1865-1937)—один из пионеров итальянского кино подает заявку

на получение патента в Министерство Промышленности и Коммерции для созданного им аппарата

«Кинетографа» для съемки и проекции фильма. «Кинетограф» Ф. Альберини был создан несколькими

месяцами ранее »Кинематографа» братьев Люмьер. Однако французы успевают запатентовать свое

изобретение 13 февраля 1894 года и только через год — 19 марта 1895 — снять первую документальную

ленту «Выход рабочих с завода братьев Люмьер». К сожалению, Ф. Альберини пришлось ждать свой

патент (n° 245032) больше года. Его он получает 21 декабря 1895 года. А через 7 дней, 28 декабря

1895 года, в Париже на бульваре Капуцинов в «Гран-кафе» происходит историческое событие: братья

Люмьер проводят первый платный киносеанс из десяти фильмов. В дальнейшем «Кинетограф» Ф. Альберини так и не был запущен в промышленное производство.

май 1895: Турин — Первая публичная демонстрация кинетоскопа Эдисона.

1896: в Италию приезжают первые французские кинооператоры: Альбер Промио, Франчис Дублие, Пьер Шапюи.

13 марта: Рим — на улице Мортаро, д. 17 на фотостудии и магазине фотоаппаратов и пленки «Le Lieure» проходит первый киносеанс, организованный фирмой Люмьер. Через несколько дней подобные просмотры проходят в Неаполе (в салоне «Маргарита») и в Милане.

29 марта: первый киносеанс в Милане, организованный Витторио Кальчина — представителя фирмы Люмьер в Северной Италии.

7 ноября: первый киносеанс в Турине. Вместе с фильмами Люмьер показывается и первая итальянская

лента «Купание Дианы» («IlbagnodiDiana»). Фильм был снят в Милане одним из пионеров кинооператорского искусства Италии — Джузеппе Филиппи (1864-1956, до прихода в кино работал на Центральной почте Милана, был страстным любителем фотографии) [1; 3]. Работал кинооператором в итальянском отделении компании Люмьер.

28 января 1897: Флоренция — король Италии Витторио Эмануэле Фердинандо (1869-1947) и его супруга Елена Черногорская (Елена Петрович Негош, 1872-1952) присутствуют во дворце Питти на киносеансе, организованном В. Кальчина — представителе фирмы Люмьер в Северной Италии. 1898: Рим — Луиджи Топи е Эцио Кристофари открывают первый стационарный кинозал; Неаполь — открывается кинотеатр «Реканати».

1898: миланский фотограф Итало Паккиони (1872-1940) становится первым независимым от Люмьер итальянским кинооператором. На кинокамеру собственной конструкции он снимает первые короткометражные фильмы: «Прибытие поезда на Миланский вокзал» (1897, «L'arrivo del treno alla stazione di Milano»), «Калека-притворщик» (1896, «Ilfintostorpio») и «Клетка сумасшедших» (1896, «Lagabbiadeimatti»). И. Паккиони является автором 6 документальных и 4 игровых фильмов. Вызывает сожаление, что в 1901 году И. Паккиони уходит из кино и продолжает заниматься фотографией. 1898-1900 (-1903?): огромный успех серии авторских лент Леопольда Фреголи (1867-1936, режиссер, актер, сценарист и трансформатор) «Фреголиграф» («Fregoligraph») с «удивительными трансформациями». Хранятся в Национальной Кинотеке — Экспериментальном Центре Кинематографии. Были выкуплены в 1953 году из частной коллекции Луиджи Борсатти, реставрированы в 1996 г.

Фильмография Фреголи:

Fregoli retroscena I e II; Ermete Novelli legge il giornale; Fregoli in palcoscenico; Cappello prestigiatore; Fregoli prestigiatore I e II; Burla al marito I e II; Sogno nuovo; Giardiniere; Bagni di mare; Fregoli al ristorante; Pere cotte; Fregoli barbiere; La serenata di Fregoli; Maestri di musica; Fregoli morte; Fregoli trasformista; Fregoli soldato I e II; Bianco e nero; Al tavolo del ristorante; Fregoli e signora al ristorante; Segreto per vestirsi; Fregoli danza serpentina; La Poupée (III atti); Après le lancement: sortie des invités et du public [5; 6].

1895: родился Марио Камерини (1895-1981), один из самых знаменитых итальянских кинорежиссеров XX века (был женат на русской актрисе—бывшей петербурженке Анастасии Норис Фон Герцфельд— известной в итальянском кино под именем Ася Норис. Одна из самых знаменитых итальянских кинодив 1930-х гг.)

1898: родился Марио Маттоли (1898-1980, режиссер и сценарист) и Тото' (1898-1967, Антонио Де Куртис, знаменитый актер и поэт).

В 1896 году появляются и получают широкое распространение «кинопередвижки» (ilcinemaambulante-портативная киноустановка для демонстрирования кинофильмов, особенно в сельской местности). июнь 1895: Родольфо Намиас публикует первую статью о кинематографе — «Фотографический прогресс» («Il progresso fotografico») 1900-1904

май 1900: в Риме семейная фирма «Коконари и сыновья» (продажа фотооборудования) впервые начинает рекламировать в ежедневных газетах репертуар кинотеатра «Ириде» на улице Корсо. Билет стоил 1,5 лиры и сеанс начинался, если в зале находилось не менее 15 человек. Фильм зачастую сопровождался игрой на пианино.

Историк и критик кино Альдо Бернардини (род. 1935): «В эти годы Рим превращается в своего рода

кузницу кинопредпринимателей» [2].

июнь 1900: Флоренция — Родольфо Ремондини открывает кинотеатр «Эдисон». 1901: Неаполь — Менотти Каттэнэо открывает кинотеатр «Ириде». 1904: Милан — открывается кинотеатр «Эдисон».

20 января 1904: Рим — Филотео Альберини открывает кинотеатр «Чинематографо Модерно» на

улице Национале.

1904: Неаполь — 18-летний студент из богатой неаполитанской семьи Густаво Ломбардо (1885-1951, один из первых выдающихся кинематографистов и продюсеров Италии) открывает кинокомпанию «Фильм Итальяна» (Film Italiana). В 1917 году компания «Фильм Итальяна» преобразовывается в «Ломбардо Фильм» (Lombardo Film), а в 1928 году в «Титанус» [4]. В том же 1928 году Ломбардо переезжает в Рим, а в 193G году переносит в столицу Италии центральный офис своей кинокомпании «Титанус». С переездом Ломбардо в Рим, Неаполь теряет своего лучшего кинопродюсера, а вскоре и статус «киноцентра мирового уровня». Отличительной особенностью Ломбардо как продюсера была не только его способность предвидеть будущее и смелые амбициозные проекты. Выступал против массового производства дешевых, малосодержательных и однообразных фильмов. По его мнению, кино должно преследовать не только извлечение прибыли, но и производить качественную, высокохудожественную и разножанровую кинопродукцию.

1903-1904: после появления в городах и провинциях стационарных кинотеатров появляются и первые торговые агенты — кинодистрибьюторы.

1900: родился Александр Блазетти (19GG-1987), один из самых знаменитых итальянских режиссеров

(имел большую славу и в период фашизма, как и Марио Камерини).

1901: родился Витторио Де Сика (19G1-1974) — знаменитый актер, режиссер, сценарист.

1902: родился Чезаре Дзаваттини (19G2-1989) — знаменитый сценарист (более 8G), драматург,

писатель, поэт и журналист.

1901: отец Фердинандо Родольфи, будущий епископ города Виченца, публикует большую статью «Кинематограф».

Продолжение в следующем номере Литература

1. Кураш А. П. Особенности развития итальянского кинематографа в контексте культурно-исторической реальности конца XIX — первой половины ХХ веков: диссертация... кандидата культурологии. М., 2G13.

2. Bernardini, Aldo. Cinema italiano delle origini [Testo]: gli ambulanti / Aldo Bernardini. — Gemona: La cineteca del Friuli, [2GG1].— 195 p.: il.

3. Berneri, Gamillo. Guerra di classe in Spagna: 1936-1937 [Testo] / Gamillo Berneri.—Pistoia: Edizioni RL, 1971.— 62 p.

4. Brunetta, Gian Piero. Gent'anni di cinema italiano [Testo] / Gian Piero Brunetta.—Roma: Laterza, 1991.— 225 p.

5. Brunetta, Gian Piero. Guida alla storia del cinema italiano: 19G5-2GG3 [Testo] / Gian Piero Brunetta.— Torino: G. Einaudi, [2GG3]. — XXV, 5G1 p.

6. Brunetta, Gian Piero. Storia del cinema italiano [Testo]: in 4 v. / Gian Piero Brunetta.—vol. 1, Roma: Editore Riuniti, 1979.

Фильмография

1. «Купание Дианы» («Il bagno di Diana», 1895, реж. / оператор Джузеппе Филиппи, 1864-1956);

2. «Прибытие поезда на Миланский вокзал» («L'arrivo del treno alla stazione di Milano», 1896, реж. Итало Паккиони, 1872-1940);

3. «Калека-притворщик» («Il finto storpio», 1896, реж. Итало Паккиони) [Игровая сцена];

4. «Клетка сумасшедших» («La gabbia dei matti», 1896, реж. Итало Паккиони) [Игровая сцена];

5. «Гимнасты Медиоланума» («I ginnasti della Mediolanum», 1898, реж. Итало Паккиони).

References

1. Kurash A. P. Osobennosti razvitiya ital'yanskogo kinematografa v kontekste kul'turno-istoricheskoj real'nosti konca XIX — pervoj poloviny HKH vekov: dissertaciya na soiskanie kandidatskoj stepeni. [Features of the development of Italian cinema in the context of cultural and historical reality of the late XIX — the first half of the twentieth century]. M., 2013.

2. Bernardini, Aldo. Cinema italiano delle origini [Testo]: gli ambulanti / Aldo Bernardini. — Gemona: La cineteca del Friuli, [2001].— 195 p.: il.

3. Berneri, Camillo. Guerra di classe in Spagna: 1936-1937 [Testo] / Camillo Berneri.—Pistoia: Edizioni RL, 1971.— 62 p.

4. Brunetta, Gian Piero. Cent'anni di cinema italiano [Testo] / Gian Piero Brunetta.—Roma: Laterza, 1991.— 225 p.

5. Brunetta, Gian Piero. Guida alla storia del cinema italiano: 1905-2003 [Testo] / Gian Piero Brunetta.— Torino: G. Einaudi, [2003]. — XXV, 501 p.

6. Brunetta, Gian Piero. Storia del cinema italiano [Testo]: in 4 v. / Gian Piero Brunetta.—vol. 1, Roma: Editore Riuniti, 1979.

Filmography

Il bagno di Diana, 1895;

L'arrivo del treno alla stazione di Milano, 1896;

Il finto storpio, 1896;

La gabbia dei matti, 1896;

I ginnasti della Mediolanum, 1898.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.