УДК 778.5
История кино в контексте. История итальянского кино: хронология основных событий.
Кураш А. П.
Аннотация
Вторая часть материала о развитии итальянского кино предлагает хронологию основных событий: 1906-1909 гг. Национальная кинематография рассматривается в контексте развития мирового кино.
Ключевые слова
кино Италии, «Прекрасная эпоха», эпоха примитивов, кинопроизводство, немое кино, пионеры кино.
Film history in context. History of Italian cinema: the chronology of main events. Part II
Kurash A. P.
Abstract
The second part of the material on the development of Italian cinema offers a chronology of the main events from 1906-1909. National cinema is considered in the context of the development of world cinema.
Key words
cinema of Italy, «The Beautiful Epoch», the era of primitives, film production, silent cinema, pioneers of cinema.
Часть вторая7
1905-1909
1905: Рим — Филотео Альберини и Данте Сантони (друг Ф. Альберини из Флоренции, финансировал проект) открывают «Первую Итальянскую Кинофабрику» на улице Аппиа Нуова. При кинофабрике находился кинозал, а также помещения и оборудование для обработки пленки и монтажа. Здесь же был снят первый итальянский исторический фильм «Взятие Рима» («La presa di Roma»)- короткометражный, около 10 минут, пленка — 250 метров (N.B. длина пленки обычных фильмов не превышала 40-60 м). Премьерный показ фильма состоялся 20 сентября 1905 года по случаю годовщины взятия Рима в 1870 году (Прим. — 20 сентября 1870 года — конец Папского государства и включение Рима в состав объединенного Итальянского Королевства. Ватикан предает анафеме новое правительство и самоизолируется на многие годы — А.К.).
1 апреля 1906: Рим — «Кинофабрика» Ф. Альберини и Д. Сантони преобразовывается в кинокомпанию «Чинес» (Societa Italiana «Cines») по производству и прокату кинофильмов. На сегодняшний день является старейшей кинокомпанией Италии. В первой половине XX века несколько раз закрывалась.
2 мая 1906: в Турине открывается АО кинокомпания «Артуро Амброзио & С.» — учредители А. Амброзио и Альфредо Гандольфи. Ровно через год — 2 мая 1907 года преобразовывается в кинокомпанию «Амброзио Фильм». Артуро Амброзио (1870-1960) является одним из первых знаменитых итальянских режиссеров и продюсеров. К примеру, в 1912 / 1913 А. Амброзио продюсировал в среднем по 200 фильмов в год. Став самой крупной кинокомпанией в период немого кино, к сожалению, просуществовала до 1924 года
7 Продолжение, начало см. № 2(3)
78
(была закрыта по причине экономического кризиса). С именем А. Амброзио связано появление первых исторических фильмов, получивших международное признание. К примеру, «Последние дни Помпеи» (1908), «Галилео Галилей» (1909), «Гамлет» (1914) и др. С 1906 по 1923 силами «Ambrosio Film» было снято более 1300 фильмов (художественных и документальных).
1907: кинокомпания «Чинес» («Cines») открывает в Нью-Йорке собственное дистрибьюторское агентство. 13 мая 1907: Турин — Карло Росси и Гульельмо Реммерт учреждают кинокомпанию «Карло Росси & C.». 1908: Рим — открывается фирма по прокату и продаже фильмов «VELF» (Vendita e locazione films) герцога Д'Акуара (duca D'Acquara).
июнь 1908: Милан — учреждается кинофирма «Саффи-Комерио» («Saffi-Comerio»), преобразованная в 1909 году в «Milano Films».
сентябрь1908: Турин — кинокомпания «Карло Росси & C.» перекупается Джованни Пастроне и Карло Щаменго и переименовывается в кинокомпанию «Итала Фильм» («Itala Film») — одну из самых авторитетных на заре кинематографа.
Турин становится кинематографической «Меккой» раньше Голливуда.
Джованни Пастроне (1883-1959, настоящее имя Пьеро Фоско; псевдоним ему придумал Габриэле Д'Аннунцио) — выдающийся кинематографист (режиссер, актер, сценарист, продюсер). В 1910 году снимает впервые в истории кино 30-минутный фильм «Падение Трои» (600 м), в 1914 году — знаменитый исторический фильм-блокбастер «Кабирия» продолжительностью 4 часа (4800 м, бюджет — 2.000.000 лир), получивший мировое признание. Автор фильмов «Аньезе Висконти» (1910, «Agnese Visconti» — не сохранился); «Падение Трои» (1914, «La caduta di Troia»); «Истинная тигрица» (1916, «Tigre reale» по одноименному роману вериста Джованни Верга — любовная история русской графини Натки и дипломата Джорджио Ла Ферлита); «Огонь» (1915, «Il fuoco») и др. В 1919 году Дж. Пастроне неожиданно теряет интерес к кино. Несмотря на уговоры и выгодные предложения он покидает компанию «Итала Фильм» и начинает заниматься экспериментальной медициной.
1909: Неаполь — Эльвира Кода Нотари и ее муж Никола Нотари учреждают семейную кинокомпанию «Фильм Дора» («Film Dora»), переименованную в 1915 году в «Дора Фильм». В течение нескольких десятилетий эта кинокомпания была одной из самых авторитетных и успешных в Европе. Эльвира Кода Нотари (1875-1946), первая в Италии женщина кинорежиссер, крупный кинопродюсер (сама писала сценарии, занималась монтажом, иногда сама исполняла роли; имела суровый нрав). Э. Нотари первой начала снимать фильмы с женскими историями, которые, вполне возможно, были типичными для Неаполя: об обольщенных и обманутых девушках; о юных красавицах, втянутых любовниками-сердцеедами в сомнительные дела; о решительных матерях, способных постоять за честь семьи. (Ее любимой писательницей была знаменитая в те годы Каролина Инверницио (1851-1916), автор 123 романов; критики называли К. Инверницио «добросовестной курицей народной литературы») Во многом благодаря титанической работе «Дора Фильм» и, безусловно, других кинокомпаний, в начале XX века Неаполь становится одним из европейских центров кинематографии (второй после Турина). Семейной кинокомпанией «Дора Фильм» было снято около 60 полнометражных фильмов и более 100 короткометражных и документальных фильмов, киножурналов имевших огромную популярность в самом Неаполе, во всех южных областях Италии и в Латинской Америке. Через несколько лет своего существования «Дора Фильм» открывает свою Школу кинематографии в Неаполе и отделение продаж в Нью-Йорке.
С приходом фашистов к власти, кинокомпания начинает испытывать значительные трудности. В 1930 году, ввиду многих проблем (нарастающие конфликты с властями, а также технические сложности с появлением
звукового кино), кинокомпания закрывается.
1905: Венеция — театр «Ридотто» становится первым стационарным кинотеатром в городе.
1905: Неаполь — Леонардо Руджери открывает кинотеатр «Salon Parisien». Количество кинозалов
в городе около 30.
1909: первый кризис кинопроизводства. Речь идет о кинематографическом буме предыдущих двух годов, выявивших серьезные проблемы: низкий художественный уровень картин; низкая квалификация работников, необходимость внедрения нового кинооборудования, неотлаженная система производства и реализации. Становится очевидной необходимость смены первого поколения итальянских кинематографистов-любителей. На рынке предпочтение отдается трем киножанрам: исторический, мелодрама, комедия [2].
1909: в Неаполе учреждается профсоюз «Федерация итальянских кинооператоров» («Federazione operatori cinematigrafici italiani» — Foci).
октябрь 1909: в Милане проходит «Первый Международный Конкурс Кинематографии» («Primo Concorso Mondiale di Cinematografia»). Главный приз присужден итальянскому фильму «Нерон» (реж. Луиджи Маджи, «Амброзио Фильм») (см. ниже).
ноябрь 1906: документальный фильм «Школа верховой езды в Пинероло» («La scuola di cavalleria in Pinerolo») — реж. Джованни Витротти (Туринская кинокомпания «Артуро Aмброзио & C.») напечатана в 837 копиях.
1906: родился Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Aмедео Надзари (Nazzari).
1908: выход на экраны первой киноверсии «Последние дни Помпеи» (реж. Луиджи Маджи, «Амброзио
Фильм»).
1908: по заказу «Амброзио Фильм» профессор Туринского университета Камилло Нэгри снимается в первом научно-документальном фильме «Невропатология» — («La neuropatologia»; 170 м; режиссер и оператор Роберто Оменья; режиссер — К. Нэгри). Премьера в феврале 1908 в кинотеатре «Биограф» (Турин); позже в Милане и во Франции.
В широкий прокат фильм не пошел. Copia conservata presso: Museo Nazionale del Cinema (Torino), Istituto Luce (Roma).
1909: успех фильма «Беатриче Ченчи» (реж. Марио Казерини, кинокомпания «Cines»). Всего в период немого кино было снято 5 фильмов (позже еще 5 звуковых) о драматической судьбе римской аристократки Беатриче Ченчи (1577-1599), убившей своего отца-истязателя Франческо Ченчи и приговоренной за это к смертной казни.
1909: международный успех фильма «Нерон» (реж. Луиджи Маджи, «Амброзио Фильм»). Продолжительность — около 14 минут. Снят по одноименной драме Пьетро Косса (1872). Всего было продано 300 копий. Присужден главный приз на «Первом Международном Конкурсе Кинематографии» в Милане.
1909: кинокомпания «Амброзио Фильм» приступает к съемкам «Золотой серии» — фильмам, ставшим одними из лучших в начале XX века: «Ложная клятва» (1909, «Spergiura!»), «Гренадер Ролан» (1911, «Il granatiere Roland»), вторая версия «Последние дни Помпеи» (1913, «Gli ultimi giorni di Pompei»), «Золотая свадьба» (1911, «Nozze d'oro»); документальный фильм «Жизнь бабочек» (1911, «La vita delle farfalle») и др.
1909: кинокомпания «Пинески» («Pineschi», 178 м, реж.Оресте Герардини) в фильме «Саффо» (сцены из античной Греции) впервые указывает в титрах имя исполнительницы главной роли Ренаты Моранди Герардини.
1909: Турин — кинокомпания «Итала Фильм» подписывает контракт со знаменитым французским комиком, режиссером и сценаристом Андре Дидом («André Deed», настоящее имя — Henri André Augustin Chapais, 1879-1940). С именем этого актера связана целая эпоха в Немом кино. С 1909 по 1911 и с 1915 по 1920 гг. сыграл в более 90 короткометражных комических фильмах. Созданный им образ «Крэтинетти» («Cretinetti») — глупого молодого человека, попадающего в нелепые ситуации, имел огромнейшую популярность во всем мире. Успех А. Дида вызвал в Италии множество подражателей. В России образ Крэтинетти был известен как «Глупышкин» [1].
18 мая 1907: писатель Джованни Папини публикует в газете «La Stampa» гневную статью «Философия кинематографии» («La filosofia del cinematógrafo»). В частности, он пишет: «Кинематографы (т.е. кинотеатры, кинозалы), с их неслыханной дерзостью, их огромными афишами с национальным триколором, которые меняются ежедневно, этими сиплыми романсами их фонографов, утомительными зазывными оркестриками, скрипучими воплями их мальчиков в красных одеждах — всем этим наводнены все наши главные улицы; вытесняются кафе, захватываются холлы ресторанов и бильярдные залы; они вступают в сговор и с барами. А эта их дугообразная рекламная иллюминация, которую они с бесстыдством и неожиданно включают на старых площадях! Пора признать, что все это мало-помалу грозит исчезновению театров, подобно тому, как с появлением трамваев исчезли экипажи, газеты вытеснили книги, а бары — кафе» [6] (Перевод — А.К.).
1907: начало масштабной популяризации немого кино как современного искусства. Писатель и журналист Гуалтьеро Фаббри (Gualtiero Ildebrando Fabbri, 1861-1929) пишет новеллу «В кинозале» («Al cinematógrafo», изд. P. Tonini). Тираж 40.000. Презентация брошюры с новеллой Г. Фаббри состоялась в Милане в кинотеатре «Маркони» (владелец Пьетро Тонини, он же организовал литературный конкурс с целью пропаганды кино и присудил приз новелле Г. Фаббри). Сюжет новеллы: молодой человек Гастоне Фэди, изнывая от скуки, замечает симпатичную девушку, которая идет в кинотеатр со своей семьей. Желая познакомиться с девушкой (Ольгой), Гастоне заходит в кинотеатр и открывает для себя волшебный мир кинематографа. Новелла Г. Фаббри «В кинозале» представляет большой интерес и в наши дни, однако речь идет не о художественных достоинствах, а о подробном документальным описании организации кинопросмотров в начале века [4].
1908: появляются первые солидные журналы, полностью посвященные кино: «Lux» (Густаво Ломбардо), «La rivista fono-cinematografica», «La cinematografía italiana», «La cine-fono». В одном только Неаполе в 1908 году появилось 6 новых киножурналов.
1908: Риччиотто Канудо (1877-1923, писатель, драматург, поэт, журналист и кинокритик (автор сотен статей), герой Первой мировой войны — воевал в составе французского иностранного легиона и имел много наград) пишет первые теоретические статьи о кино. Считается одним из первых теоретиков кино (даже первым теоретиком), исследовавших эстетику кинематографии и проблемы создания кинообраза. В Манифесте «Рождение шестого искусства» (1911) Р. Канудо, в частности, предвидит способность кинематографа синтетического соединения пластических (танец, актерское искусство и т.п.) и пространственно-временных видов искусств (живопись, скульптура, фотография, архитектура и т.п.). Кино, как «седьмой вид искусства», Р. Канудо рассматривал как «новое выразительное средство», «фабрикой образов», «светописьменностью». В 1923 году, незадолго до смерти Р. Канудо, вышел первый сборник его статей о кино «Размышления о седьмом искусстве» («Riflessioni sulla settima arte»). В 1927 году в память о выдающемся кинокритике была издана его книга «Фабрика образов» («L 'officina delle immagini»).
29 июля 1908 года: поэт и критик Энрико Товец (1869-1925, Enrico Thovez) публикует в газете "La
Stampa" свою первую статью, в которой выражает смелую и неожиданную для своего времени мысль: XX век будет веком кино !
(L 'idea che ilNovecento sia semplicemente "il secolo del cinema")
N.B. В первом десятилетии XX века в итальянском немом кино появляются много женщин-кинематографистов: директоров кинокомпаний и школ драматического искусства, продюсеров, режиссеров, сценаристов, художников, монтажеров. Была даже известная кинооператор Эстер Джентили. Большая часть женщин занимались «превращением» черно-белого кино в цветное, раскрашивая кинопленку вручную кадр за кадром (il lavoro di colorare a mano le pellicole). Любопытно, что для итальянских женщин -кинематографистов авторитетом с мировым именем была советский режиссер документально-исторических фильмов Шуб Эсфирь Ильинична (1894-1959) — первоклассный монтажер фильмов («№ 1») на фабрике «Госкино» (позднее «Мосфильм») с 1922-1942 гг. Речь идет о творческих находках монтажа Э. И. Шуб (фактически перемонтажа): включение документальных кадров в художественно-публицистические фильмы (к примеру, документальный фильм «Падение династии Романовых», 1927) [3, 5].
(Продолжение в следующем номере)
Литература
1. Кураш A. П. Особенности развития итальянского кинематографа в контексте культурно-исторической реальности конца XIX — первой половины ХХ веков: дис. ... канд. культурол. М., 2013. 224 с.
2. Bernardini A. Cinema italiano delle origini: gli ambulanti / Aldo Bernardini. Gemona: La cineteca del Friuli, 2001. 195 p.
3. Berneri C. Guerra di classe in Spagna: 193б-1937 / Camillo Berneri. Pistoia: Edizioni RL, 1971. б2 p.
4. Brunetta G. P. Cent'anni di cinema italiano [Testo] / Gian Piero Brunetta.—Roma: Laterza, 1991. 225 p.
5. Brunetta G. P. Guida alla storia del cinema italiano: 1905-2003 / Gian Piero Brunetta. Torino: G. Einaudi, 2003. 501 p.
6. Brunetta G. P. Storia del cinema italiano: in 4 v. / Gian Piero Brunetta.—vol. 1, Roma: Editore Riuniti, 1979. References
1. Kurash A. P. Osobennosti razvitiya ital'yanskogo kinematografa v kontekste kul'turno-istoricheskoj real'nosti konca XIX — pervoj poloviny HKH vekov: dissertaciya na soiskanie kandidatskoj stepeni [Features of the development of Italian cinema in the context of cultural and historical reality of the late XIX — the first half of the twentieth century]. M., 2013.
2. Bernardini A. Cinema italiano delle origini: gli ambulanti / Aldo Bernardini. Gemona: La cineteca del Friuli, 2001. 195 p.
3. Berneri C. Guerra di classe in Spagna: 193б-1937 / Camillo Berneri. Pistoia: Edizioni RL, 1971. б2 p.
4. Brunetta G. P. Cent'anni di cinema italiano [Testo] / Gian Piero Brunetta.—Roma: Laterza, 1991. 225 p.
5. Brunetta G. P. Guida alla storia del cinema italiano: 1905-2003 / Gian Piero Brunetta. Torino: G. Einaudi, 2003. 501 p.
6. Brunetta G. P. Storia del cinema italiano: in 4 v. / Gian Piero Brunetta.—vol. 1, Roma: Editore Riuniti, 1979.