ARS RHETORICA | Искусство риторики
УДК 778.5
История кино в контексте. История итальянского кино: хронология основных событий. Часть 3
Кураш А. П.
Аннотация
Третья часть материала о развитии итальянского кино предлагает хронологию основных событий: 1910-1914 гг Национальная кинематография рассматривается в контексте развития мирового кино.
Ключевые слова
кино Италии, «Прекрасная эпоха», эпоха примитивов, кинопроизводство, немое кино, пионеры кино.
Film history in context. History of Italian cinema: the chronology of main events. Part III
Kurash A. P. Abstract
The third part of the material on the development of Italian cinema offers a chronology of the main events from 1906-1909. National cinema is considered in the context of the development of world cinema.
Keywords
cinema of Italy, «The Beautiful Epoch», the era of primitives, film production, silent cinema, pioneers of cinema.
(Продолжение, начало см. №№ 2018. 2(3), 3(4))
1910-1914
1910: Неаполь — Густаво Ломбардо (1885-1951; см. 1904 г.) учреждает кинодистрибьюторскую компанию «Сигла» («Sigla» — Societa italiana Gustavo Lombardo anónima).
1910: кинокомпания «Амброзио Фильм» отправляет в командировку в Россию своего лучшего кинооператора Джованни Витротти (1882-1966) с целью «оказать поддержку зарождающемуся русскому кинематографу».
Справка: Дж. Витротти — «человек-легенда итальянского кино»; один из самых лучших и известных кинооператоров Италии первой половины XX века. Снял сотни документальных и игровых лент (в некоторых выступал как оператор и режиссер). Наиболее известные работы: «Последние дни Помпеи» (1908, «Gli ultimi giorni di Pom-pei»), «Хромой дьявол» (1909, «Il diavolo zoppo»), «Покинутая Дидона» (1910, «Didone abbandonata»), «Джоконда» (1910, «La Gioconda»), «Теодора» (1919, «Teodora»), серии комических фильмов о Робинэ («Robinet», актер Марсель Фабре), Фрико («Fricot», актер Эрнесто Вазер), Джиджетта (актриса Luigia "Gigetta" Morano) и др. В 1920-1930-х гг. работал в Германии. В 1940 г. вернулся в Италию. После Второй мировой войны снимал в основном короткометражные фильмы [подробнее см. 1].
В России Витротти участвовал в съемках документальных и игровых фильмов: «Бахчисарайский фонтан» (1909/1910, реж. Я. Протазанов), «Песня каторжанина» (1911, реж. Я. Протазанов), «Каширская старина (1911, реж. В. Кривцов), «Кавказский пленник» (1911, реж. Дж. Витротти), «Анфиса» (1912, реж. Я. Протазанов), «Ключи счастья» (1913, реж. В. Гардин и Я. Протазанов) и др. Вызывает сожаление, что в истории российского кино имя Витротти фактически забыто. В то же время факт его командировки в Россию специально отмечается итальянскими историками кино.
1911: Международный киноконкурс в Турине по случаю 50-летней годовщины объединения Италии (конкурс был проведен в рамках «Выставки промышленности и труда» в Турине, 1911 г). Первая премия: «Золотая свадьба» («Nozze d'oro», 1911, реж. Луиджи Маджи, 10 мин.; «Амброзио Фильм», Турин); документальный фильм «Жизнь бабочек» («La vita delle farfalle», 1911, реж. Роберто Оменья, 11 мин. 50 сек.; «Амброзио Фильм», Турин). 1911: компания «Милано Фильм» снимает первый полнометражный фильм «Ад» — по произведению Д. Алигьери «Божественная комедия» («Inferno», 1200 мт, 68 минут, реж. Франческо Бертолини, Джузеппе де Лигуоро, Адольфо Падован).
Малоизвестный факт: съемки фильма «Ад» проходили в Армении, а именно в созданных там павильонах (источник: https://www.lascighera.org/tra-cine-citt-e-la-bovisa-due-pionieri-del-cinema-italiano. — А. К.). Фильм восстановлен в 2002 г. с саундтреком «Tangerine Dream». 1911: Режиссер Роберто Оменья (1876-1948) снимает первый итальянский научно-популярный фильм «Жизнь бабочек» («La vita delle farfalle», ч/б, 35 мм, 242 м, 11 мин. 50 сек., пр-во «Società Anónima Ambrosio», Турин). Другие названия: «Das Leben der Schmetterlinge», «La vie des papillons», «The Life of the Butterfly».
При создании была использована техника «интервальной съемки» (time lapse). Съемочный период: 1,5 месяца в альпийском городке Бьелла (Пьемонт) и в долине Валь Д'Аяс (Val dAyas) у подножия Монте-Роза. Автор идеи, сценария и титров — крупнейшей представитель итальянской «сумеречной» поэзии Гвидо Гоццано (1883-1916). Фильм посвящен исследованию полного жизненного цикла бабочки Аполлон (Parnassius apollo) — желанной добычи европейских коллекционеров. Успехи: 1911 г.— приз за лучший документальный фильм (в категории «научный фильм») на Международном конкурсе кино в Турине (в рамках Международной выставки промышленности и труда в Турине, 1911); премия 5000 лир от Министерства народного образования Италии.
Прокат: Италия, Австрия, Франция, Германия, Англия.
В настоящее время одна отреставрированная копия киноленты хранится в Национальном музее кино в Турине; другая — в Национальной кинотеке в Риме (французская версия).
1911-1913: с появлением полнометражных фильмов в Италии открываются первые просторные кинотеатры класса «люкс»: в Генуе — «Этторе Вернацца» («Ettore Vernazza», 1200 мест), во Флоренции — «Экселотор» («Excelsior», 1000 мест). 1912: Рим — кинокомпания «Чинес» (Società Italiana «Cines») учреждает для продвижения на рынок своих фильмов дистрибьюторскую компанию «Сапик» («Sapic»).
26 марта 1912: Вступает в силу циркуляр Министерства сельского хозяйства, промышленности и торговли Италии о сохранении авторских прав на кинопродукцию.
1912: Возникают первые кинообъединения: в Милане «Ассоциация Кинематографистов Италии» (Associazione dei cine-matografisti d'ltalia); в Турине «Итальянский Союз Кинематографистов» («Unione italiana cinematografisti»). 1912: первые попытки киносъемок с цветным изображением при помощи английской системы «Kinemacolor» (создатель — Джордж Альберт Смит, 1864-1959). «Kinemacolor» представлял собой аппарат для съемки и проекции обычной черно-
белой пленки, пропущенной через красный и зеленый фильтр. Два фильтра устанавливались на камеру во время съемки, и два фильтра — во время проекции на экран. Камера «Kinemacolor» работала в два раза быстрее, чем обычно: вместо 16 кадров в секунду — 32 кадра в секунду. Обтюратор кинокамеры соответствовал размеру фильтра. Первый цветной «Поездка на курорт» («А visit to the seaside», 8 мин.) был показан в английском фешенебельном приморском курорте Брайтон в 1908 г. «Kinemacolor» имел большой спрос в период 1908-1914 гг. в разных странах Европы, США, Японии. В эти годы было снято более 50 цветных фильмов. Однако из-за дороговизны проектора, технических проблем при повышенной скорости съемки и быстрого износа материалов, в 1914 г. спрос на «Kinemacolor» прекратился.
25 июня 1913: принимается закон № 785 о цензуре в области кино, известный как «закон Факта» (по фамилии министра финансов Луиджи Факта, 1861-1930) и вводится налог на кинопленку.
Идея о необходимости контроля деятельности кинематографистов возникла в 1907 г. после выхода на большой экран небольшой документальной ленты о хирургической операции. По убеждению министра внутренних дел Джованни Джолитти (1842-1928) демонстрируемые кадры этой операции являются «шокирующими и неприличными».
1913: кино Италии прочно утверждается на международном кинорынке. Мировой успех итальянского фильма «Кво Вадис?» или «Камо грядеши» («Quo Vadis», реж. Энрико Гуаццони, пр-во «Чинес», 1912).
GABRIELE D'ANNUNZIO
CABIRIA
&
1913: кинодебют знаменитой театральной актрисы Лиды Борелли (1884-1959) в мелодраме «Но любовь моя не умрет!» («Ma l'amor mio non muore!», реж. Марио Казерини, 90 мин., пр-во «Film Artística Gloria», Турин). Фильм получил большой мировой успех. С появлением в кино Борелли коренным образом меняется отношение итальянской аристократии к киноискусству. Впервые установливается тесное сотрудничество кино, литературы и театра. По мнению итальянских киноведов, данный период раннего кино Италии можно по праву называть «триумфальными годами бореллизма».
1913: международный успех итальянского кино способствует неожиданному появлению в Италии отечественных кинозвезд мировой величины. Теперь каждый итальянец не только хорошо знает, но и гордится своими великими соотечественницами: Франческа Бертини (1892-1985), Лида Борелли (1884-1959), Пина Меникелли (Pina Menichelli, 1890-1984). 1913: С приходом в кино театральных звезд и мировым успехом итальянских кинокартин кинематографисты ставят перед собой задачу немедленного развития кино. В первую очередь, поиска новых выразительных средств и совершенствования кинотехники, что позволит не только укрепить международный успех итальянского кинематографа, но и доказать, что в (немом) кино выдающийся театральный актер способен показать все грани своего драматического мастерства точно так же, как на театральной сцене.
1914: Рим — молодой вице мэр Неаполя, юрист Джузеппе Бараттоло (1882-1949, Giuseppe Barattolo) учреждает кинокомпанию «Цезарь Фильм» («Caesar Film»). Фактически речь идет о переименовании компании «Societá Anonima Barattolo-Giomini-Pan-ella» (по фамилиям учредителей: Barattolo, Giomini, Panella).
Джузеппе Бараттоло является одним из лучших продюсеров кино Италии первой половины XX века. Речь идет о продюсировании наиболее значимых кинолент Италии начала XX века: «Кво Вадис» (1912, «Quo Vadis», реж.Энрико Гуаццони), «Кабирия» (1914, «Cabina», реж. Джованни Пастроне), «Ассунта Спина» (1915, «Assunta Spina», реж. Франческа Бертини, Густаво Серена), «Нэлли Ла Жиголетт — танцовщица Таверны Нера» (1914, «Nelly la Gigolette — La danzatrice della Taverna Nera», реж. Эмилио Гионе), «Любовь воровки» (1915, «Amore di ladra», реж. Густаво Серена), «В Сан-Франциско» (1915, «A San Francisco», реж. Густаво Серена), «Дама с камелиями» (1915, «La signora dalle camelie», реж. Густаво Серена), «Одетт» (1916, «Odette», реж. Giuseppe De Liguoro), «Старая синьора» (1932, «La vecchia signora», реж. Амлето Палерми). В 1919 г. Бараттоло становится Генеральным Директором «Итальянского Союза Кинематографии» (учрежден в 1919 г.). 1911: Джузеппе Бараттоло открывает собственную сеть кинозалов.
31 мая 1914 года: дополнительно к «закону Факта» выходит королевский декрет № 532, определяющий зрелищным предприятиям ряд запретов для публичного показа, а именно: неуважение (оскорбительный характер) нравственных ценностей, обычаев, национального достоинства и общественного устройства; наличие сцен жестокости и ситуаций, побуждающих к совершению злодеяния. Положения данного королевского декрета сохранялись почти без изменений до 1962 г 4 октября 1914: принимается закон № 1114 об авторском праве в кино. 14 декабря 1914: вводится налог на билеты в кинотеатрах.
1914: фильм «Затерянные во мраке» («Sperduti nel buio», реж. Нино Мартольо, сценарий Р. Бракко, «Моргана-фильм»), по пьесе известного неаполитанского драматурга Роберто Бракко (1861-1943; он же автор сценария), дает начало реалистическому направлению в кино Италии. Появление этого течения во многом обусловлено господствующим в Италии со второй половины XIX века художественному направлению в литературе и искусстве — «verismo». Главная особенность «веризма» — правдоподобность, документальность; бесстрастное, объективное повествование, авторский «принцип безличия». Фильм «Затерянные во мраке» является одним из лучших произведений периода Великого немого кино, бесспорным «отцом неореализма» и первым реалистическим фильмом в истории мирового кино. К сожалению, фильм утрачен. Единственная копия ленты, хранившаяся в Экспериментальном Центре Кинематографии в Риме, была изъята немецкими солдатами во время Второй мировой войны, и ее дальнейшая судьба неизвестна.
18 апреля 1914: премьерный показ первого исторического фильма-блокбастера (бюджет 2.000.000 лир) «Кабирия» («Cabiria», реж. Джованни Пастроне, пр-во «Itala Film», 114 мин, 1914) о тяжелой судьбе римской девушки Кабирии в период военного противостояния Рима и Карфагена (III век до н.э.). Продолжительность первой версии — более 4 часов (4800 мт.); в дальнейшем фильм был значительно сокращен по требованию прокатчиков. В рекламных целях, с гонораром в 50.000 лир, экспликация к фильму была написана Габриэле Д'Аннунцио (1863-1938) — «величайшим поэтом-любовником на всех пяти континентах». Фильм имел большой коммерческий успех.
В нескольких сценах впервые была использована подвижная камера на тележке (что внесло глубину изображения и показало пространство), крупные и средние планы, обратная точка съемки и спецэффекты при помощи многократной экспозиции (сцена кошмарного сна Кабирии с появлением из темноты «зловещей руки»), графика на пленке, контрастная светотень при помощи электроосвещения (сцена жертвоприношения). Другим техническим новшеством Пастроне стала изобретенная им система перфорации кинопленки, долгие годы считавшаяся как наиболее удачная. Авторство многих нововведений и смелых экспериментов студии «Итала Фильм» принадлежало не только Пастроне, но и оператору-постановщику, выдающемуся испанскому кинематографисту Сегундо Дэ Шомону (Segundo Víctor Aurelio de Chomón y Ruiz, 1871-1929). Считается, что перечисленное техническое новаторство (особенно, подвижная камера) оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мирового кинематографа, в первую очередь на творчество американских режиссеров Де Милль Сесиль Блаунт — (1881-1959) и Дэвида Уорка Гриффита (1875-1948) ^м. 2—6]. 1912: родился Микеланджело Антониони (29.09.1912-30.07.2007). 1914: родились:
— Альберто Латтуада (1914-2005, продюсер, режиссер, сценарист и актер);
— Пьетро Джерми (1914-1974, режиссер, актер, сценарист);
— Сузо Чекки д'Амико (1914-2010, настоящее имя Джованна Чекки, сценаристка — «Рокко и его братья», «Похитители велосипедов», «Очи черные» и др.);
— Марио Бава (1914-1980, режиссер, сценарист, кинооператор, мастер итальянских фильмов ужаса и спецэффектов);
— Витторио Коттафави (1914-1998, режиссер и сценарист).
1910: учреждается журнал «Кинематографическая жизнь» («La vita cinematográfica»).
1911: выходит в свет монография футуриста Антона Джулио Брагалья (1890-1960, режиссер, кинокритик, эссеист, продюсер) «Футуристическая фотодинамика» («Fotodinamica futuristica»). Вместе с братьями Артуро и Карло Лудовико, Антон Брагалья занимается поиском инновационных приемов в фотоискусстве и киноизображении, при этом особое внимание уделяет фотодинамике и издает «фотодинамические» открытки. Свои экспериментальные поиски братья проводят при финансовой поддержке футуристов, в первую очередь, благодаря лидеру движения Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944). 1914: учреждается журнал «Фильм» («Film»).
1911: общее кинопроизводство в Италии: снято 1025 короткометражных и 4 полнометражных фильмов.
1912: год максимального довоенного кинопроизводства. Кинокомпании Турина снимают 569 фильмов; Рима — 420; Милана —
120 (из которых 88 кинолент — кинокомпания «Милано Фильм»); Неаполя — 30.
1913 — кинокомпании Турина снимают 268 фильмов; Рима — 184; Милана — 64;
1914: общее кинопроизводство в Италии: снято 937 короткометражных и 90 полнометражных фильмов; максимальный рост экспорта итальянской кинопродукции в США; «итальянское кинонашествие» на всех континентах! ^м. 2—6]
(продолжение следует)
Литература
1. Кураш А.П. Особенности развития итальянского кинематографа в контексте культурно-исторической реальности конца XIX-первой половины ХХ веков: диссертация на соискание... канд. культурологии. М., 2013. 224 с.
2. Bernardini, Aldo. Cinema italiano delle origini [Testo] : gli ambulanti / Aldo Bernardini. - Gemona : La cineteca del Friuli, [2001]. 195 p.
3. Berneri С. Guerra di classe in Spagna: 1936-1937 [Testo] / Camillo Berneri. Pistoia: Edizioni RL, 1971. 62 p.
4. Brunetta G. P. Cent'anni di cinema italiano [Testo] / Gian Piero Brunetta. Roma: Laterza, 1991. 225 p.
5. Brunetta G. P. Guida alla storia del cinema italiano: 1905-2003 [Testo] / Gian Piero Brunetta. Torino : G. Einaudi, [2003]. 501 p.
6. Brunetta G. P. Storia del cinema italiano [Testo]: in 4 v. / Gian Piero Brunetta. Roma: Editore Riuniti, 1979. Vol. 1. 480 р.
References
1. Kurash A.P. Osobennosti razvitiya ital'yanskogo kinematografa v kontekste kul'turno-istoricheskoj real'nosti konca XIX - pervoj poloviny ХХ vekov: dissertaciya na soiskanie kand. Kulturologii [Features of the development of Italian cinema in the context of cultural and historical reality of the late XIX - the first half of the twentieth century]. M., 2013. 224 s.
2. Bernardini, Aldo. Cinema italiano delle origini [Testo] : gli ambulanti / Aldo Bernardini. - Gemona : La cineteca del Friuli, [2001]. 195 p.
3. Berneri С. Guerra di classe in Spagna: 1936-1937 [Testo] / Camillo Berneri. Pistoia: Edizioni RL, 1971. 62 p.
4. Brunetta G. P. Cent'anni di cinema italiano [Testo] / Gian Piero Brunetta. - Roma : Laterza, 1991. 225 p.
5. Brunetta G. P. Guida alla storia del cinema italiano: 1905-2003 [Testo] / Gian Piero Brunetta. Torino: G. Einaudi, [2003]. 501 p.
6. Brunetta G. P. Storia del cinema italiano [Testo]: in 4 v. / Gian Piero Brunetta. Roma: Editore Riuniti, 1979. Vol. 1. 480 р.