Научная статья на тему 'История и традиции современных оружейных коллекций'

История и традиции современных оружейных коллекций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
673
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и традиции современных оружейных коллекций»

Ю. В. Ерешко

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОРУЖЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

История коллекционирования оружия соизмерима с историей цивилизованного человечества. Появление музеев оружия неразрывно связано с осознанием собирателями значимости своих собраний для истории, культуры страны и необходимости передачи накопленных знаний новому поколению.

Частные коллекции оружия и общественные собрания ценностей, размещавшиеся в сокровищницах и помещениях храмов, где ведутся учет, хранение и охрана художественных ценностей, существовали уже в древних государствах. В эпоху раннего средневековья военные арсеналы, чаще всего функционировавшие исключительно как военные склады, были естественной составляющей каждого государства, крупных городов. Владельцами их, как правило, являлись богатые аристократы. Как историческое прошлое или художественную ценность, оружие стали рассматривать в конце XV - начале XVI вв.когда утилитарные военные склады постепенно преобразовывались музейного типа, малые коллекции перерастали в родовые военные арсеналы. Именно в XV в. европейское оружие начали рассматривать как произведения искусства. Оно становится объектом восхищения и ценным экспонатом оружейных собраний.

Экспонирование коллекций эпохи раннего Возрождения строится на принципах энциклопедизма, на эстетическом, декоративном сочетании предметов художественного творчества, и природы новых компонентов. Фронтиспис изданного в 1655 году каталога коллекции врача Олафа Ворма (1588-1654) из Копенгагена дает представление о методах экспонирования художественных собраний того времени.

Интерьер его кабинета украшен многочисленными чучелами рыб, птиц и

животных, естественнонаучными образцами, мелкой пластикой и этнографическим материалом. Один их углов отведен домашней утвари, одежде неевропейских народов и древковому оружию.

Оружие, вместе с другими произведениями искусства, размещалось в так называемых кабинетах или кунсткамерах. Среди владельцев подобных собраний были: австрийский эрцгерцог Максимилиан I (император в 1493-1519 гг.); его внук Карл V (1519-1556), оружейное собрание которого впоследствии составило основу музея «Армерия Реале» в Мадриде (Испания); герцог Фердинанд II (1529-1595), правитель Тироля с 1547 г. обладатель уникальной коллекции оружия и оборонительного вооружения в замке Амбрас.

Оружейные коллекции чаще всего располагались в дворцовых и замковых помещениях богатых аристократов и королевских семей. Примером тому служит Тауэр (Лондон), знаменитый Цвин-гер (Дрезден), построенный в правление Фридриха Августа I (1694-1733) на месте древнего укрепления. На территории Швеции это: замки королевы Христины (1632-1654), собрания охотничьего оружия Короля Чарльза IX (1655-1697), Чарльза XII (1682-1718) и Фредерика I (1676-1751), фельдмаршала Карла Густава Врангеля (1613-1676), привезшего из других европейский стран огромное количество военных трофеев,

украсивших стены его замка Скоклостер. Богатейшее собрание оружия хранилось в охотничьем замке Эттерсбур, (построен в 1706 г.) г шведского герцога Вильгельма Эрнста I (1662-1728).

Эпоха Возрождения явилась периодом расцвета коллекционирования произведений оружейного искусства.

Составление художественных собраний не просто входит в моду, но приобретает статус учености и благородства. Материал систематизируется с целью демонстрации многовекового развития оружейного искусства, закладываются прочные традиции коллекционирования, способствующие впоследствии становлению и развитию музейного дела. Повышенный спрос на оружие как предмет собирательства и вкладывания колоссальных средств в художественные собрания оружейного искусства во многом способствовал изучению оружия кк многозначного памятника истории, науки, техники и искусства, введению его в научный оборот, разработке принципов учета и хранения оружия, комплектования и экспонирования коллекций. Многие значимые частные собрания Европы и стран Востока впоследствии легли в основу создания современных музеев оружия.

С именем немецкого курфюрста Августа I (1553-1586) связано формирование Дрезденской кунсткамеры как учреждения музейного типа. С начала XVII

в. она была открыта для посещений (за плату в 4-6 гульденов) теперь не только для членов дома курфюрста и их особо почетных гостей, но и лиц неаристократического происхождения. Франческо I (1541-1587), герцог Тоскании, сын Ко-зимо Лоренцо Великолепного в 1581 г. создал галерею Уффици (Италия, Флоренция), объединившую в своих залах реорганизованные семейные коллекции. Отдельные залы были предназначены для экспозиции древнего и современного вооружения, парадное оружие экспонировалось под живописными пилонами и

консолями.

Постепенно бессистемный характер оружейных собраний сменяется формированием определенных концепций экспонирования собранного материала. Так, в 1684 г., благодаря деятельности командующего артиллерией Франции маршала герцогу дЮмьера, возник музей Артиллерии (Франция, Париж). Собрание старинного оружия и военных экспонатов предназначалось для обучения молодых артиллерийских офицеров и размещалось в залах «Королевского магазина» в Бастилии.

Главными особенностями экспозиций XVII-XVIII вв. становятся: декоративная уравновешенность экспонатов, симметричное размещение оружия и вооружения, стремление акцентировать наиболее ценные и эффектные произведения, тенденция использовать под экспозиционную площадь всё имеющееся пространство.

Определенные виды оружия чаще всего имеют свое конкретное место в общей системе композиции: нагрудники и боевые наголовья располагали в центре Х-образно перекрещивающегося

древкового оружия, конные композиции - в центре зала, доспехи фланкировали углы или устанавливали вдоль стен, пороховницами заполняли пустоты между экспонатами. Холодное оружие чаще всего крепили на плоскости стен в виде развернутого веера, ружья - параллельно друг другу.

Экспозиция строилась в виде архитектурного декора. Она базировалась на определенном сочетании форм экспонируемого оружия, его размеров, масштабов, общего характера пластики, выразительности материла в соотношении с ритмичными архитектурными членениями и пропорциями пространства помещения, фактурой экспозиционных плоскостей, светотеневыми и цветовыми отношениями и, в качестве дополнительных средств, - орнаментом, росписью и т. д. Эти средства «экспозицион-

ного дизайна» позволяли создавать определенный художественный образ, достигать эстетического наслаждения.

С конца XVII в. и на протяжении

XVIII века коллекционирование произведений оружейного искусства становится все более планомерным, приобретая научный, музейный характер, требуя дополнительных материальных вложений на обустройство помещений для хранения собраний, а также выделение специально подготовленного штата сотрудников, в обязанности которых входит хранение, учет и реставрация экспонатов. Для экспонирования оружия и вооружения выполнялись специальные заказы по изготовлению музейного оборудования.

В 1839 г., для экспонирования конных доспехов по приказу герцога Карла Фридриха фон Санхена в Арсенале г. Вартбурга были куплены два деревянных манекена лошадей. По заказу Императорского военного музея в Стамбуле (Турция) гроссмейстером артиллерии Фетиша Паша было изготовлено 143 манекена. В музее были представлены 31композиция, демонстрирующие обмундирование воинов и обмундирования придворных, сановников, офицеров, солдат и янычар со времен султана Османа (основателя государства Оттомана), до эпохи правления султана Абдул-медджида. Платежные документы 1839, 1846 и 1849 гг. королевского арсенала в г. Турине (Италия) говорят о том, что скульптор Антонио Артеро и Джакомо Маркине выполнили деревянные фигуры коней, обтянутые тканью или кожей. Подобный заказ был осуществлен вновь в 1861 г. скульптором Джованни

Тамоном, преподавателем Академии Альбертины. Для показа экспонатов, по проекту Пеладжо Паладжи, в 1848 г. были изготовлены широкие удобные витрины прямоугольной и трапециевидной форм. Их разработки продолжил архитектор Пьяцца в августе

1880 г.

В середине XVII в., для поддержания порядка в 4-этажном здании, построенном в 1642 г., специально для размещения оружейной коллекции, и контроля над пополнением коллекции уникального оружейного собрания Цейгхауза в г. Грац (Австрия), которое уже в 1699 г. насчитывало 185 тыс. экспонатов, был назначен главный хранитель. В 1550-1600-х гг. по особому заказу для хранения оружия сооружены большие вместительные деревянные ящики, обтянутые внутри кожей.

В период XVII-XVIII вв. военный арсенал Тауэра (Лондон) развивается как национальный исторический музей древностей. Входная плата составляла 1.10 £, что было достаточно дорого для рядовых посетителей. Главная цель хранителей (штат музея состоял из 8-9 человек) состояла в том, чтобы удивить посетителей мощью и силой вооружения Англии. Особенностью музейного экспонирования Тауэра стало разделение собрания на три отдельные экспозиции: «Линия королей» (конные композиции с манекенами в виде английских монархов от Эдуарда до Иакова II), «Испанское оружие» и «Великая сокровищница».

В конце XVIII в. оружейное собрание во дворце Валетта на Мальте теряет функцию военного арсенала и постепенно превращается в музей, экспозиция которого призвана доставлять посетителям эстетическое наслаждение. В публикации 1791 г. в издании «Make, par un Voyageur Francais» сказано: «Арсенал представляет привлекательное зрелище, с большим вкусом трофеи развешаны по стенам...» [1].

XIX век ознаменован поворотом к созданию идейных и систематически организованных экспозиций. Главным становится принцип историко-

художественного иллюстративизма: экспонаты делятся по странам, эпохам, мастерам, от старого искусства к новому и от нового к новейшему. Начинается устройство публичных музеев.

В Царском Селе под Санкт-Петербургом (Россия), в 1811 г. по воле Императрицы Елизаветы в построенном охотничем павильоне был размещен императорский музей оружия, в 1856 г. открывается для публики собрание Эрмитажа, в 1869 - Артиллерийский музей. В начале XIX в. отмечено огромное количество посетивших залы Оружейной палаты в Москве, в 1870-е - популярным становится Тульский Оружейный музей.

В 1828 г. в Цейхгаузе г. Берлина (Германия) была учреждена ив 1831 г.открыта для публики «Королевская коллекция оружия и моделей». С 1833 г. оружейная коллекция курфюрста Августа I Саксонского была перемещена в Ионнанеум в Дрездене и названа «Историческим Музеем».

В 1830 г. реорганизовано Королевское Собрание в замке Розенборг, Копенгаген (Дания).

В 1836 г. - основан Музей Коррер в Венеции (Италия), базировавшийся на личной коллекции кодексов, книг, картин, старинных монет и оружия итальянского политика, члена правительства и богатого аристократа.

В 1838 г. богатое собрание арсенала г. Вартбурга (Германия) стало превращаться в специально разработанную и продуманную музейную экспозицию. Экспонаты размещаются в хронологическом

порядке, снабжаются этикетажем. В г. Золинген (Германия) в 1890-е гг. возникает идея создания художественного краеведческого музея клинкового оружия (официальное открытие первой выставки состоялось лишь в 1925 г.) как воспитательного, наглядного «пособия» по истории оружейного производства. Цель музея состояла в формировании эстетического вкуса и обогащении знаний о технике производства оружия и способах его украшения. В 1839 г. произошла переорганизация экспозиции Арсенала г. Эмден (Германия), насчитывавшего к тому времени 2400 предметов

оружейного искусства.

В 1843 г. французское правительство купило оружейную коллекцию Але-сандра де Соммерара (1779-1842), известного как собирателя старины и хранящего свое собрание в старинном отеле Клюни в Париже (Франция), построенном в 1340 г. на месте античных императорских терм древней Лютеции. Здание вместе с коллекциями приобрело официальное название: «Музей терм и отеля Клюни».

В Италии в 1846 году был открыт музей частного коллекционера -Полди Пеццоли. Фоном для экспонируемого материала служила готическая архитектура залов старинного замка, создававшая особую эмоциональную атмосферу при восприятии оружия зрителем.

В 1847 г. в единственной сохранившейся от старинных укреплений Брюсселя (Бельгия) башне «Порт де Аль», построенной в 1381 г., начал принимать посетителей «Королевский Музей древностей и оружия» (2400 экспонатов).

В Нюрнберге (Германия) открытие Музея Оружия состоялось в 1852 г.

В этом же году Наполеон III создал в Лувре Музей государей, отдельный раздел которого был посвящен старинному оружию монархов (просуществовавший до 1872 г.). В 1879 г. богатое собрание оружия Наполеона III в Пьерфо-не было передано государству и присоединено к Музею артиллерии, расположенном в здании Дома Инвалидов в Париже с начала XIX в. Кроме вооружения и оружия, здесь были представлены этнографические экспонаты, предметы, напоминающие о военной славе Франции, знаки отличия, трофеи, современное оружие, модели, военная одежда, а также эскизы французской военной формы. Перед посетителями представал не столько музей оружия, сколько культурно-историческая коллекция на военную тему.

В 1853 г. на базе военного арсе-

нала баварской армии был создан Национальный музей Баварии в Мюнхене (Германия). Строительство здания по проектам Э. Риделя велось преимущественно на личные средства короля Максимилиана II. Однако первые записи, называющие собрание официальным музейным учреждением, относятся лишь к

1881 г.: «...На стенах в звездообразные группы объединены... блестящие сабли, алебарды и т. д., вымпела окрашены в нежные бело-голубые тона... В середине залов по обе стороны находятся пирамидообразные постаменты с группами из огнестрельного оружия, холодного, древкового оружия и полного доспеха... Все это фланкируется... старинными флагами и штандартами» [3].

В 1865 г. оружейное собрание королевского дворца Швеции (Стокгольм) было передано в Национальный Музей. Музейная экспозиция открылась 31 июля 1885 г. и насчитывала около 5700 произведений оружейного искусства.

В 1867 г. в Зигмарингене (Германия) стал функционировать Гогенцол-лернский художественный музей, происходивший от фамильного владения княжеского дома (приблизительно 2500 экспонатов).

После многочисленных переездов из одного здания в другое в 1867 г. открылся Венгерский Национальный Музей. Оружие было включено в раздел истории культуры страны.

В этот период в Турции реорганизуются ранее сформированные оружейные собрания, объединяясь в Императорский Военный Музей, находящийся под особым покровительством султана Абдулахмеда Щ1876-1909).

Государственный Музей Искусств в Нью-Йорке получил первые экспонаты оружейного искусства в 1881 г. Это приобретение стало началом формирования одного из ценнейших среди мировых музеев особого раздела собрания, посвященного истории оружейного искусства.

В 1873 г., по случаю Всемирной выставки, хранитель Арсенала г. Вены (Австрия) г-н Ляйтер расположил коллекцию в хронологическом порядке. В 1885 г. община города приняла решение перенести собрание в новое здание ратуши и присоединить ее к Городскому Историческому Музею.

В 1893 г. по приказу Альфонсо XII в левом крыле Оружейной площади Королевского Дворца в Мадриде (Испания) было построено новое здание для размещения богатейшей коллекции оружия испанских монархов.

В 1898 г. был открыт Художественный Музей в Цюрихе (Швейцария), базировавшийся на произведениях местных оружейников, нумизматическом собрании и предметах археологических раскопок. Экспозиция имела учебный, познавательный характер, демонстрируя историю развития, видоизменения и особенностей разных типов и видов оружия в различные исторические периоды.

К концу XIX в. оружие как музейный экспонат начинает обретать сложные смысловые и сюжетные взаимосвязи в концептуальном художественно-выразительном ряду экспозиций. Приходит новое понимание задач музея оружия: необходимость создавать «говорящие» экспозиционные ряды, которые будут нести не только эстетическую, но и информационную нагрузку.

Так, хранители экспозиций Тауэра (Лондон) Роберт Поретт и Джон Хе-витт, стремясь достичь большей исторической достоверности, реорганизовали экспозицию по типологическому признаку, отказавшись от повествовательного показа и избегая прежней уплотненности экспонатов. В 1890-е гг. цель экспозиции была определена как повествовательный, детальный рассказ об истории (от первобытного строя до настоящего времени) оружия, использовавшегося в разных целях: война, спорт, тор-

жественные церемонии. Западноевропейский раздел был разделен на конкретные исторические периоды; восточная коллекция - перемещена в отдельные залы.

Создание музейного экспонирования произведений оружейного искусства к началу XX в. превращается в сложный вид творческой деятельности человека, сочетающей познавательную (теоретическую) и созидательнопрактическую части. Экспозиционная деятельность выступила важнейшим стимулом активной научно-

исследовательской работы, создания каталогов коллекций и путеводителей, ставших основой фундаментальных исторических трудов и заложивших начало российского оружиеведения. Главным становится не коллекционирование отдельных исторических предметов, а создание единых, максимально наполненных, цельных комплексов. К началу XX

в. только в России насчитывалось 240 имен частных коллекционеров оружия. Оружие собирали представители династии Романовых, других богатых аристократических фамилий. Среди них есть и представительницы прекрасного пола, например, княгиня М. К. Тенишева (выдающийся деятель в области русской литературы и искусства) и княгиня П. С. Уварова (глава Московского археологического общества). Многие частные коллекционеры и меценаты в дальнейшем передавали свои собрания музеям. Художник-баталист В. В. Верещагин в 1898

г. пожертвовал свою коллекцию Российскому Историческому Музею. Собиратель русских и восточных древностей П. И. Щукин в основанном им музее посвятил специальный раздел русскому оружию XVIII-XIX вв.

В процессе развития коллекционирования укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплина-

ми. Оформились самостоятельные направления коллекционирования: науч-

ное, учебное, любительское. В становлении научного направления ведущая роль принадлежала музеям.

Музееведению как молодой науке в XXI в. еще предстоит пройти сложный путь развития и трансформации, но в истории ее формирования заложены прочные основы понимания задач музея и целей коллекционной деятельности. В

ХХ в. музей приобретает значение кладовой памяти человека, его прошлого, источника информации, эстетического наслаждения и воображения. Музей не только несет знание новым поколениям, но и сохраняет коллективную память, прибавляет духовные силы и развивает интеллект нации. Оружие как часть культурного наследия позволяет: собирать, хранить, разъяснять и систематизировать знания по военной истории и оружейному искусству; определять и решать четкие задачи и программы в области образования, воспитания и культуры поведения посетителей музея; решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса военнопатриотического образования современного подрастающего поколения.

Музейные экспозиции оружейных коллекций были и остаются опосредованными общим развитием культуры, ведущими типами восприятия, главными стилистическими тенденциями своего времени. Коллекционирование - это увлечение, которое останется существовать в веках независимо от изменения государственных границ и других политических катаклизмов. Задача государственных органов - оказывать музеям и частным коллекционерам необходимую посильную помощь, поскольку культурные ценности, находящиеся в собственности музеев и коллекционеров - это достояние мировой истории и грядущих поколений.

1. Laking. Hon. Lord Grenfell Guy Francis. A Catalogue of the armour and Arms in the Armoury of the Knights of St. John of Jerusalem. The Palace, Valetta, Malta. -London: Bradbury, Agnew & CO., LD. - S. 20.

2. Paolo Venturoli. Storia dell'Armeria Reale. Storia del Museo. - Turin. 2000. - S. 3.

3. SchalkhauBer Erwin. Die Alte Abteilung. des bayerischen Armeemuseums. - Waffen and Kosttumkunde, 1981. - Heft 1. - S. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.