УДК 004.78
Жбанова Елена Анатольевна
Elena Zhbanova
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ
THE HISTORY AND MODERN TRENDS OF INFORMATION TECHNOLOGY DEVELOPMENT IN GOVERNMENT MANAGEMENT
Рассмотрены основные этапы эволюции ин- The article is about main stages of information формационных технологий. Раскрывается значе- technology evolution, importance of new information ние новой информационной технологии в управ- technology in government management. Upcoming лении. Выделяются перспективные направления trends of new information technologies development развития новых информационных технологий и их and their importance for effective government are men-значение для эффективного управления tioned
Ключевые слова: информация, информационная тех- Key words: information, information technology, stages of
нология, этапы эволюции информационных техноло- information technology evolution, new information technol-
гий, новая информационная технология, интегриро- ogy, integrated information technologies, geo information
ванные информационные технологии, геоинформаци- technology, effective management
онная технология, эффективное управление
Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально изменяет роль информации и информационных технологий в управлении социальным и политическим развитием страны. От масштабов и качества использования информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов во многом зависит уровень экономического, социального и политического развития общества.
Информационные технологии, достигшие в последнее десятилетие нового качественно -го уровня, в значительной мере расширяют возможности эффективного управления и принятия политических решений. Бурное развитие информационных процессов вызвано измене -ниями в подходах к оценке роли информации в политической и экономической жизни страны.
Наше общество стало открытым, возросли требования к потребляемой им информации, которая должна быть актуальной, достоверной, полной и доступной. В настоящее время информационные технологии способны обеспечить менеджменту всех уровней управления необходимую и достаточную информационно -аналитическую поддержку и при условии правильной постановки задач, и обоснованного выбора методов, и программно -технических средств для их решения [1; С. 521].
Информационные технологии являются функциональными компонентами других видов технологий (к примеру, производственных, организационных, социальных, политических) и выполняют роль их интеллектуального ядра. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить эф-
фективность этих технологий, сокращая затраты других видов ресурсов общества.
Существенная роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распростране-ния и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии повышают качество жизни [3; С. 21]. В этом можно убедиться, проследив этапы эволюционного развития информационных технологий.
Исходя из определения понятия «информационная технология», под которой понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления, можно заключить, что история развития информационных технологий берет свое начало с появления речи. Этот период рассматривают как первый этап эволюции информационных технологий.
Упростился обмен информацией между отдельными людьми при личном контакте. Также упростилась передача информации между ближайшими поколениями людей (от деда к отцу и далее к внуку). Появились хранители знаний — жрецы, духовенство. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственные и социальные процессы в обществе. Однако передача информации «из уст в уста» терялась со смертью человека. Кроме того, не было возможности организовать передачу информации ни во времени, ни в пространстве без участия человека.
Второй этап эволюции информационной технологии связан с появлением письменно-сти. Появилась возможность накапливать и передавать информацию многим поколениям. В качестве носителя информации использовалось письменное сообщение. Благодаря этим возможностям, информационная технология поднялась на следующую ступень развития.
Появление в 1445 г. первого печатного станка и книгопечатания привело к третьему
этапу эволюции информационной технологии, который длился около 500 лет. Знания стали тиражироваться, ускорился обмен информацией между людьми. Информация уже могла влиять на производство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио .
Тем не менее, еще до конца XIX в. около 95 % работающего населения было занято в сфере материального производства, а в информационной сфере — не более 5 %. К середине XX в. процент населения, занятого в информационной сфере, возрос примерно до 30 % от всего трудового населения развитых стран, и далее эта тенденция продолжает возрастать [4; С. 16].
В конце XIX - начале XX вв. наступил четвертый этап информационной эволюции, связанный с изобретением и распространением средств передачи информации: радио, те -леграфа, телефона и т.д. Появилась возможность передавать информацию в режиме реального времени на любые расстояния.
Появление первых электронно-вычислительных машин в 1946 г. привело к переходу на пятый этап эволюции информационных технологий. Был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непо-средственно влиять на режим работы! производственного оборудования. Появилась возможность передачи видео - и аудиоинформации на большие расстояния, появилась возможность создания информационных фондов.
В течение пятого этапа происходило развитие ЭВМ, что приводило к последовательному развитию информационных технологий.
Основным критерием функционирования информационных технологий в этот период являлась экономия машинных ресурсов. При этом преследовалась цель максимальной загрузки оборудования, которая обеспечивалась организацией пакетного режима обработки информации.
Пакетный режим резко повысил произво -дительность использования ЭВМ, но затруд-
нил процесс отладки программ и создания но -вых программных продуктов.
В начале 80-х гг. появились мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших инте-гральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий на базе ЭВМ третьего поколения стала экономия труда программиста, что было реализовано посредством разработки инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах:
а) реального времени;
б) разделения времени;
в) пакетном режиме.
Системы разделения времени позволили специалисту работать в диалоговом режиме, т.к. ему выделялся квант времени, в течение которого он имел доступ ко всем ресурсам системы.
Появились языки высокого уровня (Ри Раэса! и др.), пакеты прикладных программ (ППП), системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети ЭВМ.
Шестой этап эволюции информационных технологий начался с появления микропроцессора и персонального компьютера (ПК).
Персональный компьютер - это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудноформализуемых процессов человеческой деятельности. Основным критерием функционирования информационных технологий явилось использование их для формализации знаний и внедрения во все сферы человеческой деятельности.
Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные про -изводства, распределенная обработка данных.
Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория — национальные информационные ресурсы. Профессиональные знания в наукоемких изделиях на базе персональных компьютеров составляют уже приблизительно 70 % себестоимости, а число занятых в сфере обработки информации — 60...80 % трудового населения развитых стран [4; С. 18].
В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний с целью информатизации общества.
Появились портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим, бесклавиатурные компьютеры, а также графические операционные системы и новые информационные технологии: объектно -ориентированные, гипертекст, мультимедиа-технологии, геоинфор-мационные технологии, телекоммуникационные технологии, СДБЕ-технология (Компьютерное Автоматизированное Проектирование Программного обеспечения), технологии искусственного интеллекта и т.д. [5; С. 48].
С появлением ПЭВМ начался новый этап развития информационной технологии, основной целью которого становится удовлетворение персональных информационных по -требностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой. Достигается это путем перехода на новую информационную технологию. Слово «новая», согласно представлениям И.А. Коноплевой, подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии [4; С. 22]. Ее внедрение существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях, на предприятиях и, особенно, в сфере управления.
Новая информационная технология осно -вывается на применении персональных компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного
назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям.
При этом персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, не порождают информационную продуктивность, а дают возможность специалисту повысить эффективность труда путем увеличения (расширения) объема работ.
Принципиальное отличие новой инфор-мационной технологии от предшествующих состоит не только в автоматизации процессов изменения формы или местоположения информации, но и в изменении ее содержания.
Постоянно расширяющиеся сферы применения персональных компьютеров, их массовое использование в различных отраслях привело к необходимости формирования наиболее эффективных организационных форм применения вычислительной, коммуни-
кационной и организационной техники. В настоящее время на их основе создаются и успешно функционируют локальные и многоуровневые вычислительные сети, являющиеся основой для организации интегрированных информационных технологий обработки информации.
Интегрированные информационные технологии обработки информации создаются на основе объединения и жесткой увязки всех входящих в технологию элементов в информационном, техническом и программном аспектах. При этом организуется максимально унифицированный технологический процесс обработки данных с использованием общих, четко спроектированных для разных задач структур и моделей данных [2; С. 15].
Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, а следовательно, к срочности обработки информации привело к созданию многоуровневых систем организационного управления объектами, к которым можно отнести, например, банковские, налоговые, статистические и другие службы.
Их информационное обеспечение под-
держивается посредством организации авто -матизированных банков данных (АБД), кото -рые строятся с учетом организационно -функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта, автоматизированного ведения информационных массивов и баз данных. Эту проблему в новых информационных технологиях решает распределенная обработка данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней. За счет усложнения программных средств управления базами данных повышается скорость, обеспе -чиваются защита и достоверность информации при выполнении различных расчетов и выработке управленческих решений.
В многоуровневых системах организационного управления одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы! с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений. Например, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, вводить данные с клавиатуры или машинного носителя информации, выполнять их визуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, определять достоверность результатной информации и выводить ее на экран монитора, печатающее устройство или передавать по каналам связи.
Перспективным направлением развития новых информационных технологий является создание программных средств для вывода и обработки звуковой и видеоинформации. Информационная технология формирования видеоизображений получила название компьютерной графики.
Среди информационных технологий управления, обычно используемых при по -строении корпоративных информационных систем органов государственного и муниципального управления, можно выделить географические информационные (геоинформа-
ционные) технологии и системы.
Современная геоинформационная систе -ма (ГИС) - это информационная система, включающая большое количество графических и тематических баз данных, соединенная с модельными и расчетными функциями для манипулирования ими и преобразования в пространственную картографическую информацию с целью принятия разнообразных управленческих решений. Использование рассматриваемой информационной технологии требует создания многослойных электронных карт региона (города) (инженерные коммуникации, строения, дороги, полезные ископаемые и т. д.) в различном масштабе (обычно 1:2000 или 1:500). При этом семантическое описание каждого объекта того или иного картографического слоя (например, тип, технические характе-ристики, дата установки, дата очередных испытаний и т.п. для каждого вентиля и каждой трубы водопроводной системы города) хранится в тематических базах данных и имеет соответствующие ссылки. Данная информационная технология позволяет комплексно решать экономические, политические, социальные и природоохранные управленческие задачи, связанные с определенной территорией [1; С. 526].
Подводя итог, можно сказать, что в таком сложнейшем организме, каким является современное общество, без информационных
1. Гапоненко, АЛ. Теория управления [Текст] /Под общ. ред. АЛ. Гапоненко, А.П. Панкрухина. -М.: РАГС, 2005. - 558 с.
2. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении [Текст] /А.Г. Ивасенко, АЮ. Гоидаоов, В.А. Павленко. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 160 с.
3. Козырев, А.А. Информационные техноло-
Коротко об авторе_________________________________
Жданова Е.А., аспирантка, Читинский государственный
университет (ЧитГУ)
технологий попросту невозможно наладить эффективное взаимодействие между многочисленными властными структурами, между объектом и субъектом управления нельзя надлежащим образом повысить эффективность и качество выработки и принятия решений, снизить вероятность проявления управленческих ошибок.
При грамотном внедрении информационных технологий появляется возможность пе-редавать, хранить и анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и увеличивать эффективность работы структур государственного управления, решать многие социальные вопросы региона. В итоге не только сокращается срок, необходимый для принятия решения, но и повышается качество учета и управления.
Информационные технологии, достигшие в последнее десятилетие нового качественно -го уровня, в значительной степени расширяют возможности эффективного управления, по -скольку предоставляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей органов государственной власти всех уровней новейшие методы обработки и анализа экономической и социальной информации, необходимой для принятия управленческих решений, для планирования, прогнозирования и, в конечном счете, эффективного управления.
_________________________________Литература
гии в экономике и управлении [Текст] /АА. Козырев. - СПб.: изд-во Михайлова В А, 2005. - 360 с.
4. Коноплева, И .А. Информационные технологии [Текст]/Под ред. И.А. Коноплевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2001. - 304 с.
5. Советов, БЯ. Информационные технологии [Текст] / Б.Я. Советов, ВВ. Цехановский. - М.: Высшая школа, 2008. - 263 с.
__________________________Briefly about author
E. Zhbanova, post-graduate student, Chita State University
Научные интересы: информационные технологии в политике и органах государственной власти, политология, информационное пространство региона, информационное общество
Research interests: information technologies in politics and government bodies, political study, regional information space, information society