Научная статья на тему 'Коллекционирование мебели в России (XVI - первая треть ХХ В. )'

Коллекционирование мебели в России (XVI - первая треть ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
447
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕБЕЛЬ / ИСТОРИЯ СОБИРАТЕЛЬСТВА / ТИП КОЛЛЕКЦИИ / ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / СОБРАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЕБЕЛИ / ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙ МЕБЕЛИ / БЫТОВОЙ МУЗЕЙ 1840-Х ГОДОВ / П.И. ЩУКИН / FURNITURE / HISTORY OF COLLECTING / TYPE OF COLLECTION / HISTORICAL-MEMORIAL COLLECTIONS / A COLLECTION OF ART FURNITURE / HISTORICAL MUSEUM / FURNITURE MUSEUM / HOUSEHOLD MUSEUM OF THE 1840S / PAUL SHCHUKIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Углева Наталья Владимировна

В истории собирательства мебели в России можно выделить два основных типа коллекций, сложившихся на протяжении XVI первой трети ХХ веков. Наиболее ранний из них начинает формироваться в протомузейный период в XVI веке и объединяет предметы в историко-мемориальные коллекции. Эта тенденция наиболее характерна для музеев и частных собраний исторического профиля, а также в качестве компонента прослеживается практически во всех собраниях других типов. Второй тип коллекций начинает формироваться в середине XVIII века и относится к собраниям художественной мебели. В них предметы рассматриваются как самоценные произведения искусства, что характерно как в частном собирательстве, так и в музейных собраниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Furniture collecting in Russia from the XVI century to the 1930s

In the history of furniture collecting in Russia two main types of collections, formed from the XVI century to the 1930s can be distinguished. The earliest type is proto-Museum of XVI century, intended only to combine items in the historical-memorial frame, what is typical for museums and private collections of historical objects and what traces as a partial of any collection of any type. The formation of the second type comes back to the middle of the XVIII century, and pertains to collecting art furniture according to art qualities. Objects are interpreted as art achievements, what is typical in private collecting and official Museum collections.

Текст научной работы на тему «Коллекционирование мебели в России (XVI - первая треть ХХ В. )»

Н.В. Углева

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ В РОССИИ (XVI - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХХ в.)

В истории собирательства мебели в России можно выделить два основных типа коллекций, сложившихся на протяжении XVI - первой трети ХХ веков. Наиболее ранний из них начинает формироваться в протомузейный период в XVI веке и объединяет предметы в историко-ме-мориальные коллекции. Эта тенденция наиболее характерна для музеев и частных собраний исторического профиля, а также в качестве компонента прослеживается практически во всех собраниях других типов. Второй тип коллекций начинает формироваться в середине XVIII века и относится к собраниям художественной мебели. В них предметы рассматриваются как самоценные произведения искусства, что характерно как в частном собирательстве, так и в музейных собраниях.

Ключевые слова: мебель, история собирательства, тип коллекции, исто-рико-мемориальные коллекции, собрание художественной мебели, Исторический музей, Музей мебели, Бытовой музей 1840-х годов, П.И. Щукин.

Коллекционирование мебели в России началось с момента выделения группы объектов из среды бытования и придания им статуса памятника. К первым из них относилась группа царских тронов, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Первоначально они входили в состав государевых казнохранилищ, где с XVI века начало формироваться музейное собрание. Оно содержало мемории, связанные с историческими личностями и событиями в жизни страны. Здесь постепенно из предметов, первоначально имевших бытовое назначение, выделяются наиболее ценные с исторической или мемориальной точки зрения, среди которых находится и мебель. «Под пышно

© Углева Н.В., 2016

украшенными плюмажами, золоченой резьбой и драпировками, коронационными балдахинами у стен были расставлены царские троны (двойной серебряный трон царевичей Петра I и Ивана V, «костяной» Ивана IV, «алмазный» Алексея Михайловича, «золотой» Михаила Федоровича)»1.

Троны собрания Оружейной палаты позиционировались, с одной стороны, как мемориальные предметы, связанные с именами царей династии Романовых, с другой - как символ российской государственности. Это их качество было неоднократно использовано при демонстрации преемственности власти. Так, например, знаменитый трон первого русского царя династии Романовых Михаила Федоровича использовался во время коронации императоров Александра II и Александра III. Таким образом, к первым образцам мебели, составившим музейную коллекцию, можно отнести предметы, имеющие историко-мемориальное значение.

Эту же тенденцию иллюстрирует история одного предмета. Он входил в собрание Кунсткамеры - музея, с именем которого связано начало музейного дела в России. В 1725 г. в Санкт-Петербурге резчиком «Почтового двора» Петром Федоровым было изготовлено кресло, которое предназначалось для демонстрации «Восковой персоны» - фигуры Петра I работы К.-Б. Растрелли. С момента создания кресло приобрело качество памятника, вошло в определенную зону экспонирования - кабинет Петра I с мемориальными предметами, было описано современниками и впоследствии изучено историками искусства второй половины ХХ века. Безусловно, указанный предмет нельзя напрямую отнести к мемориальным артефактам, связанным в данном случае с личностью Петра I. Здесь представлена лишь опосредованная связь: рукотворная мемория - предмет-памятник, ставший с годами знаком времени, знаком личности, символом государственности, ассоциативно воспринимаемый как своеобразный трон.

Следующим примером историко-мемориального направления в истории отечественного коллекционирования мебели является группа памятников музея «Дом бояр Романовых». Здесь с целью достижения наибольшей достоверности в экспозиции были представлены древние артефакты и стилизованные объекты, созданные в процессе исторической реконструкции. Работы по созданию музея, проходившие с 1856 по 1859 год, были инициированы Александром II и проходили при участии Ученой комиссии, возглавлявшейся директором Московского Главного архива Министерства иностранных дел князем М.А. Оболенским. В проведении архитектурно-восстановительных работ участвовали архитекторы

А.А. Мартынов и Ф.Ф. Рихтер. Основная часть музейных предметов поступила из Оружейной палаты, среди которых из предметов меблировки - единичные кресла и столы XVII в. Недостающие для полного антуража «экспонаты» были изготовлены по проектам Ф.Ф. Рихтера. Такая мебель представляла собой творчески переработанные образцы древнерусских предметов интерьера. Таким образом, находившиеся в Палатах бояр Романовых элементы меблировки являлись экспонатами вне зависимости от времени их производства и могли рассматриваться как собрание русской мебели XVII-XIX вв.

Историко-мемориальное направление, в котором древние предметы меблировки дополнялись объектами исторических реконструкций, было использовано и при формировании частных коллекций, среди которых в качестве примера можно привести репрезентативную обстановку московского дома Юсуповых. Так, например, стулья для обновленных во второй половине XIX в. парадных интерьеров были изготовлены тогда же по индивидуальному заказу в неорусском стиле и имели на спинке бронзовые фамильные гербы. Их наличие в декоре в сочетании с архаичными формами художественного решения создавали образ древних артефактов, как будто сохранившихся с момента возникновения старинной фамилии. Это явление в коллекционировании мебели можно рассматривать как одно из направлений выражения историзма, в рамках которого использовались методы стилизации как при создании отдельных предметов, так и в процессе музейных реконструкций.

К историко-мемориальному собранию можно отнести коллекцию мебели П.И. Щукина рубежа XIX-XX вв., где уникальные предметы материальной культуры рассматривались в качестве иллюстративного материала русской истории. Музей П.И. Щукина «Российские древности» избран для примера, так как среди множества частных коллекций, создававшихся с XVII века, доподлинно известно, что мебельное искусство входило в область интересов московского собирателя, в то время как в других собраниях наличие мебельных раритетов можно лишь предполагать.

Мебельное собрание П.И. Щукина не демонстрировало линию развития русского мебельного искусства, но характеризовало собирательские увлечения коллекционера. Оно включало в себя и наиболее древние памятники русского мебельного искусства; и предметы, имеющие знаки принадлежности к отечественным императорским персонам; и объекты, характеризующие русское среднее и мелкое боярство и дворянство, купечество, мещанство и крестьянство.

Историко-мемориальный принцип был использован и при формировании на рубеже ХК-ХХ вв. коллекции мебели Исторического музея. Оно начало формироваться в 1890 г. и за 15 первых лет выросло до 73 единиц хранения. Его составляющие были важны для коллекции ГИМ как объекты, позволяющие иллюстрировать историю России. В первой трети ХХ в. произошли кардинальные изменения. Коллекция расширилась до 1000 предметов и объединяла русские и западноевропейские образцы мебели XVI - начала ХХ в. К этому моменту ее специализация значительно расширилась: наряду с историко-мемориальным, историко-бытовым значением собрание приобрело характеристики художественной коллекции, дающей представление об истории мебельного искусства.

Историко-мемориальный принцип был использован и при формировании мебельного собрания Бытового музея 1840-х годов в Москве в 1919 г. Оно не рассматривалось как самостоятельная коллекция, а было его необходимой составляющей. В желании продемонстрировать бытовую обстановку мемориального дома Хомяковых здесь был представлен разнообразный спектр предметов меблировки, включавший практически все его разновидности, главным образом русского и, в значительно меньшем количестве, западноевропейского производства 1820-1860-х гг. Коллекция мебели Бытового музея 1840-х годов была сформирована по исто-рико-мемориальному принципу, включавшему бытовые предметы. Она демонстрировала интерьеры семьи Хомяковых, а также типологическую обстановку московского дворянского дома эпохи 1840-х гг.

Необходимо отметить, что к рассматриваемому времени в России сформировалась сеть историко-бытовых музеев. В них были представлены бытовые интерьеры различных слоев русского общества и различных исторических эпох. Кроме уже упомянутого Бытового музея 1840-х годов в Москве к ним можно причислить Музей боярского быта XVII века в Москве, Музей купеческого быта 1840-1860 годов «Дом Ковригиных» в Петрограде, музеи в закрытых монастырях, дворцах, мемориальных усадьбах, домах, квартирах и кабинетах и т. д. В этот период даже Исторический музей в Москве изменил свой статус: вместо музея национальной истории он стал позиционироваться как Центральный музей истории русского быта. Коллекции этих музеев носили историко-мемориальный характер, так как характеризовали обстановку интерьеров конкретных личностей на определенном историческом отрезке.

Другая тенденция формирования мебельных собраний в России - коллекционирование художественной мебели. Первоначально

это направление было связано с возникновением при Петре I императорских коллекций, что получило свое развитие в последующее время. Так, например, при императрице Елизавете Петровне в Царскосельском дворце появилось собрание предметов декоративно-прикладного искусства, в частности китайского, наряду с произведениями европейской живописи. При императрице Екатерине II были построены Малый и Старый Эрмитаж для хранения памятников искусства придворного собрания. Мебель, присутствовавшая в интерьерах, выполнялась по проекту архитекторов, создававших здания, и соответствовала заданной стилистике, подчеркивая значимость и выражая специфику представленных коллекций. С течением времени она из предметов декоративного антуража приобретала статус памятника, не менее значимого, чем демонстрировавшиеся артефакты уникальных коллекций: «Екатерина стала относиться к Эрмитажу как к дворцовому музею, а к выставленным в нем произведениям искусства как к музейным ценностям»2. Это явление в контексте истории коллекционирования мебели в России демонстрирует тенденцию возникновения художественных собраний, в данном случае выполненных по эскизам именитых мастеров. Со временем эти предметы приобретали статус памятников истории, искусства и в результате - качество музейных предметов.

Еще одним наглядным примером тому может послужить мебель Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге (1840-1852) - «Императорского музеума», который был построен для демонстрации дворцовых коллекций западноевропейского искусства. Для работы над проектом были привлечены ярчайшие архитекторы своего времени, такие как Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов и другие. Большое внимание было уделено разработке интерьеров, включавшей не только сложную декорировку стен, потолков, полов, но и стильную мебель. По своему функциональному назначению она выполняла роль музейного оборудования, но по сути представляла собой собрание произведений мебельного искусства. Такой подход в формировании коллекций был характерен не только для императорской семьи, но и для домов отечественной аристократии. Наличие в интерьерах эксклюзивной мебели носило репрезентативный характер, подтверждающий высокий статус ее владельца.

Значительное влияние на формирование мебельных собраний оказали художественно-промышленные выставки, первая из которых в России прошла в 1829 г. в Петербурге. Во второй половине XIX - начале ХХ века ряд выставок был посвящен мебельному искусству, среди которых особенно следует отметить петербургскую

выставку 1903 г. «Современное искусство», московскую рубежа 1902-1903 гг. «Выставка Нового стиля» и петербургскую 1908 г. «Международная художественно-промышленная выставка мебели, декоративных работ и принадлежностей домашней обстановки». Выставочная деятельность не только стимулировала развитие мебельного производства в России, но и опосредованно инициировала формирование коллекций старинной мебели, пробуждая интерес к наследию прошлого.

Проведение художественно-промышленных выставок в ряде случаев повлекло за собой возникновение художественно-промышленных музеев. Наиболее значимые из них - Музеум при Строгановском училище (1868 г.); Художественно-промышленный музей (1870 г.) петербургской Рисовальной школы при Обществе поощрения художников, где в 1898-1901 гг. издавался журнал «Искусство и художественная промышленность»; музей петербургского Училища технического рисования (1881 г.), созданный на средства А.Л. Штиглица. В 1885 г. в Москве был создан «Торгово-промышленный музей кустарных изделий», в состав которого вошли экспонаты кустарного отдела Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года и дары С.Т. Морозова, состоявшего его попечителем. В 1907 г. при музее открылся «Музей образцов для мастеров-ремесленников», сформированный по художественному принципу, для профессиональной подготовки мастеров. В задачу музея входил сбор предметов русского прикладного искусства, в том числе и мебели, а также изделий современных мастеров-кустарей, организация торговли, выставок.

Художественно-промышленные музеи оказали значительное влияние на пробуждение интереса к формированию собраний предметов декоративного искусства, в том числе и мебели. Наглядными примерами тому могут послужить небольшие по численности мебельные экспонаты, включенные в состав музеев в усадьбах Абрамцево (1876) и Талашкино (1893). Здесь была представлена, главным образом, крестьянская мебель XIX века. Она предназначалась для копийного воспроизведения, а также творческой переработки при создании авторских разработок с целью создания художественных предметов домашнего обихода в усадебных столярных мастерских.

К рубежу XIX-ХХ вв. относится апогей развития в России частного коллекционирования. Он включал в себя собирателей двух основных категорий - тех, кто увлекался изучением объектов старины, и тех, кто рассматривал антиквариат как атрибут благо-

состояния, выгодного вложения средств. К ярким представителям этого направления в истории коллекционирования мебели можно отнести В.О. Гиршмана. Сохранившиеся сведения об этом собрании позволяют отнести его к типу художественных и использовать их как источник для выявления принципов антикварного коллекционирования мебели рубежа XIX-XX вв. Московский дом Гирш-мана был наполнен уникальными памятниками искусства, среди которых находилась и мебель русского и западноевропейского производства XVI-ХIX вв. Ее количество исчислялось более чем 370 единицами, и все они входили в жилую обстановку дома. Эти предметы не позиционировались как экспонаты, а составляли основу бытовой среды. Эта тенденция была широко распространена в сфере собирательства мебели, в то время как антикварный фарфор, бронза, оружие, ковры и т. д. выделялись в специальные экспозиционные зоны, часто снабженные специальным хранительским оборудованием. Это относится как к частным собраниям, так и к государственным музеям.

Все перечисленные принципы создания коллекций художественной мебели были использованы и получили свое дальнейшее развитие при формировании в 1919 г. в Москве Музея мебели. Здесь были представлены памятники, иллюстрирующие развитие европейского мебельного искусства. Мебель в масштабах специализированного музея впервые рассматривалась как объект искусства и была наглядно выделена в самостоятельную область декоративного искусства. В Музее мебели не только была создана научно обоснованная экспозиция, но и проведены исследования каждого памятника в отдельности; разработана система учета, экспонирования и хранения памятников; в перспективных планах отражена необходимость создания специального оборудования для демонстрации и хранения.

Таким образом, впервые наметились тенденции трансформации отношения к мебели как к объекту культурного наследия, т. е. совокупности «доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с объективными критериями общественного прогресса»3. Комплексное изучение памятников позволяло популяризировать историю развития европейского мебельного искусства. Кроме экспозиции это выразилось в издании каталога4, в котором, кроме перечисления памятников, была представлена их систематизация по конструктивным, художественным и этнографическим признакам.

Коллекция Музея мебели была сформирована по стилистически-хронологическому принципу. Ее состав включал типологические предметы русского мебельного производства и избранные европейские образцы, демонстрировавшие проявления различных художественных течений в этом виде декоративного искусства. Подобная направленность объясняет отсутствие в собрании предметов народного искусства. Характерной чертой коллекции Музея мебели является формирование его в московском регионе, поэтому в ней была представлена мебель, главным образом, столичных мебельных мастерских, а также работы усадебных мастеров.

Изменение отношения к памятникам декоративного искусства, в том числе старинной мебели, явилось следствием становления искусствоведения как самостоятельной науки, а кроме того, произошло выделение мебели в самостоятельный объект изучения. В частности, в 1923 г. появляется первое издание, посвященное этой области декоративно-прикладного искусства. Изучение мебели являлось новой зоной в отечественном искусствоведении, что отметил Г.К. Лукомский в своей монографии «Мебель», изданной в Берлине. Во введении к основному тексту он пишет: «Материал, о котором будет идти речь, составляет предмет, наукой еще мало исследованный. Эта отрасль, или, вернее, дисциплина общей истории искусств - мебелеведение, - как самостоятельная кафедра, ни в одном учебном заведении не существует»5.

Примечания

1 Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство - архитектура - дизайн: тенденции формирования: В 2 ч. Ч. 1. М.: Рос. ин-т культурологии; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова, 2002. С. 142.

2 Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII - нач. ХХ в.) // Музей и власть: Сб. науч. трудов: В 2 ч. Ч. 1. М.: НИИ культуры, 1991. С. 16.

3 Баллер Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие. М.: Наука, 1987. С. 56.

4 Батенин А. Государственный Музей мебели: Иллюстрированный каталог. М.: Изд. гос. Музея мебели, 1925.

5 Лукомский Г.К. Мебель. Берлин: Геликон, 1923. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.