Научная статья на тему 'История и современность в эссеистике У. Голдинга'

История и современность в эссеистике У. Голдинга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
263
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE / ESSAY / W. GOLDING / HISTORIOSOPHY / HUMANISM / У. ГОЛДИНГ / ГУМАНИЗМ / ИСТОРИОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / ЭССЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шанина Юлия Александровна

Предметом анализа в данной статье являются эссе Уильяма Голдинга (1911-1993), вошедшие в сборники «Горячие врата» («The Hot Gates», 1965), «Движущаяся мишень» («A Moving Target», 1982) и посвященные путешествиям по исторически значимым местам и описаниям артефактов прошлого. Цель работы выяснение причин обращения автора к исторической тематике и определение его историософских взглядов. Английский прозаик предстает прежде всего человеком, очарованным прошлым. Он осознает себя наследником многовековой истории, которая не является чем-то мертвым, отжившим. Он ощущает непрерывную связь эпох благодаря памятникам культуры, преданиям и легендам, фольклору, окружающей природе, которая является неизменным свидетелем хода времени. Поэтому писателю так важно побывать в том месте, где то или иное историческое событие совершилось: место раскопок, Фермопилы, Дельфы, Нил, Долина Царей. С композиционной точки зрения, очерки содержат поэтическое описание достопримечательности, которое завершается емким выводом, глубоко субъективным, далеким от рациональной однозначности. Каждое из описанных путешествий, реальное или воображаемое, это своего рода паломничество, итогом которого каждый раз становится важное духовное прозрение, философское обобщение закономерностей истории. В прошлом человечества Голдинг усматривает грехопадение, связанное с возникновением рационального мышления, которое становится источником двойственности человеческой натуры, способной и на жестокое убийство, и на подвиг самопожертвования. Его настоящее путешествие, подобно библейскому Ною, в поисках истины, а возможное будущее Апокалипсис. Но в то же время английский писатель убежден, что человек может подавить в себе тягу к убийству, преодолеть тьму, поставить нравственный прогресс выше технического и в конечном итоге обрести Бога. Таким образом, несмотря на все сомнения и разочарования, порожденные трагическими событиями ХХ века, Уильям Голдинг остается верен ценностям европейского гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF HISTORY IN W. GOLDING’S NONFICTION

This research analyses William Golding’s (1911-1993) essays, which are included in “The Hot Gates” (1965) and “A Moving Target” (1982) collections and are dedicated to the author’s travels to historical places and his descriptions of historical artifacts. The purpose of our research is to determine distinctive features of his historiosophy views and the reasons for the author’s interest in the past. The English writer felt being charmed with the centuries-old history, which is not something dead and obsolete. He was aware of the continuous connection between centuries due to cultural monuments, legends, folk literature and nature, which is an invariable witness of the flow of time. Thus, it was so important for Golding to visit places where these historical events took place: excavations, Thermopylae, Delphi, the Nile and the Valley of the Kings. The essays, devoted to this travels, contain poetic descriptions, which have subjective, irrational and polysemantic conclusions at the end. Every trip, real or imaginary, is like a pilgrimage and it results in an important moral development and philosophical generalizations of historical laws. In the mankind’s past, Golding discovers the Fall, associated with the emergence of rational thinking. It is the issue of human dual nature capable of cruel murder and self-sacrifice. The present is like Noah’s journey, whose purpose is the search of the truth. The possible future is the Apocalypse. However, the English writer is convinced that man can suppress his craving for murder, the darkness of his heart, man can prefer moral progress and eventually find God. In spite of numerous doubts and disappointments, caused by the tragic events of the 20th century, William Golding remains faithful to the values of European humanism.

Текст научной работы на тему «История и современность в эссеистике У. Голдинга»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №2(44)

УДК 821.111.09

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ЭССЕИСТИКЕ У. ГОЛДИНГА

© Юлия Шанина

CONCEPTION OF HISTORY IN W. GOLDING'S NONFICTION

Yulia Shanina

This research analyses William Golding's (1911-1993) essays, which are included in "The Hot Gates" (1965) and "A Moving Target" (1982) collections and are dedicated to the author's travels to historical places and his descriptions of historical artifacts. The purpose of our research is to determine distinctive features of his historiosophy views and the reasons for the author's interest in the past.

The English writer felt being charmed with the centuries-old history, which is not something dead and obsolete. He was aware of the continuous connection between centuries due to cultural monuments, legends, folk literature and nature, which is an invariable witness of the flow of time. Thus, it was so important for Golding to visit places where these historical events took place: excavations, Thermopylae, Delphi, the Nile and the Valley of the Kings. The essays, devoted to this travels, contain poetic descriptions, which have subjective, irrational and polysemantic conclusions at the end.

Every trip, real or imaginary, is like a pilgrimage and it results in an important moral development and philosophical generalizations of historical laws. In the mankind's past, Golding discovers the Fall, associated with the emergence of rational thinking. It is the issue of human dual nature capable of cruel murder and self-sacrifice. The present is like Noah's journey, whose purpose is the search of the truth. The possible future is the Apocalypse. However, the English writer is convinced that man can suppress his craving for murder, the darkness of his heart, man can prefer moral progress and eventually find God. In spite of numerous doubts and disappointments, caused by the tragic events of the 20th century, William Golding remains faithful to the values of European humanism.

Keywords: culture, essay, W. Golding, historiosophy, humanism.

Предметом анализа в данной статье являются эссе Уильяма Голдинга (1911-1993), вошедшие в сборники «Горячие врата» («The Hot Gates», 1965), «Движущаяся мишень» («A Moving Target», 1982) и посвященные путешествиям по исторически значимым местам и описаниям артефактов прошлого. Цель работы - выяснение причин обращения автора к исторической тематике и определение его историософских взглядов.

Английский прозаик предстает прежде всего человеком, очарованным прошлым. Он осознает себя наследником многовековой истории, которая не является чем-то мертвым, отжившим. Он ощущает непрерывную связь эпох благодаря памятникам культуры, преданиям и легендам, фольклору, окружающей природе, которая является неизменным свидетелем хода времени. Поэтому писателю так важно побывать в том месте, где то или иное историческое событие совершилось: место раскопок, Фермопилы, Дельфы, Нил, Долина Царей. С композиционной точки зрения, очерки содержат поэтическое описание достопримечательности, которое завершается емким выводом, глубоко субъективным, далеким от рациональной однозначности.

Каждое из описанных путешествий, реальное или воображаемое, - это своего рода паломничество, итогом которого каждый раз становится важное духовное прозрение, философское обобщение закономерностей истории. В прошлом человечества Голдинг усматривает грехопадение, связанное с возникновением рационального мышления, которое становится источником двойственности человеческой натуры, способной и на жестокое убийство, и на подвиг самопожертвования. Его настоящее - путешествие, подобно библейскому Ною, в поисках истины, а возможное будущее -Апокалипсис. Но в то же время английский писатель убежден, что человек может подавить в себе тягу к убийству, преодолеть тьму, поставить нравственный прогресс выше технического и в конечном итоге обрести Бога. Таким образом, несмотря на все сомнения и разочарования, порожденные трагическими событиями ХХ века, Уильям Голдинг остается верен ценностям европейского гуманизма.

Ключевые слова: У. Голдинг, гуманизм, историософия, культура, эссе.

Эссеистика Уильяма Голдинга (1911-1993) традиционно рассматривается отечественными и зарубежными исследователями в неразрывной связи с интерпретацией его художественных произведений, воспринимается как «лучший источник генезиса и развития идей Голдинга» [Gindin, с. 8]. Это обусловлено тем, что по своей тематике эссе, действительно, напрямую связаны с романами Голдинга, «полны собственных реминисценций» [Carey]. Поэтому данная часть наследия английского прозаика не становилась предметом отдельного исследования. Хотя, по всей видимости, сам писатель придавал этим сочинениям особое значение, поскольку выпустил два сборника («Горячие врата», «Движущаяся мишень»), для которых отобрал произведения разных лет и расположил согласно четкой структуре. На наш взгляд, эссеистика У. Голдинга самоценна и представляет несомненный интерес как отражение духовных исканий личности ХХ века.

Сочинения, вошедшие в указанные сборники, разнообразны по проблематике и жанру (путевые заметки, воспоминания, жизненные впечатления, лекции, литературная критика). Предметом нашего исследования стали очерки, содержащие осмысление исторического прошлого: «Горячие врата» («The Hot Gates», 1965), «Мое представление о Египте» («Egypt from My Inside», 1965), «Раскопки изображений» («Digging for Picture», 1965), «Уилтшир», «Любовь к соборам» («An Affection for Cathedral», 1965), «Дельфы» («Delphi», 1967), «Египет извне» («Egypt from My Outside», 1977).

Есть несколько обстоятельств, которые обусловили увлечение Голдинга историей. Во-первых, почитание прошлого рассматривалось Голдингом как свойство английского национального характера, поэтому, рассуждая о притягательной силе артефактов прошлого, он утверждал: «The analysis might help us to understand ourselves» [Golding, 1982, с. 10]. Во-вторых, детство и большая часть жизни будущего Нобелевского лауреата прошли в родном Уилтшире. Уникальность этого места заключается в том, что весь его ландшафт - это результат деятельности человека на протяжении пяти тысячелетней истории. Голдинг признавался, что с детства был очарован романтикой археологических исследований, его кумирами были Шлиман, соотечественник Питт-Ривер. На этом этапе им двигала жажда рационального познания. Объясняя причины своего пристрастия к археологии, он говорил: «I was always interested in how things were made and why» [Biles, с. 91].

Наконец, Голдинг был непосредственным участником судьбоносных событий европейской

истории. Во время Второй мировой войны он служил в военно-морских силах Британии и принимал участие в ряде решающих сражений. Годы войны стали временем кардинального переосмысления прежних взглядов, писатель признавался: «I was understanding a bit more what people were like» [Biles, с. 34]. После войны он остается верен своим пристрастиям, но уже по совсем другим причинам: он задумывается о значении вещей. Первостепенное значение теперь имеет не интерес исследователя, а поиск ответа на вопросы философского характера: в чем смысл человеческой истории, каково предназначение человека в мире, сущность его природы, каковы истинные пути познания.

С точки зрения Голдинга, история человечества отличается единством и связующим началом выступает постоянство человеческой природы, которая остается неизменной во все времена. Ее сущность писатель рассматривал в свете христианского догмата о первородном грехе. Не только современность, но и археологические открытия подтверждают мысль Голдинга о том, что отличительная особенность homo sapience -это способность к убийству. В эссе «Раскопки изображений» («Digging for Picture», 1965) писатель вспоминал об археологическом изыскании, в ходе которого был обнаружен скелет женщины, скорее всего, убитой. Находка относилась к доисторическим временам и явилась еще одним аргументом, подтверждающим концепцию автора. История человечества больше не предстает как неизбежная, поступательная эволюция в духе «Очерков истории цивилизации» Г. Дж. Уэллса, ее суть в бесконечной войне, которую ведут люди, начиная с доисторических времен.

Но сущность человека заключается не только в способности к насилию, но и в стремлении к определению того, что есть Божественное. По словам Голдинга, «as far back as we can go in history we find that the two signs of Man are a capacity to kill and a belief in God» [Biles, с. 106]. Раздумья над феноменом религиозного культа приводят писателя в духовный центр Древней Греции, место почитания бога Аполлона. Передавая свои впечатления в очерке «Дельфы», Голдинг пишет: «In this bland place, so splendidly organized now for tourists, was wrought something of the way in which we live» [Golding, 1982, с. 43]. Посещение древнего святилища Аполлона вызывает не только чувство благоговения, это место воспринимается Голдингом как свидетельство извечного страха человека перед неизведанным, управляющим его существованием. В религиозных культах он усматривает аналогию: «Greek religion came in layer, each age superimposed on an obscurer and more sav-

ЮЛИЯ ШАНИНА

age one. The layers existed together, since nothing is as conservative as religion. Dig down, and just below the surface you cjmt on sacrifice and, at botom, tracts of cannibalism» [Golding, 1982, с. 37].

В целом античность воспринималась писателем как колыбель европейской рационалистической цивилизации, итогом развития которой стала мировая война. Поэтому он неоднократно критиковал здравомыслие древних греков, противопоставлял им интеллектуальную медлительность древних египтян [Golding, 2013, с. 72]. Интерес к истории Древнего Египта возникает у Голдинга еще в детстве под впечатлением от египетской коллекции Британского музея. Образцы древнеегипетского искусства завораживают его, становятся источником фантазий. Так, в своем эссе «Мое представление о Египте» писатель вспоминает о своем воображаемом посещении Британского музея ночью, когда, казалось, в темноте и уединении Глаз Осириса, маска Ту-танхамона, древняя мумия раскрывали ему свои тайны.

Воочию увидеть Египет Голдингу удается только зимой 1976 года, когда он вместе со своей женой отправляется в путешествие по Нилу, которое воспринимается им не как путь с севера на юг, а «с запада на восток», «из страны жизни в страну смерти» [Golding, 1982, с. 57]. Свои впечатления он отражает в очерке «Египет извне». Приобщение к культуре Древнего Египта оказывается для писателя своего рода путем самопознания. Его столь привлекают образы египетского искусства, поскольку они были обращены к темам, особенно волновавшим его. «I recognize in their relicts, through the medium of archaeology and art, my own mournful staring into darkness, my own savage grasp on life» [Golding, 2013, с. 81]. В египетской культуре он обнаружил не стремление к смерти, а напротив, страстное желание отстоять свет жизни перед мраком небытия. В этом смысле восточная египетская цивилизация прямо противопоставляется им культуре западной, европейской, которая берет начало в эпохе античности и основана на рационализме, убежденности в способности человека познать мир силой разума. Как духовные наследники Древней Греции, по словам Голдинга, «we are blinding pride that was foreign to them. We discount the possibility of potentialities of human spirit which may operate by other means, in other modes to other ends» [Там же]. Тип древнеегипетской культуры представляется ему идеальной, поскольку она отказывается от интеллектуализма, а обращается к решению духовных проблем и тайн бытия.

Но Голдинг не может принять полного растворения человеческой личности в окружающем

ее мире. Подводя итог своему путешествию по Египту, он еще раз утверждает понимание мира человеком европейской культуры: «I believe that life is central to the cosmos and that there are some times for some people when the deeps of that cosmos like the deeps of our minds open out» [Golding, 1982, с. 82]. Для Голдинга главной тайной, которую он стремится познать, остается внутренний мир человеческой личности.

Свидетельствами величия человеческого духа для Голдинга были подвиг спартанцев под Фермопилами и возведение собора в Солсбери наперекор законам природы. В частности, гибель под Фермопилами сотен греков в неравной схватке с персами является для английского прозаика символическим моментом в истории человечества. Этому событию посвящено эссе «Горячие врата». История царя Леонида и его воинов доказывает, по мнению У. Голдинга, что «правильное направление в истории» («the right line of history») существует, что в человеке есть нравственные силы, которые позволяют ему преодолеть эгоизм, естественную жажду жизни и умереть, отстаивая свои духовные идеалы: «Here was won for shining Athens and all Greece and all hu-manity» [Golding, 2013, с. 20]. Поэтому этот подвиг является источником душевной неуспокоенности писателя, его неистребимой веры в высокое предназначение человека и в его способность к самопожертвованию во имя других людей.

Голдинг строил свою историческую концепцию наперекор сложившимся традициям. Он не был склонен к романтической идеализации далекого прошлого. Преклоняясь перед искусством Древнего Египта, он также признавал и «громоздкий культ их фараонов, жадность расхитителей гробниц, жестокость их наказаний, скукоту их апофегмем», видел «портреты глупых бюргеров с их глупыми женами» [Golding, 1982, с. 73]. Он отказался рассматривать историю как совокупность статистических данных, фактов вслед за Геродотом, либо как деградацию от «золотого века», «времени невинности» к машинной цивилизации в духе Ж.-Ж. Руссо, либо как неизбежную эволюцию, прогресс, подобно Г. Уэллсу, так как эволюция внеморальна и сама в себе не содержит гарантии чего-либо, кроме растущей сложности. «Поддельной истории» он противопоставил представление о «пугающем мире», в котором неразрывно переплетены добро и зло. Мудрец из Солсбери был лишен чувства превосходства человека развитой цивилизации над древними культурами, так как в историческом процессе он обнаружил повторяемость, причина которой в неизменности внутреннего мира личности. Поэтому прошлые эпохи важны своим ду-

ховным наследием, которое может помочь современной личности преодолеть глубокий мировоззренческий кризис, порожденный катастрофическими событиями ХХ века.

Список литературы

Biles Jack I. Talk: Conversation with William Gold-ing. New York, 1970.

Carey John. William Golding: The Man who Wrote Lord of the Flies. London: Faber & Faber, 2012. 573 p. URL: https://books.google.ru/books?id=K0oQ70LVB PYC&pg=PT46&dq=10.%09 (дата обращения: 20.04.2016).

Gindin James. William Golding. Macmillan: London, 2016. 124 р.

Golding W. A Moving Target. London: Faber and Faber, 1982. 202 р.

Golding W. The Hot Gates and other occasional pieces. London: Faber & Faber, 2013. 176 p.

References

Biles, Jack I. (1970). Talk: Conversation with William Golding. New York. (In English)

Carey, John. (2012). William Golding: The Man who Wrote "Lord of the Flies". 573 p. London, Faber & Faber. URL: https://books.google.ru/books?id=K0oQ70 LVBPYC&pg=PT46&dq= 10.%09 (accessed:

20.04.2016). (In English)

Gindin, James. (2016). William Golding. 124 р. Macmillan: London, 2016. (In English)

Golding W. (1982). A Moving Target. 202 р. London, Faber and Faber. (In English)

Golding W. (2013). The Hot Gates and Other Occasional Pieces. 176 p. London, Faber & Faber. (In English)

The article was submitted on 06.05.2016 Поступила в редакцию 06.05.2016

Шанина Юлия Александровна,

кандидат филологических наук, доцент,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 450000, Россия, Уфа, Октябрьской революции, 3а shanina@agnytom. ги

Shanina Yulia Aleksandrovna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University,

3 a Oktyobrskaya Revolutsiia Str., Ufa, 450000, Russian Federation. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.