Научная статья на тему 'Расширенная классификация информационных технологий: научно-теоретические и региональный подходы'

Расширенная классификация информационных технологий: научно-теоретические и региональный подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1416
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ / REGIONAL ЕCONOMY / INFORMATION TECHNOLOGY / REGION / CLASSIFICATION / REGIONAL ADMINISTRATION / INFORMATION SOCIETY / CLASSIFICATION FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевчук Ирина Богдановна

В статье обобщены наиболее распространенные подходы к классификации информационных технологий (ИТ). Предложен региональный подход к классификации ИТ, что позволит лучше ориентироваться в многообразии средств накопления, обработки и распространения информации о регионе, быстрее сформировать информационное пространство региона, усовершенствовать информационное обеспечение органов регионального управления, создать объективные предпосылки социально-экономического развития региона, повысить эффективность деятельности субъектов хозяйствования в регионе, решить проблемы по поиску информации и ее структуризации. Классификационными признаками являются: воспроизведение информации о регионе; эффект от внедрения и использования; организация информационных потоков относительно региона; участники административноправовых и социально-экономических отношений в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extended classification of information technology: scientific,theoretical and regional approaches

This article summarizes the most common approaches to the classification of information technology. A regional approach to classification that will better navigate the diversity of storage, processing and dissemination of information about the region is likely to form an information space in the region, to improve information support of the regional administration,create the objective conditions of social and economic development of the region, improved productivity businesses in the region, to eliminate the problem of information retrieval and its structuring. Classification criteria are: reproduction of information about the region; effect of the introduction and use; organization of information flow relative to the region; members of the administrative, legal and socio-economic relations in the region.

Текст научной работы на тему «Расширенная классификация информационных технологий: научно-теоретические и региональный подходы»

^РРЙЩРРРРflSPfP

И. Б. Шевчук

Расширенная классификация информационных технологий: научно-теоретические и региональный подходы

В статье обобщены наиболее распространенные подходы к классификации информационных технологий (ИТ). Предложен региональный подход к классификации ИТ, что позволит лучше ориентироваться в многообразии средств накопления, обработки и распространения информации о регионе, быстрее сформировать информационное пространство региона, усовершенствовать информационное обеспечение органов регионального управления, создать объективные предпосылки социально-экономического развития региона, повысить эффективность деятельности субъектов хозяйствования в регионе, решить проблемы по поиску информации и ее структуризации. Классификационными признаками являются: воспроизведение информации о регионе; эффект от внедрения и использования; организация информационных потоков относительно региона; участники административно-правовых и социально-экономических отношений в регионе.

Ключевые слова: информационные технологии, регион, региональная экономика, классификация, региональное управление, информационное общество, классификационные признаки

I. B. Shevchuk

Extended classification of information technology: scientific,theoretica1 and regional approaches

This article summarizes the most common approaches to the classification of information technology. A regional approach to classification that will better navigate the diversity of storage, processing and dissemination of information about the region is likely to form an information space in the region, to improve information support of the regional administration,create the objective conditions of social and economic development of the region, improved productivity businesses in the region, to eliminate the problem of information retrieval and its structuring. Classification criteria are: reproduction of information about the region; effect of the introduction and use; organization of information flow relative to the region; members of the administrative, legal and socio-economic relations in the region.

Keywords: information technology, region, regional еconomy , classification, regional administration, information society, classification features

'а сегодняшний день информацион- средств обработки и переработки информации,

ные технологии (ИТ) являются од- в частности персональных компьютеров нового

ной из наиболее важных составляю- поколения, которые увеличили возможности че-щих процесса использования информационных ловека в сфере научных исследований, управле-

ресурсов при реализации региональной эконо- ния, при реализации социально-экономической

мической политики, управлении социально-эко- политики и обеспечения безопасности жизнеде-

номическими процессами в регионе, а также для ятельности не только на региональном, но и на

обеспечения эффективного функционирования национальном уровне.

и достижения высокого уровня развития регио- Расширение возможностей использования

нальной экономики. ИТ как и в любой из сфер жизни общества,

Применение ИТ в региональной экономике так и в региональном управлении, при реше-1

прошло несколько эволюционных этапов, кото- нии экономических проблем, усилении процес-

рые главным образом очерчиваются достижени- сов региональной экономической интеграции,

ями и ускоренными темпами научно-техниче- трансформировании региональных экономического прогресса, появлением новых технических ских отношений становится возможным на ос-

нове йх^классификации. В ^гачестве ^критерия к'ласСификации может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор конкретной ИТ.

Общеизвестными признаками классификации информационных технологий являются [3; 8; 9]:

- способ реализации в автоматизированных информационных системах (традиционные и современные ИТ);

- степень охвата задач управления (ИТ для электронной обработки данных, автоматизации функций управления, поддержки принятия решений, электронного офиса, экспертной поддержки);

- класс реализуемых технологических операций (работа с текстовым и табличным процессорами, графическими объектами, системы управления БД, гипертекстовые и мультимедийные системы);

- тип пользовательского интерфейса (диалоговые, сетевые, пакетные);

- способ построения сети ЭВМ (локальные, многоуровневые, распределенные, глобальные);

- предметная область обслуживания (бухгалтерский учет, банковская, налоговая, страховая деятельность и др.).

Приведенная классификация ИТ постоянно исследовалась и совершенствовалась. Так, в классификации ИТ, разработанной С. В. Гли-венко, Е. В. Лапиным, О. О. Павленко и др., по типу пользовательского интерфейса информационные технологии разделены на ИТ с командным, графическим интерфейсом пользователя и интерфейсом поисковых систем [1, с. 23-24].

Перманентное развитие операционных систем расширяет возможности доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам, что позволило при классификации ИТ еще говорить о системном интерфейсе, командном интерфейсе, прикладном интерфейсе, WiMP-интерфейсе и SiLK-интерфейсе [4]. На сегодняшний день разработчики интенсивно работают еще над созданием общественного интерфейса (social interface).

Кроме того, выделено еще ряд других призраков классификации [5].

По степени взаимодействия ИТ между собой делятся согласно: дискретного и сетевого взаимодействия; взаимодействия с использованием различных вариантов обработки и хранения данных; распределенной информационной базы и распределенной обработки данных.

К тому же по назначению и характеру использования они классифицируются на предметные (используются в различных предметных областях: обществе, политике, экономике, юриспруденции, науке, производстве, медицине и т.п.), обеспечивающие технологии (технологии обработки текста, мультимедиа технологии, технологии работы с базами данных, технологии распознавания символов, телекоммуникацион-

- ные ч1ехн®яогйй,т.ТеХн®й^гйи искусственного иДЦ теллекта) и функциональные технологии (офисные технологии, финансовые технологии, ИТ в образовании, ИТ автоматизированного проектирование и др.). ИТ второго типа используй! ются как инструменты в различных предметных областях для решения специализированных задач. В частности они связаны с представлением, преобразованием, хранением, обработкой или передачей определенных видов информации. К третьему типу относятся ИТ, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области.

По характеру участия технических средств в диалоге с пользователем выделяют [5]:

- информационно-справочные (пассивные) технологии, используемые только для сбора и обработки информации об управляемом объект®! и возвращают ее пользователю после его связи с системой по соответствующему запросу (получение данных в режиме диалога);

- информационно-консультативные (активные) технологии характеризуются тем, что периодически или через определенные промежутки времени по разработанному алгоритму самостоятельно выдают пользователю информацию в удобной для него форме.

Для масштабного использования информационных технологий требуется специальный программно-аппаратный комплекс (платформа), содержащий базовый набор сервисов, необходимых пользователям для выполнения определенных задач. Выделяют аппаратную, операционную (программную), административную, транспортную, прикладную и коммуникативную платформы, на которых может функционировать ИТ [6]. Согласно каждого из этих типов можно классифицировать ИТ.

По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии. Для централизованных технологий характерно, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта осуществляются в центре обработки ИТ (центральный сервер на предприятии или территориального информационно-вычислительного центра). Децентрализованные технологии базируются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети. Комбинированные техндЦ логии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы в автоматизированном банке данных [21. ..

И. И.";f'ЛавреШ ирА. В. Трифонов классифицируют информационные технологии через рризму потребностей и стратегических приоритетов развития информационного общества [2]. В связи с этим, всю совокупность имеющихся ИТ можно поделить на те, которые нашли свое применение для построения и развития новых социальных, экономических и трудовых отношений, а также поиска и появления совершенно новых форм организации ряда процессов в различных сферах человеческой деятельности. В частности это:

1. Электронная экономика (электронный банкинг и платежные системы; электронное страхование; электронный трейдинг; электронные СМИ; электронные НИОКР; электронный франчайзинг; электронные брокерские услуги; сюрвейер; электронная промышленность и телекоммуникационные сети; электронное обучение; досуг и развлечения; услуги информационного характера; обслуживание государственного заказа; электронная коммерция (web-магазин));

2. Электронное обучение (контактная, сетевая дистанционная и автономная дистанционная формы обучения);

3. Электронная работа или телеработа (телеработа на дому или теледоступ к рабочему месту (telecommuting), мобильная телеработа);

4. Электронная медицина (телематика в сфере оказания медицинских услуг (ИТ для дистанционной диагностики, медицинских консультаций, телемониторинга состояния больного (биотелеметрия), телесанитарный и эпидемиологический надзор), медицинского обучения, медицинских научно-исследовательских работ (телеНИР, телеконференции), управления медицинскими услугами (архивы, документооборот));

5. Электронная демократия (информирование; электронное голосование; контроль выполнения решений; общественные обсуждения проектов нормативно-правовых актов; инициирование общественными организациями нормативно-правовых государственно-управленческих решений и т.п.);

6. Электронная культура (электронные версии объектов культурного наследия, оцифровка информации по культурному наследию);

7. Электронное правительство (новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов);

8. Электронная наука (взаимодействие институтов, научных организаций и изобретателей, а также их доступ к объединенным вычислительным ресурсам и приложениям, хранилищам научно-технической информации и инновационных проектов, к экспериментальным научным

'"эяИтроНным^й^о^щШдкам" на оснбве^н1^ЛеЖа-щего высокоскоростного подключения к Интернету).

Информационные потребности общества постоянно растут, что приводит к расширению спектра применения информационных технологий. Актуальность приобретают вопросы развития электронного сельского хозяйства (систематическое распространение сельскохозяйственной информации; обеспечение свободного доступа к информации, особенно в сельских районах; совершенствование и модернизация сельскохозяйственного производства) и электронной безопасности (киберпреступность).

Кроме того, ИТ применяются для организации и поддержки различных процессов на различных уровнях экономики: микро- (домохозяйства, предприятия), мезо- (отрасли, регионы), макро- (национальная экономика) и мезо- (мировая экономика). Конкурентные преимущества предприятий, использующих ИТ, очевидны и связаны с инновационными механизмами принятия управленческих и поведенческих решений, автоматизацией ряда бизнес-процессов, разработкой оптимальных планов производства, накоплением информации о конкурентах и спросе потребителей на продукцию и услуги, ростом производительности труда, расширением деятельности за границы внутреннего рынка. Они рассматриваются в качестве одного из важнейших катализаторов социально-экономического развития регионов, трансформации региональной экономики и усовершенствования регионального управления и территориального планирования. Выступают важным показателем инновационности и влияют на результаты функционирования национальной экономики. Способствуют усилению международных экономических отношений и связей, международной экономической интеграции и т.п. Благодаря им формируется информационная среда и повышается эффективность исследований развития экономики на каждом из указанных уровней.

Обобщение классификаций ИТ представлено на рис. 1.

Внедрение информационных технологий обуславливает революционные изменения в каждой из сфер жизнедеятельности человека, как внутри государства, так и конкретного региона в частности. Поэтому в наше время особое значение приобретают исследования, посвященные определению роли ИТ в обеспечении высокого уровня социально-экономического развития регионов и повышении эффективности функционирования региональной экономики. В данном контексте классификация ИТ позволит быстрее ориентироваться в многообразии средств накопления, обработки и распространения ищ! формации о регионе, более четко определить место ИТ для организации и управления информационными потоками между органами го-

(U

Л

Л ю

к о

н U

(U о

и ч

eö CÖ

За типом пол ьзовател ьско-го интерфейса

Л

ч

а и о -0 I

ч

1 CÖ <u

If) Л

о я

ч Л

U ч

I <и

>>3 о и

О щ 2 ¡^

(U

(U

ч

|Ц Л

О и cö Ч РМ

За способом построения сети

За способом реализации в

t

V

2 s ¡3 ^

< iE

S

н

ч

X

cö (U

S и

ftft

(U

ч

ч

о

с

За степенью охвата задач управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

2

cö I S SOK а® У оХ о Л.О и ИГ К ^

■ и ^ ^ с

о

м-

S

<D

1 К

CÖ I I—г

S о Э

R^ifi 2 о й ^ -eg к

hH S CD

ж а и о о

5

За характером участия технических средств в диалоге с пользователем

«

К И о л

(U h ч

cö U

X ^

W

U

к

ч

(U

и

Л

Л н <и

cö f >

и о

о ч (u S

« л ч cö

о г И Л

и А» cö Ч

к н ОчС0

cö ч С «

W <и ч >

(U

К

Сл

За видом предметной области обслуживания

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

За классом реализуемых технологических операций

о л о

ч «

ч

(U

л

л и о ч о и

(U h

ч о

ю

cö РМ

О

л о о о

(U

Я" о л с

л к

X —

ч ю

ч

ч о

ю

cö Р^

О

Ч О

ю

cö Р^

cö <Ц

ю о

S

a о

a

о <Ö Н О

ю

Л

S

(U

ч

о

S

о

Л

к

«

ч

(U

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

Л

ч

(U Ч О

К о

м

3 и о

4 о и

(U h Л (U С К U

У

<D

1

Cd s

t X

и «

<D о

Я

со S

Ч

_______

За степенью взаимодействия между собой

/

За характером и назначением использования

I 2

ч 2 <а к о* ч С S

s

" S

(u £ х В

о о (U ж

ю £ О ю

о <и

S3 в щ

и л

к ч Q д

За уровнями функционирования экономики

За приоритетами развития информационного общества

cö К К Я

к ч

(U

I

к —

13

л

и

о %

(U

ч <Ь

К ю и н

cö О

ал

"т§

(U н

Sä ¡5

щ о

I и

О я S О

м СО

Js D Ою

(U

о X X о

Л

ч *

(U

ч

о ю h

JS Ч

со О

К

V.

За типом платформы

5

X

13

л

eö С

С <

5

к к о к

Л

(U

с

о

о* Н к

ц <§

S ч ч

X i-

о, о с

о

к

Л

н

¡§

к

ч

ч «

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Рис. 1. Расширенная классификация информационных технологий

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ч За воспроизведением Технологии накопления информации о регионе

информации о регионе Технологии обработки информации в регионе

Технологии распространения и обмена информации в регионе

Технологии формирования информационных потоков и управление ими в рамках действующих межрегиональных, трансграничных и международных связей

За эффектом от

внедрения и использования

Технологии, которые приводят к социальному эффекту

—щ Технологии, которые приводят к экономическому эффекту

Рис. 2. Региональный подход к классификации ИТ

сударственного управления, органами местного самоуправления, предприятиями и населением региона.

Так, А. В. Шевчук предлагает осуществлять классификацию ИТ социально-экономического развития региона за воспроизведением следующим образом [10, c.17-18]:

- технологии обработки информации в регионе (локализованное программное обеспечение - текстовые процессоры, электронные таблицы, СУБД; пакеты анализа (GiS));

- технологии накопления информации о ре-гаоне (аппаратное обеспечение, hardware — хранилища данных, магнитные и оптические носители; региональные базы данных; визуальная информация о регионе — аэрокосмическая фотосъемка);

- технологии распространения и обмена информации в регионе (региональные локальные сети (LAN); распределенные вычисления, кластеры; глобальные сети (Интернет); другие средства связи).

Предложенная классификация была бы более полной, если она содержала еще технологии ВЙЖЙЩиональных, трансграничных и междуна-

родных связей. Каждый регион является открытой системой, подсистемы (ресурсная, экономическая, социальная, производственная) которой взаимодействуют не только между собой, но и с такими же подсистемами других регионов. Кроме того, экономика регионов взаимодействует еще с мировой экономической средой (экономики других стран). Создание и развитие межрегиональных и трансграничных кластеров лишь подчеркивает необходимость применения соответствующих ИТ для формирования потоков информации между субъектами в пределах этих кластеров.

Каждая из приведенных классификаций может быть использована при формировании информационного пространства региона и организации информационного обеспечения органов регионального управления, для создания объективных предпосылок социально-экономического развития региона, эффективизации деятельности субъектов хозяйствования в регионе, устранении проблем с поиска информации и ее структуризации и т.д. Но с точки зрения выделения региона как самостоятельного субъекта хозяйствования, конкурентных отношений и

социально-экономического развития, по нашему мнению, можно применить еще ряд других классификационных признаков.

Так, по эффекту от внедрения и использования информационных технологий их можно разделить на те, которые приводят к получению Шкономического ("размывание границ" между экономиками регионов; электронная торговля; рост экономической активности населения региона; электронный документооборот; появление новых способов заработка; возможность в короткие сроки решать проблемы и задачи из-за пределов региона; повышение качества сервисного и товарного обслуживания населения как в регионе, так и за его пределами; повышение уровня конкуренции на региональном рынке, что иногда приводит к банкротству субъектов малого предпринимательства и т.п.) и социального (возможность общаться собеседникам, находящихся в различных регионах, странах и континентах; дистанционное обучение; психологическая зависимость; участие населения периферийных и сельских территорий региона в политических и социально-экономических процессах; рост уровня и качества жизни населения в регионе; удовлетворение информационных потребностей населения и т.п.) эффектов в развитии региона.

По отношению к региону ИТ можно отнести к таким, которые обеспечивают движение информационных потоков из внешней среды в регион (внешние) и обеспечивают движение информационных потоков внутри самого региона (внутренние).

В условиях переориентации общества на информационный путь развития попадают под процессы информатизации и становятся пользователями информационных технологий региональные органы государственного управления и местного самоуправления, экономические субъекты (предприятия, организации, учреждения), функционирующие на территории региона и его население.

Информационные технологии являются основой для усовершенствования управленческого процесса [7, с. 20-25] в региональных органах государственного управления и местного самоуправления, обеспечения его открытости и прозрачности. На сегодняшний день активно обсуждается вопрос полномасштабного перехода от традиционного управления к электронному правлению, в которое заложены технологии обеспечения свободного доступа граждан к информационным ресурсам органов власти ¡(шеЬ-страницы областных государственных администраций, районных государственных администраций, сельских и поселковых советов), технологии электронного взаимодействия между органами власти всех уровней (электронный документооборот, электронная цифровая под-Щись), технологии создания электронной демо-

кратии (возможность для населения участвовать в принятии управленческих решений и т.п.), технологии отладки взаимодействия "власть-бизнес" (электронная отчетность, электронный кабинет налогоплательщика, определенные у|11 луги фискальных и контролирующих органов, шеЬ-страницы Государственной налоговой службы в области и Государственных налоговых инспекций районов, Главного управления Пенсионного фонда в области, Главного управления Государственного казначейства в области и т.п.). Информационные технологии выступают инструментом повышения эффективности внутренних и внешних коммуникаций экономических субъектов региона, меняют способы производства товаров и предоставления услуг. Например, внедрение системы электронного взаимодействия между предприятиями и учреждениями региона, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги гражданам (газ, вода, электроэнергия, отопление), а также предприятиями, осуществляющими их финансовое обслуживание, значительно упростило процедуру получения справочной информации об объеме потребленных услуг, задолженности, диверсифицировало способы оплаты за них (отделение сбербанка или коммерческого банка, почта, банкомат, терминал, Интернет-Банк, специальные системы регулярных платежей) и сократило время обслуживания населения.

Относительно населения региона, то ИТ увеличивают возможности для реализации прав на получение информации, самореализацию, получение новых знаний, проведение досуга, расширяют сферы потенциального трудоустройства людей за пределами территории проживания и т.п.

Таким образом, ИТ можно классифицировать за участниками административно-правовых и социально-экономических отношений в регионе.

Классификация информационных технологий в контексте проведения региональных исследований и сбалансирования социально-экономического развития региона в условиях современных трансформаций экономики представлена на рис. 2.

На основе приведенных классификаций информационных технологий можно выделить несколько закономерностей их развития и интеграции в экономические процессы:

- большинство ИТ являются универсальными, что делает возможным их использование как гражданами, так и организациями и большими предприятиями различных отраслей экономики и в разных регионах страны;

- диверсифицируются каналы передачи данных и информации между органами управления, субъектами хозяйствования и населением;

- Интернет-среда поглощает традиционные формы экономической деятельности (торгов-

pN■|lняkбiPiбiiбЯlлуживаlИW||PбTPуДPiiествб и

т.п.) и размывает границы между устоявшимися региональными и национальными рынками;

- шеЬ-ориентированные ИТ являются наиболее перспективными по решению комплекса достаточно сложных задач управления и соци-Цльно-экономического развития.

Безусловно информационные технологии обусловливают переориентацию управления и деятельности субъектов хозяйствования на новые

источники информации, возможности ведения бизнеса, формы и инструменты сотрудничества. Также не стоит забывать о негативных моментах: несанкционированный доступ к информации и проникновение в информационные системы, финансовые и другие потери от повреждения носителей информации и т.п. Несмотря на это трудно представить современную жизнь и эффективное функционирование бизнеса без них, а также развитие общества.

ЛИТЕРАТУРА

Швенко С.В., Лапiн 6.В., Павленко О.О та iH. Iнформацiйнi системи в менеджмента Навчальний поабник. С.: ВТД «Ушверситетська книга», 2005. 407 с.

Информационные технологии в региональном управлении. URL: http://lib.sfi.komi.com/ft/301-000519.pdf. (дата обращения: 17.07.2014).

Информационные технологии в экономике. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/up_inform_tehnol_v_ekon/page0009.asp (дата обращения: 28.07.2014).

Классификация информационных технологий. URL: http://students.dce.ifmo.ru/teemuit/items/IT/it_classification.pdf (дата обращения: 28.07.2014).

Классификация информационных технологий. URL: http://www.feip.ru/main/pris/973-klassifikaciya-informacionnyx-texnologij.html (дата обращения: 29.07.2014).

Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии: Учебное пособие. 2-е издание. М.: Проспект, 2009. URL: http://books.google.com.ua/ (дата обращения: 31.07.2014).

Романов И. А. Применение информационных единиц в управление [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. №3(9). URL: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/04/pdf_140303.pdf (дата обращения: 28.07.2014).

8. Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: Учеб. пособие. М.: Ид "ФОРУМ"; ИНФРА-М, 2007. 256 с.

9. Терещенко Л.О., Маиенко-Зубенко I.I. 1нформацшш системи i технологи в облжу: Навч. поаб. К.: КНЕУ, 2004. 187 с.

10. Шевчук А.В. 1нформацшш технологи в забезпеченш соцiально-економiчного розвитку реиону / Ввдп. ред. д.е.н., проф. Л. К. Семiв. Л.: 1нститут регюнальних дослвджень НАН Украши, 2007. 139 с.

REFERENCES

1. Glivenko S.V., Lapin Je.V., Pavlenko O.O ta in. Informacijni systemy v menedzhmenti: Navchalnyj posibnyk [Management Information Systems]. Sumy, VTD Universytets'ka knyga Publ., 2005. 407 p.

2. Information technology in regional governance. Available at: http://lib.sfi.komi.com/ft/301-000519.pdf (accessed 17 July 2014).

3. Information technology in the economy. Available at: http://abc.vvsu.ru/Books/up_inform_tehnol_v_ekon/page0009.asp (accessed 28 July 2014).

Classification of Information Technology. Available at: http://students.dce.ifmo.ru/teemuit/items/IT/it_classification.pdf (accessed 28 July 2014).

Classification of Information Technology. Available at: http://www.feip.ru/main/pris/973-klassifikaciya-informacionnyx-texnologij.html (accessed 29 July 2014).

Konopleva I.A., Hohlova O.A., Denisov A.V. Informacionnye tehnologii: Uchebnoe posobie. [Information Technology]. Moscow, Prospekt Publ., 2009. Available at: http://books.google.com.ua/ (accessed 31 July 2014).

Romanov I.A. The application of information units in management. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 3(9). Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/04/pdf_140303.pdf (accessed 28 July 2014) Rumjanceva E.L., Sljusar' V.V. Informacionnye tehnologii: Ucheb. posobie. [Information Technology]. Moscow, INFRA-M Publ., 2007. 256 p.

Tereshhenko L.O., Matijenko-Zubenko I.I. Informacijni systemy i tehnologii' v obliku: Navch. posib. [Information Systems and Technologies in Accounting]. Kyiv, KNEU Publ., 2004. 187 p. 10. Shevchuk A.V. Informacijni tehnologiï v zabezpechenni socialno-ekonomichnogo rozvitku regionu / Vidp. red. d.e.n., prof. L.K. Semiv [Information technology in socio-economic development of the region / Under the editorship of Doctor of Economic Sciences, Professor L.K Semiv]. Lviv, Instytut regional'nyh doslidzhen' NAN Ukrai'ny, 2007. 139 p.

Информация об авторе Шевчук Ирина Богдановна

(Украина, Львов) Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической кибернетики Львовская государственная финансовая академия E-mail: ibshevchuk@ukr.net

Information about the author

Shevchuk Irina Bogdanovna

(Ukraine, Lviv) PhD in Economic Sciences, Associate Professor of Department of Economic Cybernetics Lviv State Academy of Finance E-mail: ibshevchuk@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.